Закрыть Из истории Новозыбковского отдела Географического Общества СССР 11.04.2024 17 Время на чтение 8 минут Источник: Российское Географическое Общество В XIX столетии в Российской Империи с целью освоения и исследования обширных территорий проводилась обширная экспедиционная работа. Для устойчивого и эффективного развития стране требовались точные географические карты, детальные описания её земель, включая самые отдалённые уголки. Большое внимание уделялось научному познанию естественных ресурсов, анализу и обработке уже накопленных научных материалов. Дабы аккумулировать и систематизировать полученные наработки и открытия в области географии и продолжить эту работу знаменитые мореплаватели Фёдор Литке, Иван Крузенштерн, Фердинанд Врангель, а также члены Императорской Санкт-Петербургской академии наук (ныне – РАН) естествоиспытатель Карл Бэр, астроном Василий Струве, лингвист Владимир Даль и другие (всего 17 человек) решили основать Русское географическое общество (далее – РГО, общество), для чего обратились к Императору. Предложенная инициатива была поддержана Николаем I, который 6 августа (по старому стилю) 1845 года утвердил устав названной организации. Первым председателем РГО назначили сына Николая I – Великого князя Константина Николаевича, на тот момент ему было всего 17 лет. Основную идею общества сформулировал в конце позапрошлого века известный научный и государственный деятель Пётр Семёнов-Тян-Шанский – «Привлечь к изучению родной земли и людей её обитающих все лучшие силы русской земли». С тех пор общество объединило вокруг себя многих специалистов в области географии и смежных наук (геология, биология, история, археология, этнография), энтузиастов-путешественников, экологов, общественных деятелей. К 1917 году насчитывалось одиннадцать подразделений и около одной тысячи членов общества. С момента создания членами РГО проведено свыше 3 тыс. экспедиций как на территории России, так и более чем в 30 странах мира. После революции организация не прекратила своего существования, её сотрудники продолжили научно-исследовательскую работу. При содействии РГО были созданы природные заповедники, в 1918 году основано первое в мире высшее учебное заведение географического профиля – Географический институт. Созданный в 1920 году при РГО комитет Севера координировал работы по активному освоению окраинных земель и Северного морского пути (впоследствии прекратил существование, его функции переданы Арктическому институту и Главному управлению Севморпути).

http://ruskline.ru/opp/2024/04/11/iz_ist...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. Я. Данилевский. Литография. 2-я пол. XIX в. Николай Яковлевич (28.11.1822, с. Оберец Ливенского у. Орловской губ., ныне Измалковского р-на Липецкой обл.- 7.11.1885, Тифлис, ныне Тбилиси), философ, публицист, ученый-естествоиспытатель. Род. в фамильном имении матери, Дарьи Ивановны, урожд. Мишиной. Отец, Яков Иванович,- армейский офицер, участник Отечественной 1812 г. и Крымской войн, впосл. генерал-майор, командир бригады - интересовался наукой и лит-рой. Из-за частой смены места жительства, обусловленной военной службой Я. И. Данилевского, родители отдали сына в 1833 г. в пансион. К 14 годам Д. свободно владел франц., нем., англ. и лат. языками. В 1837 г. поступил в имп. Царскосельский лицей, в классе был «самым талантливым и... разносторонне образованным из лицейских воспитанников» ( Семёнов-Тян-Шанский П. П. Мемуары. Пг., 1917. Вып. 1. С. 180). По окончании лицея в дек. 1842 г. Д. принял, вероятно, давно обдумывавшееся решение посвятить себя изучению естественных наук. В 1843-1847 гг. он являлся вольным слушателем естественного отд-ния физико-математического фак-та С.-Петербургского ун-та, избрав главным предметом научных занятий ботанику (в 1847 стал кандидатом, в 1849 - магистром ботаники). Находясь в стесненном материальном положении, Д. был вынужден добывать средства к существованию, гл. обр. лит. трудом: писал научные статьи в ж. «Отечественные записки». Издатели и сотрудники журнала А. А. Краевский, В. Г. Белинский , В. Н. Майков, с к-рыми Д. познакомился, ценили его ум и обширную эрудицию. Увлечение идеями франц. социалиста Ш. Фурье сделало Д. активным участником заседаний кружка М. В. Петрашевского, к-рого он знал еще по лицею, но ближе познакомился с ним в 1844 г. В кружке Д. прочел ряд рефератов «о социализме и в особенности о фурьеризме, которым он чрезвычайно увлекался, и развивал свои идеи с необыкновенно увлекательной логикой» (Там же. С. 197). Д., по свидетельству члена кружка Н. А. Спешнева, основательнее всех кружковцев знал фурьеризм.

