Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский. Мозаика в ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике, Греция. 3-я четв. V в. Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский. Мозаика в ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике, Греция. 3-я четв. V в. [греч. Κριλλος; лат. Cyrillus] († ок. 304), сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля), еп. (архиеп.) Гортинский. Мученичества К. на греч. (BHG, N 467-467b) и лат. (BHL, N 2069-2070) языках, в значительной степени различающиеся между собой, были опубликованы в 1721 г. болландистом И. Пинием. Позднее П. Франки де Кавальери осуществил критическое издание греч. текста на основе 2 рукописей: Vat. gr. 1667 (X в.) и Ath. Vatop. 84 (IX-X вв.). По мнению исследователя, данная греч. версия и синаксарные сказания о К. были созданы на основе утраченного оригинала, составленного в кон. IV в. Греч. Мученичество имеет черты энкомия; в нем говорится, что имп. Максимиан по наущению диавола издал указ против христиан и приказал им отречься от веры и принести жертвы идолам. Правитель Агриан начал преследовать христиан. Незадолго до ареста епископу К. было странное видение: птица унесла часть его головы в горы. Проснувшись, К. понял, что ему предстоит пострадать за Христа. 9 июля епископа привели к правителю и пытались принудить к выполнению приказа императора, угрожая, что в противном случае он не только сам будет казнен, но и навредит своим родным. Однако К. оставался непреклонен. Тогда его приговорили к усекновению мечом. Палачи вложили в рот К. конские удила и повели за город к месту казни. Епископ был весьма преклонного возраста и не мог быстро идти, поэтому его посадили на повозку, запряженную волами. По дороге К. сподобился еще одного видения: ему была показана лестница, ведущая в Царство Небесное, ангелы, приветствующие его, и Сам Христос как Судия, раздающий уготованные святым награды. Прибыв в труднопроходимую местность Ракс, волы остановились, а с неба раздался голос: «Досюда». После казни К. был похоронен благочестивыми христианами (точный возраст священномученика и срок его епископства неизв.). В Раксе совершалось ежегодное празднование памяти К. (впосл. здесь также был погребен прп. Евмений, еп. Гортинский (пам. 18 сент.)).

http://pravenc.ru/text/1840283.html

Творения преподобного Иосифа Песнописца (†883). Песнописец Иосиф, автор множества служб святым, в своей жизни неоднократно сталкивался с миром ислама. Когда он был отроком, арабы захватили отечество Преподобного — остров Сицилию; нападение было весьма жестоким и опустошающим, родителям Иосифа вместе с ним самим удалось спастись бегством на Пелопоннес. Позднее, уже будучи монахом, он отправился в Рим по благословению своего учителя преподобного Григория Декаполита, но во время плавания вместе со всеми пассажирами корабля был захвачен мусульманскими пиратами и оказался на Крите в их тюрьме, где провёл около десяти лет, пока не был выкуплен. Здесь он обратил в Православие своего сокамерника — епископа-иконоборца, и когда мусульмане принуждали того отречься от Христа и принять ислам, Преподобный укреплял его в вере, и епископ принял мученический венец 2 . Уже вернувшись в Константинополь, святой Иосиф должен был узнать и о том, что в одном из путешествий преподобного Григория Декаполита солдат-мусульманин покушался убить его. Иными словами, преподобный Иосиф лично был очень осведомлён о том, какую угрозу представляли мусульмане для православных, и потому неудивительно, что это нашло отражение даже в тех написанных им службах, которые сами по себе не подразумевали связи с темой ислама. Так, в стихирах службы Собору архангела Гавриила (13 июля, 26 марта) содержится просьба, обращённая к Архангелу: “сокру­ши дерзости тех, которые от Агари, на паству твою беспрестанно находящих”. А в 1-й песни канона в честь чуда в Хонех, совершённого архангелом Михаилом (6 сентября), преподобный Иосиф вставляет подобное же прошение: “сокруши сынов Агари восстающих на нас, и от их угрозы и притеснения избавь нас, ибо мы всегда тебя почитаем как благого защитника”. Крит подпал под власть арабов в 825 г.; как уже было сказано, преподобный Иосиф и сам испытал тяжкие последствия этой трагедии для местных христиан. В связи с этим вполне естественно, что в канонах критским святым — священномученику Кириллу Гортинскому, пострадавшему в 299 г. (память 6 сентября в славянской минее, 14 июня в греческой), и преподобному Евмению Гортинскому, подвизавшемуся в VI в. (память 18 сентября), он обращается к ним от лица критян: “блаженный Кирилл, молитвами твоими прекрати горькое волнение своему отечеству за множество грехов на нас восставшее через нападения неукротимых язычников” (IX, 2) 3 и “приснопамятный Евмений, останови нынешнюю бурю отечества, Божество твоими молитвами умилостивляя, блаженне, низложи варварское нападение, мучающее нас, и начинание злых столкни в пучину погибели” (IX, 2).

