После этого эпизода, случившегося в 191–192 годах, известия о св. Иринее в источниках практически исчезают. Православная Церковь почитает его как священномученика, отмечая день его мученической кончины 23 августа. Архиепископ Филарет (Гумилевский) относительно этого замечает: «В жестокое гонение Септимия Севера (202 год) церковь Лионская подверглась страданиям более, чем какая-либо другая. Св. Ириней перешел ко Христу с тысячами чад своих для принятия почестей Пастыря мученика» 443 . Блж. Иероним (Толк. на Uc. LXIV, 4 ) называет его «мужем апостольским и мучеником» (vir apostolicus et martyr) 444 . Позднее (в VI веке) Григорий Турский также говорит, что он закончил жизнь мученичеством – per martyrium finitus («История франков». 1,29). Эти свидетельства, казалось бы, подтверждают предание о мученической кончине св. Иринея, которое предполагает, что святой отошел ко Господу в 202 или 203 году. Но на сей счет высказываются и сомнения, связанные с неясностью хронологии жизни этого великого мужа. Во всяком случае, по мнению Н. И. Сагарды , «известия о кончине святого Иринея и мученичество его должно считать по меньшей мере спорным: вероятно, святой Ириней дожил до конца дней в мире после длительного и плодотворного епископского служения в течение четверти века» 445 . Творения Подлинные сочинения, сохранившиеся целиком. Многочисленные свидетельства древнецерковных писателей указывают на то, что св. Ириней был весьма плодовитым автором. Например, блж. Иероним констатирует: «Он написал пять книг против ересей, небольшое сочинение против язычников, сочинение о дисциплине, к Маркиану брату об апостольской проповеди, книгу различных поучений, к Власту о расколе, к Флорину о единоначалии, или о том, что Бог не есть виновник зла, и превосходную книгу об Огдоаде» (Ознам. муж., 35). 446 Из всех этих указанных произведений полностью сохранилось только два. «Против ересей» («Обличение и опровержение лжеименного ведения»). Данное сочинение в своем греческом оригинале утеряно; сохранились лишь довольно обширные греческие фрагменты, которые составляют приблизительно одну пятую часть произведения (основная доля их приходится на первую книгу). К счастью, в целом виде оно дошло до нас в латинском переводе. Имеются девять латинских манускриптов, самый ранний из которых восходит к IX веку, но большинство из них – позднее XIV века. Данная рукописная традиция свидетельствует о том, что св. Ириней, как богослов и церковный писатель, был по-настоящему «открыт» Западом лишь в XIV веке. Сам перевод «Против ересей» на латинский язык был осуществлен, скорее всего, во второй половине IV века. Первым из латинских писателей, ссылающихся на это сочинение, был блж. Августин , но потом ссылки на Него западных христианских авторов становятся исключительным явлением. Следует отметить, что имеется также армянский перевод четвертой и пятой книг «Против ересей», осуществленный в VI веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Адам, по своей свободной воле уклонившись от пути, по которому Бог предопределил ему идти, стал смертным и неспособным своими силами достичь бессмертия. Его грех не являлся «вертикальным» падением из состояния совершенства, которое он только должен был достигнуть, но «горизонтальным» отклонением, или отступлением, от пути к совершенству, так как Адам был еще ребенком, и ему только предстояло достигнуть этого совершенства . Через грех Адама зло овладело всем человечеством и грех взял человека в плен . Из некоторых фрагментов трактата «Против ересей» можно сделать вывод, что из-за грехопадения человек, созданный по образу и подобию Божию, потерял их. Но на основании другого фрагмента можно предположить, что сщмч. Ириней также допускает потерю подобия и сохранение образа, что указывает на то, что повреждение человека, безусловно, произошло, но оно не было всецелым. На это также указывают слова, что «Адам никогда не выскользнул из рук Божиих» . То есть Сын и Дух Святой, которые есть руки Отца , сохраняли Адама в бытии даже после его падения . Все люди унаследовали от Адама как от своего родоначальника состояние отчуждения от Бога . И таким образом, хотя Ириней Лионский считал Адама конкретной человеческой личностью, он видел в нем символ всего человечества, в отношениях Адама и Бога – символ отношений с Богом всех потомков первого человека, а в падении Адама – символ греховности всех людей .    Воплощение Для сщмч. Иринея воплощение является краеугольным камнем всего богословия. В его богословиивоплощение и искупление неразрывно связаны между собой . Священномученику приходилось отстаивать реальность воплощения в полемике с гностиками, одни из которых отрицали Божество Христа, в то время как другие – Его вочеловечение . Для восстановления и преображения человека было необходимо воплощение Слова Божия, вследствие чего человеку были сообщены свойства божественной жизни . Само Слово, воплотившись, становится субъектом рекапитуляции . Творение Адама было началом истории человечества, Христос же, напротив, пришел в ее конце: «Пришествие Сына Божия [совершилось] в последние времена (in nouissimis temporibus)» . Он, вечно существующий Логос, через Которого все сотворено, Который всегда пребывал с человеком, уча его и открывая ему будущее , стал Сыном Человеческим, «перевозглавляя Свое творение в Себе Самом (suum plasma in semetipsum recapitulans)» . Сщмч. Ириней указывает на кенозис, или умаление, Сына Божия, совершающего рекапитуляцию: «[Он] в Себе перевозглавил человека, [будучи] невидимым, сделавшись видимым, [будучи] неуловимым, сделавшись уловимым, [будучи] бесстрастным, [сделавшись] страстным, [будучи] Словом, [сделавшись] человеком» .

