3. И вышеупомянутые мною еретики сами себя обманывают, обвиняя Господа, в Которого, как сами говорят, они веруют. Ибо то, что они замечают в Боге, тогда временно наказывавшем неверующих и поразившем египтян, но спасавшем повинующихся Ему, то же ничем не менее будет иметь приложение и к Господу, Который навеки осуждает осуждаемых и навсегда прощает прощаемых; и Он окажется, согласно с словами их, виновником величайшего греха тех, которые наложили на Него руки и пронзили Его. Ибо если бы Он не пришел таким образом, то они не сделались бы убийцами своего Господа; а если бы не посылал к ним пророков, то они не убили бы пророков и Апостолов также. Посему тем, которые упрекают нас и говорят: если бы египтяне не были поражены казнями и преследующие Израиля не были потоплены в море, то Бог не мог бы спасти Свой народ, – будет дан такой ответ: если бы иудеи не сделались убийцами Господа, – что лишило их вечной жизни, – и, убивая Апостолов и гоня Церковь , не возбудили против себя величайшего гнева, то мы не могли бы спастись. Ибо как они получили спасение чрез слепоту египтян, так мы чрез слепоту иудеев, потому что смерть Господа есть осуждение для пригвоздивших Его ко кресту и не поверивших Его пришествию, и спасение для верующих в Него. Ибо и Апостол говорит во втором (послании) к коринфянам: «ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и погибающих, – для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» ( 2Кор.2:15–16 ). Для кого же запах смертоносный на смерть, если не для неверующих и не покоряющихся Слову Божию? Кто и тогда предали самих себя смерти? Опять неверующие и не покоряющиеся Богу. Кто же спаслись и получили наследие? Верующие Богу и пребывающие в любви к Нему, как Халев, сын Иеффонии, и Иисус Навин и невинные отроки, не имевшие и понятия о зле. И кто здесь спасаются и получают вечную жизнь? Не те ли, которые любят Бога и верят Его обетованиям и злобою сделались младенцами? Глава XXIX. Почему Бог ожесточил сердце Фараона и его служителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

3. И еще, показывая, что Он не для того извел их из Египта, чтобы приносили Ему жертвы, но чтобы забыли идолопоклонство Египетское и могли слушаться голоса Господня, бывшего им спасением и славою, Он так чрез того же Иеремию говорит: «вот что говорит Господь: соберите всесожжения ваши и жертвоприношения ваши и ешьте мяса. Ибо Я не говорил отцам вашим и не заповедал о всесожжениях и жертвоприношениях в тот день, когда извел их из Египта, но вот какое слово заповедал им, говоря: слушайтесь голоса Моего, и буду Богом вашим и вы будете Мой народ, и ходите во всех путях Моих, которые вам заповедаю, дабы вам было хорошо. Но они не послушались и не вняли, а стали ходить в помыслах злого сердца своего, и пошли назад, а не вперед» ( Иер.7:21–25 ). И еще чрез того же (пророка), говоря: «пусть хвалящийся хвалится тем, что разумеет и знает, что Я Господь, творящий милосердие, правду и суд на земле», присовокупляет: «ибо на этом Мое благоволение, говорит Господь» ( Иер.9:24 ), а не на жертвах, ни всесожжениях, ни приношениях. Ибо народ получил это не первоначально, а впоследствии и по причине, выше указанной, как опять Исаия говорит: «не (было) для Меня овец всесожжения твоего и ты не прославил Меня жертвами твоими; ты не служил Мне твоими жертвами и не утрудился в курении ладана; ты не покупал Мне на серебро фимиама, и Я не желал тука твоих жертв, но ты предстал пред Меня во грехах твоих и неправдах твоих» ( Ис.43:23–24 ). «И на кого воззрю, – говорит, – только на смиренного и молчаливого и трепещущего слов Моих» ( Ис.46:2 ). «Ибо туки и жирное мясо не отнимут от тебя неправд твоих» ( Иер.11:15 ). «Не такой пост угоден Мне, говорит Господь. Разреши всякий союз неправедный, разрушь связи насильных договоров, отпусти удрученных на покой и раздери всякое неправильное писание. Раздробляй алчущему хлеб твой от души, и странника без крова введи в дом твой: если увидишь нагого, покрой его, и не презирай слуг твоего семени. Тогда взойдет твой утренний свет и исцеления твои скоро воссияют и правда твоя будет идти пред тобою и слава Господня будет окружать тебя: и когда еще ты говоришь, Я скажу: вот Я» ( Ис.58:69 ). И Захария, один из двенадцати пророков, возвещая им волю Божию, говорит: «вот что говорить Господь всемогущий: судите праведно и каждый пусть оказывает брату своему благость и милосердие. Не угнетайте вдовы, сироты, пришельца и бедного, и каждый да не помнит в сердце своем зла брата своего» ( Зах.7:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

