Святые Борис и Глеб связаны с жизнью и подвигами св. Александра Невского. Согласно Житию, накануне Невской битвы 1240 года начальнику стражи Пелгусию было чудесное видение: он видел ладью, плывущую по небу, а в ладье — святые мученики Борис и Глеб. И слышал он, как Борис сказал: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру». Пелгусий поведал о том князю Александру, и тот понял, что пришла небесная помощь, и отправился на битву. На противоположной, западной стене храма также можно видеть изображения святых патронов собора: Николая Мирликийского и Александра Невского. Эта фреска, оформляющая арку западного входа в храм, написана известным современным иконописцем архим. Зиноном (Теодором) в 2007 году. В центре арки помещен Нерукотворный образ Спасителя на убрусе (полотенце), непосредственно над дверью — образ Успение Пресвятой Богородицы, а с двух сторон арки святые: слева — святитель Николай, справа — Александр Невский. Св. Николай представлен в своем обычном виде — в архиерейских ризах, с Евангелием в руках и благословляющим жестом, а Александр Невский иначе, чем в киотном образе, здесь он изображен в монашеском облачении с жестом молитвенно воздетых рук. Сдержанный и вместе с тем очень изысканный стиль о. Зинона здесь хорошо узнается. Строгий монашеский образ св. благоверного князя, возможно, не очень привычен для наших современников, но он показывает его как молитвенника. Иконы в арке на западной стене храма В древнерусской традиции изображения Александра Невского были именно такими, его писали не как князя, а как преподобного и даже схимника. Дело в том, что перед смертью Александр Невский принял постриг с именем Алексий и так был погребен. Церковь канонизировала благоверного князя не только за его военные подвиги, но прежде всего за благочестие, что и подчеркивает его монашеская мантия. Первые образы Александра Невского появились в XVI веке после его общецерковной канонизации на соборе 1547 года при митрополите Макарии в царствование Ивана Грозного, хотя местное почитание благоверного князя было известно еще с XIII — XIV века. Самыми ранними изображениями считаются образ на иконе-таблетке середины XVI века из Софийского собора Новгорода, где он представлен вместе с преп. Иоанном и Авраамием Ростовским, а также фреска Благовещенского собора Московского Кремля примерно того же времени. И в обоих случаях мы видим, что Александр Невский изображен в монашеском образе: в коричневой ризе и мантии с куколем, закрывающим голову.

http://foma.ru/obraz-aleksandra-nevskogo...

2021 год объявлен в РПЦ МП Годом святого благоверного князя Александра Невского, который родился 800 лет назад. Был составлен официальный перечень храмов, построенных нашими предками в честь князя. Однако почему-то в этот перечень не попал собор св. Александра Невского в Бийске, на Алтае.Собор Александра Невского — памятник религиозного зодчества начала ХХ века, расположен в центре города, говорится в официальных документах местных властей. В его интерьере частично сохранились уникальные настенные росписи алтаря с изображением Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святого благоверного князя Александра Невского, святителя Алексия, митрополита Московского, святителя Николая Чудотворца. Храм был построен в 1902 году и освящен в 1905 году. Он был одним из самых больших православных храмов Алтая, и до 1918 года являлся кафедральным собором Бийской епархии (либо викариатства). Краснокирпичная церковь была заложена на месте старой деревянной 8 октября 1900 года. Автором проекта стал талантливый Томский губернский архитектор С.В. Хомич. Строился храм на капитал, завещанный потомственным почетным гражданином, бийским 1-й гильдии купцом А.В. Соколовым, а также купцами-благотворителями А.И. Хакиным, В.М. Рыбаковым и старостой церкви, владельцем бийской иконостасной мастерской А.А. Борзенковым. Часть денежных сумм была собрана прихожанами.9 октября 1905 года при огромном стечении народа храм был торжественно освящен епископом Бийским Иннокентием (Соколовым), начальником Алтайской духовной миссии. Пятиглавый собор с двухъярусной колокольней стал одним из самых величественных сооружений Алтая. Собор имел три престола: главный — во имя святого благоверного великого князя Александра Невского и два других — во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского.Первым настоятелем нового храма был священник Василий Климов. 2 ноября 1908 года Климов стал членом Государственной Думы Российской империи III созыва от Томской губернии. Примкнув к фракции беспартийных прогрессистов, он работал в трех комиссиях: рабочей, переселенческой и по городским делам. Постоянно выезжая по уездам Томской губернии, особое внимание священник уделял «труждающимся и обремененным», Большевики, как известно, присвоили себе почти все храмовые комплексы на территории России. Долгое время в стенах бийского храма велось производство, в 1993 году его здание было приватизировано ОАО «Бийский завод «Электропечь»», учредителями которого являются Евгений Печерский и Юрий Гунин. В алтарной части и под куполом был установлен тяжёлый кузнечно-прессовый агрегат, а в притворе расположились складские помещения. Здание храма несколько раз подвергалось перепланировке и его облик существенно исказился.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/27/by...

