Русская Православная Церковь ХХ век 29 марта Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский 1918 год – Комиссия Поместного Собора, образованная 26 марта, в полном составе приступила к работе. Было решено: немедленно напечатать список пострадавших от гонений; каждый новый случай обнародовать на соборных заседаниях и за пределами Собора; образовать статистическую комиссию для сбора сведений о жертвах гонений. Кроме того, предполагалось выработать способ увековечения памяти убитых гонителями и способы помощи уцелевшим жертвам гонений и родственникам убитых. Епархиальные архиереи были оповещены о необходимости присылать в комиссию сообщения обо всех пострадавших, обо всех фактах насилия с особо составленными по этому случаю актами. Священномученик Леонтий (Вимпфен), епископ Енотаевский На втором заседании комиссии о гонениях на Православную Церковь было принято решение «обратиться к Святейшему Патриарху с просьбой о том, чтобы Его Святейшество, в случае ареста гонимых за Церковь, относился об освобождении их и впредь непосредственно к советской власти, по распоряжению которой проведены аресты». Всего же только на 29 марта комиссия насчитала 38 случаев насилия властей по отношению к членам Церкви. 1968 год – Скончался митрополит Иоанн (Соколов), один из ближайших сподвижников патриархов Сергия и Алексия, экзарх Украины в послевоенные годы. 1972 год – Неделя Крестопоклонная Великого поста – А. И. Солженицын направил письмо Святейшему Патриарху Пимену. Это письмо (по времени написания получившее название Великопостного) было реакцией писателя на Рождественское послание предстоятеля Русской Церкви к пастве (прежде всего — к русским эмигрантам). Патриарх обратился к русским людям, находившимся в рассеянии, с призывом воспитывать в своих детях наряду с любовью к Родине любовь к Матери-Церкви. Солженицын писал о бедственном, бесправном положении Церкви в родном Отечестве: «На каждый действующий храм — двадцать в запустении и осквернении… О колокольном звоне мы уже и спрашивать не смеем… Даже Евангелия у нас нигде не достать, даже Евангелие везут к нам из-за границы…» Все верно было в этом письме, получившем широкое хождение в Советском Союзе и за его пределами, многократно озвученном зарубежными радиостанциями. Но сам тон письма свидетельствовал об отстраненности автора от бед и тягот Русской Церкви. Прочитав это послание, патриарх с горечью произнес: «Побывать бы ему в моих башмаках только пару дней… Но пусть пишет!» 1995 год – Сторонники Украинской Православной Церкви «киевского патриархата» захватили Свято-Троицкий храм (Тернопольская обл.). Беззаконные действия сопровождались оскорблениями, физическим насилием, избиением верующих дубинками.   29 марта 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5401.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В центре Астрахани возрождается Знаменский храм 12.03.2020 7 марта 2020 года на территории возрождающейся Знаменской церкви , расположенной на улице Ленина, совершен молебен, который возглавил настоятель храма протоиерей Роман Сколота , сообщает ast-news. На южную стену храма водружена храмовая икона размером 2,5 на 3 метра. В 2019 году начался процесс передачи Астраханской епархии здания бывшего храма, в котором в советское время располагался склад. 10 декабря 2019 года, в день чествования иконы Божией Матери «Знамение», здесь был совершен первый молебен. Вместе с храмом начала возрождаться и общинная приходская жизнь. После октября 1917 года Знаменский храм переживал тяжёлые времена. Во время январских боёв 1918 года большевики решили храм взорвать, но это им не удалось. Чудом уцелела церковь и от пожара, испепелившего весь центр Астрахани . Вскоре в Знаменском храме произошло одно замечательное событие. 