На литургии, по входе, «храма Христова и Богородицы кондак во всю 50-цу не глаголем»; «в литургиях же поется на блаженных, от канона праздника недели, песнь рядовая на кийждо день, с ирмосом на 6, сице: в понедельник 1-я, во вторник 4-я, в среду 5-я, в четверток 7-я, в пяток 8-я, в субботу 9-я». – См. в Уставе понедельника 2-й седмицы, « како поется от недели Фомины триодь с минеею (сн. 569 стр.) во всю 50-цу, коея седмицы, даже до отдания Пентикостии, кроме суббот и недель, на вечерни и на утрени». – «Известно же буди, яко каноны о усопших октоиха настоящего гласа, по вся субботы в 50-це, должны суть петися в пятках вечера, в повечериях». – См. в Уставе, после понедельника 2-й седмицы, о субботах Пятидесятницы (о субб. пред 50-цей см. ниже). – «Указ (изложенный в Уставе) о св. 50-це, в седмицах о пяти днех и о субботах, подобает настоятелю или екклисиарху всегда смотрети прилежно, с опасением и рассуждением; како поется служба минеи, коего святаго, с триодию, вечер и утро, и на литургии». В нарочитые седмичные дни периода Цветной Триоди (каковы: Преполовение, Вознесение и их Отдания, Отдание Пасхи, понедельник Святого Духа и Отдание Пятидесятницы) поются одни праздничные песнопения; а потому Богослужение в эти дни отправляется по одной Цветной Триоди; служба же рядового святого, случившегося в эти дни, обыкновенно поется на повечерии (в день памяти святого или накануне, а иногда «напреди»), за исключением нижеуказанных дней памяти святых. – О Богослужении в вышеуказанные нарочитые дни, а также и воскресные периода пения Триоди Цветной после Пасхи, если с этими днями совпадут праздничные дни памяти святых, празднуемых 23 апр., 8, 21 и 25 мая, 12 июня и храмовые праздники, – см. в Уст . в 48 гл. и 48–58 храм. гл. (и сн. выше, 181 стр.), а о днях Высокоторжественных см. ниже, во II отд. Вся вторая седмица по Пасхе, кончая субботой, посвящается попразднству недели Антипасхи. В Фомин вторник (в некоторых местах в понедельник) совершается поминовение усопших. 395 Собственно, в службе этих дней по Уставу не положено особых молитвословий за умерших, и поминовение в эти дни совершается по благочестивому обычаю русской Церкви. 396 Основанием для поминовения усопших, совершаемого в Фомин понедельник или вторник, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой – разрешение церковного Устава (сн. 555, 592, 596 и 645 стр.) творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. 397 По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о воскресении Христовом. 398 Отсюда и самый день поминовения называется радоницей. 399

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

150 Следует учитывать, что службы некоторым новопрославленным святым составлены Синодальной Богослужебной комиссией и издаются в Минее Дополнительной. 151 То есть для чтения паремий можно не «отбирать» книгу у певцов, а при идентичности текста пользоваться текстом из Общей Минеи, так как зачастую Общая Минея все равно бывает в таких случаях невостребованной. 153 На сырной седмице и в седмичные дни Великого поста каноны на утрене в Триоди имеют следующие песни: в понедельник – 1, 8 и 9-я песни, во вторник – 2, 8 и 9-я, в среду – 3, 8 и 9-я, в четверг – 4, 8 и 9-я, в пятницу – 5, 8 и 9-я, в субботу – 6, 7, 8 и 9-я. Таким образом, 8-я и 9-я песни поются каждый день, а номер первой песни канона тождественен номеру дня седмицы. 154 В Лазареву субботу поются воскресные песнопения, а богослужение Недели ваий имеет все особенности двунадесятого Господского праздника (кроме великого прокимена на вечерне). 156 Следует отметить, что богослужение во дни Светлой седмицы имеет некоторые особенности в отличие от Пасхи, к числу которых относится пение Богородичных пасхального канона и опущение некоторых элементов, присутствующих только в сам день Пасхи (малая ектения по каждой песни канона, чтение огласительного слова и пение тропаря святителя Иоанна Златоуста , чтение Евангелия на разных языках). 157 Таким образом, для определения гласов всех дней Светлой седмицы (кроме субботы) можно сформулировать следующее правило: в заданный день поются песнопения N+1 гласа, где N – порядковый номер дня седмицы. 