Уже к середине XIX века Александро-Невская церковь становится общепризнанным духовным центром. Здесь совершали богослужения рижские викарии, епископ Иринарх и архиепископ Филарет (Гумилевский). Деятельность храма была связана с многими выдающимися событиями православной жизни. Так, 1 июля 1850 года в храме собрались все представители рижскоградского духовенства. Облачившись в лучшие ризы, с иконами и хоругвями в сопровождении воспитанников Рижской Духовной семинарии и массы рижан они направились в Петро-Павловский кафедральный собор. Этим Крестным ходом начинались торжества по случаю основания Рижской Епархии. С 1892 года вплоть до Первой мировой войны Александро-Невская церковь ежегодно в сентябре-октябре принимала святыню Псково-Печерского монастыря – чудотворную икону Божией Матери «Умиление». Здесь так же неоднократно пребывала чтимая в Лифляндии Якобштадская икона Божией Матери из Святодуховского храма. Сегодня храм во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского не только пользуется общим признанием, но и является памятником русского церковного зодчества первой четверти XIX века. Заботами правящих архиереев, священнослужителей и верующего народа храм существует и действует уже более 180 лет. Источник: «Церковь во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. 180 лет. 1825-2005». Приход храма св. Благоверного Великого Князя Александра Невского г. Риги. Издано к 180- летию храма. С трёх сторон (с восточной, северной и южной) церковь имеет притворы, которые вначале были сквозными, открытыми портиками (дорического ордера), опирающимися и теперь каждый на четыре колонны. В 1852 году между этими колоннами были сделаны глухие переборки с дверями и окнами, вследствие чего и образовались нынешние притворы (ризалиты): восточный – служит местом для хранения священных облачений («диаконником»), северный – входным притвором для молящихся, и южный – с лестницей на хоры, расположенные полукругом, соответственно форме храма, и отделённые от храма, для сохранения тепла, стеклянными рамами. На хорах с одной стороны помещаются верхняя (придельная) церковь, устроенная в 1848 году во имя Сретения Господня, и два класса воскресной школы, а с другой – кухня и церковная библиотека. Первоначально верхняя церковь предназначалась для богослужения в зимнее время, т.к. нижняя церковь не имела ни печей, ни вторых рам. Но неудобство помещения – полукруглого и потому заслоняющего от молящихся алтарь, низкого, в которое необходимо подниматься по крутой деревянной лестнице, побудило в 1860 году устроить в нижней церкви 3 печи и вторые рамы. С тех пор, в продолжение всего года, богослужения совершаются внизу, а в верхней церкви лишь ранние Литургии в дни Двунадесятых праздников и богослужения во время ремонта нижней церкви. В виде исключения, в верхнюю церковь допускаются молящиеся в ограниченном количестве в случае их обилия в Вербное Воскресенье, в Великий Четверток и в Пасхальную ночь.

