Засим патриарх и прочие снова лобызали престол и отходили к горнему месту, на которое возводили патриарха и т. д. 3 В XVI и XVII веках трудно указать случаи, когда бы при избрании патриарха не происходило больших беспорядков, производимых толпою, разгоряченною политическими и партийными страстями или интригами честолюбцев. К стыду православных византийцев того времени нужно сказать, что эти народные беспорядки всегда вызывали вмешательство турецкой администрации и были подавляемы внешнею силою и полицейскими мерами. Вследствие этого турецкое правительство совершенно устранило мирян от участия в выборе патриархов. Право избрания патриарха было предоставлено одному священному синоду, который, как мы сказали уже, в то время состояли из 8–10 митрополитов и нескольких случайно проживавшими в Константинополе епископов. Но положение дела от этого не улучшилось, а даже ухудшилось. Круг избирателей и избираемых были стеснен крайне: каждый член синода сами хотели быть избранными на патриарший престол и потому всячески интриговали против остальных; а для мирян, как не принимавших непосредственного участия в избрании, каждый новопоставленный патриарх были чужим; среди них стало замечаться даже постепенное охлаждение к церковной жизни. Поэтому упомянутый уже нами патриарх Самуил I (в XVII веке), с согласия турецкого правительства, установили следующий способ избрания константинопольского патриарха. Право избрания он оставили за синодом; но не мог не признать и за народом или мирянами права согласия и одобрения. После смерти патриарха или после удаления его на покой, с разрешения правительства, члены священного синода собирались в патриархии, в зале синодских заседаний, в так называемом синодиконе. В то же время было разрешаемо и мирянам, в неограниченном числе, собираться на обширном дворе патриархии, пред окнами синодикона. Заседание синода могло происходить только в присутствии турецкого правительственного комиссара. Священный синод, посредством тайного голосования, должен был указать трех кандидатов. Когда такие кандидаты были избраны, хартофилакс выходил к народной толпе и объявлял их имена. На чье имя народ отвечали криком: « ξι ο ς», тот и считался законными кандидатом на патриаршее достоинство. После этого синодская канцелярия уже составляла протокол об избрании патриарха, который (протокол) должны были собственноручно подписать все участвующие в выборе митрополиты, а затем синод официально доводили до сведения турецкого правительства об избранном. Султан давал новоизбранному патриарху берат, в котором обыкновенно говорилось об утверждении выбора, произведённого священным синодом и греческими народом, и каждый раз были подтверждаемы права константинопольского патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Никто ни в каком случае не должен принуждать силой какого-либо подданного из греков к принятию исламизма» 37 . Патриарх имел право судить христиан. Суд патриарха Константинопольского при участии некоторых духовных сановников и значительных из мирян происходил очень торжественно, в особом, назначенном для сего, зале (диване). Константинопольский патриарх судил лиц, принадлежащих к его епархии, но не воспрещено было обращаться к нему за правосудием и христианам из других епархий. Он производил суд с теми же формами, как и сам великий визирь. Суд производился дважды в неделю (среду и пятницу) или под председательством самого патриарха, или же его протосинкелла. В распоряжении патриарха были кавасы (род полиции), которые зависели от него лично и с точностью исполняли его приказания. Существовала даже особая тюрьма, бывшая в ведении патриарха. Дела разбирались как гражданские, так и уголовные. Уголовный суд иногда кончался тем, что преступник присуждался даже к галерам, к тюрьме, к ссылке. В последнем случае ничего не стоило испросить разрешение Порты. По делам гражданским к суду патриаршему обращались не только тогда, когда истец и ответчик были греки, но и тогда, когда ответчиком был грек, а истцом армянин и даже еврей или турок. 38 Патриарх имел общественную кассу, из которой ежегодно 25000 турецких пиастров в виде подарка брало правительство, за что патриархи и митрополиты освобождены были от поголовной дани, которую всякий райя, т. е. немагометанин мужеского пола, должен был платить Порте 39 . Патриарх имел право ездить верхом (чего лишена была прочая райя), иметь свиту, одеваться, как он хотел, на пути впереди его носился крест, жезл и светильники и в этом никто ему не мог делать препятствий 40 . Низложить патриарха мог только синод. По определению Магомета II, если синод был недоволен патриархом, он должен был обратиться к Порте с просьбою о низложении его, и султан немедленно удовлетворял желанию синода. Тогда синод избирал нового патриарха, которого султан письменно утверждал и сам лично вручал ему жезл.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Архимандрит Макарий (Гриниезакис) избран викарным епископом Эстонской Апостольской Церкви Константинопольского Патриархата 07.05.2015 27 апреля 2015 г. собравшийся под председательством Константинопольского Патриарха Варфоломея Священный Синод Константинопольской Православной Церкви провел выборы викарного епископа Эстонской Апостольской Православной Церкви по предложению возглавляющего ее митрополита Стефана, сообщило информационное агентство «Ромфея». Новый архиерей получил титул епископа Христупольского . Им стал клирик полуавтономной Критской Церкви (в составе Константинопольского Патриархата), архимандрит Макарий (Гриниезакис) . Архимандрит Макарий (в миру — Константинос Гриниезакис) принял монашеский постриг и был рукоположен во диакона в 1993 г., во иеромонаха - в 1997 г., возведен в сан архимандрита в 1998 г. Имеет разностороннее образование: получил степень магистра богословия в Бостонском университете, магистра искусств в Гарвардском университете, магистра биоэтики в Мюнхенском университете, прослушал курс философии в Лувенском университете. Диссертацию архимандрит Макарий защитил в Университете Крита, где ему была присуждена степень доктора медицинских наук. В 2002-2010 гг. архимандрит Макарий исполнял обязанности директора церковного радиоканала Критской Архиепископии, в 2005-2010 гг. был членом Синодальной комиссии Критской Церкви по биоэтике и проблемам современного общества, в 2006-2010 гг. - председателем административной комиссии Школы византийской музыки Критской Архиепископии. В 2007-2015 гг. был директором Центра церковного образования Патриаршей высшей церковной академии Крита, в 2011-2015 гг. — руководителем Издательского отдела Критской Архиепископии. С 2002 г. нес послушание иерокирикса (священнопроповедника). Архимандрит Макарий с 2003 г. преподавал в Патриаршей высшей церковной академии Крита в Ираклио. Также был преподавателем в Греческом колледже в Бостоне (2000 г. ),на медицинских факультетах Университетов Крита (2002-2015 гг.), Фессалии (2007-2015 гг.) и Афин (2009-2015 гг.), вел занятия на богословском семинаре «Святой Платон», организованном т.н. «Эстонской апостольской церковью» (2011-2015 гг.).