http://pravenc.ru/text/171323.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Путешествия степного царевича 29.05.2011 445 Время на чтение 8 минут В конце мая 1861 года из Петербурга, имперской столицы России, отправлялся в Среднюю Азию экипаж. В нём находился тяжелобольной молодой человек азиатской внешности в мундире российского офицера. Это был сын старшего султана Кушмурунского округа и один из дальних потомков «потрясателя вселенной» - грозного Чингиз-хана - штабс-ротмистр Русской армии Чокан Валиханов К своим двадцати пяти годам он был уже известнейшим в России учёным и путешественником, первым совершившим опасное и полное приключений путешествие, открывшее миру неведомую дотоле Кашгарию и благополучно возвратившимся. В столице он оставлял интересную работу по составлению карт Азии в Главном штабе, оставлял друзей и знакомых, среди которых были писатели, поэты и учёные - Ф.М.Достоевский, А.Н.Майков, Я.П.Полонский, А.Н.Плещеев, В.В.Крестовский, П.П.Семёнов-Тян-Шанский, А.Н.Бекетов, Е.П.Ковалевский и другие. Промозглый климат пагубно сказался на слабых лёгких и подорванном в путешествиях здоровье «степного царевича» и он вынужден был уехать на родину, в опалённые солнцем киргизские степи. НАЧАЛО ПУТИ При рождении он получил имя Мухаммед-Ханафия, прозвище же Чокан, которое закрепилось за ним и под которым он вошёл в историю, дала ему мать. В двенадцать лет отец отдал Чокана, даже не знавшего ещё русского языка, в Омский кадетский корпус, где он жил в одной комнате с будущим известным русским учёным и путешественником Григорием Потаниным. Эта дружба потом продолжалась всю недолгую жизнь Чокана. Уже в корпусе он проявил незаурядные способности в науках, отлично выучил русский язык, и окружающие говорили о нём, как о будущем учёном. Окончив корпус в 1853 году, Чокан был произведён в офицеры и, надев казачий мундир, поступил на службу в 6-й полк Сибирского линейного казачьего войска. Вскоре он был переведён адъютантом к генерал-губернатору Западной Сибири Густаву Гасфорту. Здесь, в Омске, он погрузился в изучение русских, китайских и других восточных трудов по истории Центральной Азии, а вскоре получил возможность и лично познакомиться с Семиречьем, Иссык-Кулем и китайской Кульджой, совершив несколько поездок туда.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русское чуда на Алтае 23 августа исполнилось 285 лет городу Барнаулу 22.10.2015 785 Время на чтение 14 минут Судьба не раз заносила меня в эти места, и я успела их полюбить. А когда я собиралась на Алтай впервые в далёком 1976 году, спросила у двоих друзей - москви ча, который пару раз бывал там по работе, и уроженца Алтая: что за место такое? - Барнаул? Это дыра! - сказал москвич. - Барнаул - это чудо! - сказал уроженец. Через трое суток (столько ехать туда от Москвы на поезде) в 45-градусный мороз я стояла на платформе железнодорожного вокзала в Барнауле. Для меня, уроженки юга, такая холодрыга казалась невыносимой: я еле дышала, слова не вылетали, а вываливались изо рта в виде ледышек, как в известной сказке Степана Писахова. Но уже вечером, после баньки и хлебосольного ужина, мы с друзьями гуляли по заснеженным улицам, и я так пела «Ой, мороз, мороз...», что сибиряки восхищались... Обживаясь в Барнауле, я по очереди вспоминала и впечатления москвича, и отзыв местного уроженца - оба были по-своему правы. Причём их высказывания можно было приложить к чему угодно: людям - таким разным; коммунальным службам - в городе в то время кое-где имелись настланные из дерева тротуары, ходить по которым было опасно для жизни; местоположению города - высокий правый берег Барнаулки и низменные участки левобережья, великолепная Обь вдалеке; его архитектуре - строили здесь из всего: сосны, пихты, лиственницы, основу производственных зданий составляли стоечно-каркасные конструкции, административные и жилые дома рубились из брёвен. Кирпичные сооружения были редки - завод, аптека, часть плотины завода, а в 1774 году был возведён каменный Петропавловский собор. Правда, весьма разнородную архитектуру города успешно объединила и гармонизировала система площадей - Соборная, Сенная, Конюшенная, Рыночная, Заводская, связанных прямыми улицами. «Хотя город Барнаул не отличался внешней красотой своих зданий, но зато внутри их все было убрано с комфортом и роскошью, и все казалось жизнерадостным. Общество все однородное, состояло из очень хорошо образованных и культурных горных и лесных офицеров и их семейств, сильно перероднившихся между собою, а также из семейств двух-трех золотопромышленников, отчасти бывших в свое время также горными офицерами. Жили они весело и даже роскошно, но в их пирах не было той грубости, которой отличались оргии членов Главного управления Западной Сибири в Омске. Эстетические наклонности горных инженеров Алтайского горного округа проявлялись не только в убранстве их комнат и изящной одежде их дам, но и в их знакомстве как с научной (в 1764-м здесь функционировала роскошная техническая библиотека с фондом 7 тыс. томов. - Н.