158 Во все дни перед началом каждого богослужения поется трижды тропарь «Христос воскресе…», на утрене каждый день поется «Воскресение Христово видевше…», на литургии поются задостойник Пасхи («Ангел вопияше…» и «Светися, светися…») и тропарь «Христос воскресе…» единожды вместо «Видехом свет истинный…» и трижды перед отпустом. Кроме того, в недели 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю по Пасхе поются стихиры и канон Пасхи, а также другие пасхальные песнопения. 159 Так, 2-я седмица по Пасхе – попразднство Антипасхи, 3-я седмицапопразднство Недели жен-мироносиц, понедельник и вторник 4-й седмицыпопразднство Недели о расслабленном. Так как среда 4-й седмицы – Преполовение Пятидесятницы, то от четверга 4-й седмицы до среды 5-й седмицы – период попразднства Преполовения. Затем четверг, пятница и суббота 5-й седмицыпопразднство Недели о самаряныне, понедельник, вторник и среда 6-й седмицыпопразднство Недели о слепом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Отметим, что счёт дней седмиц от Пасхи до Пятидесятницы идёт по библейской традиции – с воскресения 3 . И здесь также проявляется связь с ветхозаветным ритмом времени и богослужением. Ибо ветхозаветные праздники пасха и пятидесятница – прообразы наших праздников, имеющих глубочайший смысл. И можно было бы определять Пасху, исходя из количества недель в году, ведя их счёт согласно богослужебным книгам по периодам: В таком строе пасхального церковного года и отсчёта времени седмицами дней видна независимость ни от какого календаря и астрономического времени, но, самое главное, – отчётливо отражается вера и надежда Церкви. Мы ожидаем явление Господа нашего Иисуса Христа и всеобщее Воскресение мертвых по неложному Его обетованию. И этот «последний день», о котором Господь сказал: «И Аз воскрешу его в последний день» ( Ин. 6:54 ), откроется, несомненно, воскресным днём. Всеобщее Воскресение, конечно же будет в воскресенье, по подобию славного Воскресения Христова. Последний день нашей земной человеческой истории будет и первым, он же восьмым, вечным незаходимым днём, прославленный Воскресением Христовым. «Так встречаются в единой тайне день первый и день восьмой, совпадающие в дне воскресном. Ибо это одновременно и первый и восьмой день недели, день вхождения в вечность. Семидневный цикл завершается божественным покоем; за ним – предел этого цикла – воскресенье, день сотворения и воссоздания мира» /Лосский Вл./с. 232]. Святитель Григорий Нисский († после 394г) по этому поводу пишет: «Когда прекратится и это быстро движущееся и преходящее время ... тогда, несомненно, окончится и эта седмица, измеряющая время, и её место заступит восьмой день, то есть последующий век, который весь представляет собой один день» [цит. по 6, с. 30]. И можно думать, что этот «последний день» совпадёт либо с Пасхой, либо с днём Пятидесятницы, имеющим также образ 8–го дня вечного: 8–я неделя по Пасхе (то есть 8–е воскресенье), 8–й день по непрерывному счёту после 7–го воскресенья по Пасхе. Именно 8–й день в последней седмице, ибо, являясь пятидесятым днём от Пасхи, он выпадает из счёта дней седмиц (не входит ни в какую седмицу), так как семь послепасхальных седмиц заканчиваются Троицкой родительской субботой – поминовением усопших, то есть воспоминанием о покое, а следующая седмица начинается с «Понедельника Святаго Духа». И получается, что нарочитый день Пятидесятницы является воистину восьмым днём – во образ будущего дня всеобщего Воскресения, вечного восьмого дня. Добавим, что тропарь и кондак праздника – 8–го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Пасха праздновалась в Риме на пять недель раньше, чем в Александрии. Тогда Феофил Александрийский, по указанию императора Фeoдocuя I, приготовил пасхальную таблицу на 95 лет (436-531 г.), её потом сократил Кирилл Александрийский. Лев Великий занимался вопросом о праздновании Пасхи в 445 г. (Epist. 137. 138. 