На Бог Господь: тропарь святым, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. По 1-м стихословии седален, глас 4. Подобен: Явился еси днесь: Честную твердь церковную, яко звезды величайшия, просвещаете присно/и верныя озаряете, мученицы Божественнии, Христовы воини. Слава, и ныне, Богородичен: В кров Твой, Пречистая Дево, прибегающих, мольбу приемлеши от нас,/не престай молящи Человеколюбца спасти рабы Твоя. По 2-м стихословии седален, глас 4. Подобен: Вознесыйся на Крест: Мужественнейшим помыслом прешедше мучение, чуднии страстотерпцы,/сквозе огнь и воду проидосте/и преминусте ко спасения широте, наследие приемше – Небесное Царство,/в немже творите о нас Божественныя мольбы, мудрии великомученицы. Слава, и ныне, Богородичен: Иже благодарно воспеваем Ти от сердца и просим прилежно, Богородице,/Твоея милости, Владычице, на рабы Твоя, зовущия и глаголющия:/Пресвятая Дево, предвари и избави от враг видимых и невидимых и всякаго прещения,/Ты бо еси наше заступление. По полиелеи седален, глас 8: Ведоми бысте связани от врагов/и в темнице заключени на времена многа, верою соблюдаеми, невредни пребысте/и, отрешшеся мечи телес, святии,/Божественным желанием яве связастеся./Темже, яко светила, просияете в мире, вся просвещающе Духа благодатию,/страстотерпцы блаженнии, молите Христа Бога грехов оставление даровати/празднующим любовию святую память вашу. Слава, и ныне, Богородичен: Яко Деву и Едину в Женах, Тя, без семене рождшую Бога плотию,/вси ублажаем, роди человечестии:/Огнь бо вселися в Тя Божества,/и яко Младенца доиши Зиждителя и Господа./Тем, ангельский и человеческий род, достойно славим пресвятое рождество Твое и согласно вопием Ти:/моли Христа Бога согрешений оставление даровати/покланяющимся верою пресвятому рождеству Твоему. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Воззваша праведнии,/и Господь услыша их. Стих: Многи скорби праведным,/и от всех их избавит я Господь. Всякое дыхание: Евангелие от Матфея, зачало 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По 50-м псалме стихира, глас 6: Приидите, возрадуемся Господеви,/в память страстотерпцев, о празднолюбцы!/Приидите, воспоим,/тайно восхваляюще, страдалец Христовых,/лесть идольскую пагубе предавших/и Христа посреде судища ясно проповедавших./Темже, о всеблаженнии и многострадальнии,/не престайте молящеся о душах наших. Канон мучеником на 4, глас 4. Песнь 1 Ирмос: Моря чермную пучину/невлажными стопами/древний пешешествовав Израиль,/крестообразными Моисеовыми руками/Амаликову силу в пустыни победил есть. Добротою мучения, славнии, удобряеми/и Божественнаго света паче естества исполняеми, мученицы,/иже вашу чтущих память отонуду осияваете. Глаголы мучителя небрегоша, Божественнии мученицы,/ярость, гнев и гордыню нивочтоже вмениша/и благохвально смерть, веселящеся, претерпеша. Крепостию утвердившеся, святии, Вседержителевою,/истиною во чресла державно препоясавшеся,/воистинну лукаваго силу и коварство разрушисте. Богородичен: Силы паче естественных соделаша, Божественнии мученицы,/укрепляеми силою Твоею, Иисусе Всесильне,/Иже в нашу немощь первее от Девы оболкийся. Песнь 3 Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи:/Ты моя крепость, Господи,/и прибежище, и утверждение. Любовь ко Господу восприемше, истиннии мученицы,/о Нем радующеся, воистинну души предаша. Телесем и душам целители вас, премудрии, показа,/Иже ваше страдание и терпение Приемый. Прелесть древнюю оттрясше, твердии мученицы,/новую изволисте жизнь,/живуще о Христе паче человека. Богородичен: Дне мя Света невечерняго причастника сотвори,/Мати Божия Всечистая,/тьмы избавляющи будущия. Седален мучеником, глас 1. Подобен: Гроб Твой, Спасе: Огню чувственному не принесосте чести,/избавистеся огня геенскаго, Богоглаголивии,/огню и мукам приобщившеся, святии,/не отвергостеся Иже всех Владыки,/но, радующеся, до смерти хранити веру потщастеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, глас 8: Огнем мучения, яко злато в горниле, искушеннии,/светло искусистеся, приснопамятнии мученицы,/и явистеся злата честнейши естеством,/яко душевную доброту пресветлу показавше,/сосуд