24 мая 1919 года был прославлен в лике святых священномученик Иосиф, митрополит Астраханский. Богослужение по этому поводу должно было состояться в Успенском соборе, где покоились его мощи, но военные власти запретили проведение богослужений в Успенском соборе и опечатали его. Архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) благословил провести торжественное богослужение в близлежащем к кремлю Знаменском храме. Весной 1924 года, после захвата обновленцами Рождество-Богородицкой церкви, бывшей некоторое время соборным храмом у православной общины верующих, архиепископ Фаддей (Успенский) перенёс свою кафедру в Знаменский храм, который через неделю был также захвачен обновленцами. Обновленцы продержались в Знаменском храме до 1930 года, когда он был отобран у них властями и по решению горсовета от 2 февраля 1930 года был передан под центральный клуб пионеров. Клуб пионеров здесь разместиться не успел, так как решением горсовета от 2 июля 1930 года в помещение Знаменского храма перевели строительный учебный пункт. В 1939 году в здании Знаменской церкви размещался склад Заготзерно, а местный краеведческий музей ходатайствовал о передаче здания ему для организации в нем антирелигиозного музея. В отличие от многих других астраханских храмов, полностью уничтоженных, Знаменская церковь лишилась только верхней своей части вместе с куполами и колокольней и была переоборудована в производственные помещения. В таком виде храм сохраняется и сейчас. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.03.2020 20:30:40

http://drevo-info.ru/news/25689.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 23 июня (6 июля) Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский и Царевский Священномученик Митрофан родился 22 октября 1869 года в слободе Алексеевка Бирюченского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Ивана Краснопольского и в крещении наречен был Димитрием. Мать будущего святителя, Анастасия Семеновна, была дочерью псаломщика, она окончила сельскую школу и по бедности семьи вскоре была выдана замуж за небогатого крестьянина. С горечью она размышляла о трудности своего положения и, бывало, подолгу молилась Богу, чтобы Господь даровал ей сына и чтобы этот сын стал священником, надеясь, что материальное положение сына-священника поможет избавиться им от бедности. Господь услышал ее молитвы, но дал ей несравненно большее, в лице сына даровав не только относительное материальное благополучие, но неисчерпаемое богатство святости ее сына-мученика и молитвенника. Первоначальное образование Дмитрий получил в сельской школе, а затем благодетель устроил его в Бирюченское духовное училище. Окончив училище в 1884 году, Дмитрий, как один из первых учеников, был принят в Воронежскую Духовную семинарию на казенный счет. Выходцу из крестьянской среды, ему здесь много пришлось претерпеть от своих одноклассников, чьи отцы были потомственными священнослужителями. Это обстоятельство сформировало у него характер несколько замкнутый. Но зато не брали его одноклассники и в общие забавы и шалости – и, таким образом, у него оставалось больше времени и сил на добросовестное усвоение наук; живя в бедности, он хорошо понимал, что хорошее образование является главным для него капиталом, способным в будущем обеспечить его социальное и материальное положение. Благочестивым же воспитанием в семье он вполне был приуготовлен на служение Богу и Его Святой Церкви. В 1890 году Дмитрий окончил Воронежскую Духовную семинарию, женился, и 4 ноября 1890 года епископ Воронежский и Задонский Анастасий (Добрадин), рукоположил его во диакона к Казанской церкви пригородной слободы города Коротояка Воронежской епархии. 8 мая 1892 года у супругов родился сын; 15 декабря того же года диакон Димитрий был перемещен служить в Преображенскую церковь слободы Матрено-Гезевой Бирюченского уезда, а 23 февраля 1893 года – в Троицкую церковь в селе Алексеевке .

