Низринутый, я готов был упасть, но Господь поддержал меня. Крепость моя и пение мое – Господь, и Он был мне спасением. Глас радости и спасения в селениях праведных: десница Господня явила силу. Десница Господня возвысила меня, десница Господня явила силу. Не умру, но жив буду и поведаю дела Господни. Научая, наказал меня Господь, смерти же не предал меня. Отворите мне врата правды: вошедши в них, я исповедаюсь Господу. Это – врата Господни: праведные войдут в них. Исповедаюсь Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением. Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла: От Господа было это, и дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный. О, Господи, спаси же! О, Господи, поспеши же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословили мы вас из дома Господня. Бог – Господь и явился нам. Соберитесь на праздник многолюдными толпами, (доходящими) до рогов жертвенника. Ты – Бог мой, и я буду славить Тебя. Ты – Бог мой, и я буду превозносить Тебя. Буду исповедаться Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением. Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его.     По 16-й кафисме, Трисвятое. Таже тропари, глас 1:    Ин мip тебе, душе, ожидает, и Судия хощет твоя обличити тайная и лютая. Не пребуди убо в здешних, но предвари вопиющи Судии: Боже, очисти мя и спаси мя.    Слава: Яко прегрешеньми многими и язвами безмерными облежимь есмь, Спасе, согрешаяй молю Твое благоутробие, Христе: врачу недугующих, посети, и исцели, и спаси мя.    И ныне: Душе моя, что нерадиво живеши ленящися? Что не печешися о злых, иже содеяла еси в житии? Потщися исправитися прежде даже дверь не заключит тебе Господь. Богородице притецы, припади и возопий: Упование ненадеемых, спаси мя, много к Тебе прегрешивша, Владычице Пречистая.    Господи, помилуй (40) и молитва:    Господи Святый, в Вышних Живый, и всевидяшим Твоим оком Призираяй на всю тварь, Тебе приклоняем выю души и телесе, и Тебе молимся, Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, словом или делом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И идя на Спасительную Страсть, Господь сказал Своим Ученикам: «Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. И Аз умолю Отца, и инаго Утешителя даст вам да будет с вами в век: Дух Истины» (Ин.14:15-17); и еще: — «Сия глаголах вам в вас сый: Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему» (Ин.14:25-26). И еще: — «Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух Истины, Иже от Отца исходить, Той свидетельствует о Мне, и наставит вас на всяку правду» (Ин.15:26). Ныне же обетование исполнилось, и сошел Дух Святый, посылаемый и даемый от Отца и Сына, и просвещающий святых Учеников и всецело божественным образом возжигающий их как светильники, лучше же сказать — явив их сверхмирными и всемирными Звездами, содержащими слово вечной жизни, чрез которых Он просветил всю вселенную. И как если кто возжет от одного светильника другой, а от другого еще третий, и передачей от одного к другому сохраняя, имеет всегда постоянный свет, так и чрез рукоположение Апостолов на их преемников, и от них, в свою очередь, на иных, и затем последующих, переданная благодать Божественного Духа протекает чрез все поколения и просвещает всех вверяющих себя духовным пастырям и учителям.    Таким образом, каждый Архиерей в свое время приходит, принося городу сию благодать и дар Божий и чрез Евангелие — просвещение Божественного Духа; отвергающие же кого-либо из них, насколько это в их власти, прерывают Божественную благодать и расторгают Божественное преемство, и себя самих отделяют от Бога и предают губительным положениям и всеразличным бедствиям, что и вы недавно по опыту познали. Но ныне обратившись к приходящему от Бога Пастырю ваших душ, если окажете послушание мне, советующему вам то, что служит к спасению, то прекрасно воистину будете праздновать годичную память пришествия Божественного Духа, Который сошел ради нашего спасения, по неизреченному человеколюбию, ради чего и вследствие чего и Единородный Сын Божий, приклонив небеса сошел и восприял от нас плоть. Потому что если бы Он Сам не восшел с плотию на небеса и не послал Духа Святого, чтобы Тот утвердил Его Учеников и пребывал с ними, и то же в отношении их преемников из рода в род и учителей Евангелия Благодати, — не была бы возвещена всем народам, и не дошла бы даже до нас, проповедь Истины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

   «Отец и Сын и Дух Святый, Всесвятая, Единосущная и Живоначальная Троица, Едино Божество и Царство, да благословит (творит крестное знамение над главами брачующихся) вас, и да подаст вам долгожитие, совершенство жизни и веры, и да исполнит вас всеми земными благами, и да сподобит вас получити обещанныя небесныя блага, молитвами Пресвятыя Богородицы и всех святых. Аминь».    «Премудрость». – «Пресвятая Богородице, спаси нас». – Хор: «Честнейшую Херувим...» – «Слава Тебе, Христе Боже...» – Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».    Священник произносит отпуст, затем бывает многолетие. Отпуст:    «Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим честен Брак показавый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых равноапостольных Константина и Елены и святаго великомученика Прокопия и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь». Глава 6. ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ (СОБОРОВАНИЕ)    Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.        (Православный катихизис) Установление Таинства Елеосвящения    Немощи телесные и душевные имеют своим происхождением человеческую греховную природу. Источник телесных болезней, согласно христианскому воззрению, заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях было дано Еве после грехопадения: «Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16).    На эту связь телесной болезни с греховностью явным образом указывает нам Сам Спаситель в Евангелии от Марка: «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо... Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:3, 5). После чего расслабленный получил исцеление.    Божественные апостолы, посланные Спасителем, «пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12-13). Точнее это Таинство раскрывается в Послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