http://drevo-info.ru/news/18833.html

24 августа в Санкт-Петербурге состоялось заседание Священного Синода Санкт-Петербург, 25 августа 2023 г.      Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о некоторых ключевых решениях, принятых на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось 24 августа 2023 года под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге, передает Патриархия.ru . Глава синодального отдела рассказал, что во время заседания члены Синода заслушали сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся 19 июля Архиерейском Совещании и его итогах. «Синод постановил выразить удовлетворение в связи проведением Архиерейского Совещания и благодарить Святейшего Патриарха Кирилла за руководство работой Архиерейского Совещания и представленный доклад», — сообщил В.Р. Легойда. По словам представителя Церкви, Синод утвердил Постановление Архиерейского Совещания, а также документ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», выразив благодарность Синодальной библейско-богословской комиссии за его подготовку. Члены Священного Синода также заслушали сообщение Святейшего Патриарха об учреждении Патриаршей гуманитарной миссии на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. «По итогам обсуждения, с целью дальнейшей координации и системного развития оказания гуманитарной помощи мирным жителям, в том числе православному духовенству, на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также с целью координации оказания помощи раненным военнослужащим, находящимся в медицинских учреждениях на территории перечисленных регионов, Синод постановил учредить постоянно действующую Патриаршую гуманитарную миссию на упомянутых территориях», — сообщил В.Р. Легойда.

