9-ый. Образование стихий; от воды при огне произошел воздух; от борьбы огня с водой, земля. 1-ый круг четверной: внутри вода, выше земля, воздух, огонь. 2-ой круг, чистое вверх, нечистое вниз: внутри земля, выше вода, огонь, воздух. 3-ий круг: разделение пространством; внутри круги земли и воды; потом пустота; выше круги огня и воздуха. 10-ый. Круг утверждения положения земли и неба. Внутри кружок земли, с водой и горами; вне – обод – небо со светилами, образовавшимися из огня (планеты, звезды, солнце, луна). В Ян есть Инь, и наоборот, потому что произошли от одного начала. 11-ый круг образования творений и тварей. Вне – обод – небо; внутри земля; в ней кружок металла; на ней кружок дерева; над сим кружок жизни (хо). Эти три суть первые произведения неба и земли; металл есть сложение земли и воды, посредством воздуха и огня; дерево даровано воздухом и огнем и рождается посредством земли и воды; жизнь есть соединение четырех стихий и распространена по всему пространству. Из них уже образовались творения. От металла в горах дорогие камни; в воде жемчужины; в земле руды металлов; в животном царстве птицы и звери; в растительности растения и деревья; во всем так. От духа дерева в горах деревья и растения, в воде водяные растения, в низких местах хлеба, в сухих местах травной пух; от преобладания земли растения тверды; (от преобладания) – воздуха, пусты; (от преобладания) воды, цветисты; от перевеса огня – плодовиты. От жизни – на полях животные; в лесах птицы; в воде чешуйчатые (чешуя, как волны); в земле насекомые; от преобладания воздуха и огня, летают; земли и воды, бегают; воздуха и земли, кроткие; огня и земли, ретивые; воздуха и воды, падкие; воды и огня, свирепые. 12-ый круг – человек, последнее произведение. Мир для человека. Образован из полной субстанции и тончайшего стихий. Во всех частях своих соответствует миру – обнимает собой все основания творения; телом тела, мыслью мысли, природой природы. В природе его 10 совершенств; вне направленные: зрение, слух, слово, обоняние и осязание; внутренние: воспоминание, мышление, память, понятие, общее чувство. Мысленность его имеет десять свойств: радость, гнев, любовь, ненависть, сожаление, наслаждение (веселость), печаль, желание, ожидание, страх; человек сотворен в 40 утр.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

И всё сделанное в этот венский период 1839 г., опираясь на более ранний погодинский текст, сводится, во-первых, к его продолжению (на 3 и 4 страницах погодинского листка и далее, в отрывках 5-м и 8-м) и, во-вторых, к поправкам и дополнениям собственно первой редакции (в новом вступительном отрывке и в приписках на полях к тексту Погодина). Поправки эти, в свою очередь, сводятся к следующему. Узко-анекдотический и вместе каламбурно-юмористический характер, приданный-было сперва повести (в мариенбадском тексте), расширяется теперь до пределов художественного обобщения — путем ссылки на „сочиненья разных писателей“, острящих над чиновниками и тут же отвергаемых Гоголем, — писателей, которые имеют „похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться“. Таково разительное отличие второй (венской) редакции от первой (мариенбадской). Но, как сказано, отрывок 5-ый хронологически предшествовал тем рукописным отрывкам, связь между которыми установлена выше. Предшествовала им, следовательно, и 2-ая редакция в целом. Назовем поэтому эти отрывки (2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12 и 13) третьей редакцией. Время возникновения ее определяется неупомянутой у Тихонравова записью белья вверху первой страницы отрывка 10-го. Приводим ее целиком: Рубах — Рубах 9 простынь панталон юбки по 10 чулок 10 1 /2 фуфайки 3 полотенец 10. „Юбки“ в хозяйственном инвентаре одинокого Гоголя