Первое, это постоянное упоминание о. Иоанна о ст. Ново-Александровской, как о своей родине 4 . Второе, это дата перевода родителя о. Иоанна в ст. Ново-Александровскую – 16 марта (все даты здесь и далее даются по юлианскому календарю) 1868 г. 5 . Естественно предположить, что о. Иоанн, если и не родился в Ново-Александровской, то переехал в станицу будучи еще младенцем. Здесь уместно будет сообщить доступные сведения о родителе о. Иоанна. Священник Иоанн Александрович Восторгов родился в 1840 году в г. Владимире в семье профессора Владимирской Духовной Семинарии магистра Александра Восторгова. По окончании полного курса Богословских наук во Владимирской Семинарии с Аттестатом первого разряда и возведением на степень студента Иоанн Александрович «был уволен по собственному прошению в Ведомство Главного священника Кавказской Армии и октября 18 того же года назначен в новоустроенную станицу Царскую Кубанского войска к Александро-Невскому молитвенному дому. В 1863 году января 24 Преосвященным Иустином Владимирским рукоположен во священника. В 1864 году, по распоряжению Главного священника Кавказской Армии, переведен в станицу Кавказскую того же войска к Николаевской церкви. В 1868 году, марта 16 резолюцией Преосвященного Феофилакта Кавказского и указом консистории» он был переведен в ст. Ново-Александровскую 6 . Точную дату смерти его установить не удалось. Судя по существованию в описи консисториях дел за 1877 г. дела с упоминанием священника станицы Ново-Александровской Иоанна Восторгова (фактически в архиве это дело отсутствует, оно было списано вместе с огромным количеством других архивных дел, касающихся Церкви в хрущевские годы), и по тому факту, что в 1882 году о его супруге упоминается уже как о вдове, можно предположить, что кончина Иоанна Александровича наступила в период с 1877 по 1882 гг. Мы имеем возможность познакомиться с детскими впечатлениями, с образом родителя о. Иоанна, положения семьи по смерти кормильца-отца по проповедям священномученика, обращенным к прихожанам Михаило-Архангельской церкви ст. Ново-Александровской, которую он навещал много лет каждый год/особенно это наглядно, если обратиться к содержанию Полного собрания сочинений протоиерея Иоанна Восторгова /, о чем говорит вот какими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 12 (25) марта Священномученик Иоанн Плеханов Священномученик Иоанн родился 11 сентября 1879 года в деревне Филипково Переславского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Гавриила Плеханова. Окончив церковноприходскую школу, Иван в 1892 году уехал в Москву, как уезжали тогда многие подростки из разорявшихся крестьянских хозяйств. Большинство устраивалось подмастерьями; многие, попадая в развращенный быт большого города, погрязали в грехах, приобретали болезни и погибали нравственно и физически. Ивана от гибели спасли вера в Бога и благочестивые навыки, приобретенные в родительском доме. Он выучился на повара и сначала работал в ресторане Тестова на Воскресенской площади, потом в чайной; при советской власти он стал заведующим столовой, а затем пошел поваром к Патриарху Тихону. В 1920 году в Троицкой церкви на Троицком подворье Патриарх Тихон рукоположил Ивана Гавриловича во диакона к Троицкой церкви, при которой он одновременно состоял членом церковно-приходского совета. Здесь он служил до ареста Патриарха и захвата патриаршего подворья обновленцами. После освобождения Патриарха из заключения сотрудники ОГПУ с особенным тщанием стали собирать сведения о том, как относятся церковные люди к освобождению Патриарха и к его опубликованным в советской прессе заявлениям, и особенно среди круга ближайших к нему лиц. 24 июля 1923 года ОГПУ арестовало диакона Иоанна и его жену и они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. При обыске у диакона Иоанна был найден машинописный текст наставления монахам и мирянам, направленный против обновленцев, в котором говорилось, что с упадком общего благочестия в саму церковную среду проникнет много лжебратий, которые, будучи водимы своими пороками и привычкой к роскошной жизни, устроят гонение на всех желающих жить благочестиво. – Скажите, каково ваше отношение к Церкви раньше и теперь, после раскаяния Патриарха Тихона? – спросил диакона Иоанна следователь.

