Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 63. Ст. 5//Творения. Т. 2. ТСЛ, 1993. С. 120. 1077 Октоих. Глас 8. В Неделю на утрени, степенна, 3–й антифон: «В матери своей земли отходяй всяк паки разрешается прияти муки или почести поживших». 1078 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Ефес, беседа. Ч. 4//PG. 62, 35. 1079 Свт. Иоанн Златоуст. На 2–е Посл. к Кор. беседа 9, 3–4//PG. 61, 463–464; Там же, беседа 10, 3//PG. 61, 471. 1080 Он же. На 1–е Посл. к Фес. беседа. 8, 2//PG. 62, 442. 1081 Свт. Иоанн Златоуст. Слово на Второе Пришествие Господа, 2//PG. 59, 621–622. 1082 Μακαρου, ιεροδ. του Πατμιου. Ευαγγελικ Σλπιγξ. Αθναι, 1973. Σ. 39–40. 1083 Архим. Иустин (Попович). Православная Церковь и экуменизм. Пер. с серб. М., 1993. С. 57. 1084 Ориген. Толкование на Еванг. от Матфея. Т. 15, 24//ΒΕΠΕΣ. 13, 384 (31–39)–385 (1–13). 1085 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 64. Ст. 2. М., 1993. С. 652. 1086 Там же. Беседа 79. Ст. 2. С. 794. 1087 Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2. Слово 66. Ст. 5. ТСЛ, 1993. С. 159–160. 1088 Архим. Иустин (Попович). Православная Церковь и экуменизм. М., 1993. С. 58. 1089 Учение 12 Апостолов. Гл. 10//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 31. 1090 Свт. Иоанн Златоуст. На Второе Пришествие Господа… Беседа 1//PG. 59, 619–620. 1091 Свт. Иоанн. Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 14. Ст. 10. М.. 1994. С. 675. 1092 Он же. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа беседа 1//PG. 52, 792. 1093 Свт. Григорий Богослов. Послание 101, ко Клидонию, 1//PG. 37, 181 AB. Святитель Григорий использует термин «η παρεδεχθη» потому, что во время святого Преображения Господь явил не весь свет, но лишь столько, сколько могли вынести Его святые Апостолы, как сказал божественный Златоуст. 1094 Свт. Григорий Богослов. Слово 40, на Святое Крещение//Собр. творений: В 2–х т. ТСЛ, 1994. Т. 1. С. 574. 1095 Преп. Симеон Новый Богослов. Сл. 57, 1 и Сл. 45, 10//Творения. Ч. 1. 1096 Свт. Иоанн Златоуст. На Второе Пришествие…//PG. 61, 775. 1097

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Остромировом, Мф. 3:14 . грдеши, Мк. 15:31. себе не можеть спсти, Мф. 13:22 . пеаль свта сего ( το ανος); как в Остром. списке, при слове мир ставится местоимение весь, Мф. 24:21. 25:34 . Ин. 1:29. 6:52 . и др. Вносная речь пишется в коммах при каждой строке. – Имя Спасителя пишется обыкновенно: но Ин. 19:9 . (л. 223) 19. 30. (л. 223 об. 224 об.) иссъ. 21 (по преж. кат. 740). Евангелие – апракос ( πρακτος) – недельное т.е. расположенное для церковного употребления по неделям, начиная с пасхи, пергам. в лист, чистым уставом, в два столбца, 1307 г., 127 л. По листам подпись дьяка: арбеие в . Содержит а) л. 1–89 об. чтения от Пасхи до Великого поста на все дни, только в неделю 16 по Пятидесятнице одно субботнее и недельное, с пропуском прочих, по примеру Греч. рукописей у Шольца (Ν. Т. Gr. 1, 463.). Как в сем, так и во всех последующих списках Евангелий, расположенных по неделям, не все недели года имеют один общий счёт, как в нынешнем печатном столпе Евангелий, но, смотря по чтениям Евангелистов, три разных счета: первый обнимает недели от Иоанна в числе 8, или, по другим спискам, 7, т.е. до субботы, или, по другим, до понедельника по Пятидесятнице; второй – недели от Матфея в числе 17, т.е. до недели перед Воздвижением включительно; третий – недели от Луки в числе 17 же, т.