«Отец и Сын и Дух Святый, Всесвятая, Единосущная и Живоначальная Троица, Едино Божество и Царство, да благословит (творит крестное знáмение над главами брачующихся) вас, и да подаст вам долгожитие, совершенство жизни и веры, и да исполнит вас всеми земными благами, и да сподобит вас получити обещанныя небесныя блáга, молитвами Пресвятыя Богородицы и всех святых. Аминь». «Премудрость». – «Пресвятая Богородице, спаси нас». – Хор: «Честнéйшую Херувим...» – «Слава Тебе, Христе Боже...» – Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Священник произносит отпуст, затем бывает многолетие. Отпуст: «Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим чéстен Брак показáвый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых равноапостольных Константина и Елены и святаго великомученика Прокопия и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь». Глава 6. ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ (СОБОРОВАНИЕ) Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазáнии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. (Православный катихизис) Установление Таинства Елеосвящения Немощи телесные и душевные имеют своим происхождением человеческую греховную природу. Источник телесных болезней, согласно христианскому воззрению, заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях было дано Еве после грехопадения: «Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» ( Быт. 3, 16 ). На эту связь телесной болезни с греховностью явным образом указывает нам Сам Спаситель в Евангелии от Марка: «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо... Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои» ( Мк. 2, 3, 5 ). После чего расслабленный получил исцеление. Божественные апостолы, посланные Спасителем, «пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6, 12–13 ). Точнее это Таинство раскрывается в Послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Не глаголем же на блаженнах песней, яже в Минеи, ни Апостола, ни Евангелия. Слава, и ныне: Помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем. Слава, и ныне: Помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоём. Помяни нас, Владыко, егда приидеши, во Царствии Твоем. Помяни нас, Владыка, когда придешь во Царствии Твоём. Помяни нас, Святый, егда приидеши, во Царствии Твоем. Помяни нас, Святой, когда придешь во Царствии Твоём. Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Хор небесный воспевает Тебя и взывает: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славою Твоей. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Стих: Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Хор небесный воспевает Тебя и взывает: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славою Твоей. Слава: Лик святых Ангел и Архангел со всеми Небесными силами поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Слава: Хор святых Ангелов и Архангелов со всеми небесными силами воспевает Тебя и взывает: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славою Твоей. И ныне: (Аще есть Литургия, зде не глаголем, но по И ныне, глаголем: Ослаби, остави: и прочая.) И ныне: [Если служится Литургия, Символ веры не читаем, но сразу: Отпусти, оставь, прости, Боже, согрешения наши: Исповедание Православныя веры, Перваго Собора: Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется. Престол Твой утвержден искони: Ты — от века. Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь. Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни. Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня. Часть 2 Часть 2 Затем иерей берет из рук диакона кадильницу и кадит проскомидию, трижды возглашая: " Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе " . Диакон на каждый такой возглас добавляет: " Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь " . Священнослужители совершают три поклона. Диакон говорит: " О предложенных честных Дарех Господу помолимся " . Венецианская практика вместо этого содержит просто: " Господу помолимся " . Зато иерусалимская предписывает: " О святом и священном предложении честных Даров Господу помолимся, Господи, помилуй " . Священник читает молитву предложения: " Боже, Боже наш, Небесный Хлеб... " Молитва эта одинакова в литургиях святых Златоуста и Василия; она встречается также и в литургии апостола Иакова, не будучи, впрочем, апостольского происхождения. В этой молитве иерей молится благословить это предложение и принять его в Пренебесный Жертвенник, помянуть " принесших, и ихже ради принесоша " , и сохраниться нам неосужденными при священнодействии. Священник произносит: " Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе " . Диакон: " Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови " . Священник произносит отпуст с поминовением того святого, чья литургия совершается. Иерусалимский чин указывает: " Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий " , — а в воскресный день: " И воскресый из