Почему же Церковь не имеет право не только раз в 10 лет вспоминать о своих наставниках, а постоянно, каждое воскресенье, каждую службу? Кроме поминания Церковь через иконы чтит и прославляет своих святых, величайших из Ее учителей и пастырей, которых дал Ей Бог. Протестанты сразу скажут, как можно прославлять людей, ведь Бог говорил, что «...не дам славы моей иному...» (Ис. 42:8). Но говорил это Бог по отношению к другим богам: «Я -Господь, это Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». В Новом же Завете Христос сказал: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им...» (Ин. 17:22). В Пс. 148:14 также сказано, что Бог «возвысил... славу всех святых Своих...». В 1 Тим. 1:17 сказано: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь». Римлянам же Ап. Павел пишет: «...слава и честь, и мир всякому, делающему доброе...» (1:10). Но протестанты как будто не видят этих мест. Со Своими верными рабами Бог желает разделить Свою славу и божественность, и это в полной мере произойдет в конце времен. Но и сейчас о многих людях Церковь имеет свидетельство, что они уже в славе у Бога пребывают, и прославляет их так же, как когда-то народ прославлял Апостолов и всех христиан (Деян. 5:13) и не был в том винен против славы Божией. Все по Библии. Раз Христос дал славу Своим верным ученикам и святым, то Церковь их и прославляет. Прославляя святых, Церковь тем самим прославляет прежде всего Самого Бога, ту благодать Божию, которая сделала грешного человека святым. Во 2 Фес. 1:10 сказано, что Христос «...прийдет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших...». Св. Иоанн Кронштадский писал: «Изображениям святых мы поклоняемся, как изображениям славных добродетелей христианских... (а) в них - Самому Богу, в них (в святых) вселившемуся и в них действующему». 42 Т. е., в святости человека является прежде всего величие Божие. Чем больше Церковь прославляет святых, тем больше Она прославляет тем Самого Бога; слава Богу умножается, а не отнимается, как трактуют это протестанты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Слово Божие указывает нам ряд примеров, когда благочестивые люди призывали в своих молитвах имена Святых Угодников и ради них просили у Бога милости. Так праведные три отрока в своей хвалебной молитве взывали к Святым Угодникам: « Благословите, духи и души праведных Господа, пойте и превозносите Его во веки » ( Дан.3:86 ). Подобным образом и Моисей, умоляя Господа о прощении народа Израильского, призывал в молитве своей имена Святых Угодников, когда говорил: « Вспомни рабов Своих, Авраама, Исаака и Иакова; не смотря на ожесточение народа сего и на нечестие его, и на грехи его » ( Втор.9:27 ). Точно также молился и Давид, восклицая: « Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцев наших » ( 1Пар.29:18 ). Этих же Угодников поминал в молитве и праведный Азария, говоря: « Не отними от нас милости Твоей, ради Авраама, возлюбленного Твоего, ради Исаака, раба Твоего и Израиля, Святого Твоего » ( Дан.3:35 ). Если же люди призывали имена Святых в Ветхом Завете, то тем более надлежит делать это теперь, когда Святые Угодники, как прославленные Кровию Великого Агнца, имеют несравненно большее дерзновение у Престола Божия. Обращаясь к Святым с молитвами, люди, по свидетельству Слова Божия, прославляли их и ублажали. Так, Премудрый Сирах в свое книге призывает к прославлению Святых Угодников, говоря: « Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода: много славного Господь являл через них величие Свое от века » ( Сир.44:1 ). Сообразно с этим и писатель третьей книги Ездры повествует, что когда он увидел в откровении небесный сонм Святых Угодников, то « начал славить их, мужественно стоявших за имя Господне » ( 3Ездр.2:47 ). Равным образом и Святой апостол Иаков пишет: « Вот мы ублажаем тех, которые терпели » ( Иаков. 5:11 ). Таково православное учение о молитвенном призывании и почитании Св. Угодников. 4. Возражение сектантов против молитвенного призывания и почитания Святых Угодников Отвергая ходатайства за людей Святых Угодников, сектанты прежде всего говорят, будто за нас пред Богом не может быть других ходатаев, кроме Господа нашего, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