е. до недели мясопустной, которая вместе с последующею сыропустною не входит в общий счёт. Счёт чтений от Матфея в настоящем списке начинается с субботы по Пятидесятнице, и потому, кроме только субботних дней, сходен с нынешним столпом Евангелий. Чтения же от Луки, во всех апракосах, кроме 25, начинаются с понедельника недели по Воздвижении, вместе с началом чтения сего Евангелиста, б) Л. 89 об. –110. чтения на субботние и воскресные дни св. Четыредесятницы и на все дни Страстной седмицы, при чём в великий пяток положено Евангелие на литургии – тоже, какое ныне читается на вечерни. В синаксаре, напечатанном у Шольца и заимствованном из одного Евангелия X ст., стоит также: τ γ παραμον ες τν λειτουργαν (Ν.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

собраны в изд. «Исследования по исагогике Нового Завета» (Beiträge zur Einleitung in das Neue Testament). Писаниям ап. Луки посвящены 1-й и 3-й тома. В 1-м т. (Lukas, der Artz) Г. подчеркивает достоверность раннехрист. традиции об авторстве Евангелия от Луки и Деяний св. апостолов. Проводит тщательный лингвистический анализ с целью показать единство кн. Деяний, ибо в той части книги, где повествование ведется от 1-го лица мн. числа, используется та же лексика и тот же стиль, что и в остальной части книги. В 3-м т. Г. анализирует источники, использованные автором при написании кн. Деяний, а также подчеркивает, что Лука, создавший жанр истории первохрист. общины, внес большой вклад в развитие идеи каноничности НЗ. Наиболее достоверным, по Г., является т. н. Иерусалимо-Антиохийский источник (Деян 6. 1-8. 4; 11. 19-30; 12. 25-15. 35) с его характерным живым повествовательным стилем. К менее надежным Г. относит 2 др. источника: Иерусалим А, или Иерусалимско-Кесарийский, источник (Деян 3. 1-5. 6; 8. 5-40; 9. 31-11. 18 и 12. 1-23), возможно восходящий к ап. Филиппу, и Иерусалим Б, ставший основой для той части кн. Деяний, где повествование ведется от 1-го лица (Деян 27), и, возможно, восходящий к эллинистическим кругам. Во 2-м т. содержится стилистический анализ источника логий Иисуса (Q), к-рый использовали Матфей и Лука (см. ст. Синоптическая проблема ). Г. сделал вывод, что этот материал лучше представлен в Евангелии от Матфея, и на этом основании предложил свою реконструкцию источника. По Г., в нем отражена ранняя аутентичная традиция, вероятно, он более древний и достоверный, чем Евангелие от Марка, и изначально был написан в Палестине на арам. языке до 70 г., возможно ап. Матфеем. Г. считает, что Q и Евангелие от Марка предлагают надежное основание для исторической реконструкции учения и жизни исторического Иисуса из Назарета. Вопросам датировки кн. Деяний и синоптических Евангелий посвящен 4-й т. Соглашаясь с тем, что ап. Павел после первого заключения покинул Рим, чтобы продолжить миссионерскую деятельность, Г. считает, что Деяния были написаны в 64 г., вскоре после этого. Как следствие Г. принимает и раннюю датировку синоптических Евангелий: первый вариант своего Евангелия Марк написал в 50-х гг., ок. 60 г. в Риме он показал евангелисту Луке копию, к-рую тот использовал при написании своего Евангелия приблизительно в то же время; Марк, по Г., позднее отредактировал свое Евангелие, к-рое было использовано автором Евангелия от Матфея, написанного ок. 70 г. Т. о., по Г., «2-е и 3-е Евангелия, так же как Деяния, были составлены еще при жизни ап. Павла, и 1-е Евангелие было написано лишь несколькими годами позднее» (Ibid. S. 88, 162).

