В Греции почтили память святого равноапостольного Космы Этолийского Утром 24 августа в соборном храме монастыря Космы Этолийского была отслужена Божественная Литургия. 3 сентября, 2014 Утром 24 августа в соборном храме монастыря Космы Этолийского была отслужена Божественная Литургия. В этом году исполняется 300 лет со дня рождения и 235 со дня мученической кончины равноапостольного Космы Этолийского. 24 августа (день памяти святого по новому стилю) торжественные богослужения прошли во всех епархиях Элладской Православной Церкви. AgionOros.ru расскажет о наиболее заметных событиях. Эпицентром торжеств стал монастырь Космы Этолийского в Мегало Дендро (селении где в 1714 году родился Святой). Вечером 23 августа была отслужена Вечерня. Её возглавил митрополит Гортинский Иеремия, которому сослужили митрополиты Навпактский Иерофей и Этолийский Косма. В своей проповеди митрополит Иеремия призвал православных “изучать житие и учение великого Святого, и на их основе строить свою жизнь”. Утром 24 августа в соборном храме монастыря Космы Этолийского была отслужена Божественная Литургия. Со словом к собравшимся обратился митрополит Навпактский Иерофей (Влахос). Он охарактеризовал святого Косму как “носителя подлинного афонского духа”. Владыка провёл паралели между святым Космой и современными афонскими старцами: преподобным Порфирием Кавсокаливитом (как и Косму Этолийского его отличала любовь к Богу, пророческий дар и прозорливость), Паисием Святогорцем (чистое сердце, аскетическая жизнь и любочестие), Моисием Святогорцем (апостольское рвение, проповедь Евангелия в миру). 25 августа в Этолийском городе Фермо прошёл традиционный Крестный ход с чудотворной иконой равноапостольного Космы Этолийского. Крестный ход начался в монастыре Космы Этолийского в Мегало Дендро. По пути была сделана остановка в храме великомученика Димитрия Солунского, где митрополиты Гортинский Иеремия, Навпактский Иерофей и Этолийский Косма отслужили Вечерню. Следующая остановка была сделана в храме Успения Пресвятой Богородицы, после чего на центральной площади Фермо была совершена лития.

http://pravmir.ru/v-gretsii-pochtili-pam...

Однако, поскольку факт остановки данных передач, который, несомненно, наносит вред нашей радиостанции, стал публично известен, на нас было оказано сильное давление. Поэтому я был вынужден для предотвращения любого ложного информирования указать для каждого православного христианина, что Высокопреосвященнейший Гортинский архиерей сказал: «Тех, которых он (то есть Вселенский Патриарх) провозгласил [членами Церкви], я прошу. Это важно. Не слушайте ложь, не слушайте клевету, и стыд для тех, которые ныне клевещут, клевещут на священные лица, говоря: “Он признал раскольников”. Нет, я не принимаю раскольников. Если они действительно являются раскольниками, я их не принимаю. Я говорю это перед вами. Это точно. [Вселенский] Патриарх сказал, и снова повторил, что они отвергли раскол и поэтому были провозглашены [членами Церкви]. До этого момента никакой ошибки». И после этого добавил страшные оскорбления против вышеупомянутых [защитников истины], потому что, по его словам, отцом лжи, как известно, является дьявол, и, следовательно, те, которые лгут, являются чадами дьявола (см. Ин. 8, 44). Продолжая данное обличение, он сослался на великого глашатая неба апостола Павла, который в Первом послании к Коринфянам выразительно провозглашает: «…злоречивые… Царства Божия не наследуют» (см. 1 Кор. 6, 10), а насколько более клеветники, которые злословят и лгут в еще большей степени? И в соответствии с этими речениями все вышеуказанные люди, согласно митрополиту Гортинскому, являются чадами дьявола и вне Царствия Божия. Однако Высокопреосвященнейший Гортинский архиерей не достиг цели. В недавно опубликованных фундаментальных канонических исследованиях, посвященных Украинскому вопросу, опровергаются самонадеянные утверждения епископов, профессоров и публично высказывающихся по этому поводу. Я имею в виду три исследования: 1) превосходное номоканоническое исследование Священной обители Григориат (Святая Гора Афон) «“Права” Церквей и единство Церкви», в котором полностью подтверждается моя скромная позиция по этому ключевому вопросу о единстве Церкви, ставшем особо актуальным с 2018 г.;

