Так как св. Церковь желает призывать Божие благословение на всякое событие и на каждый шаг в жизни человека, то церковные службы охватывают собой всю жизнь христианина от рождения до смерти. Родится ли человек, умирает ли, вступает ли в новое жилище, или самостоятельную семейную жизнь, отправляется ли в дальний путь, начинает ли совершать какое-нибудь полезное дело, испытывает ли он радость или горе, на все в св. Церкви можно найти отклик, совет, утешение и молитвенное благословение. Поэтому на все богослужение православной Церкви можно смотреть, как на действие ее, словно материнского, попечения об освящении ею своих верующих чад. Из числа церковных служб назовем прежде всего – литургию, св. крещение, венчание, вечерню, всенощную, панихиду, молебны и др. 5. Состав богослужения Все наше богослужение и каждая служба в отдельности состоит из чтения, пения и священных действий или обрядов. Посему, составными частями нашего богослужения являются – чтение, пение и св. действия 1 . 7. Понятие о Библии Библией или Священным Писанием называются книги, написанные по вдохновению от Святого Духа Пророками и Апостолами и разделяемые на две части: Ветхий Завет (22 книги) и Новый Завет (27 книг). Не все Священные книги употребляются за богослужением, и те, которые употребляются в Церкви – напечатаны отдельно, напр., Евангелие, Апостол, Псалтырь. 8. Псалтирь и Священное Писание в богослужении Из Ветхозаветных Писаний на первом месте стоит Псалтирь. Она неизменный спутник христианина и общецерковной молитвы. Св. Афанасий Александрийский пишет, что «Книга Псалмов, подобно саду содержит в себе и то, что уже насаждено во всех прочих книгах, и имеет предметы только ей принадлежащие. Что, например, описывается в 1 гл. Бытия, то она воспевает в 18 псалме и прочих. Кроме того у нее та удивительная особенность, что в ней описаны и изображены движения каждой души, их перемены и способы исправления, так что каждый желающий может по ней, как по изображению, понять и научиться. Кто читает другие книги, тот произносит написанное не как свои слова, но как слова святых мужей или тех, о ком они говорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И действительно, народ негосударственный, рабское племя, этнографический материал и субстрат для симитов и иафетидов – таков жребий потомства Хама в исторических судьбах рода человеческого. Кто не увидит в благословении патриарха Ноя, в его боговдохновенных словах о судьбе потомства его сыновей, как бы начертание и определение в общем исторических судеб всего человеческого рода? «Проследя мыслию жизнь потомков Ноя, – говорит в своей Священной Летописи Властов, – мы не можем не указать на выполнение этого предсказания даже до наших времен. Да вселится Иафет «в шатрах Симовых» – указывает на постепенное овладение иафетидами всей землей. Особенное назначение – хранить память Бога истинного кончилось с пришествием Мессии; основанные ими государства рушились; индоевропейское племя иафетидов, разослав свои семьи из Арии по всему миру, везде основало прочные оседлости и развило те семена гражданственности и те понятия о быте семейном и общественном, которые как-бы таились в арийцах до той минуты, когда внешние обстоятельства позволили развить их» (Свящ. Лет. Власт. 1. 114). Относительное благоустройство семейной жизни, живые семена гражданственности, возможной исключительно на основе закона и справедливости, великое духовное наследство в царстве Мессии, обусловливаемое, без сомнения, сохранением верности духовно-нравственным началам в естественном состоянии – вот те основы, которые дадут всемирное и, по-видимому, неограниченное временем значение потомству Иафета. «Германцы, Литва, славяне и другие их соплеменники, – говорит Буслаев, – вышедшие из общей арийской родины с племенами Индии, Персии и других, вынесли с собою в Европу зародыши понятий о благоустроенном быте семейном и общественном, основанном на земледельческой оседлости, руководимом законом высшей правды» (Рус. богат, эпос. гл. 9). Без сохранения в глубине народного духа этой «высшей правды», дававшей собой направление в устройстве семейной и общественной жизни, мировое значение иафетидов не могло бы иметь места. Потомки Иафета велики в будущем потому, что в своем прошедшем не вполне оскудевали от нравственной жизни и сохранили себя в естественном добре настолько, что благодатное добро в царстве Мессии найшло в них сродное себе восприятие и должную отзывчивость: Бог Сима – Творец и Спаситель был всегда искомым, желаемым и предощущаемым Богом иафетидов. Таким образом, высшая правда жизни, т.