12) Сектант: Святые молятся только о наказании живущих на земле грешников: «Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Праведный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу»? (От. 6: 9–10). Объяснение православного: Приводимое сектантами место св. Писания их же самих и опровергает. Прежде всего из него сектанты должны убедиться, что святые на небе не только могут, а и действительно знают, как люди живут на земле – благочестиво или злочестиво, ибо молятся о наказании последних, т. е. злых. Затем, этим местом св. Откровения доказывается та истина, что святые на небе действительно молятся не о себе только, а и о живущих на земле. Наконец, сектанты должны согласиться, что молитва святых о наказании злых на земле есть в то же время молитва о благополучии благочестивых на ней, ибо если злые на земле будут Богом наказаны, то благочестивые перестанут терпеть от них всякое зло и притеснения и легче будут устраивать свое вечное спасение. Уничтожение, по молитвам святых, какого бы то ни было зла на земле ведет к увеличению на ней добра и правды Божией, к увеличению на земле Царства Божия, которое есть «праведность, и мир, и радость во Святом Духе“ ( Рим. 14: 17 ). Было бы крайне нечестиво и оскорбительно для Бога думать, что «друзья Его“, пребывающие в вечной любви Его, исполнены только чувства мести и не имеют в себе духа любви, что они молятся только о наказании злых и не ходатайствуют пред Богом о помиловании грешных. Это противоречило бы и здравому смыслу и всему тому, что говорится о святых в слове Божием. 13) Сектант: Мы молились бы святым да не знаем, кто из людей причислен Богом к святым до всеобщего суда над миром: «Никто не может на земле видеть Сына Моего, ни тех, которые с Ним, разве только во время дня Его“ (3 Едр. 13: 52). Объяснение православного: Здесь говорится о ветхозаветных людях, которые не могли видеть Сына Божия на земле, пока он не воплотился от св. Девы Марии (см. 1Иоан. 1: 1–4 ). Сектанты говорят, что они чтили бы святых, если бы знали, кто удостоен быть святым. Лукавые речи! Разве сектанты не читали (44–50 гл.) книгу Иисуса Сына Сирахова или 11-ой главы послания ап. Павла к Евреям, где перечислены почти все ветхозаветные святые? Разве они не считают святыми Апостолов Христовых и не могут знать из дальнейшей истории Церкви Христовой ее мучеников и святых? Конечно, читатели, могут знать и знают, но «в упорстве своем погибают, как Корей“( Иуд. 11 ст.): в необузданной гордости своей и сектантском самообольщении они считают себя такими же святыми, как и угодники Божии, «достигшие совершенства“, «первенцы Церкви написанные на небесах“ ( Евр. 12: 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1.1. Те, кто выше, всегда принимают на себя грехи и ошибки тех, кто ниже. Ибо и Апостол говорит: «Вы, сильные, должны сносить немощи бессильных» ( Рим.15:1 ). Если израильтянин, то есть мирянин, согрешит, то сам он не может снять с себя грех – ему нужен левит, ему требуется священник, вернее, он взыскует чего-то более высокого – чтобы получить прощение грехов, ему необходим первосвященник. Если же проступок совершит священник или первосвященник, он сам может очистить свой грех, но только если он не согрешил против Бога; ибо прощения такого рода грехов, как читаем мы в букве закона, добиться не так легко. 1.2. Все это мы сказали в отношении того, что сегодня читалось нам: «И сказал Господь Аарону: ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех святых» ( Чис.18:1 ). Этот отрывок можно истолковать так: «ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех святых» свидетельствует о том, что первосвященник жертвует за грех каждого и очищает того, за кого он принес жертву. При этом мне не кажется избыточным упоминание о грехах святых, ибо это слово повторяется во многих местах Писания. И потому должно спросить, как получается, что святыми названы те, чьи грехи записаны. 1.3. Некоторые думают, что как только кто-то становится святым, то больше уже не может грешить и считается безгрешным. Это не так, ибо если бы святые не грешили, то не было бы написано: «Понесете на себе грех святых». Если бы святые были без греха, Господь не сказал бы через пророка Иезекииля ангелам, посланным покарать грешников: «Начните со святых Моих 23 ». Если святые безгрешны, как же тогда они первыми претерпевают наказания за грехи? Если бы святые были без греха, в Писании не было бы сказано: «Праведный в начале слов становится своим обвинителем» ( Прит.18:17 ). Если бы святые были без греха, апостол Павел не сказал бы, когда писал римлянам: «Ради пищи не разрушай дела Божия» ( Рим.14:20 ), тем людям, которым в начале послания он написал: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» ( Рим.1:7 ). И опять же Апостол, обращаясь к коринфянам, говорит: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа» ( 1Кор.1:1 ), и немного ниже: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым» ( 1Кор.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