http://pravoslavie.ru/155680.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Синод Элладской Православной Церкви ужесточил правила участия афонских монахов в церковной жизни Греции 17.09.2017 Священный Синод Элладской Православной Церкви опубликовал 13 сентября 2017 г. декрет, согласно которому участие игуменов, иеромонахов, иеродиаконов и простых монахов Святой Горы Афон и выступление с докладами на конференциях в церквях Греции возможно только с разрешения Синода, тогда как до настоящего времени для этого требовалось только разрешение епархиального митрополита, сообщил французский православный сайт Ormhodoxie. Это решение Синод Элладской Православной Церкви может существенно затронуть ее отношения с Константинопольским Патриархатом, под юрисдикцией которого находятся монастыри Святой Горы Афон. О решении Синода Элладской Православной Церкви уже было сообщено в Константинопольскую Патриархию, а также в руководящие органы и все монастыри Святой Горы Афон. Монашеское сообщество Афона в настоящее время готовит свой ответ на решение Синода Элладской Церкви. На греческом интернет-сайте Vima Orthodoxias игумен одного из афонских монастырей заявил, что никогда прежде в истории отношений между Церковью Греции и Святой Горой Афон не случалось ничего подобного, и что принятое Синодом решение может быть результатом воздействия неких сторонних факторов. Со своей стороны, митрополит Аттикийский и Биотийский Хризостом (Маниотис) пояснил решение Синода Элладской Православной Церкви на вышеупомянутым греческом сайте. Он отметил, что у епархиальных митрополитов не было отобрано никаких полномочий, Священный Синод должен быть в курсе того, что происходит в епархиях. К тому же синодальное разрешение на участие афонских иноков в мероприятиях Элладской Церкви, по словам митрополита Хризостома, будет чисто формальным актом. В то же время, принятое решение может быть отражением усилившегося напряжения в отношениях между Элладской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом. Известно, что Архиепископ Афинский Иероним крайне недоволен деятельностью представителя Константинопольского Патриархата в Афинах митрополита Амфилохия (Стергиоса). В частности, представитель Фанара в столице Греции начал строительство церкви и административного здания в регионе Афин, не испросив на это разрешения Архиепископа Иеронима. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 18.09.2017 06:56:46

http://drevo-info.ru/news/22773.html

Константинопольского Патриарха в США считают «голосом религиозной толерантности и межконфессионального диалога» 26 сентября. ПРАВМИР. Госдепартамент США поддерживает идею предоставления автокефалии УПЦ. Американские власти считают, что Украина, «намечает свой собственный путь и принимает собственные решения и ассоциации, свободные от внешних вмешательств», пишет Interfax . «Соединенные Штаты уважают возможность православных религиозных лидеров и верующих Украины следовать путем автокефалии в соответствии с их убеждениями. Мы уважаем Вселенского патриарха как голос религиозной толерантности и межконфессионального диалога», – заявила официальный представитель госдепартамента Хизер Нойерт. По словам Нойерт, США «решительно поддерживают свободу вероисповедания, в том числе, свободу членов групп управлять своей религией в соответствии с их убеждениями и свободно исповедовать свою веру без вмешательства правительства». Между тем, с  просьбой о предоставлении Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине в апреле 2018 года обратился к Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею президент Украины Петр Порошенко. Обращение главы государства было поддержано Верховной Радой Украины, а также иерархами непризнанных «Украинской Православной Церкви Киевского патриархата» и «Украинской Автокефальной Православной Церкви». Константинопольский Патриархат высказался о намерении в одностороннем порядке предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине и   назначил  двух иерархов Константинопольской Церкви  «экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве. Священный Синод Русской Православной Церкви выразил  решительный протест  против данных действий Константинопольского Патриархата, заявив, что «данное решение принято без согласования с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви». Позже Священный Синод  РПЦ принял решение о  приостановлении сослужения  с иерархами Константинопольского Патриархата.

http://pravmir.ru/gosdep-ssha-podderzhiv...