http://pravoslavie.ru/125296.html

Франки де Кавальери отметил, что в описанном указе императора против христиан просматриваются черты 4-го эдикта, изданного в 304 г. имп. Диоклетианом (284-305) и его соправителем Максимианом Галерием (293-311), и на основе этого, а также нек-рых др. наблюдений пришел к выводу, что греч. Мученичество не лишено исторической достоверности ( Franchi de " Cavalieri. 1953. Р. 219-220). Согласно лат. Мученичеству, К. был хорошо известен среди египтян. С юных лет он отличался добродетелью; в возрасте ок. 50 лет был избран епископом (при этом епископская кафедра не указывается) и многих обратил ко Христу. В 82 года К. был схвачен правителем Луцием, к-рый пытался принудить его совершить жертвоприношения языческим богам, а затем приговорил к сожжению заживо. Однако огонь не причинил епископу никакого вреда. Луций, пораженный чудом, прославил христ. Бога и отпустил К. После этого он продолжал проповедовать, многих наставлял в вере и крестил. Услышав об этом, Луций разгневался на епископа, и по его приказу К. отрубили голову. В нек-рых лат. рукописях (напр., Monac. 4554, 3-я четв. VIII в., а также в неизданной ркп. (BHL, N 2071) Paris. lat. 5306, XIV в.) говорится, что К. пострадал в Египте 9 июля, при имп. Деции и правителе Луции. Казнь сщмч. Кирилла, еп. Гортинского. Миниаюра из хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 40) Казнь сщмч. Кирилла, еп. Гортинского. Миниаюра из хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 40) В «Истории царей» Генесия (2-я пол. X в.) рассказывается о Кирилле, еп. Гортинском, чудотворце, пострадавшем за Христа. Согласно данному источнику, на месте казни мученика долгое время была видна его кровь, не менявшая цвет, и истекало миро ( Genesius. 1978. II 11). Нек-рые визант. хронисты (Псевдо-Симеон, Георгий Кедрин ) X-XII вв. считали, что Кирилл пострадал в период завоевания Крита арабами (IX в.). Однако, поскольку память еп. Кирилла, претерпевшего мученическую кончину от мусульман, не встречается в греч. церковных календарях и служебных Минеях, а кроме того, о нем не упоминают др. византийские источники, вероятно, в сочинении Генесия речь идет о К.

