Впрочем, несмотря на все старания властей, и в начале XX в. многие православные иереи не получали от казны даже мизерного «вспомоществования», оставаясь, с одной стороны, материально зависимыми от прихожан, а с другой – находясь в полном и всестороннем подчинении у «симфонического» православного государства в лице консисторского начальства, и во многом зависимого от него начальства епархиального. Осознавая ненормальность такого положения, когда при неразрешенности «приходского вопроса» духовенство, назначаемое, а не выбираемое прихожанами (и потому неподотчетное им), вынуждено было обращаться за материальной поддержкой к своей пастве, унизительно торгуясь с верующими за исправление по более высоким тарифам различных треб; правительство из года в год увеличивало число церквей (приходов), причты которых получали жалованье, На 1907 г. таких причтов было 27 9254, на 1908-ой – 28 2385, на 1909-ый – 28 584е, на1910-ый – 29 1237, на 1911-ый – 302098, на 1912-ый – 30 3279, на 1913-ый – 31 21810, на 1914-ый – 31 41311, на 1915-ый – 32 11812, на 1916-ый – 32 18013, на 1917-ый – 35 516. 540 Итак, мы видим, что хотя и неравномерно, но, тем не менее, постоянно, число финансировавшихся государством церквей возрастало. Даже начавшаяся летом 1914 г. Первая мировая война не смогла помешать данному процессу. При этом общее число самостоятельных приходов в епархиях империи на 1917 г. достигло цифры 42 713, а число священно- и церковнослужителей, получавших средненормальные оклады содержания, составило 54 951 человек (соответственно: 25 822 протоиерея и священника, 4 987 диаконов, 24 142 псаломщика). 541 Стоит заметить, что накануне революционных потрясений 1917 г. эти «средненормальные оклады содержания» составляли для протоиереев и священников – 294 р. в год, для диаконов – 147 р., и для псаломщиков – 98 р. 542 И хотя 15 075 священников, диаконов и псаломщиков получали из казны финансирование, превышавшее установленную норму, значительное число клириков русской Церкви (13 225 человек) имели оклад менее «средненормального», а 25 992 священно- и церковнослужителя вообще ничего не получали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Петербурге возобновилась, значит, прерванная-было в Вене работа. И судя по тому, что с отрывками 9-м и 10-м бумагой и вместе почерком сходны только еще отрывки 2-й, 3-й, 4-й и особый отрывок о косноязычии, отрывок же 11-ый, хоть и начат на том же листе, что и 9-ый, но другим уже почерком, да и продолжен на другой уж бумаге, — в петербургский период из отрывков третьей редакции написаны были лишь отрывки 2-ой, 3-й, 4-ый, 9-ый (с отрывком о косноязычии) и 10-ый; 11-ый же и дальнейшие отделены от них, видимо, каким-то новым перерывом в работе. Что внесли нового в ранее сделанное эти шесть отрывков третьей редакции петербургской записи? Подобно второй редакции, и третья, продолжив ход рассказа далее от того места, на котором его застала, внесла одновременно ряд дополнений в то, что написано было раньше. Продолжением ранее написанного служат отрывки 9-ый и 10-ый, дополнением же к нему являются отрывки 2-ой, 3-й, 4-ый и отрывок о косноязычии. И наметившаяся еще во второй редакции тенденция к филантропической переоценке комических повестей о чиновниках здесь, в дополнениях третьей редакции, как бы нарастает и углубляется: имеем в виду отрывок 3-й, содержащий, в виде дополнения к ранее наметившемуся комическому рассказу (о службе чиновника), знаменитую патетическую тираду о сострадании к обиженному. Но вместе с тем каламбурно-юмористический элемент не только не ослаблен, а, напротив, усилен и заострен рядом новых анекдотических и стилистических „издевательств“ (в отрывке 4-ом). Окончательно, таким образом, выяснилось теперь контрастное, патетически-юмористическое построение повести. Отъезд из Петербурга с Аксаковыми в конце декабря 1839 