Астраханской и Царёвской епархии, названо по г. Енотаевску (ныне с. Енотаевка в Астраханской обл.). 5 сент. 1917 г. епископом Енотаевским был назначен живший на покое с мая 1917 г. в астраханском Покрово-Болдинском мон-ре бывш. еп. Петровский, вик. Саратовской епархии Леонтий (фон Вимпфен) . Обязанностью викария была помощь правящему архиерею в управлении Астраханской епархией, замещение Астраханского архиерея на время его отсутствия в епархии. В период пребывания Астраханского архиеп. сщмч. Митрофана (Краснопольского) на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве еп. Леонтий временно управлял Астраханской епархией. В 1918 г. еп. Леонтий поддержал планы создания в Астрахани Епархиального союза церквей (учрежден в марте 1919), целью которого были ограничение власти архиереев, расширение полномочий приходских общин, всемерное развитие духовного просвещения и благотворительности. Еп. Леонтий видел в деятельности союза единственную возможность для Церкви юридически оформить отношения с советской властью, сохранить духовно-учебные заведения и упрочить организационные формы церковной жизни в новых социально-политических условиях. Архиеп. Митрофан был противником создания союза, недовольство архиеп. Митрофана, выступавшего против к.-л. контактов с советской властью, вызвало также одобрение еп. Леонтием декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Енотаевский епископ видел в этом документе возможность освобождения Церкви от контроля со стороны гос-ва). Архиеп. Митрофан обвинил викария в превышении полномочий и передал дело на рассмотрение Архиерейского Собора в Москве, 26 сент. 1918 г. еп. Леонтий был отстранен от управления Е. в. с оставлением в должности настоятеля астраханского во имя Иоанна Предтечи монастыря . В 1919 г. еп. Леонтий председательствовал на совещании Епархиального союза церквей, на котором было решено обратиться к православному населению с призывом «оказать помощь раненым и больным воинам... старой и советской армии». 7 июня 1919 г. еп. Леонтий был арестован и вместе с архиеп. Митрофаном обвинен в организации белогвардейского заговора, 6 июля архиереи были расстреляны.

http://pravenc.ru/text/189983.html

Приближалось открытие Всероссийского Поместного Собора. Неожиданно для всех Л.З. Кунцевич был избран депутатом на собор от Донской епархии. Сам Лев Захарович не ожидал этого, был несколько обескуражен, но все же обрадован. На соборе проявилось то, что большая часть депутатов приехала отстаивать истинные интересы Церкви, а не какие-то революционные идеалы. Особенно это стало видно при обсуждении вопросов о необходимости восстановления патриаршества. Л.З. Кунцевич быстро сблизился на Соборе с Астраханским епископом Митрофаном (Краснопольским). Вместе они отстаивали на соборных прениях необходимость для Церкви духовного вождя, каким мог быть только патриарх. Владыка Митрофан предложил Л. 3. Кунцевичу потрудиться в Астраханской епархии, и тот согласился. С 1 ноября 1917 года он был определен астраханским епархиальным миссионером, промыслительно, что накануне Лев Захарович получил письмо от своего давнего друга священника Лина Колпикова, служившего в селе Элисте Черноярского уезда Астраханской губернии. В этом письме писалось: «Прежде всего прошу принять от меня сочувствие Вашему горю (закрытию журнала) и добрые пожелания. Подписную плату мне прошу не возвращать ни деньгами, ни книгами. У нас в Астраханской губернии, в Черноярском уезде свободно место епархиального миссионера с окладом 3000 рублей в год и разъездные. Дай Бог Вам силы, терпения и всего хорошего, а главное скорее устроиться». 