Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь». ...11 августа 1723 г. древний Владимир огласился звоном многочисленных колоколов. Весь город собрался у стен Рождественского монастыря. В этот день после Литургии, согласно Величайшему повелению, рака с мощами св. благоверного князя Александра Невского была помещена в ковчег, богато украшенный и покрытый балдахином темно-вишнёвого бархата с позументами и увенчанный вызолоченным крестом. Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей — по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Сопровождать торжественную процессию Указом Святейшего Синода был назначен настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, «яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющий». Ему также надлежало наблюдать за тем, чтобы «ковчег с мощами через города и знатные места нести священным чинам». На всём пути следования, процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724 г., в третью годовщину Ништадтского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург. В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Пётр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с «ботиком Петра Великого» — родоначальником Русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освящённую к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского. По окончании строительства главного монастырского храма — собора св. Троицы (в 1790 г.), останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака. Она была сооружена в 1752 г. по указу Елизаветы и украшена надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг украшен чеканными барельефами, рассказывающими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа по окончании литургии всё столичное духовенство в белых серебристых одеждах, в сопровождении Владыки, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к Лавре.

http://elitsy.ru/holy/1998/

Звон собора составляет 11 колоколов. На колоколах отлиты следующие изображения и надписи: На 1-м колоколе - образы Спасителя и св. Александра Невского. Надпись: " И ины овцы имам, яже не суть от двора сего и тыя ми подобает привести и глас мой услышать, и будет едино стадо и един пастырь. Иоан. 10, 16 " . " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора, начатаго постройкою в 1894 году с соизволения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III по почину и усердием Эстляндскаго Губернатора Князя Сергия Владимировича Шаховскаго и достроеннаго в царствование ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II стараниями Эстляндскаго Губернатора Евстафия Николаевича Скалона и членов председательствуемаго им комитета " . На 2-м колоколе - образы Благовещения Пресвятыя Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Надпись: " Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу " . " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора, закладка коего совершена Архиепископ. Рижск. и Митавск. Арсением. Колокол отлит при управлении епархиею Епископом Агафангелом " . На 3-м колоколе - образы прп. Сергия Радонежскаго и Вознесенья Господня. Надпись: " Кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем " . Пс. 23, 3 - 4. " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора. " На 4-м колоколе - образ св. князя Владимира. На всех остальных колоколах одинаковая надпись: " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора " . Источник : Все три иконостаса и четыре киота изготовлены по рисункам самого М.Т.Преображенского; работу выполнил мастер С.Абросимов, золотивший купола. Главный придел собора освящен во имя св. благоверного князя Александра Невского, правый придел - во имя прп. Сергия Радонежского, а левый - во имя св. равноапостольного князя Владимира. Иконы для иконостаса и четырех киотов были написаны на цинковых и медных досках в санкт-петербургской мастерской академика А.Н.Новоскольцева. Иконы следующие: В иконостасе главного придела в нижнем ярусе - иконы Спасителя, Богоматери, Архангела Михаила, Архангела Гавриила, Александра Невского и Гавриила Псковскаго. Пред правым клиросом - иконы Исидора Юрьевскаго и Сергия Радонежскаго. Пред левым клиросом - иконы св. княгини Ольги и св. князя Владимира. Над царскими вратами - Тайная вечеря. В верхнем ярусе - Спаситель на престоле, 6 икон 12-ти апостолов.