142), относительно времени он соглашался с восточными, но считал за нужное передать работу ученому человеку. Его архидиакон Иларий обратился к Аквитанскому Викторину, который в 457 г. составил пасхальную таблицу, причем близко подошел к Александрийцам. А Дионисий Малый в этом направлении пошел еще дальше. Рим и Италия приняли поправки Дионисия Малого к циклу 95 лет; Галлия же осталась при таблице Викторина. Бритты восприяли 84-летний цикл Сульпиция Севера. Праздник Пасхи, посвященный радостному событию воскресения Христова, открывался полунощницею, которая в Иерусалиме начиналась (По Peregrinatio Silviae) в субботу после обеда и продолжалась всю ночь до пения петуха. Хотя с этою службою соединялся последний акт покаяния и крещения оглашенных, господствующее настроение было радостное по поводу победы Спасителя над смертью; в эту же ночь верующие ожидали и второго пришествия Господня (Lactant. Div. Inst. VII, 19; Иероним на Мф. 25:6). От первого причащения в пасхальную ночь и до следующего воскресения для общины и для неофитов длился праздник радости целые 8 дней, который не прерывался работою, как и страстная седмица. Празднование состояло в ежедневных богослужениях и в делах милосердия. Государственная власть давала свободу и амнистии заключенным (L, 3 и 7 Cod. Theodos. IX, 38 V, 367 и 384; L. 6f (7 f) Cod. Justin. III, 12 v. 389 и 392). Пасхальная седмица простиралась, в некотором роде, на 50 дней. Все это время принято называть Пятидесятницей . Никейский Собор запретил в это время зрелища (L, 5 Cod. Theod. XV, 5). Ежедневно совершалась Евхаристия. Последний же день Пятидесятницы был днем излияния Святого Духа , как μεγιστη εορτη (Euseb. Vita Constant. C. IV, 64), или μητροπολις των εορτων (Иоанн Златоуст. Гомилия II на Пятидесятницу, к. I). Начинался этот «величайший праздник» полунощницей с крещением оглашенных, и празднование его, как и Пасхи, длилось 8 дней. В круг Пятидесятницы входило с IV-ro века повсюду празднование Вознесения Господня (εορτη της αναληψεως) в 40-ой день после Пасхи — день также прославляемый особым богослужением, воздержанием от работ, даже для рабов (Иоанн Златоуст. Гомилия II; Сократ . Ц. История VII, 2; Апостольские Постан. V, 69). 8-ой день после Пятидесятницы греческая Церковь делает праздником мучеников и всех святых (κυριακη των αγιων μαρτυρησαντων. См. речи Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина). В течение всей Пятидесятницы как и в воскресные дни молились стоя, без коленопреклонения (Никейский канон 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Третье, самое важное отличие – катавасия определяется периодом года, а будничный покрывающий ирмос только данным конкретным днем, и больше ничем. Напомню, что будничный покрывающий ирмос – это всегда ирмос соответствующий песни последнего из читавшихся на данной утрени канона. А катавасия зависит от того времени, в котором мы живем. Когда поется катавасия? Во-первых, во все воскресные дни, а во-вторых, в дни с красным знаком Типикона (славословие, полиелей, бдение). Может катавасия по каждой песни канона петься и в некоторые другие дни, но таких дней очень мало – мясопустная и троицкая родительские субботы. Там славословие не поется (день не воскресный), тем не менее катавасия – по каждой песни. В остальные дни поются будничные покрывающие ирмосы. От чего зависит, какую петь катавасию? Только от периода года. Весь год разбит на периоды, не равные по протяженности, и в течение каждого из этих периодов поется вполне определенная катавасия. От 1 по 21 сентября (даты по старому стилю), т.е. до отдания Воздвижения, поется катавасия «Крест начертав» (Воздвиженская катавасия). 8 глас. От 22 сентября до 20 ноября (от первого дня после отдания Воздвижения до предпразднства Введения во храм Пр. Богородицы) – «Отверзу уста моя». 4 глас. От 21 ноября по 31 декабря (от предпразднства Введения до отдания Рождества Христова) – «Христос рождается». 1 глас. От 1 по 14 января (от отдания Рождества до отдания Богоявления) – «Глубины открыл еть дно» (Крещенская катавасия). 2 глас. От 15 января до отдания Сретения Господня – «Сушу, глубородительную землю» (Сретенская катавасия). 3 глас. Сретение Господне не всегда отдается в один и тот же день; отдание Сретения иногда попадает на тот период, когда уже может начаться Постная Триодь (Сырная седмица, 1-я седмица Великого поста). Но в обычной ситуации отдание Сретения бывает 9 февраля. От отдания Сретения Господня до 1 августа, кроме воскресных дней Четыредесятницы и всей Пятидесятницы – «Отверзу уста моя». 