258 Но не скоро пришлось Льву Захаровичу отправиться на место своего нового служения в Астрахань. Продолжившиеся заседания Поместного собора задержали его в Москве. К тому же он принял на себя в это время еще одно важное и ответственное служение. После случившегося октябрьского переворота 1917 года в Москве шли долгие бои между большевиками и сторонниками Временного правительства. Центром боев стал Московский Кремль с его многочисленными духовными святынями. Во время обстрела большевиками Кремля сильно пострадали его храмы, особенно Успенский собор, храм Двенадцати апостолов и Чудов монастырь. Весть об этом содрогнула всех православных. Вскоре для восстановления поруганных святынь было создано «Всероссийское Православное братство ревнителей Святынь Московского Кремля», председателем которого стал протопресвитер Успенского собора отец Николай Любимов. Лев Захарович Кунцевич также вошел в состав этого братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1878 г. – родился в с. Ватулине Бельского уезда Холмской губ. 1904 г. – окончил Казанскую Духовную Академию. 1905–1911 гг. – архимандрит, настоятель нескольких монастырей. 1914 г. – ректор Тифлисской духовной семинарии. 1916–1917 гг. – епископ Кронштадтский. 1917–1919 гг. – епископ Ладожский. 1917–1927 гг. – епископ Минский и Туровский. 1925 г. – уклонился в григорианство, но в конце июня того же года покаялся. Чтобы спасти местную Церковь от разгрома, встал на путь автокефалии, основываясь на директивах Патриарха Тихона о возможности самоуправления в период гонения. 1928 г. – архиепископ Енисейский и Красноярский. Конец 30-х гг. – вызван в Москву и назначен членом Св. Синода. 1931 г„ 17 мая – по прибытии в Москву скоропостижно скончался в храме у престола. МИТРОФАН (Краснопольский Димитрий), архиепископ Астраханский. 1869 г., 22 октября – родился в Воронежской губ. 1890 г. – окончил Воронежскую духовную семинарию. 1893 г. – поступил в Киевскую Духовную Академию. 1896 г. – принял монашество. 1897 г. – иеромонах. 1902 г. – ректор Могилевской духовной семинарии, архимандрит. 1907 г., 11 февраля – хиротонисан во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. 1907–1912 гг. – член Третьей Государственной Думы. 1912 г. – епископ Минский. 1916 г., 6 июля – епископ Астраханский и Царевский. 1917–1918 гг. – член Собора Российской Православной Церкви, председатель Отдела о Высшем Церковном Управлении, Сторонник патриаршества. 1918 г., 12(25) апреля – архиепископ. 1918 г., 11(24) мая – по благословению Патриарха Тихона совершил прославление святителя Иосифа, убиенного митрополита Астраханского. 1919 г., 23 июня (6 июля) – арестован и расстрелян в Астрахани. МИТРОФАН (Русинов Евлампий Владимирович), епископ Одесский. Родной брат архиепископа Тихона [Русинова]. 1881 г. – родился. 1915 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1916–1918 гг. – преподаватель Воронежской духовной семинарии, архимандрит. 1923 г. – «хиротонисан во епископа Лукояновского» обновленцами. 1924 г. – принёс покаяние Св. Патриарху Тихону и в октябре хиротонисан во епископа Болховского, викария Орловской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Скачать epub pdf Глава 20. Общий список некоторой части российского епископата, претерпевшего мученическую кончину во время гонений на церковь от безбожников-большевиков Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский, убит 25 января 1918 г. Андроник (Никольский) , архиепископ Пермский, убит 4 июня 1918 г. Гермоген (Довганев) , архиепископ Тобольский, утоплен в реке 19 июня 1918 г. Василий (Богоявленский) , архиепископ Черниговский, расстрелян в Перми. Ефрем (Кузнецов) , епископ Селенгинский, викарий Забайкальский, расстрелян 