3. И поэтому Господь говорил ученикам Своим, чтобы сделать нас добрыми работниками: «смотрите за собою и постоянно бодрствуйте во всякое время, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтоб день тот не постиг вас внезапно. Ибо он как сеть найдет на всех живущих на лице земном» ( Лк.21:34–35 ). «Да будут же чресла ваши препоясаны и светильники горящие, и вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака» ( Лк.12:35–36 ). «Ибо как было во дни Ноя: ели и пили, покупали и продавали, женились и выходили замуж и не знали до тех пор, как вошел Ной в ковчег, и пришел поток и погубил всех. И как было во дни Лота: ели и пили, покупали и продавали, садили и строил до тех пор, как вышел Лот из Содома, пролился с неба огонь и истребил всех: так будет и в пришествие Сына Человеческаго» ( Лк.17:26–31 ). «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в какой день придет Господь» ( Мф.24:42 ). (Сими словами) Он возвещает Одного и Того Господа, Который во времена Ноя за непослушание людей навел потоп, и во время Лота за множество грехов Садомлян низвел огонь с неба, а в последний день судный, в который, говорит Он, жителям Содома и Гоморра будет сноснее, чем тому городу и дому, который не примет слова Его Апостолов. «И ты, Капернаум, – говорил Он, – ужели ты до неба возвысишься? Ты низвергнешься до ада, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня. Но говорю вам, что Содому будет сноснее в день суда, нежели вам» 130 . 4. Поелику Слово Божие всегда одно и то же и верующим в него дает источник воды (текущий) в жизнь вечную, а бесплодную смоковницу тотчас иссушает, – то Он праведно и во времена Ноя навел потоп для истребления развращенного рода живших тогда людей, которые не могли уже плодоносить Богу, когда с ними смешались согрешившие ангелы, и для того, чтобы взыскать за грехи их, но сохранить первообраз, создание Адама 131 ; и во времена Лота низвел на Содом и Гоморру огонь и серу с неба, «пример праведного суда Божия» ( 2Фес.1:5 ; Иуд.1:7 ), чтобы все знали, что «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь» ( Мф.3:10 ); и на всеобщем суде поступить с содомлянами снисходительнее, чем с теми, которые видели явленные Им силы и не уверовали в Него и не приняли Его учения. Ибо как Он пришествием Своим даровал большую благодать верующим в Него и исполняющим Его волю, так и большее наказание назначил Он неверующим, потому что Он справедлив и с тех больше и взыщет, кому дал больше, – больше, не потому, чтоб Он открыл познание другого Отца, как я так часто и подробно показал, но потому, что Своим пришествием излил на человеческий род больший дар Отчей благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

3. И сему самому научая, Он говорил иудеем: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Почему же? «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Рим.4:3 ). Во-первых (он веровал), что Он есть Творец неба и земли, единый Бог, во-вторых, что Он сделает семя его, как звезды небесные. Это и высказывается Павлом (в словах): «как светила в мире» ( Флп.2:15 ). Посему справедливо, оставив свое земное родство, он последовал Слову Божию, странствуя с Словом Божиим, чтобы водвориться с Словом. 4. Справедливо и Апостолы, родом от Авраама, оставив корабль и отца, последовали Слову Божию. Справедливо и мы, имея ту же веру, как Авраам, взявши крест, как Исаак дрова, следуем Ему. Ибо в Аврааме человек наперед научился и навык следовать Слову Божию. Ибо Авраам по вере своей, последовав заповеди Слова Божия, с готовностью предал в жертву Богу Единородного и возлюбленного сына своего, дабы и Бог благоволил за все семя его представить Своего Единородного и возлюбленного Сына в жертву для нашего искупления. 