4). Второй вопрос, – где велено «священникам рукой благословлять народ» и шестой, – «священникам долгие волосы носить и с широкими рукавами рясы» – касаются священства и следовательно, нам надо сговориться о священстве. Менее важно, какие волосы или одежды должны носить священники; некоторые по нужде носят и короткие волосы и обыкновенные сюртуки, например, наши заграничные священники и от этого не лишаются благодати священства; важнее то, есть ли священство, – Божие установление и должно ли его признавать и почитать. Должно. Священство есть продолжение апостольского служения, по преемству от них, принятому чрез рукоположение. А свв. апостолы были особенными людьми, избранными Иис. Христом: «не вы Меня избрали, a я вас избрал ( Ин.15:16–19 ); Иис. Христос называет их также преимущественно данными Ему Богом Отцом: «Я о них молю, не о всем мире молю, но о них, которых Ты дал Мне»… «Когда я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил и никто из них не погиб, кроме сына погибели» ( Ин.17:9–12 ). Сих то, данных Ему Богом Отцом избранников, Господь Иисус Христос послал в мир, чтобы они научили народы, крестили их, учили соблюдать все, заповеданное Им и по крещении ( Мф.28:19–20 ); им дал дарование св. Духа и власть прощать грехи ( Ин.20:22–23 ); они мазали маслом многих больных и те исцелялись ( Мк.6:13 ); они устрояли первые церкви или общины верующих, и управляли ими (Деян.). Словом, Господь дал им власть учить людей, совершать таинства и управлять церковью. Вся полнота власти апостольской, власти тяжелой и обширной, передана ими посему не одной степени избранных ими лиц, но трем: именно, они сначала избрали и рукоположили в помощь себе диаконов ( Деян.6:6 ), потом пресвитеров или священников ( Деян.14:23 ), наконец, епископов ( 1Тим.4:14 и 2Тим.1:6 ). Главное, если вы прочтете указанные места св. Писания, то увидите, что на все эти степени лица поставлены были чрез рукоположение, что и доныне сохраняется церковью при посвящении духовных лиц епископами, как преемниками апостольской власти, – других рукополагать ( Тит.1:5 ). Итак, если вопреки ложному мнению пашковцев, что не надо признавать священства церковного, что каждый верующий есть священник, мы признаем диаконов, священников и епископов людьми избранными Богом и поставленными на дело служения церкви, руководясь при этом и буквой св. Писания и его духом, то мы удовлетворительно решим и ваши вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

прот. Георгий Митрофанов Священномученик протоиерей Философ Орнатский – выпускник Санкт-Петербургской духовной академии Источник Доклад на Юбилейной богословской конференции, посвященной 285-летию со времени основания и 60-летию возрождения Санкт-Петербургских духовных школ. СПбДА, 10 октября 2006. «Плод ваш есть святость» ( Рим.6:22 ). Эти слова св. апостола Павла нельзя не вспомнить сегодня, когда, обозревая исторический путь Санкт-Петербургской духовной академии, мы размышляем о тех плодах, которые принесла она в ХХ веке. Ибо самым замечательным плодом деятельности нашей духовной школы явился сонм выпускников-новомучеников, занимающий весьма заметное место в насчитывающем около полутора тысяч имен Соборе новомучеников и исповедников Российских, которые были канонизированы в Русской Православной Церкви в последние годы. Одним из наиболее выдающихся среди них по праву является священномученик протоиерей Философ Орнатский . Протоиерей Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 г. в семье сельского священника Новгородской епархии 1 . Первоначально его жизненный путь во многом воспроизводил основные этапы судеб многих сыновей провинциального приходского духовенства. По окончании Кирилловского духовного училища Философ Орнатский поступил в Новгородскую духовную семинарию, успешное окончание которой открыло ему путь в Санкт-Петербургскую духовную академию. Период обучения в являвшейся одной из лучших во всем православном мире духовной академии стал временем начала превращения скромного и благочестивого провинциального юноши в будущего высокообразованного и авторитетного столичного пастыря, свидетельством чего стало предоставление Философу Орнатскому по окончании академического курса в 1885 г. права написания без предварительных экзаменов магистерской диссертации 2 . Однако с детства мечтавший о пастырском служении юноша предпочел ученой академической карьере поприще приходского священника. Вступив 17 июля 1885 г. в брак с Еленой Николаевной Заозерской, Философ Орнатский 28 июля 1885 г. был рукоположен в сан пресвитера и направлен на должность священника и законоучителя в церковь детского приюта принца Петра Георгиевича Ольденбургского 3 . С этого времени и до конца его дней служение приходского пастыря и просветительская деятельность школьного учителя оказались нерасторжимо связаны для отца Философа в качестве важнейших аспектов его церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