23 августа 1918 г. (Епископ Ефрем (Епифаний Кузнецов) – из забайкальских казаков. На сироту мальчика-пастуха обратил внимание местный священник, сделал чтецом в церкви, отправил в Читинское духовное училище, а потом в Иркутскую духовную семинарию. Сделавшись священником и овдовев, тот поступил в Московскую духовную академию, по окончании которой стал начальником Забайкальской духовной миссии в Чите. Много обратил в христианство монголов, бурят и особенно корейцев, которых переселил в Читу и основал приход. Горячий проповедник, любимец народа, в 1916 г. стал епископом. В начале революции был арестован, но в Москве выпущен и участвовал на Соборе. Расстрелян вместе с протоиереем Восторговым (см. дальше). Феофан (Ильшенский) , епископ Соликамский, утоплен в реке Каме 11 декабря 1918 г. Исидор (Колоколов) , епископ бывший Михайловский, викарий Новгородский, умерщвлен в Самаре, будучи посажен на кол. Амвросий (Гудко) , епископ Серапульский, викарий Вятский, умерщвлен в Свияжске, будучи привязан к хвосту лошади. Митрофан (Краснопольский) , архиепископ Астраханский, сброшен с высокой стены и разбился на смерть. Леонтий (Вимпфен) , епископ Енотаевский, викарий Астраханский, по убиении брошен в яму и не выдан на погребение. Платон (Кульбуш) , епископ Ревельский, убит в Юрьеве 14 января 1919 г. Тихон , архиепископ Воронежский, повешен на царских вратах церкви монастыря св. Митрофатия в декабре 1919 г. Иоаким (Левицкий) , архиепископ Нижегородский, повешен головою вниз в соборе Севастополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

11/24 октября 1917 г., на первой сессии Собора, епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский, сщмч., † 1919) выступил с докладом от Отдела о высшем церковном управлении по поводу так называемой «формулы перехода к очередным делам», принятой Отделом по окончании проходивших в нем прений о высшем управлении. В своем обширном выступлении преосвященный Митрофан изложил краткую предысторию обсуждения вопроса о патриаршестве в Отделе, подробно осветил доводы в защиту скорейшего восстановления патриаршества и огласил принятую Отделом «формулу» о восстановлении патриаршества следующего содержания: «По окончании общих суждений или прений по вопросу о высшем церковном управлении в Русской Церкви, Отделом принята следующая формула перехода: " выслушав общие прения по вопросу о высшем церковном управлении и 1) принимая, как исходное положение в дальнейших своих работах, восстановление сана патриарха, присвояемого первому между равными Епископу, возглавляющему управление церковными делами Российской Православной Церкви, и 2) вместе с органами этого управления подотчетному церковному поместному Собору, Отдел переходит к дальнейшему рассмотрению законопроекта о высшем церковном управлении " . Принятием такой формулы Отделом в положительном смысле разрешен вопрос о патриаршестве в России, как институте исполнительном при Соборе. Расчленяя указанную формулу на составные части, находим, что в ней заключаются следующие основные положения: 1) Поместному Собору принадлежит высшая власть в Российской Церкви. 2) Восстановляется патриаршество, которым возглавляется управление церковными делами Российской Православной Церкви. 3) Патриарх является первым между равными ему Епископами. 4) Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору...» . Данная «формула перехода» с четырьмя «основными положениями» выносилась Отделом на обсуждение в общем заседании Собора, так как определенное соборное решение по данному вопросу признавалось существенно важным для дальнейшей работы всех отделов, соприкасающихся с вопросами высшего церковного управления.