е. хранение в себе нравственных основ и устройство жизни на нравственных началах с признанием их абсолютного характера во имя Верховного Существа, имела венчаться в потомстве Иафета приобщением этого потомства к высочайшей и совершеннейшей правде Божией, правде, «яже от веры» ( Рим.9:30 ), дар которой приемлюще по слову Св. Писания, в жизни воцарится «единем Иисусом Христом» ( Рим.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Так и в рассказанных еще выше примерах святого самопожертвования: монахиня Мария, спасая евреев, «не пожалела «сыночка своего Юру, но это была и его добрая воля; а вот шофер Михаил, бросаясь под автобус, «забыл» о жене и детях, обрек их на страдания недобровольные. А если бы вспомнил – мог бы и остановиться… Можно кстати заметить, что тоталитарные системы парадоксально держались на семейной любви, точнее, страхе от любви, когда человек сам-то готов бы пойти на страдания за правду, но боится за судьбу своих близких. Некто, человек великой души, рассказал мне что перед женитьбой предупредил невесту: «только имей в виду, я уже обручен» – обручен с правдой. Но и такой брачный договор – разве избавит его от страдания?.. Таковы могут быть мучительные конфликты между любовью к дальним и любовью к близким, между стремлением к свободе и жалостью к людям. «Жалость может привести к отказу от свободы, свобода может привести к безжалостности» (Н.А. Бердяев). И далеко не всегда бывает, по совести, ясно – какое следует принять решение. Наш воображаемый оратор на диспуте должен тут же показать, как высоко ставится в христианстве семейная жизнь. Ведь самые главные символы евангельской проповеди – Отец и Сын… А когда Учитель говорил о милосердии Бога к раскаявшемуся человеку, Он рассказал бесконечно трогательную притчу о милосердии отца к распутному сыну (по Луке, гл.15). «Евангелием в Евангелии» назвал кто-то эту удивительную притчу. Апостол Павел столкнулся с «антисемейными настроениями» в христианских общинах и написал: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекается от веры и хуже неверного» (к Тимофею 1, гл.5). Семейная жизнь – это начальная школа ЛЮБВИ… Из «гимна любви» апостола Павла: «…Любовь долготерпит: Милосердствует любовь, Не завидует любовь, Не превозносится, Не надмевается, Не знает безобразия, Не ищет своего, Не раздражается, Не мыслит зла, Не радуется неправде, А сорадуется истине, Все покрывает, Всему верует, Всего надеется, Все переносит» (к Коринфянам 1, гл.13, перевод проф.

http://azbyka.ru/pochemu-i-ya-xristianin

18 ст. Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота. Т. е. вы, утвержденные и укрепленные Духом Святым, сделавшиеся обиталищем Самого Христа в сердцах ваших и уже посему окрепшие и утвердившиеся в любви к Нему, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота, 19 ст. и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всей полнотой Божией. Чтобы вы, говорит апостол, со всеми святыми, т. е. христианами, достигшими нравственного совершенства, святости, могли уразуметь как широка, всеобъемлюща, глубока и возвышенна любовь Христова, явленная Им в спасении людей, и насколько она превосходит наше представление о любви. Она непостижима для нашего ума, но коль скоро вселяется в наше сердце Христос, мы начинаем созерцать ее умом и ощущать величие ее сердцем, хотя она и остается невыразимой и неизъяснимой. (Толк. на посл. Еф. Еп. Феоф. стр. 229). Дабы вам исполниться всей полнотой Божией. Т. е. достигнуть высшего нравственного совершенства и получить полноту благ небесных чрез Иисусе Христа. Свою молитву о верующих Эфесянах апостол заканчивает славословием Господу Богу. 20 ст. А Тому, Кто действующей в нас силой может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, 21 ст. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. А Тому, который делает для нас в неизмеримой степени и мере больше, чем мы просим, Тому слава в Церкви, о Христе Иисусе, т. е. чрез Христа Иисуса во все роды, т. е. до скончания века. Глава 4-я С 4-й гл. начинается так называемая нравоучительная часть послания. Получивши чрез веру в Иисуса Христа неизреченные дары и благословение от Бога, Эфесские христиане в благодарность за это должны проводить истинную христианскую жизнь и украшать ее христианскими добродетелями: в 1-х пребывать единодушными в вере, обновляться духом (гл. 4-я), свято проводить супружескую жизнь и семейную (5) и бороться с греховным миром (гл. 6-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