http://pravenc.ru/text/161705.html

W b Неаполитанские отрывки палимпсеста (Neapolitanus Borbonicus II. C. 15), VIII-ro или IX-ro в., в л., перг. 14 лл. (собственно это – типик XIV-ro в. на 79 л. из коих последние 14 вновь писаны), в две колонны, по 25 строк. Унциальные буквы продолговатые, наклоненные к правой стороне. Из евангелия от Марка содержит ( Мк.13:21–14:67 ). Тишендорф в 1843 г. с помощью химических реактивов прочитал одну страницу ( Мк.14:32–39 ), а в 1866 г. разобрал сполна отрывки этого палимпсеста. W c Сангальские отрывки палимпсеста (Sangallensis ex codice 18 et ex codice 45), IX-ro в., в 4-ку, перг., 3 лл. или собственно три половинки листов (колонны с латинским текстом оторваны). Плохо сохранились. Из евангелия от Марка сохранилось: ( Мк.2:8–16 ). Эти три листа палимпсеста открыл Ильдефонс, заведущий библиотекой св. Галла, два в кодексе толковой паслтыри XII-ro в., и один в кодексе пророков IX-ro в. Тишендорф издал, что можно было разобрать, в Monum. Sacris ineditis, Lipsiae, 1860, с факсимиле. W d Кембриджские отрывки (Cantabrigiensis collegii Trinitatis B. VIII. 5), IX-ro в. в 4-ку, перг., 30 кусков от четырех листов, в одну клонну, по 24 строки. Буквы крупные, наклоненные к правой стороне, с придыханиями и ударениями, а также нотными знаками для повышения и понижения голоса при чтении. Из евангелия от Марка содержат ( Мк.7:3, 4, 6–8; 7:30–8:16; 9:2, 7–9 ); многие буквы исчезли. Текст, не похожий ни на какой другой, имеет западную окраску. Открыты в 1857 г. на переплете книги, содержащей творения св. Григория Богослова (прежде была на Афонской горе). Сличал Скривенер (1864) для Тишендорфа; ( Мк.7:31–37 ) издал Весткотт (1881). X Мюнхенский с толкованиями (Monacensis bibliotecae universitatis 30 fol.), Х-го в., в л., на грубом перг., 160 лл., в две колонны, по 45 строк; унциальные буквы мелкие, с придыханиями и ударениями; ставится простая точка. Из евангелия от Марка содержит: ( Мк.6:47–16:20 ), но в ( Мк.14:61–64, 72–15:4; 15:33–16:8 ) пропали или отдельные буквы или и целые слова. Порядок евагелистов: Матфей, Иоанн, Лука, Марк (но при переплете спутаны). Матфей, Иоанн и Лука имеют толкования, но Марк без толкования; толкования на Матфея и Иоанна – Златоуста, на Лук – Тита, – толкования по б. ч. состоят из вопросов и ответов, писаны мелкими буквами, по почерку похожими на кодекс Платона в Оксфорде 895 г. В Мюнхен кодекс поступил в 1827 г. Сличали Шольц, Тишендорф (1844), Триджелис (1846).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

10–14 ст. Лук. Евангелист Лука прибавляет, что многие этой речью тронулись и спрашивали Иоанна, что им делать, а он указал им на дела любви и милосердия. Свидетельство Крестителя об Иисусе Христе (Мф.3:11–12; Mp. 1:7–8; Лук. 8:15–20) Как со стороны содержания, так и со стороны изложения в настоящем отделении более сходны между собой Матфей и Лука. Лук. 3:15 . Здесь евангелист Лука указывает повод к свидетельству Иоанна об Иисусе Христе. Таким поводом было народное ожидание: Иоанн не есть ли сам Мессия? Ответ Иоанна на это ожидание показывает всю глубину его смирения. По изображению Матфея и Луки, Иоанн, чтобы показать величие Иисуса Христа, не только сравнивает Его с собой и Его крещение Св. Духом с своим крещением водой, но и указывает в Нем судию мира. Вследствие этого, крещение И. Христа называется у них не только крещением Духом