11 октября с предложением восстановить патриаршество выступил епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский). По мнению святителя, патриаршество существовало в Русской Церкви всегда – в первые века после крещения она подчинялась Вселенскому патриарху, а в 1589 г. получила своего патриарха. Упразднение патриаршества при царе Петре I епископ Митрофан назвал нарушением канонов – прежде всего 34-го апостольского правила и 9-го правила Антиохийского Собора. Священномученик Митрофан был не одинок – мысль о восстановлении канонического управления Церковью была поддержана немалой частью Собора. Помимо канонических принципов приводились принципы исторические и идейные. Наиболее ярким было выступление архимандрита (впоследствии архиепископа) Илариона (Троицкого) : «Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве бьется русское сердце? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьется, конечно, в Кремле. Но где в Кремле? В Окружном суде? Или в солдатских казармах? Нет, в Успенском соборе. Там, у переднего правого столпа, должно биться русское православное сердце. Орел петровского, на западный манер устроенного самодержавия выклевал это русское православное сердце, святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе. Поместный Собор Церкви Российской от Бога данной ему властью поставит снова московского патриарха на его законное, неотъемлемое место». Возражения против восстановления патриаршества сводились к тому, что избрание патриарха помешает соборности и приведет к деспотизму. Например, протоиерей Николай Добронравов (будущий архиепископ и священномученик) видел в единоначалии отголоски католицизма, говорил, что истории известны случаи недостойного поведения глав Поместных Церквей. Однако голоса противников патриаршества, поначалу настойчивые, с каждым заседанием встречали все меньше поддержки и постепенно утонули среди всеобщего подъема и воодушевления. Тем более что избрание первосвятителя не означало диктатуры одного лица и отмены соборности – высшая церковная власть должна была оставаться у Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1923 году обновленцы усилили давление на православных и при поддержке ОГПУ стали захватывать православные храмы. После захвата обновленцами храма Рождества Христова отец Василий перешел служить в Покровскую церковь. Отец Василий, как священник, все время служивший в Астрахани, и как ревнитель благочестия, был почитателем подвига мученического, которым прославился архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), расстрелянный вместе со своим викарием в 1919 году, и в течение многих лет вместе с прихожанами ходил на могилу расстрелянных и служил панихиды. В 1927 году ОГПУ решило прекратить все видимые проявления почитания священномучеников, и 13 июля 1927 года уполномоченный Астраханского ОГПУ вынес постановление, в котором писал, «что священник Залесский в последних числах апреля 1927 года без ведома соответствующих органов местной астраханской власти и церковного совета, совместно с верующей массой общины Покровской церкви организовал шествие на могилы расстрелянных за контрреволюционные действия астраханских епископа Леонтия и архиепископа Митрофана, где публично служил панихиду по расстрелянным... данное шествие, организованное Залесским, является не чем иным, как явной политической демонстрацией против рабоче-крестьянской власти...» 15 июля отец Василий был арестован и на следующий день допрошен. Отвечая на вопросы следователя, священник сказал: «Я, Залесский, действительно служил панихиду на могилах епископа Леонтия и архиепископа Митрофана; это было вскоре после Пасхи, в мае месяце, а какого именно числа, не помню... Панихида... на могилах... была отслужена по просьбе верующих нашего Покровской и Рождественской церкви прихода. Такие панихиды... служились по просьбе прихожан и по личному желанию из года в год» . Следователь поинтересовался, знает ли священник, что архиереи были расстреляны за контрреволюционную деятельность, на что отец Василий ответил: «Знаю о том, что в 1919 году в июне месяце... епископ Леонтий и архиепископ Митрофан были расстреляны, а за что именно они были расстреляны, для меня неизвестно и до настоящего времени, но все же предполагаю, что они расстреляны за какие-либо государственные преступления. Запрещается ли служить панихиды на могилах расстрелянных епископа Леонтия и архиепископа Митрофана, я... о таких запрещениях не знаю» .

