Жизнь братии монастыря протекала тихо и сокровенно, сведений о ней сохранилось немного. Известны имена настоятелей, но документальные свидетельства о них большей частью самые скудные. Так с начала XVIII в. настоятели этой единственной тогда в городе мужской обители имели сан архимандрита. С 1796 г. эта должность стала традиционно совмещаться с должностью ректора Духовной семинарии, а с 1842 г., после учреждения Острогожского викариатства, монастырь находился под управлением викарных епископов Острогожских (в 1842-1854 г.г. и потом с 1867 г.). Имена некоторых насельников монастыря заслуживают особенного внимания. Известно, что в Алексеевском монастыре в течение десяти лет подвязался иеросхимонах Агапит, бывший ранее келейником свт. Тихона, впоследствии – восстановитель старчества в Задонске. Некоторое время пребывал здесь и другой келейник святителя – Иван Ефимов. В Алексеевском монастыре начинал монашеский путь иеросхимонах Тихон (в миру - Михаил Кривской), ставший потом первым насельником и старцем Тихоновского скита вблизи Задонского монастыря. Монастырь был закрыт весной 1931 г. (официальная дата неизвестна, но к лету этого года монахов на Акатовой поляне не оставалось). Незадолго до закрытия обители здесь служили прославленные Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. бывший настоятелем монастыря в 1926 г. архимандрит Иннокентий (Беда), настоятель монастыря в 1927-1930 г.г. архимандрит Тихон (Кречков), иеромонах Георгий (Пожаров), иеромонах Кирилл (Вязников), преподобноисповедник архимандрит Игнатий (Бирюков), священномученики Федор Яковлев и Сергий Гортинский. Последний его настоятель архимандрит Тихон (Кречков) вместе с другими священнослужителями и мирянами был расстрелян в окрестностях города 2 августа 1930 г. После закрытия монастыря святое место на долгие годы было предано разорению и поруганию. В 1989 г. Алексеево-Акатов монастырь был передан Воронежской епархии и в марте того же года начались восстановительные работы. В июле 1990 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на открытие в Воронеже женского монастыря, которому был передан комплекс зданий Алексеево-Акатова монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00822

29 июля 1929 года благочиннический совет вновь командировал протоиерея Александра в Воронеж для выяснения вопроса, кто теперь у них правящий архиерей. Он прибыл в Алексеевский монастырь и обратился к архимандриту Игнатию (Бирюкову); тот на вопрос об управляющем епархией, по своему обыкновению, ласково сказал: «Касатик, по совету и указанию ленинградских епископов, в частности архиепископа Димитрия, остановились на Иоасафе, епископе Бахмутовско-Донецком. Наши монахи поедут рукополагаться к нему и будут просить его взять нашу церковь под его руководство; если угодно, присоединяйтесь к этому ходатайству и вы». 19 сентября 1929 года отец Александр по поручению благочиннического совета отправился к епископу Иоасафу (Попову), который взял приходы под свое руководство, указав, чтобы отец Александр оставался благочинным храмов Бобровского района, а прочие благочинные управляли в православном духе храмами, какие уже состоят в их ведении, не касаясь политических тем; дело духовенства — молитва и жизнь в соответствии с церковным уставом в подчинении и послушании гражданской власти.   Акт о приведении смертного приговора В апреле 1930 года в Соловецкий концлагерь поступило распоряжение — арестовать священника Иоанна Стеблин-Каменского и этапировать его в воронежскую тюрьму. Тогда же в Воронежской области были арестованы протоиерей Александр Архангельский, священники Сергий Гортинский, Феодор Яковлев и Георгий Никитин, архимандрит Тихон (Кречков), иеромонах Кирилл (Вязников) и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников, которые затем проходили по одному делу — по обвинению в участии в контрреволюционной организации. Отец Александр заявил следствию, что даже не слышал о той организации, членство в которой ему приписывали. 14 июля всем обвиняемым было объявлено об окончании следствия. 28 июля Коллегия ОГПУ, приговорила их к расстрелу. Вечером 2 августа 1930 года сотрудники госбезопасности на основании выписки из протокола ОГПУ расстреляли девятерых невинных людей — протоиереев Александра Архангельского и Иоанна Стеблин-Каменского, священников Сергия Гортинского, Феодора Яковлева и Георгия Никитина, архимандрита Тихона (Кречкова), иеромонаха Кирилла (Вязникова) и мирян Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова — и закопали их тела в общей могиле.

