В Бурятии установят памятные знаки в местах пребывания протопопа Аввакума 31 января 2007 г. 12:21 С 30 мая по 3 июня 2007 года в Бурятии пройдут «Встречи старообрядцев мира». Знаковыми событиями «Встреч» станут установки памятных знаков на пути следования по Забайкалью протопопа Аввакума, а также закладка первого камня в основании храма Рождества. Известно, что протопоп Аввакум, не принявший реформу  патриарха Никона в 1653 году, был сослан в Тобольск, а затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «даурской земли» (Даурия — название части территории Забайкалья и (до XVII века) западной части Приамурья). Как поясняет пресс-служба правительства Бурятии, к дням встреч в Улан-Удэ и районах республики готовится большая информационная программа, направленная на сохранение и развитие культуры и традиций старообрядцев. Так, планируется провести V международную научно-практическую конференцию «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи». Должны состояться международный фестиваль-конкурс «Раздайся Карагод», республиканский детский фестиваль семейской песни, соревнования по народным играм и забавам, выставки. Будут проведены презентации этно-туристических маршрутов. В пресс-службе пояснили, что основную массу староверов Забайкалья, более 100 тыс человек, образуют, так называемые семейские. Это потомки староверов, образовавших здесь группу русского старожилого населения. Их значительная часть живет компактно в пределах Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского районов Бурятии. Несколько деревень, население которых почти сплошь состоит из семейских, есть в Заиграевском, Баргузинском, Селенгинском, Кяхтинском и Хоринском аймаках. Часть семейских живет в районах Читинской области и на Дальнем Востоке. Читинские и дальневосточные староверы — это выходцы из Бичурского и Тарбагатайского районов. В начале царствования Екатерины II остро встал вопрос о заселении окраин тогдашней Европейской России и особенно Сибири. Она в первый же год своего вступления на престол своим манифестом пригласила всех старообрядцев вернуться в Россию. Им предлагались льготные условия поселения в Сибири и других областях страны.

http://patriarchia.ru/db/text/189944.htm...

Никите помогли наставления инспекторов ГИМС, которые проводили учения накануне в школе 24 ноября. ПРАВМИР. Счастливый случай спасения произошел на реке Цаган Гол Селенгинского района в Бурятии, сообщается на сайте ГУ МЧС России по Республике Бурятия. Ученик 7 класса Никита направлялся к своему другу, когда увидел ребенка, катающегося по реке на коньках. Он хотел предупредить мальчика, что в это время года лед еще очень тонкий, но не успел — ребенок на глазах провалился в воду. Помня наставления инспекторов ГИМС, которые проводили инструктаж в школе, Никита осторожно подполз к полынье и помог мальчику выбраться на берег. «Благодаря умелым и самоотверженным действиям, семикласснику удалось спасти жизнь ученика 3 класса. Главное управление МЧС России по Республике Бурятия готовит документы к награждению героя», — говорится в сообщении. Также читайте о жителе Электростали, который спас ребенка , провалившегося под лед. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 мая, 2024 20 марта, 2024 8 февраля, 2024 4 октября, 2023 7 сентября, 2023 11 августа, 2023 8 мая, 2023 12 апреля, 2023 16 марта, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-buryatii-semiklassni...

Следующие за преосвящ. Вениамином начальники миссии направляли свою деятельность уже по намеченному пути. Но так как количественному приращению крещеных весьма препятствовали особые вредные условия (о которых будет сказано ниже), то главные заботы миссии были направлены на качественную сторону: на воспитание новокрещенных в духе христианской религии и утверждение их в новой вере. В этом деле миссия встретила важное препятствие в кочевом образе жизни инородцев. Инородцы северного Забайкалья – Баргузинские, Армацкие и др., кочуя по местам отдаленным и самым неудобным для сообщений, по принятии крещения весьма редко, или даже никогда потом не встречались с миссионером и жили по своим языческим обычаям. Южные инородцы – селенгинские, хоринские, агинские и закаменские по крещении опять продолжали кочевать среди своих сородичей-язычников и невольно подчинялись влиянию среды и многочисленных полчищ лам, праздно шатающихся в указанных местах. Хорошо сознавая весь вред кочевого образа жизни, как для христианского просвещения, так и для обрусения инородцев, миссия с самого начала шестидесятых годов и до настоящего времени прилагала все усилия к оседлому водворению крещенных на определенных местах. Но в этом стремлении она повсюду встречала препятствия со стороны язычников, а с другой стороны – в апатичном отношении к этому делу русских властей. Несмотря однако на это, миссия своими частыми обращениями к правительству, а также рельефно выставляя на вид этот вопрос в своих отчетах, достигла того, что в некоторых местах были отведены земли для колонизации крещенных инородцев, на которых вскоре образовались правильные селения. Так, образовалось селение Корсаковское в ведомстве Кударинском, несколько поселений в Хоринском ведомстве по главному почтовому тракту, селение на Кирети по р. Хилку, с. Тугнуйское и др. Жители этих селений под непосредственным влиянием миссионеров скоро усвоили христианское учение и русский быт, так что в своей жизни уже ни в чем почти не отличаются от русских. Но этот коренной и самый надежный способ упрочения христианства среди бурят и вообще инородцев и привития к ним европейской культуры, несмотря на старания миссии, весьма туго подвигается вперед в Забайкальской области, главным образом, вследствие индифферентного отношения к нему местных властей.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dejate...

