Церковное предание объясняет это имению тем, что царь эдесский Авгарь был исцелен изображением Христа, чудесно отпечатавшимся на присланном ему полотенце. Кроме этого нерукотворного образа, есть еще и другой, на котором Христос изображен с закрытыми глазами. С этим образом связано западное предание о том, что его получила Св. Вероника от Христа по пути на Голгофу. 15 «Господи, помилуй» поется потому, что древние христиане, выполняя слова ап. Павла: «непрестанно молитесь», молились всегда, что бы они ни делали, краткой молитвой: «Господи, помилуй»! Впоследствии эта постоянная молитва христиан была удлинена, и теперь она читается так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», и ее читают непрестанно некоторые самые ревностные монахи и миряне. А в ектениях осталась старинная краткая форма этой непрестанной христианской молитвы. 16 В дни еврейской пасхи, по ветхозаветному закону, нельзя было есть квасного хлеба, а надо было есть опреснок. По Евангелию от Матфея, Марка и Луки можно подумать, что Христос совершил Тайную Вечерю в день еврейской пасхи. Древняя церковь очень много и охотно брала священных обычаев из Ветхого Завета, и в западной церкви, с очень древних времен стали употреблять для совершения литургии пресный хлеб (облатку). На латинском языке не было разницы в названии квасного и пресного хлеба. На востоке же был употребителен греческий язык и из самого названия, по-гречески, хлеба, – который преподал Христос на Тайной Вечери, было ясно, что это квасной хлеб. Этот обычаи подтверждается Евангелием от Иоанна, который говорит, что Тайная Вечеря была совершена до еврейской пасхи. 17 Песнь эта составлена Императором Юстинианом, который составил «Кодекс Юстиниана» – основной источник римского права, построил храм Св. Софии в Константинополе и по настоянию которого был созван Пятый Вселенский Собор в Константинополе. Читать далее Источник: Закон Божий: в 5 книгах/Э. Артемьева-Скворцова – М.: Книжнй клуб 3-19 Книговек, 2010. - (Литературное приложение Огонёк).; ISBN 978-5-904656-25-6/Кн. 1. – 287 с. ISBN 978-5-904656-26-3; Кн. 2. – 254 с. ISBN 978-5-904656-27-0; Кн. 3. - 253 с. ISBN 978-5-904656-28-7; Кн. 4. – 301 с. ISBN 978-5-904656-29-4; Кн. 5. - 2010. – 367 с. ISBN 978-5-904656-30-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Упоминаемые Н. доводы «латинянина» соответствуют утверждениям зап. собеседников в 1-м слове об исхождении Св. Духа, в «Изложении» беседы с архиеп. Миланским Петром Гроссоланом и в «Опровержительных словах» Евстратия Никейского, а также в сохранившейся на греч. языке части «Речи» Петра Гроссолана и в полемических произведениях Николая Музалона, Никиты Сеида и Иоанна Фурна . Так, 1-е же приводимое Н. соображение в защиту Filioque, а именно заявление о «равносилии» Сына Отцу, очень близко к начальному положению Гроссолана о полном равенстве этих двух Лиц. Следующая далее цитата из Евангелия от Иоанна: «Я и Отец - одно» (Ин 10. 30) - есть в «Опровержительных словах» Евстратия и в «Импровизированном слове» Никиты Сеида. В последнем сочинении, как и в произведениях Николая Музалона и Иоанна Фурна, а также в «Изложении» Евстратия, присутствует др. почерпнутое в том же Евангелии высказывание Христа: «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин 16. 15). Содержащиеся во 2-м возражении соч. «К латинянам...» евангельские выдержки, согласно к-рым Св. Дух посылается Сыном и принимает от Него (Ин 15. 26; 16. 