При гробе его совершалось много чудес. Впоследствии мощи святого Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим, где покоятся в храме во имя святого Мартина. Святых мученик Антония, Иоанна и Евстафия, в Вильне пострадавших НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Яко добля: Веры предборителие,/благочестия поборницы,/Церкве звезды многосветлыя,/льсти тьму умаливше благодатию/и свет истиннаго Богопознания светяще,/восхваляем вас священными песньми,/Божественнии и мудрии страдальцы/Антоние, Иоанне и Евстафие. Небеса, поведающа Божия таинства/и славу всем возвещающа,/мученицы Божественнии бысте,/ибо вещание подвигов и веры вашея/во вся концы Православныя Церкве изыде./Темже вся Церковь почитает страдания ваша,/яже подъясте доблественне о Христе, приснославнии. Лыстом 13 твоим сокрушенным и костем,/приснопамятне Евстафие,/и бедрам твоим, паче естества сотренным,/и носу и ушию урезанным/радовался еси, всеблаженне,/змиеву главу идолослужения отсекая./Сего ради подвигоположник Христос Бог/венец победный дарова тебе. Православно уверовавше в Троицу Пребожественную,/научени пресвитером Нестором,/просветистеся Духом Святым, прехвальнии,/и, на миродержца ополчившеся,/козни его мужески победисте,/пособием Божиим на него подвигшеся./Тем днесь пресветлую вашу память совершающе,/по долгу хвалами ваше почитаем страдание. Ранам предавшеся и мукам, святии,/непреклонна премудростию пребысте,/яко свещи, разжегшеся теплотою духовною,/просвещаете сердца верных благодатию/и отгоняете всяк недуг и всяку скорбь./Темже всяческий род и возраст/празднует вашу святую память,/песньми славяще Господа. Светлостию, мученицы, чудес ваших/всю просветисте тварь,/отгоняюще мглу страстей и скорбей,/бесовских наваждений и болезней/от притекающих к вам со слезами/и верою просящих вашего заступления,/доблии страдальцы Спасовы/Антоние, Иоанне и Евстафие./Темже верою святое и светоносное/ваше совершаем торжество. Слава, глас 6: Церковь днесь празднует светло,/в нову одежду одеявшися,/яко порфирою и виссом,/кровию и страданием новых страстотерпец:/сии бо, в благочестии воспитавшеся,/жертву непорочну, приятну и благоугодну/принесоша Ти, Христе./Темже, Спасе наш, Боже,/сих победители беззаконных показавый,/венчавый и прославивый,/низпосли нам тех молитвами велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Князь Ольгерд В пьесе обозначены и другие темы, характерные для литовской истории и фольклора: крестоносцы сознательно уничтожают посевы, что приводит к массовой гибели мирного населения от голода; боги и люди требуют отмщения; пленных врагов приносят в жертву идолам; никто не узнает Кейстута, переодетого в орденский белый плащ с черным крестом. Сцена обретения Антонием, Иоанном и Евстафием частиц мощей святых также отражает события XIII-XIV веков: среди военных трофеев, захваченных крестоносцами в Святой Земле и Византии, особую ценность представляли чудотворные реликвии и святыни Православной Церкви. История Православия в Литве является неотделимой частью истории Русской Православной Церкви. Обличая насилие и нетерпимость, злодеяния Тевтонского ордена и языческие суеверия, Церковь устами благоверного князя Александра Невского учила, что «не в силе Бог, а в правде». О духовной связи виленских мучеников со Святой Русью свидетельствует тот факт, что в 1364 году Константинопольский Патриарх Филофей прислал преподобному Сергию Радонежскому крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия. Древнейшее изображение литовских святых вышито на большом саккосе Московского Митрополита Фотия (1414–1417) между державными парами Византийской империи и Великого княжества Московского. В 1915–1946 годах честные мощи Небесных покровителей Литвы пребывали в Москве. Ниже впервые на русском языке публикуется текст драмы «Священный пост». Особая благодарность Инге Дейдюле, Литва, за помощь в подготовке публикации. Священный пост на языческом пиру, перенесенный святыми мучениками Иоанном, Антонием и Евстафием вплоть до скончания жизни за столами после трехдневного пощения, поставлено на сцене светлейшей, славной и великолепной молодёжью Виленской Академии " Общества Иисуса " в год Господа 1732-й Краткое содержание Святые мученики Иоанн, Антоний и Евстафий, дружинники Ольгерда, Великого Князя Литовского, благородные литовцы, за усердие к вере христианской, а именно потому, что отказались в установленные дни вкушать запретную пищу, по приказу Ольгерда были казнены через повешение в Вильно, в год 1328 по Р.Х. Там же были и похоронены в храме Святой Троицы греко-русского обряда (Священник Альберт Коялович, " Сборник сведений касательно положения Церкви в Великом Княжестве Литовском " ).