мертвых... " Упомянутая молитва, общая теперь для обеих литургий: и святого Василия Великого, и святого Иоанна Златоуста, — в рукописях IX в. была особенностью только первой из них, тогда как литургия Златоуста имела свою особенную, а именно: " Господи Боже наш, предложивый Себе Агнца непорочна за живот мира, призри на нас, на Хлеб сей и на Чашу сию и сотвори их пречистым Телом Твоим и честною Твоею Кровию в причащение душ и телес, яко освятися и прославися всечестное и великолепое Имя Твое… " Не может не броситься в глаза явно совершительный, императивный характер этой молитвы, напоминающей скорее молитву эпиклезы, чем молитву конца проскомидии. Это показывает лишний раз, что в сознании святых отцов весь евхаристический канон и даже больше — вся Литургия, а не только какая-то одна фраза, одно слово или одна молитва имеют " тайносовершительный " характер. Дальше будет указано, что на протяжении всей Литургии можно найти несколько призываний Святого Духа, нарастающих по напряженности вложенного в них освятительного содержания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

«В день, когда по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа». Эти слова надобно соединять непосредственно с 13 – м стихом; а 14 и 15 стихи составляют свободную, объяснительную речь; потому они в русском издании и ограждаются вместительным знаком. В соединении показанные стихи надобно читать так: Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа». В день, егда судит Бог тайная человеков: это – день всеобщего суда, когда все наши дела, и явно и тайно соделанные в продолжение настоящей жизни, откроются пред лицом неба и земли, во свете лица Божия; когда Господь Иисус приидет во славе судить живых и мертвых, чтобы воздать каждому по делам его; это – тот день, о котором святый Павел в другом послании говорит: прежде времене ничтоже судите, дóндеже приидет Господ, иже во свете приведет тайная тьмы, и объявит советы сердечные: и тогда похвала будет коемуждо от Бога ( 1Кор.4:5 ). Приидет Господь и осветит сокрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога, – каждый и за самые сокровенные, добрые намерения и дела, которые прежде никому не были известны, получит похвалу, то есть достойную награду от Бога. По благовестию моему Иисусом Христом – Павел говорит как бы так: по благовествованию моему, то есть, согласно тому, как я учил о том, что в последний день Бог будет судить все, и тайные дела человеков чрез Господа нашего Иисуса Христа, который приидет на землю прославиться во святых своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству ( 2Сол.1:10 ). Братия! помните слова Апостола! «Слава и честь и мир всякому делающему доброе. Ибо нет лицеприятия у Бога». Никто не думай быть счастливым и спокойным без добрых дел, без соблюдения заповедей Божиих; никто не думай достигнуть счастья и мира или чести посредством обмана, или какими – нибудь видимыми делами, имеющими только вид благочестия, без духа его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Приемлемо ли в православии учение о земном царстве Христовом? Что говорит Евангелие о Царствии Божием? У евангелиста Матфея оно прямо называется всюду «Царствием Небесным». У евангелиста Иоанна Богослова на протяжении всего Евангелия называется «вечной жизнью». У евангелистов Марка и Луки оно названо Царствием Божиим, но с тем же смыслом: «не ищите, что вам есть или что пить..., потому что всего этого ищут люди мира сего»; «приготовляйте себе... сокровище неоскудевающее на небесах»; «не отягчайтесь заботами житейскими»; «предоставь мертвым хоронить своих мертвецов» ( Лук. 12, 29–30, 33; 21, 34; 9, 60 ). «Как было во дни Ноя: ели, пили, женились, выходили замуж...: пришел потоп и погубил всех; как было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили...: пролился с неба дождь огненный и серный и погубил всех: так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лук. 17, 27–29 ). Это слова Спасителя. На суде у Пилата «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» ( Иоан. 18, 36 ). Вот ответ на вопрос о строении земного благополучия. Христово Царство не от мира сего, хотя блаженство жизни во Христе, не только личной отдельного христианина, но и жизни христианских общин, жизни оцерковленной, начинается уже здесь, на земле, и это безчисленными примерами святых людей испытано и проверено. О.  Иоанн Кронштадтский много раз говорит о себе, о своем чувстве во время богослужения: «Где я? Я на небеси». Это чувство многих чистых душ. Здесь низведение неба на землю; но для этого нужно самим подниматься к небу, а не поворачиваться от него к земным интересам, земным планам. Евангелие зовет нас строить жизнь так, чтобы земля стала частью неба в смысле нравственном, как она является частичкой в небе в смысле физическом. Наш русский святитель Тихон Задонский подводит только общий итог всей христианской православной мысли за все века о Царствии Божием, когда пишет: «Наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа. Христиан в мире сем житие не ино что есть, как странствование и непрестанное шествие и спешение к отечеству своему, якоже глаголет апостол: «не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем». Откуду нарицаются и суть странники и пришельцы в мире сем, якоже о Аврааме и Исааке и Иакове пишется: яко странни и пришельцы быша на земли... Христианское отечество есть небо, где слава Небесного Отца, Которому они молятся: «Отче наш, Иже еси на небесех», где преславный дом Его, в котором «обители многи суть», где «град великий святый Иерусалим, имущ славу Божию»...; оком взираем «и воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе».