http://pravenc.ru/text/1840283.html

(Жития святых подвижниц Восточной церкви Филарета Архиепископа Черниговского стр.168–1 71). Что же из всего сказанного следует, матери-христианки? То, во-первых, что первый ваш долг состоит в том, чтобы вы воспитывали своих детей; во-вторых, что этот долг есть трудный; в-третьих, что если трудный, то и нужно учиться, как исполнять его у матерей опытных и преимущественно святых. Но при этом само собою понятно, что всё-таки главная сила должна, прежде всего, заключаться в вас самих и горячей в воспитании собственной заботе вашей. Не будет заботы, а будет одна холодность к исполнению долга воспитания, – никакой пример не поможет и всё дело окажется бесплодным. Поэтому и просите у Бога побольше этой заботы о детях и, когда будет она, поверьте, что всё будет хорошо в семьях ваших. Аминь. 18-й день 19. Почему Господь учит нас идти в Царствие Небесное путём узким (Из жизни преподобного Евмения, епископа Гортинского. Чет. Мин. сент.18) Господь учит нас идти в Царство Небесное путём узким. «Подвизайтесь, – говорит, – войти сквозь тесные врата» ( Лк.13:24 ). Почему же так учит? Потому что только узкий путь и может привести нас в рай, а пространный путь, то есть пристрастие к миру, ведёт к забвению Бога – в пагубу. Из чего это видно? Из того, что сказано в житии преподобного Евмения, епископа Гортинского. Что же там сказано? Вот что: «Должно идти на Небо узким путём, ведущим на Небо, слушая Господа, говорящего: «подвизайтеся внити сквозь тесная врата». Это значит, что для того, чтобы войти в Царство Небесное, нужно отложить два тяжёлых бремени – имение и плоть. А отложить имение – это значит раздать оное нищим 1 , зная, что «трудно богатому войти в Царствие Божие» ( Лк.18:24 ). И подлинно, может ли кто отягчённый пристрастием к богатству пройти чрез тесные врата, указанные Господом? Конечно никто. Что советовал Господь юноше, который о жизни вечной спрашивал Его? «Если хочешь, – сказал, – быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» ( Мф.19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В Риме это последнее анафематствование было принято и в течение неск. веков (до XI в.- Болотов. Лекции. Т. 4. С. 499) повторялось каждым новым папой при вступлении на престол. Случай с папой Гонорием - важнейший аргумент против католич. догмата папской безошибочности. В последние полвека монофелитский спор привлекает огромное внимание богословов разных конфессий, к-рые находят в учении прп. Максима Исповедника одно из самых полных выражений правосл. христологии. Прот. Валентин Асмус Трулльский Собор [Шестой или Пято-Шестой]. VI Вселенский Собор занимался догматическими темами и дисциплинарных правил не издавал. Но через 10 лет после него, 1 сент. 691 г., по приглашению имп. Юстиниана II в дворцовой Трулльской палате собрались 227 епископов во главе с патриархами К-польским Павлом III , Александрийским Петром, Антиохийским Георгием II , Иерусалимским Анастасием II . В качестве легата Римского папы Сергия I в Соборе участвовал Василий, еп. Гортинский и митр. Крита. Собор заседал ровно год, до 31 авг. 692 г., и посвятил свои деяния исключительно церковно-дисциплинарным вопросам. 102 канона этого Собора, именуемого Шестым или даже, ради символической полноты присутствия всех Вселенских Соборов в каноническом корпусе, Пято-Шестым, в правосл. Церкви имеют авторитет правил Вселенского Собора. Сохранился перечень участников Трулльского Собора, поставивших свои подписи под принятыми им решениями. На 1-м месте стоит имя «императора римлян» Юстиниана II. Легат папы Римского еп. Гортинский Василий также подписался под актами Собора. Когда на VII Вселенском Соборе правила Трулльского Собора были упомянуты как каноны VI Вселенского Собора, римские легаты не возражали. Папа Адриан I в послании К-польскому патриарху св. Тарасию выразил признание этих канонов. В средневек. эпоху папа Иннокентий III упоминал 82-е прав. Трулльского Собора как правило VI Вселенского Собора. Многие из правил Трулльского Собора вошли в классический канонический сборник католич. Церкви - «Декрет Грациана».