http://sobory.ru/article/?object=06105

Следующий доклад «Александр Невский и евразийцы» прочитал директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена доктор исторических наук Р.А. Соколов, отметивший, что после революционных событий 1917 года имя Александра Невского практически не встречалось на страницах советских научных изданий в течение двадцати лет. В то же время политическая деятельность и биография великого князя привлекали пристальное внимание исследователей в эмиграции, среди которых докладчик выделил Г.В. Вернадского и Н.А. Клепинина, в исследованиях которых просматривается увлеченность евразийскими идеями. Доклад «Когда родился Александр Невский?» в дистанционном формате представил ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук К.А. Аверьянов. Он пояснил, что русские летописи не содержат прямого известия о дате рождения Александра Невского, что неизбежно приводит к косвенным методам установления этой даты. Автор сообщения предложил анализ традиции «постригов» княжичей, проводившихся в трехлетнем возрасте, и пришел к выводу о рождении великого князя в 1220 году. После обеденного перерыва выступил главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии доктор исторических наук М.В. Шкаровский. Он представил доклад «Судьба мощей св. князя Александра Невского в XVIII-XX веках», в котором на основании архивных документов проследил историю смены места пребывания мощей благоверного князя: от перенесения их Петром I в Петербург, вскрытия раки в 1917 году, дальнейшего их пребывания в различных музеях Советского Союза и до возвращения их Церкви в 1989 году. С докладом «Первое чудо Александра Невского: коллизия агиографии и церковной практики» выступил заведующий сектором Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева доктор исторических наук О.Г. Ульянов. В своем сообщении автор впервые в исторической науке осуществил верификацию агиографических и летописных сведений о захоронении князя Александра Невского в сопоставлении с археологическими данными. Докладчик подверг критическому разбору мнение о том, что первое посмертное чудо касается «прощальной» грамоты с текстом разрешительной молитвы. На основании анализа древнерусских источников автор пришел к выводу, что речь идет о «душевной грамоте», но никак не о «прощальной» («разрешительной»). Озвученные в ходе доклада данные также позволили впервые точно установить место и время погребения святого благоверного князя Александра.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5709079...

В княжеском образе Александра Невского стали писать, начиная с эпохи Петра I. Петр считал себя продолжателем дела Александра Ярославича по защите северо-западных рубежей России. В1710 году в память о Невской битве он основал в Петербурге Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь (с 1797 года лавра), и в 1724 году перенес в него из Владимира святые мощи князя. В том же году Святейший Синод постановил: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ, во одеждах великокняжеских». Именно таким благоверный князь в основном и предстает на иконах с XVIII века. В нижнем храме Никольского собора, который освящен во имя св. благоверного князя Александра Невского, есть икона, написанная, судя по стилю, в начале XX века. На ней святой изображен в рост и в полном соответствии с постановлением Священного Синода — в княжеской одежде, красных сафьяновых сапогах и горностаевой мантии. Грудь его прикрывает кольчуга, но при этом у святого нет меча, а правая рука прижата к груди там, где висит крест, подчеркивающий принадлежность князя к христианству. Кажется, с первого взгляда, что он держит в руке крест, а так традиционно изображают мучеников. Горностаевая мантия имеет красный цвет, что также соответствует иконографии мучеников. Несомненно, эта ассоциации намеренно подсказана художником. Изображения Александра Невского с крестом в руке действительно встречаются в иконографии. В народе его нередко почитали как мученика, ведь после того как Александр, возвращаясь из очередной поездки в Орду, по дороге заболел и умер, распространился слух, что князь был отравлен в ставке хана. И многие историки соглашаются с тем, что эта версия имеет под собой определенные основания: Александр Невский был молод и обладал крепким здоровьем, когда отправлялся в Орду, а вернулся смертельно больным. Он умер довольно молодым, ему было всего 42 года. На иконе нижнего храма Александр Невский изображен погруженным в раздумья о судьбах Руси и о том непростом пути, который был уготован ему историей.

http://foma.ru/obraz-aleksandra-nevskogo...

Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира (ныне там установлен памятник святому князю; еще один памятник установлен в городе Переяславле-Залесском) было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно»: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении. Великий князь Иоанн Иоаннович (1353–1359) в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию (1363–1389), будущему победителю Куликовской битвы, «икону Святый Александр». Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой – в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г. К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. 30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Богоявленского монастыря в Касимове уже нет, но сохранилась Георгиевская церковь, входившая в монастырский комплекс, а значит, если версия кончины Александра Невского в Городце Мещерском верна, в ней бывал святой князь. Именно у этой церкви и благословил владыка Василий установить бюст. Будет ли поставлена точка в спорах о месте кончины святого благоверного князя Александра Невского, непонятно. Но как бы то ни было, место это заслуживает быть отмеченным на карте России. Тем более, есть сведения, что Александр Невский бывал в Городце Мещерском и при жизни. А для небольшого нынче рязанского городка Касимов бюст князя Александра Невского может стать важной туристической точкой, которая будет привлекать путешественников и любителей русской истории. Тем более, Касимов является знаковым местом истории Отечества, ведь именно касимовский царевич Симеон Бекбулатович по воле царя Иоанна Грозного был венчан на царство в Успенском соборе Кремля. И эта загадочная страница русской истории тоже связана с Касимовым. На постаменте бюста выгравированы знаменательные слова. Спереди: «Проект Аллея Российской славы. Святой Благоверный князь Александр Ярославович НЕВСКИЙ. 1221-1263. Великий русский полководец и государственный деятель. Бюст преподнесён в дар от автора проекта М.Л. Сердюкова». С тыльной стороны и по бокам: «Сей бюст установлен в память пребывания Александра Невского в Городце Мещерском. По преданию, возвращаясь из Орды, Великий князь заболел и, приняв в Богоявленском монастыре схиму с именем Алексий, почил о Господе 14 ноября 1263 г.» и «Бюст установлен к 800-летию св. блгв. Великого князя Александра Невского по инициативе атамана В.В. Камшилова, казака-добровольца и жителей города Касимова». «Не в силе Бог, а в правде». И слова самого святого Великого князя: « Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости... Но если кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/23/by...

http://www.krim.biz.ua/kerch-16-foto.html …После Крымской кампании, во время которой и здание [Керченского музея древностей на г.Митридат] и его содержимое (предметы древности) подверглись … разорению со стороны «союзников», правительство передало это помещение Духовному Ведомству для обращения его в православную церковь, каковая и была устроена в 1860 году на пожертвованные городом деньги по одной четверти % из сумм, отпущенных городу из Государственного казначейства в возмездие за потери, понесенные им (городом) в войну 1853-56 г., а также на доброхотные пожертвования горожан при живейшем содействии градоначальника П.А. Спицина, и освящена 12 июня 1861 года во имя св.Александра Невского. Но с 1877 года в стенах здания стали показываться трещины, отправление богослужения признано опасным, и с 2 дек. 1883 года храм закрыт, а прихожанам предоставлено право устроить новый… Из очерка «Керчь в прошедшем и настоящем» Хр.Хр.Зенкевича, 1894 г. Глава II. Городские храмы: http://oldkerch.narod.ru/churchk.html Здание этой необычной церкви вплотную примыкает к особняку по улице Свердлова в Керчи. Сегодня храм Александра Невского восстановлен, является действующим и считается одной из архитектурных достопримечательностей этого города. Церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского освятили в 1861 году. Она расположилась в бывшем здании музея древностей на восточном склоне горы Митридат. Но в 1877 году в стенах здания появились трещины, по этой причине в 1883 году храм закрыли. В январе 1884 года Керчь-Еникальская городская дума решила построить новое здание церкви на просторной Босфорской площади (ныне стадион бывшей школы 7). А пока регулировались вопросы с отводом земли, разработкой проекта, сбором средств, прихожане на собственные деньги построили временный молитвенный дом по ул. Босфорской, 14 (ныне ул. Свердлова, 20). Просторное, прямоугольное здание с восьмью окнами и железной крышей освятили в конце 1887 года во имя святого благоверного князя Александра Невского. Строительство нового храма оказалось неразрешимо трудным делом, в 1904 году просьба Духовного ведомства была вновь отклонена городской думой. Поэтому прихожане благоустраивали молитвенный дом. После 1910 года во дворе возвели двухэтажное здание, в котором разместили приходскую школу, квартиры священника и причта. К нему примыкала колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=23571