http://sobory.ru/article/?object=00141

Из Первосвятительского слова Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии и совершения чина великого освящения храма св. Александра Невского в Калининграде (6 декабря 2014 года): «Мы, конечно, почитаем святого благоверного князя не потому, что он был прекрасным дипломатом или полководцем. Мы его почитаем как святого Божиего угодника. И возникает вопрос: а в чем же проявилась его святость? Ведь он не творил чудес, не был церковным учителем. Он был государственным деятелем - да, успешным полководцем и мудрым дипломатом,- но разве этого достаточно, чтобы стать святым? Совсем нет. И вот для того, чтобы понять душу благоверного князя и увидеть в нем несомненную святость, нужно вспомнить о том, что он, прекрасно понимая, какие угрозы стоят перед страной, в том числе и с востока от Орды, которая в то время господствовала над страной нашей, делал все для того, чтобы оградить народ свой от погибели. Это делают многие правители и многие дипломаты. Обычно это связано с тем, что народ, видя эти добрые усилия государственных деятелей, отвечает им уважением, признательностью, доверием и даже почитанием. А святого благоверного князя Александра Невского многие на Руси не почитали, потому что он во имя спасения народа и страны добровольно принял на себя поношение, как принимали на себя поношение юродивые люди, которых пинали ногами, на которых плевали и которых называли сумасшедшими. Они свой ум, свою честь, свою человеческую гордость распинали Христа ради. Вот так же и святой благоверный князь распял свою гордость. Он понимал, что мало отразить нашествие с запада. Постоянно над Русью висела угроза полного уничтожения и разорения со стороны Орды, и не было у великого князя, да и у всех князей (даже если они объединились бы, хотя это было невозможно по многим причинам) совокупной силы, способной защитить народ от Орды. И тогда святой благоверный князь Александр предпринимает поездки в Орду, принимает там уничижение, а вернувшись домой, не встречает ни любви, ни поддержки со стороны страждущего народа...»

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Под фундамент желательно копать не канавы, а один общий котлован, и по выведении стен фундамента заполнить и затрамбовать подпольное пространство между стенами фундамента прочным грунтом, взятым из горы на противоположной стороне улицы. Церковь должна быть построена для 700 арестантов и для 200 прихожан, всего на 900 чел. Средства, по заявлению г. смотрителя тюрьмы надворного советника Сипягина, могут получиться из сбережений, до 50 000 руб. от возобновления 2-й половины центральной тюрьмы. При таких средствах и при арестантском труде, церковь на 900 чел. может быть построена каменная с деревянными куполами, обшитыми кровельным железом, причем желательно составить проект церкви, по возможности скромный, т.е. недорого стоящий, чтобы часть денежных средств осталось на покрытие других необходимых строительных расходов». 23 сентября 1891 г. генерал-губернатор генерал-лейтенант А.Д. Горемыкин обратился к иркутскому губернатору с распоряжением о «принятии зависящих мер к возможно скорейшему сооружению на счет ассигнованных кредитов на возобновление Александровской центральной тюрьмы, отдельно от последней здания церкви вместительностью на 700 арестантов, 100 нижних чинов местной и конвойной команд и 100 человек служащих при тюрьме и близ живущих родственников арестантов...». 26 октября 1891 г. священник тюремной церкви Иннокентий Писарев обратился к архиепископу Иркутскому и Нерчинскому Вениамину с просьбой о наименовании новой будущей церкви во имя Св. Благоверного князя Александра Невского. Основания для этого он приводил следующие: «1. Центральная тюрьма находится в с. Александровском, имеющем церковь Во Имя Святителя Николая, и, следовательно, нуждающемся в храме своего покровителя; 2. Самая тюрьма называется «Александровскою»; 3. Строящаяся в 1874—1875 гг. при ней церковь, освященная потом во имя Св. мученика Платона, первоначально предполагалась во имя св. Александра Невского, что видно из того, что в иконостасе на месте иконы престольной была икона этого святого, икона же св. мученика Платона стояла совершенно отдельно у правого клироса; 4. В память царствующего Императора Александра Александровича и 5. Имя Благоверного князя Александра Невского более общеизвестно и общепочитаемо, чем мученика Платона, и, наконец, 6. От сгоревшей церкви остались только св. сосуды, облачения и часть икон, так что вновь возводимый храм не будет иметь никакого отношения к сгоревшему как по своему местоположению, так и по характеру постройки (тот домовой, этот самостоятельный приходской)».