А Евангелие вы признаете? – Ну, конечно, и более, чем вы, православные. – В таком случае извольте читать слова Христовы: “И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им” (Ио. 17:22). А также и другие Его слова: “И кто напоит единого из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей” ( Мф.10:42 ) В чем слава святых? Ни в чем ином, как в принесении им наших молитв и творении добрых дел во имя их. Вот почему только индифферентные к религии народы, “возлюбившие нынешний век,” отвергают молитвы святым и прославление их. А там, где есть религиозный энтузиазм, он всегда связан с прославлением святых и призыванием их в помощь, не только у православных христиан, но и у еретиков, например, латинян, монофезитов, несториан; не чужды почитания святых даже и мусульмане, любящие молиться на их могилах. Однако, ни один народ, даже среди православных народов, не принимает так близко к сердцу славы угодников Божиих, как народ Русский. Он знает, что Господь Иисус Христос совершенно чужд зависти и никогда не думает о том, будто прославление святых совершается в ущерб Его славы и благоговейной любви к Нему. Что же касается до примеров обращения к святым, давно то откройте Апокалипсис: “Веселитесь небеса и обитающие на них” ( Откр.12:12 ); и еще яснее: “Веселись о сем небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш” ( Откр.18:20 ). Этих слов особенно боятся баптисты и штундисты напрасно хвалящиеся тем, будто они во всем следуют священному писанию. На самом же деле ему следуют православные, и в частности Русские люди, особенно близко к сердцу принявшие слова Христовы о прославлении Его святых угодников. Это не то, что память других народов о своих национальных героях: например, Русские люди носят в своем сердце любовь и благоговение к праведникам чужестранцам, например, к Святителю Николаю Чудотворцу, Алексию человеку Божию и другим, не знавшим даже о существовании Русского народа, и любят их, как своих неизменных друзей и покровителей. В этом смысле Русский народ совмещает в своем сердце и космополитизм и национализм. Особенно характерно его благоговение к святым мощам угодников Божиих, на поклонение которым “нет ему пути далекого.”

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

«Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на псмят» ( 2Nem. I, 13–15 ). На этом в Церкви основано молитвенное, обращение к святым. В Священном Писании находим несколько указаний для молитвы к святым. »И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела перед Бога« ( Omkp. VIII, 3, 4 ). 192. Говорит ли Священное Писание о явлениях святых с неба? Когда Иисус Христос на Кресте, «возопив громким голосом, испустил дух», то среди великих знамений, после искупительной смерти Спасителя, было и такое: «и гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Mф. XXVII, 50–53 ). 193. Творят ли чудеса святые после своего преставления? Жития святых излагают такия чудотворения, напр, святых: святителя Николая Мир-Ликийских, великомуч. Георгия, преп. Серафима Саровского . «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребающее бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и встал на ноги свои» ( 4Цap. XIII, 21 ); «. . так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Дeяh. XIX, 12 ). 194. Обещал ли Христос чудодейственную силу святым? " Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которыя творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит« ( Uoah. XIV, 12 ). 195. Может ли быть святость Церкви нарушена грешниками, со стоящими членами Церкви? Как дым над жилищами, поднимающейся из дымоходов, не может изменить воздушное пространство вокруг земли, так грехи людей не отнимают от Церкви ея святости . Согрешающие и кающиеся, и даже закореневшие в грехе, которые отсекаются от тела Церкви, не нарушают святости Церкви. 