– «Благословите и меня, у меня тоже экзамен,» – говорила девочка в форменном платье. – И меня, и меня, – слышалось со всех сторон. Отец Иоанн что-то говорил детям, но что – я не мог разобрать. Видно было, что у него были отношения с ними самые сердечные, а гимназиста он о чем-то расспрашивал. Квартира отца Иоанна помещалась на втором этаже. Обстановка напоминала помещение небогатого сельского священника. Отец Иоанн снял с себя на ходу регалии и рясу и остался в шелковом, небесного цвета подряснике. Ему никак нельзя было дать его семьдесят лет. Небольшие голубые глаза смотрели и сосредоточенно, и живо». Отец Иоанн угостил отца Ильинского чаем и хересом. «Пей! Это укрепляет здоровье…». «Я пробыл у отца Иоанна около 40 минут. При уходе он предложил служить с ним Литургию. Я сказал, что не был на вечерне и вообще не готовился. «Это ничего», – сказал он». 71 См.: «Новое время». 21 декабря, 1908. – Прим. изд. 1955 г. Розанов В. В. (1856–1919) – публицист, писатель, мыслитель, оригинальный и противоречивый; критиковал современное ему христианство , вместе с Д. Мережковским и З. Гиппиус являлся носителем нового религиозного сознания, основал вместе с ними в Петербурге «Религиозно-философское общество»; автор многих ярких, почти всегда парадоксальных книг и статей по вопросам церкви и религии, брака, литературы… («Религия и культура», «Семейный вопрос в России», «Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе» и др.) 72 Мефистофель- взятое из народных сказаний название дьявола, которое в произведениях поэтов и драматургов (Шекспир «Виндзорские кумушки», Марло «Фауст», Гете «Фауст») явилось художественной персонификацией все отрицающего, скептического начала. Читать далее Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский./Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. - М. — СПб. : Отчий дом; Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2011. — 496 с., с илл. (Серия «Православные святые»). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Источник этот он и желал открыть для всех, поэтому и не хотел скрывать проявления силы, почерпнутой в этом источнике. Несмотря на всю свою исключительность, отец Иоанн имеет, конечно, свои глубокие духовные корни, свою духовную генеалогию. Кроме того, будучи необычайным явлением в истории Русской Церкви и русской святости, он все-таки – вполне сын своего народа и своей эпохи. Настоящая книга, по своему заданию, не есть полное жизнеописание отца Иоанна Кронштадтского и не научное исследование о нем. Это попытка запечатлеть основные черты его образа, как они выявились в событиях его жизни и основных его книгах. Если автору, ограниченному возможностями эмигрантской жизни, не удалось ознакомиться со всеми нужными материалами, он все же надеется, что благодаря его труду светлый образ отца Иоанна Кронштадтского станет для многих читателей более близким и дорогим, а тем самым люди православные почерпнут в нем бодрость и силу на своем трудном жизненном пути, а не православные, дай Бог, утратив личные свои предубеждения, с большим доверием и вниманием будут относиться к Православной Церкви. 97 «При большом числе святых мирян на Руси удивляет отсутствие канонизации священников из белого духовенства. Известны два имени святых иереев: Максима Тотемского († 1650 г.) и Симеона Малопинежского († 1585 г.). Но первый был юродивым и к тому же не канонизирован, а второй – принял схиму перед смертью и, следовательно, вошел в святцы в чине преподобных» (См.: Федотов Г.П. Святые Древней Руси). – Прим. изд. 1955 г. (Сказано на момент написания книги; в настоящее время, после прославления ново мучеников Российских, святых из среды белого духовенства насчитывается более тысячи. – Ред.) 98 Под евхаристическим движением следует разуметь движение сторонников частого причащения и сознательного отношения к участию в Литургии. – Прим. изд.1955 г. Читать далее Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский./Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. - М. — СПб. : Отчий дом; Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2011. — 496 с., с илл. (Серия «Православные святые»). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

