ЖУРНАЛ 12 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о переговорах между делегациями Русской Православной Церкви и Константинопольской Православной Церкви, а также о ходе реализации ранее достигнутых договоренностей. СПРАВКА: На состоявшихся 15-16 апреля 2003 года в Москве собеседованиях делегацию Константинопольского Патриархата составляли генеральный секретарь Священного Синода митрополит Филадельфийский Мелитон и архиепископ Скопелосский Всеволод. Московский Патриархат представляли председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, секретарь по межправославным отношениям ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов. Обсуждались вопросы межправославных отношений, представляющие взаимный интерес. Переговоры проходили в атмосфере братской любви и взаимопонимания. Стороны согласились продолжить консультации с целью координации совместных действий, направленных на сохранение церковного единства в согласии со священными канонами. В частности, предметом обсуждения было положение в Эстонии. До сведения представителей Константинопольской Православной Церкви была повторно доведена озабоченность Священного Синода Русской Православной Церкви, выраженная в определениях от 17 июля 2001 года и 17 июля 2002 года в связи с длительной задержкой ответа Константинопольского Патриархата относительно соглашения по эстонскому вопросу, выработанного на переговорах делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов 19 февраля 2001 года в Берлине и предусматривающего окончательное урегулирование имущественных разногласий. Священным Синодом Русской Православной Церкви данное соглашение было одобрено 22 февраля 2001 года. По завершении переговоров от Преосвященного митрополита Филадельфийского Мелитона было получено официальное извещение о том, что Священный Синод Константинопольского Патриархата единогласно одобрил достигнутую в Берлине принципиальную договоренность по урегулированию имущественных вопросов в Эстонии, о чем Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей направил соответствующее письмо Преосвященному митрополиту Стефану, возглавляющему Константинопольскую церковную структуру в этой стране.

http://sedmitza.ru/lib/text/429517/

«Совесть православного епископа не позволяет молчать» Особое мнение митрополита Видинского Даниила Митрополит Видинский Даниил (Николов) 17 мая 2019 года митрополит Видинский Даниил (иерарх Болгарской Православной Церкви) обратился с письмом к епископам некоторых Поместных Православных Церквей, в котором подверг жесткой критике действия Патриарха Варфоломея в украинском церковном вопросе. По этому поводу Священный Синод Болгарской Православной Церкви на своем заседании 12.06.2019 г. принял следующее решение : «Положение, выраженное митрополитом Даниилом в его письме, отправленном митрополитам различных Поместных Православных Церквей, является его личным мнением, от которого Св. Синод категорически отмежевывается. По поставленным митрополитом Даниилом вопросам Св. Синод решения не имеет». В этот же день митрополит Ловчанский Гавриил выступил со следующим уточнением : «По вопросам о новой церковной” структуре на Украине и о содержании томоса, выданного Вселенским Патриархом этой структуре, Св. Синод отмежевался от личного мнения митрополита Даниила, поскольку это еще не было предметом решения Синода и не рассматривалось по существу». А 13.06.2019 на официальном сайте БПЦ было опубликован текст вышеуказанного письма владыки Даниила, а также его «Особое мнение», объясняющее высказанную им позицию. Его текст мы представляем своим читателям ниже. Особое мнение митрополита Видинского Даниила 7 марта с.г. мы отправили Его Святейшеству Болгарскому Патриарху Неофиту и всем митрополитам – членам Священного Синода письмо, в котором выразили свое мнение относительно действий Константинопольского Патриархата в связи с церковным вопросом на Украине и относительно того, каким образом эти действия непосредственно касаются и угрожают автокефальной Болгарской Православной Церкви (Болгарскому Патриархату), как и Православной Церкви в целом. Это письмо, переведенное на греческий язык, мы отправили частным образом Предстоятелям некоторых Поместных Церквей – Александрийской, Иерусалимской, Кипрской, Элладской и Албанской. В переводе на английский язык письмо было тем же частным образом отправлено иерархии Румынской Православной Церкви. Проблемы технического порядка воспрепятствовали отправке письма и другим Поместным Церквям, которые до сих пор не выразили официальную позицию по украинскому церковному вопросу.

