Но он составлен из разных месяцесловов и потому в нем часты повторения одних и тех же памятей в ближайшие дни и даже в один и тот же день. Имена так испорчены переписчиком, что нередко невозможно восстановить их. Особенности его показаны в нашем месяцеслове Т. П по числам месяцев. Румянцевский 106     Месяцеслов при евангелии XIII в., в Румянцевском музее 106, имеет 31 окт. память Зинаиды, 4 февр. св. отца Федора (из Исидора?), 5 февр. память труса один. Терновский     Терновский месяцеслов написан в 1272 году, содержит памяти на все дни, имеет мало особенностей от древнейших его месяцесловов. Издан Мартыновым в конце его Церковного Года (Annus ecclesiastic. р. 337). 8 нояб. показано чудо Архистр. Михаила в Хонах, хотя оно есть и 6 сент., 29 февр. Максима испов. (вместо 21 янв.), муч. Иринея 24 авг. вместо 25. Есть в нем Борис и Глеб 24 июля. Он ближе к студийскому, чем к иерусалимскому уставу. Содержится при евангелии в Академии в Загребе. Хлудовские 28 и 31, XIII-XIV в     Весьма замечательный месяцеслов находится в двух евангелиях библиотеки А. Ив. Хлудова под 28 и 31. Первое евангелие с апостолом южного происхождения должно быть отнесено к XIII в., второе Ха 34 к XIV в., правописания сербского. Месяцеслов в обоих один и тот же с ничтожною разностию в двух-трех местах; но так как месяцеслов евангелия 28 трудно читаем по ветхости книги и устарелости письма, то он хорошо восстановляется вторым евангелием Х§ 31. Особенности сего месяцеслова следующие: 1 сент. св. Феодора Студита, 7 нояб. пр. Мартина (12 окт.), 20 нояб. св. Мартина (12 же окт.), 14 янв. св. Маркелла (неизвестен), янв. 24 св. отца нашего Иоанна (неизвестен), 7 фев. св. отца Софонтия (неизвеетен), 14 февр. Оносима (или Ионсима) почестника (постника), 20 мар. всех мучеников новых, 28 марта св. Спиридона (неизвестен), 30 марта муч. Персида (неизвестен), 31 мар. св. муч. Мантому (неизвестно, что такое), 8 апр. св. Христофора (неизвестен), 26 апр. Павла еп. (нового, 30 авг.), 14 мая св. Виктора (в Рим. Март. ныне с Короною в Сирии, то есть, со Стефанидою, что у нас 11 ноября, в Дамаске), 30 мая св. Илария, июня 5 св. отца Епифана, июня 25 страсть мученицема Евфросинии и Феодоры (все неизвестны), 8 авг. отдание праздника Преображения в одном, авг. 14 обновление храма Богородицы. Это, вероятно, праздник обители патриарха Алексия в Царьграде, означенный в уставах Студийских, как увидим после. Сей месяцеслов не мало сходствует с Охридским.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Св. Иоанн Златоуст. Похвала Максиму//Творения. СПб., 1897. Т. 3, кн. 1. С. 228–229. 21 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Ефесянам, 3//Творения. СПб., 1905. Т. 11, кн. 1. С. 26. 22 Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Новый Завет. СПб., 1911. С. 640–641. 23 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 46//Творения. СПб., 1902. Т. 8, кн. 1. С. 304. 24 У святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Я есмь лоза, вы же рождие». — Ред. 25 Моя жизнь во Христе. Ч. 2. С. 234, 428. 26 Слова. Вып. 1. С. 395–396, С. 386. 27 Евхаристия. С. 56. 