http://pravmir.ru/otnoshenie-k-islamu-v-...

Таким образом надежда легко подавить христианство, родившаяся в умах гонителей вследствии значительного числа отпадших от веры при самом обнародовании эдикта, оказалась тщетной, когда Церковь , избавившись от слабых и частью недостойных людей, вступивших в нее во времена мира, представила на борьбу истинных чад своих, подвижников непоколебимых, приводивших гонителей в ужас своей твердостью и многочисленностью. Это, впрочем, не вразумило местных начальств, напротив заставило их усилить жестокости гонения и самому гонению дало особое направление. Их преследование обратилось главным образом против епископов и всех вообще священнослужителей Церкви, в которых они справедливо видели очевидную опору твердости других христиан в вере. Итак, явился целый сонм священномучеников: Карп епископ Фиатирский в Пергаме с диаконом Папилою и св. Агафоникой 245 , Нестор епископ Магидский в Памфилии, Кирилл епископ Гортинский на острове Крит, Александр епископ Команский в Понте, Сатурнин епископ Тулузский в Галлии, Вавила епископ Антиохийский, Пионий пресвитер Смирнский, Александр епископ Иерусалимский 246 и многие другие священнослужители, имена которых были менее известны, скончались мученической смертью. Лишение Церкви ее пастырей было для нее действительным бедствием, так как могло на время ослаблять по местам внешнее единство ее членов, лишать их бодрости, а иногда и необходимых вещественных пособий. Между тем, с другой стороны, со смертью епископа где либо, гонение утихало. Посему некоторые из епископов, как св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский 247 , благоразумно удалялись из мест своего жительства, не по опасению за себя, но для своих пасомых, – для того, чтобы своим неосторожным присутствием не разжигать лютости гонения и иметь полную возможность через письменные распоряжения безопасно и непрерывно помогать нуждам гонимых. Они оставляли вместо себя несколько пресвитеров, по мере нужды заменяя одних другими и давая им правила, как должно вести себя и что делать во время гонения 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

Священномученик Кирилл, епископ Гортинский , что на Крите. В правление Декия сей Кирилл, будучи восьмидесятичетырехлетним старцем, подъял мучения за Христа. Вверженный в огонь, он был спасен Промыслом Божиим. Тогда судья изрек такой приговор: «Кирилла, исшедшего из огня, праведный суд не может терпеть среди живых, посему повелеваю убить его мечом». С радостью преклонил святой старец голову под меч и был усечен, чтобы вечно жить в Царстве Христовом. 3. Преподобномученики Патермуфий и Коприй . Оба были египтянами. Претерпели мучения от царя Юлиана Отступника. Патермуфию в то время было 75 лет, а Коприю 45. Царю удалось отвратить Коприя от Христовой веры и расположить его сердце к идолам. Соблазнившийся Коприй воскликнул: «Я Юлианов, а не Христов». Но когда старец Патермуфий укорил его и напомнил о вечных муках, Коприй встрепенулся и возгласил перед царем: «Христов я, а не Юлианов». Оба они были усечены мечом. Вместе с ними пострадал и Александр, один из царских воинов, который, взирая на их мужество, и сам стал христианином. Благочестно пострадали они за Христа и отошли ко Христу в 361 году. 4. Преподобные Патермуфий и Коприй . Хотя сии подвижники носили те же имена, что и вышеупомянутые преподобномученики, однако это разные лица. Сей Патермуфий был поначалу атаманом разбойников, однако после видения свыше обратился в правую веру и принял монашество. Дело было так. Патермуфий залез на крышу дома одной богоугодной женщины, чтобы, разобрав кровлю, залезть в дом и обокрасть его. Но напал на него сон, и во сне увидел он некоего светозарного Мужа, Который запретил ему впредь совершать злые дела и призвал к покаянию. Патермуфий не только крестился, но и стал монахом. И Патермуфий, и Коприй были великими чудотворцами. По благодати Божией врачевали они людей от всякой немощи и болезни, обращали грешников на путь истины и прорицали грядущие события. Некий грешник, лежа на смертном одре, попросил Патермуфия продлить ему жизнь на покаяние. Совершив молитву, святой ответил ему, что Бог прилагает к его жизни еще три года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

