Самарин Ф. Д., член Братства святителей Московских. Самарин Юрий Александрович (1904–1965), искусствовед, сын А. Д. Самарина. Самарина Софья Дмитриевна (1863–1935), сестра А. Д. Самарина. Самойлович Иван (1630-е – 1690), гетман Украины в 1672–1687 гг. Санчерро, кардинал. Сахаров, священник. Свенцицкий Валентин Павлович (1897–1931), протоиерей, духовный писатель. В 1919 г. рукоположен во иерея. С 1920 г. служил в московских храмах. В 1922 г. арестован, выслан. С 1926 г. настоятель церкви свт. Николая «Большой Крест» на Ильинке в Москве. В 1928 г. со своей паствой отделился от митрополита Сергия (Страгородского) , вскоре арестован, приговорен к ссылке в Сибирь. В 1931 г. вернулся в общение с митрополитом Сергием (Страгородским) . Скончался в ссылке. Похоронен в Москве. Севастиан (Вести Григорий Иванович; 1870–1929), архиепископ. В 1914 г. хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 1917 г. епископ Макарьевский и Унженский. В 1919–1920 гг. епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии. С 1920 г. архиепископ Костромской. В 1922 г. перешел в обновленческий раскол. В 1923 г. принес покаяние, был арестован, вскоре освобожден, затем вновь перешел в раскол. В 1924 г. вторично принес покаяние, назначен архиепископом Костромским. С 1927 г. включен в состав Временного Патриаршего Св. Синода при митрополите Сергии (Страгородском) . С 1929 г. в заключении. Селецкий Григорий, протоиерей. Семеняко Николай Иванович , священник см. Феофан (Семеняко), архиепископ. Смоличев Иоанн, протоиерей. Сенгелевцев, священник Уральской епархии. Серапион (Сысоев † 1673), святитель, митрополит. В 1637 г. хиротонисан во епископа Сарского и Подонского на Крутицы с возведением в сан митрополита. В 1651 г. удалился на покой в Калязинский монастырь. Серафим (Александров Дмитрий Александрович, 1867–1937), митрополит. В 1914 г. хиротонисан во епископа Кустанайского, викария Оренбургской епархии. С 1918 г. епископ Полоцкий и Витебский, затем епископ Тверской и Кашинский. С 1920 г. член Св. Синода и ВЦС. С 1922 г. архиепископ. В 1922 г. арестован в Москве, освобожден. С 1924 г. митрополит. В 1925 г. арестован, вскоре освобожден. С 1926 г. в ссылке. В 1927 г. включен в состав Временного Патриаршего Св. Синода при митрополите Сергии (Страгородском) . С 1928 г. митрополит Саратовский; с 1933 г. митрополит Казанский и Свияжский. В 1936 г. арестован, сослан на 3 года в Казахстан, где был осужден. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИНЕШЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Костромской епархии, названо по г. Кинешма (ныне Ивановской обл.), существовало в 1866-1936 гг. К. в. было образовано 11 мая 1866 г. Комментируя это событие, свт. Игнатий (Брянчанинов) , живший на покое в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (Костромская епархия), писал 11 июня 1866 г. своему брату П. А. Брянчанинову: «Костромскому и Нижегородскому (архиереям.- Н. З.) даны викарии, преимущественно для обращения раскольников» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2007. Т. 8. С. 451). Местопребыванием Кинешемских епископов был назначен костромской Ипатиевский во имя Св. Троицы мон-рь , в южном крыле Архиерейского корпуса в 1875 г. была устроена крестовая ц. во имя сщмч. Ипатия, еп. Гангрского, и ап. Филиппа (малая крестовая церковь). В управление викарию был предоставлен Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-рь неподалеку от Костромы. Первым Кинешемским епископом в 1866 г. стал Ионафан (Руднев) , в 1869 г. он был назначен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. На рубеже XIX и XX вв. видную роль в духовной жизни Костромской епархии играл Кинешемский еп. Вениамин (Платонов ; 1883-1905). За годы жизни в Костроме он приобрел широкую известность как старец, имевший дар прозорливости, «второй Иоанн Кронштадтский». В Ипатиевский монастырь к нему ежедневно приходило множество людей из Костромской и Ярославской губерний. В 1917 г. была предпринята попытка упразднения К. в. По ходатайству Костромского и Галичского еп. Евгения (Бережкова) Святейший Синод 25-30 мая 1917 г. постановил переименовать Кинешемского еп. Севастиана (Вести) в епископа Макариево-Унженского «с назначением ему местожительства в г. Макарьеве и с поручением ему управления Макарьевского, Кологривского, Ветлужского, Варнавинского и Юрьевецкого уездов». Это решение вызвало недовольство в Кинешме, городская дума, духовенство и жители города обратились к еп.