13-14), встречаются соответственно в сочинениях Никиты Сеида (в измененном виде) и Николая Музалона, а 1-я из них упоминается и в начале греч. текста речи Петра Гроссолана. Подобным образом обстоит дело и с 2 др. доводами в защиту Filioque, приводимыми в сочинении Н. «К латинянам...», а именно со ссылками на дуновение Христа апостолам (Ин 20. 22) и на библейские выражения «Дух Сына», «Дух Христа», «дух уст Божиих». Упоминаемое по тому же поводу Н. словосочетание «дух истины» обнаруживается в «Апологии» Иоанна Фурна, хотя и не для подтверждения связи между Христом (истиной) и Св. Духом, а лишь как составная часть цитаты об исхождении Третьей Ипостаси от Отца (Ин 15. 26). Т. о., все или почти все представленные в соч. «К латинянам...» положения зап. полемистов Н. вполне мог почерпнуть в созданных в 1112-1113 гг. греч. произведениях. III. Соч. «Припоминания из того, что в разных сочинениях написано против латинян о хуле на Святого Духа» ( Арсений (Иващенко). 1897. С. 5-49 [греч. текст и рус. перевод]) и более полный трактат «Другой свод против латинян» ( Michel. 1930. S. 371-409) по сути являются 2 редакциями одного произведения. Вслед за вступительными рассуждениями о божественных Лицах и их отличительных особенностях автор обращается к критике зап. учения о Filioque, из к-рого он выводит двуначалие в Св. Троице, слияние Ипостасей, исключение Св. Духа из Их общей природы или появление четверицы. На слова собеседника, указывающего ему на единство Отца и Сына (Ин 10. 30), Н. отвечает обычными для визант. участников спора доводами, усматривая в противоположной т. зр. признание Св. Духа исходящим от Себя Самого и рождающим Сына.

http://pravenc.ru/text/2565950.html

642)  Августин. О природе и происхождении души. 3.9.12. Мартин Турский укрылся в церкви и был посвящен в катехумены в десять лет, против воли родителей-язычников. См. Сульпиций Север. Житие св. Мартина Турского. 1. 643)  Августин. Об оглашении необученных. 2.3. 644)  Августин. Об оглашении необученных. 10.14–15. 645)  Августин. Об оглашении необученных. 13.19. 646)  Августин. Об оглашении необученных. 26.51. 647)  Августин. Исповедь. 9.4.8. 648)  Августин. Об оглашении необученных. 5.9. 649)  Августин. Об оглашении необученных. 4.8. 650)  Никита Ремезианский. О пользе гимнов. 13–14. 651)  Неизвестный. Житие Цезария Арльского. 1.27. Четвертый Карфагенский собор (398?). Правило 24: “Покинувший храм во время проповеди пресвитера да будет отлучен”. 652)  Августин. О крещении, против донатистов. 4.21.28; Гиппонский собор (393 г.). Правило 19. 653)  В древности обряд “дуновения” проводили непосредственно перед крещением. См. главу вторую. О проведении этого обряда в Риме ок. 500 г.: Иоанн Диакон. Послание к Сенарию. 3//PL 59.402; Геласиев служебник//PL 74.1084. Амвросий Медиоланский (О таинствах. 4.20) упоминает только о печати креста. На таинство соли, возможно, ссылается Игнатий Антиохийский: “Осолитесь в Нем, дабы никто из вас не совратился” (Магнезийцам. 10). 654)  Августин. О заслугах, оставлении грехов и крещении младенцев. 2.26.42. 655)  Августин. Проповеди. 32.13; 97А.3; 301 А.8; Рассуждения об Евангелии от Иоанна. 3.2. Ср. Феодор Мопсуэстийский. Книга для крещаемых. 13.17. 656)  Августин. Рассуждения об Евангелии от Иоанна. 11.3. 657)  Августин. Проповеди. 301А.8. 658)  Августин. Незаконченный труд против Юлиана. 3.199. 659)  Иоанн Диакон. Послание к Сенарию. 3; ср. еще более позднее описание Исидора Севильского (†636): О церковных установлениях. 2.21.3//PL83.815A. 660)  Третий Карфагенский собор (397 г.). Правило 5. 661)  Ильдефонс Толедский (†667?). О смысле крещения. 26//PL 96.122. 662)  Августин. Незаконченный труд против Юлиана. 6.5.11. 663)  Августин. Исповедь. 1.11.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