http://pravoslavie.ru/185.html

На холме, где пострадали святые мученики, был впоследствии воздвигнут храм. Троица честных страстотерпцев прославила Истинного Бога во Святой Троице поклоняемого, Отца и Сына и Святого Духа - поэтому храм был освящен во Имя Пресвятой Троицы. Престол храма был утвержден на основании священного дуба, на котором приняли смерть мученики. Вскоре были обретены их нетленные мощи. Уже в 1364 году Константинопольский Патриарх Филомен (1354-1355; 1362-1376) прислал преподобному Сергию Радонежскому († 1392, память 25 сентября) крест с мощами святых мучеников. Церковь установила праздновать память всех трех мучеников в один день, 14 апреля. Подвиг святых мучеников имел громадное значение для всего западного края. Виленский монастырь во Имя Пресвятой Троицы, в котором хранятся святые мощи, стал оплотом Православия и мира в том крае. В 1915 году, при наступлении немцев, эти святыни как самые драгоценные в Прибалтийском крае были взяты в сердце России - Москву. В памяти верующих Вильнюса и по сей день живут грустные воспоминания о прощании со святыми мучениками и радостные - о торжественной встрече мощей святых страстотерпцев в 1946 году в Виленском Свято-Духовом монастыре. Дата их возвращения - 13(26) июля - с тех пор ежегодно торжественно отмечается в монастыре. Иконописный подлинник Русь. XVII. Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Русь. XVI. Минея годовая (мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий). Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 14 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Россия. 1814. Руссие святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год. Лист 8. Музей СпбДА, табл. 63. Ретушировано. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов.

http://patriarchia.ru/db/text/907694.htm...

Разумна ли эта ревность твоя? Не оскорбим ли мы с тобой этими словопрениями Господа и Главу Церкви? Ей, брате! Возлюбим друг друга, да едиными усты и единым сердцем во Святой Церкви исповемы Троицу Единосущную и Нераздельную. Ей же буди слава во веки веков. Аминь. 556. Небесные заступники края Литовского Православная Литва – родная, хотя и младшая сестра Православной Русской Земли, и напрасно усердные слуги папы Римского стараются всех уверить, будто в Литовской земле от времен древних была проповедана вера латинская: святые мученики Виленские, Антоний, Иоанн и Евстафий, доселе нетленно почивающие в Вильно, в Свято-Духовом монастыре, явно обличают эту ложь, свидетельствуя, что на Литве святая вера православная древнее всяких латинских заблуждений. Они пострадали за нее еще тогда, когда в Литовской земле и помину не было о латинских проповедниках, а Православие уже распространялось, и сам Литовский князь был крещен в веру православную, только изменил он этой вере святой и снова стал идолопоклонником. До Святого Крещения Антония звали Межило, а Иоанна – Кумец; они были родные братья и служили в числе любимых придворных князя Ольгерда. Языческие жрецы заметили, что Кумец и Межило не являются в храм идола Перкуна для принесения жертв огню и соблюдают пост в известные дни. Могли ли они стерпеть такую обиду для старой веры? И от кого же? От таких знатных придворных людей, какими были Кумец и Межило!.. И вот, по их жалобе, Ольгерд приказал бросить братьев в темницу. Целый год томились святые мученики в сырой и мрачной тюрьме; ни ласки, ни угрозы жрецов на них не действовали. Но через год старший брат поколебался: он послал сказать князю, что подчиняется его воле, и Ольгерд велел освободить обоих братьев из темницы. Антоний по-прежнему открыто признавал себя христианином и брата уговаривал не притворяться. Это до крайности раздражило жрецов; они предложили князю испытать обоих братьев. В постный день им приказали быть при столе князя. Иоанн не посмел отказаться от мясной пищи, а Антоний смело объявил, что он, как христианин, не нарушит святого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Их воодушевляла вера в Небесного Отца, их согревала в их подвиге любовь к Небесному Отцу. Во имя этой всезахватывающей любви они отказывались от всех земных радостей и не жалели своих молодых жизней. Святых мучеников согревала любовь ко Христу и укрепляла надежда надежда на милосердие Небесного Отца, Который их мученический подвиг примет как искупительную жертву за все вольные и невольные согрешения, надежда на то, что мученическая кровь омоет