И в минувшем 1912 году были факты записи кандидатов архиерейства. Так, были предварительно записаны в официальный кодекс: архимандрит Панарет, протосинкелл Янинской митрополии, окончивший курс на богословском факультете Афинского университета и, кроме того, сдавший экзамен перед корпорацией профессоров Халкинской школы, как это требуется Общими канонисмами 27 ; архимандант Неофит Ламнадарий, окончивший курс в Великой народной школе в Константинополе и в Афинском университете и сдавший дополнительный экзамен в Халкинской богословской школе 28 ; архидьякон Халкидонской митрополии Апостол Кавакопул, окончивший курс 13 лет тому назад в Халкинской богословской школе 29 ; архимандрит Евфимий Агрители, окончивший учение пять лет тому назад в Халкинской богословской школе и состоявший протосинкеллом Мефимской митрополии; в июле он был избран епископом Зилон, помощником Амасийского митрополита 30 . Наконец, в октябре 1912 года, по определению священного синода, был записан в каталог кандидатов архиерейства протосинкелл Митилинской митрополии кир Василий 31 . Таким образом, св. синод Константинопольской Церкви довольно нечасто производит акт записи кандидатов архиерейства в официальный патриарший кодекс, причем руководствуется (в частности, относительно образования кандидатов) требованиями Общих канонисмов. Внесение кандидатов архиерейства в официальный кодекс является обязательным для каждого из них, хотя этот акт может быть совершен и незадолго до избрания того или иного кандидата на епископскую кафедру. Во всяком случае, предварительное ознакомление патриарха и священного синода с каждым из кандидатов архиерейства производится при посредстве синодального обсуждения его достоинств, на основании которого потом бывает и синодальная его запись в официальный кодекс. Конечно, возможны и действительно бывают отрицательные суждения членов синода о том или другом кандидате, в результате которого определяется отсрочка его записи или даже совершенное устранение от кандидатуры в архиерейство. Но при указанной системе записи кандидатов происходить в результате то, что Вселенский патриарх и его священный синод в каждый данный момент имеют на лицо несколько бесспорных и достойных кандидатов, из среды которых и могут избрать заместителя той или другой архиерейской кафедры. Такой порядок исключает недостаток в кандидатах для епископского служения в Церкви и обеспечивает необходимый их запас для данного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

В частности, Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил Постановление Архиерейского Совещания и документ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей». Как известно, 19 июля 2023 года в Актовом зале Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошло Архиерейское Совещание в составе епархиальных и викарных архиереев епархий, в котором принял участие 271 архипастырь (в том числе 223 правящих, 42 викарных, 6 на покое). В ходе Совещания состоялась обстоятельная дискуссия по докладу Святейшего Патриарха Кирилла. Был рассмотрен проект документа «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией и представленный ее председателем Преосвященным митрополитом Будапештским и Венгерским Иларионом. Участники совещания выразили согласие с выводами этого документа и передали его на утверждение Священного Синода. И вот 24 августа Священный Синод утвердил этот важный для Церкви документ. Комментируя данное решение тлг-канал «Правблог» отмечает , что «шаг вперед к осуждению ересей Фанара сделан, но нужен еще один». «Утверждение документа “Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей” является важной вехой на пути осуждения еретических концепций Фанара. Отметим, что в самом тексте документа отсутствует квалификация богословских заблуждений Фанара как ереси. Возможно, это продиктовано определенными дипломатическими соображениями и нежеланием обострять межправославные отношения на данном этапе», – говорится в сообщении. С коллегами из «Правблога» согласны и авторы тлг-канала «Хризма»: «Это ещё одна веха на пути к преодолению этих самых экклезиологических искажений и важный прецедент для других поместных Церквей. Складывается ощущение, что многие из них “втихомолку” не в восторге от царьградского папизма, но остерегаются (разве что кроме Сербской Православной Церкви) открыто эту позицию выражать».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/25/ob...