http://pravenc.ru/text/Вселенский VI ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ [греч. ιονσιος; лат. Dionysios] (II в.), сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), еп. Коринфский, церковный писатель. О характере его сочинений можно судить только по рассказу Евсевия Кесарийского из «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. IV 23). Д.- автор 8 посланий: к римлянам, лакедемонянам, афинянам, никомидийцам, к Кносской, Гортинской и Амастрийской Церквам, а также к некой Хрисофоре. Помимо последнего, они были собраны, видимо еще при жизни Д., в единый корпус, где также содержались и ответные послания к Д., и в таком виде были известны Евсевию, к-рый упоминает ответное письмо к Д. Пинита, еп. Кносского (Ibidem). В послании к лакедемонянам Д. наставляет читателей в правой вере и убеждает их хранить мир и единство. В послании к Афинской Церкви Д. упрекает верующих за нестойкость во время гонений, напоминая им о сщмч. Дионисии Ареопагите , первом епископе Афин, и его преемниках, претерпевших мучения за свою веру. В послании к Никомидийской Церкви Д. опровергает ересь Маркиона. Тот же призыв остерегаться еретических заблуждений звучит в послании к Гортинской и проч. Церквам Крита, где Д. воздает похвалу еп. Гортинскому Филиппу. Послание к амастрийским христианам, их еп. Пальме и др. Церквам Понта написано по просьбе неких Вакхилида и Елписта, возможно Понтийских епископов. В нем Д. убеждает милостиво принимать кающихся, к-рые отпали от Церкви вслед. к.-л. греха, даже если они повинны в еретическом заблуждении. Евсевий особо выделял письмо Д. к папе Сотеру , в к-ром святой отмечает благочестивые обычаи рим. христиан, в т. ч. их помощь др. Церквам. В письме также упоминается обычай чтения послания Климента Римского к коринфянам в церкви в воскресный день и сообщается, что и нынешнее послание папы Сотера также будет всегда читаться в Коринфе для наставления. Послания Д. были широко известны в древности. Евсевий приводит цитату, где Д. жалуется, что уже при жизни его сочинения стали подделывать еретики, которые «одно выбросили, другое прибавили к ним» (Ibidem). После Евсевия высоко ценил послания Д. блж. Иероним (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/178333.html

В 18-й день Преподобнаго отца нашего Евмения, епископа Гортинскаго, чудотворца ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры праздника, глас 4. Подобен: Яко добля: Возносиму Тебе, Владыко, на Крест,/совознесл еси падшее адамово естество все;/сего ради возносяще/пречистый Крест Твой, Человеколюбче,/от вышния Твоея крепости/просим, зовуще:/спаси, Вышний, яко Бог Милостив,/почитающия честное и светоносное/Твоего Креста божественное вознесение. Псаломски ныне предзряще/подножие Твое, Владыко,/идеже ноги Твоя стояша пречистыя,/ днесь любовию почитаем Крест Твой пречестный/и, возносяще благочестиво,/молим Тя, взывающе:/Вышний, вся Крестом Твоим Божественным освятив,/Твоего неизреченнаго благоутробия/причастники покажи и благодати. Яко непобедимому оружию,/щиту непребориму/и яко скиптру Божественному,/поклонимся Кресту Твоему, Христе, пресвятому,/имже мир спасеся,/и ликует Адам;/земных собори, сего песньми благохваляще почитаем/и, того Божественное воздвижение совершающе,/очищения просим. Ины стихиры святаго. Глас и подобен тойже: Душу и тело твое/от страстей очистив,/Святаго Духа дом был еси,/и священных мастию/себе украсил еси,/предстатель изящный был еси, Евмение,/и собеседник святых Ангелов,/ и славы Господни наследник,/и молебник о хвалящих тя. Преславное житие твое,/добродетельми просветившееся,/и чудес просия светлостьми,/и благославна тя концам, всеблаженне, содела,/и светильника непрелестна,/и святых единосельна,/и града святаго гражданина иерарха,/Ангелов согражданина,/чудотворче достославне. Критское удобрение,/гортинскаго председателя,/Церкве непоколебимое основание,/иерарха Евмения,/в чудесех величайшаго,/и в силах многих бывша преславнаго,/и просветивша сущая во мраце сердца,/яко светильника верных,/велегласно, сошедшеся, почтим. Слава, и ныне, глас 2. Самогласен: Божественное сокровище, в земли скрываемо,/Жизнодавца Крест,/на небесах показася царю благочестивому/и победы на враги подписание являет разумно;/егоже, радуяся, верою и любовию, божественно востек к высоте зрения,/тщанием же того от земных недр изнесе,/во избавление мира и спасение душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