г. помешал Гоголю продолжить работу дальше: с переездом в Москву он всецело отдается „Мертвым душам“ (см. Аксаков, op. cit., стр. 34–37). Принято думать, что „Шинелью“ Гоголь был затем занят в Вене, летом 1840 г. Прямых об этом свидетельств, однако, нет, а косвенное, приводимое Тихонравовым (сходство бумаги в 13-м отрывке с бумагой одного из отрывков „новой редакции“ „Тараса Бульбы“, см. Соч., 10 изд., II, стр. 619–620) едва ли надежно; напротив, непрерывность текста и сходство почерка в отрывке 13-м с предшествующими отрывками 12-м и 11-м не позволяют составление его отделять от этих последних.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

– 1 / 4, 5, – 1 / 2 Ночь ясн(ая), тих(ая); мороз при восходе солнца 4 1 / 2 –5; утро ясн(ое); день облачи (ый), слаб(ый) NW и W; ночь облачн(ая), слаб(ый) NW. Был с визитом у Никона 37 после обедни. Вчера он смог служить всенощную только до величания. (Я говорю, что от присоединения к пасхал(ьной) всенощной службы Георгию Победоносцу 38 всенощная вместо 2 1 / 4 ч(асов) растянулась на 3 часа.) Две мушки 39 , одна ниже, другая выше сердца. Расширение сердца, склероз аорты, признаки грудной жабы, а еще невралгия седалищных нервов одной половины. Вчера он служил утреню и обедню/позднюю благополучно. Но глаза живые, с блеском, точно у молодого: ни стекловидности, ни даже тусклости. Вот чем может быть это блеск: лихорадочный или нервозный. Долго едва ли он проживет. Без мушек боли невмоготу, но и мушки перестали помогать. Очевидно, это паллиатив, ослабляющий только один из симптомов болезни, а не саму болезнь. 24. 1, 8, –4 Ночь облачн(ая), мороз градуса 2–3; день облачи(ый), дождь/снег, умер(енный)/сильн(ый)/бурн(ый) W/NW/W; ночь ясн(ая), сильный) NW. Ныне в полдень в професс(орской) комнате совещание преподавателей от академии и от приходских советов о встрече Патриарха. Обсудили все вопросы в течение 1 1 / 2 час(ов), потому что Ив(ан) Александрович) Голубцов 40 обсуждал вопросы мертвенно, вяло, как сваренный, а можно бы обсуждать меньше чем в час. Скучно сидеть и ждать, когда кончится медленная канитель. 25. –4, 1, 3 Ночь ясн(ая), мороз –8°; день ясн(ый)/полуобл(ачный), слаб(ый) N; ночь ясн(ая), тих(ий) N. В 9 ч(асов) прибыл Патриарх. На вокзале его встретили ректор академии 41 , от Лавры архим(андрит) Нил 42 , от почты почтмейстер, представитель от союза городов. От вокзала он приехал в коляске, у Святых ворот, куда вышел крестный ход с певчими, и лавр(ским) духовенством, и несколько приходских священников, сказали ему приветствия наместник, ректор, благоч(инный) Констант(иновский) 43 и Голубцов. Голубцов от приход(ских) советов с поднесением хлеба-сол(и), поднес изготовл(енный) им хлеб казначей Серг(ей) Мих(айлович) Шишкин.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Третья редакция начала складываться в ноябре — декабре 1839 г. в Петербурге, — опять-таки из дополнительных приписок к ранее сделанному (таковы отрывки 2-ой, 3-й, 4-ый, отрывок о косноязычии и, вероятно, тогда же написанные отрывки 6-ой и 7-ой) и из продолжения (отрывки 9-ый и 10-ый); отличительная черта как второй, так и третьей редакций — в постепенном усилении сентиментально-патетического элемента за счет комического. С отъездом Гоголя из Петербурга (в конце декабря 1839 г.) работа прекращается до его возвращенья в Рим, когда он, под давленьем Погодина, в феврале — апреле 1841 г. дописывает повесть в один присест, начав с того, на чем остановился год тому назад в Петербурге и доведя теперь в первый раз работу до конца (отрывки 11-ый, 12-ый и 13-ый). Фамилия чиновника тут — Башмакевич (или, может быть, Башмаков, ср. стр. 547). Как сразу видно, при таком ходе работы подразделение рукописей на редакции условно: ни одна из них полностью не заменяла собой более раннюю, так как была собственно ее продолжением с попутными исправлениями. По