http://bogoslov.ru/article/4278505

Предлежащее тебе поприще огромно и многотрудно, как огромна и земля, куда тебя посылает Господь. Не страшись его, ибо боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4, 18). Завершая же напутствие, хотел бы напомнить тебе слова святителя Тихона, сказанные им в Успенском соборе Московского Кремля по принятии жезла святителя Петра, митрополита Московского: «Архипастырское служение есть по преимуществу служение любви». Прими же сей жезл и, опираясь на него, иди непреткновенно по узкой и тернистой стезе любви и жертвенного служения, определенной Подвигоположником нашего спасения, той стезе, по которой прошли многие твои предшественники. Ныне же от полноты ниспосланных тебе даров преподай благословение народу Божию, вместе с нами сердечно молившемуся о том, чтобы Господь помог тебе быть достойным преемником апостолов и святых отцов в их учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви (2 Тим. 3, 10). Аминь.   Биография Епископ Орский и Гайский Ириней (Сергей Петрович Тафуня) родился 30 мая 1971 г. в с. Варваровка Флорештского р-на Молдавской ССР. В 1986–1989 гг. проходил обучение в профессионально-техническом училище г. Бельцы. В 1989–1991 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1991–1992 гг. — послушник Ново-Нямецкого монастыря. Затем обучался в Московской духовной семинарии, по ее окончании в 1996 г. зачислен в Московскую духовную академию. 13 апреля 1995 г. в Свято-Вознесенском Ново-Нямецком Кицканском монастыре наместником обители архимандритом Доримедонтом (Чеканом) (впоследствии — епископ Единецкий и Бричанский; †2006) пострижен в монашество с именем Ириней в честь священномученика Иринея Лионского. 28 мая 1995 г. ректором МДА епископом Дмитровским Филаретом (Карагодиным) рукоположен во иеродиакона. 10 сентября 1995 г. ректором МДА епископом Верейским Евгением рукоположен во иеромонаха. В 1999 г. окончил МДА. В 2009 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1998–2001 гг. — преподаватель Кишиневской духовной семинарии. В 2000 г. назначен на должность секретаря Молдавской митрополии. 20 мая 2004 г. возведен в сан игумена. С 2004 г. — представитель Молдавской митрополии в Москве. С 2005 г. — советник посла Республики Молдова в РФ. В 2011 г. назначен ответственным по делам молодежи Новоспасского монастыря.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_iriney_...

Св. Ириней также подчеркивает особую значимость тех «апостольских» церквей, где апостолы сами насадили христианство; эти церкви для него являются наглядным доказательством преемственности Предания. Возможно, для него это было особенно важно, так как его служение проходило на Западе, где был всего лишь один апостольский престол - Римский. Эта исключительность римской кафедры, несомненно, сыграла роль в развитии западного учения о примате Рима. На Востоке же было много апостольских престолов, поэтому оказываемое им уважение не стало поводом для претензий на исключительность. Впоследствии бывало так, что на тот или иной апостольский престол попадали еретики, так что сам факт апостольского основания не являлся гарантией пребывания в истине, поэтому уже цитированные слова св. Иринея: «И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная Вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде» - в равной степени относятся ко всем церквам. Итак, соблазну гнозиса, соблазну разделения и «частичного» истолкования христианства св. Ириней противополагает не другое истолкование, а сам факт Церкви: видимого и ощутимого единства, которое одно, потому что оно есть единство жизни в Святом Духе, хранит и передает своим членам всю истину, всю полноту Евангелия. Канон Писания, преемство епископов, толкование пророчеств - все это только внешние формы того основоположного единства, вне которого они ничего не значат, - единства народа Божия. В учении св. Иринея Лионского мы находим первую и ясную «форму» этого единства: на попытки подчинения Церкви разным учениям и философиям он отвечает исповеданием самой Церкви как носительницы всего учения, как мерила Истины и лжи. Таким образом, на все вопросы и «проблемы», выдвинутые гностиками, Церковь ответит развитием своего богословия. Начало этого ответа содержится в произведениях сщмч. Иринея Лионского. Итак, христианство окончательно отвергло попытки растворить его в окружающем мире. Оно стало неустранимым фактом в мире.

