д. “Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола», митрополита Нижегородского Сергия, гр. Страгородского и список образовавшегося при нем Временного, так называемого “Патриаршего Священного Синода» в составе: митрополита Новгородского Арсения Стадницкого , митрополита Тверского Серафима Александрова , архиепископа Вологодского Сильвестра Братановского, архиепископа Хутынского Алексия Симанского, архиепископа Костромского Севастиана Вести, архиепископа Звенигородского Филиппа Гумилевского и епископа Сумского Константина Дьякова в Административном Отделе ЦАУ НКВД получены и приняты к сведению. Препятствий к деятельности органа, впредь до утверждения его, не встречается» 1140 . Эта справка была весьма похожа на ту, что в январе 1926 г. была получена основателями ВВЦС (в той было сказано, что «к открытию деятельности Временного Совета, впредь до утверждения такового, со стороны НКВД препятствий не встречается» 1141 ). Она не означала еще регистрации Синода и его полноценной легализации, а лишь давала разрешение фактически приступить к работе (под контролем ОГПУ, разумеется). И способ учреждения Синода, и его персональный состав не могли не вызвать подозрений в церковных кругах. Г. А. Косткевич в своем «Обзоре» прокомментировал ситуацию так (явно не беспристрастно): «Когда стали известны имена епископов, призванных им в Синод, о капитуляции м[итрополита] Сергия перед Сов[етской] властью не могло быть больше сомнений. В Синод вошли: арх[иепископ] Сильвестр – быв[ший] обновленец, арх[иепископ] Алексий Хутынский – быв[ший] обновленец, назначенный на Петроградскую кафедру от живой церкви после казни митр[ополита] Вениамина, арх[иепископ] Филипп – быв[ший] беглопоповец, т. е. переходивший из Прав[ославной] Церкви в секту “беглопоповцев», митр[ополит] Серафим Тверской – человек, о связях которого с ГПУ знала вся Россия, которому никто не верил» 1142 . Согласно воспоминаниям келейника архиепископа Серафима (Самойловича), в Синод вошли именно те иерархи, которых Тучков пытался навязать Угличскому святителю: «А вскоре был освобожден митрополит Сергий...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Ангелы Хранение и служение святых ангелов спасению человеческому, по жизнеописаниям святых 1 . Св. Иоанн Лествичник о себе свидетельствует: «Когда я жаждал большего успеха, то в сем случае просвещал меня являвшийся мне ангел» («Лествица», степ. 27). 2 . Св. Феодор, епископ едесский, спросил одного прозорливого столпника: каким образом он узнает и различает праведных и грешных? Столпник отвечал: «Если мимо столпа моего проходит муж праведный и боящийся Бога, то я вижу благодать Божию, и светлые ангелы шествуют с ним по обе стороны, а бесы идут издалека, не смея приблизиться к нему; если же проходит человек грешный, то вижу вокруг него полчище торжествующих бесов, а ангел-хранитель следует за ним в отдалении, сетуя и сокрушаясь о погибели грешника. Но, когда бесы хотят окончательно погубить этого человека, тогда является ангел с огненным оружием и прогоняет их». 3 . Св. Онуфрий, при входе в одну пустыню, увидел пред собою сияющий луч света, весьма убоялся и, остановившись, хотел возвратиться. Луч же, приблизившись к нему, сказал: «Не бойся; я ангел, ходящий с тобою от рождения твоего; я приставлен от Бога хранить тебя, и было мне повелено вести тебя в пустыню» («Четьи-Минеи», 12 июня). 4 . К преподобному Паисию Великому пришел однажды инок и увидел его спящим, а у главы его стоящим ангела-хранителя, видом прекрасного. 5 . Преподобный же Паисий однажды был в отлучке; возвращаясь, увидел он свет большой, ударяющий в лицо его. Он взглянул и увидел всю пустыню, наполненную ангелами. Ангел-хранитель сказал ему: «Этим тебе показывает Бог, что и в отсутствие твое Он чрез ангелов хранил твоих иноков» («Четьи-Минеи», 14 июня). 