http://fond.ru/kalendar/332/ioann/

Прошу скорейшего утверждения этого постановления, как обязательного для всех, во избежание какой бы то ни было дальнейшей путаницы» . Растолковывая свою позицию по отношению к Русской Церкви и духовенству, Троцкий писал: «Вся стратегия наша в данный период должна быть рассчитана на раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятии ценностей из церквей. Так как вопрос острый, то и раскол на этой почве может и должен принять очень острый характер, и той части духовенства, которая выскажется за изъятие и поможет изъятию, уже возврата назад к клике патриарха Тихона не будет. Посему полагаю, что блок с этой частью попов можно временно довести до введения их в Помгол, тем более что нужно устранить какие бы то ни было подозрения и сомнения насчет того, что будто бы изъятые из церкви ценности расходуются не на нужды голодающих» . 13 марта Политбюро утвердило московскую комиссию Троцкого и приняло решение «о временном допущении “советской” части духовенства в органы Помгола в связи с изъятием ценностей из церквей» . Троцкий представил членам Политбюро инструкцию по проведению изъятия церковных ценностей, и она легла в основание всего плана изъятия. Одними из первых жертв этой кампании стали священники и миряне города Шуи и села Палех Владимирской губернии – протоиерей Павел Светозаров, священник Иоанн Рождественский, Петр Иванович Языков, Николай Малков, Авксентий Калашников, Сергей Мефодиев и Анастасия Шилова. Священномученик Павел родился в 1867 году в селе Картмазово Малиновской волости Судогодского уезда Владимирской губернии в семье диакона Михаила Ивановича Светозарова. Окончив в 1891 году Московскую Духовную академию, Павел Михайлович был назначен преподавателем Закона Божия в мужскую гимназию в городе Шуе. Он имел намерение принять монашество, но священник шуйского Воскресенского собора, протоиерей Евлампий Иванович Правдин, ставший с 1898 года настоятелем собора, предложил ему жениться на своей дочери Софии и стать священником в соборе. Павел Михайлович согласился и 24 июня 1892 года сочетался браком, а 2 августа того же года был рукоположен во священника к Воскресенскому собору.

http://fond.ru/kalendar/402/avksentiy/

Расшифрованы протоколы допроса священномученика Вениамина, митрополита Петроградского 02.08.2022 13:45:47 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ К 100-летию мученической кончины митрополита Петроградского Вениамина и с ним пострадавших, память которых Церковь отмечает 13 августа, комиссией по канонизации Санкт-Петербургской епархии впервые расшифрованы протоколы допроса владыки в ходе судебных заседаний 12, 13, 14 и 17 июня 1922 года. Расшифровка велась на основе материалов следственного дела П-89305 Архива регионального управления ФСБ. Материалы размещены в виртуальном выставочном зале Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга в разделе «Литературное наследие» . Для просмотра нужно нажать на книгу, помещенную на столе в виртуальном зале, перейти к списку публикаций и выбрать нужный файл. 100 лет назад завершился Петроградский судебный процесс по делу «Об изъятии церковных ценностей», ставший знаковым событием в истории России. Заседания суда проходили с 10 июня по 5 июля 1922 года. Были невинно осуждены 86 человек, среди них настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Михаил Союзов (1869-1922), скончавшийся через три месяца в тюремной больнице. Материалы о нем направлены в Синодальную комиссию по канонизации. По приговору суда десять человек были приговорены к расстрелу, шестеро впоследствии помилованы, а священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, преподобномученик Сергий Шеин, мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров были расстреляны. К лику святых они были причислены в 1992 году. Санкт-Петербургская митрополия / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/08/02/rasshifrov...

