Читинская епархия Дата создания: 1894 г. Описание: Входит в состав Забайкальской митрополии Важнейшим этапом распространения христианства на восток от Урала стало создание в 1620-1621 гг. в Тобольске первой Сибирской епархии, в состав которой входило Забайкалье. Православие в Забайкалье появилось вместе с отрядами казаков в начале XVII в. при присоединении Сибири к Российскому государству. Первым опорным пунктом при продвижении русских на восток стал Баргузинский острог, основанный русскими казаками и землепроходцами на севере Байкала в 1648 г. Задачей первой в истории Сибири духовной миссии (1681 г.) было распространение христианства среди местного населения. В это время были основаны Свято-Троицкий Селенгинский и Спасо-Преображенский Посольский монастыри. Последнему отводилась роль официального религиозного центра на недавно присоединенной к Российскому государству территории. В декабре 1706 г. была учреждена Иркутская епархия как викариатство Тобольской митрополии, а с января 1727 г. Иркутская епархия становится самостоятельной и включает в себя практически всю территорию Восточной Сибири. С XVIII в. Забайкалье стало входить в ведение Иркутской и Нерчинской епархии. Указом императора Николая I от 11 июля 1851 г. была учреждена Забайкальская область. Чита была возведена в степень областного города, а Троицкосавск, Кяхта и Усть-Кяхта составили особое градоначальство. В 1862 г. учреждаются Селенгинское викариатство Иркутско-Нерчинской епархии и Забайкальская духовная миссия с церковно-административным центром при Посольском Спасо-Преображенском монастыре. Первым епископом Селенгинским был назначен Вениамин (Благонравов) (1862-1868), вторым — Мартиниан (Муратовский) (1869-1877), третьим — епископ Мелетий (Якимов) (1878-1889). В 1880 г. кафедра епископа Селенгинского была перенесена в Читу. Четвертым епископом стал Макарий (Дарский) (1890-1892), пятым — Георгий (Орлов) (1892-1894). Забайкальская епархия появилась благодаря стараниям епископа Селенгинского Мелетия (Якимова).

http://patriarchia.ru/en/db/text/5196345...

Забайкальский край Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Забайкальском крае [ править править код ] После присоединения к России, Забайкалье входило в состав единственной тогда сибирской епархии — Тобольской. С 1727 года, когда учреждена была Иркутская епархия, оно вошло в её состав, а с 1861 года числилось в составе селенгинского викариатства. 12 марта 1894 году император утвердил решение Святейшего Синода об образовании самостоятельной Забайкальской епархии с кафедрой в городе Чите. Православного населения в епархии в 1900 году насчитывалось 401 758 человек, церквей — 338, молитвенных домов и часовен — 225, монастырей — 4 (два — женские); в 1902—1903 гг. за епархией числилось школ грамоты — 107, церковно-приходских — 197 (в том числе 8 — двухклассных). Церковно-приходские попечительства были при всех церквях, входящих в епархию. Раскольников, сектантов и протестантов в 1900 на территории епархии насчитывалось до 64 тыс. чел. В составе епархии были Читинское духовное училище, Епархиальное женское училище. После Октябрьской революции в Чите стали активны обновленцы, но однозначно определить принадлежность к ним Читинских архиереев 1920—1930 годов затруднительно. В 1930 году Забайкальская епархия в юрисдикции патриаршего местоблюстителя Сергия (Старогородского) была упразднена. Обновленческий синод 21 января 1931 года разделил Сибирскую митрополию на Западную и Восточную, в составе последней определено было быть Читинской епархии. В 1948 году решением Священного Синода была восстановлена Иркутская епархия, в состав которой вошла в том числе территория Забайкалья. Правящий архиерей получил титул Иркутский и Читинский. Решением Священного Синода от 21 апреля 1994 года Забайкальская епархия была восстановлена в прежних границах, правящему архиерею было определено именоваться Читинским и Забайкальским. 10 октября 2009 в связи с образованием Улан-Удэнской и Бурятской епархии, правящему архиерею определено именоваться Читинским и Краснокаменским. Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Забайкальский_...