Святым, но и огнем, к чему потом присоединяется образная речь, где Иисус Христос изображается, как судия мира. (Читай еванг. Мф.3 гл., 12 ст.; Лук. 3 гл., 17). Народ иудейский в этой речи изображается под образом гумна; люди, искренно раскаявшиеся и достойные быть членами царства Мессии – под образом пшеницы; нераскаянные грешники под образом плевелов, а их вечные мучения – под образом огня неугасаемого. Этот суд Мессии, результатом которого будет спасение добрых и погибель злых, вполне осуществится со вторым пришествием Христовым. Крещение Иисуса Христа (Мф.3:13–17; Mp. 1:9–11; Лук. 3:21–22) История крещения Иисуса Христа более подробно изображается у ев. Матфея. Так только у него одного есть рассказ о том, что Иоанн, считая себя недостойным совершать крещение над Безгрешным, возбранял Иисусу Христу креститься от него и сам выражал желание быть крестимым от Него. Мф.3:14–15 . Иоанн мог знать И. Христа, как святейшего и безгрешного человека по жизни еще до Его крещения. А этого достаточно было, чтобы Дух Божий уже давно исполнял дух Иоанна предчувствием, что Иисус именно и есть обетованный Мессия. Можно также допустить, что Иоанн уже от родителей своих получил указание на Иисуса, как Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

б) «Богословца от словес: Не да убо не чужими прелищаются книгами: многы бо бывают неистовыя сказы », и пр. в) О шестидесяти книгах: 1. Бытие; 2. Исход; 3. Левит; 4. Числа; 5. Второй Закон; 6. Иисус; 7. Судии и Русь....– 34. Даниил; 35; Евангалие Матфея.... 60 Его же к Евреям.» (Перечень 60 Канонических книг, который напечатан у Калайдовича), г.) «о книгах, стоящих вне» Канона (по Славян. переводу: «еликож есть вне »). Под сим заглавием перечисляются: «а) Премудрость Соломонова; б) Мудрость Сирахова; в) Маккавеи; г) Маккавеи; д) Маккавеи; е) Маккавеи; ж) Есфирь; з) Иудифь; и) Товит. д) Апокрифы (по Слав. переводу «еликож кровны»): 1. Адам; 2. Енох; 3. Ламех ; 4. Патриархи; 5. Молитва Иосифа: 6. Елдад и Модад; 7. Завет Моисеев ( 8 в Коаленевом Греч. списке пропущено, а в Слав. стоит: «Всход Моисиин:»); 9. Псалмы Соломоновы; 10. Апокалипсис Илии; 11. Видение Исайи; 12. Откровение Софониево; 13. Откровение Захарии; 14. Откровение Эздры; 15. История Ияковлева; 16. Откровение Петрово; 17. Обхождение и учение Алостолов; 18. Послания Варнавы; 19. Деяния Павла; 20. Откровение Павла; 21. Учение Климента; 22. Учение Игнатия; 23. Учение Поликарпа; 24. Евангелие Варнавы; 25. Евангелие Матфея. И так, после сего вопрос о 60 книгах, переведенных Св. Мефодием, конечно, будут считать решенным окончательно, и аппеляции на решение верно не услышим. Св. Мефодий перевел Канонические книги Св. Писания, но не переводил Апокрифических. Так показывает Иоанн, Экзарх Болгарский, видевший учеников Св. Мефодия и труды его. Прибавим еще, что таже Дамаскинова перечень книг Канонических, Неканонических и подложных объясняет собою и слова жизнеописателя Мефодиева о переводе книг Св. Мефодием. Маккавейские книги составляют в перечне большинство пред другими Неканоническими, тех 4, а этих 3. Этот перечень, конечно, известен был жизнеописателю Мефодиеву. И потому, когда он говорит, что Св. Мефодий перевел книги В. и Н. Завета, то он называет Неканонические книги именем тех книг, которые в известном перечне книг составляли большинство в ряду Неканонических.