196. Что значат наименования, прилагаемыя к Церкви: Соборная, или что то же Вселенская, или что то же Кафолическая? Эти наименования указывают, что Церковь предназначена включать в себя на всей земле и во все времена людей всех состояний, верующих истинно во Христа. Призыв Церкви обращен ко всему человечеству повелением Господа апостолам : " идите, научите все народы..» ( Mф. XXVIII, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скачать epub pdf I. Экклезиология Святые Апостол Павел часто обращается к своим адресатам, называя их «святыми» ( Еф.1:1 ). Это обращение заимствовано из Ветхого Завета, где так именуется Израиль как целое. Соответственно и в посланиях Апостола Павла это имя прилагательное никогда не встречается в единственном числе, применительно к отдельному христианину. «Святые» – это святой народ Божий. Святыми ефесские христиане именуются, во-первых, в молитвах. Апостол благодарит Бога за славу, какой Он наделил Свой народ, уделив ему богатое наследство, «богатство славного наследия Его для святых» ( Еф.1:18 ). Великое преимущество быть среди святых подчеркнуто также в напоминании о языческом прошлом ефесских христиан в контрасте к их настоящему. Прежде они были бездомными странниками, чужаками для Израиля. Ныне они «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ), то есть народ Божий. Во-вторых, святыми христиане называются в увещательной части послания. Их целью является состояние нравственного совершенства, к которому их ведут поставленные Христом служители Его Слова: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых» ( Еф.4:11–12 ). Напоминание о статусе святых служит также мотивации достойного поведения: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» ( Еф.5:3 ). В-третьих, слово «святые» употребляется там, где необходимо подчеркнуть принадлежность местной христианской общины к широкому Церковному контексту. Говорится «о любви ко всем святым» ( Еф.1:15 ), о постижении «со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота…» ( Еф.3:18 ), о молитве за всех святых ( Еф.6:18 ). Церковь Само слово ekklesia используется в послании к Ефесянам очень часто. В греческом языке это слово означает «собрание», но в LXX оно переводит еврейское qahal, обозначающее народ Завета, собрание Израиля перед Господом. Хотя апостол Павел и раньше иногда использовал слово Церковь применительно к христианству в целом, Послание к Ефесянам в этом отношении сделало решающий шаг.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Возглашение вслух: Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов . Хор: аминь . Подобным образом и Чашу от плода винограднаго прияв, растворив (с водою), благодарив, благословив, освятив. Возглашение вслух: Даде святым Своим учеником и апостолом, рек : пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов . Хор: аминь . Священник продолжает слова Спасителя тайно: «Сие творите в Мое воспоминание, ибо всякий раз, когда вы едите хлеб этот и пьете Чашу эту, Мою смерть возвещаете ( 1Кор. 12: 26 ), Мое воскресение исповедуете». 2 . Возношение Святых Даров: «Так и мы, вспоминая, Господи (Отче), Его спасительные страдания, Животворящий Крест, тридневное погребение, воскресение из мертвых, восшествие на Небеса и сидение одесную Тебя Бога и Отца, и славное и страшное Его пришествие». Возглашение вслух: Твоя от Твоих, Тебе при носяще (с греческого: приносима) о всех и за вся . Хор: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся Боже наш . 3 . Освящение Святых Даров: «Поэтому (по заповеди Христа творить воспоминание о Нем), Пресвятой Владыка, и мы, грешные и недостойные рабы Твои, удостоившиеся служить перед святым Твоим жертвенником и не за праведные дела наши (ибо ничего доброго не сотворили на земле), но ради обильно Тобой излиянных на Нас милостей и щедрот Твоих, – с дерзновением приближаемся к святому Твоему жертвеннику и, предложив приношения, представляющие образ ( αντιτνα) Святого Тела и Крови Христа Твоего, Тебе молимся и к Тебе, Святой из Святых, взываем, чтобы по благословению Твоей благости пришел Дух Твой Святой на нас и на эти предлежащие Дары и чтобы Ты благословил, и освятил, и показал этот хлеб 67 самым Честным Телом Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( аминь , говорит дьякон), Чашу же эту – Честной Кровию Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( аминь , говорит дьякон), излиянную за жизнь мира и спасение ( аминь , говорит дьякон), преложив Духом Твоим Святым (аминь, аминь, аминь, говорит дьякон)».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