появились, конечно, только в тот сравнительно короткий период совместной его жизни с сестрами, когда, по приезде в Петербург (30 октября 1839 г.), взявши их из института, он поместил их сперва у княгини Репниной (18 ноября), а потом, в конце декабря, перевезя в Москву, сам поселился с ними у Погодина в мезонине, дожидаясь приезда матери, явившейся из Васильевки в первой половине апреля (1840 г.). Письма Гоголя за указанный период не раз касаются этой необычной для него темы — белья и платьев, „обмундировки сестер“. В воспоминаниях Аксакова отмечены также „записки нужных покупок“, которые сестры давали Гоголю и которые он „нередко терял“. Одна из таких или сходных по назначению записок и попала, очевидно, на тот листок, где записан отрывок „Шинели“ (10-ый). Записан он тем же почерком и чернилами, что и перечень, к тому же непосредственно под ним, следовательно, и одновременно с ним, т. е. между 18 ноября (когда Гоголь перевез сестер из института к Репниной) и двадцатыми числами декабря, когда он и сестры, вместе с Аксаковыми, выехали из Петербурга. Около того же времени записывались, значит, и связанные с отрывком 10-м отрывки 2-ой, 3-й 4-ый и 9-ый. Отметим кстати, что описанная выше общая им всем бумага — выделки, несомненно, русской. Что касается до того, писал ли вообще что-нибудь Гоголь в Петербурге в 1839 году, то как раз к концу ноября в воспоминаниях Аксакова приурочен рассказ о литературных занятиях Гоголя в гостях у Жуковского. Почти наверное можно сказать, что писалась тогда как раз „Шинель“.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

На эти же майские дни запланировано еще одно знаменательное событие. С единственной в современной России территории, где шли бои Первой мировой, — из Калининградской области — на Братское кладбище в Москве, в уже построенную здесь часовню, привезут землю, политую кровью русских солдат, выполнявших свой воинский долг. Урна со священной землёй будет установлена в часовне. Предполагается, что мемориал на Соколе станет главным в России местом памяти воинов Первой мировой. По аналогии с Парком Победы на Поклонной горе, открытым в 1995 году и ежегодно объединяющим всех, кто чтит подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Открытие нового музея хотят приурочить к 18 ноября 2018 года — 100-летию окончания Первой мировой войны. Инициаторы надеются, что в памятных мероприятиях примут участие патриарх Кирилл и первые лица государства. Мемориальное Братское кладбище в Москве. Фото: Ольга Липич      Забытые имена и даты " Эта война была забыта и оболгана — названа " империалистической " . А память людей, которые защищали страну, была растерта в прах — имена забыты. Это, на самом деле, преступление перед памятью защитников Отечества " , — отметил Щипков. Действительно, что мы знаем о Первой мировой войне, кроме Брусиловского прорыва и солдатского мятежа в 1917 году? В учебниках истории этой теме посвящены три-четыре страницы, по телевизору о ней говорят примерно раз в год — когда, например, возлагают венки во Франции или объявляют минуту молчания в Великобритании. " Нам нужна новая рубрикация истории XX века. Честная и полная. Ведь у нас в сознании какая последовательность: 1905-й год (Первая русская революция — ред.), потом 1917-й, потом 37-й (апогей репрессий — ред.), потом 41-й, потом 53-й (год смерти Сталина), потом 61-й (полет Гагарина в космос), а потом 91-й год (развал Союза). А где 1914-ый год? А где 32-ой (голод в Поволжье), а где 39-ый (Финская война), а где 80-ый (Афганская война), а где 93-ий (парламентский кризис), а где 2014-ый (возвращение Крыма)? Существует полная история, в которой период 1914-1918 годов занимает особое место. Его мы должны вернуть в школьные учебники " , — утверждает Александр Щипков.