Представив таким образом более всех полные и точно определенные сведения о первоначальном узаконении ламства именно 5 марта 1741 года и именно местным Иркутским вице-губернатором с Иркутским управлением, г-н Вашкевич, вероятно по специальным задачам своего труда, не дает никакой характеристики тех властей, с разрешения коих ламаизм получил впервые право гражданства в Забайкалье и средства к дальнейшему распространению своих идолопоклоннических заблуждений среди подданных государства православнорусского. Самые по-видимому, но только по-видимому, точные и верные сведения о правительстве первоначально узаконившем и признавшем от государства русского инородческое иноземное, языческое ламство будто нашел и представляет нам профессор Восточного факультета С-Петербургского Университета, г-н Цозднеев. В ученых записках Восточного Отделения Императорского Русского Археологического Общества, в статье своей: «К истории развития буддизма в Забайкальском крае» – профессор Позднеев пишет 10 : «Намереваясь обнародовать нечаянную находку, – небольшую связку бумаг, писанных бурятским текстом, разного рода письма, записки, расписки и тому подобные бумажки, – я считаю необходимым предпослать изложению ее краткий общий очерк развития буддизма у бурят... Когда появился Буддизм в Забайкалье, сказать очень трудно... Сами Буряты в своих летописях (?) говорят, что они переселились в Забайкалье, исповедуя шаманизм; но вместе в тем утверждают и то, что некоторые из них уже и тогда признавали ламство и что вместе с простолюдинами из Монголии перекочевали в настоящую Читинскую область и ламы. Очевидно, что в первое время, по переходе бурят в наши забайкальские степи, буддизм если и был известен Бурятам, то имел у них очень небольшое значение и число ламских поклонников в их среде было весьма не велико. Собственно усиленное развитие буддизма по преданиям же Бурят, началось со времени прихода в Бурятские кочевья 150 лам из Тибета. Событие это относят к 1712 году. Новоприбывшие ламы поселились между селенгинскими и хоринскими родами, и вскоре своею проповедью, а еще больше медицинскою деятельностью приобрели себе полное расположение Бурят.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Подобно же, но полнее и точнее описывает это событие г-н В. В. Вашкевич в своем прекрасном труде: «Ламаиты в Восточной Сибири», – труде обладающем многосторонними высокими достоинствами и неоспоримым авторитетом особенно по полной достоверности и компетентности документов, источников, на основании коих он обстоятельно, учено и талантливо написан. Г-н Вашкевич говорит: «По собранным в 1741 году сведениям, в Забайкалье оказалось 11 ламайских капищ и 150 лам, и как при этом дознано было, что в числе их находятся новые перебежчики из Тибета, продолжающие сношения с заграницею, то вице-губернатором Иркутской провинции Лангом, предписано 5-го марта 1741 года Селенгинской воеводской канцелярии всех наличных лам привести к присяге на верноподданство России и взять с них обязательство, под угрозою смертной казни, не только не переходить за границу, но даже ни явно, ни тайно, ни под какими предлогами сношений с заграничными людьми не иметь. Вместе с тем Иркутское управление, признав означенное выше число лам достаточным для местных ламаитов, утвердило его (150 лам) комплектным и во главе ламайского духовенства поставило с званием Шпретуя главного ламу (Цунцука) из монгольского рода, для которого тогда же, с разрешения Коллегии Иностранных Дел, заведена была первая главная за Байкалом кумирня Кильгонтуйская или Цонгольская. Сверх того известно, что одновременно с указанными мерами ламы получили от местного начальствадозволение проповедовать между кочующими племенами веру ламайскую (идолопоклонническую) и освобождены от ясака и других повинностей... Таким образом ламаизм, утвердившийся первоначально в одном коренном монгольском роде, с разрешения местных властей, получил право гражданства в Забайкалье и средства к дальнейшему здесь распространению этой веры. Не мало этому способствовало также и то обстоятельство, что Забайкальские ламы, по прежнему, посвящаемы были в Монголии и продолжали состоять в зависимости от верховного жреца тамошних ламаитов Хутукту, имеющего пребывание в городе Урге 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