28 Добротолюбие. М., 1889. Т. 3. С. 431; то же у аввы Исайи, у Иоанна Дамаскина и других святых. 29 Цит. по: Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. СПб., 1897. С. 46 (далее: Дмитриевский. — Ред.). 30 Ср. другой перевод в кн.: Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Творения. М., 1855. С. 341. — Ред. 31 Св. Ириней Лионский. Против ересей. М., 1871. С. 285 (далее: Против ересей. — Ред.). 32 Св. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна, 46//Творения. СПб., 1902. Т. 8, кн. 1. С. 304–306. 33 Евхаристия. С. 33. 34 Цит. по: Дмитриевский. С. 48. «Где двое или трое собрались во Имя Христово — (там) Церковь, единение веры и любви» (Моя жизнь во Христе. Ч. 2. С. 60). 35 Макарий Великий. О любви, слово 6//Макарий Великий. Духовные беседы, послания и слова. Сергиев Посад, 1904. С. 438 (далее: Духовные беседы. — Ред.). 36 Гоголь Н. В. Размышления о Божественной литургии//Сочинения. СПб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1896. Т. 5. С. 319. 37 Точный текст: «В Божественной Евхаристии дана нам Голгофа в Таинстве» (прот. В. Свенцицкий. Диалоги. 2–е изд. М., 1995. С. 123. — Ред.). 38 Евхаристия. С. 44. 39 Все цитаты из древних литургий взяты из работ Н. Арсеньева: «Восточная Церковь и мистика» (Б. м., 1942, ч. 2: «О преображении мира и жизни в Евхаристии»; «О литургии и таинстве Евхаристии». (Париж), 1925. Уточненные выходные данные работ Н. Арсеньева см. ниже. Уточненный текст вышеизложенной цитаты из литургии ап. Иакова: «Ты соединил, Господи, Божество Твое с человечеством нашим, и человечество наше с Божеством Твоим; жизнь Твою со смертью нашей и смертность нашу с Твоей жизнью. Ты восприял наше (естество) и дал нам Свое» — приводится по: Арсеньев Н. Преображение мира и жизни. Нью–Йорк, 1959. С. 252 (далее: Преображение мира и жизни. — Ред.). 40

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Египет знаменует состояние человеческого падения, состояние порабощения греху и падшим духам. Исшествием из Египта изображается отвержение греховной жизни, принятие веры во Христа, вступление в жительство по заповедям Христовым. Обетованная земля — небо; путешествие по пустыне — земная жизнь; хлеб небесный — Христос. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе, и даяй живот миру Отцы ваши, говорит Христос новому Израилю о ветхом Израиле, ядоша манну в пустыни и умроша. Сей есть хлеб, сходяй с небесе, да аще кто от него яст, не умрет вечною смертью ни во время земной жизни, ни по разлучении души с телом смертью тела. Аминь. Пс. 103:15 Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 401-й. Преподобный Кассиан. Собеседование 9, гл. 21 Ин. 6:58, 48 Ин. 6:51-56 Ин. 6:60, 66 Ин. 6:63 Ин. 6:53 Быт. 2:23 Иов 31:31 Нравоучение 46-е в беседах на евангелиста Иоанна Святой Исаак Сирский. Слово 68-е Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 8 Заимствовано из Точного изложения Православной веры, кн. 4, гл. 13 Ин. 3:6 Ин. 1:12-13 Мф. 19:28; Тит. 3:5 Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 13 Иоан. 6:56-57 Святой Иоанн Златоуст, нравоучение 45-е в беседе на евангелиста