61 Схожие мысли позднее высказал Бердяев: «Задача человеческой жизни – окончательно освободиться от всего элементарно-насущного, хлебного, трудового, семейного, биологически-родового, окончательно перейти в свободу, в творчество, в высшую лёгкость, в вечное зачинание новой жизни и вечное открытие новых миров» (Вопросы философии. 1990. 2. С. 126). 63 Мф. 9:14–15 . Свт. Иоанн Златоуст толкует: «Смысл же слов Христовых следующий: настоящее время есть время радости и веселья; итак, не делай его временем печали. А пост действительно имеет в себе нечто печальное, не по своему свойству, но потому, что ученики ещё слабы, хотя, напротив, для желающих любомудрствовать, он составляет приятное и вожделенное занятие... Христос вместе с тем начинает предсказывать и о Своём страдании, заранее приучая учеников Своих помышлять о происшествиях по-видимому скорбных» (Беседа 30). 64 «...Христианин не должен выстраивать частокол вокруг себя и отгораживаться от мира, которому Церковь призвана благовестить спасение» (Кирилл (Гундяев), митр. Доклад на Архиерейском Соборе РПЦ. 24 июня 2008). 65 « Церковь наша и всё духовенство поладили с современностью, заслонили истину или, яснее, так обмотали евангельские истины своею обрядовою, административно-полицейскою стороною, что не всякий в состоянии отделить её» (Аксаков. 2, 98). 66 «Мы так построили свою мирскую жизнь и так понимаем религиозное дело, что между тою и другим образуется непроходимая пропасть... Мы думаем, что религия религией, а жизнь жизнью» (Тареев М. Цель и смысл жизни. Св.-Тр. Сергиева Лавра, 1903. Ч. 1. Гл. 1.III). 67 «В анамнезисе Христовых страданий творится самое действие страстей Господних» (Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947. С. 44). 70 Ср.: «Благочестие, то есть служение с верой и верность до готовности отдать жизнь, возможно в любом вероучении и на любой ступени, и единственный критерий искренности и ценности всякого личного благочестия – такое служение и такая верность» (Гессе Г. Игра в бисер. Новосибирск, 1991. С. 140). «Но видите ли посему, братия мои, как в день суда мы имеем оказаться неверными, и быть преданы горшим мукам, чем те, кои совсем не знали Христа, т. е. неверные?» (Добротоюбие.5:497).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

1798 года июля 23 числа. Московский купец Захар Федоров сын Бронин, московского купца дочь Татьяна Федулова Савельева. Московский купец Федор Афанасьевич Бронин. Экономический крестьянин дружка Никифор Петров свидетель был и руку приложил» (Семейная жизнь в русском расколе. С. 339–341). 13 Труды Саратовской учёной архивной комиссии, вып. 23, 32–34. Этот стих распространён и в других местах и, положенный на ноты, распевается старообрядцами-поповцами. Я слышал пение его в Казани из уст старообрядческого священника (австрийского) о. П.Д. Залетова. Как поповщинский, он был издан ещё в 1866 г. Н. Поповым в Сборнике для истории старообрядчества (И.М.). 263–264: «Концерт новобрачным, певаемый в Домах на старообрядческих браках (поповщины)». По сравнению с ним, текст саратовских стихов представляют много разночтений. 15 Нильский, II, 191. Здесь приводится и анализ этого места с точки зрения противобрачников. Ср. Ивановский, 398–399. 17 В 1-м «свитке» цитируется ещё 2Цар:5., но там говорится, что Давид «поят жены и подложницы» (13). 21 Нильский, 1, 123, 124. Автор свитка ссылается ещё на 6 главу Большого Катехизиса, но эта глава трактует «О Господе нашем Иисусе Христе», в частности о пастырстве Его (лл. 298–299 Гродненского издания 1788 г., или по «свитку» – «про печати»). Цитируемая в этом же месте «свитка» гл. 7 «Книги о вере» озаглавливается: «Свидетельства от святых писаний, яко Иисус Христос Спас наш сам есть главою, пастырем, архиереем и основанием». 24 Эти гражданские указы приводятся даже в тексте старообрядческого «свидетельства о браке» (1835 г.). Чт. Моск. Общ. ист. и деревн. росс., 1869, III, V, 21, пр. 33 Отечественные записки, 1866, март, 73 сл., – рецензия на книгу Надеждина. Вестник Европы, 1869, авг., 911–913, – критическая заметка о книге проф. Нильского. 42 Рукой Матвея Иванова писан весь список и ниже – текст обязательства жениха и невесты (кроме их подписей). Читать далее Источник: Харлампович К.В. Старообрядческие «свитки брачного сочетания».//Богословский вестник. 1916. Т. 1. 3-4. С. 494–515. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