«Божественная литургия есть поистине небесное, на земле, служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми… Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее Литургии!... Литургия – постоянно повторяющееся торжество любви Божией к роду человеческому и всесильное ходатайство о спасении всего мира и каждого члена в отдельности. Брак Агнчий, брак царского сына, на котором невеста Сына Божия – каждая верная душа, Уневеститель – Дух Святый. С какою уготованною, чистою, возвышенною душою нужно всегда присутствовать при Литургии, чтобы не оказаться в числе тех людей, которые, не имея одеяния брачного, а имея оскверненную одежду страстей, связаны были по рукам и… ногам, и выброшены вон из брачного чертога во тьму кромешную (см.: Мф. 22:2–14 )». « Жертва евхаристическая, или Пречистое Тело и Кровь Христовы – неисчерпаемый всебогатый источник примирения с Богом, милости очищения, освящения, обновления и обожения для всех верующих – живых и усопших; в ней примирение, очищение всего мира, ходатайство действительнейшее о привлечении ко Христу всех народов земли». «Что если бы Ты, Господи Боже мой, Иисусе Христе, возблистал свет Божества Своего от Пречистых Твоих Таин, когда они почивают на святом престоле – на дискосе во время Литургии, или в дарохранительнице, или дароносице, когда иерей Твой несет их на персех своих (на груди), идя к больному или от него! От этого света поверглись бы в страхе на землю все встречающиеся или воззревшие на них из домов своих, ибо и Ангелы от страха неприступной славы Твоей покрываются! А, между тем, как равнодушно… обращаются с этими пренебесными Тайнами! Равнодушно совершают страшное священнодействие Святых Таин!» Читать далее Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский./Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. - М. — СПб. : Отчий дом; Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2011. — 496 с., с илл. (Серия «Православные святые»). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Сохранилось немало показаний и о том, что на могиле отца Иоанна происходили исцеления от различных болезней. Кроме того, многие люди открыто утверждали и утверждают, что при тех или иных обстоятельствах они молитвенно обращались и обращаются к отцу Иоанну, и молитва их бывала и бывает услышана. Вера в помощь святых и праведных людей основана на вполне православном убеждении в единстве всех членов Церкви во Христе. Тому, кто разделяет это верование, трудно не разделить и все возрастающую веру в посмертную силу молитв отца Иоанна Кронштадтского . Ведь он сам, действительно, жил более всего молитвой за других людей и пламенной верой в святое единство Церкви. Но настоящая вера не есть только мысленное признание чего-нибудь, а порыв, умножающий силу самой жизни. Для того, чтобы вера стала таковой, надо уметь пережить то, во что веришь, и двинуться, хотя бы внутренне, навстречу к Тому, Кому веришь. Истинная вера и есть духовная встреча, и только такая вера приносит сладкий плод. 93 Из стихотворения М.Ю. Лермонтова («Прости! – мы не встретимся боле») (1832). Вторая строфа («Есть звуки – значенье ничтожно») использована в стихотворении 1840 года: «Есть речи – значенье». Ср.: Есть звуки – значенье ничтожно И презрено гордой толпой – Но их позабыть невозможно: Как жизнь, они слиты с душой… (1832) Есть речи – значенье Темно иль ничтожно! – Но им без волненья Внимать невозможно. (1840) Уже после смерти поэта, в 1845 г. В. Соллогуб издал сборник с другой редакцией этого (1840) стихотворения под заглавием «Волшебные звуки». 94 Здесь мимоходом нельзя не заметить, что символика, имеющаяся в Святых Таинствах, и вовсе превосходит символику всякого искусства. Многие образы, символы, имеющие основное значение в Таинствах Церкви, не суть только изображения невидимой действительности, а уже самая эта действительность. Но зато и самые эти образы «материи Таинств» (как они называются католиками) уже на эстетическую ценность не притязают. Здесь происходит крайнее обнищание (кенозис) Божественного, которое является в самых простых формах, например, хлеба, вина, воды. Сказанное, может быть, объясняет и то, что истинно высокое религиозное искусство ищет для себя простые, чисто нищенские одежды. – Прим. изд. 1955 г. Читать далее Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский./Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. - М. — СПб. : Отчий дом; Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2011. — 496 с., с илл. (Серия «Православные святые»). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Четвертое – Михаила Алексеевича Хрущева, Генерального штаба генерал-майора: «Почитаю своим нравственным долгом сообщить подробности случая исцеления лично моего по молитвам угодника Божия отца Иоанна Кронштадтского . В бытность мою кадетом я сильно простудился и заболел воспалением левого легкого, осложненным плевритом в тяжелой форме. Старший врач Данини известил моих родителей. Матушка моя, веря в силу молитв отца Иоанна, обратилась с мольбой к нему телеграммой и вскоре получила ответную депешу: «Молюсь об исцелении отрока Михаила». Вскоре после получения ее, как говорили, я спокойно уснул, во сне перенес кризис и проснулся с ясным сознанием и нормальной температурой». К случаям заочных исцелений относятся некоторые, имевшие место за границей. Среди них можно отметить быстро и внезапно начавшееся выздоровление от тифа покойного болгарского царя Бориса, тогда еще 8-летнего мальчика и наследника престола. Царевич стал поправляться после того, как отец его царь Фердинанд, сам католик, вспомнил о встреченном им на коронации Государя Николая отце Иоанне и телеграфно попросил его молиться за больного сына. Нередко обращения к отцу Иоанну сопровождались снами и даже видениями, в которых он являлся больным или близким им людям. Так, заочно исцеленный в детские годы от воспаления легких А.