4 глас. От 1 до 6 августа включительно (от начала Успенского поста до праздника Преображения включительно) – «Крест начертав». Глас 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Третье, самое важное отличие — катавасия определяется периодом года, а будничный покрывающий ирмос только данным конкретным днем, и больше ничем. Напомню, что будничный покрывающий ирмос — это всегда ирмос соответствующий песни последнего из читавшихся на данной утрени канона. А катавасия зависит от того времени, в котором мы живем. Когда поется катавасия? Во–первых, во все воскресные дни, а во–вторых, в дни с красным знаком Типикона (славословие, полиелей, бдение). Может катавасия по каждой песни канона петься и в некоторые другие дни, но таких дней очень мало — мясопустная и троицкая родительские субботы. Там славословие не поется (день не воскресный), тем не менее катавасия — по каждой песни. В остальные дни поются будничные покрывающие ирмосы. От чего зависит, какую петь катавасию? Только от периода года. Весь год разбит на периоды, не равные по протяженности, и в течение каждого из этих периодов поется вполне определенная катавасия. От 1 по 21 сентября (даты по старому стилю), т. е. до отдания Воздвижения, поется катавасия «Крест начертав» (Воздвиженская катавасия). 8 глас. От 22 сентября до 20 ноября (от первого дня после отдания Воздвижения до предпразднства Введения во храм Пр. Богородицы) — «Отверзу уста моя». 4 глас. От 21 ноября по 31 декабря (от предпразднства Введения до отдания Рождества Христова) — «Христос рождается». 1 глас. От 1 по 14 января (от отдания Рождества до отдания Богоявления) — «Глубины открыл еть дно» (Крещенская катавасия). 2 глас. От 15 января до отдания Сретения Господня — «Сушу, глубородительную землю» (Сретенская катавасия). 3 глас. Сретение Господне не всегда отдается в один и тот же день; отдание Сретения иногда попадает на тот период, когда уже может начаться Постная Триодь (Сырная седмица, 1–я седмица Великого поста). Но в обычной ситуации отдание Сретения бывает 9 февраля. От отдания Сретения Господня до 1 августа, кроме воскресных дней Четыредесятницы и всей Пятидесятницы — «Отверзу уста моя». 4 глас. От 1 до 6 августа включительно (от начала Успенского поста до праздника Преображения включительно) — «Крест начертав». Глас 8.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Вопрос о сентябрьской преступке не имеет единого решения среди литургистов. Одним из исходных положений при составлении ряда чтений Четвероевангелия всегда была забота о том, чтобы Священное Писание было прочитано в течение года полностью. Пасха теку­щего года Недели по Пятиде­сятнице и количе­ство седмиц от прошлой Триоди Пасха буду­щего года 33-я 50 седмиц 34-я 51 седмица 35-я 52 седмицы 36-я 53 седмицы 37-я 54 седмицы 38-я 55 седмиц Сентябрь Декабрь Январь Январь Январь Январь Январь 11 апреля Ферваль 12 апреля 12 апреля 13 апреля 14,15 апреля Январь 16 апреля 17 апреля 17, 18 апреля Февраль 18,19 апреля 13, 19, 20апреля Апрель 14, 20, 21 апреля 25 марта-22 апреля 26 марта – 22 апреля 27 марта – 23, 24 апреля 27, 28 марта – 18, 25 апреля Февраль 22, 28 марта – 19 апреля 23, 29, 30 марта – 19 апреля 23, 31 марта 24, 31 марта; 1 апреля 26 марта; 1 апреля 27 марта; 2, 3 апреля 28 марта; 4, 5 апреля; Февраль 29 марта; 5, 6 апреля 29 марта; 6 апреля 31 марта; 6 апреля Октябрь 1 апреля; 7, 8 апреля 2 апреля; 8, 9 апреля 2, 3 апреля; 10 апреля 3 апреля; 11 апреля Февраль 4 апреля; 11, 12 апреля 6 апреля; 12 апреля 7 апреля; 14 апреля 8 апреля 8 апреля 9 апреля Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРУГА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ НА ЛИТУРГИИ Евангельские зачала, читаемые ежедневно в течение года за Божественной литургией, как указывалось, представляют собой точно очерченный круг. По характеру чтений он разбивается на три цикла: первый содержит в себе зачала Недель (воскресений) и седмиц от Святой Пасхи до Пятидесятницы; второй начинается от первой Недели