http://pravenc.ru/text/1684652.html

Церковь нуждается сегодня в миссионерах, катехизаторах, благовестниках из числа священников и мирян. Дело епископов — изыскать людей, годных к этому служению, вдохновить их высоким и благодатным смыслом христианской миссии в нашем современном обновляющемся мире. Нельзя не думать и о том, что мы живем сегодня в обществе многонациональном и многоконфессиональном. Потому особенно важен для меня, направляемого Вами в Карагандинскую епархию, диалог с людьми других культурных и религиозных традиций во имя достижения мира, согласия и взаимопонимания. Вы, Ваше Святейшество, подаете пример такого диалога, способного вести к взаимному обогащению, диалога, наполненного проявлением великодушия и любви ко всем людям доброй воли. Только так можно открыть людям красоту любви Христовой. К сожалению, религиозность не всегда означает подлинную духовность. И, к сожалению, Карагандинская земля стала местом не только сохранения православных традиций, но и появления религиозных течений самых разных толков. Часто адептами их становятся люди, крещенные в Православии, но не знакомые с ним. Возвращение этих людей в лоно Церкви должно стать одной из первоочередных задач миссии. Ваше Святейшество! Со смирением принимаю я сие высокое назначение, отправляясь в Карагандинскую землю, политую кровью мучеников, слезами исповедников и кротких пастырей Церкви Христовой. При постриге Вы благословили носить мне имя Севастиан, в честь новопрославленного святого Казахстанской земли, келейника Оптинских старцев Иосифа и Нектария, преподобного Севастиана Карагандинского. Этот чудный святой, без страха прошедший лагеря и тюрьмы, многих наставил в вере Христовой своей простотой, незлобием, готовностью терпеть, сострадать и помогать в трудное для Церкви время. На этой святой земле я всегда буду возносить сыновние молитвы за Вас как за Первосвятителя и отца, снова «возродившего меня во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:15), за моего духовного наставника и ходатая, главу Митрополичьего округа в Республике Казахстан Высокопреосвященнейшего Александра, митрополита Астанайского и Казахстанского, за весь народ Божий.

http://patriarchia.ru/db/text/1411963.ht...

Вскоре о нем узнали многие православные Большой Михайловки, также многие из прежних и будущих духовных чад старца стали съезжаться в Караганду, поселяясь в дешево продававшихся тогда саманных домиках. Основу будущей общины составляли «родные по духу сестры», которые искали духовного руководства после закрытия Оптиной пустыни. Первой приехала инокиня Шамординского монастыря Агриппина, которую батюшка определил петь на клиросе. Затем приехала инокиня того же монастыря Феврония, ей было дано послушание вести домашнее хозяйство. Вскоре приехали две девушки из купеческой семьи, одна из них — инокиня Варвара, обладавшая хорошим голосом и прекрасной памятью. Она стала уставщицей в храме и получила наименование «миротворица» за то, что примиряла ссорящихся. По благословению батюшки, верующие арендовали дом на улице Западной 18, собрали необходимые документы, и в ноябре 1946 года ходатайствовали перед местной властью о регистрации общины. Просили также прислать комиссию с техосмотром. Первая попытка потерпела неудачу. Пришел ответ: «власти запрещают священнику Севастиану Фомину службы в самовольно открытом храме». 10 декабря 1947 года заявление о регистрации общины и молитвенного дома, список двадцатки, договор об аренде помещения и акт техосмотра, заверенные настоятелем иеромонахом Севастианом, личными подписями членов церковного совета и двадцатки направляются повторно. В начале 1948 года письма направляются вновь. Верующие пишут в Алма-Ату, в различные инстанции, пытаются заручиться поддержкой разных авторитетных людей (например, военкома Карагандинской области полковника Гончарова). Остается только удивляться смелости и активности духовных чад старца в эти времена, когда после кратковременной передышки, связанной с войной, гонения на христиан возникали с новой силой. Судя по материалам переписки, удалось склонить к открытию храма руководителя Республиканского уполномоченного органа по делам религий, Вахменина, но местные власти разрешения упорно не давали. Наоборот, в 1951 году Михайловский молитвенный дом, существовавший практически нелегально, был закрыт. Богослужения стали совершаться исключительно по квартирам. На заранее обговоренное место глубокой ночью приходил батюшка, туда же стекались по одному или по два человека православные верующие. Начиналось всенощное бдение, которое переходило в Литургию, богослужение завершалось под утро.