– 4 дня. Святый Митрофан, архиепископ константинопольский, был стар и недужен. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием вельми стар и сед, власы просты, брада продолговата, аки Власиева, поживе лет 117. Сее было в лето 5806-е, и во время первого вселенского Собора старости ради и телесные немощи не был на Соборе. – 6 дня. Св. Дорофей, епископ тирский, скончался 107 лет.(Из Синаксаря 1249 года). – 12 дня. Преподобный Онуфрий египетский имел такие длинные, седые, волосы, что они покрывали все тело его. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием вельми стар и сед, лицом морщиноват, власы на главе терхавы и долги даже до земли, сам весь наг и препоясан листвием от былий пустынных, был в лето 5846, в пустыне пребывал 60 лет. В Минеи Четьи пишется: образом страшен, власы густыми весь оброс, аки зверь, и был аки снег: сед бо бяше от старости; власы же главы и брады его долги бяху даже до земли, и аки одежда тело его покрываху, чресла же свои имеяше препоясана листвием былий пустынных. – 14 дня. Святый священномученик Кирилл гортинский на острове Крит скончался 95 лет. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – поживе лет 90 (?), подобием стар вельми и сед, власы просты, брада аки Иоанна Богослова раздвоилась. – 15 дня. Святый пророк Амос был стар, густоволос, с остроконечною бородою, подобен Иоанну Богослову. (Из Синаксаря 1414 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием стар, главою плешив, брада невелика, густа и седа, гораздо короче Илии пророка. – В Прологе пишется: видом был стар, плешив, густую имея браду и малу, подобен Иоанну Богослову. – 18 дня. Святый мученик Леонтий, родом из Еллады, был дороден, крепок и силен. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – Леонтий возрастом великотелесен, власы русы, и брадою аки Косма бессребреник, ризы воинские без латы, препоясан с левого плеча под правую руку. – 29 дня. Святый апостол Пётр был бел, немного желт, взлыс, курчав; глаза имел червлёные на подобие красного вина, голову седую и бороду седую же и густую, нос длинный, брови поднятые к верху, рост средний, стан прямой; был разумен. (Из Синаксаря 1249 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Кроме обычных праздников, крестьяне празднуют еще: Николаю Чудотворцу, в деревне Извоз, вероятно по причине близости к Никольскому монастырю; Преображению и Казанской Божией Матери – в Виковщине; Введению во храм – в Быльчине, в память бывшей некогда здесь приходской церкви; Знамению Божией Матери – в селе Ильинском; Казанской Божией Матери – Симанкове, Запольке и Стуглеве; Рождеству Богородицы – в Кикине. Кроме обычных крестных ходов, совершаются еще: 1) в селе Ильинском – 23 июня, в память пожара 1848 года, вокруг села, и 20 июля, вокруг церкви; 2) в деревне Заполек – в Ильинскую пятницу, в память падежа скота, и 29 октября с ношением по домам иконы Казанской Божией Матери; 3) в деревне Извоз – 9 мая, для окропления скота; 4) в Виковщине – 8 июля, с тою же целью; 5) в Кикине – 8 сентября. Часовни находятся: 1) в Запольке – во имя Покрова. В ней есть деревянный 8-конечный крест, вышиною в сажень и аршина. На нем, между прочим, написано: «Праздновать праздники: Покрову Богородицы, священномучен. Димитрию, Флору и Лавру и священномучен. Власию» и еще: «поставлен сей Святый Животворящий крест Господень на поклонение православным христианом, 7195 года, июня 3 дня». 2) В Виковщине – Преображения. 3) Между деревнею Быльчино и усадьбою Стуглево, в 40 саж. от Волхова, часовня, в память бывшей церкви Введения. У деревни Симанково есть две сопки. Попечительство учреждено в 1872 г. Председатель его почетный гражданин Гавриил Егоров Ильинский. Денег собирается в год до 15 рублей. 1884 года, мая 4 дня. Священник Алексей Иродионов. Церковь Архангела Михаила в Михайловском погосте Михайловский погост, или село Михаило-Архангельское находится в 150 верст, от Петербурга и в 22 верстах от Новой Ладоги, на возвышенном левом берегу Волхова, подле дороги из Новой Ладоги в Новгород. Прежняя, деревянная, двухпрестольная церковь сгорела в 1812 г., с 6-го на 7-е декабря, от неисправной печки. Вместо нее, усердием прихожан и доброхотных дателей, за 6,600 р. построен настоящий каменный храм, во имя Архистратига Михаила, с теплым приделом во имя св. великомученицы Екатерины. Антиминс главного престола освящен епископом Нафанаилом 1846 г., марта 3-го и подписан митрополитом Антонием. Антиминс придела освящен и подписан митрополитом