В 1989 г. здание храма передали православным. Оно находилось в крайне запущенном состоянии. Крыша просела и протекала во многих местах. С окон были сняты решетки. Система отопления храма была разрушена. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt В 1883 году общество мастеровых фаянсовой фабрики и причт храма Рождества Пресвятой Богородицы обратились к правящему архиерею с ходатайством о строительстве в селе Песоченский Завод второго каменного храма. Такое разрешение было получено, а 13 мая 1883 года проект строительства храм был одобрен строительным отделением Калужского губернского правления (в Государственном Архиве Калужской области сохранился этот проект с подписями Калужского губернатора, губернского инженера Савельева, губернского архитектора Гриневского), и на собранные мастеровыми деньги началось строительство. 20 тысяч рублей на возведение храма за несколько лет выделил причт Рождественско-Богородицкого храма, а также владельцы Нижне-Песоченского завода фаянсовых изделий И.А. Мальцов и его сын С.И. Мальцов, другие состоятельные граждане. Храм в честь св. Александра Невского за семь лет был построен и открыт для богослужения в 1890 году. Центральный престол был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского, а на следующий год освящены в боковых приделах трапезной: правый – во имя преподобного Сергия Радонежского, левый – во имя святителя Афанисия, патриарха Александрийского. В 1890-1896 годы церковь Александра Невского была приписана к храму Рождества Пресвятой Богородицы, и все богослужения совершались его причтом, который и вел для обоих храмов метрические и исповедные книги. С 1896 года были назначены к новому храму священник и псаломщик, в таком количестве причт находился вплоть до закрытия храма в советское время. Однако земель, домов и другой собственности у храма не было, священнослужители проживали на наемных квартирах. При храме в 1891 году была учреждена одноклассная церковно-приходская школа, для которой в 1907 году было выстроено каменное здание на средства Синода, общества мастеровых и частных жертвователей (здание сохранилось), до 2012 года в нем размещалась детская спортивная школа.

http://sobory.ru/article/?object=01719

Внешний облик храма выполнен в стиле русско-византийского зодчества XVI – XVII веков: пятиглавие, шатровое завершение центрального объема, шестой купол над звонницей, горки кокошников в основании глав, галерея, опоясывающая здание, общее изобилие наружной декорации, ее многоцветие (кирпичный цвет стен, ковровые орнаменты черепицы, шатра и кровли). Собор имеет два престола: на верхнем этаже находится храм во имя Святителя Николая, на нижнем - во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Внутреннее пространство верхнего храма имеет форму креста, вписанного в квадрат стен, высокий световой барабан опирается на четыре колонны из цветного мрамора, с богато орнаментированными капителями и напоминает византийские храмы. Резной, из кипарисового дерева, позолоченный иконостас исполнен по эскизам Котова, включает местные и праздничные ряды, все 17 икон на бронзовых досках написаны русскими художниками Н. А. Бруни и Н. Н. Харламовым в византийском стиле. Помимо традиционной иконы собор Святителя Николая украшен витражами – образ Святителя Николая на верхней площадке лестницы, ведущей в храм, единственный витраж, не пострадавший во время II мировой войны, а также образы в трех верхних окнах алтарной апсиды – Господь Вседержитель, Божия Матерь и Св. Иоанн Предтеча. Нижняя церковь зимняя, меньших размеров, освящена в память Императора Александра III во имя его небесного покровителя святого благоверного великого князя Александра Невского. Люстры храма, расписанные ажурным старославянским шрифтом, были подарены Императором Николаем II . Непосредственно строительными работами руководили архитекторы Ждакомелли и Румпельмайр. Храм закончен всего через шесть лет и освящен 17 апреля 1899 года (5 апреля по ст. стилю) архиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом. Во время 1-й мировой войны Россия и Австро-Венгрия были врагами, поэтому в 1914 году храм был закрыт. В 1927 году храм был передан советскому полпредству в Австрии, но не использовался по назначению. После аншлюса Австрии в 1938 году советское полпредство было закрыто и с 1941 года в здании собора располагалась музыкальная школа.

