Что сказать о таких людях? Поистине заблуждаются они, не зная Писания, ни силы Божией. И чем оправдают они свою духовную слепоту? Скажут ли, что им не нужно помощи Святых, ибо они обращаются прямо к Богу; но этим они показывают лишь свою духовную гордость. И мы обращаемся к Богу, и мы молимся Ему Милосердному; но, зная в своем христианском смирении, что наши молитвы слабы и немощны, мы просим у Святых подкрепления и поддержки. Сектанты не хотят этого делать по гордости своей и тем лишают себя духовных благ, ибо, говорит Слово Божие: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» . Или станут толковать сектанты, что по словам Святого Писания «Един есть Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ). Но Христос называется единым посредником как искупитель мира, каковым действительно является Он один. Что же касается посредников молитвенных, каковыми являются св. угодники, то таковых может быть много. Вот почему св. апостол Павел и писал в послании к Коринфянам: «дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» ( 2Кор.1:11 ). Быть может сектанты начнут утверждать, что наше поклонение Святым и прославление их не угодно Богу. Но как царю земному не может быть угодно, когда люди чтут его верных и лучших слуг, ибо, почитая последних, они выражают доверие и признательность велениям царским; так Господу Богу не может быть не угодно наше почитание Святых, ибо в лице их мы чествуем Самого Бога, «дивного во Святых Своих». Знайте же это, православные христиане, и не забывайте обращаться к святым угодникам с молитвами, прославляя их за милости и небесное заступление. А прославляя святых угодников, старайтесь подражать их жизни и делам. «Поминайте наставником ваших,– завещает христианам Святой апостол Павел,– и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). О почитании святых икон В последнее время появились люди-сектанты, которые говорят, что иконы почитать не следует. Они осуждают нас, православных христиан, и утверждают, что мы неправильно поступаем, почитая св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

I 1) Сектант: Не должно покланяться ни Ангелам, ни святым, ибо поклонение им есть то же идолопоклонство, запрещенное Самим Богом, сказавшим: «Да не будет у тебя иных богов пред лицем Моим“ ( Исх. 20: 3 ). «Тогда говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему единому служи“ ( Мф. 4: 10 . 1Тим. 1: 17 ). Объяснение православного: Только по грубому невежеству своему сектанты считают почитание Ангелов и святых идолопоклонством, прилагая к ним места св. Писания, говорящие о запрещении покланяться идолам. Почитание Ангелов и святых тогда было бы идолопоклонством, когда бы мы воздавали им божеское поклонение, т. е. считали их за богов. Но ведь всякий честный и здравомыслящий сектант знает, что ни Ангелов, ни святых православные за богов не считают, а веруют «во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли“, давшего бытие и жизнь самим Ангелам и святым божиим людям, которых христиане почитают, как старших братьев в великой Божией Семье, как «друзей Божиих“, «Церкви первенцев написанных на небесах“ ( Евр. 12: 23 ). Кто не чтит «друзей Божиих“, тот оскорбляет Самого Бога: «Кто принимает вас, сказал Христос св. Апостолам, тот принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшаго Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника“ ( Мф. 10: 40–41 ). Блаженный Августин так пишет о почитании святых угодников Божиих: «наши чудеса совершает Сам Бог по молитве или при содействии мучеников... Мы своим мученикам, как богам, храмов не воздвигаем, а устрояем надгробные памятники, как умершим людям, души которых живут у Бога; и воздвигаем там алтари, на которых приносим жертвы не мученикам, а единому их и нашему Богу... Жертву приносит священник Богу, а не им, хотя приносит ее при их гробницах“ («О граде Божием“, кн. 22: гл. 10). 2) Сектант: Поклонение Ангелам и святым унижает Бога, сказавшего: «Я Господь, это – Мое имя; и не дам славы Моей иному“ (Исаии 42: 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Апостол благодарит Бога за славу, какой Он наделил Свой народ, дав ему «богатство славного наследия Его» (Еф 1. 18). Великое преимущество быть среди «святых» подчеркнуто также в напоминании о языческом прошлом ефесских христиан. Ныне они «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф 2. 19), т. е. народ Божий. «Святыми» христиане называются также в увещевательной части Послания. Их целью является нравственное совершенство, к к-рому их ведут поставленные Христом служители Его Слова: «И Он поставил одних Апостолами, других - пророками, иных - Евангелистами, иных - пастырями и учителями, к совершению святых...» (Еф 4. 11-12). Напоминание о статусе «святых» должно определить и их поведение: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф 5. 3). Наконец, слово «святые» употребляется там, где необходимо подчеркнуть принадлежность местной христ. общины полноте Церкви. Говорится «о любви ко всем святым» (Еф 1. 15), о постижении «со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота» (Еф 3. 18), о молитве за всех «святых» (Еф 6. 18). II. Церковь. Слово κκλησα используется в Е. П. достаточно часто. В греч. языке оно означает «собрание», но в LXX им переводится евр.   - народ завета , собрание Израиля перед Господом. Хотя ап. Павел и раньше иногда использовал слово «Церковь» применительно к христианству в целом, в Е. П. в этом отношении сделан решающий шаг: здесь Церковь не местная, но всегда только универсальная. Слово «Церковь» встречается в Послании 9 раз. Уже в конце молитвы благодарения подчеркивается высокое положение читателей Послания, ибо они принадлежат к Церкви, главой к-рой является Христос, поставленный над всем миром: «...все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф 1. 22). Далее говорится о роли Церкви в откровении тайны Божественного замысла о мире, «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф 3.