6 . В житии св. Нифонта, епископа кипрского (23 декабря), говорится, что один ангел, при виде самоубийцы, плакал. Бог повелел ему идти в Рим и там охранять одного новорожденного и уже крещенного младенца. 7 . В житии священномученика Севастиана (18 декабря) рассказывается, что, когда один начальник разрушал идолов, то явился к нему ангел в виде юноши и сказал: «Господь Иисус Христос, в Которого ты уверовал, посылает тебе чрез меня совершенное здоровье». Он вскочил и хотел броситься к ногам ангела и облобызать его, но тот сказал: «Не дерзай коснуться меня, ибо ты святым крещением не омыт еще от идольского смрада». Из этого видим, что св. ангелы служат спасению только крещеных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Б. умер вскоре после закрытия Костромской ДС (1918) и церковно-исторического об-ва (1919). Его отпевание совершил еп. Севастиан (Вести) . Ученый был погребен на Нов. Фёдоровском кладбище в Костроме (уничтожено в 1980). В 1996 г. в Костроме на доме, где жил Б. в 1887-1920 гг., по инициативе епархии установлена мемориальная доска. Сын Б., В. И. Баженов (1889-1939), был одним из основоположников отечественной радиопеленгации и радионавигации. Соч.: Благоверная кнг. Анна Кашинская. СПб., 1890; Кашинский Сретенский женский мон-рь. СПб., 1893; Костромской Богоявленско-Анастасьинский мон-рь. Кострома, 1895; Костромские городские церкви и мон-ри по писцовым книгам XVII в.//Костромские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 5, 17-19; 1902. 2; Святые благоверные князья ярославские Феодор и чада его Давид и Константин. Кострома, 1900; Воскресенская, что на Дебре, церковь в г. Костроме. Кострома, 1902; Макариев Решемский мон-рь Костромской епархии. Кострома, 1904; Костромской кремль: Ист.-археол. очерк//Костромская старина. 1905. Вып. 6. С. 90-116; Характеристика четвертого Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении Евангелия. Каз., 1907; Костромской Ипатьевский мон-рь. Кострома, 1909; Вифезда: Библейско-апологетический этюд//ПрибЦВед. 1910. 19/20; Ветхозаветные пророчества о Мессии и исполнение их//Рус. паломник. 1911. 6; Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери в кафедральном соборе г. Костромы. Кострома, 1911; Обозрение упраздненных мон-рей и пустынь Костромской епархии//Костромские ЕВ. 1917. Ч. неофиц. 6, 10, 11. Лит.: Богдашевский Д. Рец. на кн.: Баженов И. Характеристика Четвертого Евангелия//ТКДА. 1910. 9; Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Костромская обл. М., 1976. С. 33-34; И. В. Баженов: Некролог//Губернский дом. 1996. 2. С. 27-28; Зонтиков Н. А. Костромская духовная семинария: Вехи истории, к 250-летию со дня основания (1747-1997). Кострома, 1997. С. 15. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/77350.html

Но обстоятельства сложились так, что через год жизненные планы Леонида в корне изменились: он оставил монастырь. 5 сентября 1919 года он подал прошение о назначении псаломщиком при Благовещенской церкви с. Пушкино церкви Костромского уезда. 22 сентября 1919 года Леонид Александрович Виноградов был зачислен на это место и вступил в брак. Его женой стала Клавдия Николаевна Фокина, внучка священника Николая Щукина, окончившая Костромское епархиальное училище и работавшая тогда учительницей. Она принесла в его жизнь тепло самоотверженной любви, которой Леонид был лишен с детства и которая до конца дней поддерживала и берегла его. Клавдия Николаевна Фокина В 1920-м году Леонид Александрович был рукоположен в сан диакона в г. Костроме архиепископом Кинешемским Севастианом (Вести), управляющим Костромской епархией, к Вознесенскому