http://fond.ru/kalendar/520/mitrofan/

в Соборе митрополит Владимир «прочел грамоту Синода об открытии Собора», а 21 ноября 1917 г., на Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, сонмом иерархов во главе с митрополитом Владимиром совершена интронизация Патриарха Московского и всея России – Святейшего Тихона Фотография дореволюционных времен 1913 (?) г. Архив ПСТГУ Архиепископ Арсений с членами Государственного совета от духовенства. Сидят: Архиепископ Новгородский Арсений, Николай (Налимов), архиепископ Варшавский, Никон (Рождественский), епископ Вологодский; стоят: протоиерей С. И. Трегубов, протоиерей Д. Н. Беликов, протоиерей Т. И. Буткевич Санкт-Петербург, 10 мая 1912 г. ЦИА ПСТГУ Благовещенский собор, место служения архиепископа Арсения в день открытия Собора Крестный ход на Красной площади Обер-прокуроры Святейшею Синода в 1917 г., члены Собора А. В. Карташев и В. Н. Львов ЦИА ПСТГУ Святитель Митрополит Московский Макарий (Невский) ЦИА ПСТГУ Николо-Угрешский монастырь – место пребывания митрополита Макария ЦИА ПСТГУ Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна Протоиерей Митрофан Сребрянский, духовник Марфо-Мариинской обители(впоследствии преподобноисповедник архимандрит Сергий) Марфо-Мариинская обитель на Ордынке в Москве Игумения Евфросинья (Арсеньева) Игумении Сергия и Иоанна (Мансуровы) с матерью Марией Николаевной Рижский Свято-Троице-Сергиев монастырь Священномученик архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), председатель соборного Отдела Высшего Церковного управления. ЦИА ПСТГУ Преподобный схииеромонах Смоленской Зосимовой пустыни, член Собора Алексий (Соловьев) , вынувший жребий с именем митрополита Тихона. ЦИА ПСТГУ Вид на Храм Христа Спасителя в Москве. В храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха путем вынутия жребия из трех кандидатов и наречение Митрополита Московского и Коломенского Тихона на Патриарший Престол – Митрополита Московского и Коломенского Тихона Первая страница дневника митрополита Арсения за 1917 г. ГА РФ 22-е вторник. Рига пала. Рига – это, так сказать, последнее предупреждение, ибо враг отсюда будет угрожать Петрограду, а по пути – Новгороду.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В Воронеже установлена мемориальная доска с именами выдающихся пастырей, архипастырей и государственных деятелей, которые были преподавателями и выпускниками Воронежской духовной семинарии 11 февраля 2006 г. 15:40 Торжественная церемония открытия мемориальной доски в память священнослужителей, деятелей российской культуры и науки состоялась в пятницу 10 февраля у исторического здания Воронежской духовной семинарии. Мероприятие прошло в рамках празднования 260-летия этого духовного учебного заведения. Воронежская духовная семинария воспитала тридцать пять архиереев, тысячи церковно- и священнослужителей Русской Православной Церкви и деятелей Российского государства. Имена наиболее известных преподавателей и воспитанников Духовной школы увековечены на мемориальной доске, сообщает АНН. Прежде всего, это прославленные в лике святых преподаватели и выпускники Воронежской духовной семинарии, — священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Московского Патриаршего престола, святитель Иустин (Полянский), епископ Уфимский, новомученики и исповедники Российские — Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский, Борис (Воскобойников), епископ Ивановский, Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, архимандрит Сергий (Сребрянский), духовник преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, последний клирик Свято-Димитриевского Иларионовского Троекуровского монастыря священник Тихон Архангельский, священники Александр Вислянский, Даниил Алферов, Николай Садовский. На доске указаны также имена выдающихся архиереев РПЦ — митрополита Леонтия (Лебединского), архиепископов Димитрия (Самбикина), Модеста (Никитина), Митрофана (Вицинского), Парфения (Попова) и Владимира (Петрова), преподавателей — архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), последнего ректора дореволюционной Семинарии и выдающего профессора-библеиста Н.Н. Глубоковского. Наконец, это имена видных деятелей российской культуры, науки и политики поэтов И.С. Никитина и А.П. Сребрянского, синолога И.И. Захарова, публициста В.И. Аскоченского, мостостроителя Л.Д. Проскурякова, врачей О.И. Рудинского и В.В. Пашутина, депутата 3-й Государственной Думы С.А. Петровского. «Открытие мемориальной доски с именами замечательных сынов Русской Православной Церкви и Российского государства, преподававшими и учившимися в Воронежской духовной семинарии, несомненно, станет важным событием в духовной и культурной жизни города и области, способствующим возрождению исторической памяти нашего народа», — подчеркнули в епархии. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/82254.html