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси. Солнце познало закат свой. Ты простер тьму, и настала ночь. Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. Трижды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Таже ектения великая. Таже стихословие Псалтиря. Аще убо есть неделя стихословим кафизму 1ю. Аще Богородичный праздник, или святый, имеяй полиелей, поем Блажен муж: первый антифон: В субботу вечером поем кафизму 1ю всю. В Богородичные праздники и великих святых после великой ектении поем первый антифон 5 . Псалом 1: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, трижды. И на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, трижды. Псалом 1 Блажен муж, который не пошёл на совет нечестивых, и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел, но в законе Господнем – воля его, и в закон Его вникать он будет день и ночь. И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не опадёт, и во всём, что бы ни делал, преуспеет. Не так нечестивые, не так, но как прах, что сметает ветер с лица земли. Потому не восстанут нечестивые на суде, как и грешники – в совете праведных, ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Псалом 2 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию Своею смятет я. Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, трижды. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиися Нань. Аллилуиа, трижды.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vechernya...

«Если Бог за нас, кто против нас?» ( Рим.8:31 ). 7. Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. 8. Иисус Христос вчера и днесь тойже и во веки. «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки тот же». Прежде святый Павел, в этом же послании, указывал на примеры ветхозаветных подвижников веры, и на начальника веры и совершителя Иисуса, и чрез то внушал верующим во Христа Евреям пребывать постоянными и непоколебимыми в вере (гл. 11, 12); а теперь, для той же цели, завещавает им воспоминать об умерших в вере их наставниках и, взирая на доблестную кончину праведной их жизни, подражать вере и жизни их. «Поминайте наставников ваших». Под наставниками разумеет Апостол епископов, пресвитеров, или вообще настоятелей частных церквей, уже окончивших поприще земной жизни. Что говорит Апостол об умерших наставниках, а не о живых, это видно из того, что говорится о проповеди их в прошедшем времени, и при том о кончине жизни их. «Которые проповедали вам слово Божие», которые возвещали вам учение Иисуса Христа; утверждали вас в истинах веры и показывали вам, как надобно соблюдать заповеди Божии, и таким образом достигать спасения чрез истинную веру в Иисуса Христа, оправдываемую делами. «И взирая на кончину их жизни». Взирая, т.-е. воспоминая, размышляя, повторяя размышления, и какбы изучая то, на что смотрим. Кончина, т.-е., предел жизни, или смерть. Можно полагать, что Апостол указывает преимущественно на мученическую кончину, как особенное свидетельство твердой и непоколебимой веры в Иисуса Христа. Поэтому Павел особенное внимание читателей обращает на эту доблестную кончину праведной жизни наставников их. Под жизнию разумеется образ жизни по отношению к Богу, к себе и другим. «Подражайте вере их». Учитесь у них хранить веру до смерти; будьте непоколебимы в вере в Иисуса Христа среди всяких скорбей и бедствий; храните ее неизменно; не уклоняйтесь от нее ни к какому другому учению; будьте верны Господу Иисусу, хотя бы вам необходимо было умереть за Него, по примеру ваших наставников, умерших за Христа. Блаженный Феодорит говорит: «Апостол сие сказал о скончавшихся уже святых: о Стефане первомученике, Иакове, брате Иоанновом, Иакове, по прозванию, праведном. Да и другие весьма многие умерщвлены были по неистовству Иудеев. На них-то взирая, говорит Апостол, и изучая достохвальный образ их жизни, ревнуйте их вере 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010