http://pravoslavie.ru/121841.html

Для разъяснения позиции Русской Православной Церкви было принято Заявление Священного Синода . · 25 сентября состоялось заседание Синода Украинской Православной Церкви в Киево-Печерской Лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Онуфрия. Здесь была дана оценка законопроектам, которые «имеют целью юридическую ликвидацию Украинской Православной Церкви путем ее рейдерского захвата через смену названия, противоправное вмешательство в органы управления и захват имущества (святынь, храмов и монастырей)». · 17 сентября российский военно-транспортный самолет ИЛ-20 был сбит над Средиземным морем сирийской системой ПВО, нацеленной на 4 израильских истребителя F-16, которые перед этим атаковали территорию Сирии. Погибли 15 российских военных. · 23 сентября официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков возложил с фактами в руках всю вину за гибель российского самолета на ВВС Израиля. · 24 сентября министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что в течение двух недель Россия передаст Сирии современный комплекс ПВО С-300. При этом министр напомнил, что Россия отказалась от передачи данного комплекса Сирии в 2013 году по просьбе руководства Израиля. Такова благодарность! О последствиях передачи Сирии С-300 Шойгу сказал: Это обеспечит централизованное управление всеми силами и средствами ПВО Сирии, ведение мониторинга воздушной обстановки и оперативную выдачу целеуказаний. Главное , будет гарантирована идентификация всех российских воздушных судов сирийскими средствами ПВО. · 15 октября в Минске состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с провокационными действиями Константинопольского Патриархата. В принятом здесь заявлении сказано: С глубочайшей болью Священный Синод Русской Православной Церкви воспринял опубликованное 11 октября 2018 года сообщение Константинопольской Патриархии о принятых решениях Священного Синода Константинопольского Патриархата: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/05/le...