возвращен, потому что по указу Св. Синода в 1745 г. августа 5 отправлен был снова в Петербург. См. дело А. М. С. К. 1735 г. 119 и В. М. С. Т. Архив XVIII в., кн. 506, л. 64. Ср. А. С. Павлова Номоканон при Бол. Требнике, М. 1897 г., стр. 71. Ркп. ныне в Императ. Публичной библиотеке 149 греч. ркп. 270 Рукопись собрания В. М. Ундольского 1288. Год составления каталога нигде не обозначен; но в числе книг, листов, присяг и пр. т. п., в нем перечисляемых, встречаются экземпляры с годами 1772–1775 (см. лл. 141 и след.). Этотъ экземпляр списан с экземпляра библиотеки Москов. Синодальной типографии 1243 и 1249; в последнем под которыми были записаны 2–3 рукописи, первоначально были старые, а потом неправлены на новые; в рукописи Ундольского уже новые 271 Указ от 19 марта 1786 г. получен 26 марта, слушан 30 марта 1786 г. См. дело Архива Московской Св. Синода Конторы 1785 г., 137. 272 Греческие рукописи отданы по каталогу 1727 г.: в десть за 1–4, 6, 71, 8–14, 152, 16, 18–20, 22, 24, 26, 27, 29, 30, 32, 33; в полдесть, 1–4, 8, 10, 12–15, 18–22, 30, 31 (7 книг), 32–35, 361 и2, 38, 43, 44, 47, 49, 51, 52, 55–59; в четверть 6–9. В каталоге рукописей Патриаршей библиотеки значатся под 219–232, 384–395, 429–467. 273 Каталог книг греческих письменных. В десть: 1. Галинова. 2. Ефрема Сирина харатейная. 3. История церковная о властех без начала и конца харатейная. 4. Лексикон. 5. Оривасиева лекарственное. 6. Правила. 7. Паремейник на Господския праздники, на Великий пост , харатейная, без начала. 8. Служебник на греческом и англинском. В полдест: 9. Вирши творческие. 10. Григория Беседовника и прочих без начала и конца. 11. Галинова. 12. Евангелия утренния разным святым в тетрадех. 13. Иоанна Лествичника харатейная. 14. Другая такая ж. 15. Каноник харатейвый. 16. Логика письменная. 17. Другая такая ж. 18. Лексикон. 19. Другой такой же. 20. Третий такой же. 21. Лечебник. 22. Март. 23. Опиана философа вирши. 24. Омирова. 25. Правила. 26. Притчи Соломони. 27. Судебник. 28. Собрание из различных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

314 Триденский собор (sessio 7. cap. 2) произнес «анафема тому, кто бы сказал, что служитель конфирмации не есть один епископ, но и каждый простой священник». 315 Прав. 7. Тоже видно из слов Астерия у Фотия. Bibl. cod. 271. p. 1499. Собор трулльский повторил слова конст. собора в пр. 95. На западе весьма оразнообразились слова, произносившияся при печатлении миром. См. Brenners gesch. Darstellung. d. Sacramenme g. 31. 17. Wiirzb.818 316 Cont. Lucifer, с. 4. Ап nescis, ecclesiarum hanc esse morem, ut baptizatis postea manus imponatur et ita invocetur Spiritus s. ? Exigis, ubi scriptum sit? In actis apostolorum, sed etiam si scriturae avetoritas non subesset, totius orbis in hanc partem consensus instar praecepti optineret. 318 Tertullianus: de Bapt. с. 7. 8. Кирилл оглаш. 21. § 1. Лаодик. пр. 48. Пост. апост. кн. 7. гл. 43. 44. Gennadius: si parvulu sunt, vel hebetes, qui doctrinam non capiant, respondeant pro illis, qui cos offerunt, iuxta morem baptisandï et sie marnus impositione et chrismate communiti evcharistiae mysteriis admiltantur. De dogmat. Eccl. c. 52. Collect Canonum Graec. Martini, e. 52. сл. Pellicia de ecclesiae politia t 1. p. 22. 