По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003 На рубеже XIX–XX веков Ялта была своеобразной «летней курортной столицей», и основатели Ялтинского собора Александра Невского, торжественно освященного 1 декабря 1902 года, справедливо считали, что новый храм должен стать украшением города, свидетельствуя грядущим поколениям о преданности граждан великим началам, которыми живет русский народ. Средства на строительство собирали всем миром. Возведение собора связано с трагической гибелью российского императора АлександраОсвободителя. При императоре Миротворце Александре III по всей России строились соборы в честь Св. князя Александра Невского, который являлся небесным покровителем погибшего императора. Проект храма утверждал лично Александр III. Совмещавший с русским обликом чисто русскую душу и сердце, глубоко религиозный человек, государь выбрал проект известного в Крыму архитектора П. К. Теребенева. Квадратный в плане, в два яруса, с пятью куполами разной величины, с трехъярусной колокольней в одном объеме с храмом, с открытыми наружными галереями, солидно основательный в нижней части и легко устремленный ввысь в верхней, с обилием характерного русского узорочья из малых архитектурных форм-порталов, пилястров, декоративно оформленных крылец, сердечек, киотцев — таким предстал в этом проекте будущий храм, удивительно напоминавший лучшие московские храмы XVII века. Планировку строительной площадки под храм и общее руководство сооружением безвозмездно принял на себя известный военный инженер, строитель ялтинского мола, ученый А. Л. Бертье-Делагард. Надзор за возведением собора был поручен архитектору Н. П. Краснову. Собор строился в два этажа и имеет в своем составе две церкви: нижнюю церковь во имя Св. Великомученика Артемия вместимостью 600–700 чел., и верхнюю, главную, во имя Великого князя Александра Невского вместимостью 1000–1200 чел. На юго-восточной стороне храма в гранитном киоте с луковицей помещен мозаичный образ Св. Александра Невского работы венецианского художника Антонио Сальвиати. Во втором ярусе по бокам центральной колокольни размещены образа Св. Феодосия и Антония. Над главным входом треугольный фронтон, в плоскости которого изображен Иисус Христос. В храме в двух киотах установлены образы Благоверного князя Александра Невского и святителя Николая. Киоты выполнены в копии, как они изображены в архивных фотодокументах.

http://sobory.ru/article/?object=01025

Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь». ...11 августа 1723 г. древний Владимир огласился звоном многочисленных колоколов. Весь город собрался у стен Рождественского монастыря. В этот день после Литургии, согласно Величайшему повелению, рака с мощами св. благоверного князя Александра Невского была помещена в ковчег, богато украшенный и покрытый балдахином темно-вишнёвого бархата с позументами и увенчанный вызолоченным крестом. Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей — по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Сопровождать торжественную процессию Указом Святейшего Синода был назначен настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, «яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющий». Ему также надлежало наблюдать за тем, чтобы «ковчег с мощами через города и знатные места нести священным чинам». На всём пути следования, процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724 г., в третью годовщину Ништадтского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург. В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Пётр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с «ботиком Петра Великого» — родоначальником Русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освящённую к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского. По окончании строительства главного монастырского храма — собора св. Троицы (в 1790 г.), останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака. Она была сооружена в 1752 г. по указу Елизаветы и украшена надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг украшен чеканными барельефами, рассказывающими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа по окончании литургии всё столичное духовенство в белых серебристых одеждах, в сопровождении Владыки, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к Лавре.

http://elitsy.ru/holy/1998/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010