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Кто-то мне сказал: «Надо, чтобы у тебя был духовник». Где его найти? Твоя это должна быть воля или предложат? Не понятно. Помню, встретила возле кафе иеромонаха, подошла к нему и спрашиваю: «Вы будете моим духовником ?» Слышу в ответ: «Я не могу», но иеромонах (сегодня уже епископ) написал на листочке номер телефона и отдал мне со словами: «Вот, он тебе будет духовником». В те годы были только домашние телефоны. Набираю номер. Трубку взяла матушка и сказала: «Отец Драган трудится в храме». В Подгорице тогда строился большой собор, там и служил протоиерей Драган Митрович мой будущий духовник. Но прошло еще полгода, прежде чем я решилась на встречу. Иеромонах, когда передавал мне листок с номером телефона, сказал: «Надо поститься каждую среду и пятницу». Тогда я поняла, что духовника должна «заработать». Добросовестно постилась. Наконец, как-то вечером пошла на службу в собор. Богослужение начинается, а я не знаю, как себя вести. Посмотрела по сторонам, решила делать, как все: перекрещусь и стою. Закончилась служба, вижу две очереди: одна за советом, вторая на исповедь. Думаю: «На исповедь не пойду, стану туда, где можно поговорить». Отец Драган опытный священник, за его молитвы сегодня в храме много молодых людей. Спрашивает у меня: «Вы что-то хотите?» Говорю: «Чтобы вы были моим духовником», и добавляю, что пощусь в среду и пятницу. «Хорошо, что поститесь, но вам еще надо исповедоваться». Думаю: «Главное, чтобы согласился быть духовником». Духовник в моем понимании был словно орден: дали и ты его должен нести, как будто уже спасен. Понимания, что это только первый шаг, не было. Первая исповедь Я продолжала поститься по средам и пятницам, а про духовника забыла. Но детская реанимация непростое служение. Когда Бог забирает единственного ребенка, и ты должен сказать об этом родителям, нужны огромные внутренние силы. В тот момент их не было. И Господь напомнил, что у меня есть «орден» мой духовник. Прекрасно помню подготовку к первой исповеди. Как отличница, я взяла книгу, где перечислены грехи, подумав: «Хорошо! Как справочник!» основательно переписала всё, что сочла нужным, в тетрадь и пошла с ней в храм, став уже в другую очередь.

http://azbyka.ru/way/pravoslavie-nash-ob...

Богородичен: Державным Твоим покровом/от врагов навета нас, Чистая, Своя рабы, соблюди невредны,/Тя бо Едину имамы прибежище в нуждах. На хвалитех стихиры, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Преподобне отче Севастиане,/ты, иго Христово на рамо взем доблественне,/наитие вражие попрал еси,/сего ради тя, вернии, почитаем, о преблаженне,/инокующим похвало./Темже Христа непрестанно моли/спасти души наша. Верою сошедшеся вси,/яко постника тя Христова почитаем, Севастиане,/радуяся убо, шествовал еси/в пустыни непроходимей, мудре,/наставник был еси честен./Темже мы тебе верою взываем, блаженне:/постников похвало, о нас молися ко Господу/помиловатися душам нашим. Преподобне отче наш,/будущия ради жизни при реце Сохоте вселися,/никакоже бойся невидимыя враги,/многажды тщания творящия тебе,/ты же молитвами сих без вести творяше./О терпеливый душею в пусте месте,/чудное овча, Христа Агнца Пастыря имея,/темже тя верою вси чтим и ублажаем. Слава, глас 6: Псаломски песньми днесь почтим преподобнаго с веселием о Господе/и паки речем:/радуйся, блаженства тезоимените Севастиане,/райскаго радования наполнивыйся/и от Христа Бога нетленный венец приял еси,/яко светильник пресветлый, душу свою просветил еси./И ныне тако песньми вси возопиим:/радуйся, преподобне отче наш. И ныне, Богородичен, глас 6: Богородице, Ты еси лоза истинная,/возрастившая нам Плод живота,/Тебе молимся: молися, Владычице,/помиловатися душам нашим. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны от канона преподобнаго, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем: Стих:Что воздам Господеви: Апостол к Галатом, зачало 213. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную: Преподобный Севастиан Сохотский, Пошехонский, родился в XV веке, получил благочестивое воспитание в родительском доме и рано принял иночество. Многие годы он вел отшельническую жизнь среди дремучих лесов, в 90 верстах от Города Пошехонье (ныне г. Тутаев Ярославской области). Постепенно к нему собрались другие иноки – подвижники. На реке Сохоти под его руководством был воздвигнут храм в честь Преображения Господня и основан монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Оставаясь мирянином и проживая по-прежнему в доме Каччи, Н. часто уходил в город, где регулярно совершал паломничество с остановками для молитвы в 7 рим. базиликах: св. Петра (Сан-Пьетро), св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура), св. Севастиана (Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура), Латеранской базилике, базиликах Св. Креста (Санта-Кроче-ин-Джерузалемме), св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура) и Пресв. Девы Марии Великой (Санта-Мария-Маджоре); путь составлял ок. 20 км. Он подолгу оставался в катакомбах Сан-Себастьяно, в те времена совершенно заброшенных. В ночные часы, когда храмы оказывались закрытыми, Н. молился в портиках церквей, где часто собирались бедные и неимущие римляне и паломники. Постепенно в 1537-1538 гг. Н. добавил к своей молитвенной жизни общение с бедняками и нуждающимися и стал вести среди них проповедническую деятельность. В 1544 г., незадолго до праздника Пятидесятницы, во время молитвы о дарах Св. Духа Н. пережил мистическое явление: по его свидетельству, в него вошел огненный шар, к-рый проник в сердце и так расширил его, что были деформированы ближайшие к сердцу ребра (Ibid. P. 12) (при вскрытии тела было констатировано расширение (аневризма) сердца - подробнее см.: Belloni L. L " aneurisma di S. Filippo Neri nella relazione di A. Porto. Mil., 1950). Мн. современники Н. отмечали, что во время особого молитвенного состояния и священнического служения от него исходило сильное тепло, к-рое ощущалось всеми находившимися рядом; они также могли слышать его усиленное сердцебиение. О тепле, исходившем от Н., официально свидетельствовал его бывш. ученик, кард. Пьетро Паоло Крешенци ( Bacci. 1745. P. 14). Позднее, когда Н. уже принял сан священника, папа Римский Григорий XIII (1572-1585) отменил для него необходимость при принятии исповеди облачаться в суперпеллицеум (аналог стихаря ), поскольку даже это легкое облачение было ему тяжело при исходящем от сердца тепле ( Bacci. 1745. P. 14). По словам кард. Федерико Борромео, архиеп. Милана (1595-1631), Н. мог по своему желанию остановить усиленное сердцебиение (Ibid. P. 15).

http://pravenc.ru/text/2565068.html

Николай – Епископ Уральский, 45 . Николай – Архиепископ Семипалатинский (Минин), 46 . Николай – Епископ Саратовский (Позднев), 47 . Николай – Епископ Павлоградский (Гиляровский), 48 . Николай – Епископ, управляющий Пермской епархией (Ашихмин), 49 . Николай – Епископ Зиминский, от Омской епархии (Наганов), 50 . Никон – Епископ Курский [Пурлевский], 51 . Никанор – Епископ от Екатеринославской епархии, 52 . Пётр – Архиепископ Таврический и Симферопольский (Рождественский), 53 . Петр – Архиепископ Омский (Сысуев), 54 . Пимен – Архиепископ Каменец-Подольский (Пегов), 55 . Петр – Архиепископ Воронежский (Сергеев), 56 . Сергий – Архиепископ Томский (Дмитриевский), 57 . Севастиан – Епископ Костромской (Вести), 58 . Сергий – Епископ Гомельский (Иванцов), 59 . Филимон – Епископ Рыбинский 546 , 60 . Феофилакт – Епископ Ростовский и Таганрогский (Клементьев). В дальнейшем прибыло ещё 7 иерархов 547 . О составе участников Собора красноречиво говорит помещаемая сравнительная таблица-схема: В партийном отношении было: 250 человек от группы «Живая Церковь », 110 человек от группы «Церковное Возрождение» и 45 человек беспартийных (староцерковников). Представители «Свободной Трудовой Церкви» и других левых групп не были допущены в число членов Собора, они присутствовали на Соборе лишь в качестве гостей, без права голоса (газета «Извести ВЦИК» за 117 от 30 мая 1923 г.). В сообщении газеты «Известия ВЦИК» не упомянуты ещё так называемый СОДАЦ и незадолго до Собора организованная церковная группировка, лидером которой был прот. А. Введенский . Она была представлена на Соборе 25 депутатами. Характерно, что некоторые члены Собора умудрялись одновременно состоять в «Живой Церкви» и СОДАЦ. Лидеры СОДАЦ (Союза Общин Древне-Апостольской Церкви) терпели это ради пополнения мест на Соборе. Мы воспользовались этими статистическими данными для того, чтобы показать, что собор был групповым и чисто партийным и что самый состав его не позволял питать надежд на объективность его «деяний». Обновленцы утверждали, что «Собор» 1923 года отражал мнение всей Русской Церкви и что выборы на него были «свободными», но это тоже ложь, легко опровергающаяся цифровыми данными самого же обновленческого синода.