Иркутская Основана 12.1706. Тобольское викариатство. Самостоятельная с 15.01.1727 (по ААО – с 1721 г.). Именовалась: Иркутская и Неречинская 1644 ; с 31.05.1816 г. – Иркутская, Неречинская и Якутская; с 26.07.1852 (по др. 1854 г.) – Иркутская и Неречинская, паки; с 12.03.1894 – Иркутская и Верхоленская; Иркутская и Читинская; с 08.04.1994 – Иркутская и Ангарская. Викарные кафедры: Селенгинская, Киренская, Читинская, Нижнеудинская, Нерченская, Якутская. 15.12.1706 21.01.1714 Варлаам Косовский (Косанский) 08.09.1721 01.10.1721 15.01.1727 26.11.1731 25.11.1732 26.07.1747 18.04.1753 30.03.1771 05.12.1772 01.08.1789 09.12.1789 08.06.1814 18.10.1814 05.06.1830 26.07.1830 28.06.1831 18.07.1831 22.06.1835 22.06.1835 23.04.1838 Иннокентий III Александров 23.04.1838 24.12.1853 24.12.1853 03.11.1856 03.11.1856 29.08.1860 13.09.1860 21.01.1873 31.03.1873 02.02.1892 02.02.1892 28.03.1892 28.03.1892 29.06.1911 25.07.1911 11.12.1915 26.01.1916 20.11(03.12)1918 07(20)12.1918 15(28)01.1924 15(28)01.1924 06(19)11.1925 27.06(10.07).1924 26.07(04.08)1924 05(18)11.1926 05(18)11.1926 05(18)04.1927 02(15)09.1927 24.04(07.05)1929 11(24)04.1929 12(25)06.1930 Варсонофий Лузин 12(25)06.1930 03(16)06.1933 29.05(11.06)1933 09.1937 11.1943 12. 1943 13(26)02.1943 21.05(03.06)1948 21.05(03.06)1948 08(21)02.1949 08(21)02.1949 08(20)02.1958 08(20)02.1958 18(31)05.1973 18(31)05.1973 26.03(08.04)1975 Владимир Котляров 26.03(08.04)1975 11(24)04.1980 11(24)04.1980 13(26)04.1980 14(27)04.1980 03(16)07.1982 Мефодий Немцов 03(16)07.1982 04(17)12.1984 04(17)12.1984 12(25)01.1990 12(25)01.1990 22.01(04.02)1990 22.01(04.02)1990 Иркутская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Киренская, Нижнеудинская, Зиминская. 11(24)09.1922 31.05(13.06)1923 27.04(10.05)1925 27.04(10.05)1925 11.1926 01(14)11.1926 09.1930 08(21)01.1931 08(21)01.1931 20.10(02.11)1932 24.04(07.05)1938 1645 На епархии не был. Отрешенный царем Петром («по суду Синода» за мнимую связь с постриженной бывшей царицей Евдокией) от Крутицкой кафедры, Игнатий (Смола), по его ходатайству, в Иркутск послан не был, а отпущен «за старостию на обещание в Нилову пустыню», откуда после шестилетнего заточения назначен Коломенским митрополитом и членом Святейшего Синода. Вскоре подвергся новым репрессиям по делу Льва (Юрлова) (Соловьев Н. А., свящ. Сарайская и Крутицкая епархия. Вып 1. М., 1894. С. 108–109).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРКУТСКОЕ И НЕРЧИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Тобольской и Сибирской епархии РПЦ, существовало в 1706-1727 гг. На Московском Соборе в 1681-1682 гг. рассматривался вопрос об увеличении числа архиерейских кафедр, в т. ч. в Сибири. Сибирский митр. Павел (Конюскевич) предложил учредить неск. вик-ств Сибирской митрополии. Собор постановил создать епархию с центром в Енисейске, однако она не была организована. Ранее, в февр. 1680 г., в Вост. Сибирь по решению царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савёлова) была послана Даурская духовная миссия . Прибайкалье и Забайкалье составляли Даурскую десятину Сибирской епархии, десятину в 1682-1686 гг. возглавлял сын боярский А. Беляев - «начальствующий за делами христианскими». Беляев не подчинялся Тобольскому митрополиту, присваивал церковные доходы, вслед. чего Даурская десятина была упразднена (Из истории Иркутской епархии. 1998. С. 13). В кон. XVII в. в данном регионе существовали Илимская и Иркутская протопопии. В 1706 г. Тобольский и Сибирский митр. св. Филофей (Лещинский) ходатайствовал о назначении ему помощника в сане викарного епископа. 