320 Константинопольский вселенский собор пр. 7. Василии в- письм 188. § 1. Дионисий александр. у Евсевия (II. E. 4 5). Cone. Aravs. cap. 1. Goar. Evehol. p. 888. 887. 321 В греческой церкви называется сие таинство: μυρον τ χρσματος; μρον – жидкая масть, и как говорил св. Иустин, масть составленная из благоуханных веществ (см. зам, 45), от μορω – теку; χρσμα помазание от χρω – помазую; отселе слово: миропомазание 322 О том, что еван. Иоанн не предлагает подробнаго известия об установлении вечери, следует заметить: а) он и в других случаях не говорит о том, о чем сказано у других евангелистов, сообразно с одною из своих целей (Evseb. II. Е. 3, 24. 6, 14.), б) говорить об установлении вечери тем более не было для него нужды, что он уже передал нам обетование Спасителя ( Иоан. 6, 51 . сл.) о сей вечери: таково же повествование Его о крещении; таково же и о некоторых других случаях ( Иоан. 2, 19–25. 3, 11–21 ). А что вечер, который описывает ев. Иоанн в 13 главе, есть тот же самый, который описывают три другие еваниелиста, говоря подробно об установлении евхаристии,– это ясно видно: а) св. Лука 22, 27. указывает на умовение ног Спасителем, а Иоанн 13, 4–16. описывает умовение; б) как Иоанн 13, 21–26., так и другие евангелисты и Мат. 26, 21–23., Мар. 14, 27 – 30 говорят о предречении Спасителя относительно предателя и Петра; в) по словам Иоанна Спаситель, окончив беседы последней вечери, вышел в сад Гефсиманский 17, 26. 18, l.; тоже говорится Мат. 26, 30. Лук. 22. 29 . Мар. 14, 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Романа киликийского (из Феодорита), 10 пр. Зинона (из Феодорита), 11 пр. Македония(из Феодорита), 13 пр. Мавсимы (из Феодорита), 14 пр. Марона (из Феодорита), пр. Авраамия(из Феодорита), 15 пр. Евсевия (из Феодорита), 17 обретение мощей мученика Мины. Пр. Саламана (из Феодорита), 19 пр. Мара (Марина или Мариса из Феодорита), 20 пр. Иакова кирского (из Феодорита), Киндея, еп. писидийского. Пр. Евтропия. Пр. Анина (во 2 редакцию внесен в России), 21 муч. Маврикия и 70 воинов, 22 пр. Фалассия и Лимнея (из Феодорита), 25 препп. Асклипия и Иакова (из Феодорита). Муч. Антония. 26 пр. Варадата (из Феодорита), 29 муч. Геласия. Март. 15 пр. Иоанна в Руфинианех, 30 Иоанна, патр. иерусалимского. Апрель. 5 мучч. 120 в Персиде, 15 мучч. Феодора пресвитера и Кт. и Павсолипия, 17 св. Евфимия чудотворца, 24 свв. мучч. в Халкидоне. Май. 9 патриарха Тимофея, 12 Никифора ефапсийского, 14 мучч. Александра, Варвара и Аколуфа, 16 муч. Евфимии, 20 мучч. Антиоха, 22 мучч. Софии. Муч. Маркелла. Муч. Кодра. 26 мучч. Аверкия и Елены и Кт. 28 Каталия и Еало. 30 мучч. Евсевия, Романа, Телетия, Харалампа и Христины и многих в Никодимии и Кт. Июнь. 12 пр. Иулиана константинопольского. Июль. 4 пр. Доната ливийского и Кт. Пр. Марка исповедника и Кт. 6 свв. Архиппа, Филимона, Аполлония, Александрия, Епимаха, Фнисима и Кт. 7 Евстафия, Поликарпа и Кт. (с Евангеллом). 13 муч. Маманта в Сигме. 26 муч. Илима. Приложение 16.     Сравнение прологов Петрова, Илиина (т. е. первой редакции месяцеслова Василия) и стишного (сего по экземплярам: 1295 г. за сентябрьское полугодие и 1370 года за мартовское полугодие) в отношении к служебным минеям. Курсив значит, что службы тем памятям в служебных минеях доселе известных еще не найдено.     При сравнении взяты во внимание те дни, в которые минеи студийские разнятся от иерусалимских (см. приложение 12, т, е. иные службы в те дни в студийских и иные в иерусалимских минеях). Взяты во внимание те памяти, которые в прологах стоят на первом месте.     Сентябрь. 10—13 дни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