С 1683 г. Посольскому и Селенгинскому мон-рям принадлежало устье р. Селенги с богатыми рыбными ловлями. В 1688 г. Троицкому мон-рю была пожалована Темлюйская дер., летом следующего года мон-рь получил «заречешные по Селенге покосы». С 1701 г. Д. д. м. принадлежала Кударинская вотчина по правобережью устья Селенги. Здесь предполагалось основать мон-рь для новокрещеных бурят, поэтому в этой вотчине оставлялось ок. половины хлебных запасов миссии «про брацкий обиход, и работным людям, и новокрещеным, и иноверцам, понеже то для новокрещеных и обитель оная велено строить» (впрочем, частые наводнения не способствовали развитию в этих местах земледелия). В нач. 30-х гг. XVIII в. здесь была построена Благовещенская ц. В 1704 г. Троицкий мон-рь стал владельцем богатой Хилоцкой вотчины в нижнем течении р. Хилок, где были сосредоточены основные бурят. кочевья. В 1708 г. к вотчине присоединили земли в устье Хилка, в 1720 г.- дер. Буй. В 1729 г. Троицкий мон-рь получил обширные сенные покосы по р. Киреть, между реками Чика и Хилок, через год - пахотные земли и выгоны для скота по левобережью Хилка до Бичуры и до Кирети. Вслед. этих пожалований монастырскими стали деревни и заимки Хилоцкой вотчины: Еланская, Сухой Ручей, Бичура, Узкий Луг, Буй, Красная Слобода и Куналей. В 1723 г. в центре Хилоцкой вол., с. Харитонове, насчитывалось 37 дворов. Позднее эти рус. поселения вошли в состав Мухоршибирской и Куналейской волостей и стали 2-м по значимости центром христ. культуры в Зап. Забайкалье. В 1724 г. во владения Троицкого мон-ря перешло Котокельское оз. со всеми впадающими в него реками, с сенокосными угодьями. Дворы, земельные участки, промышленные заведения, принадлежавшие мон-рям Д. д. м., появились в Селенгинске, Удинске, Кяхте, Иркутске. Всего во владениях миссии распахивалось ок. 200 дес. земли, миссия получала 25 пудов зерна с каждого двора как продуктовую ренту. Монастырские мельницы обслуживали не только приписных крестьян, но и посадских людей, а также земледельцев всего Зап. Забайкалья. Излишки хлеба продавались, в 1-й пол. XVIII в. монастырская торговля хлебом стала значительным фактором в развитии экономики Забайкалья, то же самое можно сказать о торговле рыбой и солью с монастырских ловлей и варниц.

