Несмотря на некоторый достаток и устойчивость, жители Ильинки долгое время не могли позволить выстроить себе церковь. Во всех своих духовных нуждах они по-прежнему обращались в Чуркинскую пустынь, что впрочем, было очень полезно. Монастырь со своей строгой уставной службой, хорошими духовниками, был поистине духовной врачебницей. Сюда в дни великого поста стекались люди со всех окрестных сел, чтобы поговеть, очистится от своей греховной скверны и достойно причастится святых Христовых Тайн. Только после построения в 1905 году в селе Большой Могой (также расположенном на Чуркинском острове) церкви в честь Трех Святителей, Ильинка была приписана к этому новообразовавшемуся приходу. Но все же жителей поселка не оставляло желание устроить здесь собственный храм. Средств у местного общества на это не хватало, и тогда Господь послал им на помощь рыбопромышленника Николая Плахотникова. Плахотниковы были уроженцами этих мест и занимаясь рыбным промыслом, сумели скопить немалый капитал. Когда встал вопрос о построении церкви, Плахотниковы вызвались устроить её на свой капитал, и в 1909 году был освящен в честь Казанской Иконы Божией Матери. Так выглядела главная святыня храма Из-за сравнительно небольших размеров, а также того, что он изначально был сделан холодным (отсутствие отопления), Казанский храм получил наименование церкви-часовни и стал приписным к Трехсвятительской церкви с.Большой Могой. Ее сломали в 40-х годах 20-го столетия во время Великой Отечественной войны. В состоянии приписной церкви Казанский храм просуществовал до 1917 года. По большим праздникам сюда присылали священника из церкви с.Большой Могой, но местным жителям очень хотелось чтобы здесь была постоянная служба. По молитвам Господь сподобил осуществиться этому благочестивому желанию. 3 июня1917 года в село Ильинку приехал священномученик Митрофан (Краснопольский) архиепископ Астраханский. Он был первым архиереем, посетившим это селение. Отслужив здесь Божественную литургию, владыка произнес прихожанам назидательное поучение и после благословил всех прихожан и по приглашению устроителя храма Николая Плахотникова, зашел к нему в гости на чай. За чаем, они вместе с членами приходского совета обсудили, как лучше устроить назначение в местную Казанскую церковь своего священника. Предложения ильинцев понравились архипастырю, и обещал назначить к ним священника на дьяконской вакансии, с тем, чтобы он проживал в Ильинке и по мере необходимости помогал настоятелю Большемогойской церкви, как в службах, так и в требах. В скором времени владыка свое обещание исполнил.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @8889@ Подпись к иллюстрации: Икона священномученика Митрофана (Краснопольского), архиепископа Астраханского (†1919) Размер файла: 87.78 Кб Кто разместил: Дмитрий181292 Дата размещения 22.04.2013 14:28:49 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/8889.html

Кровь о Даниила Конопасевича, как и его сподвижника о. Романа Рапацкого, на руках не только разного рода свенторжецких и калиновских, но и на руках Герцена (по справедливому замечанию, если не ошибаюсь, Елены Чудиновой, «чернейшей фигуры русской истории»), Чернышевского, Добролюбова и всех, кто кричал и кричит «За нашу и вашу!»... Кровью запечатлел истину ниже приведённых слов мой земляк, Священномученик Митрофан Астраханский (Краснопольский), долгие годы трудившийся на Гомельщине, а затем в Минске, искренне полюбивший белорусский народ и его святых: «В том несомненно было особое устроение Промысла, что народ русский призван к христианству в ту пору, когда от вселенского единства откололся весь католический запад, а восток находился в большом утеснении от турок… Русский народ Самим Богом поставлен был хранителем православной веры. Эту божественную миссию хорошо понимали наши благочестивые предки, выразив это в следующих словах: первый Рим пал, и второй, Византия, пала, третий же, Россия, стоит, а четвёртому не бывать. Пусть в этих словах многие усматривают значительную долю национального самосознания, но какою несокрушимой силой веры в своё назначение они проникнуты, какая мощь народного духа в них звучит – это должны признать и те, к несчастью, в настоящее время далеко не редкие люди, которым (было) бы приятнее видеть наше Отечество в унижении, смиренно согнувшим свою выю по игом иноязычников. Знают и понимают такое преимущество русского народа и все славянские народности, которые в России видят свою покровительницу и защитницу…» (4). Этот инстинкт русскости оказался сильнее идеологических штампов. Пётр Машеров в 1972 году, на праздновании в ЦК 50-летия СССР, оказался едва ли не единственным представителем коллективного руководства Союза, который действительно ярко и горячо высказался о роли русского народа в общей истории. «С особым душевным волнением и теплотой, сказал П.М. Машеров, мы отмечаем выдающиеся заслуги перед историей, перед всеми народами страны героического рабочего класса России, великого русского народа ( выделено мной - А.П.). Не померкнет в веках и всегда будет жить в сердцах поколений строителей коммунизма доброе чувство горячей признательности, безграничной любви и уважения к русскому народу - верному другу и старшему брату народов нашей Отчизны» (5).