Иоанна Лев. 17:11 Мф. 26:27-28 Мф. 11:29 Лествица. Слово 25-е. Здесь посл. слова св. Иоанна Лествичника несколько дополн. аскетическим объяснением Пс. 22:5. Читается пред молитвами ко причащению Алфавитный Патерик. В молитве по 19-й кафизме читается: " Наслади душу мою Твоею честною кровию от горести, ею же мя сопротивник напои " Пс. 53:9 Пс. 22:5-6 Мысль эта имеется у святого Иоанна Дамаскина См. ссылку святых Кал-листа и Игнатия Ксанфопулов. Доброт., ч. 2, гл. 92 Ин. 6:27 Ин. 6:32-33 Ин. 6:48 Ин. 6:51 Ин. 6:55 Ин. 6:53 Новая Скрижаль. Ст. Дары святые приносятся по заповеди Послание 90-е к благородной Кесарии, кн. 3 Евр. 4:12 Точное изложение Православной веры 1Кор. 11:29 1Кор. 11:28 Лк. 18:14 Ин. 6:51 1Кор. 11:29 1Кор. 11:31 1Кор. 11:32 1Кор. 11:30 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры Святой Иоанн Златоуст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Из сборников И. Б. выделялся т. н. жен. сборник (был составлен ок. 1756, автограф не сохр.), к-рый он впервые в истории болг. лит-ры адресовал жен. аудитории и включил в него под 26 июля (дата, возможно, связана с днем памяти св. Параскевы) оригинальное «Поучение к женам и девушкам» (дошло в многочисленных списках). В «Поучении...», тематически близком к популярным в Зап. Европе произведениям против магов и суеверий и основанном на Послании к Тимофею св. ап. Павла, подчеркнув особую роль женщин в сохранении веры и ярко описав господствующие в болг. обществе языческие традиции, И. Б. призвал болгарок отказаться от гаданий (как по Библии, так и по Корану) и языческих обрядов, быть смиренными, трудолюбивыми и добродетельными. Местонахождение самого раннего, составленного И. Б. в 1741 г. в Рильском мон-ре «Дамаскина» с поучениями на воскресные дни Великого поста неизвестно, о нем сообщали Й. Иванов и Б. Гацов (см.: Иванов Й. Св. Иван Рилски и неговият манастир. София, 1917. С. 114; Гацов Б. Дамаскинари от Рилската школа//ДК. София, 1933. Кн. 51/52. С. 251). В наст. время известны 7 автографов И. Б.: 1) «Дамаскин» с 15 Словами, в т. ч. с житиями мучеников (1743, с. Оризари; НБКМ. 1060. Инв. 5/927); 2) сборник с евангельскими толкованиями на дни пасхального цикла и Господские праздники (1745-1749, с. Оризари и г. Враца; НБКМ. 1/979); 3) сборник со Словами свт. Иоанна Златоуста, прп. Феодора Студита и с житиями раннехрист. святых (1749-1751, городов Самоков и Враца; НБКМ. 328(62)); 4) сборник со Словами свт. Иоанна Златоуста (1750, г. Враца; НБКМ. 12/971); 5) сборник с толкованиями свт. Иоанна Златоуста и библейскими чтениями (1-я пол. XVIII в.; НБКМ. 1189); 6) сборник со Словами митр. Дамаскина Студита и св. отцов Церкви («Ковачевский», 1755; НБКМ. 687(283)); 7) сборник со Словами свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина и с апокрифами (2-я пол. XVIII; Пловдив, Нар. б-ка «И. Вазов». 126(179)). Гипотетически И. Б. были атрибутированы еще 2 «Дамаскина»: с 4 Словами митр. Дамаскина Студита и 6 Словами о Пресв. Богородице (1742; НБС. 421(322); погиб во время второй мировой войны) и созданный в Самокове (сер. XVIII в.; НБКМ. 1058. Инв. 5/953).