http://sobory.ru/article/?object=09086

С именем митрополита Константина связаны еще две публикации в журнале, создатели которого поздравляют его с 70-летием. Слово от редакции «Служение, связанное с именем святого благоверного князя Александра Невского» содержит поздравление иерарху Церкви и напоминание, что путь служения митрополита Константина связан территориально и духовно с именем князя Александра Невского. Об этом пути, об особенностях своей судьбы Владыка рассказывает в интервью журналу «Родная Ладога» - «О Боге и вечности, вере и России». Имя св. князя Александра Невского с историей, с днем нынешним и будущим связывает в своей статье « Александр Невский, великий князь» известный русский писатель В.Крупин ( Москва). Созвучно вышеназванным статьям об истории средневековой Руси исследование выдающегося современного литературоведа и историка, доктора филологических наук А.Ужанкова ( Москва) « “Русь” и “Русская земля” в мировоззрении древнерусских книжников XI – XV веков». В этой работе автор исследует происхождение и содержание известного концепта “Русская земля” на основании нескольких точек зрения. Доктор политических наук, религиовед А.Щипков ( Тарусса) поясняет свою критическую точку зрения на современную социально-политическую культуру – либерал-православие в одноименной статье. Доктор наук Г.Скотникова ( Санкт-Петербург) в работе « Византия и Запад: новая волна сближения и противостояния» раскрывает историю и современное положение вопроса, состоящего в том, что нынешний западный мир вновь открывает для себя духовные сокровища Византии через выставки, научные исследования, книги. О духовных сокровищах России, о нравственных вершинах русского народа статьи многих авторов журнала. Историк Н.Петрова ( Москва) в историческом материале «Душа обороны» рассказывает о воинском подвиге легендарного адмирала Нахимова. Высоким образцом человека и творца в статье «Нравственные вершины» прозаик, публицист, депутат ГД РФ А.Грешневиков ( п. Борисоглебский Ярославской обл.) на основе собственных знаний и воспоминаний современников показывает выдающегося русского писателя Валентина Распутина. Идея высокого служения пронизывает исследование И.Андрушкевича ( Буэнос-Айрес, Аргентина) « Монархия будущего», где известный историк, сопоставляя разные формы государственного правления, на примере русской монархии показывает, что только исконная вера делает правителя и все власти наиболее успешными. Тему власти продолжает статья доктора философских наук А.Кугая ( Санкт-Петербург) « Религиозные основания власти капитала в современном обществе». Отрицательному примеру управления страной посвящена статья известного прозаика, публициста П.Кренева ( Москва) « Как Россию-матушку делили». Автор, имеющий отношение к закрытым архивам, показывает последствия русских революций начала прошлого века, их политические механизмы и подоплеки ненависти победителей-богоборцев, разрушивших единство народа и вековые национальные традиции.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/17/za...