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/02/...

А.А. Горбачев Выборы патриарха Но основное внимание архимандрита Илариона (Троицкого) во время Собора 1917–18 гг. концентрируется на вопросах высшего церковного управления Русской Православной Церкви и, особенно, на вопросе о патриархе. Архимандрит Иларион является не только членом, но и докладчиком Отдела о высшем церковном управлении (обычно – вместе с профессором П. Д. Лапиным) 279 . Он участвует в прениях, делает пояснения как докладчик Отдела о ВЦУ, отстаивает позицию представляемого им соборного отдела 280 , заслуживает благодарность от имени Собора за свою деятельность в качестве докладчика Отдела о ВЦУ 281 . Наибольшую известность, по своему значению для главного решения Собора, получило слово архимандрита Илариона, сказанное в защиту патриаршества. Протоиерей Владислав Цыпин говорит об этом слове как о «прославленном» и «хрестоматийном» 282 . Известно, что вопрос восстановления в Русской Церкви патриаршества не входил в круг вопросов, представленных для рассмотрения на Поместном Соборе 1917–18 гг. Официальное предложение о рассмотрении Собором этого вопроса впервые было сделано в докладе председателя Отдела о высшем церковном управлении Митрофаном (Краснопольским), епископом Астраханским на заседании 11 октября 1917 года 283 . С этого дня на Соборе вокруг вопроса о патриаршестве разгораются жаркие споры, не утихающие до принятия решения 28 октября. Соотношение сторонников и противников патриаршества среди ораторов, выступавших по этому вопросу, было соответственно 39 против 12. Один из ораторов не мог высказаться ни за, ни против выборов первоиерарха Русской Церкви по причине неопределенности границ его власти 284 . Двое из выступавших заявили о рассеянных сомнениях и об изменении своих взглядов в пользу патриаршества 285 . Таким образом, противники выборов патриарха составили менее четверти выступавших. Если же учесть их (то есть противников) повышенную активность, то можно предполагать, что среди членов Собора эта часть была еще меньшей. Понимание этого звучит и в речах самих противников патриаршества, говорящих о своей позиции как о противоречащей мнению большинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Митрофан Астраханский, сщмч. - житие Священномученик Митрофан (в миру Иоанн Васильевич Краснопольский) родился 22 октября 1869 года в слободе Алексеевка Бирюченского уезда Воронежской губернии. Он вырос в очень бедной семье: отец его был каменщиком, а мать — дочь сельского причетника. В сельской школе он учился прилежно и закончил ее первым учеником. Благодаря ходатайству его сельского учителя Иоанна определили в Духовное училище, где он содержался на средства этого же благодетеля. После окончания Духовного училища он поступил в Воронежскую Духовную семинарию. В 1890 году, закончив обучение, Иоанн женился и в том же году был рукоположен в сан диакона. После смерти супруги в 1893 году он поступил в Киевскую Духовную Академию, где в 1896 году принял иноческий постриг с именем Митрофан (в честь святителя Митрофана, первого епископа Воронежского). Через год иеродиакон Митрофан был рукоположен в сан иеромонаха. По окончании Киевской Духовной Академии со степенью кандидата богословия его назначили инспектором Иркутской Духовной семинарии. В 1902 году возведенный в сан архимадрита отец Митрофан переводится в Могилев и назначается ректором местной семинарии. 25 января 1907 года Высочайше повелено ему быть епископом Гомельским — викарием Могилевской епархии. Наречение и хиротония во епископа происходили в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской Лавре. За основу своей деятельности на новом поприще епископ Митрофан поставил борьбу с инородческой пропагандой и сектанством. 3 ноября 1912 года владыка Митрофан был Высочайше утвержден епископом Минским и Туровским. Так же, как и в Гомеле, он на новой своей кафедре горячо отстаивал интересы Православной Церкви и русского населения края в условиях усилившейся, после революционных событий 1905-1907 годов, католической пропаганды и польского засилья. За эту непоколебимую позицию духовенство города Минска называло его «стойким борцом за православное дело».