Владыце честнейший воистинну принесосте, святии, огню не послуживше./Сего ради молитеся ко Господу о всех нас,/грехов оставление даровати чтущим любовию память вашу. И ныне, Богородичен: Молитвы Своих рабов приими, Богородице,/и избави ны от всякия беды,/яко рождшая Христа, Спаса душ наших. Крестобогородичен: Иже Твое заступление стяжавше, Пречистая,/и Твоими молитвами от напастей избавляеми,/Крестом бо Сына Твоего везде сохраняеми,/по долгу Тя вси благочестно величаем. Песнь 4 Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте,/Солнце Праведное,/ста в чине своем,/достойно взывающи:/слава силе Твоей, Господи. Крепчайшим противлением доблии и стремлением неотложнии,/друзии Маккавеи явистеся,/повелевающих ярости не убоястеся, скверная ясти не изволивше. С Горними силами предстояще всеми Владеющему, мученицы доблии,/вас почитающих напастей избавите и вечнаго мучения. Нескверно дарование соблюдше всечестнаго крещения,/Твои страстотерпцы сие честнейше соделаша,/сладко смерти Твоей поревновавше. Твоей смерти мученицы доблии, Владыко Христе, подобящеся,/повешени на древе, радующеся,/души предаша Ти,– слава силе Твоей,– поюще. Богородичен: Величия Ти сотвори Владыка,/Един Сый, Владычице, силен крепостию, якоже прорекла еси,/ибо блажат Тя вси роди, Непорочная. Песнь 5 Ирмос: Ты, Господи, мой Свет,/в мир пришел еси,/Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения/верою воспевающия Тя. Чертог вменисте первый темницу, блаженнии,/тамо бо Жениху Красному, радующеся, мученицы, обручистеся,/Егоже ради уязвлени душами,/неудержимым желанием к Нему устремистеся. Красен еси, Владыко, и в след Тебе течем чистыми душами, Женише,/– троица мученик вопияше, радующеся,–/Твоею любовию, якоже зриши, связахомся и Божественным Ти рачением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В июле 1946 года мощи виленских мучеников были возвращены Церкви по ходатайству патриарха Алексия I . Неск. дней они находились в Патриаршем Богоявленском соборе, 26 июля святые мощи были доставлены самолетом из Москвы в Вильнюс, в этот день празднуется новое обретение мощей Виленских мучеников. До середины 1997 года мощи находились в пещерной церкви во имя Виленских мучеников Свято-Духовского храма, затем по благословению митр. Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) были перенесены в сам храм. В 1998 году над мощами Антония, Иоанна и Евстафия соорудили новую раку. Молитвы Тропарь, глас 4 Иже земных чести и славы отвергшеся доблии и честнии страдальцы, веры ради крепко и мужественно муки претерпесте, на смерть себе вдавше за Живот всех Владыку. Темже и Христос преславно, столпом облачным с небесе вас озари и, почестьми и венцы от Престола Славы венча, со Ангелы Тому предстояще, молите спастися душам нашим. Кондак, глас 3 Отеческую прелесть оставльше святии, приведостеся Христови, всем души усердием стасте мужемудренно до смерти, темже и взясте, победы почесть воистинну, о всех Владыку нашего непрестанно моляще. Источники Существуют проложное и пространное жития мучеников, служба (автор - некий Димитрий) и похвальное Слово (автор - ритор Великой церкви Михаил Вальсамон; греч. текст сохранился в рукописи XV в. Ватопедского монастыря на Афоне), написанные первоначально на греч. языке в связи с канонизацией мучеников в 1374 г. Греч. оригиналы проложного и пространного житий неизвестны, славянский переводы (в списках начиная с XV в.) сохранились в двух редакциях: южнославянской, более близкой к греч. оригиналу и восточнославянской, переработанной и сокращенной. Служба известна только в славянском переводе в двух редакциях - краткой (в списках XV в.) и пространной (в списках XVI-XVII вв. и в печатных Минеях). Наиболее ранний список славянского текста пространного жития (в южнославянской редакции) и службы - БАН Литвы. Ф. 19. 174. Житие мучеников в списке нач. XVI в. из Супрасльского монастыря (БАН Литвы. Ф. 19. 98) предварено синаксарными стихами. Известен также славянский перевод похвального Слова Вальсамона в двух молдавских рукописях: БАН Румынии. Слав. 164, 1438 г. и Библиотека Святейшего Синода (БСС) Румынии. III. 26, XVI в.