http://pravoslavie.ru/102608.html

Для нашего исследования необходимо вкратце ознакомиться с тем, что происходило до XVIII–ro века. Поэтому «пролог» к русской философии распадается на две части: а) весь период от середины XV–ro века до эпохи Петра Великого, и в) XVIII–ый век. Когда затем начинается период самостоятельной философской мысли, то сначала философское творчество уходит лишь на то, чтобы уяснить себе свои задачи, свой самостоятельный путь. Даже самый сильный философский ум пер вой половины XIX–ro века — И. В. Киреевский, — правда, в силу ряда неблагоприятных внешних обстоятельств, стоит лишь на пороге создания философской системы, пишет ряд набросков, но не доводит до конца задуманных работ. Такое положение длится больше полувека, но уже начиная с 70–ых годов (когда появляются первые произведения Владимира Соловьева), русская философия вступает на путь построения систем. Это — второй период в развитии русской философии; мы его считаем длящимся до конца XIX–ro века. В ХХ–ом веке русская философия не только развивается рядом с западно–европейской философией, но начинает постепенно, особенно после русской революции, выходить на путь мирового влияния. Таким образом внешнее деление материала, который мы вмещаем в настоящую книгу, таково: 1. ПРОЛОГ к русской философии: а) до Петра Великого, b) XVIII–ый век. 2. Первый период — до возникновения систем (XIX–ый век — до 70–ых годов). 3. Второй период — возникновение систем (конец XIX–ro века — первые два десятилетия ХХ–го века). 4. Третий период — ХХ–ый век (после 1917–го года). 1. Единственной книгой, охватывающей весь материал по истории русской философии, является упомянутая, уже большая работа В. ЯКОВЕНКО, вышедшая в 1939ом году на чешском языке. Еще раньше Б. Яковенко напечатал (в 1922–ом году) по–русски небольшую брошюру: «Очерки русской философии» (128 стр.). Большая книга Б. Яковенко очень богата материалом, хотя он дан в ней неравномерно; однако изложение Б. Яковенко очень страдает от общей его позиции, о которой мы уже говорили: оно укоряет русских философов в полной их «не–оригинальности».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Отсюда видно также, что связь еврейского календаря с обращением Земли вокруг Солнца была очень слабой. Она выражалась лишь в том, что нисан назывался " весенним " месяцем, а наступление весны определялось не с помощью астрономических наблюдений, а лишь наблюдений за состоянием земной природы, неизбежно неточных и субъективных, да ещё подверженных влиянию такого случайного фактора, как погода. Всё это было хорошо, пока все евреи или, по крайней мере, подавляющее большинство их жили в крошечной Палестине. Однако после Иудейской войны в 70 г. н. э. они оказались рассеянными по всей тогдашней ойкумене и такое эмпирическое функционирование календаря оказалось невозможным. Да и сам Синедрион был упразднён в 425 г. н. э. В результате в праздновании еврейских праздников в разных странах наступил сильный разнобой, что породило необходимость в реформе календаря. Такая реформа была осуществлена, однако, очень не скоро после рассеяния евреев – только в 499 г., т. е. на рубеже V-ro и VI-ro веков н. э. Главным результатом этой реформы явилось то, что еврейский календарь стал мнемоническим. Была строго определена последовательность годов иббур: такими годами раз и навсегда были назначены 3-ий, 6-ой, 8-ой, 11-ый, 14-ый, 17-ый и 19-ый годы каждого 19-летия. Так же строго была определена последовательность пустых и полных месяцев. Однако из-за того, что новый год по еврейскому закону нельзя праздновать в среду, в пятницу и в воскресенье, это чередование пустых и полных месяцев было довольно сложным, т. к. любой год – и простой, и иббур – мог оказаться как нормальной длины, так и удлинённым или укороченным на один день. Таким образом, существовало шесть вариантов длины года – 353, 354, 355, 383, 384 и 385 дней, и регулировалась эта длина путём чередования пустых и полных месяцев. Полный же цикл еврейского календаря, т. е. структура, которая повторяется в абсолютно неизменном виде, составлял 304 года. Как всякий мнемонический календарь, новый еврейский календарь, несмотря на свою сложность, является неточным. Эта неточность выражается в том, что со временем происходит постепенное смещение его дат на всё более поздние положения Земли на её околосолнечной орбите, и следовательно, смещение этих дат относительно времён года. И хотя все даты определяются по Луне и поэтому являются переменными относительно положений Земли на околосолнечной орбите, однако в среднем за много лет такое систематическое смещение имеет место и средняя скорость его составляет один день за 216 лет. Впрочем, из-за того, что, как уже отмечалось, связь еврейского календаря с обращением Земли вокруг Солнца очень слаба, евреев такое смещение волнует мало. Так, если считать, что весна продолжается три месяца, т. е. 89 дней, то 1-е нисана сместится с весны на лето и нисан из весеннего превратится в летний месяц лишь через 89 х 216=19 224 года. Естественно, что такой большой промежуток времени мало кого беспокоит.