их как бы водой крещения. Некоторые святые мученики подходили к мученическому венцу после греховной жизни, как, например, мученик Вонифатий, и эта надежда на искупительную силу их смерти окрыляла их. Но и те, кто приносил в жертву свою чистую душу, нуждались в этой же надежде на милосердие Божие. Ведь чем светлее вода, тем заметнее в ней даже самые малые пылинки. Когда луч солнечного света падает в комнату сквозь узкую щель, он освещает мириады пылинок, носящихся в воздухе. И чем чище сердце человека, тем больше носитель такой чистоты замечает в себе всякие греховные пятна. Чем выше подымается человек по ступеням духовной жизни, тем более он сознает себя грешником. И такие чистые души, как великомученик Пантелеймон, великомученица Варвара, юный Виленский мученик Евстафий, стоя у своего земного мученического конца и согревая свое сердце любовью к Сладчайшему Господу, укреплялись этой надеждой. Вот такими сияющими своей верой, любовью, надеждой, блистающими своим мученическим подвигом стоят перед нами святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Шестьсот лет тому назад они совершили свой мученический подвиг, умирая за Христа. Сколько бесстрашия духа, веры, терпения проявили они в своих предсмертных страданиях и во время многодневных темничных заключений, и тогда, когда Антония предавали жестоким избиениям и когда у Евстафия снимали кожу с волосами с головы, в рот вливали холодную воду, отрезали ему уши и нос, и каждого из них вели на мучительную смертную казнь! Ах! Какими недостойными и грязными в грехах своих мы сознаем себя, стоя около нетленных тел этих святых страдальцев!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

10 По определению Собора от 7 декабря 1917 г. «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете», правление делами Российской Православной Церкви «принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом», «Священный Синод состоит из Председателя-Патриарха и двенадцати членов: Киевского митрополита, как постоянного члена, шести иерархов, избираемых Поместным Собором на три года, и пяти иерархов вызываемых в особо установленном порядке по очереди на один год». «В состав Высшего Церковного Совета входят: Патриарх-Председатель и пятнадцать членов: три иерарха из Состава Священного Синода, по его избранию, и по избранию Всероссийского Поместного Собора: один монах из монастырских иноков, пять клириков и шесть мирян». «Вместе с избранием членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета Всероссийский Церковный Собор избирает и их заместителей» (См.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений: В 4 вып.: Прил. к “Деяниям» 2-е. М.: Собор. Совет, 1918 [Репринт: М., 1994]. С. 7–11). 11 По завещательному распоряжению Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 г. митрополит Кирилл (Смирнов) был назначен первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола, митрополит Агафангел (Преображенский) – вторым. В апреле 1925 г. митрополит Кирилл находился в ссылке в Зырянском крае (Коми (Зырян) АО), а митрополит Агафангел – в Нарымском крае (Томская губ.). 15 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов/Из поучений аввы Агафона. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Репринт. М., 1993. С. 33. 17 Виленские мученикиАнтоний, Иоанн и Евстафий, убитые в городе Вильно в 1347 г. при правлении Великого князя Литовского Ольгерда. Через 27 лет после кончины Виленские мученики по инициативе Патриарха Константинопольского Филофея были причислены к лику святых. На месте казни мучеников была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, в которую и поместили их тела. В XVI в. их мощи были перенесены в Свято-Духов монастырь в Вильно и помещены в предалтарной пещере; в 1826 г. они были открыты для поклонения. В 1915 г., при наступлении немцев в ходе Первой мировой войны, мощи Виленских мучеников при участии архиепископа Литовского и Виленского Тихона были перевезены в Москву, в Донской монастырь. Там их застала Октябрьская революция, и святые мощи опять стали жертвой гонений на христианство . Мощи были «арестованы» и в 1920 г. помещены в музей атеизма. 