5. Когда таким образом Авраам был пророк, и в Духе видел день пришествия Господа и домостроительство страдания, чрез которое он и все подобно ему верующие Богу имели спастись, то он сильно возрадовался. Итак Аврааму не был неведом Господь, Коего день он желал видеть, ни Отец Господа, ибо он от Слова Господа узнал и уверовал в Него; почему и вменилось ему это от Господа в праведность. Ибо вера в Бога оправдывает человека, и посему он говорил: «простру руку мою к Богу Вышнему, создавшему небо и землю» ( Быт.14:22 ). Но все это стараются ниспровергнуть те злонамеренные (учители) из-за одного изречения, которое ими понято неправильно. Глава VI. Изъяснение слов Христа: никто не знает Отца, кроме Сына 1. Господь, открывая Себя ученикам, что Он есть Слово, сообщающее познание об Отце, и упрекая иудеев, воображавших, что они имеют (знание) о Боге, тогда как они отвергали Его Слово, чрез которое познается Бог, говорил: «никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын восхочет открыть» ( Мф.11:27 ; Лк.10:22 ). Так Матфей передал это место, а также Лука и Марк то же самое 94 , Иоанн же опустил его. А они (еретики), желая быть сведущее Апостолов, излагают его так: «никто не знал Отца, кроме Сына, ни Сына кроме Отца и кому Сын восхочет открыть Его», и объясняют так, будто бы истинный Бог никем не был знаем до пришествия Господа нашего, и говорят, что возвещенный пророками Бог не есть Отец Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

3. Как, поэтому, Он обещал дать очень много плодоносящим по дару Своей благости, а не по изменению «познания», ибо Господь остается Тот же, и Тот же Отец открывается, так Один и Тот же Господь чрез Свое пришествие преподал позднейшим людям больший, чем в Ветхом Завете, дар своей благости. Те слышали чрез рабов о будущем пришествии Царя и в некоторой мере радовались, ожидая Его пришествия, а последние видели Его присутствие и, получив свободу и воспользовавшись Его даром, имеют большую благодать и обильнейшую радость, радуясь о пришествии Царя, как и Давид говорит: «душа моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его» ( Пс.34:9 ). И поэтом во время входа Его в Иерусалим все, бывшие на улице Давидовой, признали Его в душевной скорби Его Царем своим и постилали Ему одежды свои и украсили дорогу зелеными ветвями, с великою радостью и восторгом восклицая: «осанна сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне, осанна в вышних» ( Мф.21:8 ). Когда же вознегодовали худые правители, которые обманывали низших и господствовали над неразумными и потому не желали пришествия Царя, и говорили Ему: «слышишь ли, что эти говорят», то Господь сказал: «разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» ( Мф.21:16 ; Пс.8:3 ), показывая, что сказанное Давидом о Сыне Божием исполнилось на Нем, и вразумляя, что они не знают силы Писания и устроения Божия, а что Он есть возвещенный пророком Христос, Коего имя хвалится по всей земле и Который из уст младенцев и грудных детей устроил хвалу Своему Отцу. почему и слава Его вознеслась выше небес. 4. Если же Господь наш Иисус Христос есть Тот самый, Который предвозвещен пророками, и если пришествие Его доставило принявшим Его обильнейшую благодать и большие дары, то очевидно, что и Отец есть Тот же самый, Который возвещен пророками, и пришедший Сын преподал познание не о другом Отце, но о Том, Который изначала был проповедан, от Которого Он и принес свободу тем, которые правильно и охотно и всем сердцем служат Ему; а презрителям и не покоряющимся Богу, которые для славы человеческой соблюдают внешние очищения – которые были даны во образ будущего, так как Закон изображал как бы тень и представлял вечное во временном и небесное в земном, и которые воображают, что они исполняют более заповеданного и свою ревность поставляют выше самого Бога, а внутри полны лицемерия, сладострастия и всякого зла, принес вечную погибель, отлучая их от жизни. Глава XII.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