Первоочередной пастырской заботой в Автономной Эстонской Православной Церкви оставалось попечение о браке и семье, о религиозном воспитании детей, раскрытие в сознании пасомых сущности супружеского и семейного служения в браке, являющегося, по слову апостола, великой тайной по отношению ко Христу и Церкви ( Еф. 5:32 ). Переход православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата 25 ноября 1921 г. на Константинопольский патриарший престол был избран митрополит Афинский Мелетий (Метаксакис), занимавший Константинопольскую кафедру около двух лет (до 20 сентября 1923 г.). Его решения по ряду принципиальных вопросов межцерковных и межхристианских отношений преступили допустимые для отдельной поместной православной Церкви канонические пределы и нарушили традиционный братский характер межправославных связей. Еще в 1921 г. Афинский митрополит Мелетий без согласия священноначалия Русской Православной Церкви, окормлявшей православных всех национальностей в Северной Америке в силу исторического первенства своей миссии в этом регионе, создал Греческую архиепископию Северной и Южной Америки под юрисдикцией Священного Синода Элладской Православной Церкви с центром в США. Став Патриархом Константинопольским, Мелетий IV в декабре 1921 г. на конференции православных епископов Америки заявил о праве Константинопольского Патриарха на юрисдикцию над всей православной диаспорой, в том числе и над Алеутской и Североамериканской епархией Русской Православной Церкви. Против этого притязания высказались все участвовавшие в конференции архиереи во главе с митрополитом Платоном (Рождественским). Вольно или невольно, но наибольший ущерб внешняя деятельность Патриарха Мелетия IV причинила Русской Православной Церкви. 1 марта 1922 г. по инициативе своего председателя Священный Синод Константинопольской Церкви принял решение об обязательном и исключительном подчинении Константинопольскому Патриарху всей православной диаспоры всего православного рассеяния и всех православных приходов и епархий, находящихся вне границ государств, в пределах которых пребывают поместные православные Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мелетий Метаксакис (1871–1935) – митрополит Кипрской Церкви (1910– 1916); Архиепископ Афинский и всея Эллады (1918–1920); Вселенский Патриарх (1921–1923); Папа и Патриарх Александрийский (1926– 1935). Активная церковно-политическая деятельность Мелетия началась в 1918 году, когда при поддержке своего родственника Елефтериоса Венизелоса, находившегося во главе греческого правительства, он стал Архиепископом Афинским и всея Эллады. В ноябре 1921 Венизелос был смещён с поста премьер-министра Греции, а в декабре 1921 года Священный Синод Элладской Церкви низложил Мелетия Метаксакиса за целый ряд нарушений канонического права, а также за учинение схизмы. Вопреки этому решению 24 января 1922 года Мелетий был возведен на Константинопольский престол, а затем под сильным политическим давлением постановление о его низложении было отозвано. Это избрание было обусловлено влиянием Венизелоса и активной поддержкой Мелетия протестантскими епископами в Англии и Америке, т.е. выстраивалась политическая конструкция, полезная и для международных, и для греческих национальных интересов. Все архиереи Константинопольского Патриархата, не согласные с этим избранием, были отстранены и заменены другими. С момента избрания Мелетия Константинопольским Патриархом начинается совершенно новая глава в истории Православной Церкви. Мелетий провел ряд реформ и повлиял на принятие многочисленных постановлений, имевших весьма трагические последствия: признание действительности англиканского рукоположения, изменение календаря Православной Церкви, рассмотрение вопросов о фиксированном дне празднования Пасхи, вступлении в брак после рукоположения в диакона и пресвитера, второбрачии священников, ослаблении постов и т.д. Как Вселенский Патриарх, Мелетий осуществлял попытки пересмотра взаимоотношений между Поместными Православными Церквами на основании вопроса о статусе их диаспор. Он пытался расширить толкование 28 правила IV Вселенского Собора, считая, что все церкви в странах «варварских» (т.е неправославных) принадлежат юрисдикции Патриарха Константинопольского. Решения Константинопольского синода 1922 г. и так называемого Всеправославного конгресса 1923 г. привели к резкому осложнению взаимоотношений в православном мире. В сентябре 1923 года при сильном давлении греческого правительства и вмешательстве Афинского архиепископа патриарх Мелетий отрекся от патриаршего престола и покинул Стамбул (с 1926 по 1935 гг. занимал кафедру патриарха Александрийского).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Отношения между Константинопольской и Элладской Церквами продолжают накаляться 23.02.2016 Отношения между Константинопольским Патриархатом и Элладской Православной Церковью в преддверии Всеправославного собора выходят на новый виток. Об этом пишет Romfea. В Константинопольской патриархии отреагировали на многократные публикации, касающиеся причины отсутствия архиепископа Афинского и всея Греции на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (Швейцария). Напомним, ранее сообщалось, что архиепископ Иероним не присутствовал на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей «по личным причинам». Однако на недавнем заседании Священного Синода греческий иерарх опроверг эту информацию, указав, что причины были не личными. В ответ на это 19 февраля Константинопольская патриархия придала гласности письмо архиепископа Афинского Иеронима к патриарху Константинопольскому Варфоломею от 8 декабря 2015 года, в котором он сообщает патриарху о том, что не будет участвовать в работе Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей «по личным причинам». «На Священном Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей, созыв которого пройдет с 21 по 28 предстоящего месяца января 2016 года, по личным причинам, препятствующим нашему смирению принять в нем участие, Священный Синод Церкви Греции будут представлять Преосвященнейшие митрополиты Каристиас и Скиру Серафим, Перистерийский Хризостом и Илийский Герман…», – говорится в письме. На следующий день, 20 февраля 2016 года, Священный Синод Греческой Православной Церкви опубликовал последнее письмо, которое получил патриарх Константинопольский от архиепископа Иеронима перед Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей. При этом датируется оно 13 января 2016 года. «Для лучшего осведомления электронных СМИ, относительно публикаций, в которых упоминается делегация Греческой Церкви на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (Швейцария), и чтобы впредь не складывалось ошибочного впечатления об этом, высылаем Вам из архива Священного Синода точную копию недавнего письма архиепископа Иеронима, датируемого 13 января 2016 года, касающегося делегации нашей Церкви на Синакс Предстоятелей Поместных Церквей, который проходил с 21 по 28 января 2016 года в Шамбези.