Согласно описи монастырского имущества 1665 г., «в казне» находился «покров благоверныя великия княгини Евдокии: камка гвоздичная, крест на ней миткалинный» (Опись владимирского Успенского Княгинина девичьего мон-ря. 1665 г.//Памятная книжка Владимирской губ. на 1862 г. Владимир, 1862. С. 85). В описи 1686 г. указано, что в «пределе Рожества Христова, на правой стороне благоверная великая княгиня Александра да великая княжна Евдокия, дщерь великаго князя Александра Ярославича... опочивают под спудом» (РГАДА. Ф. 137. Оп. 1. Мон. кн. 2. Л. 45 об.). В монастырском синодике 1701 г. в поминальную запись рода св. кн. Александра Невского внесена «благоверная великая княжна Евдокия» (ГВСМЗ. ОР. В-5636/289. Кр. 596. Л. 21 об.). «Офицерская опись» мон-ря 1763 г. отмечает, что на гробнице кнг. Александры и Е. А. «дска деревянная ж, на ней крест и слова позлащены, а по сторонам писано красками ис святаго Евангелия причи ж, и по краям позлащено» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 690. Л. 45 об., 47 об.). До 2-й пол. XIX в. место погребения Е. А. было по-прежнему отмечено деревянным надгробием ( Флоринский. 1859. С. 21), к-рое к концу столетия обветшало. В 1891 г. игум. Маргарита обратилась к Владимирскому архиеп. Феогносту (Лебедеву) с прошением о разрешении обновить гробницы похороненных в мон-ре вел. княгинь и Е. А. Ходатайство было удовлетворено, и в числе проч. захоронений гробница Е. А. в юж. приделе (перед иконостасом, около правого клироса) была покрыта медными посеребренными листами. На передней стороне гробницы имелась вычеканенная надпись: «Мощи благов. вел. княгини Александры, супруги св. благоверного кн. Александра Невского. Мощи благоверныя великия княжны Евдокии, дочери св. благовернаго князя Александра Невского». Поскольку гробница кнг. Александры и Е. А. не имела вида двойной, подобно захоронению княгинь св. Марии Шварновны и Анны, то во владимирской краеведческой лит-ре появилась версия, что гробница или кнг. Александры, или Е. А. была уничтожена и останки положены в одну могилу. При ремонте Рождественского придела в 1900 г. в стене была открыта ниша, где, по всей видимости, согласно свидетельству XVII в., ранее находилось погребение Е. А. В ходе празднования 700-летия Княгинина Успенского мон-ря в Рождественском приделе монастырского Успенского собора 14 июля 1900 г. была совершена заупокойная литургия. В наст. время общая гробница Е. А. и кнг. Александры находится в Успенском соборе Княгинина мон-ря, в нише, мощи почивают под спудом. Канонизация Е. А. подтверждена включением ее имени в Собор Владимирских святых (празд. установлено в 1982).

http://pravenc.ru/text/187093.html

3 класса мужской монастырь, находящийся в столичном городе Москве, за Серпуховскими воротами, подле Даниловской заставы, на берегу реки Москвы, построен около XIII столетия Св. Благоверным Великим первым Князем Московским Даниилом Александровичем, сыном Благоверного Князя Александра Невского. Первоначально там монастырь создан был им деревянный небольшой во имя Св. Даниила Столпника, а в 1330 году при сыне его великом Князе Иоанне Данииловиче Московском, называемом Калита, переведён оный во двор Царский к Спасу Преображения, что на Бору; потом при Великом Князе Василии Иоанновиче в другой раз переведён на новое место, на гору Крутицу к Спасу Преображения (см. описание Новоспасского монастыря). А при Царе Иоанне Васильевиче и первоначальный Данилов монастырь возобновлён каменным строением. Из надписи на гробе Св. Благоверного Князя Даниила, там находящегося, явствует, что он преставился в лето 6811/1303 Марта 4, а мощи его обретены лета 7160/1652 Августа 30; а из другой надписи в сем монастыре снаружи гроба внизу на левой стороне высеченной значит: повелением Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича и Святейшего Никона Патриарха, того же года и числа перенесены сего монастыря в церковь во имя Седми Вселенских Соборов, где и поныне на левом клиросе в украшенной раке откровенны опочивают. Здания в монастыре сем ныне все каменные следующие: 1) ЦЕРКОВЬ соборная в память Семи Вселенских Соборов двухэтажная; внизу оной храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Даниила Пророка; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Даниила Столпника; 3) ЦЕРКОВЬ над святыми воротами под колокольней Св. Симеона столпника; 4) КОЛОКОЛЬНЯ; 5) КЕЛЬИ; 6) ОГРАДА вокруг монастыря. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 1243 души крестьян и настоятельство Архимандричье; по Штатам же положен в 3 классе с настоятельством Игуменским; но в 1798 году учреждена паки Архимандрия 3 класса. Добавление из VI тома В дополнение и поправку см. выше, ч. VI, стр. 441 и следующие 1 . Данилов Троицкий Переславский