http://sedmitza.ru/lib/text/434673/

– А что те Евангелия суть истинные и достоверные, святой Ириней доказывает следующим образом. Евангелий должно быть четыре, уже по тому одному, что существует лишь четыре страны земли; затем четверичное число Евангелий должно было соответствовать, по рассуждению святого Иринея, четырем заветам, которые даны были Богом человечеству, – завету, данному при Адаме до потопа, завету, данному после потопа при Ное, – законодательству при Моисее и, наконец, четвертому и последнему завету – христианскому, содержащему в себе все остальные заветы 5192 . наконец, самое главное доказательство именно четверичного числа Евангелий, а не большего или меньшего, святой Ириней видит в соответствии Евангелий четырем апокалипсическим животным, – херувимам, на которых от вечности восседает «всё устрояющее и всё содержащее Слово» 5193 . Сила этого доказательства состоит в том, что Евангелие должно служить выражением четырех видов или образов деятельности Сына Божия, на которые указывается в Апокалипсисе 5194 под символом четырех животных – херувимов. Первое животное, как повествуется в Апокалипсисе, – подобно льву и указывает на предвечное господство и царскую власть бога Слова; это же самое выражает собою и Евангелие Иоанна, описывая вечное и славное рождение Сына от Отца, как Бога от Бога: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Иоан.1:1–2 ). Второе животное подобно тельцу и означает первосвященническое служение Господа нашего Иисуса Христа; на это же самое служение, по рассуждению святого Иринея, указывает и Евангелие Луки; оно начинается рассказом о священнике Захарии, приносящем Богу жертву; это значит, что Агнец, предопределенный от вечности для заклания за грехи мира, явился в мир, дабы принести Богу искупительную жертву за грехи людские. Третье животное, на котором восседало Слово, имело лицо человека и указывало на явление Сына Божия в образе и виде человеческом; и Евангелие Матфея тоже главным образом возвещает о человечестве Иисуса Христа, представляя Его Сыном Иосифа и Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«произошел от себя»] 319 . Как излагает это Жильсон, «некоторые существа радикально отличны от Бога хотя бы тем, что они могли бы вовсе не существовать и всё еще могут в некоторый момент прекратить существование» 320 . Из «могут прекратить», однако, не следует, что их бытие на самом деле прекращается. Св. Иустин не был «кондиционалистом», и его имя призывалось поборниками «условного бессмертия» совершенно напрасно. «Я не утверждаю, что души уничтожатся...» Основная цель этого спора – акцентировать веру в Творение. Священномученик Ириней Лионский продолжает ту же традицию. В своей борьбе с гностиками у него была особая причина подчеркнуть тварность души. Душа не приходит из «другого мира», не знающего тления; она принадлежит именно этому сотворенному миру. Сщмч. Иринея убеждают в том, что для бесконечного существования души должны быть «безначальными» (sed oportere eas aut innascibiles esse ut sint immortales), иначе они умрут вместе с телами (vel si generationis initium acceperint, cum corpore mori). Он отвергает подобный аргумент. Являясь тварями, души «продолжают свое существование, доколе Богу угодно» (perseverant autem quoadusque eas Deus et esse, et perseverare voluerit). Здесь «perseverantia» [пребывание], очевидно, соответствует греческому διαμον. Сщмч. Ириней использует практически те же слова, что и св. Иустин. Душа не является жизнью сама по себе; она участвует в жизни, дарованной ей Богом (sic et anima quidem non est vita, participatur autem а Deo sibi praestitam vitam). Один Бог есть Жизнь и Податель Жизни (Adv. haeres. II, 34). Климент Александрийский , несмотря на свою приверженность платонизму, упоминает вскользь, что душа не бессмертна «по природе» (Adumbrationes in I Petri 1, 9: hinc apparet quoniam non est naturaliter anima incorruptibilis, sed gratia Dei... perficitur incorruptibilis [отсюда, очевидно, что душа не нетленна по природе, но Божия благодать ... делает ее нетленной] 321 ). Свт. Афанасий доказывает бессмертие души при помощи доводов, восходящих к Платону (Adv.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Второй Адам не просто нравственно, но и онтологически соединил Божество с человеческим телом и душою, всецело обновив их . Он «сделался плотью и кровью сообразно с первоначальным созданием (secundum principalem plasmationem)», то есть Адамом для того, чтобы в Самом Себе «в конце (in fine)» истории человечества восстановить и спасти то, «что в начале (in principio) погибло в Адаме» , то есть спасти и обновить образ Божий и поврежденную грехом человеческую природу. Воплощенное Слово привело несовершенное человечество к совершенству . Когда Оно снизошло в тварь и тварь (т. е. человеческая природа) объяла Его, то она, приняв в себя Слово, взошла выше всех ангелов к Богу . Спаситель дал человечеству то, чего оно лишилось в падении Адама: «Потерянное нами в Адаме, то есть бытие по образу и подобию Божию, мы опять получили во Христе Иисусе» . В воплощении Слово, Которое есть образ Божий , совершило уподобление «Себя человеку и человека Себе Самому» . Так как человек был создан по образу Слова, но утерял его в падении, то воплощенное Слово стало явлением этого образа и восстановило его в человеке. Сын Божий сделал «[Свой] образ (который есть человек. – И. K. ) подобным Себе» и «совершенно подобным (consimilem) невидимому Отцу» . В воплощении человеку возвращается образ и подобие Божие, так как, благодаря Христу, творение смешалось и соединилось с Духом Бога Отца .  Комментируя слова апостола Павла об Адаме как об образе «имеющего прийти» (Рим. 5:14), сщмч. Ириней говорит о Христе как о существовавшем еще до творения Адама, так как образ не может предшествовать Первообразу. «Очевидно, что Бог предопределил, чтобы первый человек душевный был спасен духовным. Ибо, когда предсуществовал Спасающий, надлежало, чтобы возник и спасаемый, дабы не попусту был Спасающий» . Протоиерей Иоанн Бэр говорит, что, согласно учению священномученика, в каком-то смысле Адам должен был быть сотворен, чтобы вечно существующему Спасителю было кого спасать . Он был сотворен Христом ради Христа и для того, чтобы быть спасенным Христом, Который предвечно являлся его Спасителем. В Адаме Словом Божиим было предызображено как бы на эскизе то, что было явлено во Христе. Спаситель явился в конце, но является, тем не менее, истинным началом, то есть Тем, Кто существовал до Адама и по образу Которого Адам был создан . Христос, таким образом, соединил конец с началом .