Л.), так и с художественной литературой и, наконец, в процветании барнаульского любительского театра, который имел даже свое собственное здание», - вспоминал знаменитый путешественник Пётр Семёнов-Тян-Шанский в 1856-1857 годах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Об авторе Александр Дмитриевич Семенов-Тян-Шанский родился в Петербурге 7 октября 1890 г. Он был внуком известного деятеля эпохи Великих Реформ, знаменитого путешественника Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. В 1914 г. Александр Дмитриевич закончил юридический факультет Петербургского университета, но начавшаяся война не позволила ему вступить на служебное поприще. После окончания ускоренных курсов Пажеского корпуса он был произведен в офицеры и поступил в Лейб-Гвардии Егерский полк. Воевал на фронтах первой мировой войны. В годы гражданской войны был участником Белого движения (по другим сведениям, попал в Красную армию и бежал из нее в Финляндию). В начале 1920-х гг. эмигрировал в Германию (г. Берлин), а в 1925 г. переехал в Париж. Состоял в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). Свое церковное призвание Александр Семенов-Тян-Шанский осознал достаточно поздно. В 1942 г. в возрасте 52-лет он окончил полный курс Православного Богословского института в Париже, 23 марта 1941 г. был рукоположен во дьякона, 21 мая 1943 г. – во священника. Рукоположение совершал митрополит Евлогий в Александро-Невском соборе в Париже. Отец Александр сначала служил помощником настоятеля Свято-Сергиевской церкви в Коломбеле (1.06.1943–11.01.1944), затем был законоучителем и настоятелем церкви при детском приюте в Веррьере-Ле-Бюиссон (11.01.1944–1947), настоятелем церкви при Вознесенской женской обители и приюте в Розе-ан-Бри (1947–14.10.1955).17 апреля 1955 г. был возведен в сан протоиерея. С 14 октября 1955 г. – настоятель Покровской церкви в Париже, с 16 января 1957 г. – настоятель церкви Знамения Божией Матери на бульваре Эгзельманс в Париже. По воспоминаниям современников, он был натурой художественной, писал стихи, рисовал акварели, увлекался музыкой. Светская культура в нем мирно и гармонично уживалась с подлинной и глубокой духовностью. Своим пасомым он усердно рекомендовал чтение отцов-пустынников и сам руководствовался их советами. 2 июля 1966 г. отец Александр был пострижен в монашество, а на следующий день возведен в сан архимандрита. С 1967 по 1979 гг. он возглавлял каноническую комиссию и духовный суд Западноевропейской Русской архиепископии. 5 сентября 1971 г. отец Александр был хиротонисан в епископа Зилонского (по имени города Зилон в области Понтийской 101 ), викария Западноевропейской Русской архиепископии Константинопольского патриархата. Посвящение проходило в кафедральном Александро-Невском соборе в Париже. В хиротонии епископа Александра приняли участие два православных русских иерарха – архиепископ Георгий (Тарасов) и епископ Мефодий – и греческие епископы: экзарх Вселенского Патриархата митрополит Мелетий и его викарий епископ Иеремия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ творческое объединение художников и гос. учреждение, осуществляющее научно-методическое руководство и подготовку кадров в области изобразительного искусства и архитектуры АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123030.html

епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский) (07.10.1890–16.05.1979) Воспоминания Основы православия Русская патрология Аудиокниги епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский) Епископ Зилонский, викарий Западно-Европейской Архиепископии Константинопольского Патриархата. Автор Православного катехизиса. Биография Родился в Петербурге в дворянской семье Дмитрия Петровича Семёнова-Тян-Шанского, ученого-статистика (1852 — 1917), и Евгении Михайловны Заблоцкой-Десятовской (1854—1920), приходился внуком Петру Петровичу Семёнову Тян-Шанскому, знаменитому исследователю Средней Азии. Имел 4 братьев и 2 сестёр. В 1914 году окончил юридический факультет Петербургского университета. Проявлял интерес к наукам и искусству, хорошо рисовал. В 1916 году окончил офицерские курсы Пажеского корпуса и поступил в лейб-гвардии Егерский полк, участвовал в Первой мировой войне и в гражданской войне в рядах Добровольческой армии. В 1920 году эмигрировал сначала в Финляндию, затем — Германию, а в 1925 году — во Францию. В 1937 году начал изучать богословие и 23 марта 1941 года митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Александро-Невском соборе в Париже рукоположён в сан диакона. В 1942 году окончил Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. Митрополитом Евлогием 21 мая 1943 года рукоположён во священника. С 1 июня 1943 года — помощник настоятеля Свято-Сергиевской церкви в Коломбеле, а с 11 января 1944 года — законоучитель и настоятель церкви при детском приюте в Веррьере-Ле-Бюиссон. С 1947 года настоятель церкви при Воскресенской женской обители и приюте в Розе-ан-Бри, а с 14 октября 1955 года — настоятель Покровской церкви в Париже; 17 апреля 1955 года возведён в сан протоиерея; 16 января 1957 года назначен настоятелем Знаменской церкви в Париже в должности которого оставался до своей кончины. В монашество был пострижен 2 июля 1966 года, а 3 июля возведён в сан архимандрита. Занимал видное место среди русской эмиграции. Являлся председателем канонической комиссии и духовного суда Западноевропейской русской архиепископии. Часто выступал на страницах эмигрантских изданий, много писал для «Вестника РСХД»; проявлял большой интерес к литературе и искусству, опубликовал ряд проповедей и статей о взаимосвязи христианства и культуры. Являлся духовным руководителем юношеской организации «Витязи» и членом Пажеского объединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 7.10.1890, С.-Петербург - 16.05.1979, Париж), еп. Зилонский (К-польский Патриархат). Внук знаменитого путешественника и исследователя П. П. Семёнова-Тян-Шанского. Закончил С.-Петербургский ун-т (1914). Принимал участие в первой мировой войне. Эмигрировал, с 1925 г. жил во Франции. В 1942 г. окончил в Париже Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского . В 1943 г. рукоположен во священника, стал настоятелем храма иконы Божией Матери «Знамение» в Париже. В 1971 г. хиротонисан во епископа Зилонского, викария К-польского Патриарха. А. занимал видное место среди рус. эмиграции, поддерживал дружеские отношения со многими ее представителями (особенно с деятелями культуры). Он часто выступал на страницах эмигрантских изданий, много писал для «Вестника РСХД» ; проявлял большой интерес к лит-ре и искусству, опубликовал ряд проповедей и статей о взаимосвязи христианства и культуры (об А. С. Пушкине , А. А. Ахматовой и др.). В качестве духовного писателя А. наиболее известен как автор «Православного катехизиса» и книги о св. прав. Иоанне Кронштадтском . «Отец Иоанн Кронштадтский» (1955) - это не только биография выдающегося пастыря, но и попытка представить цельное правосл. мировоззрение на примере святого Русской Церкви. Показывая отношение св. Иоанна Кронштадтского к разным церковным и общественным явлениям, автор демонстрирует эталон христ. жизни, основанной на покаянии и жертвенном служении ближним. Книга А. наряду с др. изданиями о кронштадтском пастыре во многом способствовала канонизации Иоанна Кронштадтского как общечтимого святого РПЦ (1990). Соч.: О. Иоанн Кронштадтский. Н.-Й., 1955; Пути Христовы. П., 1970; Искусство в христианском мире: Памяти А. С. Пушкина//ВРСХД. 1962. 65; Слово перед панихидой на 9-й день кончины А. А. Ахматовой//Там же. 1966. 80; О некоторых трудностях в жизни Римско-католической Церкви//Там же. 1971. 99. С. 34-36; Смерть и воскресение//Там же. 1971. 100. С. 34-43. Лит.: Русские писатели эмиграции, 1921-1972/Сост. Н. Зернов. Бостон, 1973; Куломзин Н. А. Свящ. А. Семёнов-Тян-Шанский. «Отец Иоанн Кронштадтский»//ВРСХД. 1955. 30; Рудинский В. Семёнов-Тян-Шанский: «Отец Иоанн Кронштадтский»//Возрождение. 1956. 54. О. Т. Е. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник

http://pravenc.ru/text/64284.html