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Писания, особенно беседы Святого Златоуста, а из этих особенно беседы на Евангелие от Матфея, также на книгу Бытия. Кроме того, у Отцов Церкви есть множество историко-характеристических Слов на отдельные предметы: укажем на некоторые. Св. Григория Назианзена: 1) Слово надгробное в похвалу Кесария, брата своего; 2) Слово надгробное в похвалу сестры своей Горгонии; 3) Слово на кончину отца своего Григория; 4) Похвальное слово Василию Великому ; 5) Слово на Афанасия Великого , Архиепископа Александрийского; 6) на память Святых мучеников Маккавеев; 7) Слово в похвалу Ирона, Философа Александрийского; 8) Обличительное Слово на Иулиана – отступника первое; 9) Обличительное Слово на Иулиана второе и проч. Св. Василия Великого: 10) Слово на Св. муч. Иулиту; 11) Слово на Св. мученика Варлаама; 12) Слово на Гордия мученика; 13) Слово на Сорок Мучеников; 14) Слово на Св. мученика Маманта. Св. Григория Нисского: 15) Похвальное Слово брату своему Василию Великому ; 16, 17:18) Слова на Сорок Мучеников; 19) Слово о жизни Св. Григория Чудотворца ; 20) Похвальное Слово Св. мученику Феодору; 21) Похвальное Слово Св. Ефрему Сирину ; 22) Надгробное Слово Пульхерии Царевне, дочери Императора Феодосия Великого; 23) Надгробное Слово Флакилле Императрице, супруге Феодосия Великого; 24) Слово на Стефана первомученика. Св. Амвросия Медиоланского: 25) Надгробное Слово Императору Феодосию Великому; 26) Надгробное Слово на смерть Валентиниана младшего Императора; 27) Надгробное Слово брату своему Сатиру. Св. Иоанна Златоуста: 28, 29:30) Слова в похвалу Св. Апостола Павла (напеч. в Христиан. чтен.); 31) Слово о Давиде и Сауле; 32, 33:34) Слова о молитве Анны, матери пророка Самуила; 35) Слово о терпении и страдании Иова; 36) Слово об Авеле и Каине; 37) все слова в похвалу мучеников и святых, также некоторые на праздники Господские: Рождество, Крещение, Пятидесятницу и проч. Из отечественных проповедников можно представить в образец многие Слова Св. Дмитрия Ростовского на памяти Святых; Феофана Прокоповича похвальные и надгробные Слова; Платона поучения на памяти Святых и Высокоторжественные дни; Преосвященного Филарета, Гедеона Криновского на те же случаи; Иннокентия Пензенского ; светлую седмицу и множество других Слов и бесед на праздники Святых, храмовые праздники, дни торжественные и Высокоторжественные.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

1925. 4(4). С. 28-32; Три первые канонич. Евангелия как ист. свидетельства об Иисусе Христе: (По поводу мифологической теории Древса)//Там же. 1926. 3(7). С. 16-20; Как понимать развитие догматов//Там же. 3/4(8/9). С. 17-18; Итоги пленума Свящ. Синода 16-21 апр. 1926 г. и грядущий Вселенский Собор//Там же. 6(10). С. 13-16; Чего ожидают и чего можно ожидать от грядущего Вселенского Собора//Там же. 7(11). С. 4-8; Различные формы осуществления нравственного идеала соответственно индивидуальным различиям людей//Там же. 1927. 