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Луге на покое. Позднее он получил кафедру. В конце 1923 года присоединилась и Александро-Невская Лавра. В один из воскресных дней вся братия Лавры во главе с её наместником архимандритом Иоасафом (Журмановым) торжественно в соборе встречала православного архипастыря епископа Мануила, прибывшего совершить Божественную литургию и этим евхаристическим актом завершившего присоединение знаменитой обители к православию. Сослужили и маститые столичные протоиереи: о. о. Лахотский, Вертоградский, Благодатов, Виноградов и другие. Иерархи, впавшие в грех обновленчества, точно так же один за одним стали возвращаться в лоно Церкви, принося покаяние перед Святейшим Отцом и Церковью. Преосвященные: Севастиан (Вести), епископ Костромской; Гавриил (Воеводин), епископ Алтайский, один из рукоположителей живоцерковной иерархии в Сибири; Агапит, архиепископ Екатеринославский, новгородские викарии: епископ Серафим Крестетский и епископ Иосиф Валдайский и многие другие архипастыри вновь воссоединились со святою Церковью. Публичное покаяние иерархов и пастырей во время богослужения показало, что пребывание в обновленчестве есть грех , и лишь при принесении покаяния иерархи, священники и младшие клирики могут получить прощение и воссоединение с Православной Церковью. Одно из таких присоединений к Церкви из обновленческой схизмы описано А. Затворником в его книге «Обновленцы». «Кто из православных был 29 августа 1924 года в Москве, за патриаршим богослужением, тот, я думаю, не одну искреннюю слезу уронил перед Богом, слушая покаянную речь бывшего Костромского архиепископа Серафима (Мещерякова), позднее митрополита Белорусского. Вот эта речь: “Обыкновенно с церковных амвонов вам приходилось слышать только поучения и наставления от своих архипастырей и пастырей, за последнее время с этих амвонов стали раздаваться слова кающихся архиереев и иереев, пребывающих в обновленчестве. Одним из таких являюсь и я, бывший архиепископ, а затем митрополит Серафим, в настоящий торжественно-священный момент всенародно каюсь в своих церковных преступлениях, которые заключались в следующем.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В Кишиневе, Бендерах и Измаиле им были учреждены «ланкастерские школы», обучение в них было бесплатным, и епископ Димитрий (особым воззванием) призывал всех к обучению в этих школах. Преосвященный Димитрий сам вникал во все дела духовных учебных заведений. Он заботился и о духовно-нравственном воспитании своей паствы. Сам день и ночь неустанно трудился над переводом богослужебных книг, канонов, акафистов, творений святых отцов, катехизиса и других учебных книг на молдавский язык. Он состоял председателем отделения библейского общества в Кишиневе и деятельно заботился о распространении книг Священного Писания. Одним из средств воспитания паствы было само служение преосвященного Димитрия. Он священнодействовал с большим благоговением, со слезами умиления, чем производил на присутствовавших глубокое впечатление. Проповеди всегда говорил на молдавском и русском языках. В личной жизни архиепископ Димитрий был образцовым христианином, отличался простотой и доступностью для всех. Сердце его откликалось на всякое доброе дело, он всегда готов был оказать помощь бедному и несчастному. Скончался архиепископ Димитрий без всякой болезни. В день кончины он слушал литургию, после молитвы Господней велел келейнику отвести себя в спальню, перекрестился, лег на одр, начал сам что-то читать и через несколько минут скончался. Литература: Пархомович И. М. Архипастыри Кишиневской епархии. – Кишинев, 1910. – С. 10–11. Севастиан (Вести), архимандрит. Архиепископ Димитрий Сулима. – 1906–1914. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1402. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 553. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 207. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 72. Труды Бессарабского церковного Историко-археологического общества/Под редакцией Курдиновского В. – 5-й вып. – Кишинев, 1910. – С. 19, 22, 23, 42, 43. 45, 49, 51, 53, 75, 94, 95.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010