15 дек. 1706 г. во епископа Иркутского и Нерчинского, викария Тобольской митрополии, был хиротонисан Варлаам (Коссовский) , архим. туруханского Мангазейского во имя Св. Троицы мон-ря . Под упр. еп. Варлаама находилась обширная территория с городами Иркутск, Якутский (Якутск), Нерчинск (ныне в Забайкальском крае), Селенгинск, Удинск (ныне Улан-Удэ), с монастырями Посольским в честь Преображения Господня (совр. Бурятия) и нерчинским в честь Успения Пресв. Богородицы . Более богатые селенгинский во имя Св. Троицы и Усть-Киренский во имя Св. Троицы (совр. Иркутская обл.) мон-ри свт. Филофей оставил в своем ведении. Кафедральным храмом И. и Н. в. стал иркутский Богоявленский собор (построен в 1693-1695), к к-рому была приписана иркутская Преображенская ц. Еп. Варлаам начал свою деятельность с объезда И. и Н. в., побывал в Якутске, где в июне 1708 г. принял участие в закладке каменного Троицкого собора. Вместе с тем, будучи викарным епископом, он не получил мн. управленческих функций, военные и гражданские власти на местах с ним не считались. В 1710 г. еп. Варлаам уехал в Москву и увез с собой архиерейскую ризницу (Тобольскому митр. Антонию (Стаховскому) со временем удалось ее вернуть). Еп. Варлаам (Коссовский) жил в Москве, имел титул Иркутского архиерея, 21 янв. 1714 г. был назначен на Тверскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/674065.html

Согласно представлению П. и по его программе указом Синода от 23 окт. 1862 г. было разрешено издание «Иркутских епархиальных ведомостей» . Первый номер вышел 1 янв. 1863 г. На основании Положения о приходских попечительствах 1864 г. при П. в епархии учреждались церковноприходские попечительства, устраивались б-ки, открывались школы грамотности. Действовали Братство взаимного вспоможения заштатным и сиротствующим Иркутской епархии (с 1 апр. 1867), Иркутское попечительство о бедных духовного звания. При церквах проводился сбор пожертвований на распространение в империи Православия между язычниками, на улучшение быта паломников в Палестине, в пользу Гроба Господня, на восстановление Православия на Кавказе, на построение и возобновление церквей и школ зап. губерний, на помощь афонскому Пантелеимонову мон-рю и др. цели. Современники П. отмечали его талант администратора. «В управлении консисторском он не нуждался в чужих указаниях, а сам всему давал ход и направление» (Отчет... за 1872 г. 1874. С. 62). Поездки для обозрения епархии П. часто совершал на лошадях или на лодках. Одну из первых поездок предпринял в июле-авг. 1863 г. по Московскому и Ангарскому трактам, преодолев 1700 верст и обозрев в 6 благочиннических округах более 50 церквей. В каждом селе он посещал храмы и дома священников, проводил ревизии «по части богослужения, назидания церковного и домашнего, управления нравственного и религиозного, на какой предмет священниками велись записи», лично экзаменовал диаконов и причетников (Из записей. 1863. 46. С. 760; Отчет... за 1872 г. 1874. С. 62). В 1861 г. в целях усиления миссионерской деятельности среди забайкальских бурят было учреждено Селенгинское викариатство Иркутской епархии, положившее начало Забайкальской духовной миссии . Первым Селенгинским епископом и начальником миссии назначен архим. Вениамин (Благонравов). С 1869 г. еп. Селенгинским был Мартиниан (Муратовский; † 1898). Местопребыванием викария определен Посольский в честь Преображения Господня монастырь на юж. берегу Байкала.