1(14). С. 19-21; Доклад о положении богосл. школ//Там же. 2(15) С. 10; Подготовка обновленческого движения в Петербургской ДА//Там же. 4(17). С. 18-21; Указания на ап. Иоанна Богослова, как на писателя 4-го евангелия, в самом Евангелии//Там же. 7/8 (20/21). С. 10-14; Идеология обновленчества: Лекции//Там же. 7/8 (20/21). С. 32-41; 9/10 (22/23). С. 35-37; Новости библейской литературы: I. Новый папирус, содержащий отрывок Деяний Апостольских; II. Вопрос о происхождении Апокалипсиса в современной литературе//Вестн. Свящ. Синода Правосл. Церквей в СССР. 1928. C. 22-24; Из истории новозаветного канона//Там же. 2(25). С. 17-21; 1-й период истории канона: Век мужей апостольских (гг. 70-120)//Там же. С. 21-22; Собр. посланий св. ап. Павла: (К истории новозаветного канона) по А. Гарнаку//Там же. 3/4(26/27). С. 8-10; Правосл. учение о спасении: (По произведениям преосв. Феофана Говорова)//Там же. 8/9(31/32). С. 2-7; Патриаршая и Синодальная Церкви в СССР: (Информ. доклад Всел. Патриарху)//Там же. 1930. 5/6(48/49). С. 10-11; Речь на XVII заседании//Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901-1903 гг.)/Общ. ред.: С. М. Половинкин. М., 2005. С. 367-369. Лит.: Троицкий С. Магист. коллоквиум С. М. Зарина//ЦВ. 1907. 15. Стб. 487-489; 17. Стб. 555-558; Тареев М. М. О кн. г. Зарина «Аскетизм»//БВ. 1908. 5. С. 141-150; 6. С. 305-339; Глубоковский Н. Н. Проф. С. М. Зарин. Заповеди блаженства. Пг., 1915: [Рец.]//Приходский листок. 1915. 258. С. 4; он же. Проф. С. М. Зарин. Закон и Евангелие по учению Господа в Евангелии Матфея. Пг., 1915: [Рец.]//Там же. 278. С. 4; Сидоров А. И. Монументальный труд по святоотеческой аскетике С. М. Зарина// Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996р. С. III-XXXII; Исповедник: Церк.-просветительная деятельность митр. Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 568; Тарасова В. А. Высш. духовная школа в России в кон. XIX - нач. XX в.: История имп. правосл. духовных академий. М., 2005. Т. А. Богданова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182635.html

«Минувшей субботе, Мария Магдалина и Мария Ияковля и Соломия купиша ароматы» (Мк. 16:1). Кто такие жены были Мироносицы? Св. Марк, между блаженными Мироносицами, указывает прежде всего Марию Магдалину, т. е. урожденную, из галилейского городка Магдалы, ту самую, «из которой , — по его же повествованию, Иисус — изгнал седмь бесов» (Мк. 16:9). Итак Мария Магдалина удостоилась особенной благодати от Господа; но она же, по известию евангельскому, платила за благодеяние особенною любовию Господу. Мария Ияковля, вторая мироносица, была, по словам евангелиста, мать Иакова и Иосии, или по выражению св. Марка была материю «Иакова малаго и Иосии» (Мк. 15:40). Она вместе с Мариею Магдалиною следовала за Спасителем до самого гроба (Матф. 27:56). В повествовании об этом подвиге ее у св. Иоанна называется она Мариею Клеоповою, сестрою матери Иисусовой, — Клеоповою по супругу, который иначе назывался Алфеем. Иаков малый, сын ее, один из 12 апостолов, называется Иаковом Алфеевым (Матф. 10:3; Мк. 3:18). Саломия, указываемая св. Марком между мироносицами, в повествовании евангелистов оказывается материю сынов Зеведеевых, апостолов Иоанна и Иакова (Матф. 10:2), знаменитых сынов громовых. По словам св. Марка (Мк.15:40) на распятого Спасителя смотрела вместе с Мариею Магдалиною Саломия, а по словам св. Матфея (Матф. 27:56), то «был а... мать сынов Зеведеевых» . Кроме Марии Магдалины и Марии Ияковлевой св. Лука указывает между мироносицами Иоанну и еще других, не называемых по имени. «Бяше же , — говорит он, — Магдалина Мария, и Иоанна и Мария Ияковля и прочия с ними» (Лук. 24:10). Кто была эта Иоанна? Св. Лука пишет что за Спасителем, обходившим города с проповедию и чудесами, следовали не только апостолы, но «и жены некия, яже бяху исцелены