http://sobory.ru/article/?object=39209

б) Святый благоверный князь Александр Невский был, далее, мудрым правителем. Много мудрости нужно было иметь великому князю, дабы, с одной стороны, не ожесточить могучих властелинов, а с другой – защитить беззащитный народ от их насилия. Много требовалось мудрости, дабы управлять страною, в которой, по прошествии полчищ татарских, цветущие города и села были разоряемы и сжигаемы, народ разбегался от страха врагов, скрывался в лесах и других потаенных местах, ожидая себе поминутно смерти от меча варваров. Много нужно было мудрости управлять страною, состоящей из множества самостоятельных княжеств, действовавших порознь против общего врага. Но мудрость св. Александра Невского изыскивала средства ослаблять и отклонять эти трудности и беспорядки. Вспоминая о царственной мудрости святого благоверного князя Александра Невского, помолимся, братия, ему о том, да ниспошлет Господь Бог и возлюбленному Монарху нашему Благочестивейшему Государю Императору Николаю Александровичу премудрость, которая творит и царей славными, и подданных счастливыми. в) Третья царственная доблесть св. Александра Невского, прославляемая святою церковию, – это непобедимое мужество, приводившее в восторг и удивление всех современников. Невидимая помощь свыше, которой благоверный князь вверял себя с молитвою, видимо осеняла его во многих войнах с врагами земли русской, так что слава бранных подвигов его проникла во все страны мира. Но и по окончании своего земного поприща св. Александр Невский не оставил без попечения своего земли русской и на небе: явил помощь и по смерти своей князю Димитрию Донскому в борьбе его с татарами и исходатайствовал царю Иоанну победу над казанцами. В силу этого мы веруем, что он ныне ограждает молением своим и всех нас, и грады владычествия своего, и вся люди земли российския, споборствуя на сопротивные наследникам своим императорам всероссийским. (Троп. св. Алекс. Невск.). А веруя в это, вознесем усердные молитвы к святому защитнику земли русской, да почиет тот же дух непобедимого мужества и крепости и на Августейшем Монархе нашем, да сотворит и его Господь Бог врагом победительна, злодеем страшна.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 1996 г. храм получил малый иконостас с иконами житийного цикла Св. кн. Александра Невского работы палехских мастеров — дар патриарха Алексия II. Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова» К сожалению, в вышепомещённой статье Олега Гусарова содержится ряд серьёзных неточностей. Церковь была построена по типовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901г. (арх.Фёдор Михайлович Вержбицкий). Всего в Российской Империи 1916г. было выстроено не менее 60-ти таких церквей. Данный храм для 96-го Омского пехотного полка, расквартированного во Пскове, был заложен 11 Июня 1907г., в течение года выстроен и торжественно освящён 4 Октября 1908г. епископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким). В 1924г. храм был закрыт, а в последующие годы обезглавлен и превращен в так называемый " революционный красноармейский театр " , с 1947г. ставший гарнизонным Домом офицеров, а в последствие превращенный в обычный склад. В 1990г. храм был возвращен РПЦ и благодаря трудам его настоятеля прот.Олега Тэора стал быстро возрождаться и восстанавливаться (проект его восстановления был разработан московскими арх.А.И.Храмцовым и Н.С.Василенко). С 1992г. в храме начались регулярные Богослужения. Неподалеку от него в 1996г. была выстроена часовня во имя Державной иконы Божией Матери, рядом с которой установлены плиты с именами псковичей, погибших при выполнении воинского долга в мирное время. В настоящее время при Александро-Невской церкви, которая является воинским храмом 76-й десантно-штурмовой дивизии, работают воскресная и иконописная школы, библиотека и музей. Цитовичъ Г.А. Храмы Армии и Флота. Историко-статистическое описание. Въ 2-х частяхъ. Пятигорскъ, 1913, стр.115 Василенко А., Василенко Н. Не в силе Бог, а в правде. История храма святого благоверного князя Александра Невского, 4-е изд., исправленное и дополненное, Псков, 2007 Воинский храм благоверного великого князя Александра Невского был выстроен для расквартированного в Пскове 96-го Омского полка. История полка берет свое начало с 1797 года, когда генерал-поручик М.И. Кутузов, будущий победитель Наполеона, сформировал егерский полк из наиболее образованных и боевых офицеров. Полк со славою участвовал в Отечественной войне 1812 года, а название Омского получил в 1863 года после слияния его с Копорским мушкетерским полком, созданном в 1803 году и также покрывший славой свои знамена в войне с французами.