http://foma.ru/cvyashhennomuchenik-aleks...

Исидору, пресвитеру, и иже с ним 72м в Юрьеве Лифляндском пострадавшим, глас 2 Страстотерпцы Господни блаженнии,/Православную веру Христову со дерзновением проповедасте,/и на судищи учения врагов неправая обличисте,/того ради и ввержени бысте, святии,/во глубину речную,/души же ваши вселишася в Небесныя кровы,/идеже со святыми предстояще Престолу Царя всех Бога,/молитеся Ему за вся православныя люди,//подвиги ваша честно почитающия. Перевод: Мученики Господа блаженные, православную веру Христову с дерзновением проповедали и на суде неправые учения врагов обличили вы, потому и брошены были, святые, в глубокую реку, души же ваши поселились в Небесных селениях, где со святыми предстоя Престолу Царя всех Бога, молитесь Ему обо всех православных людях, подвиги ваши благоговейно почитающих. Кириллу, еп. Гортинскому, глас 3 Гласом божественным от темницы изведен,/в Риме братию в божественней вере утвердил еси,/и, от Ангела глаголы приим о святительстей пастве,/во страдании своем паки гласу с Небесе сподобися,/богоповеленный святителю и страдальче Кирилле,//моли за души наша. Перевод: Голосом Божественным освобожден из заключения, в Риме ты укрепил братию в вере в Бога и, получив от Ангела весть о призвании к святительству и пастве твоей, в мученичестве своем снова удостоился слышать голос с Небес, святитель повелением Бога и мученик Кирилл, молись о душах наших. Клименту, еп. Анкирскому, глас 4 Лоза преподобства и стебль страдальчества,/цвет священнейший и плод Богоданный,/верным, всесвященне, присноцветущ, даровался еси,/но яко мучеников сострадалец/и священноначальников сопрестольник,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Перевод: Лоза преподобия (Климент от греч. κλμα – виноградная лоза) и стебель мученичества, цветок священнейший и плод Богоданный, верующим, всесвященный, ты был дарован, но как страдавший вместе с мучениками и разделяющий престол со священноначальниками, моли Христа Бога о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-vel...

9. Понедельник. Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского. Колочской иконы Божией Матери . Свт. Феодора, еп. Едесского. Прп. Иоанна Пещерника. Прп. Феодосия Едесского. Мч. Михаила Сновидца. Мч. Иоанна. Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского. Служба сщмч. Панкратия не имеет праздничного знака , совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 3-й – 3, и священномученика, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Едина Невместимаго Бога...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Владычице, Предстательнице всех...». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...». «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (священномученика). По 3-й песни – седален священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Святопервочистая похвало...». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...». «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений...». На часах – тропарь (общий) и кондак священномученика.