http://bogoslov.ru/article/2271021

Евгений (Шерешилов; 26.07.1880 - 16.12.1889), еп. Павел (Вильчинский; 16.12.1889 - 21.11.1892), еп. Исаакий (Положенский ; 21.11.1892 - 19.12.1892), еп. Павел (Вильчинский; 19.12.1892 - 13.11.1893, повторно), еп. Митрофан (Невский; 13.11.1893 - 10.08.1896), еп. Сергий (Серафимов; 10.08.1896 - 13.04.1902), архиеп. Георгий (Орлов; 27.04.1902 - 11.06.1912), еп. Феофан (Быстров; 25.06.1912 - 8.03.1913), архиеп. Никодим (Боков; 8.03.1913 - 13.03.1914), архиеп. Филарет (Никольский; 20.03.1914 - 24.05.1916), сщмч. архиеп. Митрофан (Краснопольский; 6.07.1916 - 21.06.1919), еп. Палладий (Соколов; окт. 1919 - дек. 1919), в 1919-1920 гг. епархией временно управлял еп. Енотаевский Анатолий (Соколов), архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский; 1921 - 27.06.1927), в 1927 г. епархией временно управлял еп. Енотаевский Стефан (Гнедовский), архиеп. Иннокентий (Ястребов ; 1927 - 22.05.1928), еп. Филипп (Ставицкий; 13.06.1928-1929), с 1929 г. епархией временно управлял еп. Вольский, вик. Саратовской епархии, Андрей (Комаров), в 1930-1931 гг.- еп. Енотаевский Алексий (Орлов), архиеп. Андрей (Комаров; 30.09.1933-1939), в 1939-1942 гг. кафедра не замещалась, в 1942-1943 гг. епархией временно управлял архиеп. Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков), архиеп. Филипп (Ставицкий; дек. 1943 - 30.10.1947, повторно), еп. Николай (Чуфаровский; 30.10.1947 - 12.12.1947), архиеп. Филипп (Ставицкий; 12.12.1947 - 12.12.1952, в третий раз), 12.12.1952 - 7.06.1953 епархией временно управлял архиеп. Саратовский и Сталинградский Гурий (Егоров), еп. Леонид (Лобачёв; 7.06.1953 - 9.02.1954), еп. Сергий (Ларин; 9.02.1954 - 27.07.1959), архиеп. Гавриил (Огородников ; 27.07.1959 - 15.09.1960), архиеп. Павел (Голышев ; 15.09.1960 - 23.06.1964), еп. Иона (Зырянов; 5.07.1964 - 27.02.1968), архиеп. Михаил (Мудьюгин ; 30.07.1968 - 27.12.1979), архиеп. Феодосий (Дикун ; 27.12.1979 - 19.02.1990), еп. Филарет (Карагодин; 11.03.1990 - 13.08.1992), еп. Иона (Карпухин; 25.10.1992, с 2002 архиепископ, с 24 марта 2013 митрополит - 15 июля 2016); митр.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Церковь Св. Николая п. Мултаново оставалась приписной к двухштатному приходу Казанской церкви с. Марфино. Жители Мултаново хотели иметь свой отдельный причт со священником, но малочисленность населения и недостаток средств не позволяли им этого. Строительство церкви Св. Николая Чудотворца, запланированной первоначально как часовни, продолжалось после 1909 г. и завершилось пристройкой прямоугольной трапезной и двухъярусной колокольни, перекрытой также восьмигранным шатром, таким же, как над основной частью церкви. 18 сентября 1917 г. по распоряжению архиепископа Астраханского и Енотаевского Митрофана (Краснопольского) в с. Мултаново был открыт самостоятельный приход с назначением на священническое место выпускника Астраханской духовной семинарии о. Василия Хатунцева. В 1922 г., когда по стране повсеместно проводилось изъятие церковных ценностей, из Мултановской церкви 22 августа была конфискована серебряно-вызолоченая богослужебная утварь — дарохранительница, потир, дискос с тарелочкой, лжица, копье звездица, ковш и оклад с Евангелия. Вес изъятого серебра составил 6 фунтов 77,5 зол. Община верующих с. Мултаново продолжала пользоваться церковью до 1940 г. В это время большинство храмов было уже закрыто. В протоколе Володарского райисполкома от 18 сентября1940 г. записано: «Проверкой установлено, что община верующих с. Мултаново до настоящего времени пользовалась как церковью, так имуществом незаконно. Двадцатки не существует, договора на пользование зданием и имуществом никогда не заключалось». Церковь в с. Мултаново Володарского района закрыли 25 октября 1940 г. по решению исполнительного комитета Астраханского окружного Совета. 24сентября 1941 г. районные власти решили здания закрытых церквей, в том числе и в с. Мултаново, передать в государственный фонд для разборки и продажи под строительный материал. Но по каким-то причинам, вероятно, из-за начавшейся войны, церковь уцелела и использовалась под хозяйственный склад. В настоящее время начинается постепенное её возрождение.