3. Поелику в Законе и в Евангелии первая и важнейшая заповедь есть любить Господа Бога от всего сердца, и затем следует подобная ей – любить ближнего как самого себя, то оказывается, что Один и Тот же Виновник Закона и Евангелия. Ибо так как в том и другом Завете правила совершенной жизни одни и те же, то они указывают на Одного Бога, Который хотя предписал и особенно приличные тому и другому заповеди, но главнейшие и важнейшие, без которых невозможно спасение, дал одни и те же в обоих (Заветах). 4. Кого не посрамит Господь, когда Он показывает, что Закон не от другого Бога, так говоря к наставляемым им народу и ученикам: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак все, что они скажут вам, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжелыя и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» ( Мф.23:24 ). Итак Он не порицал даннаго Моисеем Закона, который Он велел соблюдать, когда еще был цел Иерусалим, но укорял их за то, что они возвещали слова Закона, но оставались без любви и потому были несправедливы в отношении к Богу и ближним. Так и Исаия говорит: «народ сей устами чтит Меня, сердце же их далеко от Меня. Напрасно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим» ( Ис.29:13 ). Он называет заповедями человеческими не данный Моисеем Закон, а предания самих старцев, ими выдуманные, защищая которые они уничижали Закон Божий, и потому не покорились и Слову Его. Это именно говорит и Павел относительно их: «не ведая правды Божией и желая поставить свою (собственную) правду, они не покорились правде Божией. Ибо конец Закона Христос к праведности всякому верующему» ( Рим.10:34 ). А каким образом Христос конец Закона, если Он и не начало Его? Ибо, кто принес (с Собою) конец, тот привел и начало; и Он Сам говорит Моисею: «Я увидел угнетение народа Моего в Египте и сошел избавить их» ( Исх.3:7 ); потому что изначала Слово Божие обвыкло восходить и нисходить ради спасения бедствующих. 5. А что Закон предварительно внушал человеку о необходимости следовать Христу, Он Сам показал это, когда спросившему, что должно делать для получения вечной жизни, так отвечал: «если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди», и на вопрос «какие», Господь опять сказал: «не прелюбодействуй, не убивай, не крадь, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего как самого себя», – предлагая желающим следовать Ему заповеди Закона как бы ступени для входа в жизнь: что Он сказал тогда одному, сказал всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

3. Почему же Господь не положил завета отцам? Потому что «закон положен не для праведных» ( 1Тим.1:9 ); а отцы (были) праведны, имее силу Десятисловия, написанную в их сердцах и душах, ибо они любили создавшего их Бога и воздерживались от несправедливости к ближнему; почему не было нужды вразумлять их запретительными письменами, так как они в себе самих имели правду Закона. Но когда эта правда и любовь к Богу пришла в забвение и исчезла в Египте, то необходимо Бог по многому благоволению Своему к людям явил Себя посредством голоса и с силою вывел народ из Египта, дабы человек опять стал учеником и последователем Божиим; и поражал непослушных, дабы не презирали Создавшаго их, и питал манною, дабы принимали разумную пищу; как и Моисей говорит во Второзаконии: «и питал тебя манною, которой не знали отцы твои, чтобы ты познал, что человек живет не одним хлебом, но всяким Словом Божиим, исходящим из Его уст, живет человек» ( Втор.8:3 ). Он заповедал любовь к Богу и внушал справедливость к ближним, чтобы человек не был несправедлив и недостоин Бога, а предустроил человека посредством Десятисловия в дружбу Свою и в согласие с ближним: это, конечно, было полезно для самого человека, так как Бог ни в чем не нуждается от человека. 