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Собственно постройка монастыря началась не ранее 1717 года, по плану архитектора Андрея Треззина. На плане государь изволил начертать: «во имя Господне делать по сему». Работы продолжались непрерывно. Основанный в том же 1717 году храм во имя св. Александра Невского был освящен 30 августа 1724 года в день перенесения мощей в столицу. 1723 года 29 мая, во время посещения государем вновь устроенной обители, состоялось Высочайшее повеление: «обретающияся во Владимирском Рождествене монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь» 424 . Во Владимире св. мощи покоились в новой деревянной, украшенной резною работою и покрытой драгоценным покровом, раке, устроенной в 1695 году в Москве при царях Иоанне и Петре Алексеевичах. На верху, по краям раки со всех сторон сделана надпись, подробно изображавшая подвиги св. князя 425 . Митрополит Иларион с торжеством переложил в новую раку св. мощи в 1697 году. Для перенесения св. мощей из Владимира в Петербург устроен был ковчег, покрытый малиновым бархатом. Над ковчегом возвышался балдахин. На крышке ковчега лежала подушка лазоревого цвета, обложенная золотым позументом с золотыми кистями. На нее возложены были крест и княжеские регалии. Из Владимира до Петербурга св. мощи должен был сопровождать настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, «яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющий», а для наблюдения за порядком и благопристойностью на пути Сенатом назначен был окольничий Михаил Васильевич Сабакин. При шествии со св. мощами должно было наблюдать, чтобы не было ни замедления, ни излишней поспешности. Духовные и светские лица должны были во время процессии присутствовать неотлучно. Строго было наказано, чтобы вблизи святыни не происходило «сквернословий и непотребных действ». Надлежало останавливаться «в удобных полевых местах и содержать ковчег со св. мощами в шатре, под надлежащим присмотром и охранением». Во Владимире с 10 на 11 августа совершены были во всех храмах всенощное бдение и утром литургия. Духовенство города и окрестных монастырей, при многочисленном стечении народа, с крестным ходом направилось из соборного храма в Рождественскую обитель. Здесь пред ракою св. князя отслужено было молебствие. Затем архимандриты и игумены, приступив к раке, подняли св. мощи и поставили в приготовленный ковчег. Монастырская стена, выходившая на большую улицу, была разобрана, так как вследствие высоты ковчега, осеняемого балдахином (ковчег с балдахином был вышиною 5 аршин 10 вершков, длиною с носилками 11 аршин 4 вершка, шириною 7 аршин), пронести прямо из монастырских ворот было невозможно. Духовенство на раменах несло ковчег до так называемой Студеной горы. Волны народа сопровождали священное шествие. Колокольный звон со всех церквей раздавался в воздухе. Так проводили граждане Владимира свою достопамятную святыню, более трех с половиною столетий покоившуюся в их городе!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Во-вторых, активным «двигателем» вопроса выступил Алексей Венедиктов, который является категорическим противником возвращения «железного Феликса». Похоже на то, что Венедиктов, пользуясь своими связями в Кремле и на Старой площади, и предложил такой вариант решения вопроса. Накануне принятия решения Советом ОП Москвы (с подачи Венедиктова) в программе на «Эхе» он приоткрыл некоторые нюансы аргументации. Венедиктов заявил, что при таком сценарии будет идти речь о двух символах: «Дзержинский – это символ реванша, а Невский – это символ строительства новой империи». Причём, либералы обвиняли Венедиктова в том, что он темой памятника «железному Феликсу» «перебивает повестку», отвлекает внимание от главной либеральной темы – Навального. На что Венедиктов парировал: «Я поломал бюрократический договорняк». То есть он представляет свои усилия как подвиг во имя либеральной России, чтобы не допустить реванша. В-третьих, в условиях государственного празднования 800-летия со дня рождения св. блгв. Александра Невского легко обратиться к имени Великого князя. Он сейчас на слуху, памятник ему вполне уместен в памятный год. Хотя самого памятника-то еще нет, его надо изготавливать, проводить конкурс, обсуждать варианты. Всё это, кстати, также станет медийным событием, создающим позитивную общественную повестку в год выборов в Государственную думу, что, по мнению многих, может стать поводом для очередной попытки организации «цветной революции». Позитивная повестка помешает накачиванию общества негативными настроениями, без которых протестные акции невозможны. Словом, всё это в совокупности создаёт впечатление, что вопрос с памятником на Лубянской площади принципиально «наверху» решён. Конечно, памятник русским «рыцарям плаща и кинжала» на Лубянке смотрелся бы куда более органично и уместно. Впрочем, и святого благоверного князя Александра Невского вполне можно представить как русского разведчика – в Орду он ездил, тайные переговоры вёл и даже ханского сына Сартака, который был по преданию христианином и побратимом Александра Невского, «завербовал». Как знать, не отравили бы Сартака, когда он ехал вступить на престол после смерти своего отца хана Батыя, и совсем по-другому могли разворачиваться события.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/19/na...