http://sobory.ru/article/?object=23192

Из всех проанализированных списков лишь в одном (в «Справочном листке...» 1912. 8. С. 9) Мазохин упомянут как обладатель священного сана. 853 Епископ Никон (Бессонов) упомянут только в списках, находящихся в ГАРФ (в «Справочном листке ...» сведения о нем отсутствуют). Никон (Бессонов), викарий Волынской епархии, 26 января 1913г. был переведен на Красноярскую кафедру, а Анатолий (Каменский), викарий Херсонской епархии, 30 июля 1914 г. – на Томскую. В 1917 г. Февральская революция была ими встречена на этих архиерейских местах. 856 В виде отдельных тезисов данное обращение приводится на страницах «Американского православного вестника» (Нью-Йорк, 1917. 19. С. 302). 858 Группа «32-х священников» активно выступала за реформирование церковного строя в 19051907 гг. Одним из ее создателей был петербургский священник Г.С. Петров (см. подробнее: Фирсов С.Л. Указ. соч. С. 324326). 859 Епископ Астраханский и Царевский Митрофан (Краснопольский) отказался подписать это «Воззвание» (Астраханский вестник. Астрахань, 1917. 54. С. 3). 860 Кыштымский завод и образованный вокруг него поселок с 1842 г. являлись центром Кыштымского горного округа. Завод возник на базе основанных в 1752 и 1757 гг. Верхне-Кыштымского чугунолитейного и Нижне-Кыштымского железоделательного заводов. В 1895 г. Кыштым стал железнодорожной станцией на линии Екатеринбург – Челябинск, расположенной в 90 км к северо-западу от Челябинска. В настоящее время Кыштым город областного подчинения Челябинской области (Уральская историческая энциклопедия. С. 307308). 862 В г. Суздале Владимирской губернии находился Спасо-Евфимиев мужской монастырь. При монастыре имелось арестантское отделение, устроенное для заключения лиц, совершивших преступления против ветры (Булгаков С.В. Указ. соч. Т. 2. С. 1427). 865 Среди шести членов Государственной Думы от Витебской губернии, подписавшихся под данным воззванием – священник Федор Ольховский. 868 Протоиерей Т.Н. Буткевич в 18941906 гг. – профессор Харьковского университета по кафедре церковного права. В 1906 и 19121914 гг. состоял членом Предсоборного Присутствия и Предсоборного Совещания. С 1906 г. – член Государственного Совета (Рожков Владимир, протоиер. Церковные вопросы в Государственной Думе. М., Изд. Крутицкого патриаршего под ворья. 2004. С. 430).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковные Ведомости. 1918. 299. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о награждении Преосвященных ко дню Св. Пасхи Святейшим Патриархом и Священным Синодом от 12(25) апреля 1918 г. за 299 постановлено: удостоить ко дню Св. Пасхи сего года: а) награждения крестом для ношения на клобуке Преосвященных архиепископов: Рязанского и Зарайского Иоанна [Смирнова ], Донского и Новочеркасского Митрофана [Симашкевича], Воронежского и Задонского Тихона [Никанорова ], Кишинёвского и Хотинского Анастасия [Грибановского] и б) возведения в сан архиепископа – епископов: Оренбургского и Тургайского Мефодия [Великанова ], Екатеринославского и Мариупольского Агапита [Вишневского], Туркестанского и Ташкентского Иннокентия [Пустынского ], Минского и Туровского Георгия [Ярошевского], Астраханского и Царевского Митрофана [Краснопольского], Псковского и Порховского Евсевия [Гроздова], Пермского и Кунгурского Андроника [Никольского], Смоленского и Дорогобужского Феодосия [Феодосиева] и Омского и Павлодарского Сильвестра [Ольшевского]. Церковные Ведомости. 1918. 