Всякий грек обоего пола, духовный и мирянин, имеет право отказать в духовном завещании до третьей части своего наследства в пользу патриарха, митрополитов, епископов, церквей, монастырей, приходского духовенства, бедных, и эти отказы должны быть уважаемы. Требования о выделе и выдаче завещанной части наследства со стороны лиц, в пользу которых сделан отказ, имеют полную силу против законных наследников завещателя. Когда патриарх и его доверенные собирают, за счёт государственного казначейства, наследство, принадлежащее митрополитам, архиепископам, епископам, священникам, монахам и монахиням, будет ли оно заключаться в наличных деньгах, вещах или в скоте, никто из государственных чиновников не может противиться этому или заявлять возражение ни под каким предлогом. Церковные повинности, известные под именем parissia и prothessy, также должны быть собираемы с наследников всякого подданного из греков и в случае нужды при помощи суда. Всякая жалоба на патриарха, митрополитов, архиепископов, епископов, их заместителей и их людей, может быть подана только в наш императорский Диван, а никак в какой ни будь другой трибунал. Во всех случаях, когда явится надобность взять под стражу для целей правосудия какого ни будь митрополита или какое ни будь другое лицо священного сана, арест его может состояться не иначе, как при участии патриарха. Никто ни в каком случае не должен принуждать силой какого ни будь подданного из греков к принятию исламизма. За исключением установленных повинностей, которые должны быть вносимы аккуратно каждый год, патриарх свободен от всякого другого налога, от всяких других поборов. Агента патриарха (capoukehaya) при нашем правительстве и пятнадцать других подданных, состоящих у него в услужении, изъяты от взноса хараджа (выкуп за голову) и всякой другой дани. В виду присоединения к константинопольской патриаршей кафедре патриархатов Ипекского и Охридского, которые пользовались подобной же уступкой один для семи, другой для пятнадцати лиц, та же привилегия должна быть предоставлена и константинопольскому патриарху. Никто не может оскорблять патриарха насмешками над его пастырским жезлом, или над каким либо другим предметом, относящимся к обряду его нации, или над богослужебными и другими обычаями, соблюдающимися у неё. Все требования патриарха, утверждённые синодальной печатью, должны быть принимаемы нашим правительством к рассмотрению, а равно и представления, имеющие предметом долги патриаршей кафедры. Патриарх и Синод держат при себе для услуг столько янычар, сколько им угодно, и ни один из милиционеров нашей столицы не может стеснять их в этом отношении. Наконец, никто не должен сметь причинять патриарху хотя бы малейшее беспокойство в деле вступления его в должность, или в управлении всем тем, что относится к ведению константинопольской патриаршей кафедры и кафедр, от неё зависящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Не смотря однакоже на то, что все члены синода, стоявшие теперь уже решительно на стороне Кирилла, просили патриарха иерусалимского покончить дело и примириться с Кириллом, патриарх остался непоколебим в своем решении. Тогда синод по свидетельству Кирилла) признал его, Кирилла, совершенно невинным и чистым, подтвердил законность его избрания и, вследствие решительного отказа патриарха иерусалимского рукоположить Кирилла, определил, чтобы рукоположение совершено было патриархом константинопольским, в виде впрочем исключения и с сохранением на будущее время прежнего права патриарха иерусалимского на рукоположение синайского архиепископа. Его блаженство двукратно протестовал против этого постановления: он выставлял на вид, что синод нарушил права иерусалимского престола в поступил вопреки правилам церковным, положительно запрещающим рукополагать епископов на епархии чужого округа, заявлял, что протоколы синайские составлены были неправильно, так как в них многое опущено, о чем говорилось в собраниях, многое искажено, а также внесено много и такого, о чем и не говорили и не думали; что вследствие всего этого он умывает руки пред Богом и людьми и с чистою совестию защищая права своего престола, не хочет быть сообщником чужих грехов 107 . Не смотря однако же на эти протесты патриарха иерусалимского, Кирилл в конце ноября получил рукоположение от патриарха константинопольского и сделался игуменом-архиепископом Синая. Чем объясняется с одной стороны такое упорное несогласие патриарха иерусалимского на рукоположение Кирилла и с другой столь же ревностное сочувствие Кириллу со стороны других патриархов и членов синода? В ответ на первый вопрос является то предположение, что под секретными духовными причинами, на которые ссылался патриарх иерусалимский, следует разуметь именно то преступление Кирилла против веры, безусловно лишающее его права на священный сан, о котором мы упомянули и которое вероятно было известно и патриарху иерусалимскому 108 . Второй вопрос решается положительнее, – просто тем, что рукоположение стоило Кириллу более 50.000 дукатов (около 150.000 рублей) 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010