http://pravicon.com/info-2955

В особом склепе находились мощи священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, зверски убитого в 1671 году в дни восстания Степана Разина. С самого дня мученической кончины у гроба святителя происходили многочисленные чудеса и исцеления. К сожалению, регулярной записи этих чудес не велось, что препятствовало канонизации святого, хотя имя астраханского митрополита давно вносилось в различные святцы. Причисление к лику святых состоялось по ходатайству священномученика Митрофана (Краснопольского) деянием Всероссийского Поместного собора, проходившего в 1918 году в Москве. Память святителя Иосифа торжественно совершается ежегодно 24 мая. Кроме того, в нижнем храме находилось захоронение святителя Герасима (Добросердова), известного своими миссионерскими подвигами в Сибирском крае. Епископ Герасим пребывал на Астраханской кафедре сравнительно недолго (1877–1880), прославлен в лике сибирских святых (память — 10 июня ст.ст.). Раки с мощами святых угодников сейчас пребывают в нижнем храме и открыты для поклонения верующим, а большинство останков погребённых архиереев перезахоронены в 2001 году в крипте собора. В дореволюционные годы в Успенском соборе находилось множество православных святынь, большинство из которых в настоящее время утеряно. События 1917 года стали печальной страницей в истории собора. Собор подвергся несанкционированным обыскам, в результате которых большевики вынесли из храма церковные ценности, наличные деньги и процентные бумаги на сто тысяч рублей. 18 января 1918 года собор был закрыт для богослужений, однако потом был вновь возвращён верующим в 1922 году. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей почти все реликвии были изъяты и отправлены на переплавку. Почти вся соборная ризница была уничтожена. В 1929 году даже стоял вопрос об уничтожении Успенского и Троицкого соборов астраханского кремля. Решение было пересмотрено в том же году с указом о предоставлении планов переустройства. Иконостас верхнего храм был сломан и сожжён в 1931 году в результате проведённого субботника. Красноармейцы местного гарнизона тренировались на меткость стрельбы, расстреливая святые образа. C этого момента вплоть до 1992 года собор использовался как склад боеприпасов, казармы для военнослужащих, музей и центр массовой и пропагандистской работы по краеведению.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_кафе...

Нам нужно помнить, чтить и знать жития святых исповедников, которых мы часто выносим за скобки нашего сознания. Почему у нас не все получается в жизни по-христиански? Потому что утратили ту твердость веры, которую имели христиане эпохи гонений ХХ века. Ведь именно их кровью оплачены годы нашего благоденствия, их подвигом веры была восстановлена наша Церковь после 70 лет гонений. Напрасно удивляются современные единомышленники тех гонителей, наблюдая, как в условиях жесточайшего современного кризиса, разрушающего государственные границы и независимость стран, ослабляющего духовные основы и нравственные устои общества, наша Церковь возрождается и становится средоточием спасения России и всего русского мира», — заключил митрополит Климент. Лауреат Патриаршей литературной премии, автор книги «Живый в помощи» писатель Виктор Николаев в своем слове пояснил, что изучение подвига новомученников и память о них служат примером и способствуют воспитанию честности, верности и патриотизма в нашем обществе. С докладом о подвиге астраханского священномученика Митрофана (Краснопольского) выступил древлехранитель, руководитель отдела по канонизации святых Астраханской епархии игумен Иосиф (Марьян). Служение и труды владыки Митрофана остаются актуальными не только для православных астраханцев, но и для всей Русской Православной Церкви. Благодаря личному примеру митрополита Митрофана его воспитанники встали на защиту святынь в Астраханской епархии и стали помощниками сщмч. Фаддея (Успенского) уже в 20-х гг. ХХ века. Будучи представителем от Астраханской епархии владыка Митрофан принял самое активное участие в восстановлении Патриаршества на Поместном Соборе 1917-18 гг. Другой заслугой владыки Митрофана стали подвижнические труды по прославлению священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, ныне почитаемого как покровителя Астраханской земли. Своей мученической кончиной владыка Митрофан подал пример стойкости в вере православной для христиан на все последующие времена. С докладом о новомучениках также выступила заведующая отделом ресурсов Астраханской областной научной библиотеки Елена Долматова.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5447639...