http://bogoslov.ru/article/6174863

В наших таблицах, первое число с н. 1 до 8 (или исключительно до 10) будет обозначать порядок антифонов на каждой службе; вторая, римская цифра будет указывать на порядковый номер антифона в самой Константинопольской Псалтыри; третья цифра, арабская, будет обозначать число псалмов. Поскольку псалмы соединялись в антифоны, содержащие больше или меньше псалмов, что зависело от их размеров (некоторые длинные псалмы составляли сами собою антифон, между тем как Пс. 118 разделялся на три антифона) рукопись указывает только на первый стих первого псалма каждого антифона; в скобках мы поставим и другие псалмы, принадлежащие данному антифону 553 . После псалмов каждого антифона мы указываем и припев, который пелся после каждого стиха псалмов антифона. Эти стихи были длиннее наших, так как Константинопольская Псалтырь разделялась только на 2.542 стиха, между тем как Иерусалимская (наша теперешнаяя) разделяется на 4.784. В конце каждого псалма (или по крайней мере, антифона) пелись Слава, И ныне, отдельно, с припевом. Некоторые антифоны пелись ежедневно, и поэтому они не входят в недельное распределение; постоянные антифоны были следующие: 1– ый антифон Вечерни: Пс. 85 . 2– ая часть 8-го антифона Вечерни: Пс. 140 (без 141,129 и 116!). 1-ый антифон Утрени: три псалма: 3, 62 и 133. (2-ая часть 8-го антифона Утрени была наша 8-ая песнь: Дан. 3,57–88 ). Пс. 50 и псалмы 148, 149 и 150, на Утрене. Псалмы 114, 115 и 116 – «малые антифоны» Вечерни – не исключались из чередования. Пс. 118 , разделенный на три антифона (1-ый и 3-ий – нечетные: с Аллилуиа, 2-ой – четный, с припевом), пелся на воскресной Утрене. Первой частью 8-го антифона был знаменитый «телеутаион» (последний) или «еисодикон» (входной), который повторялся как 2-ой антифон или «аколоуфон» (следующий) на следующей службе. 3-ий, 5-ый и 7-ой антифоны каждой службы были четными антифонами Псалтыря, они часто называются «упопсалмос » (упопсаллеин по-гречески значит отвечать поя); 6-ой антифон иногда называется «протелеутаион» (предпоследний). Эти технические названия непостоянны, и они отсутствуют то в Афины 2061, то в 2062; они точно указаны в нашем французском тексте в Ориенталиа Христиана Периодика (44, 1978, р. 393...), тут мы их не приводим, желая упростить наше изложение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

46-ой; круги послушания (согласования с высшими законами) и сопротивления. Три отдельных круга то – же с Бэнь жань, природой, сердцем и телом. В кругах Бэнь жань темны. 1 круг небрежности: верхний круг сопротивления; другие два согласования. 2. Беззакония: все круги сопротивления. 3. Лицемерия (предательства): верхние круг согласования; другие два сопротивления. 47-ой. Круг преуспеяния относительно четырех: тела, сердца, природы Бэнь жань, иначе мин. Тело должно быть прямо (исполнение обрядов); сердце чисто (от внешнего); восполнение природы (разумом). 48-ой. Круг возвращения полной субстанции к истинному. Без самости, с забвением объекта и субъекта, с забвением забвения только можно. Все четыре круга с облачением в Бэнь жань. Темно ! Далее прибавление в дополнение к тому и другому миру. 49-ой. Круг степеней истинной единицы. Субстанция, свойство (юн, созерцание) и действие (вэй); одно от другого. Внутри вещи (ву), проявление. В сущности неизменны. 50-ый. Круг числительной единицы в трех степенях: первоначальное веление (чу мин); дай ли (обнаружение законов вместо Бога) и Вэй шен, бытие святого. Внутри учение. Численная единица есть призрак в сравнении с истинной единицей. Темно! 