По некоторым данным в 1918 году было расстреляно 827 священнослужителей, в 1919 году – 19 и заключено в тюрьмы 69. По другим данным в 1918 году было расстреляно 3000 священнослужителей, а 1500 – подверглись другим репрессиям. В 1919 году была расстреляна 1.000 священнослужителей и 800 – подверглись другим репрессиям . Официальные данные, представленные на имя Поместного Собора и Высшего Церковного Управления к 20 сентября 1918 года были таковы. Убиенных за веру и Церковь было 97 человек, из них имена и служебное положение 73 были точно установлены, а имена 24 человек к этому времени были неизвестны. 118 человек находились в то время под арестом . Из известных архипастырей, претерпевших в этот период гонений мученическую кончину были, священномученики: митрополит Киевский Владимир (Богоявленский); архиепископы: Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), Астраханский Митрофан (Краснопольский); епископы: Балахнинский Лаврентий (Князев), Вяземский Макарий (Гневушев), Кирилловский Варсонофий (Лебедев), Тобольский Гермоген (Долганев), Соликамский Феофан (Ильменский), Селенгинский Ефрем (Кузнецов) и другие. Первым практическим результатом действия декрета было закрытие в 1918 году духовных учебных заведений, включая епархиальные училища и храмов при них. Исключение составила только Казанская Духовная академия, которая благодаря стараниям ее ректора епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка) продолжала свою работу до 1921 года, когда епископ Анатолий и преподаватели академии были арестованы по обвинению в нарушении декрета об отделении Церкви от государства. Практически с 1918 года были прекращены духовное образование и научная церковная деятельность. Это же самое можно сказать и о книгопечатании, с 1918 года любые издания христианской литературы стали невозможны. Лишь в 1944 году с разрешения властей был открыт Богословский институт и пастырские курсы, преобразованные в 1946 году в Духовную академию и семинарии. В соответствии с декретом было запрещено преподавание Закона Божия в школах. Согласно разъяснению Наркомпроса от 23.02.1918 г. преподавание религиозных вероучений детям до 18 лет не должно было принимать форму... правильно функционирующих учебных заведений, поэтому запрещалось преподавание религиозных учений в храмах и на дому. В развитии декрета Наркомпрос от 3.03.1919 г. постановил: " Воспретить лицам, принадлежащим к духовенству всех его родов, всех вероисповеданий, занимать какие-либо должности во всех школах... Виновные в нарушении сего воспрещения подлежат суду Ревтрибунала " .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

ДЕСЯТОЕ КЛЕЙМО Расстрел крестного хода в Астрахани. Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении 1918-1919 годов. На это проявление народного протеста отвечали террором. Один из расстрелов крестного хода показан в данной композиции. Композиция решена как прямое столкновение двух сил. Слева направо движется процессия праведников с хоругвями. Впереди идут диакона, у них твердый, неустрашимый шаг. Передний, более старший, высоко держит крест. В середине епископ. Это архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), расстрелянный 23 июня 1919 года. Напротив крестного хода, справа от зрителя, группа солдат, стреляющих в процессию. Событие развертывается на фоне храма, его дверной проем служит разделительным знаком между противостоящими силами. Напряженность ожидания момента столкновения усиливается цветом. В группе праведников господствует красный цвет, выражающий огненность, непреклонность веры. Даже позем розовато-красного цвета. На уровне графического решения – винтовки в руках солдат означают угрозу неминуемой смерти для хоругвеносцев, епископа