от духов злых и недуг: Мария, нарицаемая Магдалина, из нея же бесов седмь изыде, и Иоанна, жена Хузаня приставника Иродова и Сусанна и ины многи, яже служаху Ему от имений своих» (Лук. 8:1—3). Итак «Иоанна ... была... жена Хузы; домоправителя Иродова» (Лук. 8:3), человека богатого и почетного и она же была из числа жен, исцеленных Господом; она также, как Магдалина, сопутствовала Спасителю во время проповеди Его и будучи столько же признательною, сколько и богатою, охотно употребляла свое имущество на служение Господу. По словам св. Луки не можем сомневаться, что Сусанна, бывшая в числе последовательниц Господа, была и в числе мироносиц, тем более, что, по словам св. Марка (Мк.15:40—41), жены, ходившие за Иисусом в Галилеи и служившие Ему, т. е. те самые о которых говорит св. Лука, были в Иерусалиме во время распятия Спасителя и с скорбию любви смотрели на распятого Благодетеля и учителя своего. Затем между прочими мироносицами с полною вероятностию можем поставить Марию и Марфу, сестер Лазаревых, столько любивших Господа. Итак, вот мироносицы, указываемые евангелистами: Мария Магдалина, Мария Ияковля, Саломия, Иоанна, Сусанна, Мария и Марфа сестры Лазаревы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2966...

4. 2-е правило. 5. То есть после преложения Святых Даров. - Прим. пер. 6. Так в греческом чине Литургии. - Прим. пер. 7. Беседы на Послание к Ефесянам. Беседа 3. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т.11. Кн. 1. СПб., 1905, с.29-32. - Здесь и далее все святоотеческие цитаты даются в нашем переводе. Преп. Никодим эти цитаты приводит сначала в оригинале, а затем дает свой перевод-толкование. В нашем переводе мы руководствуемся тем, как понимает текст святого отца преподобный Никодим. 8. Правило 80. 9. При сем воспомяните, что в предшествовавшее время отцы наши определили: аще кто мирянин, пребывая во граде, в три воскресные дни, в продолжение трех седмиц, не приидет в собрание, да будет удален от общения церковного. 10. Толкование Литургии, гл.1. 11. В своем истолковании Никодим прибавляет: " Но, будучи в состоянии пойти, пренебрег и вознерадел, и поэтому не пошел " . 12. Нравственные правила, 21, 1. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч.3. М., 1993, с.391. 13. О Крещении слово 3. PG 31, 1573. 14. Послание 93, 1. См.: Правила православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Долматинско-Истрийского. Т.2. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1996, с.612. 15. Беседа о Таинственном Теле Христовом. 16. Беседа 82 на Евангелие от Матфея. См.: Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. М., 1993, с.827. 17. Слово 45, на святую Пасху. См.: Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Собрание сочинений в 2-х томах. Т.1. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1994, с.671. 18. См. слав. " в напутие живота вечного " из молитвы ко Святому Причащению, 19. Огласительное поучение 107. В русском " Добротолюбии " - поучение 309. Добротолюбие. Т.4, с.581-582. 20. Беседа 43 на Евангелие от Иоанна. См.: Св. Иоанн Златоуст. Избранные творения. Книга 1. М., 1993, с.304-305. 21. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 2. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть 5. М., б.г., с.82.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1155...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010