4. Поэтому, Писание говорить: «сии слова Господь изрек ко всему собранию сынов Израилевых на горе и ничего не прибавил» ( Втор.5:22 ); ибо Он, как я выше сказал, ни в чем не нуждался от них. И еще Моисей говорить: «и ныне Израиль, что Господь Бог твой требует от тебя, кроме того, чтобы ты боялся Господа Бога твоего, ходил во всех путях Его и любил Его, и служил Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душою твоею»? ( Втор.10:12 ). Это доставляло славу человеку восполняя то, чего у него не доставало, т. е. дружбу Божию; а Богу ничего не доставляло, ибо Бог не нуждался в любви человека. У человека же не доставало славы Божией, которой он никак не мог получить иначе, как чрез повиновение Богу. И посему опять Моисей говорить им: «избери жизнь, чтобы тебе жить и семени твоему: люби Господа Бога твоего, слушайся Его голоса и держись Его, ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» ( Втор.30:19–20 ). Приготовляя человека к этой жизни, Господь Сам изрек ко всем одинаково слова Десятисловия; и потому они остаются также и у нас, получив чрез плотское пришествие Его расширение и приращение, а не разрушение.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

3. Поэтому и Господь говорил: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» ( Мф.5:16 ). И: «смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими» ( Лк.21:34 ). И: «да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящие; и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, чтобы когда придет и постучит, отворить ему. Блажен тот раб, котораго господин, пришедши, найдет так поступающим» ( Лк.12:35–36 ). И еще: «раб знающий волю Господина своего и не делающий, бит будет много» ( Лк.12:47 ). И: «что вы зовете Меня: Господи, Господи! и не делаете того, что Я говорю?» ( Лк.6:46 ). И еще: «если же раб тот скажет в сердце своем: промедлит господин, и начнет бить слуг, есть, пить и напиваться, то придет господин его в день, в который он не ожидает, и рассечет его и подвергает его одной участи с лицемерами» ( Лк.12:45–46 ; Мф.24:48–51 ). Все это показывает, что человек имеет свободу, и что Бог внушает совет, увещевая нас к покорности и отклоняя от неповиновения Ему, но не принуждая. 4. И если кто не захочет следовать самому Евангелию, это в его власти, но не полезно ему. Ибо во власти человека не повиноваться Богу и не делать доброго, но это причиняет ему не малый вред и зло. И поэтому Павел говорит: «все возможно, но не все полезно» ( 1Кор.6:12; 10:23 ), показывая и свободу человека, почему и «возможно все», так как Бог не принуждает его, и выставляя последствие, чтобы мы не злоупотребляли свободою для прикрытия зла, ибо «это не полезно». И еще говорит: «говорите каждый своему ближнему истину.» И: «никакое гнилое слово да не исходить из уст ваших; сквернословие, пустословие и смехотворство не приличны, а напротив благодарение» ( Еф.4:25,29; 5:4 ). И: «вы были некогда тьма, а ныне свет о Господе; как чада света ходите честно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни гневу и зависти ( Рим.13:13 ). И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились именем Господа нашего» ( 1Кор.6:11 ). Если бы не в нашей власти было делать это или не делать, то какое основание имел Апостол, и еще прежде Сам Господь, давать увещание нечто делать, а от иного воздерживаться? Но поелику человек изначала имеет свободную волю, как и Бог, по подобию Коего он создан, имеет свободную волю, то всегда ему дается совет соблюдать доброе, что исполняется чрез повиновение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

48 . Осуществление этой тайны спасения еще не знакомо нам на опыте. «Ибо мы спасены в надежде» ( Рим.8:24 ). Об этом свидетельствует и Дух Святой, вдохновляющий христиан на молитву и надежду всеобщего воскресения: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. [...] Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:22–23, 26 ). Воздыхания Духа не только вспомоществуют нашим молитвам, но вбирают в себя страдания детей и взрослых, и всего творения 733 . 