http://fond.ru/kalendar/109/vasiliy/

На летнюю сессию были вызваны экзарх Грузии архиепископ Платон (Рождественский), архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), епископ Самарский Михаил (Богданов), протопресвитер Николай Любимов, настоятель Успенского собора Московского Кремля, профессора протоиереи Александр Смирнов и Александр Рождественский , протоиерей Феодор Филоненко. 29 апреля Синод обратился с Посланием к российской пастве, в котором призывал провести «выборное начало на всех уровнях церковного управления», в том числе и при замещении архиерейских кафедр. Большинство епархиальных съездов выразило доверие правящим архиереям и просило Святейший Синод об оставлении их в епархиях. Свои кафедры сохранили преосвященные Новгородский Арсений (Стадницкий) , Волынский Евлогий (Георгиевский), священномученики Тамбовский Кирилл (Смирнов), Пермский Андроник (Никольский) , Астраханский Митрофан (Краснопольский). Но во многих епархиях выборы проходили в нецерковной обстановке. Обновленческие настроения захватили часть мирян и клириков, особенно низших – псаломщиков, пономарей. В церковной печати раздавались призывы ввести белый епископат и даже упразднить монашество. При таком помрачении церковного сознания многие из достойных иерархов оказались забаллотированными. Под предлогом самых вздорных обвинений в Тверской епархии голосами псаломщиков был уволен с кафедры священномученик архиепископ Серафим (Чичагов) . Им недовольны были за строгие требования, которые он предъявлял к кандидатам священства. Но среди иерархов, избранных в это беспокойное время, были и архиереи выдающихся церковно-административных способностей, преданные Церкви, любимые в православном народе. На Петроградскую кафедру голосами питерской бедноты был избран священномученик Вениамин (Казанский), на Московскую – святитель Тихон (Беллавин). Между тем антицерковный курс Временного правительства становился все более очевидным. 20 июня вышло постановление о передаче церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения. Закон о свободе совести, опубликованный 14 июля, провозглашал свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении четырнадцатилетнего возраста, когда дети еще учатся в школе. Министерство просвещения торопилось использовать это положение для того, чтобы низвести преподавание Закона Божия на уровень факультативного предмета или вовсе устранить его из программы обучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

А вот стенды с именами священников, ставших первыми жертвами «революционно настроенных солдат и матросов». Священномученики протоиереи Петр Скипетров и Иоанн Восторгов (был несколько лет настоятелем Князь-Владимирского храма в Епархиальном доме), архиепископ Пермский Андроник (Никольский) и его викарий епископ Соликамский Феофан (Ильменский), рядом архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), епископ Тобольский Гермоген (Долганев), Яков Полозов, келейник Патриарха Тихона, и многие другие. Михаил рассказывает о каждом из них, но мне почему-то врезается в память история архиепископа Андроника. «Священномученик архиепископ Пермский Андроник, ранее бывший миссионером в Японии, убит в окрестностях Перми 20 июня 1918 года между сессиями Поместного Собора, — говорит Михаил. — Убийцы вывезли его в лес, заставили выкопать себе могилу и лечь в нее. После этого чекисты забросали его землей, потом несколько раз выстрелили в закопанного архипастыря. Где находится могила, до сих пор неизвестно. Собор отправил делегацию узнать обстоятельства гибели епископа Андроника. Члены делегации собрали сведения, но по пути домой всех троих сняли с поезда и расстреляли, собранные документы исчезли». По просьбам посетителей «Тема новомучеников до сих пор не получила широкого распространения в нашем обществе, хотя Церковь старается все время напоминать о них. Люди какого возраста приходят сюда? Насколько все это находит отзвук в их душах?» — интересуюсь у другого специалиста Андрея Иванова. «Наши посетители — представители всех поколений, — отвечает он. — Например, в неделю памяти Патриарха Тихона (с 26 по 30 марта) мы организовали " марафон " экскурсий — каждый день проводили по четыре часовые экскурсии. Приходили школьники, студенты, родители с детьми, пенсионеры. В одной из групп была женщина с сыном. На следующий день она пришла одна. Оказалось, что это преподавательница православной гимназии. На третий день она прислала еще свою знакомую с группой учеников, для которых мы провели дополнительную экскурсию. Наши посетители делятся впечатлениями и предложениями, как улучшить экспозицию не только в книге отзывов.

http://e-vestnik.ru/db/voskresshie_imena...

