Какие у нас праздники? Один – самый великий из всех праздников; за сим – одни из праздников так называемые большими, другие средними, третьи малыми. Какой важнейший из всех праздников? Важнейший из всех праздников христианских – праздник Пасхи, или день Светлого Воскресения Христова. Это – праздников праздник: так как воскресением Своим И. Христос завершил дело искупления человеков от греха и вечной смерти через страдания и крестную смерть; воскресением Своим Он положил начало нашему воскресению для вечной блаженной жизни в Его царствии. Воскресению Христову, как важнейшему из всех христианских событий, положено праздновать каждую неделю – именно 1-й день недели. Сим днем обыкновенно начинается неделя или седмица. Какие великие праздники? Великие праздники – это двенадцать, по сему числу своему называемые дванадесятыми – в память важнейших событий из жизни Господа Спасителя на земле, так называемые Господскими, и из жизни Пресвятой Его матери, так называемые Богородичными. Какие из дванадесятых праздники в честь Господа Спасителя? По времени событий следующие: 1. Рождество Христово, 2. Сретение Господне, 3. Крещение, иначе Богоявление Господне, 4. Преображение Господне, 5. Вход Господень в Иерусалим, 6. Вознесение Господне, 7. Пятидесятница, или Троицын день и 8. Воздвижение честного Креста Господня, по обретении его в земле, с воспоминанием страданий на нем Спасителя. Какие из дванадесятых праздники в честь Пресвятой Богородицы? По времени событий следующие: 1. Ее Рождество, 2. Введение во храм, 3 . Благовещение и 4. Успение. Какие средние праздники? Это, после дванадесятых, праздники, установленные по причине важных событий во славу Божию, в честь Пресвятой Богородицы и многих Святых Божьих. Сюда принадлежат так называемые высокоторжественные праздники или царские дни, напр. дни рождения и тезоименитства (именины) Государя Императора, Государыни Императрицы, день коронации и др. Какие из средних праздников во славу Божию, иначе Господские: Следующие: 1. праздник Обрезания Господня и с ним (по гражданскому счету) день Нового года, 2. Духов день 3. праздник Происхождения честных Древ Креста Господня, 4. Перенесения Нерукотворного образа Господня из Одессы в Константинополь (или Царь-град).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Кроме воскресного дня есть ли еще праздники? Есть. Почему кроме воскресного дня празднуются другие дни? Как в ветхозаветной церкви, кроме субботы, праздновались и другие дни, в память совершившится в сии дни тех и других важнейших событий церкви, напр., день Пасхи, в память избавления евреев от рабства в Египте, день Пятидесятницы, в память получения от Бога закона 10-ти заповедей на горе Синае; так и в новозаветной церкви, кроме воскресного дня, празднуются и другие дни, посвященные в память и славу Божию, в память и честь Пресв. Богородицы и других Святых Божиих. Какие у нас праздники? Один – самый великий из всех праздников; за сим, – одни из праздников так называемые большими, другие средними, третьи малыми. Какой важнейший из всех праздников? Важнейший из всех праздников христианских – праздник Пасхи, или день Светлого Воскресения Христова. Это – праздников праздник: так как воскресением Своим И. Христос завершил дело искупления человеков от греха и вечной смерти чрез страдания и крестную смерть; воскресением Своим Он положил начало нашему воскресению для вечной блаженной жизни в Его царстве. Воскресению Христову, как важнейшему из всех христианских событий, положено праздновать каждую неделю – именно 1-й день недели. Сим днем обыкновенно начинается неделя или седмица. Какие великие праздники? Великие праздники – это двенадцать, по сему числу своему называемые дванадесятыми, – в память важнейших событий