15 декабря 2018 года при участии иерархов Константинопольского Патриархата и под контролем украинских властей состоялось собрание представителей неканонических групп Украины, объявивших о создании новой религиозной структуры. Синод Украинской Православной Церкви решением от 17 декабря признал нелегитимным собрание раскольников и подверг каноническим прещениям двух иерархов Украинской Православной Церкви, принявших участие в этом собрании. Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 2018 года (журнал 98) подтвердил данное суждение, подчеркнув антиканонический характер вторжения Константинопольского Патриархата на Украину, созыва так называемого объединительного собора раскольников под руководством президента Украины Петра Порошенко и иерархов Константинопольского Патриархата, а равно и создания нового неканонического сообщества на Украине. Священный Синод также выразил глубокую озабоченность в связи с принятием на Украине дискриминационного законодательства, направленного против Украинской Православной Церкви, и обратился к Священноначалию Поместных Православных Церквей с просьбой о поддержке ее Священноначалия, духовенства и верных чад. Участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 23-24 сентября 2021 года, постановили признать прибытие в Киев Патриарха Константинопольского Варфоломея с сопровождающими его лицами без приглашения от Патриарха Московского и всея Руси, митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и законных иерархов Украинской Православной Церкви грубым нарушением канонов, в частности, 3-го правила Сардикийского Собора и 13-го правила Антиохийского Собора. Синод осудил направленные на разрушение единства Православия продолжающиеся антиканонические деяния Константинопольского Патриарха, а также отметил сугубо политический характер состоявшегося визита Патриарха Варфоломея, обнаруживающий его зависимость от внешних по отношению к Церкви сил. Сохраняя благодарную память о заслугах Святой Константинопольской Церкви в деле просвещения Руси светом Христовой веры, члены Священного Синода подчеркнули, что благородные подвиги приснопамятных Святейших Патриархов Константинопольских в прошлом не оправдывают нынешних канонических преступлений Патриарха Варфоломея, поддержавшего раскол и вступившего в церковное общение с лицами, которые именуют себя православными архиереями, но не имеют канонической хиротонии.

http://radonezh.ru/2021/09/24/svyashchen...

В пределах Смоленской области образована Смоленская митрополия, включающая в себя Смоленскую и Вяземскую епархии. Главой митрополии назначен Преосвященный Смоленский и Рославльский Исидор (журнал Епископом Вяземским и Гагаринским Синод постановил избрать архимандрита Сергия (Зятькова), клирика Смоленской епархии. Преосвященным Петрозаводским и Карельским, главой Карельской митрополии, Синод постановил быть архиепископу Курганскому и Шадринскому Константину, председателю Синодальной богослужебной комиссии (журнал 9). Преосвященным Биробиджанским и Кульдурским назначен епископ Бикинский Ефрем, викарий Хабаровской епархии (журнал На вакантную кафедру Чистопольской епархии назначен иеромонах Пармен (Щипелев), клирик Ростовской епархии (журнал Синод удовлетворил повторное прошение, поданное митрополитом Ижевским и Удмуртским Николаем о почислении его на покой по состоянию здоровья в связи с достижением возраста, превышающего 75 лет. Преосвященным Ижевским и Удмуртским, главой Удмуртской митрополии, определено быть епископу Сарапульскому и Можгинскому Викторину; ему же поручено временное управление Сарапульской епархией (журнал Заслушав прошение митрополита Омского и Таврического Владимира о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия, Синод благословил митрополиту Владимиру продолжить управление Омской епархией. На заседании Синода было заслушано сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о состоявшемся с 18 по 22 февраля с.г. визите в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна X. Синод постановил выразить поддержку братской Антиохийской Православной Церкви в связи с продолжающимися страданиями христиан на Ближнем Востоке (журнал 3). Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, огласил доклад о совершенной Священным Синодом Константинопольской Православной Церкви канонизации преподобного Паисия Святогорца. Синод постановил включить имя преподобного Паисия в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования его памяти 29 июня/12 июля, как это установлено в Константинопольской Православной Церкви (журнал

http://patriarchia.ru/db/text/4067704.ht...