13 июля 1946 г. они вернулись в Виленский Свято-Духов монастырь, где и находятся в настоящий момент, дата их возвращения – 13 июля – с тех пор ежегодно отмечается в этом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Как мы увидели выше, Россия быстро стала привлекать церковных деятелей из Южной Европы, поскольку Восточная Римская (Византийская) империя со столицей в Константинополе пришла в упадок под давлением Запада (чьи войска разграбили ее в 1204 году), а затем и турок. Россия для них служила не только пристанищем, но и полем для миссионерской деятельности. Многие православные христиане с юга принесли богословские знания на эту землю, правители которой, особенно в последующие столетия, часто пытались вмешиваться в жизнь Церкви. С запада пришли: преподобный Моисей Угрин (+ 1043), венгр по происхождению, память 26 июля; преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (+ 1053), брат преподобного Моисея, тоже родом из Венгрии, память 28 января и 11 июня; благоверный князь Мстислав Великий (в крещении Феодор, в Европе известен как Гаральд; + 1132), он был наполовину англичанином по матери Гите, дочери Гарольда II, последнего англосаксонского короля Англии, потерпевшего поражение в битве при Гастингсе от рук Вильгельма Нормандского, для дочери побеждённого короля было естественным искать убежище в православной стране после норманнского завоевания Англии, спонсированного Римским папой, память 15 апреля; преподобный Антоний Римлянин (+ 1147), еще один «духовный беженец» – на этот раз из Италии, вёл подвижническую жизнь в Новгороде, память 3 августа; преподобная Харитина, княжна Литовская (+ 1281), подвизавшаяся в Новгороде, память 5 октября; благоверный Довмонт (в Крещении Тимофей), князь Псковский (+ 1299), литовец по происхождению, память 20 мая; праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый (+ 1303), немецкий купец, он стал православным монахом, а затем юродивым, память 8 июля; мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347), православные из Великого княжества Литовского, они были замучены своими соплеменниками-язычниками, память 14 апреля; блаженный Исидор Ростовский (+ 1474), родился в окрестностях Бранденбурга (Пруссия), принял Православие, взял на себя подвиг юродства и стал чудотворцем, память 14 мая; блаженный Иоанн Власатый, Христа ради Юродивый, Ростовский чудотворец (+ 1580), он был похоронен со своей латинской Псалтирью – единственным его «имуществом», возможно, он был поляком или немцем по происхождению, память 3 сентября.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Не на мученическую смерть указываю я здесь, Православные Христиане. Церковь Святая не требует от нас ныне сей жертвы. Тем не менее, однако же предстоит много заботливости и испытаний для добрых чад её, в пределах здешней паствы. Тем не менее необходимы нам твердость и упование на Господа, в сих испытаниях и искушениях ... Позвольте, Православные, не раскрывать ныне язв наших, и не помрачать ими светлого нашего торжества. Обратим лучше радостные взоры, радостные надежды ко Святым Мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию. Вознесём к ним теплые молитвы: да в искушениях и испытаниях наших будут они нам помощники и заступники; да укажут нам добрый путь. И если не сподобимся, подобно им, пресветлой мученической смерти; если не можем быть уверены, что нас, подобно им, избрал Господь и приял и сотворит память нашу в род и род: то постараемся, по крайней мере, жить, как истинные сыны Церкви Православной, чтобы нам сподобиться блаженной кончины, не без сладостного упования, что и нас не отвергнет Господь в неизреченной своей благости, и что Церковь Святая почтит память нашу признательной молитвой. Святые Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, сподобившиеся почить нетленными мощами во граде сем! Будьте щитом Веры Православной в здешней стране, против враждующих на неё. Будьте руководителями и покровителями добрым сынам Церкви Православной. Да совокупятся они вокруг вас верным стадом, и к стаду сему да обратятся все отщетившиеся от него некогда, попущением неисповедимого Промысла! И да, при имени святом вашем, все и навсегда, из глубины сердец взывают: блаженны, их же избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род. Аминь. Известие о переложении в новую раку мощей Святых Виленских Мучеников Антония, Иоанна и Ефстафия 16 В 14-й день Апреля месяца, совершилось в Вильно торжество, перенесшее нас мыслью за триста лет назад; когда город сей был преимущественно Православным, и в нем было более тридцати Православных храмов Божиих, – мы говорим о переложении мощей Святых Виленских Мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в новую раку.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