храму села Вознесения (ныне Вохма) Сусанинского района Костромской губернии. Отец Леонид прослужил здесь три года, ставшие первыми ступенями его крестного пути. С марта 1923 г. о. Леонид стал служить диаконом в с. Никола Эз. Его благонравное поведение и усердное исполнение своих обязанностей снискало особенную любовь и расположение прихожан. Но оно же вызвало неприязнь обновленческого священника Алексея Потехина, который служил в с. Никола Эз и занимал одновременно пост уполномоченного ВЦУ по Кинешемскому уезду. Несомненно, при неизбежных личных контактах обновленец убедился в непреклонной приверженности диакона каноническим установлениям Православной Церкви, категорическом неприятии их «усовершенствований в духе времени». Александр Потехин сумел совершенно «убрать» православного диакона из клириков. 10 июля 1923 года отец Леонид был уволен с запрещением священнослужения. Но прихожане на общеприходском собрании решили добиваться не оправдания отца Леонида, а совершения кардинальных перемен. Они написали прошение Патриарху Тихону, в котором они просили благословить и рукоположить в священники Леонида Виноградова взамен уклонившегося от Православия священника Алексея Потехина.

http://pravoslavie.ru/124732.html

Розанов, свящ., член обн. ВЦУ см. Николай (Розанов), обн. архиепископ Романков Василий Филлиповоич, священник, настоятель обн. церкви на Пятницком кладбище 542–544 Романов Михаил Петрович, врач, член Собора 1917–1918 гг. от Астраханской епархии 197 Романов Феодор Никитич, боярин см. Филарет, Патриарх Московский Рубцов Василий Георгиевич, член Собора 1917–1918 гг. 193 Рубцов, крестьянин, член обн. Собора 312 Руднев Иоанн, обн. протодиакон 573 Ружицкий К., протоиерей, ректор МДА в 1950-е годы 130 Румянцев Сергий, протоиерей см. Сергий (Румянцев), обн. епископ Рункевич Степан Григорьевич, профессор, чиновник канцеляри Св. Синода, доктор церковной истории 147, 183 Русанов Николай Н. см. Николай (Русанов), обн. архиепископ Рыбаков Иван, обн. священник Астраханской епархии 529 Рябушинский Павел Павлович, миллионер 187 Рябченко A. E. 184, 185 С. Т. см. Троицкий С. Саблер Владимир Карлович, обер-прокурор Св. Синода 146, 1000 Савинский С. В., проф. 363, 454, 597 Савинский, обн. диакон Ярославской епархии 286 Садковский И. см. Игнатий (Садковский) , епископ Самонов А., студент Московской обн. Богословской академии 482 Самсонов Тимофей Петрович, сотрудник ГПУ 30, 31 Сапфира 124 Сафран Г. Ф. см. Евстафий (Сафран), обн. архиепископ Сахаров Николай см. Николай (Сахаров), обн. епископ Свенцицкий Валентин , протоиерей 169, 1002 Светлов Павел Яковлевич, проф.-прот. 190, 191 Свифт 423, 424 Святейший Патриарх см. Тихон (Белавин) , Патриарх Московский и всея Руси Севастиан (Вести), епископ 310, 340, 911–912 Сегенюк см. Александр (Боярский), митрополит Ивановский Сен-Симон, французский мыслитель, социалист-утопист 124 Сенатов В. 184, 185 Сенюшкин, осуждённый по петроградскому процессу 251 Серапион (Сперанцев), обн. архиепископ 420, 913–914 Серафим Крестецкий см. Серафим (Белицкий), епископ Серафим (Александров) , митрополит 42, 83, 353–355 Серафим (Андреевский), обн. епископ 914–915 Серафим (Афанасьев), обн. епископ 915–916 Серафим (Белицкий), епископ 340, 628 Серафим (Коровин), обн. епископ 555, 570, 588, 916–917, 1016