http://pravenc.ru/text/182055.html

В день памяти святых мучеников за веру Христову Верующее православное сердце питает особую любовь к святым мученикам Церкви Христовой. Чем привлекают к себе наши сердца святые мученики? Мы их любим за их жертвенный подвиг, за их верность Христу до смерти. Им предлагался выбор: или отречься от Христа и получить свободу и материальное благополучие, или принять пытки. И они избирали последнее. Православное верующее сердце окружает память святых мучеников особенной своей любовью и за то, что они в своем мученическом подвиге проявили всю красоту души, осуществили высшие священные добродетели христианской жизни, составляющие самую душу христианства – веру, любовь, надежду. Они шли на свой подвиг полные пламенной, убежденной веры в истинность и непреложность слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет свою душу ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» ( Мк. 8:35 ): «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, стрекусь от того и я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10:32–33 ). Эта вера настолько воодушевляла их, что они безмолвно, без стонов переносили самые тяжкие пытки и предсмертные страдания, умирая с улыбкой не покидавшей их духовной радости. Мы не только прославляем святых мучеников, как носителей высочайшего подвига и нетленной духовной красоты, – мы смотрим на них и как на наших учителей. Конечно, не в мученическом подвиге их мы можем им подражать: к этому подвигу пока никого из нас не зовет наш Господь. Но мы можем и мы должны подражать их вере, их любви, их надежде. Надо иметь крепкую и убежденную веру в истинность каждого слова нашего Спасителя, в близость к нам нашего Небесного Отца, в Его отеческую любовь к нам, в силу крестного искупительного подвига Христа Спасителя за наше вечное счастье. Такая вера всегда будет для нас источником духовной силы, источником ни с чем несравнимых радостей и светочем, ведущим нас к вечной жизни. Подражая святым мученикам, надо гореть любовью ко Христу, подобной их любви. Пусть любовь к храму Божию, любовь к нашим святым небесным друзьям, к нашей общей Небесной Матери, к Небесному Отцу никогда не угасает в наших сердцах!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Если кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу, как до закона, так под законом и благодатью досточестны пред Ним по душе и по телу или не просит молитв святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир, по церковному преданию: анафема» (Постановл. VII Всел. Собор.). 418 Бог наказывает за непочитание святых «Дети... насмехались над ним (пророком Елисеем). Он... проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» ( 4Цар.2:23–24 ). «Сошел огонь с неба и попалил двух пятидесятников... с воинами» за то, что хотели взять пророка Илию, не оказав ему должного почтения ( 4Цар.1:14 ). В апостольское время святых почитали «Вот мы ублажаем (μακαρζομεν от μακαρζω ублажаю, прославляю) тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа» ( Иак.5:11 ). «Руками же апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса... Народ прославлял их» ( Деян.5:13 ). «Вы... приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса (услуживая мне, желали, услужить Самому Христу). Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» ( Гал.4:14–15 ). Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) «Единому, премудрому Богу честь и слава» ( 1Тим.1:17 ), а не святым. 420 Тот же апостол в Послании к Римлянам ( Рим.2:10 ) говорит: «напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе: во-первых, иудею (так как иудей, исполняя закон, нес больше труда), потом и эллину». Ясно, что должные честь и слава святым не запрещаются Священным Писанием, так как не устраняют и не заменяют чести и славы, подобающих Единому Богу. Чествуя святых, мы выражаем свою любовь не только к ним, как своим совершенным братьям, но и к Богу, прославившему их ( Ин.12:26 ) и заповедавшему почитать их ( Мф.10:40–42 ). 2) «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). Православные не воздают святым божеского поклонения, не обоготворяют их, а чествуют их (почитательным поклонением), как друзей Божиих, чтут их за, то, что они святостью приблизились к Нему ( Евр.12:14 ), удостоились быть избранными сосудами благодати Божией (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