Храмовъ два: 1) деревянный во имя св. Троицы; 2) каменный во имя св. Александра-Невскаго (заложенъ въ 1894 г.). Две гостинницы для богомольцевъ. домъ. Монастырь владеетъ 268 дес. земли. Монахинь и послушницъ 70. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, стр.526 Троицкий Александро-Невский женский монастырь расположен на правом берегу реки Нудоль в 26 км к юго-западу от райцентра (г. Клин) и в 76 км на северо-запад от Москвы. В 1917 году в монастыре находились два храма: Троицкая деревянная зимняя церковь построена в псевдорусском стиле в 1890 году. (Разобрана в 1930-х гг.) Никольская каменная церковь с приделами Иверской иконы Божией Матери, прп. Тихона Калужского и вмц. Параскевы построена по проекту арх. И. П. Машкова в 1902-1905 гг. (ныне собор Александра Невского). Кроме этого, в обители с 1892 года по проекту арх. А. С. Каминского велось строительство большого пятикупольного каменного собора св. блгв. кн. Александра Невского, в котором предполагались приделы иконы Божией Матери " Скоропослушница " и вмч. Пантелеимона. Но из-за недостатка средств храм не был достроен, а в сер. ХХ века - разобран. За стенами обители в 1899-1900 гг. была построена на средства куп. П. П. Смирнова по проекту арх. И. С. Кузнецова деревянное здание монастырской церковно-приходской школы, в которой была устроена церковь ап. Петра и прмц. Евгении. Школа с храмом разобрана в 1924 году. В 80-х гг. XIX века бывший крепостной крестьянин Клинского уезда Федор Осипович Захаров, испытывая глубокую благодарность к императору Александру II и его преемнику Александру III, решил увековечить их имена созданием в сельце Акатово, принадлежащем ему, каменного храма во имя св. благоверного великого князя Александра Невского с женским общежитием на 12 человек, чтобы здесь возносились непрестанные молитвы об этих монархах. Кроме строений и земли в с. Акатово, Ф.О. Захаровым была пожертвована значительная денежная сумма на устройство общежития. После прохождения необходимых юридических процедур, в 1889 г. последовало официальное разрешение Святейшего Синода на создание обители, однако это решение не застало в живых Ф.О. Захарова, уже скончавшегося к этому времени.