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Костроме с 1928 года (...), хранил монархические реликвии в виде царских портретов и медалей и вел агитацию среди верующих крестьян не вступать в партию и комсомол, угрожая скорым свержением Соввласти и расправою над коммунистами и комсомольцами, т.е. в преступлении, предусмотренном 58-10 ст. УК». В год «великого перелома» всех членов «антисоветской группировки бывших людей» осудили во внесудебном порядке. 28 октября 1929 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило всех девятерых арестованных, в том числе и отца Константина Алферова, к высылке на три года в Северный край (административно-территориальное образование, созданное в 1929 году путем объединения Архангельской и Вологодской губерний). Так осенью 1929 года храм на Городищенском холме лишился своего пастыря, прослужившего в нем ровно четверть века. Отец Константин Алферов был сослан в село Лешуконское (ныне — центр Лешуконского района Архангельской области), находящееся у впадения реки Вашки в реку Мезень. По свидетельству родных, все три года ссылки отец Константин работал на лесоповале. Выйдя на свободу в 1932 году, он несколько лет служил в одном из сел под Костромой. В 1935 году отец Константин был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде и приговорен к пяти годам заключения в лагере. Освободившись в 1940 году, тяжело больной, он несколько месяцев прожил в семье своей дочери в Нерехтском районе, а в начале 1941 года вернулся в Городище (подробнее об этом будет сказано ниже). Новым настоятелем Христорождественского храма в октябре 1929 года архиепископ Костромской и Галичский Севастиан (Вести) назначил священника Николая Васильевича Росницкого (1863-1941). Отец Николай Росницкий родился в 1863 году в городе Россиены Ковенской губернии, где служил чиновником его отец; вскоре их семья переехала в Кострому. Отец Николай, что было очень редким явлением для духовенства конца XIX — начала XX веков, не обучался в Духовной семинарии (он окончил Костромское реальное училище). 15 ноября 1887 года он был рукоположен епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии Вениамином (Платоновым) во священника к Преображенской церкви в селе Кочурово, а с 1902 года стал служить в Васильевской церкви села Павловского (оба — в Нерехтском уезде).

http://sobory.ru/article/?object=00649

В 1918-1920 гг. в епархии были закрыты все 23 домовые церкви (из них 9 - в Костроме). В сент. 1920 г. были принудительно мобилизованы на работу в советские учреждения архиеп. Костромской и Галичский Серафим (Мещеряков) , еп. Кинешемский Севастиан (Вести) и ряд уважаемых священников. После неоднократных обращений в Совнарком архиеп. Серафим в нояб. 1920 г. был освобожден от этой повинности. В марте 1922 г. в соответствии с декретом ВЦИК от 23 февр. 1922 г. началось проводимое под предлогом помощи голодающим Ср. и Н. Поволжья изъятие церковных ценностей. Всего к 15 авг. в К. и Г. е. было изъято 623 пуда (9968 кг) серебра и 2 пуда 2 фунта (свыше 32 кг) золота. В марте 1922 г. была снята золотая риза с Феодоровской иконы Божией Матери; в сер. мая по решению Политбюро ЦК РКП(б) во главе с Лениным от 4 мая 1922 г. была конфискована серебряная рака прп. Варнавы Ветлужского, а мощи святого, находившиеся в ней, выставлены на всеобщее обозрение. Летом в Костромской губ. прошло неск. судебных процессов над духовенством и мирянами, обвиненными в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Обвиняемых приговорили к тюремному заключению сроком до 5 лет. Обновленческий раскол Почти одновременно с изъятием церковных ценностей в К. и Г. е. начался обновленческий раскол. В 1922 г. в обновленчество перешел правящий архиерей архиеп. Серафим. 16 июня в Н. Новгороде он вместе с митр. Владимирским Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и архиеп. Нижегородским Евдокимом (Мещерским) подписал «Меморандум трех», в котором иерархи заявляли о переходе в обновленчество. 7 июля 1922 г. архиеп. Серафим выступил в кафедральном соборе с докладом об обновленческом движении перед председателями и членами приходских советов Костромы. 