по ходатайству многих» ( 2Кор. 1:10,11 ); «ты же не проси за этот народ... и не ходатайствуй предо Мною» ( Иер. 7:16 ). Следовательно, ходатайство Господа Иисуса Христа не исключает ходатайства святых, которые силу для своих ходатайственных молитв пред Богом заимствуют от искупительной жертвы Иисуса Христа и помогают людям не своей силой, а силой того же Христа. 2) Обращение к святым унижает ходатайство Иисуса Христа. Где об этом сказано в Свящ. Писании? тогда и вообще молитвы за других тоже будут унижать ходатайство Иисуса Христа, а потому излишни (?!). В таком случае зачем в слове Божием заповедь: «молитесь друг за друга... много может усиленная молитва праведного» ( Иак. 5:16 )? Зачем Иисус Христос повелел: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44)? Зачем апостол просит молитв за себя? ( Рим. 15:30 ; Еф. 6:18,19 ; Кол. 4:3 ; Флп. 1:19 и др.). Апостол, назвавший Иисуса Христа единым Посредником, просит «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» и свидетельствует, что «это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим. 2:1–3 ). 3) Молитвы должны быть адресованы Богу, а не святым. Призывание святых не означает того, будто мы вместо Бога обращаемся за помощью к ним, а лишь то, что, сознавая свое недостоинство и нечистоту греховную (сн. Лк. 7:7 ), мы прибегаем к святым, как близким Богу, и просим их своим ходатайством пред Богом усилить нашу молитву, чтобы она была действенна ( Лк. 18:7 ; 1Петр. 3:12 ). 4) «Проклят человек, который надеется на человека» ( Иер. 17:5 »). Пророк говорит, что проклят тот человек, которого сердце удаляется от Господа и который надеется не на Господа, а на человека (сн. стих. 7). Здесь нет речи о молитвенном ходатайстве святых. Если в приведенном месте ( Иер. 17:5 ) Бог будто проклял человека, обращающегося к молитвенному ходатайству святых, то как мог пророк говорить иудеям, просившим его о молитве пред Господом: «слышу, помолюсь Господу Богу вашему, по словам вашим» (– 42:4)? Наоборот, Господь внял молитве пророка и не осудил его (стих, 7–22) за молитвенное ходатайство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

27. Великомученика и целителя Пантелеимона Прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих;/Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. Пс 67:36а, 27 Зачало 292. Аллилуия, глас 2 Стих: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится. Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Пс 91:13, 14 28. Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 3, песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 240. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б 30. Мученика Иоанна воина Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11а, 2а Зачало 116. Аллилуия, глас 4 Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:20 Август 1. Происхождение (изнесение) древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников братьев Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара Прокимен, глас 6 Спаси, Господи, народ Твой/и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня. Пс 27:9а, 1а И святым прокимен, глас 4 Святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них. Пс 15:3 Зачало 125а и святым, зачало 330. Аллилуия, глас 4 Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73:2а, 12 И святым, глас 4 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Пс 33:18 2. Перенесение мощей первомученика Стефана Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 17. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Пс 88:6