из жизни Господа Спасителя на земле, так называемые Господскими, и из жизни Пресвятой Его Матери, так называемые Богородичными. Какие из дванадесятых праздников в честь Господа Спасителя? По времени событий следующие: 1. Рождество Христово, 2. Сретение Господне, 3. Крещение, иначе Богоявление Господне, 4. Преображение Господне, 5. Вход Господень в Иерусалим, 6. Вознесение Господне, 7. Пятидесятница или Троицын день и 8. Воздвижение честнаго Креста Господня, по обретении его на земле, с воспоминанием страданий на нем Спасителя. Какие из дванадесятых праздники в честь Пресвятой Богородицы?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Иначе говоря, дневной богослужебный круг отличался такой насыщенностью, что замыкался только после полуночи. Более поздние, чем у Этерии, описания (например, армянская редакция иерусалимского Лекционария) дают весьма схожие представления. Богослужение в Константинополе с VIII века совершалось по так называемому песненному последованию. Типикон Великой Церкви в соответствующем разделе имеет праздничные элементы, что выражается в отмене вечерних и утренних изменяемых антифонов, в пении только трех малых антифонов и сразу «Господи, воззвах». После входа читаются три паримии – те же, что звучат на службе и в настоящее время. В конце вечерни трижды поется тропарь праздника певцами на амвоне со стихами 18-го псалма. После вечерни назначается чтение Апостола вплоть до времени совершения паннихиса. Утреня совершается на амвоне (что, опять же, говорит о торжественности богослужения). Ее обычные семь изменяемых антифонов отменяются, и сразу после первого (постоянного) антифона полагается песнь пророка Даниила (Дан. 3: 57–88). К стихам Пс. 50 припевается тропарь праздника. После утрени читается слово святителя Григория Богослова на Пятидесятницу «О празднике краткая любомудрствуем». Между утреней и литургией патриарх совершает таинство крещения, что было древней христианской традицией, о которой писали Тертуллиан, святитель Григорий Богослов и другие. На литургии устанавливаются праздничные антифоны и чтения Деян. 2: 1–11 и Ин. 7: 37–52; 8: 12, которые приняты и сейчас. Попразднства Пятидесятницы в Типиконе Великой Церкви нет, хотя в будние дни следующей за праздником недели есть несколько особых воспоминаний (архангелов Михаила и Гавриила, Богородицы, Иоакима и Анны), придающих седмице отличительные свойства. Отсутствуют в анализируемом уставе и коленопреклонные молитвы на вечерне Пятидесятницы. Зато они регламентированы Студийскими уставами. В них празднование Пятидесятницы уже имеет вполне современный вид. Ей предшествует вселенская поминальная суббота. К понедельнику приурочивается воспоминание Святого Духа. И самое главное: вся седмица составляет попразднство Пятидесятницы, а суббота – его отдание.

http://pravoslavie.ru/30666.html

Причина возможной скорби в том, что соединяются двое, чтобы взаимно обладать друг другом; чтобы жена была во всём послушна мужу, и чтобы муж так относился к жене, как к собственной плоти ( Еф. 5:22–29 ), и это – неразрывно, на всю жизнь! Апостолы, например, ужаснулись, когда услышали, что разводиться можно только по вине любодеяния… С какой тщательностью советует Иоанн Лествичник выбирать духовного руководителя, которому послушник мог бы навсегда и полностью вручить свою волю! – ведь нужен истинный врач, а не такой же больной. А супруги, хотя и соединяются не менее крепкими узами, но ведь не ради скорбей и креста, не ради тесного пути вступили они в брак, а для радостей брачной жизни. А в результате, как часто они превращаются в двух врагов, скованных одной цепью, каждый из которых не ищет, ни как угодить Богу, ни как угодить другому, а только требует угождения себе. Пророк Давид молился: «Пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне» ( 2Цар. 24:14 ). А в браке велика опасность впасть именно в руки человеческие. И даже при том, что брак будет заключён «в Господе», то есть, с человеком одной веры, одного жизненного закона, – опасность всё равно велика, потому что мы склонны, совершенно забывая о своих обязанностях, слишком хорошо знать обязанности другой стороны, и деспотически требовать их выполнения, прикрывая свой эгоизм Божественным авторитетом. Сквозь человека очень трудно пробиться к Богу, и руку Божью гораздо легче увидеть в огне и буре, чем в злобном издевательстве. Но чем выше подвиг, тем славнее венец, и преподобному Антонию однажды было открыто, что при всех его монашеских трудах он ещё не пришёл в меру неких двух женщин, благочестиво живших в браке. Итак, путь безбрачия Апостол предлагает, как более прямой путь к Богу:«Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но, чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения…» Но обратим внимание, что Павел не просто рекомендует безбрачие как состояние; он говорит очень конкретно: «Желаю, чтобы все были, как и я», – и потом ещё раз повторяет, говоря о вдовах: «хорошо им оставаться, как и я» ( 1Кор. 7:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Самое страшное заключается в том, что люди, к которым был послан Сын Господина виноградника, абсолютно точно знали, что это Сын. Это самое поразительное в притче. Они ищут убить Сына Божия не потому, что не знают, что Он Мессия, а потому что знают, что Он Мессия. Тут нет никакой путаницы, каких-то случайных совпадений. Они точно знают, что Он Собой представляет, не сомневаются в Его чудесах, видят силу Божию, которая в Нем действует. И именно оттого, что они знают, что это не лжемессия какой-нибудь, а подлинный Мессия, они ищут Его убить. Эти люди думают, что появилась реальная возможность убить Бога и стать свободными. Мы с вами часто говорим о той свободе, которая сейчас проповедуется в мире, как о новом всепобеждающем учении XXI века. Это та самая свобода, когда человек хочет, чтобы Бог ему не мешал, чтобы Бога можно было изгнать из своей жизни, убить в конце концов и остаться с дарами, полученными от Бога. Суть этой свободы, говорят они, заключается в том, что человек, если он хочет осуществить себя, раскрыть свою природу до конца, не должен иметь никаких нравственных или религиозных ограничений. Ради такой свободы совершилось злодеяние, о котором слышим мы сегодня в Евангелии. Мы знаем, что это пророчество исполнилось, когда первосвященники и книжники-фарисеи взяли Христа и предали Его на смерть. Но мы должны также знать и то, что все продолжается до последнего раскрытия «тайны беззакония», как в истории Израильского народа, так и в истории всех народов, которые не приняли Христа. Святой Иоанн Златоуст говорит, что дары Божии непреложны. И когда богоизбранный народ направляет свои дары исключительно на земное, он может больше всех преуспевать в земном. «Ибо сыны века сего догадливее сынов света в роде своем» (Лк. 16, 8). Мы видим, как осуществляют сегодня сыны века сего свое господство во всем мире. Слушая притчу, мы думаем, что мы, православные христиане, являемся как раз тем народом, которому передан этот виноградник, и он должен принести стократный плод. И это действительно так. Но вот о чем нам нельзя никогда забывать. Если мы, зная Христа, зная о тайне Его смерти и Воскресения, причастные благодати Христовой Церкви, не живем по нашей вере — мы сознательно отвергаем Бога. Зная путь Божий, избираем свободно и сознательно свой собственный путь. «Тайна беззакония» совершается на разных уровнях — не только во внешнем мире, но и внутри самой Церкви.

http://moral.ru/седмица-28-я-по-пятидеся...