17/18 04(?)1918. Указ Святейшего Патриарха Тихона на имя архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия [Георгиевского] о командировании его в Киев для организации и проведения канонического выбора Киевского митрополита – в преемники убиенному митрополиту Владимиру [Богоявленскому] Евлогий [Георгиевский], митрополит. Путь моей жизни. Париж, 1947 Ответная речь Святейшего Патриарха Тихона на пасхальное приветствие его А. Д. Самариным, председателем Союза Московских приходских советов …В ответных речах Его Святейшество обрисовал трудность переживаемого Русской Православной Церковью времени и грозящие ей опасности и выразил благодарность Союзу за те ценные услуги церковному делу, которые Союз успел оказать за недолгое время своего существования. Коснувшись вопроса об организованной Союзом охране личности Патриарха от возможных покушений, Его Святейшество сказал, что сначала ему представлялось это делом излишним, но потом он увидел в этих регулярных посещениях один из лучших способов сближения со своей московской паствой. Упомянув о чудесном событии у Никольских ворот, Его Святейшество сообщил о своём намерении совершить в день празднования перенесения мощей Николая Чудотворца крестный ход к Никольским воротам. Некоторыми из членов Союза была высказана мысль об устройстве крестного хода не 9(22), а в воскресенье 6(19) мая, когда и рабочие будут свободны и могут принять участие в крестном ходе, и духовенство московских церквей, в большинстве имеющих приделы, посвящённые Николаю Чудотворцу, не будет связано приходскими обязанностями. Патриарх предоставил решить вопрос о дне крестного хода самому Союзу...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

" Гонения начались вскоре после Октябрьского переворота 1917 г. Первомучеником русского духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров. 8 ноября 1917 г. отец Иоанн совершал с прихожанами моление об умиротворении России. Вечером революционные матросы пришли к нему на квартиру. После избиений полуживого священника долго волокли по шпалам железнодорожного полотна, пока он не скончался... 29 января 1918 г. матросы расстреляли в Киеве митрополита Владимира — это был первый мученик из числа архиереев. Вслед за святыми мучениками Иоанном и Владимиром последовали другие... В 1919 г. в Воронеже, в монастыре Святителя Митрофана, семь инокинь были сварены заживо в котлах с кипящей смолой. Годом раньше три иерея в Херсоне были распяты на крестах. В 1918 г. епископа Соликамского Феофана (Ильинского) на глазах у народа вывели на замерзшую реку Каму, раздели донага, заплели волосы в косички, связали их между собой, затем, продев в них палку, приподняли в воздух и начали медленно опускать в прорубь и поднимать, пока он, еще живой, не покрылся коркой льда, толщиной в два пальца. Не менее зверским способом предали смерти епископа Исидора Михайловского (Колоколова). В 1918 г. в Самаре его посадили на кол. Страшной была кончина других архиеерев: епископа Пермского Андроника закопали живым в землю; архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) сбросили со стены; архиепископа Нижегородского Иоакима (Левицкого) повесили вниз головой в севастопольском соборе; епископа Серапульского Амвросия (Гудко) привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь... Смерть простых священников была не менее страшной. Священника отца Котурова поливали на морозе водой, пока он не превратился в ледяную статую... Семидесятидвухлетнего священника Павла Калиновского забили плетьми... Заштатного священника отца Золотовского, которому шел уже девятый десяток, нарядили в женское платье и вывели на площадь. Красноармейцы требовали, чтобы он танцевал перед народом; когда же он отказался, его повесили... Священника Иоакима Фролова сожгли заживо за селом на стогу сена«. (Из книги Дмитрия Орехова «Русские святые ХХ столетия»).

http://old.aquaviva.ru/news/2010-09-14/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010