11 июля 1922 г. в газ. «Красный мир» архиеп. Серафим обратился с воззванием «К верующим Костромской и Галичской епархии» и объявил о своем переходе в обновленчество. В ответ на это группа священников во главе с настоятелем Успенского кафедрального собора прот. Павлом Крутиковым заявила, что они не признают власти обновленцев и по-прежнему подчиняются только патриарху Тихону. Вскоре архиеп. Серафим был назначен обновленческим митрополитом Минским (11 сент. 1924 он публично покаялся перед патриархом Тихоном в Москве, в ц. Иоанна Предтечи на Земляном Валу, был принят в сане архиепископа, почти тут же арестован и выслан в Соловецкий лагерь).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

В 1929 г. неск. священников, сотрудничавших с властями, публично сложили с себя сан и отреклись от веры. В июне 1929 г. настоятель Покровской ц. в с. Шунга Костромского р-на свящ. Л. А. Парийский после богослужения отрекся от веры и Церкви. В нач. окт. 1929 г. он выступил в Костроме на митинге безбожников с антирелиг. призывом (после его выступления была принята резолюция с требованием закрыть в Костроме 10 храмов). Весной 1929 г. в Костроме и др. городах началась кампания по запрету колокольного звона, вскоре перешедшая в кампанию по снятию колоколов. К 4 янв. 1930 г. в Костроме были сняты и отправлены на переплавку 114 колоколов общим весом 114,9 т. В 1929-1930 гг. были сняты колокола со всех городских церквей (в сельской местности снятие колоколов продолжалось до 1941). В ночь на 6 янв. 1930 г. в центре Костромы, на Советской пл., в присутствии тысяч людей были сожжены неск. сот икон, собранных в канун Рождества по квартирам жителей. В ночь на 7 янв. на центральной площади Нерехты состоялся т. н. карнавал безбожников, главным событием которого стало также сожжение икон. 24 окт. 1929 г. в Костроме был арестован 21 представитель духовенства и мирян К. и Г. е. во главе с настоятелем Ильинского кафедрального собора прот. С. А. Воскресенским. Их обвинили в создании «монархической организации православного тихоновского духовенства» (все они были приговорены к неск. годам заключения в лагерях или к ссылке). Попытавшийся заступиться за них архиеп. Севастиан (Вести) был арестован и выслан в Кинешму, где скончался 8 дек. 1929 г. В окт.-дек. 1929 г. в Костроме были закрыты 8 храмов (в т. ч. Успенский и Богоявленский соборы, перешедшие в 1922 к обновленцам, а также Ильинский храм, с 1922 являвшийся кафедральным собором епархии). С кон. 1929 по 1964 г. кафедральный собор находился в Иоанно-Златоустовской ц. на Лавровской ул. В кон. 20-х - 1-й пол. 30-х гг. ХХ в. в епархии были закрыты соборы: Преображенский в Галиче, Преображенский в Чухломе, Богородице-Рождественский в Солигаличе, Тихвинский в Макарьеве, Казанский в Нерехте, Благовещенский в Буе, Успенский в Кологриве, Преображенский в Судиславле.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

После начала первой мировой войны духовенство, монастыри и братства приняли активное участие в помощи раненым, беженцам, вдовам и сиротам погибших воинов. 1 сент. 1914 г. в Успенском женском мон-ре в Кинешме состоялось открытие лазарета (официально назывался лазаретом мон-рей епархии). 3 окт. в соборном доме в бывшем Костромском кремле на средства костромского духовенства был открыт госпиталь. Во время войны госпитали открылись во многих монастырях: в Богоявленско-Анастасиином (авг. 1914), в Макариево-Решемском (авг. 1914), в Макариево-Унженском (июль 1916), в Никольском Староторжском в Галиче. В Иаково-Железноборовском мон-ре был устроен приют для выздоравливающих воинов. Главный лазарет церквей и духовенства епархии открылся 21 нояб. 1914 г. в Ипатиевском мон-ре; тогда же ему с Высочайшего разрешения присвоили имя цесаревича Алексия Николаевича. Под лазареты была занята большая часть зданий Костромской ДС: в авг. 1914 г.