http://bogoslov.ru/article/4278505

Ибо когда хотя несколько уменьшилось знамение сие, крест изображающее, тогда, как писано в Моисеевых Писаниях, народ побеждаем был: когда же Моисей пребывал в сем порядке, то Амалик побеждаем был: и крепкий крестом крепок был… И в другом месте Бог, являя через Моисея силу таинства креста в благословении, коим благословлял Иосифа, тако рекл … Первородный юнца доброта его, рози единорога рози его: ими избодет вкупе даже до края земли (Вт.33:17): Рози бо единорога никакой другой вещи или виду подобными рещи или доказати никтоже может, разве токмо образу, который показует крест. Ибо едино древо есть прямое, коего верхняя часть делается рогом, когда другое древо поперек к нему прилагается: и тогда концы кажутся яко роги, с обеих сторон единому рогу присоединенныя: в середине же утвержденное древо, к которому пригвождаются распинаемые, будучи соединено с другими рогами, представляет вид рога». Далее имеем свидетельство Тертуллиана: «Ибо и Иосиф получает от отца благословение в следующих словах: «его красота есть красота тельца, рога единорога – его роги; ими он будет прободать народы до конца земли». Этими словами имелся в виду не однорогий носорог и не двурогий минотавр, но изображался Христос, Который есть телец по причине двоякого Своего отношения: для одних Он строг, как Судия, а для других кроток, как Спаситель; а рогами Его должны были быть оба конца креста. Ибо и на рейне корабля, которая есть часть креста, оконечности её называются рогами, единорог же есть средний столб креста. Имея рога через эту силу креста и таким образом, Он и теперь бодает все народы, так как Он через веру посылает их с земли на небо» (Против иудеев, 10). Необходимо привести слова священномученика Иринея Лионского (ок. 130 – 202): «Вид креста имеет пять концов: два по длине, два по ширине и один в середине, на который опирается пригвожденный» (Против ересей. 2.24.4). Св. Ириней был учеником священномученика Поликарпа, епископа Смирны. Наставником же св. Поликарпа был св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, который стоял при Кресте Спасителя на Голгофе. Итак, христианские писатели I, II, III веков единогласно свидетельствуют о Кресте Господнем: он состоял из столба и перекладины. Наветы на христианский крест сектантов составляет лишь ничтожный эпизод в многовековой борьбе вокруг этой великой христианской святыни. Вряд ли эти попытки оставят какой-то след в истории. Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар которого невозможно отнять, основание святыни (свят. Иоанн Златоуст). 11 ноября 2005 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6743.html