– Так, дорогой мой, всегда избегай всего, что Богу противно и во всем предавайся святой воле Божией, чтобы она тобой управляла. Скажи мне, молишься ли ты Пресвятой Богородице, Святым Ангелам, другим святым, Божиим угодникам, и тому святому, имя которого ты носишь? – Молюсь всегда. – Так, сын мой, всегда моли Пресвятую Богородицу, Ангелов и святых, чтобы они за тебя Бога молили. 4.6.2 Вопросы по 2-ой заповеди Божией Кающийся читает на память вторую заповедь, аесли не знает, то ее читает священник: Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им, то есть: не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им ( Исх.20:4–5 ). Священник вкратце объясняет эту заповедь и спрашивает: – Дорогой мой! В этой заповеди Бог запрещает делать идолов и кланяться им. Теперь скажи мне, считаешь ли ты идолопоклонством то, что мы кланяемся святым иконам и молимся святым? – Боже сохрани! Не считаю, ведь знаю, что ничего не может быть противно Богу из того, что Святая Церковь установила и нам передала. – Так, дорогой мой. Мы, когда перед иконами молимся, то мысли наши обращаем к тому святому, чья икона перед нами. Мы, почитая иконы, выражаем этим нашу любовь к тому лицу, которое на иконе изображено. Икону целуем с той же любовью, как целуем наших благодетелей. Кланяемся им точно так же, как Иудеи кланялись тем скрижалям, которые им Бог дал на горе Синай. Иконы представляют нам события или лица так, как если бы мы видели их своими глазами. Иконы служат как бы раскрытыми книгами для тех, кто не умеет читать и, таким образом, эти люди познают великие и спасительные дела Спасителя и святых. Мощи святых мы почитаем и пред ними склоняемся потому, что Бог их тела прославил и от тленности сохранил. Их святые мощи исцеляют всех, кто с верою к ним подходит. Они наши молитвы Богу приносят и сами за нас Богу молятся. Имеешь ли ты дома святую икону Христа, Богородицы, икону святого, имя которого носишь, и икону местного храма?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Взглянув издали на дом, блаженная Афанасия возвела очи свои к Небу и произнесла: «Господи Боже мои, Ты, рекший Авраму и Саре: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего… в землю, которую Я укажу тебе» ( Быт. 12:1 ), веди и нас в страхе Твоем, ибо и мы оставили дом свой ради имени Твоего. Молим Тебя, не затворяй нам двери Царствия Твоего». Они заплакали и ушли из своего родного города. Придя в Иерусалим и поклонившись святым местам, они встретили святых отцов и беседовали с ними много дней. Уйдя оттуда, они пришли в Мисири к известному авве Даниилу и поведали ему о своем намерении, прося привести их на путь спасения. Авва Даниил поместил Афанасию в женский Тавенисиотский монастырь, а Андроника удержал у себя. Испытав его какое-то время, он постриг его, облачив в ангельский образ. Так Андроник оставался при авве двенадцать лет, во всем оказывая ему послушание. По истечении двенадцати лет Андроник стал просить авву Даниила отпустить его в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам. Преподав благословение, тот отпустил его. Идя по дороге, преподобный Андроник сел под деревом отдохнуть от зноя, а в это время, по устроению Божию, туда пришла и его жена под видом мужа, переименованная в монаха Афанасия. Она тоже направлялась к святым местам. Когда они поприветствовали друг друга, то она узнала Андроника, а он ее нет, потому что от чрезмерных подвигов увяла ее красота, и она походила на арапа. Она спросила его: – Господин авва, куда ты идешь? Андроник отвечал: – К святым местам. – И я хочу пойти. – Хочешь пойдем вместе? Как пожелаешь, только пойдем по дороге молча, чтобы не видно было, что я иду с тобой. – Как пожелаешь, пойдем молча. Тогда Афанасия спрашивает его: – А ты не ученик ли аввы Даниила? – Да, ученик. – А тебя зовут не Андроник? – Да, я называюсь Андроником. – Молитвы старца да сопутствуют нам. – Аминь. Да будет так. Так вдвоем они пришли в Иерусалим, поклонились святым местам и молча вернулись в Александрию. Там Афанасия спросила Андроника: – Хочешь будем жить вместе в келье? – Как пожелаешь, но сначала я пойду к моему старцу – испросить разрешения и молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010