http://sobory.ru/article/?object=01923

Русская православная община при Ташкентском городском кладбище была зарегистрирована в 1941 году, ей передан был храм Святого благоверного великого князя Александра Невского. В 1944 году группа верующих, последователей патриаршей церкви, возбудила ходатайство о регистрации их как самостоятельной общины и передачи им церкви-часовни, расположенной на кладбище. Часовня была передана общине при условии, что в церкви-часовне не будет совершаться параллельных служб, а часовня будет использована по своему обычному назначению, для отпевания покойников. После всенародного покаяния, причт и храм воссоединились с православной церковью. В 30-е годы XX в. здание церкви сильно пострадало от пожара. В начале 60-х годов возвели новые купола. В мае 1996 года впервые были отреставрированы могилы святителей. Здесь нашли место упокоения Ташкентский митрополит Никандр (+18 февраля 1933 года), Ташкентский митрополит Арсений (+28 февраля 1936 года) Ташкентский митрополит Гавриил (+28 февраля 1971 года). Проведена реставрация и самого храма святого благоверного великого князя Александра Невского. На реставрационные работы ушло четыре месяца. Восстановлены своды, стены, переписаны заново фрески и поврежденные иконы Иверской Божией Матери, Александра Невского и большое Распятие. Цвет для стен - цвет " морской волны " и его оттенков. Фрески - ярких цветов. Розетка купола сияет всеми цветами радуги и золотом. В центре фрески - изображение Святой Троицы: Бог - Отец, Бог - Сын и Бог - Дух Святой в виде голубя, распростершего крылья. По бокам и ниже - сонм Ангелов и Архангелов, св. Иоанн Креститель, молящиеся о прощении грехов человеческих. Фреска развернута во всю стену над полом. Освящена была осенью 1996 года, как и все то. что подвергалось реставрации. На Боткинском кладбище расположены могилы десятков священников, диаконов, монашествующих - почти все старое священство Ташкента. В числе наиболее почитаемых - захоронение архимандрита Бориса (Холчева). " (По материалам сайта OrexCA.com - Your Ultimate Virtual Travel Guide in Central Asia! )

http://sobory.ru/article/?object=04773

Справочная книга по Томской епархии/составлена служащими консистории под руководством В.А. Карташева в январе-марте мес. 1914 г./Томск: Товарищество " Печатня С.П. Яковлева " , 1914 г. Кирпичная церковь в русско-византийском стиле, построенная в 1882-1887 по проекту, близкому к образцовому. Сооружена попечением купца К. Кривцова в память Александра II. Восьмигранный объём храма увенчан световым куполом и небольшой трапезной связан с колокольней. Первоначально однопрестольная, ныне существуют Покровский и Алексия, человека Божия, приделы. Закрыта в 1934, в 1946 открыта и вновь закрыта в 1962, долгое время пустовала. Возвращена верующим в 1990, отремонтирована. В 1992 при церкви создан женский монастырь. http://vsemmirom.com/hrams/ При въезде в Колывань открывается панорама посёлка с красивой бело-голубой церковью во имя св. Александра Невского. История этого храма во многом похожа на историю других храмов, историю славную, а в годы советской власти – трагичную. В конце 70-х гг. XIX в. жителями Колывани было принято решение о строительстве храма вместимостью на 700 человек; храм решили посвятить Покрову Пресвятой Богородицы. Но в 1881 г. в Санкт-Петербурге был убит Император Александр II, и колыванский купец Кирилл Кривцов обратился в Священный Синод с просьбой разрешить ему постройку храма во имя святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя покойного царя. Прошение Кривцова было удовлетворено; сооружение храма началось в 1881 г. и велось на личные средства купца, к тому времени внёсшего пожертвования на Свято-Троицкий собор в г. Колывани и Никольской церкви в с. Большое Кривощёково на левом берегу Оби. 4 декабря 1887 г. новосооружённая церковь была торжественно освящена Преосвященным Исаакием (Положенским), епископом Томским. Записи в клировой ведомости Александро-Невской церкви гласят: «Зданием церковь каменная с таковою же колокольнею, прочна. Престол в ней один - во имя св. благоверного князя Александра Невского. Утварью, при ежегодном подновлении оной, достаточна». Описания внутреннего убранства храма не сохранилось. Известны лишь размеры иконостаса: длина 756 см и высота 936 см. Также известно, что церковь отапливалась пятью голландскими печами. Храм был огорожен кованой металлической оградою.