и всей процессии. Но на уровне цветового решения – группа верующих имеет явное превосходство над темными фигурами солдат. По силе драматизма, выявляемого противоборством двух непреклонных сил, она выделяется из всех прочих сцен. ОДИННАДЦАТОЕ КЛЕЙМО Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года. Святитель Владимир первым из епископов удостоился стать новым российским мучеником. Прежде, чем стать Киевским митрополитом, выдающийся иерарх занимал крупнейшие кафедры: он был экзархом в Грузии, затем назначался на Московскую и Петербургскую кафедры. Повсюду святитель Владимир развивал огромную деятельность по развитию духовного образования, по строительству храмов. Так, в Грузии он открыл до трехсот приходских школ. Он был поистине всероссийским митрополитом. Святитель Владимир был председателем Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов. Он понимал опасность революционной пропаганды и боролся с ней, особенно в долговременную бытность на Московской кафедре. В Киеве святитель твердо выступал против антицерковных, раскольнических действий националистических элементов в украинском духовенстве. Святого Владимира сравнивали с Московским митрополитом Филаретом. Великий святитель достойно увенчался мученическим венцом. Он был арестован в своих покоях в Киево-Печерской Лавре, выведен за стены и расстрелян. В момент смерти святитель благословлял убийц.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

Выступления архимандрита Илариона были не часты на пленарных заседаниях Собора. Основную деятельность во время работы Собора архимандрит Иларион сосредотачивает в четырех Отделах: «Отделе о Высшем Церковном Управлении», а также в «Отделе о пересмотре устава настоящего Собора и об уставе будущего Собора», «Отделе о единоверии и старообрядчестве» и в «Отделе об Уставе Духовных Академий». Работа в отделе о Высшем Церковном Управлении заняла почти всю первую сессию Собора и половину второй – с 2 сентября 1917 г. до 23 марта 1918 г., всего было 49 заседаний Отдела, под председательством архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского). Именно организация Высшего Церковного Управления во главе с Патриархом было, как показала история, главным деянием Собора. Архимандрит Иларион выступал на Соборе как один из ярких выразителей идеи восстановления патриаршества. Его речь «Почему необходимо восстановить патриаршество?» стала хрестоматийной. Ее сразу же оценили сами члены Собора, обратившись в Соборный совет со следующим заявлением: «Мы, нижеподписавшиеся, просим Соборный Совет сделать распоряжение о немедленном напечатании в возможно большом количестве экземпляров и распространении речи Архимандрита Илариона о восстановлении патриаршества, произнесенной в заседании Церковного Собора 23 октября, в виду ее выдающегося значения в церковном отношении» . Заявление подписали 35 членов Собора. Ни одна речь, произнесенная на Соборе, не имела такой оценки самих соборян. По словам прот. о. Николая Концевича, члена Собора, после окончания речи архимандрита Илариона единственный раз на Соборе раздались аплодисменты . Даже явные противники восстановления патриаршества называли эту речь талантливой и блестящей. Речь архимандрита Илариона была произнесена после речи протоиерей Николая Добронравова : «Зачем нам нужен Патриарх?», которую считали лучшей речью среди противников восстановления патриаршества . Многие считали, что благодаря речи архимандрита Илариона споры о восстановлении патриаршества прекратились. 28 октября 1917 г. Собор принимает историческое решение о восстановлении патриаршества. Об избрании и наречении Патриарха Всероссийского необходимо было возвестить православному населению особым послание от имени Собора, для этого была избрана соборная комиссия во главе с архиепископом Анастасием (Грибановским) , в которую вошел и архимандрит Иларион . Среди 25 претендентов на патриарший престол было названо и имя молодого архимандрита . Он был самым молодым в списке. Архимандрит Иларион получил четыре голоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Миклашевский Николай Феодорович (ок. 1871–?), член Череповецкого окружного суда. Член Собора по избранию как мирянин от Новгородской епархии. Миртов Петр Алексеевич (1869–1925), митрофорный протоиерей. Член Собора