Выступления архимандрита Илариона были не часты на пленарных заседаниях Собора. Основную деятельность во время работы Собора архимандрит Иларион сосредотачивает в четырех Отделах: «Отделе о Высшем Церковном Управлении», а также в «Отделе о пересмотре устава настоящего Собора и об уставе будущего Собора», «Отделе о единоверии и старообрядчестве» и в «Отделе об Уставе Духовных Академий». Работа в отделе о Высшем Церковном Управлении заняла почти всю первую сессию Собора и половину второй – с 2 сентября 1917 г. до 23 марта 1918 г., всего было 49 заседаний Отдела, под председательством архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского). Именно организация Высшего Церковного Управления во главе с Патриархом было, как показала история, главным деянием Собора. Архимандрит Иларион выступал на Соборе как один из ярких выразителей идеи восстановления патриаршества. Его речь «Почему необходимо восстановить патриаршество?» стала хрестоматийной. Ее сразу же оценили сами члены Собора, обратившись в Соборный совет со следующим заявлением: «Мы, нижеподписавшиеся, просим Соборный Совет сделать распоряжение о немедленном напечатании в возможно большом количестве экземпляров и распространении речи Архимандрита Илариона о восстановлении патриаршества, произнесенной в заседании Церковного Собора 23 октября, в виду ее выдающегося значения в церковном отношении» . Заявление подписали 35 членов Собора. Ни одна речь, произнесенная на Соборе, не имела такой оценки самих соборян. По словам прот. о. Николая Концевича, члена Собора, после окончания речи архимандрита Илариона единственный раз на Соборе раздались аплодисменты . Даже явные противники восстановления патриаршества называли эту речь талантливой и блестящей. Речь архимандрита Илариона была произнесена после речи протоиерей Николая Добронравова : «Зачем нам нужен Патриарх?», которую считали лучшей речью среди противников восстановления патриаршества . Многие считали, что благодаря речи архимандрита Илариона споры о восстановлении патриаршества прекратились. 28 октября 1917 г. Собор принимает историческое решение о восстановлении патриаршества. Об избрании и наречении Патриарха Всероссийского необходимо было возвестить православному населению особым послание от имени Собора, для этого была избрана соборная комиссия во главе с архиепископом Анастасием (Грибановским) , в которую вошел и архимандрит Иларион . Среди 25 претендентов на патриарший престол было названо и имя молодого архимандрита . Он был самым молодым в списке. Архимандрит Иларион получил четыре голоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

По некоторым данным в 1918 году было расстреляно 827 священнослужителей, в 1919 году – 19 и заключено в тюрьмы 69. По другим данным в 1918 году было расстреляно 3000 священнослужителей, а 1500 – подверглись другим репрессиям. В 1919 году была расстреляна 1.000 священнослужителей и 800 – подверглись другим репрессиям . Официальные данные, представленные на имя Поместного Собора и Высшего Церковного Управления к 20 сентября 1918 года были таковы. Убиенных за веру и Церковь было 97 человек, из них имена и служебное положение 73 были точно установлены, а имена 24 человек к этому времени были неизвестны. 118 человек находились в то время под арестом . Из известных архипастырей, претерпевших в этот период гонений мученическую кончину были, священномученики: митрополит Киевский Владимир (Богоявленский); архиепископы: Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), Астраханский Митрофан (Краснопольский); епископы: Балахнинский Лаврентий (Князев), Вяземский Макарий (Гневушев), Кирилловский Варсонофий (Лебедев), Тобольский Гермоген (Долганев), Соликамский Феофан (Ильменский), Селенгинский Ефрем (Кузнецов) и другие. Первым практическим результатом действия декрета было закрытие в 1918 году духовных учебных заведений, включая епархиальные училища и храмов при них. Исключение составила только Казанская Духовная академия, которая благодаря стараниям ее ректора епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка) продолжала свою работу до 1921 года, когда епископ Анатолий и преподаватели академии были арестованы по обвинению в нарушении декрета об отделении Церкви от государства. Практически с 1918 года были прекращены духовное образование и научная церковная деятельность. Это же самое можно сказать и о книгопечатании, с 1918 года любые издания христианской литературы стали невозможны. Лишь в 1944 году с разрешения властей был открыт Богословский институт и пастырские курсы, преобразованные в 1946 году в Духовную академию и семинарии. В соответствии с декретом было запрещено преподавание Закона Божия в школах. Согласно разъяснению Наркомпроса от 23.02.1918 г. преподавание религиозных вероучений детям до 18 лет не должно было принимать форму... правильно функционирующих учебных заведений, поэтому запрещалось преподавание религиозных учений в храмах и на дому. В развитии декрета Наркомпрос от 3.03.1919 г. постановил: " Воспретить лицам, принадлежащим к духовенству всех его родов, всех вероисповеданий, занимать какие-либо должности во всех школах... Виновные в нарушении сего воспрещения подлежат суду Ревтрибунала " .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Появление в храме чудотворного образа спасло храм от полного разрушения и забвения и потянуло сюда верующих людей. Приезжают отовсюду — и из Астрахани, и из соседних сел, и даже из соседних регионов. В храме чудесным образом обновляются фрески и иконы. Храмовая Казанская икона Божией Матери несколько лет назад сильно мироточила, как и многие другие образы в храме. Вот на потолке изображения четырех евангелистов: Иоанна, Матфея, Луки и Марка. Как уже упоминалось, церковь старая, крыша находилась в аварийном состоянии, протекала. Изображения евангелистов на потолке храма утратили краски, сильно потемнели, один из образов пришлось временно снять. Но когда начались постоянные богослужения, образы евангелистов обновились, краски стали яркими, свежими, «заиграли», они выглядят как свеженаложенные на дерево. Справа от алтаря находится икона святого Илии Пророка. Рассказывали, что икона была ветхая, темная, фактически нельзя было разобрать изображения, однако видите — она сама вся чудесным образом обновилась — и лик, и ризы… Три года назад начала самообновляться икона Николая Чудотворца, изображение было на металле, и вот, уже я был свидетелем, она вновь заблестела, а была очень темной. Эти явные явления Божией благодати. Игумен Иосиф является консультантом архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы (Карпухина). Он член епархиального отдела образования и катехизации. На протяжении многих лет отец Иосиф собирает сведения о святых угодниках Астраханской епархии, живших как до, так и после революции. Им, в частности, была проделана подготовительная работа по канонизации священномучеников: архиепископа Краснопольского Митрофана, священников Григория Хлебунова, Василия и Николая Залесских, Николая Тарбеева, Михаила Ражкина и диакона Михаила Смирнова. Также отец Иосиф автор нескольких книг: «Храмы и монастыри города Астрахани», «Святые земли Астраханской», «История Астраханской епархии за 400 лет ее существования» (в соавторстве). 23 ноября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/24995.html