Проходит в чрево и извергается вон?» – говорит Господь. А мы действительно не понимаем и всё ищем, всё приобретаем, всё устраиваем свою жизнь. «Проходит образ мира сего», – а мы всё гонимся за ним, как за призраком; «время уже коротко», – а мы и душою, и телом всё ещё там. Где «слепой ведёт слепого» … И вот Апостол даёт нам необременительный совет. Он говорит: живите, как живёте, делаете, что делаете, но с одним небольшим условием: «имеющие жён должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся…» Имеешь ли жену? Вспомни, что Бог дал тебе её, Бог может и взять в любой момент. Плачешь ли? – вспомни об утешении, уготованном всем труждающимся и обременённым. Радуешься ли? – вспомни, что «все труды человека – для рта его, а душа его не насыщаешься» ( Еккл. 6:7 ). Приобрёл ли что-нибудь долгожданное? – вспомни, что, может быть, завтра призовёт тебя Господь и ничего не сможешь взять с собой. Даже если просто держишь в уме Апостольские слова, ты уже получаешь пользу: уже всякий твой шаг по земле обрёл в твоей душе как бы противовес и через это хотя бы отчасти перестал быть совершенно односторонним. Уже от этих противоположностей в твоей душе образовалась как бы завязь, как бы ядро твоей личности, предстоящей Богу. Как рабу необходимо почувствовать себя «свободным Господа», так и свободному надо понять, что он – «раб Христов» ( 1Кор. 7:22 ), через это, чтобы каждый твёрдо встал на обе ноги перед нашим Господом посреди потока мирской жизни. О браке и безбрачии Пятница Мф. 15:29–31 1Кор. 7:35–8:7 Сравнивая брак и безбрачие, Апостол Павел писал Коринфянам, что «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше». Так же и вдова «блаженнее, если остаётся так, по моему совету». Апостол жалеет христиан, указывая на трудность креста брачной жизни. Он говорит: «если женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И вот, надо спешить укреплять своё духовное зрение, просвещаться «познанием славы Божией в лице Иисуса Христа», а иначе – как видимый свет, если вспыхнет внезапно, может навсегда лишить зрения, так и внезапно наставший День Господень может обернуться для нас вечной тьмой. О видимом и невидимом Пятница Мф. 24:27–33:42–51 2Кор. 4:13–18 «Видимое временно, а невидимое вечно», – говорит Апостол. Так, он разделяет весь мир, всё творение на видимое и невидимое. Но разве есть что-нибудь невидимое само по себе? Разве есть что-либо невидимое для Творца? Разве Сам Творец невидим для Себя? А разве для человека в раю было хоть что-нибудь невидимо? Ведь даже Бог являлся для него ходящим «в раю, во время прохлады дня» ( Быт. 3:8 ). Так было до грехопадения. Но, нарушив Божью заповедь, человек сам не захотел видеть, и, в первую очередь, – Самого Бога. Он захотел скрыться «от лица Господа Бога между деревьями рая». С этого момента, преступив заповедь, человек умер, и началось его стремительное падение из области света в область тьмы. И это падение было бы бесконечным, но Господь Бог по Своей милости не дал низвергнуться в окончательную тьму неведения и невидения. Господь пожертвовал частью творения, пожертвовал землёй; Он сказал: «Проклята земля за тебя» ( Быт. 2:17 ). И вот только с этих пор мир раскололся на видимый и невидимый: видимый – поражённый грехом и смертью вместе с нами; и – невидимый, сохранивший первозданную славу и совершенство. Бог сделал землю соразмерной человеческому несовершенству, попустил ей отпасть вместе с нами, остаться невидимой для нас, чтобы нам хоть на чём-то видеть хотя бы помрачённую, но всё же – печать нашего Творца; чтобы, отталкиваясь от видимого, мы могли бы снова постепенно восходить к тому, что стало для нас невидимым… Но слуги диавола принуждают нас смотреть только на видимое. Они говорят, гордо указывая: «Вот, сам видишь! Вот – камень, вот – дерево. Вот, сам видишь, что все люди умирают! Вот, сам видишь, что «таков вам положен предел, его же никто не преступает…»»

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Мф, 27 зач., 8, 23—27 Когда вошел Иисус в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему? Господь велел ученикам отплыть на другую сторону Тивериадского моря. Когда мы оказываемся на корабле в море, мы должны молиться ко Господу, исполняясь доверия Тому, Кто знает, что значит быть среди бури в море. «За Ним последовали ученики Его». Двенадцать апостолов не отступают от Своего Учителя. Они — подлинные ученики Христовы, идущие вслед своему Спасителю, куда бы Он ни пошел, через все опасности и трудности. Многие хотели бы достигнуть неба, идя по другим дорогам. Но кто хочет быть со Христом в будущей жизни, должен следовать, куда Он ведет, — будь то корабль, больница или темница. Мы видим растерянность учеников перед опасностью. Кто решился идти за Христом, пусть знает, что ему не избежать трудностей. «И вот, сделалось великое волнение на море». Эта буря была ради них. Христос хочет показать им, что те, кто переправляется с Ним через океан этой жизни на другой берег, должен ожидать на своем пути бури. Прежде вечного покоя — смута житейского моря. «Лодка покрывалась волнами; а Он спал». Только в этом Евангелии мы слышим о сне Спасителя. Это был сон, чем-то напоминающий сон Ионы среди бури, но исполненный совершенного святого покоя, всецелого упования на волю Небесного Отца. Никакая вина, никакой страх не омрачали этого покоя безгрешного Господа. Блаженны те, кто с чистой совестью, во упокоении трудов и телесной своей немощи может преклонить главу. Как апостол Петр, когда он спал в темнице, прикованный с двух сторон цепями стражей (Деян. 12, 6), как апостол Павел — на корабле среди нестихающей бури. Господь спал, испытывая веру Своих учеников. Сохранят ли они надежду на Него, когда, кажется, Он уже не участвует в происходящем с ними?