http://pravenc.ru/text/673661.html

«Веры свойство есть еже веровати, яже Бог глаголет, яже творит, яже обещает... Но Тела Господня верою себе душа не творит, ниже может его ясти но истинне, идеже его несть. Вера нас к достойному тела Божия восприятию предуготовляет. Душа же телесными усты готовое уже, и всемогуществом Божиим устроенное, тело Христово в евхаристии приемлет» (421 а ). 5) Кальвинисты понимают Евхаристию в смысле духовного, а не вещественного вкушения Тела и Крови Христа, на основании слов Его: «плоть ничтоже пользует» ( Ин.6:63 ). На это мнение «Камень веры» отвечает: 1) возражением: «убо всуе и бесполезно воплотися нас ради Христос. Всуе и бесполезно плотию пострада, плотию распят бысть и умре» (422 б ); 2) на основании свидетельств свв. Иоанна Златоуста и Феофилакта дает правильное толкование приведенного евангельского изречения, в котором речь идет не об истинном евхаристическом ядении, а осуждается Спасителем плотское и буквальное понимание Его слов о вкушении Тела и Крови Его (422 а –424 б ); 3) говорит, что плоть сама по себе, понимаемая как плоть простого человека, не приносит пользы. Но плоть Иисуса Христа, как связанная «ипостатическим соединением» с Его Божеством, служит источником неисчислимых благодеяний для людей (424 б –425 б ) и 4) подвергает разбору мнение кальвинистов о духовном приобщении Тела и Крови Иисуса Христа. Выражение – вкушать Тело Христово духовно – может иметь троякое значение: вкушать его невидимо, вкушать желанием и мыслию и вкушать одною душею без тела. Из этих трех начений только первое истинно в отношении к Евхаристии, а другие два должны быть отвергнуты (425 б –427 а ). 6) Кальвинисты отрицают в Евхаристии истинное Тело и Кровь Христову на том основании, что евхаристические виды называются в св. Писании просто хлебом и вином ( Ин.6:35, 48–50, 51, 58 ; Мф.26:29 ; 1Кор.10:16, 11:26–28 ). На это «Камень веры» отвечает, что в св. Писании многие вещи называются не по действительной их сущности, а по внешнему своему виду ( Чис.21:8 ; Ин.3:14 ; Исх.25:18 ; Евр.9:5 ; Деян.2:3 ; Быт.18:2 ; Тов.9:1–2 ), или по своему началу и происхождению ( Быт.3:19, 18:27 ; Исх.7:12 ; Быт.19:26 ); в частности же – хлебом св. Писание часто называет всякую вообще пищу ( 4Цар.6:22 ; Ин.6:31 ) (427 б –429 а ). 7) Так как Спаситель наш предостерегает нас от доверия тем, которые говорят: «се зде Христос или онде» ( Мф.24:23 ), то и в Евхаристии (заключают кальвинисты) нельзя видеть действительного и существенного Его присутствия. В ответ на это возражение «Камень веры» говорит, что приведенное изречение Спасителя говорит о лжепророках и лжехристах, но не имеет никакого отношения к таинству Евхаристии (429 аб ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

4)  Перенесение мощей Кира и Иоанна, и собор аввы Пимена. 5)  Мученичество Петра и Павла. 6)  Мученичество Олима единого от седмидесяти, и Феодосии. 7)  Аввы Синота, и Игната папы Римского. 8)  Успение аввы Имоя, и мученичество Аверома и Афома. 9)  Мученичество апостола Клеопы и Кладиана. 10)  Мученичество Феодора епископа Пектапольского. 11)  Мученичество Иоанна и Симеона, и память Исаии монаха. 12)  – 13)  Аввы Пастинса епископа Кофтского и других. 14)  Мученичество Прокопия, и обретение мощей Пехнема и Сарры. 15)  Аввы Ефрема Сирина , и Кириака и матери его. 16)  Иоанна, имущего Евангелие, и Филофея. 17)  Мученичество Евфимии, и обновление храма св. Пехнема. 18)  Мученичество Иакова епископа Иерусалимского. 19)  Мученичество Паталия врача, и прочих. 20)  Мученичество Феодора сына Иоаннова. 21)  Успение Сосения евнуха, и прочих. 22)  Мученичество Макаре сына Василиды. 23)  Мученичество Лонгина сотника. 24)  Мученичество Апанопа Елвухеси, и других. 25)  Мученичество Феклы равноапостольной и иже с нею. 26)  Иосифа обручника, и Тимофея. 