Не довольствуясь этим, Григорий требовал «от пребывавших в то время в Константинополе русских архиепископов Анастасия и Александра прекратить выступления против советской власти, не поминать патриарха Тихона и давал им совет признать власть большевиков. Не встретив с их стороны сочувствия, он назначил следствие и запретил их в священнослужении. Он обращался к Сербскому патриарху Димитрию с просьбой закрыть Русский Архиерейский Синод в Сремских Карловцах, на что получил отказ. Летом 1924 г. Евдокимовский Синод, естественно при поддержке ГПУ, усиленно распространял в печати слухи о том, что Вселенский Патриарх отстранил Патриарха Тихона от Управления Российской Церковью («Известия» от 1 июня 1924 г.) и даже запретил его в священнослужении. План ГПУ состоял в том, чтобы устами Вселенского Патриарха поддержать обновленцев как ядро Русской Церкви, а Патриарху Тихону внушить, что ему лучше удалиться от Патриаршества. ГПУ использовало свои возможности для того, чтобы в глазах Вселенского Патриарха именно обновленцы выглядели законной Церковью. Однако, следует подчеркнуть, что канонически Константинопольский Патриарх имеет только первенство чести перед Патриархом Русским, но не имеет никакой власти над ним. Более того, 2-е правило II Вселенского собора запрещает епископу вмешиваться в дела другой епархии. Однако, несмотря на это ГПУ и обновленцы все же надеялись использовать Константинопольского Патриарха для смещения Патриарха Тихона. 17 апреля 1924 г. на заседании Синода в Константинополе было принято решение о посылке специальной миссии в Россию для изучения состояния церковных дел, причем из послания следует, что Патриарх понимает проявления русской церковности сводит к Живой Церкви . Одновременно с проведением плана внедрения Красницкого ГПУ проводился план дискредитации Патриарха Тихона в глазах Константинопольского Патриарха и склонения его на сторону «Живой Церкви». 30 апреля был утвержден состав комиссии , а 6 мая в своей речи перед Синодом Константинопольский патриарх Григрий VII призвал Патриарха Тихона добровольно отказался от Патриаршества и немедленно удалился от Церковного Управления. Синод принял решение о том, чтобы комиссия в своей работе «определенно опиралась на церковные течения, верные Правительству СССР» т.е. на обновленцев, Синод также высказался в пользу отречения Патриарха и упразднения патриаршества в России . Работа комиссии в СССР по замыслу ГПУ призвана была поддержать обновленческое движение и оказать дополнительное давление на Патриарха во время переговоров с Красницким.

http://pravoslavie.ru/57498.html

Раскол был поддержан Константинопольским Патриархом Варфоломеем, который 25 мая 1995 года по радио призвал православных верующих Эстонии " скорейшему возрождению Эстонской Автономной Православной Церкви в непосредственном общении с Вселенским Патриархатом " . " Неоднократные призывы со стороны Московского Патриархата к Константинопольской Патриархии проявить благоразумие " не принесли успеха. Раскол углублялся, и 23 февраля 1996 года Священный Синод Русской Православной Церкви признал " данную акцию раскольнической, вынуждающей нашу Церковь приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом, а также прекратить поминовение Патриарха Константинопольского по диптиху Предстоятелей Поместных Православных Церквей " . Однако вскоре после переговоров на Совместной комиссии Константинопольского и Московского Патриархатов и принятия меморандума евхаристическое общение было восстановлено. В Заявлении подробно рассматривается дальнейший ход событий, приводивший ко все большему обострению церковной ситуации в Эстонии. " С неизмеримой болью " Священный Синод Русской Православной Церкви свидетельствует, что действия Константинопольского Патриарха в Эстонии говорят " о последовательном намерении Константинополя узурпировать каноническую власть в Эстонии и лишить Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата не только юридического, но и канонического права наследия в стране, где православие взросло и укреплялось стараниями подвижников веры и благочестия, русских и эстонцев по языку, верных чад Русской Православной Церкви " . Синод Русской Церкви открыто заявляет, что политика Константинопольского Патриарха, направленная на создание " национальной церкви " в Эстонии " не только противоречит принципам, выработанным внутри самой Константинопольской Церкви, осудившей этнофилетизм, но также вносит мощный импульс в гражданское противостояние в Эстонской Республике по этническому признаку, о чем имеются свидетельства от гражданских представителей этого государства, декларирующего демократические принципы " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