http://pravenc.ru/text/171434.html

Великия заслуги, оказанныя о. архимандритом Мелетием св. церкви на дальнем Востоке царства русского, обратили на него внимание высшего духовнаго начальства. В 5 день августа 1878 года последовало Высочайше утвержденное назначение архимандрита Мелетия епископом на то же миссионерское поприще в пределах Забайкальской области, а 5 ноября высокопреосвященным архиепископом иркутским Вениамином и преосвященным Антонием епископом енисейским и красноярским, он был хиротонисован во епископа селенгинскаго, викария иркутской епархии, со званием начальника забайкальской духовной миссии. Промысл Божий судил скромному миссионеру довершать св. дело, начатое с 1862 года, уже в архиерейском сане и по пути, им изведанному. Местом первоначальнаго пребывания новаго епископа служила Посольская обитель, но потом, с 1880 года, согласно Высочайше утвержденному 3 июня 1879 года проекту викариатского управления, он водворяется в центре своей нолуинородческой паствы, областном городе Чите. В том же году, 20 апреля он всемилостивейше пожалован был орденом св. Владимира 3 степени во внимание к отлично усердному служению. Ежегодно обтекая свою паству с проповедью слова Божия, он вложил все свои нравственныя и физическия силы в дело просвещения и устройства новокрещеных в их церковно-гражданском быту. Любимою заботою архипастыря было слияние новокрещеных с русским народом чрез оседлый образ жизни на своих инородческих землях. Покровительствуя колониям новокрещеных, он устроил в них церкви и открывал миссионерския школы по типу церковно-приходских. К сожалению, отвод земель для водворения новокрещеных, проектированный по мысли в Бозе почившей Императрицы Марии Александровны, по 3.000 десятин с запасом на прибылыя души, постоянно тормозился по проделкам землемеров и равнодушию администрации и, наконец, при бароне Корфе, с отделением Забайкалья к Приамурскому краю, и совсем прекратился. Между тем благоустройство быта новокрещеных так важно, что от пего зависит как упрочение миссии, при утверждении их в вере и русской национальности, так и дальнейший успех ея в борьбе с вековыми соблазнами язычества и ламайскаго идолопоклонства.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

4) Архивариусу, (он же и Казначей), 600 руб. Две трети из этого содержания составляют жалованье, а одна треть – столовые деньги. (П. С. 3. 55863 Ц. В. 1877 г. 22.) Примечание. По тому же штату, должность Делопроизводителя положена в 9 классе и мундиру в 9 разряде, должность Помощника Делопроизводителя и Архивариуса в 10 классе и мундиру в 10 разряде. (Там.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 1 Апреля 1880 г. мнению Государственного Совета положено: упразднив одну должность члена Холмско-Варшавской Духовной Консистории, обратить имеющий остаться свободным по этой должности оклад в 500 руб. на усиление канцелярских средств Холмского Духовного Правления и Канцелярии Викария Холмско-Варшавской епархии. 3   Читинское Духовное Правление При перечислении кафедры Викария Иркутской епархии, епископа Селенгинского, из Посольского монастыря в г. Читу, признано необходимым учредить при Викарии Духовное Правление, для вспомоществования ему в исключительном заведывании епархиальными делами Забайкальской области, и должность письмоводителя. (Опред. 10 Января – 12 Февраля 1879 г. 25.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 3 Июня 1879 г. штату Читинского Духовного Правления Иркутской епархии положено: членов Правления 3 – с жалованьем каждому 200 р. всего 600 р., 2) Делопроизводитель – с содержанием 600 р., по должности и мундиру в 9 классе; 3) Письмоводитель, при Викарном Епископе, с содержанием 600 р., по должности и мундиру в 9 классе. На писцов, наем сторожа, канцелярские расходы, ремонт, отопление, освещение дома и проч. всего 1200 р. Итого по настоящему штату 3000 р. на счет Государственного Казначейства. (Ц. В. 1879 г. 33.) Примечание. Штатные должности чиновников Читинского Духовного Правления могут быть замещаемы лицами духовного звания, по усмотрению епархиального начальства, с тем, чтобы на такие должности были определяемы лишь диаконы и псаломщики. (13 Марта 1882 г. Выс. утв. опред. Син. 13 Января – 15 Апреля) Читинскому Духовному Правлению представлено право производить судоговорение по бракоразводным делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