http://pravenc.ru/text/2579085.html

Отправленная университетом и академиею панихида долго лежала черным пятном на репутации последней и была поводом к самым тяжелым на нее нареканиям, тем более для нея несносным, что она не могла в них и оправдываться, потому что о подобных вещах говорить было не принято, да и самый ход дела о панихиде оставался в секрете. Теперь вся эта история разоблачена во всех ея деталях. За иеродиакона Мелетия, отличавшагося хорошими способностями и принявшаго участие в панихиде по уступчивости лишь своего мягкаго характера, заступились все начальники и наставники академии, – и он был оправдан. Однако же, должен был оставить академию 31 марта 1862 г., пред самым окончанием курса, получивши, по представлению академическаго начальства, дозволение подать курсовое сочинение с места служения. По указу Св. Синода от 9 декабря 1861 года, он был послан на миссионерское служение в Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале Иркутской губернии, где. среди миссионерских трудов, им было написано сочинение: «О переводной церковноканонической литературе в древней России», за которое в 1865 г. он, уже иеромонах-миссионер, удостоен был степени кандидата богословия. Прибывши 23 июня 1862 г. в Посольский монастырь, он тотчас был определен Иркутским епархиальным начальством миссионером в Селенгинское бурятское ведомство и 3-ю конную бурятскую бригаду Забайкальского казачьего войска; а 1-го ноября 1862 же года назначен миссионером при Кударинской степной думе. 30 декабря 1862 г., по благословению Св. Синода, рукоположен во иеромонаха. Назначение и начало его служения совпало с открытием викариатства для обращения язычествующих бурят в православную христианскую веру и назначением викарным епископом Селенгинским преосвященного Вениамина 9 , и это обстоятельство связало их взаимною любовию и преданностью на всю жизнь. Бог видимо благословлял труды о. Мелетия, с особенною ревностию и любовию к св. делу вступившагона тернистый путь проповеди Христовой, во тьме и сени смертней седящим язычникам. В Кударинском стане с 1862 по 1867 год, с одним сотрудником и одним послушником 10 , было обращено и крещено более 500 душ, стоявших большею частью во главе семейств, – в том числе были даже шаманы, бросившие свое гнусное шарлатанство.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Вениамина на должность ректора Костромской семинарии. Но вслед за тем поступило еще два предложения относительно о. Вениамина: ректор Петербургской академии еп. Иоанникий рекомендовал его в ректора Казанской дух. академии, а пр. Парфений иркутский просил его к себе в викарии (в новоучреждавшееся селенгинское викариатство). Обо всем этом пр. Иоанникий писал иером. Владимиру уже 5 сентября 1861 г. Но прошло еще полгода, прежде чем еп. Порфирий отпустил из Томска оо. Вениамина и Владимира. Не считаясь с синодальными решениями, он находил, что обвиненные не очистились еще от взведенного на них преступления... На исход всей этой истории 3 возымело влияние мнение о «деле» м. Филарета, послужившее основанием для окончательного синодального определения в февр. 1862 г. 4 . М. Филарет нашел многие действия еп. Порфирия незаконными и неосновательными, оскорбительными и стеснительными для обвиненных, почему полагал, что «св. синод, по всей вероятности, найдет нужным преподать пр. Порфирию полезные советы и, может быть, не без подробностей и сильных