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

40:9-10). Итак, ты видишь помазуемыми святым елеем и кивот, и трапезу, и светильник при ней, и золотую кадильницу; и что всем этим прообразуется Еммануил, это уже разъяснило нам пространное слово.     П. Правда.     К. Итак, пойми воспеваемое как бы к Нему (Богу) голосом Давида: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс.44:8); пишет же и Павел: «Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого» (Евр.2:11). Но надлежит знать, что, по неукоризненному учению, Он Сам, будучи как Бог, вместе с Богом и Отцом, подателем и сораздаятелем освящения для всех других, однако же вместе с нами освящается по Своему человечеству. И это есть так называемое «уничижил» (Флп.2:7); ибо, будучи святым по естеству, как Бог, Он признается имеющим нужду в освящающем Боге. И это говорит блаженный Петр: «Иисуса, иже от Назарета, яко помаза Его Бог Духом Святым» (Деян.10:38). Итак, к человечеству относится помазание и освящение плоти, святой не по естеству, но как бы по причастию от Бога: ибо извне приходит освящение тварям и по усвоению от Бога изобилуют они благодатью. Помазуется же вместе с другими предметами и алтарь служения по закону: ибо свят и закон, призывающий к помазанию Того, Кто есть Бог по естеству, и влагающий в души слушателей ведение правды и приводящий детоводимых к начаткам благости: «начало, — сказано, — пути блага, еже творити праведная» (Притч.16 6). Пишет также негде и божественный Павел: «темже... закон свят, и заповедь свята и праведна и блага» (Рим. 12). Закон же есть святой святых, не потому что он — се, но потому что, если обратиться к духовному созерцанию образы его возвещают нам Самого Христа, истинно Святого Святых, ибо как Бог Он освящает, помазуя Своим Духом соделавшихся причастными Ему чрез веру. После речи о воздвижении и помазании святым елеем святой скинии мы скажем, если угодно, и о следовавшем за тем.     П. Конечно так.     К. Написано таким образом: «И поставил двор вокруг скинии и жертвенника и повесил завесу в воротах двора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Священник : Наш главный долг перед Священным Преданием свято и неприкосновенно хранить его содержание, подобно содержанию Священного Писания, как делали то отцы древнейших времен. Православный : Каковы признаки подлинного Предания? Священник : Признаки подлинного Предания исчислены святым Викентием Леринским, который говорит: «В... Кафолической (т.е. Вселенской. Авт.) Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все; ибо истинно и в собственном разуме кафолическое, как показывает значение и смысл наименования сего, то, что все вообще объемлет. Но это будет... тогда, когда мы последуем всеобщности, древности, согласию; а всеобщности последуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по земному шару Церковь ; а древности тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими; а согласию тогда, когда в самой древности последуем определениям и мыслям всех или по крайней мере большинства священников» 58 . Глава 5. О почитании святых и ангелов Сектант : По какой причине вы, православные, поклоняетесь ангелам и святым и считаете их посредниками вашего спасения? Ведь нет иного посредника между Богом и людьми, кроме Иисуса Христа. Этому ясно учит нас апостол: един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ). А значит, ни ангелы, ни святые не могут исходатайствовать нам у Бога спасение. Священник : Послушай, человече! Мы отнюдь не поклоняемся святым и ангелам так же, как Богу. Наше отношение к ним следует определять как почитание. Мы почитаем святых, потому что они друзья и ближние Богу, по слову Его: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам ( Ин.15:14 ). Вот и об Аврааме читаем: веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим ( Иак.2:23 ). И великий апостол Павел пишет ефесянам: Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу ( Еф.2:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Если мы любим Бога, то должны любить Его Пречистую Матерь, и друзей Его – Святых, которые всю жизнь свою посвятили на служение Ему, терпели страдание за Него, жертвовали Ему всем, и столько угодили Ему, что получили от Него дар чудотворения и в жизни своей, и по смерти. Как же возможно не прославлять Святых, когда Св. Писание говорит: «Хвалите Бога во святыне Его»» ( Пс.150:1 ); «Честь сия – всем святым Его» ( Пс.149:9 ). «Память праведника пребудет благословенна» ( Притч.10:7 ). А в Евангелии сама Преблагословенная Богородица говорит: «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:48 ). Если мы чувствуем свою греховность, своё недостоинство перед Господом, «пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы», то мы непременно должны сознавать необходимость иметь молитвенников за нас, более угодных Ему. Мы видим из Св. Писания, сколь полезна нам молитва святых. Сам Бог говорит: «Пойдите к рабу Моему Иову; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму» ( Иов.42:8 ). И Апостол пишет: «много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). Если Ап. Павел просил верных молиться за него ( 1Фес.5:25 ; Кол.4:2–4 ), и почитал это нужным для себя, то тем более для нас, грешных, необходимы молитвы святых. Ещё в Ветхом Завете мы видим, что Ангелы были всегда помощниками человекам, и что их призывали в молитве. Так Иаков, благословляя детей Иосифовых, говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» ( Быт.48:16 ). Ангел Товии говорит: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» ( Тов.12:15 ). Тогда праведное семейство, падши на землю, поклонилось вестнику небесному. И Ап. Павел пишет: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ). Как же нам не молить этих добрых помощников, этих хранителей ангелов, которых даёт нам Бог? Если Ангелы слышат молитвы верных, то уже конечно слышат нас и Св. Угодники Божии, ибо Господь сказал: «сподобившиеся достигнуть того века равны Ангелам» ( Лк.20:35–36 ). Ап. Пётр обещает верным молиться за них по кончине своей ( 2Пет.1:15 ). В Апокалипсисе Иоанн пишет: «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/otv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010