1863 г. т. II, стр. 217–234) и из рукописи, под названием: «история о бывшем с Ильею Алексеичем Ковылиным разговоре поморского согласия христиан о происшедшем несогласном мнении со стороны федосиан, яко бы ныне кроме брака человеческий род существо своего бытия должен иметь» (см. Сборн. публ. библиот. под 473, рукоп. 28). 443 Эти правила помещены в рукоп. сочин. 33 под названием: «защищение церковного целомудрия», см. сборн. публ. библ. 473; внес, «что такое современное старообрядчество в России», сочин. Попова, М. 1866 г. стр. 35–38. 446 «Сборник сочинений о браках разных ревностных мужей», недавно изданный заграницей, ч. I, л. 171. Об этом замечательном сборнике будет речь после. 447 Сборн. публ. библиот. под названием: «пандект Гнусина», 474, гл. 23. Это – один из замечательнейших сборников раскольнических сочинений, находящихся в публ. библ., заключающий в себе множество документов, относящихся к истории федосеевского раскола и его учения о браке. Жаль только, что в сборнике нет первых десяти глав. 451 Интересны причины, по которым наставники Преображенского кладбища советовали сибирским своим единоверцам не дозволять сожития староженам: «сии забавы (т. е. семейные удовольствия) не нынешнего времени, зане многие нужные случаи сему совокуплению препятствуют: 1-е понеже по крещении, за неимением священных лиц, несть кому благословение подати, имже навершится от еретик соделанная брачная тайна, 2-е несть кому поучити о чинном христианском совокуплении в подобное время, понеже сами мы по силе нашей чистоту и целомудрие хранити тщимся, 3-е в прижитии чад, чтобы не причаститися еретической церкви с молитвословием, или крещением, 4-е соблазна ради внешних и поношения глаголющих; попа несть, то кто молитвословит у вас домы, егда чадородие бывает, и тем укоряют и хотящим прияти правоверие препятствуют, 5-е соблазна ради целомудрствующих и девствующих, за неимением где получити брачную тайну, 6-е по воспитании чад, неимения ради священства, где паки им приобрящем совокупление брака? в еретическую церковь венчати пошлем? но сие душевному спасению повреждение будет; без венчания ли на смешение попустим? но посему явный блуд в церковную породу (?) внидет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Наносится этим последний удар христианскому брачному сожитию и прививаются крайне аскетические взгляды на семейную жизнь, на плоть человека 103 . После всего этого, слушатели намекают, что истинная, живая церковь на земле все же есть, ее можно и видеть. Только нужно пристать «к людям Божиим». Если слушатель согласен, то над ним совершается чиноприем в секту 104 , и о таком человеке нужно уже сказать: «увяз коготок, всей птичке пропасть». Теперь ему доступны собрания и второго рода – хлыстовские радения, «истинная живая церковь Божия на земле» во всем ее культе: религиозная пляска, роспевцы, лжепророчетва, экстаз радеющих, иногда сопровождающийся конвульсивными судорогами у некоторых, духовная жена, а для нуждающегося и обильная материальная помощь. Ему тогда здесь скажут уже, конечно, открыто, что «православная Церковь , это – плотская церковь, и что плоть не пользует ни мало, а дух животворит» ( Ин.6:63 ), – дух, который и дается человеку во время «радений», а не в Церкви православной...» В последнюю он все же должен ходить, но только для отвода глаз православным и для уловления в свои сети религиозных и набожных людей. Конечно, проследить все «тонкости» пропаганды тайной секты – трудно, но нарисованная группировка их верна в действительности, не считаясь с мелочами, которые вообще существа дела не изменяют. В скопчестве кроме способов, практикуемых хлыстами в пропаганде, есть и свои, особенные. К ним нужно отнести: 1) Заманивание детей бедноты в секту усыновлением или совершением духовных завещаний на их имя, по которым к ним переходить и довольно крупные состояния здесь, в России, или заграницею, в Румынии. Над такими несчастными жертвами очень скоро совершается насильственное оскопление. 2) Если заманивается взрослый, то ему дают возможность пресытиться земными благами, особенно плотскою любовью, до отвращения, тогда указывают путь воздержания вообще, как нравственного совершенствования, сосредоточивая все внимание такого на 19 главе Евангелиста Матфея, стихе 12-м и 5 гл., ст. 29–30.