Приложение 2. Творения отца Иоанна 100 Дневники 1. Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Извлечения из дневника. Изд. 1–4. Москва и СПб, 1894–1905. 2. Мысли о Церкви и православном богослужении. СПб., 1894. 3. Путь к Богу. СПб., 1905. 4. Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта. СПб., 1900. 5. Христианская философия. СПб., 1902. 6. Правда о Боге, мире и человеке. СПб., 1902. 7. Созерцание и чувства христианской души. СПб., 1909 (посмертное). 8. Созерцательное подвижничество. СПб., 1909 (посмертное). 9. Живой колос с духовной нивы отца Иоанна Кронштадтского . СПб., 1909 (посмертное). Проповеди 1. Полное собрание сочинений. Изд.1–4 СПб., 1891–1894. Том 1. Беседы о Боге и блаженствах, проповеди на Господские и Богородичные праздники. Том 2.Полный годовой круг слов, поучений, бесед. Том 3.Поучения, слова и речи на разные случаи. 2. Против графа Льва Н. Толстого, других еретиков и сектантов нашего времени и раскольников. СПб., 1902 3. Слова и поучения за 1897–1908гг. Изд. СПб. 4. Новые слова и поучения, произнесенные в Кронштадтском Андреевском соборе в 1907–1908 годах. СПб., 1909. 5. Проповеди. Произнесенные в Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге. СПб., 1909. 6. Венок на свежую могилу незабвенного пастыря отца Иоанна Кронштадтского – 148 поучений-экспромтов (посмертное). СПб., 1909. 7. О Кресте Христовом (против раскольников). Историко-археологическое исследование. СПб., 1896. 8. Автобиография//Журнал «Север». 1888 Брошюры различного содержания, разных изданий 1. Высокое происхождение души человека. 2. Духовное единение Христа с Церковью. 3. Мысли о Литургии Православной Церкви и др. 4. Мысли христианина о покаянии и причащении. Таллин, 1936. 5. О вере и надежде христианской. 6. О любви к ближним. 7. О мире с его соблазнами. 8. О молитве. 9. О настоящей и будущей жизни. 10. О покаянии и причащении. 11. О почитании святых. 12. О святой Троице. 13. О священстве. 14. Об иконопочитании. 15. Об искушении и терпении скорбей. Читать далее Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский./Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. - М. — СПб. : Отчий дом; Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2011. — 496 с., с илл. (Серия «Православные святые»). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Андрей (Зепович), еп. Ужичско-Шабацкий [серб. Антим] (Зепович; ок. 1762, о. Миконос, Греция - † неизв.), еп. Ужичско-Шабацкий К-польского Патриархата (1802-1814). До 1802 г. протосинкелл Ираклийской митрополии К-польского Патриархата. После перевода митр. Ужичско-Валевского Даниила в Трново К-польский Патриархат поставил на освободившуюся кафедру А., к-рый перенес кафедру из Валево в Шабац. Во время Первого серб. восстания (1804-1813) А. поддерживал многие начинания повстанцев. Вместе с митр. Леонтием (Ламбровичем) участвовал в сходе повстанческих старейшин, направивших австр. правительству и митр. Стефану (Стратимировичу) прошение о помощи серб. народу в борьбе против тур. владычества. В авг. 1805 г. принял участие в собрании в Боговачавском мон-ре , на к-ром вождем серб. народа был провозглашен Георгий Петрович (Карагеоргий) и А. был призван его миропомазать. Положение А. и его участие в освободительной борьбе сербов осложнялись тем фактом, что он находился в юрисдикции К-польского Патриархата. А. был тесно связан со своей серб. паствой и пользовался полным доверием и поддержкой митр. Карловацкого Стефана, чья хиротония не была признана К-польским Патриархатом. А. был вынужден бежать в Австро-Венгрию, и митр. Стефан обеспечил ему безопасное проживание в империи. После того как власти настояли на том, чтобы он покинул г. Сремска-Митровица, А. удалился в Бешеновский мон-рь (Сербия), где братия радушно приняла его как друга и сподвижника митр. Стефана. В 1807 г. возвратился в епархию и вновь занял свою кафедру. Намерение Карагеоргия поставить А. в сан митрополита Белградского (1812) не осуществилось. В серб. историографии признана важная и позитивная роль А. в событиях Первого серб. восстания. Сохранились 2 портрета А. 1811 г.- в Бешеновском мон-ре и в митрополичьей резиденции в Сремски-Карловци. Лит.: Р. О шабачком владици Антиму (1802-1806). Београд, 1941; Bpyja С. Епископ Антим и први српски устанак//Зборник за ucmopujy Матице српске. Нови Сад. 1977. 15. С. 150-168; Л. Портрет епископа Антима Српске православне цркве. Београд, 1981. С. 248-260; Српски jepapcu. С. 18. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/114124.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010