18/1 Преподобного Евмения, епископа Гортинского (VII). Прославление преподобной Евфросинии Суждальской (1698). Молченской (1405), именуемой «Целительница», и Старорусской (возвращение в Старую Руссу, 1888) икон Божией Матери. Тропарь преподобному Евмению, епископу Гортинскому, глас 7 Пощением житие твое украсил еси,/нищия возлюбив,/и тем раздал еси все имение твое,/в добродетелех возсиял еси, яко солнце,/плачущия утешая и скорбящия веселя,/и нам испроси, молимся,/молитвами твоими, Евмение отче,/от Христа грехов прощение. Кондак, глас 2 Светом Божественным просветився, всеблаженне, просвещаеши ны,/любовию поющия твое честное и славное и святое, отче, преставление,/иерарше Евмение, моля непрестанно о всех нас. Величание Величаем тя,/святителю отче Евмение,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобной Евфросинии Суждальской, глас 8 В тебе, мати, известно спасеся еже по образу,/приимши бо Крест, последовала еси Христу/и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо:/прилежати же о души вещи безсмертней./Темже и со ангелы срадуется, преподобная Евфросиние, дух твой. Ин тропарь, глас 4 Святая твоя память Суждальскую 11 страну веселит,/верных же вся созывает во всечестный храм твой,/идеже ныне совершается всеславная память твоя, Евфросиние преподобная:/моли Христа Бога/спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Девства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши,/неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная,/с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши,/в чертог Того пресветлый прията была еси,/идеже ныне водворялся с лики ангелов и святых,/молися, молимся, Христу Богу,/части дев юродивых избавитися нам. Ин кондак, глас 6 Женише мой Сладчайший,/Христу взываше прекрасная Евфросиние,/ибо сладость любве Твоея душу ми надеждею впери/и красота милости Твоея сердце ми услади,/сопотрудитися страданий по Тебе имея на Тя надежду,/да достойну мя чертога с мудрыми девами/и ликовствовати у тебе причастимся./Темже, преподобная, почитающе подвиг трудов твоих, молим тя:/моли незазритися и нам чертогу двери. Ин кондак, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский и ап. Тит. Роспись ц. арх. Михаила в Кавалариане, Крит. Мастер Иоанн Пагомен. 1327/28 г. Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский и ап. Тит. Роспись ц. арх. Михаила в Кавалариане, Крит. Мастер Иоанн Пагомен. 1327/28 г. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и в «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрита сказание о К., в к-рое вошли сведения из греч. и лат. Мученичеств, содержится под 14 июня. В нем рассказывается, что К. был назначен епископом Гортины в 68 лет и окормлял паству в течение 25 лет. В 299 г., при императорах Диоклетиане и Максимиане, он был схвачен правителем Агрианом и за смелое исповедание Христа брошен в огонь. После того как епископ вышел из пламени невредимым, его отпустили на свободу, и К. обратил мн. язычников в христианство. За это его вновь схватили и в возрасте 93 лет казнили усекновением головы в месте Радзон (Раксон) (в рус. переработке «Нового Синаксариста» сказание о К. помещено под 6 сент.). В Критской Православной Церкви день памяти К. отмечается дважды - 14 июня и 9 июля (Δπτυχα. 2014. Σ. 909). В Иеронимовом Мартирологе К., еп. Гортины, не упоминается, однако под 9 июля здесь обозначена память еп. Кирилла, «преданного огню» (MartHieron. P. 360). По мнению И. Делеэ , речь идет о пострадавшем в Мёзии епископе и мученике, в краткую заметку о котором были ошибочно включены сведения из лат. Мученичества К. Т. о. произошло отождествление 2 Кириллов, поскольку оба они названы епископами и были казнены в преклонном возрасте ( Delehaye. 1922. P. 61-62). Память Кирилла, еп. из Мёзии, в Иеронимовом Мартирологе повторяется несколько раз: то с указанием Аксиополя (ныне Чернаводэ, Румыния) и имен др. мучеников (под 26 апр. с мч. Киндеем; под 9 и 10 мая с Киндеем и Зеноном), то с указанием г. Томы (ныне Констанца, Румыния; под 9 июля, 1 авг.) (MartHieron. P. 210, 241, 243, 408). Возможно, он упоминается в Сирийском Мартирологе (411) под 10 марта с мч. Киндеем и под 12 мая с 6 др. мучениками, казненными в Аксиополе, чьи имена не обозначены (Un Martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau. Turnhout, 1974. P. 16. (PO; T. 10, fasc. 1)). По сведениям Г. Атанасова, о почитании св. Кирилла в Мёзии свидетельствует надпись V-VI вв. на мраморной плите базилики, находившейся за городской стеной Аксиополя. Кроме того, вероятно, военная крепость «Св. Кирилла», о к-рой упоминает Прокопий Кесарийский ( Procop. De aedificiis. IV. 7, 15), носила имя именно этого святого. Крепость, находившаяся в 30 км к востоку от Доростола (ныне Силистра, Болгария), была построена в нач. IV в., сожжена в сер. V в., восстановлена при имп. Юстиниане I (527-565) и окончательно разрушена в кон. VI в. При проведении археологических раскопок на месте нахождения крепости были обнаружены остатки раннехристианской базилики, где, возможно, хранились мощи св. Кирилла ( Атанасов Г. 345 раннохристиянски светци-мъченици от Българските земли (I-IV вв.). София, 2011. С. 50-52).