27)  Мученичество Апанопа иже в Мариуте, и ангела Сориила. 28)  Марии Магдалины, из нея же изошли семь бесов. 29)  Перенесение мощей апостола Фаддея. 30)  МученичествоМеркурия и брата его из Ахмима. Месяц Мееря (Август) 1)  Мученичество Аналия сына Иустова. 2)  Иакова иерея, и других. 3)  Симеона Метафраста столпника. 4)  Езекеиля царя иже от семени Давидова. 5)  Иоанна стратилата. 6)  Мученичество Иулиты. 7)  Благовещение архангела Иоакиму о рождении Девы. 8)  Мученичество девяти мученик и чад. 9)  Мученичество Апари из Хетнофа, и успение Клодия. 10)  Матрова отца Иоаннова из Эзмона. 11)  Аввы Моисея епископа. 12)  Царь Константин воцарися в Риме. 13)  Преображение Господне на горе Фаворстей. 14)  Чудо Феофила папы Александрийского. 15)  Успение Марины. 16)  Вознесение телесе Пресвятой в царство небесное. 17)  Мученичество Иакова, и успение Песендея. 18)  Александра папы Александрийского. 19)  Пришествие мощей Апо- Макария великого в Сехат. 20)  Успение седми отроков иже во Ефесе. 21)  Успение Ирины. 22)  Успение пророка Михея сына Иоллева. 23)  Мученичество 30 000 иже в Александрии. 24)  Успение Фомы епископа Мараасского. 25)  Успение аввы Виссариона великого. 26)  Мученичество Матвея и Сарры сестры его, и Феклы монахинии. 27)  Успение Вениамина и Евдокии сестры его. 28)  Празднество Авраама, Исаака и Иакова. 29)  Мученичество Афанасия епископа и двух юношей. 30)  Малахии пророчествовавшего о пришествии Предтечи. Дополнение 1) Апо-Иоанна, и Исоя брата Апо-Хора. 2) Тита ученика Павлова. 3) Ангела Сафаила, и Андриана и супруги его. 4) Аввы Пимена Египетского, и Арсения папы Римского. 5) Аввы Иакова, и Амоса пророка, и Варсомы обнаженного. Читать далее Источник: Еп. Порфирий. Вероучение, богослужение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). СПб.: В Тип. Имп. Акад. Наук, 1856. - 311 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Писания, особенно беседы Святого Златоуста, а из этих особенно беседы на Евангелие от Матфея, также на книгу Бытия. Кроме того, у Отцов Церкви есть множество историко-характеристических Слов на отдельные предметы: укажем на некоторые. Св. Григория Назианзена: 1) Слово надгробное в похвалу Кесария, брата своего; 2) Слово надгробное в похвалу сестры своей Горгонии; 3) Слово на кончину отца своего Григория; 4) Похвальное слово Василию Великому ; 5) Слово на Афанасия Великого , Архиепископа Александрийского; 6) на память Святых мучеников Маккавеев; 7) Слово в похвалу Ирона, Философа Александрийского; 8) Обличительное Слово на Иулиана – отступника первое; 9) Обличительное Слово на Иулиана второе и проч. Св. Василия Великого: 10) Слово на Св. муч. Иулиту; 11) Слово на Св. мученика Варлаама; 12) Слово на Гордия мученика; 13) Слово на Сорок Мучеников; 14) Слово на Св. мученика Маманта. Св. Григория Нисского: 15) Похвальное Слово брату своему Василию Великому ; 16, 17:18) Слова на Сорок Мучеников; 19) Слово о жизни Св. Григория Чудотворца ; 20) Похвальное Слово Св. мученику Феодору; 21) Похвальное Слово Св. Ефрему Сирину ; 22) Надгробное Слово Пульхерии Царевне, дочери Императора Феодосия Великого; 23) Надгробное Слово Флакилле Императрице, супруге Феодосия Великого; 24) Слово на Стефана первомученика. Св. Амвросия Медиоланского: 25) Надгробное Слово Императору Феодосию Великому; 26) Надгробное Слово на смерть Валентиниана младшего Императора; 27) Надгробное Слово брату своему Сатиру. Св. Иоанна Златоуста: 28, 29:30) Слова в похвалу Св. Апостола Павла (напеч. в Христиан. чтен.); 31) Слово о Давиде и Сауле; 32, 33:34) Слова о молитве Анны, матери пророка Самуила; 35) Слово о терпении и страдании Иова; 36) Слово об Авеле и Каине; 37) все слова в похвалу мучеников и святых, также некоторые на праздники Господские: Рождество, Крещение, Пятидесятницу и проч. Из отечественных проповедников можно представить в образец многие Слова Св. Дмитрия Ростовского на памяти Святых; Феофана Прокоповича похвальные и надгробные Слова; Платона поучения на памяти Святых и Высокоторжественные дни; Преосвященного Филарета, Гедеона Криновского на те же случаи; Иннокентия Пензенского ; светлую седмицу и множество других Слов и бесед на праздники Святых, храмовые праздники, дни торжественные и Высокоторжественные.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