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-22/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Мученики, исповедники и подвижники Русской Православной Церкви XX столетия Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Игумен Дамаскин (Орловский) Книга 4. Тверь, " Булат " , 2000 - 479 страниц. Тираж 10 000 экз. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия   4 ЯНВАРЬ 10.01 (23.01) Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский........................  5 25.01 (07.02) Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский................................ 28 Мученики и исповедники Воронежские: священник Иаков Владимиров и его сын Алексей, архимандрит Димитрий, иеромонахи Нектарий (Иванов) Спиридон, Пимен, Феодорит и Серафим, священник Георгий Снесарев священник Даниил Алферов, его супруга Елавдия и сын Василий, священник Митрофан Девицкий, иеромонах Мелхиседек, священник Петр Струков, диакон Пантелеимон Пациора, архимандрит Нектарий (Венедиктов), священник Николай Шабашев.................. 81 ФЕВРАЛЬ 09.02 (22.02) Блаженная Феоктиста........................ 86 13.02 (26.02) Священномученик Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский и Павлодарский, и мученик Николай (Цикура)................. 93 АПРЕЛЬ 19.04 (02.05) Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии....................116 19.05 (01.06) Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский и Обоянский............154 Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский, священномученики Митрофан (Вильгельмский), Александр (Ерошов), Михаил (Дейнека), Матфей (Вознесенский), Виктор (Каракулин), Ипполит (Красновский), Николай (Садовский), Василий (Иванов), Николай (Кулаков), Максим (Богданов), Александр (Саульский), Павел (Попов), Павел (Брянцев), мученики Михаил (Вознесенский) и Григорий (Богоявленский).................202 20.07 (02.08) Преподобномученики Тихон (Кречков), Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священномученики Иоанн (Стеблин-Каменский), Георгий (Никитин), Александр (Архангельский), Сергий (Гортинский) и Феодор (Яковлев), мученики Евфимий (Гребенщиков) и Петр (Вязников)..........................221 АВГУСТ 26.08 (08.09) Священноисповедник Роман (Медведь).........289 СЕНТЯБРЬ 14.09 (27.09) Преподобноисповедник Игнатий (Бирюков).....368 ДЕКАБРЬ 15.12 (28.12) Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, викарий Московской епархии.................379 24.12 (06.01) Преподобномученик Иннокентий (Беда)........446 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Нередко следователи предъявляли православным традиционные для того времени обвинения. Так, священномученика Виктора (Киранова) с группой священников обвинили в подготовке теракта – будто бы они собирались в день выборов отравить колодцы (24, С. 148). Священномученика Сергия (Покровского) в 1937 году обвиняли в том, что он «проводя систематически контрреволюционную агитацию, в беседах с гражданами восхвалял Гитлера и фашистскую Германию» (14, С. 157), а священномученика Николая (Запольского) – в том, что он будто бы говорил: «скоро из Италии придет папа Римский, он установит свою власть и всех коммунистов в ад загонит. скоро придет папа Римский, он покажет, как крестьян мучить» (13, С. 133). Отношения новомучеников к обвинениям, выдвигаемым протих них коммунистической властью хорошо выражают строки, написанные священномучеником Сергием (Гортинским) на листе допроса: «Обвинение предъявленное я не признаю, ибо это явная ложь» (11, С. 283). «За собой вины против советской власти никакой не знаю» (13, С. 237), – свидетельствовал перед следователем священномученик Сергий (Бажанов). А священномученик Сергий (Флоринский) в конце допросного листа написал: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чём и расписываюсь» (21, С. 23). «Виновным себя не признаю» – эти слова проходят красной нитью через все протоколы допросов русских новомучеников. Мученики не соглашались признаваться в тех преступлениях, которые им приписывали гонители, потому что такое согласие было бы формой лжесвидетельства. Такой отказ требовал большого мужества, поскольку, как правило, в процессе следствия у подсудимых пытались выбить признание побоями и пытками, так что некоторые мученики даже не доживали до приговора, умирая от травм, полученных в кабинете следователя, как, например священномученик Василий (Канделябров). К твёрдым и непреклонным заявлениям новомучеников об их невиновности советские суды и следственные органы относились без особого внимания, но для Церкви свидетельство самих мучеников о себе приобретает решающее значение, так как свидетельствует о верности новомученков Христу, не согласившихся нарушить заповеди, покривит душой, к чему подталкивали гонители.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

