Но, прославляя святых и прибегая к их молитвенной помощи, мы должны сами быть добродетельными или, по крайней мере, ревновать о добродетели и чувствовать отвращение к своим порокам и грехам. А иначе святые отвратят от нас свое лицо и не будут за нас посредниками перед Богом, потому что они любят чистоту, святость и одно только доброе. Святых, просиявших благочестивой и праведной жизнью, очень много. По слову одного церковного историка, как звезды на небе просвещают все концы земли и указывают путь путешествующим и плавающим на морях, так и подвиги святых сияют и духовно просвещают и указывают путь хотящим спастись. И пусть никто не отчаивается в своем спасении, ибо примеры святых свидетельствуют, что люди всякого звании, сословия, пола при разных обстоятельствах и условиях жизни достигли вечного блаженства. Не место спасает человека, не условия, но одно только требуется — чтобы работой и жизнью нашей не нарушались требования совести и закона Божия. Из жизни святых угодников Божиих мы видим, что человека спасает вовсе не место, не тот или другой род службы и занятий. Спасают человека единственно добрая совесть и честное исполнение своих обязанностей. Кто слушается закона Божия и своей совести, тот спасется, где бы он ни был и в каких бы условиях ни жил. В житиях святых каждый найдет для себя пример, подходящий для его образа жизни, указание, каким путем надо идти ко спасению. Вот перед нами пример земледельца Филарета Милостивого, пример богатых Авраама и Иова. Бедный же пусть взирает на нищего Лазаря и древокола с острова Кипра, жившего ежедневным трудом и не имевшего даже крова и притом хвалившего Бога. Ремесленник да смотрит на швеца — святого Симеона Верхотурского, который своей иглой совершал дела милосердия и сеял слово Божие. Вот огородник Конон. Вот бродячий певец, флейтист, подвиг которого ставится наравне с подвигом великого подвижника — преподобного Пафнутия. Вот пастух Евхарист, вот кожевник Усмарь и прочие, и прочие. Вот бедная женщина, святая Тавифа, которая также своей иглой достигла праведной жизни. Вот две женщины, вся заслуга которых состояла в том, что они, будучи невестками, в семейной жизни сохраняли согласие и мир. Вот святая Нонна, спасшаяся смиренным несением своего жребия замужней женщины, и множество других примеров. Поэтому святой апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении и говорит:  Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия  ( Евр.12:1-2 ). Ему же от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

«Покланяемся мы тем, в которых почивает Бог, един Святой и во святых почивающий, как–то: Святой Богородице и всем Святым. Ибо они всевозможно уподобились Богу – и по действию собственной своей воли, и по обитанию в них Бога, и по Его содействию. Достопокланяемы они не но естеству своему, но потому, что имеют в себе Того, Который по естеству Своему достопокланяем: так как раскаленное железо не по природе своей неприкосновенно и жжет, потому, что приняло в себя огнь, коего естественное свойство есть жечь. И так мы покланяемся им потому, что Бог их прославил и соделал страшными для врагов и благодетелями для приходящих в ним с верою; покланяемся им не как богам и благодетелям по естеству своему, но как рабам и служителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу, по любви к Нему; покланяемся им потому, что Сам Царь относит к себе почтение, когда видит, что почитают любимого им человека, не как царя, но как послушного слугу и благорасположенного к нему друга». 254 5. Призывание святых «Почитая святых угодников Божбих св. церковь учит еще призывать их, то есть обращаться к ним с благопотребными приношениями, не так, конечно, как бы они были самостоятельными подателями благ, но как к таким лицам, которые, имея ближайший доступ и дерзновение к Иисусу Христу и вместе с тем будучи Его слугами в исполнении благих Его намерений касательно нас, суть таким образом ближайшие посредники между Ним и нами и могут споспешествовать нашим недостойным молитвам к Нему и наперед преклонять Его к милости своим предстательством 255 . Догмат о призывании святых основывается на Священном Писании, священном предании и бесчисленных опытах предстательства и помощи, каковую во все времена церкви оказывали верующим святые, преимущественно же Пресвятая Матерь Божья, милосердая Заступница рода христианского. Священное Писание внушает нам обязанность молиться друг за друга и придает молитвам святых великую силу пред Богом. Так, напр., св. апостол Иаков говорит: Молитесь друг за друга: много может усиленная молитва праведного ( Uak. V, 16 ). Сам Бог повелел Авимелеху просить молитв за себя Авраама, говоря: Он пророк, помолится о тебе, и ты будешь жить ( Быт. ХХ, 7 ), а также согрешившим друзьям Иова просить молитв этого праведника: Возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву, и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов. XLII, 8). Израильтяне просили молитв за себя у Самуила: И воззвал Самуил к Господу, и услышал его Господь ( 1Цap. VII, 8 – 9 ). Апостол Павел неоднократно просил молитв за себя у своих учеников ( Puм. XV, 30, 31 ; Eфec. VI, 18, 19 . Koл. IV, 3 ; 2Kop. I, 10, 11 ; Сол. V, 25).