В январе 1918 года, в день, когда на его руках погиб от смертельной раны священник Петр Скипетров, он, не страшась мести со стороны обезумевших палачей, зачитал с во всеуслышание, с амвона, воззвание Патриарха Тихона, анафематствовашего гонителей Церкви. На одном из заседаний Поместного Собора отец Философ прямо назвал разорителей храмов разбойниками, призвал бороться за веру и право Церкви на жизнь. Такая стойкая и непоколебимая позиция в отношении веры не могла остаться незамеченной со стороны революционных властей. Вероятно, многие тогда понимали, что он обречен. Отмщение не заставило долго себя ждать. В августе 1918 года протоиерей Ф. Орнатский был арестован, без предъявления обвинений, вместе с двумя сыновьями, а через некоторое время его расстреляли. Точная дата его мученической кончины нам неизвестна, как неизвестно и место его смерти. Предположительно это произошло 5 сентября 1918 года, недалеко от береговой черты Финского залива. Рассказывают, что отец Философ умер как истинный воин Христов. Непосредственно перед расстрелом ему, то ли из милости, то ли в насмешку, был задан вопрос, каким по счёту его расстрелять, на что он ответил: последним, чтобы иметь возможность произнести за казнимых (в том числе за своих сыновей) отходную молитву. Просьбу исполнили. В качестве духовного наследия пастыря известны такие его произведения: Надгробная речь при погребении о. Иоанна Кронштадтского , произнесенная в соборе Иоанновского монастыря в С.-Петербурге, Слово о Кресте в неделю Крестопоклонную, Саровские поучения. Тропарь священномученику Философу, пресвитеру Петербургскому, глас 5 От юности премудрость Божию возлюбив, досточудне отче Философе,/во вся дни жития твоего последовал еси Пастыреначальнику Христу,/Иже яви тя граду святаго Петра пастыря добра./Ты же, душу свою положив за паству,/сам востекл еси на страдания от беззаконных/со чады твоими Николаем и Борисом,/темже и ныне молим ти ся:/не остави предстательством твоим всех почитающих память твою. Ин Тропарь священномученику Философу, пресвитеру Петербургскому, глас 3 