отношению же к печатному тексту существенные отличия есть только в двух первых редакциях, которые и воспроизводятся поэтому в настоящем издании отдельно — в разделе „Другие редакции“: „I — Повесть о чиновнике крадущем шинели“ (с отнесением приписок Гоголя, как сказано, под строку); II — Отрывки второй редакции: 1. — вступительный отрывок тихонравовской „второй редакции“; 2. — тихонравовский отрывок 5-й; 3. — тихонравовский отрывок 8-ой. Что же касается отрывков третьей редакции, то по отношению к печатному тексту их надо признать просто его черновиком; редакционных отличий здесь указать нельзя, за исключением отрывка 13-го, содержащего эпилог; в нем, напротив, мы наталкиваемся на ряд таких отличий от печатного текста, которые свидетельствуют, с одной стороны, о позднейшем внесении в отрывок целого ряда новых подробностей, а с дургой — и о некоторых, тоже позднейших, заменах и сокращениях, проще всего объясняемых требованиями цензуры. Например, предсмертный бред Акакия Акакиевича в рукописном отрывке не только резче охарактеризован („выражаясь совершенно извозчичьим слогом или тем, которым производят порядки на улицах“), но и сопровожден тут особым монологом протестующего характера: „Я не посмотрю, что ты генерал“.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Тропарь 1-го часа, гласа 6-ый: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Тропарь 3-го часа, глас 6-ый: Господи, Иже пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас молящихтися. Тропарь 6-го часа, глас 2-ый: Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Тропарь 9-го часа, глас 8-ый: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Между пениями этих тропарей иерей произносит еще по два особых стиха, а по третьем пении иерей произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а чтец продолжает: «И ныне, и присно…» и читает дальше богородичен часа. По Трисвятом и " Отче наш« читается не кондак праздника или святого, как бывает обычно, а особые тропари, помещенные наряду в каждом часе и имеющие отношение, по своему содержанию, к воспоминаниям каждого часа. На 1-ом часе имеется еще та особенность, что вторая половина богородична: «Стопы моя направи по словеси Твоему…» поется на 6-ый глас, каждый стих по дважды, а «Да исполнятся уста моя хваления твоего, Господи…» трижды. Великопостные Изобразительные Они всегда следуют непосредственно за прочтением заключительной молитвы 9-го часа, причем сами изобразительные псалмы опускаются, а последование начинается пением на 6-ый глас Заповедей блаженства, причем к каждой заповеди припевается: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». В заключение поется троекратное: «Помяни нас, Господи…» «Помяни нас, Владыко…» и «Помяни нас, Святый…» особенно умилительным протяжным напевом с земными поклонами. После «Честнейшую херувим» и возгласа иерея: «Боже, ущедри ны…» произносится великопостная молитва: «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ью поклонами, после чего сразу, без возгласа начинается великопостная вечерня чтением: «Приидите поклонимся» и предначинательного псалма. Так бывает в тех случаях, когда нет литургии Преждеосвященных Даров. Если же служится литургия Преждеосвященных Даров, то после молитвы и поклонов читается: «Всесвятая Троице, единосущная держава…» Иерей: – Премудрость: поется «Достойно есть», возглас иерея: «Пресвятая Богородице, спаси нас», – Честнейшую: »Слава Тебе, Христе Боже…» и полный великий отпуст. Литургия Преждеосвященных Даров