по избранию как клирик от Петроградской епархии. С 8 (21) декабря 1917 г. заместитель члена Высшего Церковного Совета, с 20 августа (2 сентября ) 1918 г. член Высшего Церковного Совета. В 1899 г. окончил КДА, кандидат богословия. С 1899 г. помощник инспектора Екатеринославской духовной семинарии, с 1900 г. Владимирской, преподаватель Владимирского епархиального женского училища. С 1901 г. священник Сиротского института в Санкт-Петербурге. Священник церкви св. Марии Магдалины при Николаевском женском училище. С 1905 г. настоятель церкви Воскресения Христова Общества распространения религиознонравственного просвещения, руководитель Всероссийского Александро-Невского братства трезвости, преобразованного из Александро-Невского общества трезвости у Варшавского вокзала в Петрограде, редактор журналов «Отдых Христианина», «Трезвая жизнь», заведующий воскресной школой Общества и воскресной школой при церкви, настоятель, с 1908 г. протоиерей. С июня 1917 г. член Епархиального правления Петрограда. С 1919 г. член Миссионерского совета при Высшем Церковном Совете, член комиссии при Миссионерском совете для обсуждения вопросов о задачах, цели и типе современных пастырей. После окончания работы Собора служил в московских храмах. Похоронен на Черкизовском кладбище, расположенном у храма во имя пророка Божия Илии в Черкизово. Митрофан (Краснопольский Дмитрий Иванович ; 1869–1919), священномученик, архиепископ. Член Собора по должности как епископ Астраханский и Царевский, председатель Отдела о высшем церковном управлении. 11 октября 1917 г. выступил на Соборе с докладом, в котором обосновывал необходимость восстановления института Патриаршества. По его инициативе Собор канонизировал священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, убитого во время восстания Степана Разина в 1671 г., сделал доклад Собору по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В отселенной белорусской деревне Белая Сорока, находящейся в 11 км от Чернобыльской АЭС, совершена Божественная литургия 14 августа 2021 г. 15:12 11 августа 2021 года, в день когда Православная Церковь празднует рождество святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, по благословению епископа Туровского и Мозырского Леонида исполняющий обязанности благочинного Хойникского округа, настоятель прихода храма Преображения Господня в деревне Селец Брагинского района иерей Ростислав Бондаренко совершил Божественную литургию в отселенной в результате аварии на ЧАЭС деревне Белая Сорока Наровлянского района Гомельской области Белоруссии. Богослужение состоялось на месте сожженного 21 ноября 1943 года Никольского храма. Деревня Белая Сорока находится на границе Полесского государственного радиационно-экологического заповедника и Украины. Расстояние до Чернобыльской АЭС составляет около 11 км. Перед началом Божественной литургии иерей Ростислав совершил молебен с чтением акафиста святителю Николаю Чудотворцу. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Светланы Бондаренко. За Литургией были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира белорусскому народу и о прекращении распространения вредоносного поветрия. Также возносились молитвы о почивших священнослужителях, которые несли здесь свое пастырское служение с 1791 по 1934 годы. Присутствующие на богослужении паломники приобщились Святых Христовых Таин, а затем продолжили братское общение за трапезой. Посещение деревни Белая Сорока в один из августовских или сентябрьских дней для совершения богослужения стало доброй ежегодной традицией. В 2019 году Белую Сороку посещал епископ Туровский и Мозырский Леонид. До этого последнее архиерейское богослужение совершалось здесь только в 1913 году священномучеником Митрофаном (Краснопольским), архиепископом Астраханским (являвшимся с ноября 1912 года по июль 1916 года епископом Минским и Туровским). Стараниями небезразличных к истории и любящих святителя Николая жителей Наровлянского района, при помощи руководства и работников Полесского государственного радиационно-экологического заповедника на месте престола бывшего Никольского храма был установлен поклонный крест с иконой святителя Николая Чудотворца и открыта часовня.

http://patriarchia.ru/db/text/5835406.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010