- часть корпуса общежития, а в окт. 1915 г.- весь классный корпус. Во 2-й пол. 1915 г. большую часть корпуса Епархиального жен. училища занял военный госпиталь, эвакуированный из Гродно. В сент. 1914 г. госпиталь разместился в здании Костромского ДУ, в сент. 1915 г.- в здании Кинешемского ДУ. Уже в сент. и окт. 1914 г. 30 воспитанников Костромской ДС добровольно ушли в действующую армию. В янв. 1915 г. из семинарии в армию ушли 6 шестиклассников, окончивших курс досрочно, в их числе и будущий маршал А. М. Василевский (1895-1977). Всего в 1914-1916 гг. добровольцами на фронт из Костромской ДС ушло ок. 50 чел. Епархия оказывала большую помощь беженцам из западных районов страны, поток к-рых постоянно увеличивался. Помощью беженцам руководил созданный 4 сент. 1915 г. Епархиальный комитет по устройству быта беженцев из района военных действий, председателем к-рого стал вик. еп. Кинешемский Севастиан (Вести) . В 1916 г. епархиальные и городские власти решили устроить в Костроме в ц. Воскресения на Площадке мемориал в честь о погибших на войне костромичах. По стенам храма должны были быть размещены мраморные плиты с выбитыми золотом именами павших (план остался неосуществленным).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Священномученик Григорий родился в 1889 году в селе Валы Костромской губернии в благочестивой крестьянской семье Ивана и Феодосьи Авериных. У родителей его вместе с приемным сыном было тринадцать детей. В праздники и воскресные дни отец семейства поднимался раньше всех и будил детей, чтобы не опоздал кто на службу. В двунадесятые и престольные праздники он звал в дом нищую братию, какая была в тот день в церкви. И только накормив нищих, домашние садились за стол. Тяжело заболев, он никому не стал говорить о своей болезни, но за три дня до смерти попросил жену истопить баню и позвать священника, чтобы пособороваться и причаститься, и только тогда сказал, что смертельно болен. Причастившись, Иван лег в постель и уже до смерти не принимал никакой пищи. В день кончины он созвал сродников, чтобы попрощаться, и детей, чтобы их благословить. Затем попросил постелить ему в святом углу на скамье и, простившись со всеми, в тот же день скончался. Воспитанный в верующей крестьянской семье, Григорий и смысл своей жизни видел в том, чтобы служить народу. Окончив в 1910 году учительскую семинарию, он поступил учителем в двухклассную церковноприходскую школу в городе Кологриве. После Февральской революции Григорий Иванович был избран председателем уездной земской управы. Выборы состоялись в сентябре, а через месяц произошел октябрьский переворот. Группа большевиков в Кологриве объявила себя советской властью в конце января 1918 года, и в феврале Григорий Иванович устранился от участия в работе местных органов власти. Весной 1918 года в Кологриве вспыхнуло восстание крестьян, которое было вскоре подавлено, и начались аресты среди населения. Был арестован и Григорий Аверин. Следствие о восстании тянулось почти год. ЧК не установила его причастности к восстанию, и он был освобожден. В 1921 году архиепископ Костромской Севастиан (Вести) рукоположил его в сан священника. Первое время отец Григорий служил в Костроме, а затем в селе Ильинском, рядом с Макарьевским монастырем. Жил отец Григорий, не имея лишнего и ограничиваясь необходимым. Кроватью ему служили березовые жерди, поверх которых была положена тонкая подстилка, а в изголовье маленькая твердая подушка. Почти всю ночь он молился, засыпая лишь под утро, иногда и вовсе не ложился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010