Гавриилом 1772 г., марта 25-го. На нем евангелисты изображены не по углам, а по два внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Седьмой день. Св. священномучен. Маркелл, папа Римский. (О долготерпении Божием). I. Св. священномуч. Маркелл, папа римский, ублажаемый в нынешний день, управлял церковью в продолжение 5½ лет. Несмотря на свирепствовавшее в то время гонение, он неустрашимо поддерживал христиан и распространял веру Христову. – Зачем убиваешь ты слуг Божиих, которые молятся за твое царство? – обратился однажды Маркелл к самому императору Диоклитиану, встретив его, едущего на колеснице, за которою шел в оковах христианин Кириак – ради устрашения прочих исповедников. За эти слова христианский епископ был предан истязаниям и осужден пасти скот. Освобожденный христианами, он тайно продолжал управлять церковию и, совершив освящение церкви, в которую был обращен роскошный дом посреди Рима одной богатой и знатной римлянки, вдовы Лукины – христианки, совершал богослужение в этом доме, ставшем соборною церковью в Риме. – Узнав об этом, император велел превратить освященный дом в стойла для животных и содержал там скот, а святителя осудил на всю жизнь ходить за этим скотом под наблюдением стражи. Девять месяцев протомился здесь святитель, терпя всякие поругания, не имея никакой отрады, лишенный всякого покоя и даже необходимой пищи и одежды. Наконец, в изнеможении от страданий, – скончался (около 310 г.). Пресвитер Иоанн с клириками перенес тело святителя в гробницу Прискиллы и предал его погребению. II. При рассказе о тех страшных оскорблениях и унижениях, какие причинял языческий император св. храму, обративши его в стойла для животных, и тех страданий и поруганий, какие причинил он св. епископу, принудивши его ходить за скотом, у кого из вас, братия, не вырвется скорбный сердца вопрос: «доколе, Господи, терпишь поругания святыни Твоего храма и св. Твоих слуг? Как, Правосудный и Праведный, не караешь и не истребляешь тотчас всякое нечестие и неправду? Как, всемогущий Глава церкви, терпишь поругание и уничижение Своих членов, подвергая их соблазнам и искушениям рода прелюбодейного и грешнаго?» Ответ на эти вопросы мы найдем, братие, в том свойстве Бога, по которому Он называется «долготерпеливым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двенадцатый день. Св. священномучен. Автоном. (О том, что между сном и смертию существует великое сходство). I. Св. епископ Автоном, память коего совершается ныне, удалясь в Вифинию во время гонения при Диоклитиане, ревностно проповедывал веру Христову и за это был умерщвлен язычниками (в 313г.) в то время как он совершал божественную службу. Через 200 лет мощи его были обретены нетленными. Писатель жизни св. Автонома, живший в VI в., говорит: – «Приникая иногда очами в гроб мученика, я сам видел мощи его нетленными, я видел святыя мощи его, остававшиеся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в 3 дня разрушить весь состав живого существа, вот уже в продолжение 200 лет не могла уничтожить и волос сего славного мужа: волосы его густы, лице его цело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты, и проч.» В стишном прологе, писанном еще 6 веков спустя, говорится о неповрежденном состоянии мощей св. Автонома и доселе... II. При изображении нетления св. мощей священномученика Автонома невольно приходит на мысль сравнение смерти со сном. Проходят века, тысячелетия, а святые угодники Божии в своих нетленных мощах как бы живые спят до времени своего пробуждения в день всеобщего суда Божия. Впрочем, смерть каждого человека может назваться сном, хотя бы тело его и предалось истлению. Это не наша только мысль, это внушал Сам Иисус Христос, когда говорил, что Лазарь и дщерь Иаирова не умерли, а только уснули ( Иоан. 11, 14 . Марк. 5, 35–39 ); сему верует наша церковь , называя умерших усопшими. Но почему смерть называется сном? Потому что между сном и смертию действительно находится великое сходство. а) Сон для всех людей естествен и неизбежен. Так точно и смерть для всех неизбежна. Как ни сохраняйте свою жизнь, как ни остерегайтесь всего вредного для здоровья, чрез это вы можете продлить свою жизнь, но никак не избегнете смерти, потому что над каждым потомком перстного Адама должно исполниться определение Божие: земля еси и в землю отыдеши ( Быт. 3, 19 ). б) Сон, сжимая наши очи, закрывая слух