http://drevo-info.ru/news/20251.html

В Санкт-Петербурге завершилось заседание Священного Синода Авг 24, 2023 Комментарий , Новости , Событие Санкт-Петербург, 24 августа . Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о некоторых ключевых решениях, принятых на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось сегодня под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге. Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ рассказал, что во время заседания члены Синода заслушали сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся 19 июля Архиерейском Совещании и его итогах. «Синод постановил выразить удовлетворение в связи проведением Архиерейского Совещания и благодарить Святейшего Патриарха Кирилла за руководство работой Архиерейского Совещания и представленный доклад», — сообщил В.Р. Легойда. По словам представителя Церкви, Синод утвердил Постановление Архиерейского Совещания, а также документ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», выразив благодарность Синодальной библейско-богословской комиссии за его подготовку. Члены Священного Синода также заслушали сообщение Святейшего Патриарха об учреждении Патриаршей гуманитарной миссии на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. «По итогам обсуждения, с целью дальнейшей координации и системного развития оказания гуманитарной помощи мирным жителям, в том числе православному духовенству на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также с целью координации оказания помощи раненным военнослужащим, находящимся в медицинских учреждениях на территории перечисленных регионов, Синод постановил учредить постоянно действующую Патриаршую гуманитарную миссию на упомянутых территориях», — сообщил В.Р. Легойда.

http://sinfo-mp.ru/v-sankt-peterburge-za...