108 Протоиерей Евгений Амбарцумов 1917–1969 годы был настоятелем Троицкого Собора, закрытой тогда Александро-Невской Лавры, благочинным Патриарших приходов в Финляндии, настоятелем Князь-Владимирского собора в Ленинграде. 110 Всего в семье отца Глеба и матушки Лидии шестеро детей. Старший, ныне покойный, Сергий, был геологом. Отец Иоанн – второй ребенок. Матушка Александра – ныне вдова питерского священника Александра Зайцева. Отец Кирилл – настоятель храма новомучеников и исповедников Российских в Бутове. Игумения Иулиания (в миру Мария) – настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря. Младший, Василий Глебович, – врач-психиатр, доктор медицинских наук. 111 Александр Введенский (1889–1946) – с 1914 г. священник Русской Православной Церкви, с 1922 г. – один из лидеров обновленческого движения. В 1923 г. – активный участник «Второго Всероссийского Поместного Собора» (первого обновленческого), на котором подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. В том же году был «хиротонисан» в обновленческого епископа Крутицкого, викария Московской епархии. На момент хиротонии состоял в браке, впоследствии женился еще раз. Был настоятелем храма Христа Спасителя в Москве (до его закрытия в 1931 г.). С октября 1941 г. – «первоиерарх Православных Церквей в СССР». С 1943 г., после решения советской власти о ликвидации обновленчества, обновленцы массово переходили в Московский Патриархат. В 1945 г. Введенский предпринял попытку перейти в юрисдикцию Московской Патриархии, но поскольку его лжехиротония в епископа признана быть не могла, от воссоединения он отказался. 112 Священномученик иерей Владимир Амбарцумов (1892–1937). Родился в лютеранской семье. Учился в Берлине и в Московском университете на физико-математическом факультете. В студенческие годы перешел в баптизм. Активный участник христианского студенческого движе ния. В 1925 г. принял Православие. В 1927 г. – хиротонисан в иерея, с того же года – клирик Князь-Владимирского храма в Старосадском переулке. В 1929–1931 гг. – настоятель храма свт. Николая у Соломенной сторожки. Будучи не согласен с церковной политикой митрополита Сергия (Страгородского) , уволился за штат. Арестован в 1937 г. Расстрелян на Бутовском полигоне, прославлен в 2000 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слово о создании церкви Святой Богородицы Печерской, л. 221. Нач. «Бысть в земли Варяжской князь Африкан.» Слово 2-е, о еже како основана бысть церковь Печерская. Основана ж бысть божественная церковь сия Богородична в лето 6589 (1073-е), л. 225–228 об. Нач. «Во дни благоверного Князя Святослава, сына Ярославля нача здатися церковь сия.» Слово о наковании раки Преп. Феодосия Печерского , л. 229 – 234 об. Нач. «По времени неколице восхоте Георгий сын Симонов, внук Африкан оковати раку Преп. отца Феодосия.» О пришествии мастер церковных от Царяграда ко Антонио и Феодосию. – Чудо о той богоизбранной церкви Богородичне. Слово 3-е, л. 235–241 об. Нач. «Приидоша от Царяграда четыре мужа богаты вельми.» О пришествии церковных писцов ко игумену Никону от Царяграда. Слово 4-е, л. 242–246. Нач. «Приидоша от того же богохранимого Константина града ко игумену Никону писцы иконнии . " О Иоанне и Сергие – чудо изрядно. Слово 5-е, л. 246–248 об. Нач. «Быста два мужа некая от великих града того друга себе Иоанн же и Сергий.» Сказание о Святой Троице и освящение тоя церкви Божия Матери, л. 248 об. 252. Нач. «В лето 6597-е в первое лето игуменства Иоаннова.» Послание смиренного Епископа Симона Владимирского и Суждальского к Поликарпу черноризцу Печерскому, л. 232 – 262 об. Нач. «Брате сев в безмолвии, собери си ум свой.» Сказание Симона Епископа Владимирского о печерских черноризцех, иже в Киеве в лавре св. Феодосия; что ради имеша тщание и любовь к св. Антонию и Феодосию отцем Печерским, л. 262 об. 266 об. Нач. «И се ти брате скажу, что ради моего тщание и вера ко святому Антонию и Феодосию.» Месяца Марта в 28-й день слово о блаженнем Евстратии постнице, л. 267–270 об. Нач. «Некий человек прииде из Киева в печеру, хотя быти черноризец.» Месяца Декабря в 1-й день о смиреннем Никоне черноризце , л. 270 об. 275. Нач. «Другий же мних именем Никон во пленении же сый.» В той же день о св. священномученице Кукше и о Пимене постнице, л. 275 об. Нач. «Волею преминух сего блаженного и священномученика того же монастыря.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

9 (по другим сведениям 12) декабря священник Александр Крылов был по доносу арестован Вичугским РО НКВД и заключен в Кинешемскую тюрьму. Его обвинила в активной контрреволюционной агитации и проведении «контрреволюционных нелегальных сборищ церковников». 27 дек. 1937 г. тройка УНКВД по Ивановской Промышленной области приговорила Александра Ивановича Крылова к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 8 февраля 1937 г. Погребение совершено на городском кладбище Балино в безвестной могиле. В 1991 г. на кладбище установлен памятник жертвам политических репрессий. Священномученик Александр Крылов причислен к лику святых постановлением Синода РПЦ от 7 октября 2002 г. Арх.: УФСБ РФ по Владимирской обл. Д. П-4730. Л. 4-5; там же Л. 12; УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. П-5080. Л. 1. Лит.: За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографич. Справочник. Александров, 2000; Сергия, инокиня и др. «Сей есть от рода нашего»: Мат-лы к жизнеописанию сщмч. прот. Александра Крылова. Кольчугино. 2002. Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Александрович Доброхотов (1870-1938), прот., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2504080.html