Несмотря на некоторый достаток и устойчивость, жители Ильинки долгое время не могли позволить выстроить себе церковь. Во всех своих духовных нуждах они по-прежнему обращались в Чуркинскую пустынь, что впрочем, было очень полезно. Монастырь со своей строгой уставной службой, хорошими духовниками, был поистине духовной врачебницей. Сюда в дни великого поста стекались люди со всех окрестных сел, чтобы поговеть, очистится от своей греховной скверны и достойно причастится святых Христовых Тайн. Только после построения в 1905 году в селе Большой Могой (также расположенном на Чуркинском острове) церкви в честь Трех Святителей, Ильинка была приписана к этому новообразовавшемуся приходу. Но все же жителей поселка не оставляло желание устроить здесь собственный храм. Средств у местного общества на это не хватало, и тогда Господь послал им на помощь рыбопромышленника Николая Плахотникова. Плахотниковы были уроженцами этих мест и занимаясь рыбным промыслом, сумели скопить немалый капитал. Когда встал вопрос о построении церкви, Плахотниковы вызвались устроить её на свой капитал, и в 1909 году был освящен в честь Казанской Иконы Божией Матери. Так выглядела главная святыня храма Из-за сравнительно небольших размеров, а также того, что он изначально был сделан холодным (отсутствие отопления), Казанский храм получил наименование церкви-часовни и стал приписным к Трехсвятительской церкви с.Большой Могой. Ее сломали в 40-х годах 20-го столетия во время Великой Отечественной войны. В состоянии приписной церкви Казанский храм просуществовал до 1917 года. По большим праздникам сюда присылали священника из церкви с.Большой Могой, но местным жителям очень хотелось чтобы здесь была постоянная служба. По молитвам Господь сподобил осуществиться этому благочестивому желанию. 3 июня1917 года в село Ильинку приехал священномученик Митрофан (Краснопольский) архиепископ Астраханский. Он был первым архиереем, посетившим это селение. Отслужив здесь Божественную литургию, владыка произнес прихожанам назидательное поучение и после благословил всех прихожан и по приглашению устроителя храма Николая Плахотникова, зашел к нему в гости на чай. За чаем, они вместе с членами приходского совета обсудили, как лучше устроить назначение в местную Казанскую церковь своего священника. Предложения ильинцев понравились архипастырю, и обещал назначить к ним священника на дьяконской вакансии, с тем, чтобы он проживал в Ильинке и по мере необходимости помогал настоятелю Большемогойской церкви, как в службах, так и в требах. В скором времени владыка свое обещание исполнил.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