http://drevo-info.ru/articles/3746.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Гравюра. Святцы. 1713 г. Худож. Г.П. Тепчегорский (ГЛМ). Фрагмент Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Гравюра. Святцы. 1713 г. Худож. Г.П. Тепчегорский (ГЛМ). Фрагмент правосл., в XVII - нач. XIX в. униатский, существовал при ц. во имя Св. Троицы в Вильно. Храм был построен по инициативе вел. кнг. Иулиании Александровны († 1392), дочери тверского кн. св. Александра Михайловича , 2-й жены (с 1349) литов. вел. кн. Ольгерда , на месте казни Виленских мучеников Антония , Иоанна и Евстафия (1347). Первое упоминание об обители при ц. Св. Троицы относится к 1391 г. ( Яpaшэbiч. С. 68). По-видимому, изначально В. м. имел статус архимандритии. Настоятель обители архим. Макарий в 1495 г. в виленском кафедральном Успенском соборе был хиротонисан во митрополита Киевского. Нек-рое время спустя митр. Макарий назначил настоятеля В. м. своим наместником в Вильно, что вызвало протест священников виленских храмов. Архимандрит В. м. Зосима участвовал в Виленском Соборе , проходившем с 25 дек. 1509 по 18 янв. 1510 г. До кон. XVI в. В. м. был наиболее почитаемой в крае правосл. обителью, существовал в основном за счет великокняжеских и частных пожертвований. Первый известный вклад (деньгами, книгами и церковной утварью) сделал в 1460 г. приближенный кор. Казимира IV Ягеллончика литов. маршалок А. А. Солтан (Описание ОР БАН. СПб., 1910. Т. 1. С. 32). После кончины киевского воеводы кн. Д. И. Путятича-Друцкого его душеприказчик кн. М. Л. Глинский 29 апр. 1506 г. пожертвовал обители 10 коп грошей, в то время как на другие «на дванадцать церквей виленьских по копе грошей» (АЗР. Т. 1. 224. С. 370). 12 марта 1510 г. грамотой польск. кор. Сигизмунда I В. м. был дан в пожизненное владение вдовствующей кор. и вел. кнг. литов. Елене Иоанновне с правом избирать по своему усмотрению архимандритов. Первые крупные земельные пожалования в пользу обители (имения Свинтыники и Пурвиники в Ковенском повете и др.) сделали в 10-30-х гг. XVI в. гетман Вел. княжества Литовского и воевода Вильно кн. К. И. Острожский и кн. М. Н. Головчинский, служивший у вел. кнг. Елены Иоанновны. За победу над московскими войсками под Оршей (1514) кор. Сигизмунд I разрешил кн. Острожскому выстроить вместо деревянного каменный Троицкий храм с приделом в честь Сретения Господня. Строительство шло медленно: еще 12 нояб. 1529 г. подскарбий земский и маршалок М. Богуш Боговитинович завещал «на будованье у Вильни светлое Троицы» 200 коп грошей (АЮЗР. Т. 1. 91. С. 76).