выражений», и что «следственная комиссия не окрыла ясно, чтобы какая-нибудь сумма была получена и не вступила в свое место, или вышла не в должное место и подлежала возвращению». Относительно ректора и инспектора Филарет выразился, что они «допустили беспорядки, то обнаружено, и частью ими самыми признано. Остается в свое время определить степень беспорядков и нужное побуждение к порядку». Но расследование, на основании доставленных ими документов, должно продолжать правление семинарии в новом его составе, а сами они имеют быть отпущены на места, где в отношении к ним должно быть употреблено «особое наблюдение и руководство, которое обеспечило бы полную доверенность к ним начальства на будущее время». По отношению к о. Вениамину не было, однако, нужды применять какие-нибудь меры: его новый начальник, пр. Парфений, знал всю эту историю и не изменил тех добрых отношений, какие питал к нему в Томске. И в будущем пр. Вениамина не было ничего такого, что дало бы кому повод упрекнуть его томским инцидентом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Несмотря на усилия властей, массовые гари в Сибири происходили часто: в 1679 г. в Березовке Тобольского у. погибли не менее 1700 чел., в 1682 г. в Утяцкой слободе того же уезда - 400 чел., в Верхотурье - 100 чел., в 1687 г. в слободе Куяровской и деревнях Боровицкая и Нагормыч - 300 чел., в 1690 г. в Тюменском у.- 450 чел. Накал противостояния старообрядцев верховным властям был так велик, что в 1687 г. в Каменке под Тюменью в церкви в результате поджога сгорели 400 православных. В Тюмени и Тобольске случилось неск. пожаров, спровоцированных раскольниками. Борьбу с расколом П. сочетал с миссионерской деятельностью. Фактически он стал основателем Даурской духовной миссии. На Соборе 1681-1882 гг. обсуждался актуальный для Русской Церкви вопрос о создании новых епархий и викариатств, в частности на обширной территории Сибири; были предложены проекты, предполагавшие создание вик-ств в Верхотурье, Тюмени, Енисейске, Даурии, Томске, по течению р. Лены. Проект не был реализован, но в февр. 1680 г. по указу царя Феодора Алексеевича в Даурию была направлена духовная миссия во главе с игуменом Темниковского Сретенского мон-ря Феодосием и иером. Макарием в сопровождении 10 старцев «призывать иноземцов в православную христианскую веру и крестить» (ДАИ. Т. 8. С. 314). Прибыв в Сибирь, миссионеры получили помощь и поддержку П. и были направлены в Селенгинский острог (ныне пос. Новоселенгинск Селенгинского р-на Бурятии) с благословенной грамотой владыки и увещеванием воеводе во «всем им... споможение чинить» (Там же. С. 315). П. благословил строительство 2 мон-рей в крае - Троицкого в Селенгинском остроге (Древние церк. грамоты. 1875. 7. С. 9) и Посольского Преображенского на месте убийства посла Заболоцкого ( Недосеков. 1888. С. 279). В наказе игум. Феодосию 1681 г. П. настаивал на проведении мирной миссии: «Иноверцев всяких вер от неверствия ко истинной православной христианской вере призывати, поучая от божественных писаний со всяким тщанием и прилежанием безленостно и крестити их… без тчеславия и гордости… без всякаго озлобления… чтоб от каких слов строптивых иноземцев чем не отлучити, а от святого дела не отвратити» (АИ. Т. 5. 69. С. 101-102). Наиболее значительным успехом миссии в первые годы ее существования стало крещение в 1684 г. местного кн. Гантимура с семьей ( Недосеков. 1888. С. 279).