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

2 См. в интернете сайт Белоликовых, где приведены родословные Белоликовых, Орнатских и других их сродников: 3 . Матушка о. Философа – Елена Николаевна (р.21.05.1865), дочь Мария Философовна (род. 31.05.1895), в замужестве Балыкова (её супруг – прот. Петр Павлович Балыков, род.1.02.1892 – ?), и сын Александр Философович (род. 21.10.1905) – умерли в блокаду; старшие два сына – мч. Николай Философович (р.4.05.1886, военный врач, после оконч. Мировой войны вернулся домой, занялся частной врачебной практикой и пел в храме в церк. хоре; женат на дочери прот. Иоанна Успенского, полкового священника лейб-гвардии Финляндского полка; имел двух дочерей – Ирину,1917 г.р. и Елену) и мч. Борис Философович (р.30.05.1887, штабс-капитан артиллерии, награжден пятью орденами; после возвращения с фронта жил вместе с родителями, помогая в храме отцу) расстреляны в августе 1918 года вместе с их отцом; третий сын Владимир (р.15.07.1888) по одним данным также был расстрелян вместе с братьями, по другим, – умер в 1939/1940 гг. Годы жизни остальных детей о. Философа Орнатского : Вера (род.13.08.1889–1967), в замужестве Яворская (её супруг – прот. Михаил Семенович Яворский, р.1883–28.09.1937); Лидия (р.15.02.1892–1967), в замужестве Рюмина (её супруг – Константин Рюмин, г. Л-д – Канада); Сергей (р.2.03.1898–1924, г. Лен-д); Елена (р.18.02.1903 – ум. в юности); Константин (р.6.05.1908–1985), топограф, его супруга – Клавдия Иосифовна (г. Лен-град). 4  Иоанн Орнатский в 1892/93–1894гг. – псаломщик Благовещенской церкви в Череповце, а с августа 1894 г. определен псаломщиком в храм Иоанна Богослова в СПб. Леушинское подворье. Через месяц, 25 сент. ст. ст, он посвящен в сан диакона, а на следующий день, в праздник св. ап. и еванг. Иоанна Богослова –– в сан пресвитера. Здесь о. Иоанн Орнатский прослужил десять лет, а потом по ходатайству о. Иоанна Кронштадтского был переведен в Иоанновский монастырь на Карповке: он был первый священник Леушинского подворья и последний священник Иоанновского монастыря, закрытого в 1923 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Одной из существенных проблем для эстонских семей, приезжавших на заработки и зачастую остававшихся навсегда в Санкт-Петербурге, становилось обучение детей. 21 октября 1896 года стараниями отца Павла в столице была открыта первая эстонская церковноприходская школа. В «Санкт-Петербургском духовном вестнике» писали об этом: «...Нужда в открытии ее выяснилась уже давно. Православным эстонцам негде было обучать своих детей, не понимающих иного языка, кроме эстонского. Кроме того, забытость их имела своим следствием то, что самое православие среди них стало падать, и если старшие поколения, некогда обучавшиеся Закону Божию до выселения, помнили нечто из усвоенного ими в детстве, то молодое поколение в силу необходимости возрастало вне руководительного воздействия Святой Церкви... Учеников, желающих поступить в школу, набралось больше, чем можно было бы на первых порах принять. При этом многие из них изъявляют желание жить в школе... На содержание их средств нет. Потом, это все дети бедных родителей, которым и думать страшно содержать дитя вне семьи. Единственный выход – обратиться к помощи добрых людей, не помогут ли они чем-нибудь для содержания школьников: денежная помощь и жертвы хозяйственными припасами являлись бы в данном случае одинаково ценными и желательными...» . Товарищ обер-прокурора Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер «в блестящей пространной речи наметил характер и задачи деятельности новой школы. Оставляя эстонцев эстонцами, школа должна приобщить их через изучение русского языка, русской земли и жизни, через укрепление в православной вере, этом оплоте нашего царства, к единому государственному организму. Цель церковной школы не только сообщить полезные знания, но – особенно – воспитать, приготовить из детей деятельных исполнителей заповедей Божиих, дать верных слуг царю, полезных работников обществу. Искреннее желание добра училищу сводится к осуществлению в нем именно указанных начал» . 29 ноября 1898 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие эстонского Братства во имя священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского. Председателем собрания был единогласно избран епископ Вениамин (Казанский). Председатель совета Общества религиозно-нравственного просвещения протоиерей Философ Орнатский обратился со вступительным словом к присутствующим эстонцам, в котором выразил радость по поводу начинаний православных эстонцев в Санкт-Петербурге. Вслед за этим отец Павел Кульбуш прочел доклад об истории народов Прибалтики, о тяжелом их положении во время немецкого господства и об их современном положении.

http://fond.ru/kalendar/31/platon/

Состоялся премьерный показ документального фильма о первых новомучениках Церкви Русской режиссера Алены Поликовской «Жизнь за веру». В его создании участвовали студенты СПбДА. С докладом «Выпускники СПбДА в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской» выступил архиепископ Амвросий. Крестный путь, который начала Русская Церковь в начале XX века, выявил драгоценный сонм новомучеников, сказал он. Почти каждый день Церковь вспоминает их имена. Среди них протоиерей Философ Орнатский, убитый в 1918 году с двумя сыновьями, митрополит Вениамин (Казанский), расстрелянный в 1922 году, митрополит Кирилл (Смирнов), погибший в 1937 году после 18 тюрем и ссылок. Они засвидетельствовали, что в самой несвободной тогда стране, Церковь может оставаться свободной. Преподаватель СПбДА, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Вячеслав Харинов в докладе «Подвиг исповедничества в России XX века: опыт изучения, проблематика, уроки» отметил, что Церковь стоит на крови мучеников в буквальном смысле слова. До XX века мощи святых для престола и антиминса, необходимого для совершения Божественной литургии, были в России привозными. «После канонизации новомучеников в 2000 году у нас столько мощей, что их хватит до второго пришествия, — отметил он. — Но отсутствует ожидаемое почитание новомучеников. В митрополии единицы священнослужителей занимаются составлением биографий — житийной литературы, узнаванием обстоятельств подвига. Теперь дело прославления этих свидетелей веры не за Церковью, а за людьми в Церкви». В докладе было рассказано о музее, расположенном в Скорбященском храме и посвященном святым XX века — его прихожанам: настоятелю — священномученику Григорию (Сербаринову), пресвитеру Петроградскому, дочери ктитора — мученице Екатерине (Арской) Петроградской, мученику Юрию (Новицкому). Состоялось награждение победителей регионального этапа XII Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Призы вручала депутат Законодательного собрания заслуженная артистка России А.Р. Мельникова. Самой младшей победительницей стала трехлетняя Зоя Васильева.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4710548...