118 В житии преп. Сергия Радонежского, составленном Епифанием Премудрым , приводится текст послания Филофея преп. Сергию. См.: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892 (репр. изд. – Legenden des heiligen Sergij von Radonez. Munchen, 1967). C. 44–45. Историки, как правило, считают переписку подлинной, хотя ее традиционная датировка (1354–1355) – всего лишь гипотеза. 119 Белоброва О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 12– 18. Автор серьезно защищает традиционное мнение, что крест является даром Филофея Сергию. 120 Этот мощевник происходит из Тверской области и до революции хранился в Чудовом монастыре московского Кремля. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. См. библиографию у Белобровой (Указ. соч. С. 15–16). 121 Вопрос бритья бороды по религиозным мотивам греки и латиняне уже обсуждали в IX в., хотя ученый и просвещенный патриарх Фотий считал это вопросом только местного дисциплинарного характера. См. его второе послание к папе Николаю I: PG. T. 102. Col. 604 D-605 D. Позднее византийские полемисты вновь подняли этот вопрос. 122 Антоний (Черемисов), игум. Святые виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий – исповедники православия в Литве//ЖМП. 1977. 3. С. 63–68. 124 De administrando imperio, 13//De administrando imperio/Ed. and transl. by Gy. Moravcsik and R. J. H. Jenkins. Washington, DC, 1967. P. 71. (DOT; Vol. 1). 125 Новое критическое издание и перевод: Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, DC, 1984. P. 28. (DOS; Vol. 19). 128 Ср., например, хрисовул (имперский указ с золотой печатью), изданный императором Иоанном VI Кантакузином в августе 1347 г., касающийся единства русской митрополии: Jus graecoromanum/Hrsg. von K. E. Zacharia von Lingenthal. Leipzig, 1884. Bd. 3. S. 701; также см.: MM. T. 1. P. 268. Англ. пер. в: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge,1981. P. 231. [Рус. пер.: Мейендорф И. , прот. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке// Мейендорф И. , прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. С. 528].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Пасхальное послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии//Возрожденная епархия: Ист.-публ. и лит.-худож. альманах. Вып. 1. — Красноярск: Медиа-центр «Православное слово Сибири», 2005. Под благодатным Покровом//Православное слово Сибири. 2002. 9-10. С. 3. Проф. Н.Н. Глубоковский и его труд «Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу»: Дис. канд. богословия./Моск. духовн. акад. Загорск, 1972. [рукоп.]. Рождественское послание честным пастырям, братии и сестрам святых обителей. — Красноярск: Изд. центр «Красноярское Воскресение», 2002/2003. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярское Воскресение: Пресс-служба Красноярск. епархии, 2003/2004. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Центр по изд. деятельности и спецпроектам Красноярской епархии, 2004/2005. Рождественское послание Всечестной пастве Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. — Красноярск: Красноярск. Воскресение: Центр по издательской деятельности и спецпроектам Красноярско-Енисейской епархии, 2005/2006. Святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий — исповедники Православия в Литве//Журнал Московской Патриархии. 1977. 3. С. 63-68. Слово, произнесенное в день празднования Радоницы 7/20 апреля 2004 г. в храме-часовне прп. Даниила Ачинского г. Красноярска.//Православное слово Сибири. 2004. 4. С. 3. Слово, произнесенное в день Попразднства Богоявления и Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Св.-Иоанно-Предтеченском храме г. Красноярска 20 января 2003 г.//Православное слово Сибири. 2003. 2. С. 3. Слово архипастыря//Православное слово. Красноярск: 2001. Авг.-сент. С. 3. Слово архипастыря, произнесенное 15 января с.г. в храме прп. Серафима Саровского в г. Зеленогорске//Православное слово Сибири. 2002. 2-3. С. 6-7. Слово архипастыря, произнесенное 8 января с.г. в Свято-Благовещенском монастыре г. Красноярска//Там же. 2002. 2-3. С. 5. Слово на открытии Красноярских краевых Рождественских чтений.//Рождественсике образовательные чтения в Красноярске: Выст. и докл. Красноярск: Б.и., 2003 г. С. 5-11.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244886...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010