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Праведники вовеки живут, и в Господе – награда их, и попечение о них – у Вышнего. Потому они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо десницею Своею Он покроет их и мышцею Своею защитит их. Возьмет Он всеоружие – ревность Свою, и все творение сделает орудием к отмщению врагам; облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд; возьмет щит непобедимый – святость; а строгий гнев изострит, как меч, и весь мip ополчится с Ним против безумцев. Понесутся меткие стрелы молний и из облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель. И, как из каменометного орудия, полный ярости посыплется град; вознегодует на них вода морская, и реки свирепо потопят их; восстанет против них дух силы и, как вихрь, развеет их. Так опустошит всю землю беззаконие, и злодеяние ниспровергнет престолы властителей. Итак, услышьте, цари, и уразумейте; научитесь, судьи концов земли! Внемлите, обладатели множества и гордящиеся пред толпами народов: ибо от Господа дана вам власть, и сила – от Вышнего.    Прем 5:15–24; 6:1–3 На литии стихира храма. Таже самогласны святых всех. Глас 1: На литии стихира храма, и всем святым самогласны, глас 1 Веры согласием мирское торжество,/от века Богу благоугодивших,/патриархов честное и пророков сословие,/апостолов удобрение, мучеников собрание, постников похвалу,/всех святых память духовне празднуим:/молят бо ся непрестанно,/дароватися миру мирови,/и душам нашим велией милости. Веры согласием всемирное торжество/от века Богу благоугодивших:/патриархов почесть, пророков собрание,/Апостолов украшение, мучеников сонм,/подвижников похвалу, всех святых память/духовно отпразднуем,/ибо они ходатайствуют непрестанно,/да будет миру дарован мир/и душам нашим великая милость. Приидите вси вернии,/святых всех всеславную память,/во псалмех, пениих и песнех духовных восхвалим:/Крестителя Спасителева,/апостолы, пророки и мученики,/священноначальники, учители же и преподобныя,/постники и праведныя, и святых жен боголюбное состояние,/честно ублажающе, согласно возопиим:/Преблагий Христе Боже наш,/тех молитвами подаждь мир Церквам Твоим,/победы на враги христолюбивым людем,/и душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Так что же могут ответить на это православные, и как могут оправдать своё «человекопочитание»? . Во-первых, в Ис.42:8 совершенно ничего не говорится о славе святых. Прочтём этот стих полностью: «Я – Господь, это Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам ». Здесь использован обычный для Ветхого Завета приём, называемый параллелизмом , и таких мест в Библии множество. Например: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты»; «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего»; «Служите Господу с веселием; идите пред лицом Его с восклицанием» ( Пс.31:1,5; 99:2 ). В этих и других подобных местах вторая часть стиха говорит о том же, что и первая, только другими словами. Таким образом, «не дам славы Моей иному» и «не дам хвалы Моей истуканам» – одно и то же; то есть речь идёт о том, что Бог не даст славы своей истуканам, идолам – иному ложному богу . Поэтому здесь вообще нет речи о славе святых, и относить этот стих к данной теме, как постоянно это делают протестанты, совершенно нелепо. Во-вторых, о славе святых говорится в других местах Библии, но только противоположное тому, что сказано в Ис.42:8 , ибо если истуканам Бог не даст Своей славы, то Своим верным рабам Он с радостью её даёт – и вот тому библейские подтверждения. 1) " Славу , которую Ты дал Мне , Я дал им « ( Ин.17:22 )! Ясно, чёрным по белому написано, что Христос дал славу Своим рабам. 2) «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил » ( Рим.8:30 ). Если Сам Бог прославляет Своих избранных и святых людей, то тем более и мы должны их прославлять. 3) " Господь возвысил рог 188 народа Своего, славу всех святых Своих... « ( Пс.148:14 ). Так Бог возвышает и дарует святым Своим славу, как православные, или унижает и отнимает её, как протестанты? 