http://pravenc.ru/text/158630.html

Засим поставляю в обязанность монастырю, при продолжающихся ныне работах в под-алтарном склепе, устроить для меня гроб под ракой святых Виленских мучеников, по данным мною указаниям архитектору, и на гробе сем положить сказанную выше памятную чугунную доску – да лучшая надежда христиан, блаженное упокоение, предстоит всегда памяти и взорам нашим грешным! 75. Список с рапорта Св. Синоду, от 26 октября 1850 года за 3352, с просьбою о разрешении на устройство церкви в пещере, где почивают мощи св. Виленских мучеников Пятьсот уже миную лет как пострадали за веру Христову в городе Вильне первые Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий. Церковь Православная празднует их память в 14-й день апреля, и под сим же днём помещены их жития в Четьи-Минеи. Нетленные мощи сих угодников Божиих сохранились в под-алтарном склепе церкви Виленского Святодухова монастыря и были освидетельствованы Святейшим Синодом в 1826 году, посредством преосвященных Минского Анатолия и Черниговского Лаврентия. Между тем, к мощам сим оказывали и оказывают большое благоговение не только Православные, но и Римляне, не только местные жители, но и отдалённые, прибегая к ним в чаянии получить облегчение в скорбях и немощах. Вход в под-алтарный склеп, где почивают мощи святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, находился доныне пред самыми царскими вратами, так что затруднялось самое богослужение; да притом оный был весьма неудобен для спуска, по крутизне лестницы. Желая устранить это неудобство, я отчасти собственными, а отчасти монастырскими средствами, соорудил в склеп, прошлым летом, новый удобный и благовидный вход, подальше от царских врат, и самый склеп устроил поприличнее, как донесено мною Св. Синоду, от 10 сего октября за 9858, и как значится на прилагаемом при сем плане под 1. Эта святыня, сохранившаяся как бы чудом, заслуживает полного внимания Православной Церкви. Может быть, в бедственные прошлые времена, из стольких бывших в Вильне церквей один только Святодухов монастырь устоял непоколебимо в Православии потому единственно, что самым делом основан на святых мучениках. С другой стороны, это есть видимая точка соединения здешней страны с общею Православною Церковью, и напоминовение всякому русскому сердцу, что эта страна издревле не чужда России и Православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

«Священный пост на языческом пиру» литовская драма XVIII века о трех виленских мучениках Три виленских мученика: Антоний, Иоанн и Евстафий В отличие от католичества православное вероучение не навязывалось средневековым литовцам насилием и принуждением. Поэтому в качестве Небесных заступников Литвы православные и католики почитают мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, казненных язычниками в Вильнюсе около 1347 года (память 14/27 апреля). По приказу великого князя Ольгерда трое литовцев, служивших в княжеской дружине и принадлежавших к Русской Православной Церкви, были повешены на дубе за отказ есть мясо на пиру во время поста. Предания о трех мучениках легли в основу драмы «Священный пост», поставленной в 1732 году студентами Виленского университета. Историк Дариус Баронас, опубликовавший латинский оригинал с параллельным литовским переводом, отмечает, что по мнению большинства исследователей автором драмы был иезуит Ян Иосиф Обронпальский (Darius Baronas, Trys Vilniaus kankiniai: istorija ir gyvenimas, Vilnius: Aidai, 2000). Драма входит в ряд популярных в XVII–XVIII веках студенческих спектаклей о борьбе литовцев с Тевтонским орденом крестоносцев. В причудливом сюжете церковные агиографические сведения о трех мучениках переплетаются с драматургическими клише в стиле барокко, историческими фактами и народными легендами. Рыцарь Тевтонского ордена Упомянутое в драме представление о том, что западного рыцаря трудно победить обычным оружием, встречается в хрониках крестовых походов XIII–XIV веков. Например, в «Хронике земли Прусской» католический священник Петр из Дусбурга вкладывает миф о непобедимости Тевтонского ордена в уста прибалтийского старейшины, посетившего замок крестоносцев и впервые увидевшего рыцарей без доспехов: «Знайте, что братья-рыцари – такие же люди, как и мы; у них широкие и мягкие животы, такие как вы видите и у нас; оружием, пищей и прочим они довольно сходны с нами, но вот чем они отличаются от нас: есть у них в обычае одно дело, которое, несомненно, погубит нас. Они еженощно встают с ложа своего и сходятся в молельне, и много раз днем, и выражают почтение Богу своему, чего мы не делаем. Вот почему в войне они, безо всякого сомнения, одолеют нас». А поскольку он посетил крестоносцев во время поста и видел, что они едят капусту, которую прибалты тогда не знали, добавил: «А также едят они траву, словно боевые кони и мулы; кто же сможет дать отпор тем, кто в поле без труда находят пищу себе?» (Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М.: Ладомир, 1997, с. 84).