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   Тропарь 1-го часа, гласа 6-ый:     Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.    Тропарь 3-го часа, глас 6-ый:     Господи, Иже пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас молящихтися.    Тропарь 6-го часа, глас 2-ый:     Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.    Тропарь 9-го часа, глас 8-ый:     Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.    Между пениями этих тропарей иерей произносит еще по два особых стиха, а по третьем пении иерей произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а чтец продолжает: «И ныне, и присно…» и читает дальше богородичен часа.    По Трисвятом и «Отче наш» читается не кондак праздника или святого, как бывает обычно, а особые тропари, помещенные наряду в каждом часе и имеющие отношение, по своему содержанию, к воспоминаниям каждого часа.    На 1-ом часе имеется еще та особенность, что вторая половина богородична: «Стопы моя направи по словеси Твоему…» поется на 6-ый глас, каждый стих по дважды, а «Да исполнятся уста моя хваления твоего, Господи…» трижды. Великопостные Изобразительные    Они всегда следуют непосредственно за прочтением заключительной молитвы 9-го часа, причем сами изобразительные псалмы опускаются, а последование начинается пением на 6-ый глас Заповедей блаженства, причем к каждой заповеди припевается: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». В заключение поется троекратное: «Помяни нас, Господи…» «Помяни нас, Владыко…» и «Помяни нас, Святый…» особенно умилительным протяжным напевом с земными поклонами. После «Честнейшую херувим» и возгласа иерея: «Боже, ущедри ны…» произносится великопостная молитва: «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ью поклонами, после чего сразу, без возгласа начинается великопостная вечерня чтением: «Приидите поклонимся» и предначинательного псалма. Так бывает в тех случаях, когда нет литургии Преждеосвященных Даров. Если же служится литургия Преждеосвященных Даров, то после молитвы и поклонов читается: «Всесвятая Троице, единосущная держава…» Иерей: — Премудрость: поется «Достойно есть», возглас иерея: «Пресвятая Богородице, спаси нас», — Честнейшую: «Слава Тебе, Христе Боже…» и полный великий отпуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Нельзя, во-первых, думать, что Сократ, указывая 4-ый год епископства Кириллова, считал круглые годы. Вполне естественно, что Сократ считал за первый год епископства Кириллова 412-ый год, хотя в этом году Кирилл епископствовал только два с лишним месяца, а посему 413-ый год уже с января, а не с октября будет вторым годом епископства св. Кирилла, а четвертым годом будет 415 и год. Кроме того, 415-ый г. должно считать четвертым годом епископства Кириллова и согласно правилам римского летосчисления, которому конечно следует и Сократ, как юрист, так как по римскому обычаю при счете годов вперед от данного года, первым годом считается этот самый данный год, а не первый после него, как у нас. Например, чтобы найти 8-ой и год после 98-ого года по-нашему нужно к 98 прибавить 8, а по-римски 7, потому что первым из данных восьми лет считался не 99-ый год, а 98-ой, так сказать inclusive, а не exclusive. 657 Наконец, наше решение данного вопроса подтверждается остальными датами Сократа, так как 10-ый год консульства Гонория и 6-ой – Феодосия соответствуют, согласно византийским хронографам, не 416-му, а 415-му году по Р. X. 658 Теперь посмотрим, можно ли винить св. Кирилла в этом печальном событии. Правда, почти никто из историков не допускает, чтобы сам Кирилл приказал убить Ипатию, но очень многие допускают что он знал о готовившемся заговоре на жизнь Ипатии и дал свое молчаливое согласие, а чтобы отклонить от себя всякое подозрение, он уехал на это время из Александрии. 659 Гиббон ко всему этому еще прибавляет, что „благоразумная раздача денежных подарков приостановила производство следствия и избавила виновных от заслуженного наказания“. 