http://pravenc.ru/text/1840283.html

Кондак, гл. 1. Софии честныя священнейшия ветви, Вера, и Надежда, и Любовь показавшеся, мудрость обуиша елинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася. Муч. Агаокліи. Она была рабой; принуждаемая господами своими отречься от Христа и поклониться идолам, она в продолжение 8 лет претерпевала различные муки за свою твердость в истинной вере и, наконец, была убита раскаленным железным ломом, которым поразила ее бесчеловечная госпожа. Муч. еодотїи. Родом из Каппадокии, за веру Христову после истязаний она была усечена при имп. Александре Севере (около 230 г.) в Никее. Мучч. Пелїа и Ніла епископов Египетских, Зинна пресвитера, Патермїа и Илї, в числе 156 свв. мученик пострадавших за Христа в Палестине, при имп. Максимиане, в 310 или ок. 310 г. Одни из них были сожжены, другие – усечены. 18 . Е. Пр. отца нашего Еменїа епископа, Гортинского чудотворца. С юности он отличался благочестием, «возлюбив смирение», покоряя «плоти мудрования многими посты» и горячо отзываясь на все несчастия ближних. За строгую и добродетельную жизнь, он был возведен во епископа Гортинского (на острове Крите) и сподобился от Господа дара чудотворений. За противоборство монофелитской ереси св. Евмений, по проискам еретиков, был сослан на заточение в Фиваиду, где и скончался (в VII в.). По словам св. Церкви, пр. Евмений, «честными ученми украшался» победив «мрачныя ереси», «чудес просия светлостми», «не омочився грехами», и, «течение доброе совершив», достиг, как «собеседник святых ангелов», пристанища, «идеже собор преподобных веселится». Кондак, гл. 2. Светом Божественным просветився всеблаженне, просвещаеши ны любовию поющия твое честное и славное, и святое, отче, престав лете, иерарше Евмение, моля непрестанно о всех нас. Муч. Арїадны. Она служила рабой у Тертилла, старейшины г. Примниса (во Фригии), язычника, и пострадала при императорах Адриане и Антонине, за отказ участвовать в языческом празднестве по случаю рождения сына у ее господина. Св. Ариадну подвергали побоям, ее тело строгали железом и, заключив в темницу, морили голодом. Будучи освобождена из темницы, она удалилась в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010