http://pravenc.ru/text/2578475.html

В связи с этим, Синод принял решение образовать особую самостоятельную епархию в пределах гражданского управления Забайкальской областью. 28 января 1894 г. было создано Читинское викариатство Иркутской епархии, 12 марта 1894 г. была выделена самостоятельная Забайкальская епархия с титулом правящего архиерея «Забайкальский и Нерчинский», с помещением архиерейской кафедры и епархиального управления в г. Чите. На Забайкальскую кафедру был назначен архимандрит Георгий (Орлов). Селенгинская епархия прекратила свое существование (до 1916 г.). Следует отметить, что до революции территориально Забайкальская область состояла из современных административных единиц — Бурятии и Забайкальского края. При этом общее число населения Забайкальской области на 1896 г. составляло 561 542 человек, из которых православного вероисповедания — 393 869, раскольников — 27 991, буддистов — 161 658, шаманистов — 3529, прочих вероисповеданий — 2476. В 1898 г. владыку Георгия сменил епископ Никодим (Преображенский), но к своим обязанностям по состоянию здоровья он приступить не смог. На его место на Забайкальскую кафедру был назначен епископ Мефодий (Герасимов). В декабре 1912 г. Забайкальскую епископскую кафедру принял Иоанн (Смирнов), а через четыре года епархию возглавил Мелетий (Заборовский). В 1916 г. было восстановлено Селенгинское викариатство в ведении Забайкальской и Нерчинской епархии. Епископом Селенгинским был назначен архимандрит Ефрем (Селенгинский). События 1917 г. и последующих лет коренным образом изменили жизнь епархии. В 1918 г. в связи с революционными преобразованиями в стране Забайкальская духовная миссия была упразднена. В 1920 г. правящий архиерей Мелетий (Заборовский) навсегда покинул Забайкалье вместе с отступавшими из Читы войсками атамана Г.М. Семенова, но еще на протяжении двух лет владыка Мелетий управлял церковными делами епархии из Харбина. За период с 1922 по 1936 гг. в епархии сменилось семь епископов. С 1922 по 1924 гг. епархией управлял епископ Селенгинский Софроний (Старков); с 1924 по 1926 гг.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5196345...

Николая Чудотворца. Так была основана обитель, которая впоследствии получит имя Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Первое время монастырь именовался Свято-Никольской пустынью, затем – Посольским Знаменским монастырем по имени построенного деревянного храма во имя иконы Божьей Матери " Знамение " . В дальнейшем была построена церковь во имя Преображения Господня, и монастырь стал именоваться Спасо-Преображенским. В 1684 году принял крещение тунгусский князь Гантимур со всем своим семейством. В 1707 году митрополит Филофей назначил в Иркутск викарного епископа Варлаама (Коссовского), бывшего архимандрита-наместника Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве, ставшего первым епископом Иркутским и Нерчинским. Он был первым православным епископом, посетившим Забайкалье. В 1713 году Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь приобрел самостоятельный статус. В 1721 году в сане епископа Переяславского был отправлен с миссией в Пекин Иннокентий (Кульчицкий); китайцы не допустили его, и в ожидании разрешения он провел три года в Селенгинском Троицком монастыре (1722-1725). В 1727 году была учреждена самостоятельная Иркутская епархия, первым правящим епископом которой стал Преосвященный Иннокентий (Кульчицкий). Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий скончался в Иркутске в 1731 году. Мощи его были обретены в 1764 году, а в 1804 году Иннокентий (Кульчицкий) был причислен Церковью к лику святых. В 1773 году был упразднен старейший в Забайкалье Нерчинский мужской Успенский монастырь. В 1805 году было открыто Нерчинское духовное училище. В течение всего XIX века оно обеспечивало Забайкалье священно- и церковнослужителями. В 1820 году на границе Троицкосавского и Верхнеудинского округов, недалеко от монгольской границы, в глухой тайге пустынником Василием Надеждиным ( св. преп. Варлаамом Чикойским) был основан скит, который в 1831 году был преобразован в мужской общежительный Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1862 году «в целях лучшей постановки миссионерского дела» состоялось учреждение Селенгинского викариатства Иркутской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Чита

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010