9 сентября Святых и праведных богоотец Иоакима и Анны. Святаго мученика Севериана († ­320) Преподобнаго Иосифа Волоцкаго († 1515) Святителя Феодосия, архиепископа Черниговскаго (обретение и пренесение мощей, 1896) 10 сентября Святых мучениц дев Минодоры, Митродоры и Нимфодоры († ок. 305–311) Преподобнаго Иоасафа Каменскаго (князя Андрея) († 1453) Преподобнаго Павла Послушливаго, Печерскаго, в Дальних пещерах почивающего (XII–XIV) 11 сентября Преподобныя Феодоры Александрийския († ок. 474–491) Преподобнаго Силуана Афонскаго († 1938) Преподобных Сергия и Германа Валаамских (пренесение мощей) 12 сентября Отдание праздника Рождества Пресвятыя Богородицы. Святаго праведнаго Симеона Верхотурскаго (†1642; пренесение мощей, 1704) Святаго священномученика Автонома, епископа Италийскаго († 313; службу зри 11 сентября) 13 сентября Память обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения честнаго и животворящаго Креста Господня. Святаго священномученика Корнилия сотника (I) 14 сентября Всемирное Воздвижение честнаго и животворящаго Креста Господня Святителя Иоанна Златоустаго (†407; службу зри 13 ноября) 16 сентября Святыя великомученицы Евфимии Всехвальныя († 304) Святителя Киприана, Московскаго и всея России чудотворца († 1406) 18 сентября Преподобнаго Евмения, епископа Гортинскаго (VII) Преподобныя Евфросинии Суждальския († 1250; обретение мощей, 1699) 19 сентября Святых мученик Трофима, Севватия и Доримедонта (†276) Святаго благовернаго князя Феодора Смоленскаго (†1299) и чад его святых благоверных князей Давида († 1321) и Константина Ярославских Святаго благовернаго великаго князя стрестотерпца Игоря Черниговскаго и Киевскаго († 1147) 20 сентября Святаго великомученика Евстафия Плакиды, супруги его Феопистии и чад Агапия и Феописта († ок. 118) Святых мученик и исповедник Михаила, князя Черниговскаго, и болярина его Феодора († 1245) Преподобнаго и благовернаго князя Олега Брянскаго († ок. 1285) 21 сентября Отдание праздника всемирнаго Воздвижения честнаго и животворящаго Креста Господня. Святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго (обретение мощей, 1752)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Преподобнаго Афанасия Афонскаго (†1000) Иконы Божия Матере, именуемыя «Домостроительница» («Экономисса», X) Приложение: Преподобномучениц: великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (†1918) 6 июля Преподобнаго Сисоя Великаго (†429) Собор Радонежских святых После 5 июля и 25 сентября: Общая служба преподобным Сергию и Никону Радонежским (на третий день празднования обретения мощей преподобнаго Сергия) Святыя праведныя девы Иулиании, княжны Ольшанския (обретение мощей, XVI) Святаго благовернаго князя Глеба Всеволодовича, иже в Киеве (XII) Преподобнаго Сисоя схимника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) 7 июля Святыя благоверныя великия княгини Московския Евдокии, во иночестве преподобныя Евфросинии (†1407) Преподобнаго Фомы, иже в Малеи (X), и преподобнаго Акакия, иже в Лествице (VI) Святыя великомученицы Неделы (Кириакии, †289) 8 июля Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради явления Ея чудотворныя иконы во граде Казани (1579) Святаго великомученика Прокопия (†303) Святаго блаженнаго Прокопия, Христа ради юродиваго, Устюжскаго чудотворца (†1303) Святаго праведнаго Прокопия Устьянскаго (XVII) Воспоминание Знамения от иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы во граде Великом Устюге (1290) 9 июля Святаго священномученика Панкратия, епископа Тавроменийскаго (I) Святителя Феодора, епископа Едесскаго († ок. 842–857) Преподобнаго Иоанна пещерника, иже в странах Вавилонских (IX) Преподобнаго Феодосия, столпника Едесскаго, брата святаго Иоанна пещерника (IX) Святаго мученика Михаила, сновидца и ученика и сродника святаго Феодора Едесскаго (IX) Святаго мученика Иоанна, иже прежде Крещения бысть Моавий, царь Персидский, и с ним триех отроков мученик (IX) Святаго священномученика Кирилла, епископа Гортинскаго (III–IV) 10 июля Положение честныя ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625) Преподобнаго