Однако одного только монотеистического мировосприятия было недостаточно. Христианство принесло не только осознание того, что сотворенный Богом мир по своей структуре, по своему устройству подчинен логике, постигаемой человеком. Библейский ветхозаветный монотеизм, знавший Бога Творца и Вседержителя мира, не знал Бога любви, поэтому не имел оснований для уверенности, что Бог ограничил Свою непостижимую волю законами мироздания, доступными для человеческого разума. Святитель Григорий Богослов (†390) догматически сформулировал Откровение Благой Вести: Бог есть любовь (1 Ин 4:8) именно потому, что Он — Троица 8 . Любовь — сущность взаимного общения Трех Лиц Единого Бога. Именно христианская триадология послужила главным внерассудочным мотивом убеж­денности в том, что мир доступен познанию человека. Это, в свою очередь, привело к рождению научного мышления. Учение о Боге-Троице в сочетании с учением о Боге Творце, сотворившем мир из ничего (а не сформировавшем его из Собственной сущности), диктовало последовательную демифологизацию языческой картины мира. Ранняя патристическая апологетика вела прямую полемику с эллинистической мифологизированной религией (священномученик Иустин Философ, 166; Афинагор, II в.; Минуций Феликс, †ок. 200; Тертуллиан, ок. 160–после 200). Затем, когда вместе с гностицизмом в среду христиан стали проникать синкретические тенденции, полемика велась уже с пантеизмом неоплатонических построений и с еретическими учениями, искажавшими Откровение примешиванием к нему все того же неоплатонического мироощущения (священномученик Ириней Лионский, 200; Дионисий Александрийский, † ок. 264 и др.). Как заметил современный православный философ грек Хр. Яннарас, понимание материи в древней христианской патристике совпало с пониманием современной физики. В обеих моделях материя мыслится как имеющая энергетическую природу. “В эпоху, предшествующую современным физическим теориям, — утверждает он, — в истории философии была сделана лишь одна попытка выявить логическое основание материи, и предприняли ее греческие Отцы Церкви. Святитель Григорий Нисский и преподобный Максим Исповедник рассматривали материю как явление энергетического порядка, базирующееся на «стечении», соединении «логических качеств». Мир, взятый как целое или же в любой из отдельных граней, есть осуществленный логос, энергия, лично сотворенная Богом” 9 .

http://pravmir.ru/nauka-i-istoki-nauchno...

священномученик Ипполит Римский «Яко же ему (антихристу) сести в церкви Божией. В какой же церкви? Разумеется, разоренный иудейский храм. Да не будет же того, чтобы разумелся сей храм, в котором мы! Но для чего говорим это? Да не подумают, что мы говорим из лести себе. Если антихрист придет к иудеям, как Христос, и от иудеев восхощет поклонения, то, чтобы более обольстить их, покажет великое усердие к их храму, внушая о себе ту мысль, что он рода Давидова, и что ему должно создать храм, сооруженный Соломоном. Придет же он, когда в Иудейском храме не останется камня на камне, по определению Спасителя». святитель Кирилл Иерусалимский «Апостол открыл то, на что и я не раз указывал, что в Иерусалиме храм был построен по распоряжению Истинного Бога… В нем-то и будет сидеть противник, стараясь представить себя Христом». священномученик Ириней Лионский «Сделает он (антихрист) во время своего царства; переселит царство в этот город (то есть Иерусалим) и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос». святитель Кирилл Иерусалимский «Злочестивый и грозный тать придет прежде, в свое время, с намерением похитить, заклать и погубить избранное стадо Истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не похож на голос Истинного Пастыря, но язвителен: голос татя притворен и вскоре делается известным, каков он…». преподобный Ефрем Сирин «Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего только он не наделает в то время! Все придет в смятение и в замешательство, как посредством повелений, так  и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях: и своею властью, и жесткостью, и беззаконными повелениями… Апостол называет антихриста человеком беззакония, потому что он совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. А сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет. Кто же он будет? Ужели сатана? Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу (сатаны). Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе вместо Бога и будет восседать в храме Божием, не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах… Не сказал, что он будет называть себя богом, но что будет стараться показать себя богом. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения».

http://azbyka.ru/antixrist

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010