Ни один член священною синода не имеет права отказаться от подачи своего каноническою голоса во время избрания в храме, когда из трех кандидатов избирается один. Но, подав свой голос, член синода обязан подчиниться решению большинства, хотя потом и может записать в протоколе свое мотивированное мнение, несогласное с мнением большинства. Иногда же коллизии, возникающие при избрании митрополитов, решаются так, что иерарх, колеблющийся в своем суждении, подает свой бюллетень чистым, не заполненным именем кого-либо из кандидатов. Патриарх совсем не принимает участия, в голосовании, происходящем в храме, – в силу доверия и передачи своего полномочия подчиненным ему митрополитам, а равно для совершенного беспристрастия в исполнении важнейшего избирательного акта. Патриарх выступает перед священным синодом с своим непосредственным авторитетным участием лишь тогда, когда избрание синода в равной степени склонится в пользу двух кандидатов – такое равенство разрешается голосом патриарха. Факты подобного рода бывают, хотя и редко. Например, при избрании Стромницкого митрополита в 1910 году получилось равенство голосов ( σοψηφα) в пользу Арсения, епископа Иринопольского, и Германа, епископа Мелитопольского. Это равенство голосом патриарха Иоакима ИП было разрешено в пользу епископа Арсения 355 . После избрания нового митрополита путем канонического голосования в храме, возможны и бывали случаи отказа от кафедры и архиерейства. Так, архимандрит Димитрий Георгиади, избранный в 1910 г. на Корицкую митрополичью кафедру, отказался от избрания и до настоящего времени состоит в сане архимандрита и в должности профессора Халкинской богословской школы. Как же священный синод поступил в последующем замещении Корицкой кафедры? При первом ее замещении, состоявшемся 13 мая, другими кандидатами были митрополиты Герман Стромницкий и Тимофей Месимврийский. Но последний в заседании 18 мая был избран на Воденскую митрополичью кафедру. Поэтому, когда вновь возник вопрос о Корицкой кафедре в ведении священного синода оставался только один, ранее одобренный кандидат – митрополит Герман. В виду канонической невозможности, при таких условиях, производить замещение Корицкой кафедры, священный синод устроил полное новое избрание, с указанием трех кандидатов (еще митрополита Меленикского и епископа Елейского), из которых избрал одного – Стромницкого митрополита Германа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Все дела всегда обсуждаются синодом совместно с патриархом; в случае равного разделения голосов, голос патриарха даёт перевес. Все члены синода между собой равны, а честь занимаемой кафедры, определяемая положением её в общем списке константинопольских епархий, даёт тому или иному иерарху право только на место во время заседаний и на богослужениях. Всякое оскорбление, нанесённое патриархом в синодальном заседании одному из членов синода, по поводу его мнения или голоса, признаётся оскорблением всего синода; со своей стороны, и синод обязан иметь уважение к патриарху. При синоде состоят первый и второй секретари, назначаемые патриархом и синодом из лиц духовных; они управляют канцелярией, но не имеют на заседаниях голоса, ни совещательного, ни решающего. Синод заседает три раза в неделю. Всякое дело, рассматриваемое в синоде, должно быть занесено в протокол, который и подписывается членами. Церковные документы, представляемые Высокой Порте, должны быть скреплены шестисоставной печатью; каждая часть её сохраняется у одного из шести членов, не выходящих в данном году из состава синода, а ключ всегда находится у патриарха. Патриарх, совместно с синодом, заботится о безбедном существовании лишённых кафедры патриархов, а равно митрополитов и епископов, как епархиальных, так и титулярных, печётся о просвещении клира и народа, церковном благочинии, филантропических народных учреждениях и т. д. Изложенный канонисм касательно священного синода действует в константинопольской церкви и в настоящее время без всяких изменений. Лишь некоторые новейшие патриархи делали попытку обойти его распоряжение об избрании членов синода по очереди, заменяя его избранием по достоинству или чести кафедры. Так было, например, при патриархах Анфиме VI, Иоакиме II, Иоакиме IV, Дионисии V и особенно Неофите VIII. Но так как это нововведение напоминало времена геронтизма, то против патриархов был поднят сильный протест, закончившийся обращением к Порте. Но турецкое правительство, сверх ожидания, признало за патриархами право на такое назначение членов синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Более половины всей совокупности православных верующих мира не находятся в общении с Константинопольским Патриархатом 6 ноября 2018 г. 20:11 В интервью итальянскому агентству SIR председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал о ситуации, которая сложилась в связи с антиканоническими шагами Константинопольского Патриархата, из-за которых Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным продолжение евхаристического общения с ним. — Расскажите, пожалуйста, об атмосфере, в которой проходило заседание Священного Синода в Минске, и о том, с какими чувствами было принято решение о прекращении евхаристического общения с Константинополем. — В Заявлении , с которым Священный Синод Русской Православной Церкви выступил 15 октября, говорится: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами». Упоминание о великой скорби — не просто словесная фигура: решение было очень тяжелым, но, к сожалению, последние шаги Константинополя не оставили нам иного выбора. Мы не закрывали двери для диалога. В конце августа с целью братского обсуждения складывавшейся ситуации с Патриархом Константинопольским Варфоломеем Стамбул посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Наш Синод призывал и продолжает призывать к общеправославному рассмотрению имеющихся вопросов. Такие же предложения, кстати, прозвучали и из других Церквей. Но Константинополь, следуя продвигаемой им теперь теории о некоем особом статусе Патриарха Константинопольского, сравнимом со статусом Папы Римского в мире католическом, отверг все призывы к соборному решению проблем и своими действиями разрушил единство мирового Православия.

http://patriarchia.ru/db/text/5297733.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010