660 Так думают авторы, нерасположенные к св. Кириллу. Но до курьезов и недобросовестности доходят и некоторые из авторов, желающих доказать непричастность св. Кирилла к этому злодеянию. По словам, например, анонимного автора не раз цитированной статьи в Хр. Чт. за 1840 г., „Ипатия старалась восстановить мир и согласие между святителем и эпархом; буйными людьми и, вероятно, приверженцами Ореста она была варварски умерщвлена“.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Андрей Ким, смешавшись с гуртовщиками и большим стадом скота, возвратился с ярмарки, избежавши полицейского осмотра (blocade) в Ый-чжю, но на следующий день, проходя ночью и отыскивая помещение в гостинице, он был признан за иностранца. Боясь быть арестованным, как заграничный разбойник с нейтральной полосы, он вернулся обратно, переправился чрез Ялу и после отдыха в Фан-Уэн-Чанг (Fung-Wang-Chang) присоединился к своим друзьям в Мукдене. В декабре 31 дня 1843 г. получил назначение епископом в Корею Ферреоль (Jean Joseph Ferreol), который решил переправиться чрез границу не в Ый-чжю, но в Хун-чуне на Тумань гане. 23 Андрей Ким, намереваясь предварительно исследовать этот путь, достиг Хун-чуна 25 февраля 1845 года после месяца путешествия по льду и снегу. Туземные христиане, получивши должные инструкции, прибыли в Кайон-Уен (Kion-Wen) на один месяц ранее. Для того, чтобы быть (ими) узнанным Андрей Ким держал в своей руке синий платок, а на своем поясе имел маленький красный мешочек для чая. Христиане встретились на ярмарке которая открылась в Кайон-уене (Kion-Wen) 28 числа. После совещания христиане нашли, что Ый-чжю безопаснее для прохода миссионеров в Корею, чем даже Кайон-уен. С 1839 года корейское правительство утроило свою бдительность и удвоило стражу на границе. Никто не мог пройти чрез ворота в Ый-чжю, если не имел паспорта, проштампованного печатью главного инспектора. Паспорт выдавался только после тщательного исследования личности и строгих перекрестных вопросов. На паспорте писалось имя, место рождения и жительства владетеля; по возвращении из-за границы или с ярмарки паспорт возвращался обратно в таможню. Результатом такой строгой регистрации путешественников было то, что миссионеры принуждены были искать путь в Корею по морю. В декабре 1844 года семь сеульских христиан пытались достигнуть пограничной заставы с тем, чтобы встретить епископа Ферреоль, но только трое из них могли проникнуть чрез Ый-чжю. Четверо других, которые имели парик, булавки для волос и траурный костюм вдовца для епископа Ферреоль, не могли ускользнуть от искусных вопросов и таким образом принуждены были вернуться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

//А чем знаменит этот год и как он связан с иудейской Пасхой?//В силу того, что еврейский календарь помимо вращения Земли вокруг её собственной оси и вращении Земли вокруг Солнца основывается также на вращении Луны вокруг Земли, он имеет очень сложную структуру. Каждый месяц еврейского календаря, по идее, должен начинаться с новолуния. Поскольку период обращения Луны вокруг Земли составляет примерно 29,52 суток, некоторые («пустые») месяцы еврейского календаря состоят из 29 дней, а некоторые («полные») – из 30. В году помещается 12 таких лунных месяцев и ещё 11 с небольшим суток. Поэтому со временем происходит сдвиг еврейских месяцев относительно времён года. Чтобы его компенсировать, время от времени в год вставляется дополнительный 13-ый месяц. Такая вставка осуществляется примерно 7 раз за каждые 19 лет. Год, содержащий 13 месяцев, называется «иббур», т. е. «беременный». Во времена земной жизни Иисуса Христа функционирование этого календаря осуществлялось Синедрионом. Для каждого текущего месяца Синедрион решал (путём наблюдения за фазами Луны), будет ли этот месяц пустым или полным, а для каждого текущего года (путём наблюдения за фенологией), – будет ли этот год иббуром или простым. Таким образом, день празднования Пасхи в каждом году фактически определялся специальным решением Синедриона. Но после разрушения в 70 г. иерусалимского Храма