http://sobory.ru/article/?object=08561

До самого нашествия Мамая, мощи Александра Невского опочивали в земле под спудом. Когда закипела роковая брань, тогда подвигся ва помощь своему праправнуку Св. Благоверный Князь. В летописи сохранилась повесть о видении причетнику. В той церкви, где опочивали св. его мощи, зажглась сами собой свечи и два старца, выступив из алтаря, приближились к его гробнице и сказали: «Александре! возстани и спаси правнука твоего Димитрия, одолеваемого иноплеменными». Александр, восстав из гроба, выступил из церкви. (7) Как благоверные Князья Борис и Глеб помогли Невскому одержать победу над Шведами, так и он споспешествовать Донскому сломить полчища Мамаевы. За этим чудесным событием последовало открытие нетленных мощей св. сына Ярослава, прославленных исцелением недужных. Они были поставлены на вскрытии, в соборной монастырской церкви за правым столпом. Руководствуясь летописями и записками К. Н. Тихонравова, (8) обозрим историю сей обители; Вместе с городом она страдала от нашествия Монголо-Татар и от пожаров. В 1288 году, при разорении Владимира Татарами, убит был ее Архимандрит Пахомий. Нередко терпела она утраты от пожаров; губительнейший из них 1491 г. не только истребил драгоценные утварн в образа, но и коснулся св. мощей Александра Невского. Об этом бедствии так передает нам старинное сказание в рукописи: «В церковь же ту собрашася множество иноков и мирских людей со множеством имени, и абие внутрь церкви тоя все выгоре и с людьми; чудотворные же мощи, на них же аще и бысть видение нечто огненного знамения, но обаче Богом сохранена быша, яко и пелена на гробе его обретеся невредима от того огня». (9) В 1536 году сгорела половина монастыря; в 1683, 1717 и 1719 годах его опустошали сильные пожары. Наконец, по указу Петра I, 1723 года, св. мощи Александра Невского перенесены вз Владимира на берега Невы в С.-Петербургский Александро-Невский монастырь. Владимирские жители со слезами проводили свою отечественную Святыню, и есть в народе предание, что те ворота, из коих вынесены были св. мощи Благоверного Князя, с того времена закладены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В начале лета 1876 г. произошла закладка церкви. В храме хранилась медная доска, на которой были выбиты следующие слова: " Во имя Отца и сына и Св. Духа. Основана сия церковь в честь Св. Александра Невского и в память освобождения от обязательного труда заводских мастеровых 8 марта 1861 г., при державе Благодетеля-Государя, самодержавного Великого Государя Императора Александра Николаевича, при Святительстве Преосвященнейшего Митрофана Епископа Оренбургского и Уральского, в лето от сотворения мира 7384 от воплощения Бога Слова 1876 июля месяца 3 дня " . Церковь была построена по проекту и чертежам Павла Степановича Гонышева. Общая стоимость строительства составила 80 тыс. руб. По поводу затраченной суммы неоднократно и язвительно выступали старообрядцы, называя эти деньги " нечистыми " , т. к. они были взяты из доходов от виноторговли в общественных заведениях. Этому обстоятельству приписывали все неудачи, связанные со строительством храма. Дело в том, что он частично был поставлен на сваях и давал неравномерную осадку. 19 ноября 1881 г. в торжественной обстановке в присутствии 13 пресвитеров состоялось освящение храма во имя св. благоверного князя Александра Невского. По красоте новосозданный храм Миасского завода занял одно из первых мест среди церквей Оренбургской епархии. В фондах Миасского краеведческого музея хранится единственное фото этого замечательного храма, выполненное в 1938 г., за год до его разрушения. К сожалению, недолго он украшал город. После Октябрьской революции новая власть стремилась уничтожить духовные центры всех религиозных конфессий. В городском архиве Миасса хранятся " Документальные материалы по делам религиозных культов " . Самый ранний документ относится к 1923 г. 25 октября этого года был подписан договор между верующими Александро-Невской церкви и Златоустовским Советом рабочих и крестьянских депутатов. Он может служить неплохим историческим источником, дающим представление об устройстве церкви: храм каменный, холодный, с 17-ю окнами и решетками; полы чугунные; у церкви - пять глав, покрытых жестью, кресты на главах железные, гладкие; " наружная поверхность штукатуренная, кирпичная, паперть закрытая " . Храм перестраивался в 1896 г., а последний раз ремонтировался в 1913. Ограда состояла из железной решетки в каменных столбах. В 1876 г. сооружена кирпичная колокольня с семью медными колоколами. Все они имели свое назначение: 2 благовестных, 1 повседневный, 1 малый и 3 зазвонных. В храме находились 103 деревянные иконы, в т. ч. 33 главные.

http://sobory.ru/article/?object=37137

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010