Рака с мощами сщмч. Иосифа, митр. Астраханского, в Успенском соборе, Астрахань. Фотография. 2001 г. Рака с мощами сщмч. Иосифа, митр. Астраханского, в Успенском соборе, Астрахань. Фотография. 2001 г. 11 мая 1671 г., когда И. служил литургию в астраханском Успенском соборе, в храм пришли представители разинцев с требованием явиться на казачий круг. Святитель велел благовестить в большой колокол и в сопровождении духовенства вышел к мятежникам. С. Коченовский в качестве уполномоченного обвинил И. в переписке с казаками Терского города и Дона, ввиду чего Терки и Дон «отложилися» от восставших (АИ. Т. 4. С. 488; Летописное сказание Петра Золотарёва. 1968. С. 224). В ответ И. вновь призвал казаков к покаянию. Казаки оскорбляли архиерея, потом отвели на пороховой двор, где И. был подвергнут жестоким пыткам на костре. За архиерея вступился казак Мирон и был убит. После пыток И. был сброшен с башни-раската. Тело священномученика отдали духовенству. 12 мая после панихиды в Успенском соборе гроб был поставлен в приделе святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, на 10-й день могила была заложена досками и камнем. Почитание 27 нояб. 1671 г. правительственные войска во главе с боярином И. Б. Милославским заняли Астрахань. Летом 1672 г. Астраханский митр. Парфений «со всем освященным собором» свидетельствовал нетленные мощи И. По повелению митр. Парфения гроб был поставлен в Успенском соборе, жители Астрахани должны были в течение 3 дней прикладываться к нему и просить прощения у священномученика. В кон. XVII в. началось местное почитание И. в Астрахани. В Успенском соборе, где почивали мощи И., до нач. XX в. хранилась его монашеская власяница, обагренная кровью. Нетленность мощей И. была подтверждена в 1801 г., при архиеп. Платоне (Любарском) , когда в ходе строительных работ гробница святого оказалась открыта. 28 сент. 1911 г. Астраханский и Енотаевский архиеп. Георгий (Орлов) учредил «Комитет по делу открытия и прославления честных останков митрополита Иосифа убиенного». Руководство комитетом владыка возложил на викарного Царёвского еп. Иннокентия. Комитет создал комиссию для сбора сведений о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., и для их подтверждения свидетельскими показаниями. Результаты деятельности комиссии нашли отражение в брошюре, изданной в 1912 г. прот. Успенского кафедрального собора И. Саввинским. По инициативе еп. Феофана (Быстрова) в том же году синодальная комиссия вскрыла гробницу И. для освидетельствования мощей с целью подготовки канонизации. После перевода еп. Феофана в 1913 г. на Полтавскую кафедру его начинания были отложены и возобновились после назначения Астраханским епископом в 1916 г. сщмч. Митрофана (Краснопольского) . В составлении службы И. участвовал приглашенный еп. Митрофаном проф. КДА А. А. Дмитриевский .