по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста; третий цикл включает в себя евангельские зачала, прочитываемые в Недели и седмицы Великого поста. Зачала в седмичные, или будние, дни представляют последовательные, с некоторыми выпусками, чтения из евангельских повествований от Иоанна, Матфея, Марка и Луки с возвращением в конце круга к чтению из Евангелия от Марка. Зачала воскресных дней образуют свой круг чтений. Так, чтения Светлой седмицы повествуют о событиях, изложенных в первых семи главах Евангелия от Иоанна; за Светлой седмицей следуют чтения Недели о Фоме, а к концу благовествования апостола Иоанна читается глава 20. Зачала следующих Недель и седмиц по Пасхе удерживают эти особенности. Вторая Неделя по Пятидесятнице также нарушает последовательность чтений предшествующей ей седмицы, возвращая нас от главы 7 Евангелия от Матфея, прочитанной накануне в субботу, к главе 4 того же Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(ср. стихиры «на стиховне» и «на хвалитех», светильни и их богородичны); поэтому служба в субботу пред 50-ей отправляется по Триоди Цветной без пользования при этом Триодью Постной и Октоихом. – На литургии в эту субботу после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя», одни ничего не поют, другие поют: «Видехом света истинный», третьи считают более уместным петь: «Глубиной мудрости» (заупокойный тропарь). 427 Ап. ( Деян.28:1–31; 51 зач.; Ев. Ин.21:15–25; 67 зач.; За упокой – Ап. и Ев. см. 541 стр.). Если в эту субботу случится храмовой праздники, то поминовение переносится на субботу пред 7-й неделей или на четвертой 7-й седмицы (см. в Уст. 54 храм, гл.); если же случится святой с полиелеем, то служба ему (см. выше, 204 стр.) переносится на тот же четверток 428 (сн. выше, 2 прим. на 181 стр.). Недля св. т.е., Пятидесятницы (8-я по Пасхе), или Сошествие Святого Духа. В 10-й день по вознесении Иисуса Христа, во время иудейского праздника Пятидесятницы, в третьем, а по нашему счислению – в девятом часу утра, когда народ обыкновенно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы 429 и все ученики были собраны в Иерусалиме, в горнице ( Деян.1:13 ), находившейся «на горе Сионской», – «бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну» (как бы от несущегося сильного ветра). «Это не был собственно ветер шумящий, а шум, подобный как бы тому, как бывает от сильного ветра, но без ветра». Шум этот наполнил «весь дом, идеже бяху седяще», – не одни только апостолы, но, по изъяснению св. Иоанна Златоуста , и прочие верующие во Христа ( Деян.1:16 ). В то же мгновение среди дома в воздухе появилось множество языков огненного цвета; носясь над главами учеников, они опустились на них и опочили. Это не были действительно огненные языки, – они были «яко огненны», т.е., имели только вид огня; они лишь светили, но не жгли. Непосредственно за этими, или даже вместе с этими внешними явлениями, последовало внутреннее, совершившееся в душах верующих событие: «исполнишася вси Духа Свята». 430 Как скоро огнь Божественный возгорелся в душах верующих, они исполнились святого восторга и в ответ на дар неба вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Но уже теперь их труды — такие же, как у их Господа: «Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду». Они заботятся не только о душе человеческой, но и о теле. Может быть, ничто не принесло Церкви столько вреда, как постоянное повторение, что происходящее в этом мире не имеет значения. Придти и сказать погибающим от нищеты и голода, что недостойно человека думать о материальном, будет непростительным, — в особенности, если говорящий это сам благополучно устроен. Разумеется, существует опасность преувеличить значение материального. Но не меньшая опасность — совершенно пренебречь им. Мы избавимся от этой опасности, только когда не будем забывать, что Христос послал Своих учеников проповедовать Царство Божие и исцелять — чтобы спасти и душу человеческую, и тело. Одно неотделимо от другого. То и другое спасает Христос Своим Воскресением. Неделя 24-я по Пятидесятнице Лк, 39 зач., 8, 41—56 Пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

http://moral.ru/седмица-24-я-по-пятидеся...