И. Северинов видел во сне отца Иоанна, пришедшего его причастить со Святыми Дарами. Некто Н.М. Роговой, исцеленный в детстве по молитве отца Иоанна от тяжелой формы падучей болезни (эпилепсии), сообщает, что перед тем как отправить ему телеграмму, его мать видела во сне отца Иоанна выходящим из Царских врат со Святой Чашей в руках. Подобных свидетельств немало. 86 Из доклада А.А. Соллогуба, прочитанного в Нью-Йорке. Январь. 1951. – Прим. изд. 1955 г. Читать далее Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский./Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. - М. — СПб. : Отчий дом; Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2011. — 496 с., с илл. (Серия «Православные святые»). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Об этом же, не менее ярко, говорит он и в другом месте: «Молитва, принужденная, развивает ханжество… делает человека вялым ко всему, даже к исполнению должностей своих…так и рабом форм обрядности, потому что это ведет к фарисейству, к лицемерному приношению к Богу заведенного правила». Биограф отца Иоанна Кронштадтского иеромонах Михаил приводит еще и следующий отрывок из сочинения отца Иоанна: «Хорошо послушание во всем матери Церкви, но с благоразумием, и, если возможно, могий вместити (могущий вместить) – продолжительную молитву – да вместит (ср.: Мф.19:12 ). Но не вси вмещают словесе сего ( Мф. 19:11 ); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву». И, наконец, в той же биографии приведены следующие слова отца Иоанна Кронштадтского : «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к Причащению. Между тем, здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Таин; если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв». К словам отца Иоанна Кронштадтского , в которых он ограждает свободу молитвы, нужно в заключение прибавить еще нижеследующее: «Хорошо иногда на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горящею верою и любовью ко Господу. Да, не все чужими словами беседовать с Богом…к чужим словам как-то привыкаем… хладеем. И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего… благодарного сердца – пересказать нельзя». 65 Ср.: Диаконский возглас (последний) на просительной ектенье во время Божественной литургии. Читать далее Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский./Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. - М. — СПб. : Отчий дом; Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2011. — 496 с., с илл. (Серия «Православные святые»). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

1903. С. 8, 20). Вопреки ожиданиям академические успехи Сергиева были скромными; по собственному признанию, он был «едва ли не самый последний из студентов, бессловесен в классе и на экзаменах» (Творения: Дневник. М., 2005. Т. 3: 1860-1861. C. 184). По окончании академии в 1855 г. Сергиев был удостоен степени кандидата богословия за соч. «О кресте Христовом в обличение мнимых старообрядцев», к-рое проверял молодой бакалавр иером. Никанор (Бровкович) . 23 сент. того же года он был причислен ко 2-му разряду академических воспитанников и после защиты диссертации утвержден в степени кандидата богословия (РГИА. Ф. 796. Оп. 438. Д. 2989). Пастырское служение По окончании академии Сергиеву предложили занять место священника при кронштадтском соборе во имя ап. Андрея Первозванного. Впосл. И. К. рассказывал, что в годы обучения в духовных школах ему приснился большой храм, в алтарь которого он вошел северными и вышел юж. вратами. Посетив впервые Андреевский собор, он сразу же узнал явленный во сне храм ( Михаил (Семёнов). 1903. С. 29; Вениамин (Федченков). 2003. С. 23). Предложение места в Андреевском соборе возникло в связи с тем, что ключарь собора прот. Константин Петрович Несвицкий по старости должен был уйти на покой, и, по обычаю того времени, наиболее желанным преемником мог стать человек, женившийся на его старшей дочери Елизавете Константиновне (1829-1909). Сергиев и Несвицкая обвенчались и поселились на 2-м этаже церковного дома при Андреевском соборе. После венчания Иоанн признался супруге, что дал обет остаться девственником. Сначала, узнав о намерении мужа, Елизавета Константиновна предложила развестись, по нек-рым сведениям, обратилась с прошением к С.-Петербургскому митр. Исидору (Никольскому) . Со временем она, вероятно, перестала противиться стремлению мужа, стала помощницей пастыря, называла его «братом Иваном» ( Александр (Семёнов-Тян-Шанский). 1955. С. 13; Соллогуб. 1951. С. 1951). Дневниковые записи И. К. отражают далеко не безоблачную жизнь с домашними. В доме Сергиевых проживали или гостили мн.