и рассеяния евреев такое функционирование календаря стало неудобным и привело к сильным расхождениям в праздновании иудейских праздников между разными еврейскими общинами. Поэтому стали предприниматься попытки этот календарь реформировать и сделать его мнемоническим, т. е. не зависящим от наблюдений за природой, чтобы каждый человек при желании мог рассчитать любые календарные даты на любое время вперёд. Окончательная реформа, которую приняло подавляющее большинство еврейских общин, была осуществлена в 499 г., уже после того, как Синедрион был упразднён (в 425 г.). Было строго определено, какие месяцы являются пустыми, а какие – полными. Так же строго была определена последовательность иббуров: ими стали 3-ий, 6-ой, 8-ой, 11-ый, 14-ый, 17-ый и 19-ый годы каждого 19-летия. В таком виде еврейский календарь существует доныне. А если мы хотим «учитывать те принципы определения иудейской Пасхи, которые действовали в дни земной жизни Иисуса Христа», то мы должны решить, на какой день назначил бы иудейскую Пасху Синедрион, если бы он существовал в настоящее время. Бессмысленность такого вопроса представляется мне очевидной. В частности, кажется вполне возможным, что в те годы, когда григорианская Пасха предшествует иудейской (вычисленной по ныне действующему правилу), Синедрион назначил бы празднование Пасхи не на тот день, в который она празднуется в наше время, а на месяц раньше.

http://bogoslov.ru/article/6169494

19-ый круг движения 9 небес с приведением экватора, эклиптики и полюсов. Ар ши двигается на запад; Кур си с прочими на восток. Объяснение не полно. Ар ши не подчиняется общему закону небес, ибо огонь не мог достигнуть его. 20-ый круг распределения стихий; на Востоке воздух, стремление его на Запад; на Западе земля, стремление на Восток; на Юге огонь, стремление на Север; на Севере вода, стремление на Юг. 21-ый круг времен года, по стихиям. На востоке весна; на юге лето; на западе осень; на севере зима. Соглашение с китайским учением. 22-ой круг. Шар земной, с семью островами: Ара би, Фар си, Оу жи ба, Чи ни, Сир ян, Хинь ду сы тан, Со дан. Аравия под планетой солнца; люди прямые и крепкие; производит драгоценности. Фар си под планетой дерева, народ здоровый и способный; замечательные произрастения. Чи ни под влиянием луны; люди переменчивы; страна сырая. Оу жи ба под планетой огня; народ любит рассуждать и спорить; произведения ядовиты. Хинь ду сы тан под планетой воды; люди разумны и искусны; произведения странны. Сир ян под планетой металла; люди красивы и тверды; произведения изящны; страна производит редкости. Со дан под планетой земли; место соленой почвы; животных и растений мало; люди тупы, черны, малы, хорошие носильщики; в Аравии называют его (Содан) страной рабов. 23-ий круг четырех сфер. Между небом и землей есть четыре области, по качеству четырех стихий и по временам года; низшая теплая – далее: сырая, холодная, горячая. Действие их сверху, но отнюдь не вверх. Смотря по возвышению земного Ян вверх, в эти области, происходят пыль, туманы, облака, дожди, грады, песок, падающие звезды, кометы. Ян, взбросившись в пределы жара, образуется в огненные шары (падучие звезды). Если сила его чрезмерна, то он достигает конца жара и там притягивается небом и с ним вместе вращается (кометы), пока мало по малу не рассеется. 24-ый круг. Сян тянь и Хоу тянь вместе, как происшедшие от единицы. Кончено о макрокосме; далее о микрокосме, т. е. человеке. 25-ый круг чёрный: семя, осадок природы и законов Сян тянь. Оно вложено было в тело Адама к от него разлилось в бесконечное число тел, но вместе с тем и не есть измененное семя Адама. Оно не подвержено чувствам. Хотя частичка, но не уменьшается (и дян). Образование имеет шесть степеней (см. ниже). Первая – это семя. Оно хранится в хребте мужчины.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010