Сама география выступлений проповедника росла очень быстро. 18 января 1908 г. отец Иоанн получил высочайшее поручение посетить переселенческие места в епархиях: Оренбургской, Омской, Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской, Якутской, Забайкальской, Владивостокской и Благовещенской 21 . Поездки сопровождались богослужениями, за ними неутомимый пастырь произносил проповеди, в которых находили свое отражение в свете Евангельского благовестия самые актуальные вопросы современного общества. Сохранились и опубликованы 12 его проповедей 22 . Отец Иоанн был одним из организаторов четвертого Миссионерского съезда, проходившего в Киеве 12–26 июля 1908 г., и общим собранием съезда избран председателем отдела по организации мер борьбы с социализмом, атеизмом и противо церковной литературой 23 . Сохранилась и опубликована проповедь , произнесенная им на этом собрании: «Расслабление духовное» 24 . В марте 1909 г. протоиерей Иоанн Восторгов по Высочайшему повелению снова был командирован в Сибирь и страны Дальнего Востока для обследования духовных школ и миссий и для обустройства переселенческих пунктов. Он посетил Японию, Китай и Корею, а затем через Владивосток, Хабаровск и другие города Сибири вернулся в Москву. В переселенческом пункте города Сретенска, на площади, для шести тысяч переселенцев о. Иоанн отслужил молебен, после которого произнес вдохновенную проповедь на тему «Зачем вы едете в Сибирь и что с собой несете?» 25 C 9 сентября 1909 г. прот. Иоанн – настоятель Князе-Владимирской церкви при Московском епархиальном доме. Здесь он также продолжает свою проповедническую деятельность. С 25 августа 1911 г. прот. Иоанн был причисленным к церкви Семи Вселенских Соборов, что при Святейшем Синоде. Пастырь не ограничивался служением только в этом храме, а продолжал проповедовать по разным городам России. Прот. Михаил Польский пишет: «И где только не будило душу, не проясняло патриотическое сознание слово его. В 1911 г. на праздник Святой Троицы он говорил в Иркутске, в 1912 г. тот же день в Петропавловске, на Камчатке. В июле 1912 г. проповедует в Тобольске по случаю принесения Албазинской чудотворной иконы Богоматери, в 1913 г. в июле в Омске» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Теперь страх перед террором большевиков был велик и недавние смельчаки боялись заступиться за своего пастыря, говорили, что тех, кто будет это делать, арестуют. Наконец через месяц крестьяне стали стыдиться своего предательства и написали заявление, указав, что отец Иоанн арестован по недоразумению. Две тысячи прихожан просили его освободить. Но один крестьянин-безбожник документ уничтожил. Время шло, на умы людей все больше влияла митинговая агитация, а отец Иоанн томился в застенке, страдая от холода, голода и бесчеловечного обращения. Так и не получил батюшка освобождения, несмотря на ходатайство священноначалия и новое письмо, подписанное прихожанами 12 деревень. Отец Иоанн Иванов был расстрелян в Череповецкой тюрьме через месяц после мученической кончины владыки Варсонофия и игумении Серафимы. От редакции. Порядок публикации в выпусках “Патерика” вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию материалы. Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. В данном выпуске использовано издание: Кантов Д. Житие священномученика Константина Вязниковского. Владимир: Издательский отдел Владимирского епархиального управления, 2006. Над текстом работала Е. Максимова. Из определений Священного Синода В заседании Священного Синода 7 октября 2002 года под председательством ПАТРИАРХА Слушали: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Постановили: 1. Одобрить доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Владимирской епархии: священника Константина (Тверди­слова; 1881 – 1 октября 1937), 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в святцы.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОСТОРГОВ ИВАН ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Иоанн Иоаннович Восторгов Иоанн Иоаннович Восторгов ( 1867 - 1918 ), протоиерей , священномученик Память 23 августа , в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых Родился 20 января 1867 года в селе Кирпильское Ставропольской губернии в семье священника. Отец его, священник Иоанн Восторгов , был сыном магистра богословия, профессора Владимирской духовной семинарии Александра Восторгова , мать звали Татьяной Ксенофонтовной. О рано умершем его отце вспоминали как о добром и мягком человеке, пользовавшемся большой любовью прихожан. В 1887 году окончил Ставропольскую духовную семинарию по первому разряду. 15 августа 1887 году был определен надзирателем в Ставропольское Духовное училище , а 30 сентября назначен штатным учителем русского и церковнославянского языков в то же училище. 1 августа 1889 года был рукоположен во диакона Михаило-Архангельской церкви села Кирпильское Кубанской области епископом Ставропольским Владимиром (Петровым) , а 6 августа был рукоположен в сан иерея . Большая часть жителей села Кирпильское являлась старообрядцами . На свои средства батюшка устроил в селе церковноприходскую школу, не упускал ни единой возможности проповедовать Слово Божие, открыл общество трезвости. И даже сам храм батюшке пришлось устраивать самому. В результате за год его деятельности более ста старообрядцев села воссоединились с Православной Церковью. 12 мая 1890 года был поставлен наблюдателем всех церковноприходских школ 12-го благочиннического округа Кубанской области. 15 сентября 1890 года назначен законоучителем Ставропольской мужской гимназии, а с 21 августа 1891 года - настоятелем церкви этой гимназии. 24 августа 1893 года избран членом Совета Ставропольского Епархиального женского училища на три года. 2 октября того же года он становится членом Правления Ставропольской духовной семинарии .

http://drevo-info.ru/articles/3191.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010