179 RF: Оно осталось тем, чем и было, даже когда стало человеком, будучи увенчано превосходнейшей во всех отношениях и высочайшей славой (62:3–4). 181 Выражение μρος κσμου часто встречается у св. Кирилла (Schol., PG 75, 1374 A ...pars mundi; Adv. Nest., ACO 1, 1, 6, 38:14; RF ad Dom., ACO 1, 1, 5, 101:15–16; Quod unus sit Christus 769:5), также как и сходное с ним μρος κτσεως («часть творения» – De Trim, 508:36, 509:5, 509:12; Adv. Nest., ACO 1, 1, 6, 58:34). Cp. у св. Афанасия Великого : μρος το λου («часть целого» – Athan. Alex. De incarn. Verbi, 43, 4, 5. TLG 2035/2 [Рус. пер.: Ce. Афанасий Великий . Творения. T. 1. М., 1994. С. 246]) и μρος τν κτισμτων («часть тварей» – Athan. Alex. Ер. ad Adelph., PG 26, 1076:1 [Рус. пер.: Ce. Афанасий Великий . Творения. Т. 3. С. 304]). Как таковое, выражение μ€ρος κοσμου находится главным образом в контексте антиаполлинаристской полемики, например, во второй книге «Против Аполлинария» св. Афанасия (Athan. Alex. De incarn. contra Apoll., PG 26, 1137:28 и 1144:2 [Ce. Афанасий Великий. Творения. T. 3. С. 344 и 347]) (Durand 1964. P. 258. Примеч. 1). 192 Св. Кирилл занят истолкованием этого евангельского стиха ( Ин.4:22 ) в каждом из своих антиарианских сочинений. При чтении «Сокровища о Святой и Единосущной Троице» (Thés. 9, PG 75, 117:33–51) может сложиться превратное впечатление, словно здесь излагается некий сценарии, который соглашается играть Бог Слово: Он говорит от лица человека, с уничижением в речах, которое подобает домостроительству (οκονομικς). Однако в «Диалогах о Святой Троице» (De Trin. 6. 623:1–624:30) более отчетливо выражено, что Христос в состоянии уничижения как человек и иудей не отказывается от поклонения. К этой же точке зрения приближаются как «Толкование на Евангелие от Иоанна» (Comm, in Joan. 1, 276:6–284:13 [Рус. пер.: Творения 2001. С. 638–644]), так и более позднее сочинение «О правой вере к царевнам» (RF ad aug., ACO 1, 1, 5, 31:29–32:3). Также и в данном случае понятно, что Христос поступает не напоказ: Он отвечает со стороны одной из «составляющих реальностей» Богочеловека, «поклоняющегося человечества», которое нуждается в прославлении. В «Схолиях на вочеловечение Единородного» (Schol., PG 75, 1407:30–44), в которых наиболее проявляется в общем несвойственная для богословия св. Кирилла «дуалистическая» тенденция, он уточняет, что Христос поклоняется и принимает поклонение соответственно разным естествам (secundum aliud et aliud). Однако и здесь он не анализирует психологию Христа как поклонника и очень скоро возвращается к «вертикальному» взгляду на Боговоплощение: в самой глубине Христос остается Тем, Кому поклонение воздается как должное (Durand 1964. Р. 262. Примеч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В обоих случаях Иоанн Колов представлен с крестом в правой руке, на фреске изображение левой руки не сохранилось, на мозаике левая рука перед грудью с развернутой ладонью вовне; различается цвет волос: на фреске они темные, на мозаике - с проседью. В церкви вмц. Екатерины в Фессалонике (ок. 1315) изображение Иоанна Колова помещено в проеме окна нартекса. Преподобный представлен как аскет, с впалыми щеками, седыми короткими волосами и седой, немного заостренной бородой, в рост, с руками перед грудью. В диаконнике церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) Иоанн Колов представлен в ряду преподобных со свитком в руке. Сохранились изображения Иоанна Колова в кафоликоне монастыря св. Иоанна