http://pravenc.ru/text/471321.html

Взгляни, мы выстроили свои жилища в долинах и спрятались в пещерах. Тебе совсем нетрудно повелеть Своим рекам затопить все наши долины и пещеры и стереть с лица земли человечество, отмыв ее от наших грязных дел. Но Ты выше нашего гнева и наших советов. Если бы Ты слушал советы человеческие, Ты бы уже разрушил мир до основания. О, Мудрейший среди отцов! Ты вечно улыбаешься в Своей божественной красе и безсмертии. Смотри, от Твоей улыбки растут звёзды! С улыбкой Ты превращаешь наше зло в добро, и прививаешь Древо добра на древо зла, и с бесконечным терпением облагораживаешь наш невозделанный Райский сад. Ты терпеливо лечишь и терпеливо созидаешь. Ты терпеливо созидаешь Свое Царство добра, Царь наш и Отче наш. Мы молим Тебя: освободи нас от зла и наполни нас добром, ибо Ты упраздняешь зло и восполняешь добро. Святитель Антоний, митрополит Сурожский «Искушение» по-славянски значит две вещи: во-первых, то, что мы называем искушением, то есть то, что побеждает нас своим соблазном; и во-вторых, испытание. Помните, апостол говорит: «Бог злом не испытывает» ( Иак.1:13 ). Если Он ставит нас перед лицом возможного падения, то потому, что увидел в нас достаточно веры, верности Ему, чтобы сразиться с этим искушением. И вот, мы вступаем в область, где на нас начнут находить испытания, искушения. И как легко нам сказать: Да, я ведь Бога называю Отцом, Христос меня признает за брата, я молился сыновней молитвой, я крещён, я причастился Святых Даров, я в меру моих сил простил всем – почему бы в этом духе Христовом не употребить Божественную силу на то, что мне нужно?.. – Нет!.. Потом сатана может сказать: Испытай свою силу. Ты говоришь, что ты соединён со Христом крещением, – вздор! Докажи; не верю... И мысль приходит: а что, если мне на самом деле доказать (конечно, не сатане, а кому-нибудь вокруг)? Да, со мной случилось что-то замечательное. Ты только на меня посмотри, ведь я новая тварь... Не в таких глупых словах, но в таком же направлении (потому что мы находим более подходящие слова для того, чтобы свою гордыню или тщеславие проявить). Или сатана говорит: «Смотри, сколько в тебе силы, возможности; неужели ты будешь довольствоваться тем малым, к чему ты призван? Ведь я могу тебе дать власть, я из тебя могу сделать – правителя, директора, полковника, что угодно; у тебя будет власть над людьми...» И тут тоже надо сказать: «Нет, мне это не нужно, я призван быть таким же смиренным, как Христос; мне ничего не нужно, я ничего доказывать не буду ни тебе, ни себе...» Вот это на нас будет находить. Можно массу примеров дать тех искушений, которые к нам могут прийти, но это не нужно – принцип поставлен. Избавь нас от лукавого, Господи! Епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Александр (Семёнов Тян-Шанский), епископ. Отец Иоанн Кронштадтский . Обнинск, 1995. (Репр. воспроизведение с изд.: Париж, 1990) Антоний (Блум), митрополит. Духовное руководство в Православной Церкви//Труды. М., 2002. Антоний (Блум), митрополит. Человек перед Богом. М., 1995. Антоний (Голынский-Михайловский) , архиепископ. О молитве Иисусовой// Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы/авт.-сост. Η. М. Новиков: в 4 т. Т. 1. М., 2004. Бердяев Н. А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности//Философия свободного духа. М., 1994. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991. Бердяев Н. А. Смысл творчества//Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни//Житие преподобного Серафима Саровского . Киев, 2005. Булгаков С. , священник. Благодатные заветы преподобного Сергия русскому богословствованию//Сергий Радонежский: сборник. М., 1991. Варсонофий Оптинский , преподобный. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». Оптина Пустынь, 2005. Великие русские старцы: Жития, чудеса, духовные наставления. М., 2001. Георгий (Тертышников), архимандрит. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1999. Глубоковский Η. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. Григорий Нисский , святитель. Об устроении человека//О человеке: [Сборник]. М., 2004. Громов Μ. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного юбилею 1000-летия Крещения Руси, проходившего в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 6–9 июня 1988 года, о канонизации святых//Канонизация святых. М., Добротолюбие: в 5 т. Троице-Сергиева Лавра, 1993. Т. 3. Древнегреческо-русский словарь/сост. И. X. Дворецкий; под ред. С. И. Соболевского. М., 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В рамках полемики Г. были написаны сочинения «L " Église russe est-elle libre?» (Свободна ли Русская Церковь?) и «L " Église Gréco-Russe» (Греко-русская Церковь), а также ответ Аксакову на вызвавшую многочисленные возражения со стороны рус. католиков его передовую статью, опубликованную в газ. «День» (1864. 12; из-за прекращения издания остался неопубл., в наст. время хранится в архиве Славянской б-ки). В парижском правосл. ж. «L " Union chrétienne» Г. полемизировал с перешедшим из католицизма в Православие свящ. Владимиром Гетте . Опубликовал ряд статей по рус. истории в журналах «Correspondant» и «Revue d " Anjou» и сочинения по истории взаимоотношений католич. и правосл. Церквей «Le Saint-Siège et la Russie» (Святой престол и Россия), «Témoignage d " un contemporain sur St. Vladimir» (Свидетельство современника о Владимире Святом) и др., написал биографии своих родственников католиков Д. Д. Голицына и Е. А. Голицыной. При содействии Г. найдено и опубликовано большое число мемуарных и эпистолярных источников по истории России X-XVII вв. Переписка и др. документы Г. в основном хранятся в архиве Славянской б-ки в Лионе (см.: Цимбаева Е. Н. Архив Славянской б-ки Парижа: (Опыт описания)//ВМУ: Ист. 1995. 6. С. 86-94). Погребен в ц. св. Сульпиция в имении Шатен-Крёз. Соч.: Петр I, член Парижской академии наук//Рус. заграничный сб. Лпц., 1859. Ч. 3. Тетр. 3; Un mot sur la Russie. Versaille, 1859; L " Église russe est-elle libre? P., 1861; L " Église Gréco-Russe. P., 1861; Témoignage d " un contemporain sur St. Vladimir. P., 1861; L " émancipation des serfs en Russie. P., 1861; Биография Арсения Мацеевича, архиеп. Ростовского и Ярославского. Лпц., 1863; О юности Александра I. Лпц., 1863; La Russie au XVIII siècle: Mémoires inédits sur les règnes de Pierre le Grand, Catherine I et Pierre II. P., 1863; Mélanges sur la Russie. P.; Lpz., 18632; La question bulgare. P., 1864; Le Saint-Siège et la Russie. P., 1864. Лит.: Pierling P. Le prince Gagarin et ses amis: 1814-1882. P., 1996 (рус. пер.: Кн. И. Гагарин и его друзья//Символ. 2001. 44. С. 7-178). Е. Н. Цимбаева Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/165259.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010