http://moral.ru/седмица-2-я-по-пятидесят...

Тяжесть любых социальных связей со временем смягчается привычкой. И когда какой-нибудь «заступник народный» начинает сплеча рубить эти узлы, – все обнажается и обостряется, на каждом конце возникает по новому узлу, и часто это последнее бывает хуже первого. Господь же, не трогая существа социальных отношений, просто бросает в каждую из сторон семя своего учения. Одно говорит господам, другое – подвластным; одно – мужу, другое – жене; одно – родителям, другое – детям. Чтобы каждое поле постепенно принесло плоды на общую пользу. «Любящим Бога … все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Господь и хочет, чтобы всякий христианин извлек предельную пользу из своего социального положения. Рабам слово Божие повелевает подчиняться господам, «как Христу». Смирение пред видимой человеческой рукой помогает смириться пред невидимой рукой Божьей, чтобы потом в рабстве ли, в свободе ли, – острее чувствовать над собой Божественную власть. Но и господину, уверовавшему во Христа, Апостол не предписывает тут же отпустить на волю рабов. Потому что это значит – одновременно и снять с себя ответственность за них. Кто долго был рабом, тот долго среди свободных людей с сожалением вспоминает минувшие времена. Как и вышедшие из рабства евреи долго еще вспоминали ту относительную стабильность, к которой они привыкли в Египте. Поэтому Апостол указывает господам активный, творческий путь: «И вы, господа, поступайте с ними, также умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия». И в рабах Апостол старается воспитать чувство подвластности Небесному Господу, и в земных господах – чувство причастности милосердию и любви Небесного Отца. Так же и мужу, так же и жене. Так же и детям: «Дети, повинуйтесь своим родителям, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать», это – первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». А родителям сказано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших», а в послании к Колосянам прибавлено: «…дабы они не унывали» ( Кол.3:21 ), «но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». И, конечно же, не просто словесным наставлением, но своей жизнью, своим примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 8-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 8-я по Пятидесятнице Понедельник Мф, 65 зач., 16, 1—6 И приступили к Иисусу фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел. Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Трудно было бы найти две более различные партии, чем фарисеи и саддукеи. Но ненависть ко Христу объединяла их. У всех заблуждений есть одна общая черта — враждебное отношение ко Христу. Фарисеи и саддукеи требуют у Христа знамения с неба. Тот, кто претендует на звание пророка или духовного вождя, должен подтвердить это особенным знамением. Господь говорит им, что знамение — перед ними, надо только увидеть его. Они ищут знамения с неба, и Христос показывает им на небо. Они хорошо разбираются в знаках, предвещающих перемену погоды. Они знают, что если с вечера небо красное, то утром будет прекрасная погода, если утром небо багрово, то жди ненастья. Но они слепы к знамениям времен. Им дано было множество знамений. Все чудеса, которые совершал Христос, были знамениями. Но они ни во что ставили эти знамения, когда исцелялись больные и страждущие, а искали чуда, которое могло бы удовлетворить любопытство их гордого ума. Это должно было быть знамение с небес — подобное тому, что было при принятии скрижалей Закона на горе Синайской, — в громе и молниях. Они искушали Господа, ища знамения, не для того, чтобы научиться, а для того, чтобы уловить Его. Если бы Он показал им знамение с небес, они бы приписали его действию князя воздушных сил.

http://moral.ru/седмица-8-я-по-пятидесят...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010