3. Согласно официальным правилам, патриарх назначался указом Синода по представлению императора. Его введение в должность происходило в имперском дворце (до 1204 г. - в Магнаврском дворце) в присутствии высших чинов государства и церковных иерархов. Император лично объявлял об избрании нового патриарха, используя формулу: «Божественная благодать и наше Величество, проистекающее из нее, возводит благоговейнейшего (имярек) быть патриархом Константинопольским». После 1261 г. введение в должность проходило в триклинии Влахернского дворца. Приблизительно в то же время была изменена и формула. Теперь император говорил: «Святая Троица, властью данной Нам, возвышает тебя быть Епископом Константинополя, Нового Рима, и Вселенским Патриархом». К началу XV в. формула и церемониал введения в должность вновь изменились: теперь все происходило в церкви, в присутствии императора; однако слово теперь предоставлялось одному из высших должностных лиц Империи, который произносил: «Наш великий и святой Государь и Священный Синод призывают Твое Святейшество на верховный трон Патриарха Константинопольского». Богослов Симеон Солунский, писавший около 1425 г., высказал сожаление, что в новой формуле не упоминался Бог, хотя он положительно отозвался о признании, данном Священному Синоду. Когда избрание было таким образом провозглашено, император вручал патриарху ручной крест, лиловую мантию и наперсный крест-мощевик - символы его должности. После введения в должность патриарх проезжал на коне во главе торжественной процессии по улицам Константинополя к собору Св. Софии, где его хиротонисал сонм епископов во главе с митрополитом Гераклейским, в память о том времени, когда кафедра Византия входила в митрополичий округ Гераклеи. Как показывает последняя формула, права Священного Синода признавались в течение всей имперской истории. Синод имел право низложить патриарха. Официально император имел лишь право созвать Синод и предложить ему к рассмотрению вопрос о низложении патриарха. Очень редко Синод сам низлагал патриарха без санкции императора, как в случае Анастасия I, низвергнутого в 1293 г. из-за его чрезмерной строгости, но Анастасий имел такую мощную поддержку священства и народа, что императору удалось заставить Синод переизбрать его через 11 лет. Строго говоря, помимо ереси и грубых нравственных нарушений, единственным поводом для низложения патриарха было признание его назначения или хиротонии неканоничными; правда, этот повод можно было толковать весьма широко.

http://sedmitza.ru/lib/text/434796/

11 октября того же года Константинопольский Патриархат заявил об «отмене действия» Патриарших и синодальных грамот 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату, предприняв попытку расформировать существующую на Украине каноническую Церковь. С грубыми нарушениями канонического права было принято решение об открытии в Киеве «ставропигии» и «экзархата» Константинопольской Церкви на территории Украины, а также заявлено о «восстановлении в священных степенях» предводителей раскольнических групп. В заявлении от 15 октября того же года Священный Синод Русской Православной Церкви осудил беззаконные действия Константинопольской Церкви и, как того требуют каноны, принял решение о невозможности продолжения евхаристического общения с нею. В заявлении подчеркнуто, что «попытка иерархов Константинопольского Патриархата в политических и своекорыстных видах пересмотреть данное постановление спустя более трехсот лет после того, как оно было вынесено, противоречит духу священных канонов Православной Церкви, не допускающих возможности пересмотра установившихся и не оспариваемых на протяжении длительного времени церковных границ». Священный Синод призвал Священноначалие Поместных Православных Церквей «к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви». В связи с усилением давления на Украинскую Православную Церковь Священный Синод выразил ей полную поддержку и призвал всю Русскую Церковь «усилить молитвы о единоверных братьях и сестрах в Украине». Собор епископов Украинской Православной Церкви своим постановлением от 13 ноября того же года единодушно осудил вмешательство Константинополя во внутренние дела иной Поместной Церкви и его антиканонические решения по признанию украинских раскольников. Собор признал невозможным для Украинской Православной Церкви участие в этих процессах и подтвердил расторжение евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом.

http://radonezh.ru/2021/09/24/svyashchen...