Помимо написания собственных сочинений, переводились также лучшие апологетические работы с европейских языков. В этой связи стоит упомянуть изданные в Санкт-Петербурге в 1896 г. лекции венского индолога профессора Леопольда фон Шредера (1851–1920) под общим названием «Мнимое сходство и существенное различие между христианством и буддизмом», а также работу американского миссионера-пресвитерианина доктора Сэмуэла Г. Келлога (1839–1899) «Te Light of Asia and the Light of the World», опубликованную по инициативе священномученика Философа (Орнатского) в Киеве в 1893 г. под названием «Буддизм и христианство . Сравнение легендарной истории и учения Будды с евангельской историей и учением нашего Господа Иисуса Христа». В целом количество книг и статей, написанных русскими православными авторами на рубеже XIX-XX веков с полемикой или апологетикой в адрес буддизма исчисляется десятками. Как по количеству, так и по качеству русская дореволюционная литература этого направления уникальна. Хотя православная литература, посвященная буддизму, создавалась позднее и в греческой и в сербской и в англоязычной православной среде, равно как создается и в новейшее время в России, нигде уже она не основывалась на столь серьезном изучении материала, когда автор был бы в курсе всех научных трудов по его теме, читал буддистские канонические книги на восточных языках, и имел личный богатый опыт общения с буддистами. В своих лучших представителях дореволюционная апологетика дала авторов целого ряда серьезных работ по сравнительному религиоведению, выполненных на высоком научном уровне. В советское время вклад православных миссионеров и апологетов в изучение буддизма и значение их трудов замалчивалось или даже сознательно принижалось. «Советские исследователи оценивали их… во многом сквозь призму идейно-политических принципов. По идеологическим соображениям допускались упрощенные и искаженные характеристики востоковедов-миссионеров» 5 . В результате «в российской историографии сложился взгляд на миссионерское востоковедение как на недостаточно научное», и только в 1990-е годы стали звучать предложения пересмотреть устоявшиеся представления 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Вторая – подвигам преподобного в Александро-Невской Лавре. Третья серия – рассказывает о годах старческого служения преподобного Серафима в Вырице. В третьей части живого и трогательного художественно-документального фильма, захватывающего и высокого по своему духовному звучанию, агиограф преподобного вместе с правнучкой вырицкого старца Ольгой Даниловной Набоко проводит нас по памятным местам Вырицы, связанным с жизнью святого и знакомит с самым важным и значительным периодом жизни отца Серафима, когда он предстал перед Богом и людьми во всей своей духовной силе и значимости - как старец-утешитель, наставник, молитвенник и светильник Земли Русской. В сценарии 4-й серии Валерий Павлович рассказал о преподобном Серафиме, нашем Небесном заступнике и покровителе. В неё он включил пророчества, духовное наследие отца Серафима и свидетельства о чудотворениях преподобного, которые продолжаются и поныне. Валерий Павлович включил в этот фильм редкие фотографии, уникальные съёмки начала 90-х годов, когда он работал над житием преподобного, удивительные свидетельства родных отца Серафима и очевидцев его духовных подвигов. Став для фильма и сценаристом, и консультантом-историком, и продюссером, и создателем лаконичного, но ёмкого закадрового текста, и участником его художественного озвучивания, Валерий Павлович был и автором, и душою этого грандиозного, искреннего, художественно-выразительного и глубоко-духовного кинематографического повествования о великом святом Земли Русской. В 2016-2017 годах в Санкт-Петербурге, Москве , Рыбинске, в Гатчине и Вырице прошли предпремьерные показы первых двух серий, а в сентябре 2020 года в Александро-Невской Лавре состоялся показ 3-й серии. Кроме того, с участием В.П. Филимонова созданы более 20 видеофильмов и телепередач, посвящённых преподобному Серафиму Вырицкому, священномученику Философу Орнатскому пресвитеру Петербургскому, Феодосию Кавказскому и другим православным подвижникам - на Кино-видео компании «Православная студия Петербурга» и целом ряде федеральных каналов.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/21/v_...