51-ый. Круг трех степеней субстанциальной единицы. Человек состоит из трех: тела, сердца и природы. Телом – с истинной единицей; то должно (быть) покорность, т. е. ведение долженствующего, а не того, почему так. Сердцем – в разумении, т. е. зрении того, почему так, но не достижение этого. Природой – в непосредственности, т. е. слиянии с тем, почему так. Внутри круга покорность; потом ведение, зрение и непосредственность. 52-ой. Круг сопроникновения трех единиц. Бог проявляется в мире не иначе как этими единицами. Извне истинная единица; потом числительная, субстанциальная; внутри мир. 53-ый. Круг самосвободного произрождения и творения (шен хуа). В круге Бэнь жань с Ли сян законами и формами, в которых Бог проявляется. Теперь совмещается в общее. Все совершается самосвободно (цзы жань). 54-ый. Круг взаимности имени и образа. Т. е. тождество формы субстанции с её именем. Оба они суть призраки, но необходимы для проявления Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

В соответствии с Межведомственным планом по реализации стратегии духовно -нравственного воспитания детей в Тверской области в 2021 – 2024 годах, утверждённым Правительством Тверской области от 12.04.2021 года, во всех общеобразовательных организациях Тверской области необходимо реализовывать региональные проекты: «Добротолюбие» – с 1 -ого по 4 -ый класс, «Моя семья» – с 1 -ого по 11 -ый класс, «Семейные ценности» – с 10 -ого по 11 -ый класс. «Историческое просвещение» – с 5 -ого по 11 -ый класс. Тверским областным институтом усовершенствования учителей совместно с отделом религиозного образования и катехизации Тверской и Кашинской епархии разработаны прекрасные, подробнейшие методические материалы для проведения занятий, содержащие конспекты занятий, презентации, видеофрагменты. Сегодня, с учетом военной ситуации, необходимо в школах изучать НВП. В нашем муниципалитете, и на уровне образовательных учреждений, и на уровне района, всегда проводится большое количество мероприятий, направленных на духовно- нравственное, патриотическое воспитание детей и молодёжи. В образовательных учреждениях регулярно проводятся тематические беседы и классные часы, посвящённых знакомству детей с жизнью православных святых и защитников земли Русской как примерами высокой духовности, нравственности, патриотизма. В детских садах – мероприятия, посвящённые слушанию классической, духовной и колокольной музыки, просмотру произведений духовно -патриотической направленности. На уроках гуманитарного цикла предметов, классных часах и во время проведения внеклассных мероприятий проходит обсуждение поступков героев прежних времен и современных героев, поступков сверстников, организуется просмотр классических и современных фильмов и спектаклей с последующим обсуждением. Ежегодно, в марте, в ОУ Калязинского района проводятся мероприятия, посвящённые «Дню православной книги». Уже в течение 9 лет в Калязинском районе совместно с «Тверьгосфильмофондом» организуется проведение межрегионального кино- арт марафона «Из плена иллюзий», в рамках которого проводятся творческие конкурсы духовно- нравственной и патриотической направленности для учащихся школ и студентов колледжей: конкурс сочинений «Герои земли русской: история и современность» для учащихся 5 -8 классов; конкурс видеороликов и презентаций «Наши истоки» для учащихся 9 -11 классов, студентов колледжей; фотоконкурс «Летопись земли Калязинской» для учащихся 7 -11 классов, студентов колледжей; конкурс изобразительного искусства «Моя Родина – Россия» для учащихся 5 -11 классов, воспитанников учреждений дополнительного образования детей; конкурс сочинений «Добрые традиции дома» для учащихся 6 -7 классов; конкурс видеороликов «Родительский дом – начало начал»; конкурс театральных миниатюр «С любовью к России»; муниципальный семейный исторический эрудицион «Традиции русской земли», в котором приняли участие 50 дошкольников и 52 ученика начальных классов.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/02/es...