«Мы не стали бы вспоминать об этой странице в истории наших взаимоотношений с Константинополем, если бы эти печальные события не повторились сегодня, — сказал владыка. — Едва ли не каждый раз, когда Русская Православная Церковь оказывалась в трудных обстоятельствах, вместо братской помощи и солидарности мы получали от Константинопольского Патриархата удары в спину. В 20-е годы Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке предоставил автокефалию Польской Церкви, создал свои структуры на территории Финляндии и Эстонии, хотя до того эти страны входили в каноническую юрисдикцию Русской Православной Церкви». Как далее подчеркнул митрополит Иларион, решение Священного Синода Русской Церкви о приостановлении сослужения с иерархами Константинопольского Патриархата и о прекращении участия в структурах под председательством Константинополя было вынужденным: «Мы очень хотели избежать этого, на протяжении многих лет пытались решать проблемы с помощью диалога. Последней такой попыткой была поездка Патриарха Кирилла в Стамбул, где в ходе доверительной и братской беседы Его Святейшество изложил позицию Русской Православной Церкви и предостерег своего Константинопольского Собрата от тех действий, которые, к сожалению, сейчас совершаются. Но как только Патриарх Кирилл уехал из Стамбула, — мы об этом узнали позже, — Патриарх Варфоломей собрал Священный Синод, и в ходе заседания было решено не принимать предложения, поступившие от нашей Церкви. Затем Патриарх Варфоломей собрал Синод иерархии Константинопольского Патриархата, где зачитывались доклады о том, как надо действовать на Украине, после чего последовало назначение экзархов. Мы отреагировали на назначение экзархов уже 8 сентября и предупредили, что ответные меры последуют в самое ближайшее время. Сегодня мы собрались для того, чтобы их обсудить и сформулировать. В обсуждении принимали участие все члены Священного Синода Русской Православной Церкви. Блаженнейший Митрополит Киевский Онуфрий, который по состоянию здоровья не смог прибыть на заседание Синода, участвовал в дискуссии по скайпу».

http://patriarchia.ru/db/text/5268499.ht...