Антония Печерскаго, в Ближних пещерах почивающаго, начальника монахов в России († 7 мая 1073) Святых мученик сорока пяти, в Никополи Арменстей пострадавших: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менея, Вирилада и прочих († ок. 319)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Евфросиния Московская Мудрая жена. Святая Евфросиния Московская, основательница Кремлевского Вознесенского монастыря Дмитрий и Евдокия: История в картинках   Преподобного Фомы Малина   Преподобного Акакия Синайского   Мученицы Кириакии (Неделы) Никомидийской   Православные праздники 21 июля Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579) Явление иконы Божией Матери произошло на месте пепелища в городе Казани. На место, где находилась икона, Богородица указала во сне маленькой девочке Матроне. Так случилось обретение чудотворной иконы, помогающей в последствии в тяжелые и решающие моменты русской истории. Казанская икона Мученика Прокопия   Праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца   Православные праздники 22 июля Священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского   Святителя Феодора, епископа Одесского   Священномученика Кирилла, епископа Гортинского   Православные праздники 23 июля Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве Хитон Господа: одежда страдания и славы Мучеников 45-ти в Никополе Армянском: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита (Аникиты), Сисиния, Менеи, Вирилада и прочих   Преподобного Антония Киево-Печерского, начальника всех русских монахов Антоний Печерский - основатель Киево-Печерской лавры. Его именем названы пещеры, в которых жил Антоний и иноки, по его примеру. Под впечатлением от жизни монахов на Афоне он привнес монашество и на русские земли. Имя Антоний: персонаж мультфильма и основатель русского монашества Киево-Печерская Лавра и ее святые КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА. Краткий путеводитель   Преподобного Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах   Православные праздники 24 июля Равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены Ольга одна из первых приняла крещение на Руси. Ее крестили патриарх Феофилакт и император Константин Багрянородный в 957 году в Константинополе. В последующее время она проповедовала христианство на Руси, а внук ее - Владимир, крестил Русь.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. 9/22 Священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского (I). Святителя Феодора, епископа Едесского (ок. 842–857). Священномученика Кирилла, епископа Гортинского (III-IV). Преподобного Иоанна Пещерника, иже в странах Вавилонских (IX). Преподобного Феодосия, столпника Едесского, брата святого Иоанна Пещерника (IX). Мученика Михаила сновидца, ученика и сродника святителя Феодора, епископа Едесского (IX). Мученика Иоанна, прежде Святого Крещения Моавия (Муавии), царя Персидского (Багдадского) и с ним трех отроков мучеников (IX). Кипрской в с. Стромыни (Московская область) и Колочской (1413) икон Божией Матери. Тропарь священномученику Панкратию, епископу Тавроменийскому, глас 8 Яко стрела огнезрачная,/от Верховнаго послан был еси Тавроменийскому престолу/уязвляти безбожных злочестие,/верных же сердца просвещати,/яже боговещанными твоими словесы в вере утвердив/и течение совершив, пострадал еси до крове,/священномучениче Панкратие,/моли за вся, поющия память твою. Ин тропарь, глас 4 И нравом причастник... (общий священномученику). Кондак, глас 4 Светлая Тавромениом, Панкратие, звезда показался еси/и священнострадалец явился еси за Христа:/Емуже ныне предстоя, моли за чтущия тя, блаженне. Величание Величаем тя,/священномучениче Панкратие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Феодору, епископу Едесскому, глас 4 Апостолом подражатель/и божественных учений столп бысть,/тем ко Христу притече,/молением, блаженне, Моавия царя светом Крещения просвещена показа, Феодоре,/и исповедания ради кровь свою излиял есть,/исходатайствен тому явися венец от Христа Царя,/Егоже моли спасти души наша. Ин тропарь, глас тойже Неволею паству святительскую приим,/но волею подвигнувся о Божии Церкви,/и перстню Христова гроба невернаго Моавия царя уверив,/и с телесною слепотою вкупе и душевную ему исцелив, благоверна показа,/с нимже и еретики от Божия Церкве, яко волки, отгнав,/честный святителю Феодоре,/моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010