904 Аллилуиарий (греч. λληλοριον, от «аллилуия») – песнопение, предваряющее чтение Евангелия; состоит из нескольких (1, 2 или 3–х) стихов псалмов, перемежаемых пением «аллилуия». Николай Кавасила (14 в.) объяснял это следующим образом: «После Трисвятой песни читается Апостольская книга, а потом, когда Церковь пропоет Богу гимн [аллилуия], читается и само Евангелие... при Апостоле мы поем гимн с прошением... а при Евангелии совершаем песнопение без прошения, чтобы знать нам, что через Евангелие знаменуется Христос, Которого обретшие имеют всё... и имеющим всё нет надобности просить Его о чем–либо». Стихи аллилуиария обычно подобраны так, чтобы соответствовать содержанию евангельского чтения. Возникновение развитой системы аллилуиариев обычно возводится к иерусалимской богослужебной традиции. 906 Первоначально зачала вписывались в Евангелиях и Апостоле в середине или на полях: ρχ – Зачало; Τλος – Конец; πρβα или πγε – Преступи; ρξευ – Начни; в конце книг они вписывались в виде сокращенных указателей чтений (одна из древнейших рукописей подобного рода датируется 8–9 вв.). 907 Структура Евангелия апракос определялась особенностями организации православного богослужения. Они обусловлены двумя календарными циклами: солнечным, по которому определяются даты неподвижных празников, и лунным, в соответствии с которым рассчитываются даты подвижных праздников. Подвижный цикл, начинающийся с Пасхи, делится на пять периодов: 1) 50 дней от Пасхи до Пятидесятницы (Троицы); 2) от Пятидесятницы до Новолетия (нового года), которое у древних приходилось на период с 1 по 25 сентября; 3) от Новолетия до Великого поста; 4) Великий пост (6 недель); 5) Страстная седмица. Количество дней в 1, 4 и 5 циклах постоянно, во 2 и 3 – изменяется в зависимости от даты Пасхи. Неподвижный цикл начинается 1 сентября; фактически, это – гражданский календарь Рима и Византии. Ряд церковных праздников связан именно с этим циклом, определяемым солнечным календарем, и приходится ежегодно на одни и те же дни (большинство «великих», или «дванадесятых», праздников: Рождество Христово, Богоявление, Благовещение, Сретение, Преображение, Успение, Рождество Богородицы, Воздвйжение, Введение, а также памяти святых и событий церковной истории). Наименование праздников «дванадесятыми» происходит от их числа – двенадцать ( дванадесять); иногда употребляют в частично русифицированном виде: «двунадесятые»; помимо девяти поименованных «неподвижных» праздников, сюда входят также «подвижные» Вход Господень в Иерусалим («Вербная или Цветоносная неделя»), Вознесение и Троица. Пасха (Воскресение Христово), как «праздников праздник» и «торжество торжеств», в это число не включается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010