В ссылке архиепископ Фаддей жил в поселке, где вместе с ним были митрополит Кирилл (Смирнов), архиепископ Феофил (Богоявленский), епископы Николай (Ярушевич) , Василий (Преображенский) и Афанасий (Сахаров) . Летом 1923 года срок ссылки окончился. Патриарх Тихон возвел епископа Фаддея в сан архиепископа и назначил его на вдовствующую Астраханскую кафедру, так как архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) и викарный епископ Леонтий (Вимпфен) 23 июня были расстреляны большевиками. С декабря 1923 года владыка Фаддей – архиепископ Астраханский. В Астрахань он прибыл 20 декабря. Сразу же проследовал в храм, где совершил литургию. Литургия закончилась в три часа дня, но до пяти часов вечера архиепископ Фаддей благословлял народ. Ему показали могилу священномучеников Митрофана и Леонтия, и он часто потом приходил сюда служить панихиды. Сразу же по приезде прихожанки поднесли ему довольно нового белья; староста храма святого князя Владимира, заметив на ногах Владыки старенькие с заплатками сапоги, принес хорошую теплую обувь. Все это Архиерей тут же раздал нищим. Он прибыл в Астрахань в разгар обновленчества. Владыка не стал выступать против обновленцев публично, но обличал их примером своей жизни. Нравственное влияние Архиепископа на верующих было огромным – в их домашних иконостасах рядом с иконами стояли его фотографии. Он вел жизнь настоящего бессребреника, был прост и открыт в общении, в свободное время принимал посетителей, утром и вечером совершал уставные Богослужения. Он не имел ничего своего. Давали ему чай или обед – он пил и ел, если не давали – не спрашивал. Он всегда считал себя гостем и зависимым от того, кто ему прислуживал и помогал. Сам патриарх Тихон так говорил о владыке Фаддее: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражаются на здоровье. Разумеется, Владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа. Надо молиться, чтобы Господь укрепил его на пути этого подвига». Святой Патриарх называл владыку Фаддея светочем Церкви, чудом нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Относительно планов Фонда на будущее следует сказать, что научное изучение архивных материалов, касающееся только прославленных мучеников, представляет из себя безбрежное море. При прославлении мучеников основным, что изучалось, был сам мученический или исповеднический подвиг. Но биографии многих мучеников уходят в дореволюционное прошлое. В силу того, что изучение церковной истории у нас отсутствует по объективным обстоятельствам (до большевистской революции — не успели изучить, после — не дали изучить), поэтому всякий, изучающий биографию того или иного церковного деятеля, вынужден исследовать церковную историю значительно шире поставленной перед ним конкретной задачи, изучать, в каких обстоятельствах жил тот или иной деятель, а также работу тех церковных учреждений, в которых трудился будущий мученик, как например, священномученики архиепископ Пермский Андроник (Никольский), архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) или епископ Тобольский Гермоген (Долганев). Их жизни при советской власти было всего около года, а основная часть жизни и церковной деятельности приходится на дореволюционный период, и это значит, что и обращаться нужно к дореволюционным архивным комплексам документов. Русская церковная история в своем дореволюционном течении была прервана слишком внезапно, а между тем едва ли не за целый век ее можно считать почти неизученной. Такого рода изучение, связанное с обращением к архивам, всегда является делом трудоемким и долгим. — Из чего, как правило, складывается житие нового святого? Если говорить о ХХ веке, то что это — материалы уголовного дела из архива, рассказы очевидцев и людей, знавших человека, различные свидетельства? Что важно отразить в житии? — Основу большинства житий составляют архивно-следственные дела — мученические акты нового времени, в которых отображены биографические факты мученика, факт его принадлежности к Православной Церкви, время и причины ареста, а также то, как человек держался, когда его пытались склонить к лжесвидетельству против себя или других, его нравственная и религиозная позиция как православного человека. Для составления жития привлекаются послужные списки, документы, касающиеся закрытия церквей, и, конечно, воспоминания современников, если таковые сохранились. Для жития важно отобразить реальную сторону действительности, агиографически обрисовав на основании фактических данных образ святого, его исповедничество; одновременно каждое житие является небольшим научным исследованием, где за каждым названным событием и фактом стоят те или иные проанализированные с точки зрения достоверности документы; святым не нужна ложь, им нужно, чтобы через их реальную жизнь прославлялся Господь.

http://foma.ru/otkryivayushhie-nebo.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010