наш и приводя все тело в безчувственность и некое разобщение с душею, не прекращает в нас дыхания, не лишает нас жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать третий день. Св. священномучен. Аполлинарий. (Что значит веровать в Спасителя?) I. Св. Аполлинарий, память коего совершается ныне вместе с мучениками Трофимом и Феофаном, из Антиохии прибыл в Рим с апостолом Петром и поставлен им в епископа Равенны. Прибыв сюда, Аполлинарий остановился у одного воина, Иринея, и проповедывал ему об И. Христе. Ириней сказал: «сын мой слеп; если ты проповедуешь правду, исцели его, и я уверую в Бога твоего». Аполлинарий велел позвать слепого юношу и, при всех домашних, осенив его крестом, громко сказал: «Боже вездесущий! Внеси познание Сына Твоего в город сей и пусть просветятся не только плотския, но и душевные очи людей сих; пусть люди познают Тебя и Сына Твоего Иисуса Христа». Едва он кончил молитву, как юноша прозрел и с родителями пал к ногам Аполлинария. Ириней крестился со всем домом своим. Жена равенского трибуна, страдавшая тяжкою болезнию, не могла исцелиться от искуснейших врачей. Трибун, по совету Иринея, призвал к себе Аполлинария. Аполлинарий, войдя к трибуну, громко сказал: «да почиет на вас мир Господа нашего Иисуса Христа». Потом, подошедши к больной жене трибуна, Аполлинарий взял ее за руку и сказал: «во имя Господа Иисуса Христа, встань и веруй в Него». И больная тотчас встала с постели, воскликнув: «нет другого Бога, кроме Того, Которого ты проповедуешь». С той минуты она выздоровела совершенно, а трибун со всем семейством, уверовал и крестился. Многие из жителей города тайно приходили к Аполлинарию, слушали его поучения, принимали веру Христову и приводили детей, прося Аполлинария наставить их в вере. Таким образом дом трибуна сделался церковию, где верующие молились и причащались св. Таин, а Аполлинарий рукополагал священников и диаконов. Начальник города, узнав об этом, предал Аполлинария истязаниям. Святого едва живого вынесли за город, и одна благочестивая женщина скрыла его в доме своем. После странствий по разным странам, Аполлинарий возвратился в Равенну, и здесь, после новых страданий, наконец был оставлен в покое и дожил до мирной кончины, правив равенскою церковию 28 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Одиннадцатый день. Св. священномучен. Антипа, еп. Пергамский. (Без трудов и подвигов нельзя наследовать царствия Божия). I. В «Апокалипсисе» св. апостола Иоанна Богослова сказано, что Господь в откровении св. Иоанну повелел ему писать к семи ангелам, т. е. епископам семи мало-азийских церквей. При этом упоминается и о святителе Антипе, бывшем епископом церкви пергамской, память коего совершается ныне. «И ангелу пергамской церкви напиши, слышался голос Иоанну: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, «умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откровение св. Иоанна, II, 13). Из слов этих, относящихся к преемнику Антипы в Пергаме, видно, что св. священномученик Антипа предан был смерти за веру свою. По словам составителя жития его он был между пергамцами как «свет посреди тьмы, роза посреди терний, злато посреди блата, или паче рощи посреди огненной пещи». Поставленный во епископа Иоанном Богословом в то время, когда еще везде царило язычество, Антипа епископ должен был вести упорную и трудную борьбу с господствовавшим верованием. Наконец, во время гонения, воздвигнутого Домицианом, он был взят, как распространитель гонимого нового учения, и представлен правителю города. – Ты ли Антипа? спросил его игемон, который не только сам не повинуешься царским указам, но еще и других учишь не почитать их... Жрецы доносят, что языческие храмы пустеют, они жалуются на оскудение жертв, говорят, что разгневанные боги перестали покровительствовать городу, в котором не воздается подобающая им почесть... – Бессильны те боги, которые требуют приношений от людей, возразил Антипа, и потому они – ложные боги; верить в них – заблуждение... Истина же в том, чтобы веровать в Бога всемогущаго, Христа, сшедшего с неба, чтобы спасти род человеческий... Безумием было бы то, если бы, приближаясь к кончине, я отрекся от спасительной истины, которую постиг разум мой, просвещенный изучением Божественных писаний. Сознай сам эту истину, если не хочешь погибнуть...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010