4) Бог прямо говорит: » Я прославлю прославляющих Меня » ( 1Цар.2:30 ). 5) В 1Тим.1:17 ап. Павел говорит: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь». Но он же говорит и другое: «... слава и честь , и мир всякому , делающему доброе...» ( Рим.1:10 ). То есть Божественная слава и честь в высшем смысле принадлежит только Богу, но слава и честь есть у Бога и для Его святых, делающих добро.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Те, кто читают и образовывают свой ум учением святых отцов, «из которого составляется догматическое и нравственное предание Церкви» (святитель Игнатий Брянчанинов), утверждают веру на надёжном основании. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков» ( Еф. 2:19 ), Часть верующих на вопрос о чтении духовной литературы отвечает: «Мы люди тёмные, нам это непонятно. Мы к этому не привыкли». Евангелие написано для всех. И для мудрецов, и для простецов. Евангелие — по-русски Благая весть . Благая весть о жизни Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери, святых Апостолов. Евангелие — это проповедь Спасителя, слово Божие, правда о «Свете истинном», «который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ). Всякого человека. Впрочем, «если ты не понимаешь Слово Божие, так бесы понимают, что ты читаешь, и трепещут» («Цветник духовный»). «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему» ( Иак. 1:5 ), — советует апостол Иаков. Чтение житийной литературы не требует какой-либо подготовки, оно доступно каждому, даже ребёнку. Жития святых были излюбленным чтением русского человека в любом звании. Такое чтение позволяет увидеть отражение Божиих свойств в земных людях, укрепляет духовное мужество, даёт утешение в скорбях, помогает в житейских раздумьях. «Дивен Бог во святых Своих» ( Пс. 67:36 ). «Мы читаем духовные книги, но почти ничего не понимаем и не запоминаем», — сетуют те, кто имеет несколько более воли к доброделанию. Что же, в «Древнем патерике», где собраны рассказы о святых старцах, есть и такой. Один инок, придя к старцу, пожаловался: «Отче, я читаю Божественное Писание, но лишь только закрою книгу, уже ничего не помню. Что мне делать? Мне кажется занятие это бесполезным для моей души». Старец отвечал: «Возьми этот кувшин. Налей в него несколько воды. Поболтай. Вылей. Посмотри, есть ли в кувшине вода?» «Нет, отче», — ответил ученик. «Зато кувшин стал чище, — сказал старец. — Так и ум твой — после чтения святых слов».

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Эта великая, Церковью прославляемая, всемирная семья или, лучше сказать: всемирное христово братство , свидетельствует и о том, что при внешнем физическом рабстве можно достигать внутреннего просветления, иначе говоря: что внешнее рабство вполне совместно с внутренней свободой нравственной. Для этого нужны лишь твердость христианских убеждений, твердость характера и внутреннее благочестие. Итак, дорогие во Христе братья и сестры, приложим и мы усилие к усилию, чтобы на всех путях жизни сохранить свободу, быть свободными от грехов, от всякой скверны, да и чрез нас прославится в мире сем Имя Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя нашего и всего мира. Аминь. Неделя всех святых. Сегодня земная – воинствующая – Церковь прославляет Церковь Торжествующую, прославляем мы тех, «которых», как говорит ап. Павел, «мир был недостоин... которые верою побеждали царства, творили правду, получили обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, прогоняли полки чужих, испытывали поругания, побои, узы и темницу, были перепиливаемы, подвергались пыткам»... Нашим почитанием святых не умаляем ли мы величия Божия? О, нет! дорогие братья и сестры, мы во всем следуем учению и наставлениям Христа и Его Апостолов. Мы почитаем святых, как верных друзей и слуг Божиих. Они явили собой «храм Духа Святого» – «храм Божий» ( 1Кор. 6:11–19 ). Мы почитаем и прославляем их дела и подвиги, совершенные ими во славу Божию, совершенные силою благодати Божией, так что в с я честь, воздаваемая нами святым, относится к Богу. Прославляя святых, мы восклицаем: «Дивен Бог во святых Своих»! Да и Сам Иисус Христос, подтвердив закон: «Господу Богу покланяйся и Ему единому служи», сказал: «вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедаю вам» ( Иоан. 15: 14 ), и засвидетельствовал пред ними: «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» ( Матф. 10:40 ), показывая тем, что честь, воздаваемая слугам верным Его, относится к Нему. Посему-то, зная, что Христос есть «един (и единственный) посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:56 ), мы прославляем святых и призываем их в молитвах, как имеющих силу ходатайства от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

1. Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене. (То есть: Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня). Первою заповедью Бог повелевает умом нашим познавать Его, сердцем нашим веровать в Него, надеяться на Него и любить Его; устами нашими исповедывать Его; всем нашим существом поклоняться Ему; кроме же одного истинного Бога никого и ничто за Бога не признавать и никому и ничему Божеской почести не воздавать. Даже святых ангелов и святых людей должно почитать не тáк, кáк почитаем Бога, но только кáк служителей Божиих и молитвенников за нас пред Богом. 2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, ни послýжиши им. Второю заповедью Бог запрещает: поклоняться идолам, то есть вещественным изображениям того, что сотворено Богом, кáк на небе (солнце, луна, звёзды), тáк и на земле (звери, птицы), тáк и в водах ниже земли (рыбы, морские чудовища). Эта же заповедь указывает, как следует христианам почитать иконы, то есть изображения истинного Бога во плоти и святых Его, а именно: благоговейно взирая на иконы и вспоминая дела Божии и святых Его, изображённых на иконах, мы должны перед ними молиться Богу и святым Его; если же кто святым иконам воздаёт Божеское поклонение и надеется на их вещество, не вознося ума и сердца к тому, чтó на них изображено, тот грешит против второй заповеди и впадает в грех идолопоклонства. 3. Не вóзмеши имене Господа Бога твоего всуе. (То есть: не произноси имени Господа Бога твоего напрасно). Третья заповедь запрещает употреблять имя Божие напрасно, без всякой мысли о Боге и без благоговения, следовательно запрещает и божиться в обыкновенных разговорах. 4. Помни день субботный, еже святити его : шесть дней делай, и сотвориши в их вся дела твоя, день седьмый суббота Господу Богу твоему. Бог, сотворивший мир в шесть дней, а в седьмый день почивший от всех дел Своих, повелевает четвёртою заповедью: шесть дней в неделе трудиться и делать дела, к каким кто призван, а седьмый день употреблять на молитву, на поучение о Боге и на Богоугодные дела. Таким же образом, на основании этой заповеди, следует поступать и в другие праздники.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kratkij-mol...

А мы там, где есть все, это теряем. Жаннетта – Им выпало счастье. Госпожа Жервеза – Значит они в чем–то уподобились Иисусу. Они стали святыми святых, других святых, святых — их преемников, многих поколений других святых — их преемников. Они стали покровителями покровителей, других покровителей небесных, покровителей — их преемников, многих поколений покровителей — их преемников. Значит они в чем–то уподобились Иисусу. Иисус стал святым всех святых, покровителем всех покровителей, святым, покровителем всего христианского мира. Тем, чем Иисус стал для всех, для всего христианского мира, для них самих и для всех прочих святых, для них самих и для всех прочих христиан, для всех, кто исповедует христианскую веру, для всех, кто принадлежит к христианскому миру, для всех членов христианской Церкви; они стали в свою очередь путем организации, путем делегирования, выделения доли, раздела, передачи, распределения, подражания, подлинного уподобления Иисусу, они сами стали для своих собственных семей, для многих поколений своих собственных потомков, для многих поколений своих духовных потомков в большой христианской семье, в большой общей семье, в большой семье соборной христианской Церкви. Что–то вроде вечного перераспределения заранее осуществилось им во славу. И в собственной семье каждого из них, в его духовной семье, в каждой такой самостоятельной семье есть великие святые. В силу распределения, в силу передачи святости от одного к другому, в силу перераспределения, в силу переноса. Жаннетта – Им выпало счастье. Госпожа Жервеза – Это были Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы.  Теми именами, о которых ты так легкомысленно рассуждаешь, дитя мое, называли двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море (ибо они были рыболовы). И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В словах и записях святых и в живом дыхании их учеников и продолжателей нам открывается Церковь . В своем ничтожестве и грехе слышишь тишину ее непобедимости – нетленную и неоскудеваемую жизнь святого Тела Христова. Церковь существует в святых своих, ими наполняется, ими созидается и в них никогда не умирает, как таинственный и непорочный Богочеловеческий организм возлюбленных друзей Божиих. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющей пятна или порока или чеголибо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5, 25, 27 ). Существует только святая Церковь . Так утверждает слово Божие, и так ощущает верующее чутье. «Верующий… не смешивает (Церкви. – С. Ф.) с обществом, носящим имя христиан, ибо не всякий, говорящий «Господи, Господи», действительно принадлежит роду избранному и семени Авраамову» 34 . « Церковь есть семя Авраама» 35 . «Вы род избранный, царственное священство, народ святый» ( 1Пет. 2, 9 ). «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» ( Мф. 5, 48 ). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр. 12, 14 ). Но в слове Божием много не только призывов к достижению святости, но и утверждений ее действительного бытия в Церкви. Все апостольские послания полны обращений к живым святым или от живых святых: «Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома»… 36 «Находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе»… 37 Это нам непонятно и чуждо. Слово «святость» или «святой» слышится нами точно из давно забытого мира. Кто канонизировал этих святых? Какие синодальные комиссии расследовали и разрешили вопрос об их святости? И за какой срок? Ведь, например, для того чтобы удостовериться в святости преподобного Серафима, церковному управлению России понадобилось 70 лет 38 . Веками наше сознание привыкло воспринимать Церковь только как многокрасочный, пышный и великолепный обряд богослужения, которое так легко отстоять и после которого так легко снова войти в свои вековые дела, грехи и печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Здесь, на земле, мы просим друг друга молиться за нас. Почему же нельзя просить об этом святых Ангелов и угодников Божиих, связанных с нами любовью о Господе! «Много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ); «очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Если бы святые угодники на небе перестали молиться о живущих не земле, это значило бы, что они перестали любить людей, ибо молитва есть выражение любви. Это значило бы, что они уже не пребывают в Боге, ибо «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Но такое невозможно и предположить! А так как они желают молиться за нас, то как нам не просить их об этом? Обращаясь к ним с молитвой, мы просим их быть нашими заступниками и ходатаями пред Богом. Ведь они предстоят перед Ним, они рядом, а мы далеко, и через них мы просим Бога о милости. Мы знаем, что Святые могут помочь нам не сами по себе, а только своими молитвами за нас. Потому и молитва наша к Богу отличается от молитвы к святым угодникам. К Богу мы взываем: «помилуй...», «спаси...», а к святым: «Моли Бога о нас». Такой молитвой мы нисколько не умаляем славу Божию, как считают протестанты. Напротив, сознавая свое недостоинство, свою греховную нечистоту, мы Не дерзаем взывать прямо к Творцу, Который по нашим грехам часто не исполняет наших просьб. «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, я не слышу» ( Ис.1:15 ). Мы обращаемся к Его друзьям, надеясь на их заступничество и помощь. Таким образом, единственное искупительное ходатайство Христа за нас перед Богом не исключает, а, наоборот, предполагает молитвенное ходатайство святых Ангелов и угодников Божиих. Христос есть Ходатай, не требующий Себе других ходатаев. Святые же и на земле нуждались в Его ходатайстве и нуждаются в нем на небе. Христос – Ходатай по Своей природе, а Святые – по благодати. Они просят и молят за нас Бога не в свое имя, а во имя Христа, от Которого и получают силу. Если согласиться с протестантами, считающими, что у нас есть лишь один Ходатай и Молитвенник – Господь Иисус Христос, то как тогда понимать слова апостола Павла, который постоянно просил чад своих молиться за него: «...умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мной в молитвах за меня к Богу»? ( Рим.15:30 ; см. также Еф.6:19 ; Кол.4:3 ; Евр.13:18 ). Апостолы убеждали христиан молиться друг за друга: «носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» ( Гал.6:2 ); они и сами всегда молились за людей: «непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих...» ( Еф.1:16 ; см. также Флп.1:34 ; 2Сол.1:11 ). В Священном Писании немало и других примеров ходатайства за людей пред Богом святых Ангелов и угодников Божиих. Так пророк Захария видел Ангела, молившегося за народ иудейский ( Зах.1:12–13 ). В книге Маккавейской читаем, как святой праведник Ония молился за весь народ иудейский после своей смерти ( 2Мак.15:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010