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Наше соч. «Добро и Зло»... II гл. стр. 28– 34). Что касается до народных масс, исповедующих буддизм в качестве религии, и имеющих, следовательно, «нирвану» одним из членов веры, то для всех миллионов народных масс буддийского вероисповедания, как известно, «нирвана», по их верованию и представлению, есть реальная небесная сфера бытия, т. е. нечто положительное для человеческих душ, а не отрицательное, в смысле «прекращения бытия личности», или в смысле ее «потухания». Да иначе и быть не может, так как идея жизни и радость бытия препобедительны, по самому существу природы человеческого духа, над идеею небытия и над «печальными песнями», и потому мистическое религиозное чувство-сознание масс, по естеству, т. е. прирожденно определяющих себя в идее Бога, не может не простирать своих верований в сферу вечного своего бытия с Богом же, стало быть – в сферу «бытия блаженного». Пессимизм в смысле настроения может принадлежать и массам в известные эпохи их бытия, в эпохи, с одной стороны, ужасов, страхов и тяжких пережитий, с другой стороны, духовной прострации целых в племенах и народах поколений: но этот пессимизм в массах сынов человеческих будет уже пессимизмом, – в одних проявлениях, – от потрясения, расстройства и крайнего упадка самой социально-семейной жизни, – в других проявлениях, – от «анемии» и растления духа в массах. Глава LVII «Оброцы греха – смерть, – говорит Апостол, жало смерти – грех: грех содеян рождает смерть» (Сн. Рим.6:23 ; 1Кор.15:56 ; Иак.1:15 ). «Благое ли (т. е. закон Божий, заповедь Господня) убо бысть мне смерть? Да не будет, – но грех…, доделывающий смерть; кто мя избавит от тела смерти сея» ( Рим.7:13–24 )? «Егда же тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: пожерта бысть смерть победою... Богу же благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисусом Христом» ( 1Кор.15:54–56 ). «И сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин.5:4 ). Приводя сии свидетельства Св. Писания, мы имеем целью указать на три Божественные истины относительно человека: во-первых, на совершившуюся «победу» над грехом и смертию в Лице Господа Иисуса Христа, и в Его же Лице «данную нам» – человекам, как «победу» «от Бога»; во-вторых, на фактическое участие людей в сей «победе» чрез веру Христову, и в-третьих, на продолжающийся быть и для «Христова человека», – при его Божественном даре о Боге-Спасителе – соразделять «победу» Христову, – в своей силе суд Божий за грех: – «смертию умрешь»: пока, следовательно, человек находится «в теле смерти сея», смерть остается для него в качестве «оброка греха».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Писания, искренний и искусный песнописец, редкий знаток сердца человеческого и пламеннейший проповедник покаяния и нравственного обновления, – пр. Ефрем поистине вмещал в себе, но словам св. Григория Богослова , все то, что составляет отличительные черты человека по Богу. Св. Ефрем оставил после себя много творений богословских, истолковательных, обличительных и нравственных, и они не менее разнообразны, глубоки и назидательны, как и творений вселенских отцов греческой церкви. Более всего писал он о сокрушении сердечном, о необходимости непрестанно проливать слезы покаяния. Знание духовной природы человека, приобретенное путем постоянного самоуглубления, снисходительная любовь к падшему, немощному человеку, усвоенная из познания собственных немощей и из размышления о великой любви к людям Искупителя, – сердечность и пламенное одушевление, просвечивающаяся в каждом наставлении учителя-аскета, – вот качества, придающая особенную привлекательность его нравоучениям, неотразимо действующим непосредственно на сердце и волю читателя. Поучения св. Ефрема поражают и сокрушают страхом душу, но в тоже время утешают, исполняя ее умиления и заставляя проливать слезы. Св. Ефрем оставил много умилительных молитв и молитвенных песнопений. Ему, между прочим, принадлежат глубоко-трогательные стихиры, поемые при погребении; из молитв, составленных им, особенно известна умилительно-трогательная молитва , читаемая во дни Великого Поста, – «Господи и Владыко живота моего…». Кондак гл. 2. Час присно провидя суда, рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный: делателен же был еси в делех учитель, преподобне: темже отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию. Ап. ( Гал.5:22–26; 6:1–2; 213 зач. Ев. Мф.11:27–30; 43 зач.). Память пр. отца нашего Тотемского, Спасосуморина монастыря начальника и основателя, новоявленного чудотворца. Пр. Феодосий, во фамилии Суморин, родился при царе Василии Иоанновиче в г. Вологде и был воспитан в христианском благочестии и страхе Божьем. По настоянию родителей, он женился и имел дочь; но семейная жизнь не отвлекала его от любви к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010