http://pravoslavie.ru/185.html

После пожара Вильны в 1741 икона была перенесена в Терезинский монастырь, а в 1744 снова помещена над воротами. В XIX в. из-за нее произошел спор между базилианами и кармелитами, и папа присудил икону последним. Празднование совершается 25 марта, 14 апр. и 26 дек. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий († 1347). Антоний и Иоанн, до св. крещения носившие имена Нежило и Кумец, были родными братьями и служили при дворе Ольгерда, литовского князя. В XIV в. литовские князья еще были язычниками, и, хотя Ольгерд принял христианство, женившись на русской княжне, сделал он это из политических расчетов, желая завладеть соседним княжеством. После смерти жены он вернулся в язычество. Были первоначально язычниками и братья Кумец и Нежило, которые, приняв Православие, стали вести истинно христианскую жизнь. Языческие жрецы, заметив это, донесли о них князю. Братья были заключены в темницу, но долгое их там пребывание не поколебало веры. Тогда, после тяжких истязаний, св. Антоний был повешен на дубе. Через 10 дней тот же мученический венец и на том же древе принял и св. Иоанн. Пораженный твердостью веры святых, их родственник Круглец уверовал во Христа и принял святое крещение с именем Евстафий: по приказанию князя он был повешен на том же дубе и принял жестокие муки за веру Христову. Мощи св. мучеников были бережно сохранены христианами, но в конце XVI в., когда православные в Литве подвергались притеснениям от униатов, чтобы последние не захватили мощи мучеников, они были спрятаны в церкви Свято-Духовского монастыря. С течением времени место их нахождения было забыто. И только в 1814, когда Литва была уже присоединена к Российской империи, состоялось новое обретение св. мощей. Память мчч. Антонию, Иоанну и Евстафию Литовским отмечается 14/27 апр. Вилы Ручное сельскохозяйственное орудие, использовавшееся при работе с навозом, при сушке и метании сена в стога, при уборке снопов на возы, при посадке их в овин, при складывании соломы и мякины в ометы – кучи. Вилы использовали также в огородничестве при разрыхлении земли, уборке овощей и картофеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18–20. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий 103 (по народным Литовским именам: Кумец, Нежило и Круглец), пострадавшие за христианскую веру при Ольгерде в 1347-м году. Составитель так называемой Густинской летописи, которая оканчивается 1597-м и по времени составления относится к первой половине XVII столетия, Сильвестр Коссов в своем Noльckoм Pamericon’e, напечатанном в 1635-м году и униатский писатель Ян Дубович в coчuhehuu: Hierarehia abo oZwierchnosci w cerki bozej, напечатанном в 1644-м году, утверждают, что празднование мученикам установил св. митрополит Алексий 104 , причем первый говорит, что митрополит сделал это с благословения патриарха Филофея, а последний назначает временем установления 1364-й год 105 . Очень может быть, что указанные свидетели говорят и совершенную правду, но так как они суть очень поздние свидетели, то и нельзя положиться на них с полною уверенностью. Несомненно, что почитание памяти мучеников в Вильне, здешними христианами, началось с самого времени их страдания, ибо, по свидетельству их жития, спустя немногие после него годы и еще при самом Ольгерде († 1377) и с его дозволения христиане построили на месте страдания церковь великую, в которой положили некую часть от мощей святых мучеников, погребенных у Виленской церкви св. Николая (построили церковь