49 . Собор в Кьерзи (853) утверждает, что «Всемогущий Бог «хочет, чтобы все люди без исключения спаслись» (ср. 1Тим.2:4 ). То, что не все спасаются, подтверждает истину о том, что Спасение – дар Спасающего, погибель же – вина погибающих» 734 . Собор дополнительным образом подчеркивает положительное значение слов о всеобщем единстве солидарности всех в тайне Иисуса Христа и говорит: «Как нет, не было и не будет ни одного человека, природа которого не была бы воспринята Господом нашим Иисусом Христом, так нет, не было и не будет человека, за которого бы Он не пострадал; но тайной Его Страдания искуплены не все» 735 . 50 . Это христологическое убеждение находит свое выражение во всей кафолической традиции. Цитируя текст Апостола Павла, священномученик Ириней Лионский говорит о том, что Иисус вновь придет, чтобы в Себе «возглавить всё» (лат.: recapitulatio) (ср. Еф.1:10 ). Ибо всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедует Иисуса Христа Господом 736 . Тысячелетие спустя, святой Фома Аквинский, вновь ссылаясь на слова Апостола, говорит: «Христос – совершенный Посредник между Богом и людьми, ибо смертью Своей Он примирил род человеческий с Богом» 737 . 51 . Документы Второго Ватиканского Собора не только полностью воспроизводят текст Апостола Павла (ср. Lumen gentium 60; Ad gentes 7), часто ссылаются на него (ср. Lumen gentium 49), но и многократно используют наименование «Единственный Посредник Христос» (Unicus Mediator Christus) (Lumen gentium 8, 14, 62). Это ключевое обозначение христологической веры находит свое выражение и в высказываниях вероучительного авторитета Церкви после Собора: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). Это утверждение [...] обладает универсальной ценностью, ибо спасение для всех [...] может явиться только Иисусом Христом» 738 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

4. Если же кто, защищая дело иудеев, скажет, что создание храма, последовавшее по переселении в Вавилон при Зоровавеле, и возвращение народа после семидесяти лет (пленения) – это есть Новый Заветь, то пусть знает, что хотя тогда был опять построен каменный храм, – ибо еще сохранялся бывший на каменных досках Закон, – не было дано никакого Нового Завета, но пользовались данным чрез Моисея Законом до самого пришествия Господа; а с пришествием Господа Новый. Завет, дарующий мир, и животворный Закон вышел во всю землю, как сказали пророки: «ибо от Сиона выйдет Закон, и Слово Господне из Иерусалима, и изобличат многие народы, и раскуют мечи свои на орала и копья свои на серпы и не будут учиться воевать» ( Ис.2:3–4 ; Мих.4:2–3 ). Посему если бы другой Закон и Слово, исшедшее из Иерусалима, даровало такой мир народам, Его принявшим, и чрез них обличило множество людей в безрассудстве, тогда казалось бы справедливым, что пророки говорили о ком-либо другом. Но когда именно закон свободы, т. е. Слово Божие, возвещенное во всю землю вышедшими из Иерусалима Апостолами, произвело столь великое превращение, что сами (народы) мечи и военные копья переделали на орала и изменили на серпы, на мирные орудия, данные для собирания хлеба, и уже не умеют сражаться, но, получив удар, подставляют и другую щеку, то не о другом ком сказали это пророки, но о Том, Кто сие совершил. Это – Господь наш, и на Нем (оказалось) истинным сказанное; потому что Он сделал орало и принес серп, т. е. первое поселение человека, которое выразилось в создании Адама, и в последние времена собранные чрез Слово плоды, и так как Он соединял начало с концом и есть Господь обоих, то в конце показал плуг, в котором дерево соединено с железом и так очистил землю, ибо крепкое Слово, соединившись с плотью и в таком виде пригвоздившись очистило дикую землю. Вначале же Он образно представлял серп посредством Авеля, указывая на собирание праведного рода человеческого. «Ибо посмотри, – говорит Он, – как погибает праведный и никто не обращает на это внимания, и люди праведные отнимаются и никто не принимает этого к сердцу» ( Ис.7:1 ). Это именно представлялось в Авеле, предвозвещалось пророками, и совершилось на Господе и совершается также на нас, так как тело следует за Своею Главою.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010