http://pravenc.ru/text/578416.html

В 1970-х годах на территории бывшего монастыря расположилась 1-я городская туберкулёзная больница, ныне это противотуберкулезный диспансер. В помещении церкви располагалась больничная лаборатория и больничный архив. В настоящее время на храме восстановлена луковичка с крестом. 6 июля 2012 года, в день памяти священномученика Митрофана (Краснопольского), в Екатерининской церкви был отслужен молебен, а 11 мая 2013 года здесь состоялась первая после закрытия монастыря Божественная литургия. Положено начало восстановлению церкви... Храм выстроен в псевдорусском стиле, без трапезы, имеет небольшие размеры, поэтому напоминает часовню. Изначально он имел следующий облик: церковь завершал железный шатровый верх с блестящим, вызолоченным через огонь восьмиконечным крестом и таким же «яблоком». Такие же кресты и «яблоки» меньшего размера находились на устроенных соответственно частям света четырёх боковых фронтонах. В юго-восточной части алтаря имелись широкие двери, ведущие вниз, в склеп, где покоилась храмоздательница Е. Ф. Башкина. В склепе была поставлена икона великомученицы Екатерины, перед которой постоянно горела неугасимая лампада. 11 мая 2013 года в Екатерининском храме состоялась первая после закрытия монастыря Божественная В том же году состоялись богослужения на Покров и на престольный праздник Екатерининского храма. В конце Великого поста 2015 года на Екатерининскую церковь был установлен новый золотой купол с крестом. 7 декабря 2015 года в Екатерининском храме была отслужена первая после закрытия монастыря Божественная литургия архиерейским чином, которую возглавил митрополит Астраханский и Камызякский Иона (Карпухин). Престольные праздники [ править править код ] Екатерина Александрийская, великомученица – 7 декабря Контакты [ править править код ] Адрес : Россия, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Еричная Как добраться: Храм находится на территории городской больницы. Паломнику [ править править код ] Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Мефоди...

В дек. 1918 г. в Перми был казнен (утоплен) Соликамский еп. сщмч. Феофан (Ильменский) . В янв. 1919 г. были расстреляны священномученики Белгородский еп. Никодим (Кононов) в Белгороде и Ревельский еп. Платон (Кульбуш) в Юрьеве (ныне Тарту, Эстония). В июле 1919 г. в Астрахани казнили Астраханского митр. сщмч. Митрофана (Краснопольского) и Енотаевского еп. Леонтия (Вимпфена) . В окт. 1919 г. в Саратове был казнен Вольский еп. сщмч. Герман (Косолапов) . В этот период, по неполным данным следственных органов белых войск, от рук большевиков погибли: в Пермской губ.- 51 священник и 36 монахов и послушников, в Харьковской - 70 иереев, в Воронежской - 160, в Ставропольской - 52, в Кубанской обл.- 43 священника. По всей стране, по подсчетам исследователей, во время гражданской войны было казнено ок. 15 тыс. священнослужителей и активных мирян из приходских союзов и братств. Большое количество верующих подвергалось заключению в тюрьмы и концлагеря. Мн. архипастыри и пастыри были вынуждены покинуть родину. Патриарх Тихон еще в начале гражданской войны отказался дать благословение Белому движению, осуждая братоубийство, от кого бы оно ни исходило. Патриарх видел спасение от большевизма в духовности, а не в кровавой войне. 8 окт. 1919 г. свт. Тихон обратился с посланием к архипастырям и пастырям, в к-ром заявил о несправедливости обвинений Церкви в «скрытой контрреволюции, направленной якобы к низвержению советского строя». Патриарх призвал духовенство не подавать «никаких поводов, оправдывающих подозрительность советской власти», подчиняться «ее велениям» и отказаться от всяких политических выступлений (Акты свт. Тихона. С. 163-164). Патриаршее послание не было попыткой к.-л. приспособленчества к большевистской власти. Оно появилось в дни наибольшего успеха белых войск за все время гражданской войны - одновременного максимального продвижения войск ген. Деникина к Москве, перехода в контрнаступление адм. Колчака в Зап. Сибири и похода ген. Н. Н. Юденича на Петроград. Большевики в тот момент уже готовили эвакуацию правительственных учреждений в Вологду и создавали структуры для подпольной работы.

http://pravenc.ru/text/2463379.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010