Впрочем, после этого не превратилась пропаганда пашковщины как в Петербурге, на его окраинах, преимущественно среди рабочего населения, так и вне его. Хотя Пашков выбыл из России, но поддерживал своих единомышленников и письмами, и деньгами. 23 II Общие исторические сведения о секте пашковцев, усвоивших теперь себе название «христиан евангелического исповедания», мы привели из исследования о ней прот. о. Философа Орнатского . Отсылая желающих более подробно ознакомиться с историей и учением этой секты к другим специальным о ней исследованиям, напр. «Секта пашковцев» г. Терлецкого. «Пашковцы в Тверской губ.» Д. Скворцова . «История рус. рационалистических и мистич. сект» С. Маргаритова, «Письма к одному лицу в С.-Петербурге по поводу появления там нового учителя веры, Еп. Феофана». «Ein Bote des Konigs. Dr. Baedevers Leben und Wirken» won Latimer (1907 г.) и др. Мы в своем докладе постараемся дать лишь определение того состояния, в которое пришла современная пашковщина. Это состояние, как бы его ни изображали в литературе, является последовательной ступенью в том движении, которое названной секте дано было ее основателями. Говорим: «как бы его ни изображали» ..., потому что природу пашковщины теперь у нас понимают разно. В одних кругах пашковцев трактуют, как «духовных молокан». В этом изображении пашковцы представляются противниками всякой обрядности в религиозной жизни, не соглашающимися на введение у себя пресвитерства даже в баптистском смысле, в других – их совершенно отождествляют с баптистами. Любопытную картинку для характеристики петербургских пашковцев именно с этой стороны отметил г. И. Трегубов, – если, разумеется, он списал ее с натуры. В газете «Новая Русь» он рассказывал о собрании «евангельских христиан» 26 дек. 1908 года в Фонарном пер., в Петербурге. По его словам, после собрания, «некоторые из евангельских христиан стали раздавать афиши» о новом собрании в гор. думе «христиан баптистов». Но, писал г. Трегубов, «лишь только афиши стали раздаваться, как вдруг один из наставников отбирает эти афиши, а другой даже разрывает их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Сказание об иконе Владимирской Богоматери» было создано в 1560–1563 годах для Степенной книги. Его автором большинство исследователей считают преемника Макария на митрополичьей кафедре Афанасия. Тогда он еще был иноком Чудова монастыря и духовником царя. До пострига будущий святитель носил имя Андрей, служил пресвитером в одном из переяславских храмов и был духовным сыном преподобного Даниила, Переяславского чудотворца. Старец Даниил предрек ему, что после его кончины, спустя 10 лет, он станет духовником «христолюбивого самодержца», что и исполнилось. Митрополит Афанасий был на Московской кафедре с 1564 по 1566 год, после чего удалился на покой в Чудов монастырь, где продолжал свой писательский труд. В 1575 году его уже не было в живых. Погребен он в Чудовом монастыре . На дальнейшую историю изучения Сретенской обители негативно повлиял страшный пожар 1737 года, в котором сгорели все документы. Епископ Амвросий (Орнатский) В 1812 году французы, пребывавшие в монастыре, искали церковные ценности по описям. Настоятель Феофилакт в том же году докладывал епископу Августину, что «описная книга имуществу монастырскому… с делами и документами истреблены» . В результате, следующий историк монастыря епископ Амвросий (Орнатский) вынужден был пользоваться документами архива министерства иностранных дел. Зачинателем научной разработки истории Русской Православной Церкви был митрополит Московский Платон (Левшин; 1737–1812), составивший «Краткую церковную российскую историю». Он благословил двух будущих архиереев – епископа Амвросия (Орнатского; 1778–1827) и митрополита Евгения (Болховитинова; 1767–1837) перевести с латыни и максимально дополнить неизданную книгу о российской иерархии монаха Александро-Невского монастыря Никодима Селлия (1695–1745). Датчанин Адам Бурхард Селлий переселился в Россию около 1722 года, преподавал латинский язык и написал на латыни «Историю российской иерархии». В конце жизни он принял Православие и был пострижен в монашество. Настоятель Антониева монастыря и ректор Новгородской семинарии архимандрит Амвросий в сотрудничестве с епископом Старорусским Евгением (будущим митрополитом Киевским) с 1807 по 1815 год, взяв за основу работу Селлия, собрали и систематизировали огромный материал. Сведения об иерархии были дополнены информацией о церковных соборах, о жизни святых подвижников, о монастырях и о духовных училищах. Шеститомный труд выдержал два издания в XIX веке, став настольной книгой во многих дворянских семьях, по которой воспитывались лучшие умы России.

http://pravoslavie.ru/31362.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010