в честь св. Троицы, при которой образовался потом известный Виленский Троицкий монастырь. Что касается до Ольгерда, то, осудив на смерть Антония, Иоанна и Евстафия, как своих придворных, которые не хотели держаться одной с ним языческой веры и соблюдать языческих обычаев, вообще он отличался совершенной терпимостью к христианству, имев двух, одну за другою, жен христианок, дозволив крестить в христианство своих сыновей и наконец сам умерши христианином и даже монахом-схимником). А относительно установления празднования мученикам как святым можем сказать, что имена их стоят в месяцесловах некоторых богослужебных книг XV века 106 . Память празднуется 14-го Апреля, которое не составляет дня страдания ни одного из мучеников (пострадавших: Антоний 14-го Января, Иоанн 23-го Апреля, Евстафий 13-го Декабря), и относится к какому-либо событию из истории их мощей или же есть простая, происшедшая вследствие чего-либо, ошибка 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мученик Крискент происходил из г. Мир Ликийских. За веру был сожжен язычниками. Мученица Фомаида пострадала в Александрии. Вступив в супружество, жила благочестиво в доме отца своего мужа, или свекра. Свекор воспылал страстью к своей невестке, и вот однажды, в отсутствие ее мужа, стал принуждать ее к греху. Сватая не соглашалась, и свекор поразил ее мечом. Но тут же сам ослеп и не мог спастись от суда. Тело мученицы было погребено на кладбище женского монастыря, и скоро она прославила себя чудом помощи в борьбе с плотской страстью. Так явилась она иноку, молившемуся ей о помощи, и благословила его, и страсть оставила инока. Жила св. мученица в V веке.   14-е число Св. Мартин Исповедник был папой в Риме. Родился в тосканском городе Тоди от знаменитых родителей и получил высокое образование. Сердце его более полюбило служение Богу, чем миру, и он поступил в церковный клир в Риме и скоро поставлен был в пресвитера, а затем избран был и в папы. Св. Мартину пришлось быть архипастырем в то время, когда в большой силе была так называемая монофелитская ересь. Ею заражены были даже сам император Констант с двором и константинопольский патриарх. Эта ересь осуждена была на IV Вселенском Соборе. Монофелиты учили, что в Господе И. Христе хоть и два естества, Божеское и человеческое, но воля одна, только Божественная. Император требовал, чтобы и Мартин принял еретическое учение; но так как он не соглашался, то и пришлось ему потерпеть за это и лишение сана, и ссылку с голодом и разными лишениями. «Знайте, что если вы раздробите меня на части, все-таки я не изменю православному учению», – говорил он своим истязателям и скончался в заточении в Херсонесе Таврическом в 655 г. Там был и погребен. При гробе его совершилось много чудес. Впоследствии мощи его перенесены были в Константинополь, а потом и в Рим, где и почивают доныне в церкви св. Мартина Турского (память 12 октября). Мученики литовские: Антоний, Иоанн и Евстафий до принятия крещения назывались Межило, Кумец и Круглец. Они были любимыми слугами отступившего от веры Христовой литовского князя Ольгерда, им были и замучены. Антоний и Иоанн были родными братьями, а Евстафий – их родственник. Иоанн отрекся было от веры из-за мучений, но голос совести и обличения брата снова возвратили его в вере. Он торжественно объявил себя христианином. Тогда, после разных мучений, они все трое повешены были на дубе. Это было в 1347 г. Мощи сих святых почивают в виленском Троицком соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010