Зная, что в настоящее время в православной русской церкви вопрос о втором браке священников, является современным вопросом, постановил архиерейский Синод Карловицкой митрополии усерднейшее просить Святейший Правительствующий Синод православной церкви Русской, как церкви многоуважаемой во всем православном мире, чтобы, кроме ответа своего на вышепоставленный вопрос, сообщил вместе с тем сему архиерейскому Синоду, что намеревается предпринять по поводу этого движения в своей, принадлежащей ему, области? Сообщая о сем Синоду Богом хранимой Русской церкви и прося его, чтобы во имя любви Христовой не оставил без, вникания голос сей церкви, ищущий ради единомыслия и единства в церкви Христовой помощи от своих сестер, святых православных церквей, к тому же и надеясь, что в возможно скором времени получим желаемый ответ, поручаем нашу митрополию, ее клир и народ, как и членов архиерейского Синода ее, так и смиренность нашу любви и молитвам Святейшего Синода Богом хранимой русской церкви. Лукиан Архиепископ Карловицкий, Митрополит и Патриарх сербский. В Карловцах 1-го Мая 1910 г. II. Послание тою же патриарха Лукиана на имя Константинопольского Св. Синода от 1 мая 1910 года 1182 . ..Архиерейский Синод Православной Сербской Карловицкий митрополии отнюдь не решился бы через настоящее свое обращение выступить пред лицом всей православной церкви и спрашивать ее мнения, если бы он не был убежден в том, что Великая Константинопольская церковь , Св. Вселенская Патриархии, нежно-любящая мать православной сербской церкви не только даст свое досточтимое мнение и совет, но и своим голосом и своим авторитетом, к которому по справедливости прислушиваются во всем православном мире окажет помощь братскому ходатайству, направленному в Святейшие Синоды всех автокефальных церквей и примет на себя сама задачу – содействовать и предстательствовать пред всеми ими, чтобы каждый из этих Святейших Синодов не пренебрегал посылкой просимого мнения и ответа в Архиерейский Синод этой митрополии, ради одинакового образа действий его в этом серьезном вопросе. Поэтому Архиерейский Синод этой митрополии решил обратиться с просьбой к Св. Вселенской Патриархии и ее Синоду, чтобы он не лишил своей любви эту церковь , и чтобы посодействовал среди других православных автокефальных церквей, чтобы они не остались глухи к обращенному к ним призыву.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами. Греческое слово Σνοδος (синод) в переводе означает собрание вообще, но в основном употребляется в значении «малый, постоянный собор». Уже в древности при восточных Патриарших кафедрах образовывались такие синоды епископов, которые коллегиально участвовали в решении наиболее значимых общецерковных вопросов. Первым из них возник Синод Константинопольской Церкви (Σνοδος ενδημοσα), состоявший из митрополитов и епископов, по делам своих епархий, порой подолгу пребывавших в столице Византийской империи. В России такая система церковного управления появилась через двадцать лет после смерти десятого Патриарха Московского и всея Руси Адриана. Его преемником с титулом «Экзарха, блюстителя и администратора Патриаршего стола» стал митрополит Рязанский Стефан (Яворский) . Принужденный пребывать близ российского самодержца в новой северной столице Санкт-Петербурге, митрополит Стефан в 1718 году подал царю жалобу на чрезмерное обременение делами с прошением отпустить его из Петербурга в Москву, для более удобного управления Патриаршей областью. Резолюция императора Петра I на это прошение, содержащая ряд укоризненных замечаний, завершалась выводом: «Для лучшего впредь управления мнится быть Духовной Коллегии, дабы удобнее такие великие дела исправлять было возможно». Вскоре, в начале 1721 года, высочайшим повелением была образована Духовная Коллегия, впоследствии переименованная в Синод. Самостоятельность новой структуры управления Церковью ограничивалась назначаемым императором чиновником – обер–прокурором, который представлял интересы государства в Синоде и права которого постепенно расширялись вплоть до полного контроля за церковной жизнью (при К. П. Победоносцеве ). Предстоятели Восточных Поместных Церквей признали Коллегию в качестве постоянного соборного органа, равного по власти Патриархам и потому получившего титул «Святейшего». Синод обладал правами высшей административной и судебной власти в Русской Церкви. Первоначально он состоял из нескольких архиереев, один из которых именовался «первенствующим», а также представителей черного и белого духовенства. Впоследствии состав Синода стал исключительно архиерейским.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Рассмотрев доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, о ситуации в Эстонии в связи с регистрацией местными светскими властями Устава Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, Священный Синод, выразив удовлетворение этим фактом, отметил, что данное решение открывает возможности для справедливого урегулирования вопроса о закреплении имущественных прав Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в отношении используемых ею церковных зданий. В связи с этим подтверждена необходимость реализовать договоренность, зафиксированную в Определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 мая 1966 года и Определении Священного Синода Константинопольского Патриархата от 16 мая 1966 года, согласно которым все православные Эстонии должны получить одинаковые права, включая права на имущество. Вместе с тем Священный Синод Русской Православной Церкви выразил сожаление в связи с тем, что Константинопольский Патриархат до сего времени не утвердил соглашение по эстонскому вопросу, выработанное на переговорах официальных делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов 19 февраля 2002 года в Берлине и предусматривающее окончательное урегулирование имущественных разногласий. Священный Синод рассмотрел доклад Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира об учреждении новых католических епархий на территории Украины. По этому вопросу принято специальное Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви, текст которого распространен отдельно . Заслушав сообщение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира о состоявшихся 19 июня 2002 года в Киеве юбилейных торжествах по случаю десятилетия Харьковского Архиерейского Собора 1992 года, Священный Синод возблагодарил Господа, даровавшего архипастырям, пастырям, монашествующим и чадам Украинской Православной Церкви спасительную благодать неколебимого стояния в истине, сохранения чистоты православной веры и канонического церковного строя.

http://zavet.ru/news/0207/n18.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010