–2½, 10, 5 Ночь ясн(ая), тих(ий) W, морозец мал(ый); день ясн(ый), тих(ий) W; ночь(ю) дождь кратк(ий), но сильн(ый). Утром хлеба на 2 дня недостало, и пришлось стоять в очереди после обеда, чтобы получить хлеб из второй выпечки. Получил, пришедши за час до отверзия 11 магазина Телицыной 12 , на один день. Выставил раму в гостиной, а другие в гостиной распаковал. 18. 0, 3, 2 Ночь облачн(ая), морозец в ½°, умеренный) Ν; день облачи(ый), умер(енный) Ν; ночь облачн(ая). Большевики вывесили объявление, чтобы домовладельцы украсили свои дома красными флагами, чтобы все лавки были закрыты и другие трудовые учреждения, кроме железной дороги, электрички и водокачки, ресторан и чайные и трактиры д(олжны) б(ыть) открыты с 1 до 6 ч(асов). За нарушение – привлечение к суду народа. Но слово «революция» не упомянуто. В рабочем клубе (в новой Лавр(ской) гостинице) в 6 ½ ч(асов) две лекции: о праздновании) 1-го мая 13 и о Толстом как социалисте 14 . Стоял в очереди у Телицыной час; хлеб получил на нынешний день. Только хлеб и продается. Эти хвосты 15 из-за гнусного распор(яжения) большев(иков), чтобы хлеб (нрзб.). Л. 52 об. Но на два дня хлеба в пекарнях не могли выпечь, ныне не получили, простоявши в очередях, и на 17-е, а иные получили на 2 дня. Мерзавцы! Следовало не запрещать выпечки и продажи хлеба 18, и не было бы хвостов. Гнусные и богопротивные. Веселятся, музыку заводят, невзирая на Страстную неделю. Обширное воззвание их на столбах начинается: «пролетарии всех стран, соединяйтесь!» 16 Кончается: «Да здравст(вуют) пролетарии! Да здравствует праздник 1-го мая! Да исчезнут угнетатели!» А содержание, конечно, против царей, богачей, буржуазии, войны и т. п. – давно известное. В 12 ч(асов) я пошел к обедне в Лавру. На площади Красногорской, в средине, высокий, аршина в 3, кровяного цвета помост, обтянутый вокруг двумя красными лентами, с решеткой по краям. На нем ораторы и 4–5 красных с белыми надписями знамен 17 . Толпа не малая, но и не большая, особенно если принять в расчет, что все лавки заперты, базара совсем не было, хотя и среда, ведь трудовые учреждения закрыты, казенные и общественные тоже, кроме электрички, водокачки и железной дороги. В каком часу начался митинг, не знаю. Из собора я вышел без четверти в 2 ч(аса). Толпа стала даже меньше. На слова оратора раздались рукоплескания двукратно, жидкие и краткие, сопровождаемые свистом, резким. Затем стали расходиться, я смотрел на толпу издали, а теперь, при расхождении ее, я увидел состав ее. Одни мужчины, по-видимому, только рабочие и ремесленники, женщин не больше полдюжины, одетых просто, да с полдюжины девочек, мальчишек даже почти не было. Гимназистов и студентов не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Наше русское слово « истина » лингвистами сближается с глаголом « есть » (истина — естина). Так что « истина », согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: истина — «сущее», подлинно–существующее, τ ντως ν или ντως ν, в отличие от мнимого, не действительного, бывающего. Русский язык отмечает в слове «истина» онтологический момент этой идеи. Поэтому «истина» обозначаешь абсолютное само–тождество и, следовательно, само–равенство, точность, подлинность. « Истый », «истинный», «истовый» — это выводок слов из одного этимологического гнезда. Онтологического разумения « Истины » не чуждалась и схоластическая философия. Для примера можно указать на полуфомиста доминиканца Иоанна Гратидеи из Асколи († 1340), который со всею решительностью настаивает, что « Истину » должно понимать не как равенство или согласие, вносимое в вещь познающим актом разума, а как то равенство, которое сама вещь вносит в свое существование во–вне; «формально истина есть та равность или та согласованность, которую сама вещь, поскольку она мыслится, вносит в себя самое в природе вещей во–вне»  . Обратимся теперь к этимологии. Ист–ин–а, ист–ин–ый=истовина от ист–ый, ист–ов–ый, ист–ов–ьн–ый, ср. с лотышским ist–s, ist–en–s находится в связи с ес–ть, ест–е-ств–о (i- в прошедшем времени=j–-=j–e). Можно сделать сопоставление с польскими: istot–a=существо, istot–nie=действительно, ismniec=действительно существовать  . Так же смотрят на этимологию слова « истина » и друтие. По определению В. Даля, например, «истина» — «все что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть . Все, что есть, то истина ; не одно ль и то же есть и естина, истина спрашивает он  . То же говорят и Миклошич  , Микуцкий  и наш старинный лингвист Ф. Шимкевич  . Отсюда понятно, что среди прочих значений слова истый " мы находим и очень похожий " . По старинному изъяснению некоего купца А. Фомина « истый : подобный, точный». Так что древний оборот: « истый во отца » (=«истый отец») объясняется им чрез «точно подобен отцу»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010