206. Григорий (Лебедев), еп . Шлиссельбургский. Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Луки//БТ. 1980. Сб. 21. С. 170–180. 207. Максимов Ю. В . [Рец. на кн.:] Глубоковский Н. Н. Св. Апостол Лука, Евангелист и дееписатель. М., 1999//АиО. 1999. 3(21). С. 380–381. 208. Тестелец Я. Г. Маршалл И. Х. Евангелие от Луки: Комментарий к греческому тексту: Реф. кн.: Marshall I. H. The Gospel of Luke: A commentary on the Greek text. Michigan, 1978//АиО. 2000. 1(23). С. 26–39; 2(24). С. 38–56; 3(25). С. 29–42; 4(26). С. 37–44; 1(27). С. 39–55; 2(28). С. 30–47; 3(29). С. 35–63; 2002. 1(31). С. 37–60; 2(32). С. 37–47; 3(33). С. 16–33; 4(34). С. 42–61; 2003. 3(37). С. 33–49; 4(38). С. 19–37; 2004. 1(39). С. 42–61.] Иоанн 209. Вестель Ю. А. В начале было слово: Очерк о первом стихе Евангелия от Иоанна//МБ. 1997. Вып. 4. С. 46–56. 210. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Комментарий к 3-й главе Евангелия от Иоанна: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]/Еп. Михаил (Мудьюгин) //БТ. 1973. Сб. 10. С. 102–109. 211. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Некоторые материалы для изъяснения текста: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин. 15, 3 ): [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хёхст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 151–155. 212. Прокопчук А., свящ. О плане построения Евангелия от Иоанна//БСб. 1999. 2. С. 41–46. 213. Строганов В., свящ . «Мехи новые» четвертого Евангелия//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 166–173. Лексический и структурный анализ текста Евангелия как богосл. трактата. 214. Экхарт М. Изложение Святого Евангелия от Иоанна. Гл. 2-я//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 138–150. См. также 453, 2059. Деяния святых апостолов 215. Левинская И. А. Деяния апостолов: Комментарий//МБ. 1998. Вып. 5. С. 46–58. 216. Левинская И. А. Бог высочайший в деяниях: язычество или иудаизм? ( Деян. 16, 16–18 ): [Докл. на Междунар. конф. «Проблемы библейской текстологии, экзегетики и перевода». ББИ, Москва, 25–27 сент. 1998 г.]//МБ. 1999. Вып. 6. С. 52–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанна Синайского (л. 78–84) 17 ; 14) Слово от Лимониса о Аделфии епископе 18 (л. 107) и 15.) «Слово о разбойнице, спасшемся малых ради слез в девять дней», из Пандект Никона Черногорца (л. 113) 19 . Третий отдел рукописи преп. Иова состоит из слов и бесед на подвижные праздники и нарочитые дни церковного года, начиная с Лазаревой субботы, или с недели ваий. Этот отдел восполнялся у преподобного Иова в разное время из разных источников. Во главе его могут быть поставлены синаксари в нарочитые трипесица праздники, начиная с субботы шестой недели великого поста и оканчивая неделею всех святых, Никифора Ксанфопула (л. 98 и 107) 20 , служившие для преп. Иова как бы программой для выбора слов и бесед на эти дни. К этому отделу, кроме Синаксарей, должны быть отнесены следующие статьи: 1) Слово преп. Феодора Студита «о воздержании ввожения нашего, сотворено в субботу Лазареву (л. 64) 21 ; 2) Преп. отца нашего Феодора игумена Студийского слово 116, яко не подобает лениве прилежати нам в пришедшее святое пощение, яко да