Предтечи близ Серр (Сереса, Греция) (между 1333 и 1345) и в церкви свт. Николая в с. Рамача, Сербия (ок. 1395). В. Джурич идентифицирует изображение Иоанна Колова среди других святых в церкви Вознесения монастыря Раваница, Сербия (ок. 1387), однако эта атрибуция маловероятна, т. к. тип облика, одежд, а также Евангелие на левой руке нехарактерны для иконографии Иоанна Колова. Изображение Иоанна Колова включалось в житийные циклы прп. Пимена Великого или прп. Паисия Великого. На русской иконе " Прп. Паисий Великий, в житии " (сер. XIX века, ЦМиАР) Иоанн Колов изображен в четвертом клейме - " Явление ангела преподобным Паисию Великому и Иоанну Колову " . Литература Использованные материалы   PG. 65. Col. 204-205   Ioan. Cassian. De inst. coenob. IV 24-26   PG. 65. Col. 240   Regnault. 1991. Vol. 5. P. 1360   PG. 65. Col. 216; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. I 13. P. 108-109   Zacharie. 1894. Р. 390-404   Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 202   Zacharie. 1894. P. 316-410   Nau. 1914. P. 49. Note 1   Les fragments sahidiques. 1894. P. 414-425   Ерминия ДФ. С. 173 Редакция текста от: 10.03.2024 17:07:42 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4328.html

Чтобы её получить, надо поверить в Него. «Верующий имеет жизнь» – это положение многократно приводится на страницах Евангелия. Жизнь заключалась «в Нём» (1:4), следовательно, для того чтобы её принять, нужно соединиться с Ним, стать частью Его Самого. Поэтому вера – это не только согласие с учением Иисуса Христа, но и единое существование с Ним 21 . После исцеления расслабленного у Овчей купели Иисус скажет, что те Его слушатели, которые верят Пославшему Его, то есть воспринимают Его слова как обращение к ним Бога, «Имеют жизнь вечную и на суд не приходят, но перешли из смерти в жизнь» (5:24). Настоящее время глагола «иметь» означает, что такие люди получили её уже сейчас. То же относится и к глаголу «перейти», употреблённому в прошедшем времени: они уже перешли прямо от смерти к единству с Богом, в вечную жизнь. Будущий суд уже не разъединит их с Богом 22 . Привести к вере могут свидетельства, которые исходят как от Бога, так и от людей. Это удостоверение Отца (5:34), Самого Иисуса (8:18) и Его дел (5:36, 10:25, 14:11), Св.Духа (15:26) и Писаний (5:40). Это служение Иоанна Крестителя, который «пришел, чтобы свидетельствовать о Свете, чтобы все уверовали чрез него» (1:7). Мы встретим свидетельства самарянки (4:39), очевидцев воскрешения Лазаря (12:17) и, наконец, самого автора Евангелия (19:35, 21:34). Завершается пролог повторным отождествлением Слова и (1:1): «Бога никто не видел никогда: Единородный Бог 23 , сущий в лоне Отца, Он открыл» (1:18). Ветхий Завет настаивал на невозможности для человека увидеть Бога. Это запрещение было дано Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может видеть Меня и остаться в живых» ( Исх 33:20 ). Если до того как «Слово стало плотью», Сын пребывал в «лоне» Отца (как ребёнок скрыт в утробе матери до своего рождения), то в человеке Иисусе Христе невидимый Бог открывает Себя людям. Поэтому в Евангелии не раз подчёркивается, что слова Сына – это слова Отца, а дела Сына – это дела Отца 24 . Именно неприятие божественного происхождения чудес и проповеди Иисуса Христа стоит в центре изложения евангелиста Иоанна 25 . Противостояние Бога и Мира, веры и неверия, света и тьмы, жизни и смерти проходит через всё евангельское повествование. Не смотря на глубокую сопричастность Слова миру (1:3), «мир Его не познал. К своим пришел, и свои Его не приняли. Всем же, кто принял Его, – дал им власть стать детьми Божиими, верующими во имя Его, которые не от крови, не от хотения плоти, и не от хотения мужа, но от Бога были рождены» (1:10 – 13). Таким образом, воплощение становится завершением замысла о творении. Благодаря вере и усыновлению Богу исчезают следствия падшести 26 и человек выводится за пределы тварности (1:12 –14). Уже на земле апостолы смогли увидеть славу Божию и стали носителями благодати и истины (1:14, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Он должен был сознаться, что действительно есть «там на полке» три-четыре Булгарски стари книги (сказано по-болгарски. Вся же беседа наша шла по-гречески), в том числе может быть и Евангелие, но что их от гнили страшно в руки взять. Однако же мы настояли на желании своём видеть погнившее старьё, в чаянии отыскать в нём хоть что-нибудь говорящее о прошедшем обители и самого Битоля. Сам Игумен, по своей новости в монастыре и в крае, ничего не мог сообщить нам в этом роде. По приказу Настоятеля, послушник (составляющий, по-видимому, всё братство монастыря) принёс и положил перед нас 5 старых рукописей. Видя, что мы имеем предмет, занимающий нас, Игумен поспешил оставить нас. Книги оказались следующие: 1. Четверо-Евангелие, на пергаменте. 4°, 26 х 18 фр. метра. 1 столбец. 20 тетрадей, из коих многие пополнены бумажными листами. Таково и начало книги. Первый кожаный лист начинается словами… де пристопиша къ нмо оченици го и отврьзь оста сво очаше… конец книги полный. После всего текста замечено: слава бо всемъ. Затем следовали ещё 4 строчки, но кем-то выскребены в давнее время. В Евангелии от Матфея 355 зачал или главиц. Марково Евангелие оканчивается на 166-м. Текст Лукина обрывается на 340-м зачале. В Евангелии от Иоанна всех зачал 225. Особенности, сколько я мог заметить, – общие всем так названным Сербского извода Евангелиям. Встретились: ин вместо ныне, терь вместо: некий, понитъскомо вместо: Понтийскому. 2. Пролог. Месяцы: Сентябрь, Ноябрь, Декабрь. Бум. в лист. 2 столбца. Начала нет. Сохранившееся начинается житием Св. Апостола Иоанна Богослова. Оканчивается житием Св. Мученицы Анисии Солунской. Под 24-м Ноября положено житие Св. Григория Акрагантийского, а под 25-м Св. Мученицы и Философы Екатерины. Октября 1-го положено житие Св. Преподобномученика Михаила от монастыря Зовы. 3. Минея. Месяц Март, бумага, в лист, 1. столбец. Без начала и конца. XVI-XVII века. 4. Минея. Месяц Ноябрь 244 . Тоже. На первой странице замечено: В имя о ц а и с н а и с т аго Д х а. Аз кир. (!) Аванасие проигоумен с т и о ц ы прилагам сию книг с т ом о ц аким , Да кто щетъ отнести от ц р кве или… да с проклят от о ц а и с н а и с т о Д х а и с т го ц а в сии век и в б д щии.Другою рукою пониже приписано: Малахие повеза сию книг Кратова. Ясно, что книга принадлежала прежде Кратовскому монастырю Св. Отцев. Удалившись оттуда на жительство в монастырь Св. Иоакима, бывший Игумен тамошний взял с собой и принадлежавшие ему книги, которые и пожертвовал в свою новую обитель, в которой, как видно, удерживал за собой титул игуменский, отчего и зовёт себя проигуменом. Но величать себя вместе с тем и Киром, т.е. господином внушить могло ему одно только его славянство, которое не затрудняется иногда титуловать само себя и Великим Государем и Милостивым и Отцом, назвать себя по отчеству (на визитной карточке), подписаться «кавалером», и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010