на Оби – от Кузнецка 523 вер., Белоярская крепость на Оби, Бийская на р. Бии, Катунская при р. Катуни, Ануйская при р. Ануе. Города, слободы и зимовья Енисейской провинции нами уже названы (стр. 659–660). Иркутская провинция – Иркутск на р. Ангаре, – в уезде: Подгородный дистрикт – Вознесенский мон. при Ангаре в 4 вер. от Иркутска, Урик или Уриковская слоб. при р. Куде, Кудинская слобода – при Куде, Аецкая слобода при Уде; – Балаганский дистрикт – Балаганский и Удинский остроги и Оленки – слоб. при реке Ангаре, Бельский остр, при р. Белой; Верхоленский дистриктъ – Верхоленский остр, при Лене, Манзурская слобода при р. Манзурке, Бирюльская слоб. при Бирюльке, Ангинская монастырская слоб. при Ангинке; ясашные остроги и зимовья к Иркутску – Тункинский при р. Тунке, Култушское зимовье при Байкале, Верх-Ангарские нижнее и верхнее зимовья при Верх. Ангаре; города к Иркутску: Селенгинск при р. Селенге, впадающей в Байкал, от Иркутска – 408 вер., от Тобольска – 3317 вер. – в уезде Селенгинска: Кяхтинская торговая слобода, Троицкая крепость, Петропавловская крепость или Стрелка при устье р. Никоя, Удинский пригород при р. Уде, Ильинский острог, Троицкий мон., Тряскова Архангельская слобода, Кабанский острог, Колесникова слоб. – все при р. Селенге, Посольский мон. при Байкале, Баргузинский острог при Баргузине, впадающей в Байкал, Баутовский – при р. Ципе, Кучинский – при Вишиме, г. Нерчинск при р. Нерче, в Нерчинском уез. Успенский мон. при Шилке, Сретенский острог – при Шилке, Аргунский – при Аргуни, Цурухайтуская торговая слобода от Тобольска – 4227 вер., Уруглинская слобода при реке Уругле, Ундинская слобода при р. Унде, Городищенская – при Шилке, Читинский острог, при р. Чите, Телембинский, Еравинский при озере М. Еравине, Итанцинский при р. Селенге. Гор. Илимск при р. Илиме, в его уезде – Тушамская слобода при р. Илиме, Кяжемская слоб. при р. Тунгуске, Брацкий острог при р. Оке, Барлуцкая слобода при той же реке, Яндин- ский острог при Ангаре, Уст-Удинская слобода при р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Своим возникновением оно обязано бунту камчадалов в конце 40-х годов XVIII века. 406 В 1740 году на юго-востоке Камчатки русские основали Петропавловский острог. Вследствие своего положения на берегу прекрасного залива Авача, острог получил значение превосходной гавани. Гавань названа Петропавловской от зимовавших на ней двух судов знаменитой Беринговой экспедиции «Петр и Павел». Раньше она называлась Ниякиной губой. 407 Все новые острожки и укрепления не отличались многолюдностью. Главными поселенцами северо-восточной Сибири по р. Лене от Уст-Кута до Нижне-Калымска и других мест на северо-востоке, где завязалось русское племя, были ссыльные из московских бунтовщиков, подделывателей монет, стрелецких мятежников разных времен. В 1705 г. правительство выслало в Калымское, Анадырское и Удское зимовья (острожки) взбунтовавшихся астраханских стрельцов и казаков. Впоследствии туда и на Камчатку стали выселять пахотных крестьян. В 1733 году несколько семей пахотных крестьян были водворены между сопками Ключевской и старым разоренным Нижнекамчатским острогом, а в 1743 году новая партия крестьян заняла места в 12 верстах от Верхнекамчатского острога – ныне деревня Мильково. Таким образом, Камчатка сделалась русской земледельческой колонией и вполне слилась с Якутской областью, где русское земледелие начато в двух заимках якутским Спасским монастырем. Но главным занятием тамошних обитателей была охота за пушным зверем. Эта охота оживлялась ярморочными съездами за пушниной и мягкой рухлядью в Среднекалымске, Зашиверске, Якутске, Киренске, Нижней Тунгузке и др. местах. 408 На этих ярмарках шел обмен не только товарами, но вместе взглядами и понятиями между русскими купцами из Москвы, Казани, Нижнего и др. городов и сибирскими инородцами. При разделении в 1724 г. всей Сибири на три провинции: Тобольскую, Енисейскую и Иркутскую 409 вся восточная, восточная и северо-восточная территория Сибири вошла в состав Иркутской провинции. В 1745 г. Тоболъскую провинцию составляли города с уездами: Тобольск, Тюмень, Туринск, Верхотурье, Пелым, Тара, Березов с Обдорским городком, Сургут, Нарым, Томск, Кузнецк, крепости: Омская, Железинская, Ямышевская, Семипалатная и Усть-Каменогорская; Енисейская провинция состояла из трех городов – Енисейска, Мангазеи, или Туруханска и Красноярска. В состав Иркутской провинции входили – Иркутск, Балаганск, Верхоленск, Селенгинск, Нерчинск, Илимск, Якутск, Охотск и Камчатка, где были остроги Нижне- и Верхнекамчатские, Большерецкий острог и Петропавловская гавань. 410

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010