не погубим преданные нам добродетели, и о празднике цветоносном, и о страстях (л. 64–65) 22 ; 3) Слово св. Иоанна Златоустог о в неделю ваий (л. 110–111) 23 ; 4) В неделю шестую в цветную слово Иоанна Златоустог о, архиепископа Константина града, с заключительным нравоучением преп. Иова Почаевского (л. 7–10) 24 ; 5) Григория, архиепископа русского (Цамвлака), слово в неделю вербную (л. 100) 25 ; 6) Преп. Иова Почаевского в неделю Цветную толкование Евангелия о Лазаре (л. 4–7) 26 ; 7) В понедельник страстной недели слово Иоанна Златоустог о о Иосифе (л. 10–12) 27 ; 8) В понедельник великой недели Иоанна Дамаскина слово о иссохшей смоковнице и о притчи винограда (л. 12–15) 28 ; 9) Во вторник страстной недели слово Иоанна Златоустог о о десяти девах (л. 15–18) 29 ; 10) Того же Иоанна Златоустог о, патриарха Царяграда, слово от толкования Евангелия от Матфея о десяти девах и о талантах, глаголано есть в святой великий вторник (л. 18–23) 30 ; 11) В среду великой недели слово Иоанна Златоустог о о любодеици и масти (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Первоначально в корпус не входили 16-я гомилия, «О домостроительстве воплощения Господа нашего Иисуса Христа», и 53-я, «На Введение во храм Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» (2-е по хронологии сочинение Г. П., 1333), включенные позднее и имевшие в рукописях заголовок «слова» (λγοι) (см.: Meyendorff. Introduction. P. 390-391). В рукописях и изданиях гомилии расположены в порядке, приближенном к литургическому году, начиная от Недели мытаря и фарисея (гомилия 2), подготовительной Недели к Великому посту, и заканчивая Неделей о Закхее, 32-й Неделей по Пятидесятнице (гомилия 62). 34 гомилии толкуют евангельские зачала, прочитанные либо на воскресной утрене, либо на воскресной литургии. Среди них расположены и гомилии, произнесенные на большие праздники или на определенные события (порядок гомилий на переходящие праздники определен составителями корпуса): гомилии 5, «На Сретение Господне» (2 февр.); 14, «На Благовещение» (25 марта); 21 и 22, «На Вознесение»; 28, «На праздник святых и первоверховных апостолов Петра и Павла» (29 июня); 31, произнесенная на литии в 1-й день авг.; 34 и 35, «На Преображение Господне» (6 авг.); 37, «На Успение Пресв. Богородицы» (15 авг.); 40, «На Усекновение главы Иоанна Предтечи» (29 авг.); 42, «На Рождество Пресв. Богородицы» (8 сент.); 44, «В день св. Иоанна Богослова» (26 сент.); 49, «В день св. Димитрия, покровителя Фессалоники» (26 окт.); 52, «На Введение во храм Пресв. Богородицы» (21 нояб.); 58, «На Рождество Господне» (25 дек.); 60, «На Богоявление» (6 янв.); 6, «Увещевающая к посту, в которой кратко и о возникновении мира», и 7, «Другая о посте» (четверг 1-й седмицы Великого поста); 9, «Во время поста и молитвы» (вечером в Неделю Торжества Православия); 56, «В предпразднство Рождества» (21 дек.); 59, «На навечерии Богоявления»; 39, произнесенная на литии, совершаемой по случаю эпидемии чумы; 33, «О добродетелях и противоположных им страстях», также произнесенная на литии; 26, «О духовной жатве», и 27, «О грядущей для нас духовной жатве», произнесенные во время жатвы; 1, «О мире друг с другом», представляет собой своего рода речь на интронизацию, «на третий день после входа в Фессалонику» в 1350 г. В гомилии 63, «К сетующим на приключающиеся с нами отовсюду разнообразные невзгоды», отсутствующей в ранних рукописях гомилетического корпуса ( Meyendorff. Introduction. P. 391-392), нашла отражение политическая ситуация 1351 г.: поражение революционеров-зилотов, реакция фессалоникийской знати, возобновление конфликта между Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином.

http://pravenc.ru/text/168057.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010