http://sobory.ru/article/?object=19203

Благоверный князь Александр Невский защитник веры Православной, укрепил землю Русскую, свой грудью защитил Православную веру, наш народ. От этой громадной массы монгол - язычников он спас и Западную Европу. Русь ослабила татар, и они не смогли разрушить западно - европейскую культуру, а нашу, древне - русскую, они разрушили: были разрушены многие русские города, сожжен Киев - мать русских городов. Но при нем наше государство было защищено, была сохранена Православная вера и земля, где он правил - Новгородская, и Псковская были сохранены, и здесь не было ига. Возвращаясь из Золотой Орды, он умер, прежде приняв монашество с именем Алексий в Городце. Русские князья были бескорыстны, был бескорыстен и князь Александр Невский. Мы это не очень понимаем, но многие князья и княгини православные, русские принимали перед смертью постриг, монашество. Это говорит о том, что он или свое имение, или часть отдавал в монастырь. И начинается другая жизнь в монашестве. В монастыри шли князья правители, бояре, военноначальники. Где они находили молитвенный покой, и монастыри записывали предания, записывали какие - то факты, описывали чудеса, и, когда составлялось Житие того или иного святого, монастыри могли предоставить свой документальный фактический материал. Императрица Екатерина I учредила орден благоверного великого князя Александра Невского, и в Великую Отечественную войну этот орден был восстановлен, им награждались только офицеры за геройство и отвагу, проявленные в бою, сохранившие жизни солдат. У нас в дивизии много десантников кавалеров ордена св. Александра Невского, есть и церковно - общественная награда св. Александра Невского. При нашем храме проводятся чтения в память св. Князя, теперь такие же чтения, в которых специалисты и знатоки рассказывают о Князе и его подвигах, будут проходить и в нашей десантной дивизии. В середине 90- х годов в дивизии одному из полков, впервые в истории десантных войск была вручена икона св. Александра Невского от Церкви по благословению Владыки, как полковая святыня. Командир полка прочитал " Верую! " на память, и по желанию полка полк стал носить имя св. Александра Невского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В 1839 г. был составлен проект плана господином Витбергом и в том же году было получено разрешение высшего начальства на построение храма по сему плану. 20 августа 1839 г. была совершена закладка храма и тотчас начались работы по сооружению собора. С 1841 г. работа была приостановлена за неимением строительных материалов. 12 мая 1847 г. снова началась кладка, которая и была кончена 28 августа 1848 г. В 1864 г. торжественно собор освящен: главный придел во имя Св. Благоверного князя Александра Невского – 8 октября, правый придел во имя Св. Георгия и Праведной Анны – 11 октября, а левый придел во имя Св. князя Владимира – 18 октября. В.И. Шабалин. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии» Начат постройкой в 1839 г., в память посещения в 1824 г. Вятки Государем-императором Александром I по плану архитектора академика Витберга, окончен и освящен в 1864 г. 8 октября. Построен на пожертвования, собранные со всего Вятского края. К сему собору приписан Богоявленский собор, каменный, построен в 1710 г. Зданием каменный, с четырмя по углам башнями, из коих на 1 помещаются колокола. Престолов в нем три: главный во имя благоверного Великого князя Александра Невского; правый придел во имя св.мч. Георгия и праведной Анны; и левый во имя святой равноапостольного Великого князя Владимира. Утварью достаточен. Причта по штату в 1885 г. положено: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. Земли при сем соборе усадебной около 1500 кв. сажень, сенокосной 2 дес. и 2233 кв. сажень, документ на сии земли есть. Усадебной землею священо-церковнослужители владеют сами, а сенокосная отдается в аренду по дом условию, получая с арендатора в год до 20 р. Александро-Невскому собору принадлежит 2 каменных дома, из коих 1-этажный пожертвован чиновницею Алексеевою, а другой 2-этажный пожертвован Вятским купцом Георгием Митяниным. В первом доме кварирует протоиерей, второй дом отдается согласно духовным завещаниям в арендное содержание и весь доход от арендатора поступает в церковную казну. Прочие члены причта, служащие при соборе священник и диакон, состоящий на диаконской вакансии, имеют помещения в домах, приписанных к соборной Богородицкой церкви; штатный диакон и состоящий на псаломщической вакансии диакон получают квартирное пособие от собора.

http://sobory.ru/article/?object=23541

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010