Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял Святое Крещение от священника Нестора с именем Евстафий. После крещения Евстафий стал вести истинно христианский образ жизни, исполняя все уставы Православной Церкви. Однажды великий князь, который очень любил своего молодого придворного, заметил, что тот отрастил себе волосы. На вопрос Ольгерда, не христианин ли он, Евстафий открыто исповедал себя христианином. Такое признание привело князя к ярость. Желая отвратить исповедника от Христовой веры. он стал принуждать святого Евстафия съесть мясо. Это было в пятницу Рождественского поста. Святой мученик отказался. Тогда Ольгерд приказал бить юношу железными палками. Но он только славословил и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Свое Святое Имя. Ожесточенный князь приказал вывести обнаженного святого Евстафия на сильный мороз и лить в его уста ледяную воду. От этой пытки тело страдальца посинело от холода, временами останавливалось дыхание, но он и это мучение вынес с Божией помощью. Ольгерд в бешенстве повелел раздробить ему кости ног от подошвы до колен, сорвать с головы вместе с кожей волосы, отрезать уши и нос. Так мучили святого три дня. Святой Евстафий утешал христиан, плакавших при виде его мучений: «Не плачьте обо мне, братия, что разрушается это земное жилище моей души, потому что вскоре я надеюсь получить для нее у Господа обитель нерукотворенную на небесах». Ольгерд осудил его на казнь. Святой мученик, несмотря на то, что его ноги были раздроблены, укрепляемый помощью Божией, шел на место казни так бодро, что мучители, ведшие его, едва успевали за ним, изумляясь явному чуду. 13 декабря 1347 года святой Евстафий был мучим и подвешен на том же дубе, что и его родственники святые Антоний и Иоанн. Его честное тело было оставлено на дереве близко от земли, чтобы его могли съесть хищные звери и птицы, но ни один зверь, ни одна птица не могли приблизиться к телу: облачный столп защищал его от хищников.

http://pravicon.com/info-2247

во имя ап. Петра. В 1655 г., после взятия Вильны рус. войсками, мощи были перенесены в соборный храм правосл. виленского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря . После того как рус. войска покинули город, возникла опасность, что православные вновь могут лишиться своей святыни. Наместник Свято-Духова мон-ря архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский ; впосл. митр. Киевский) скрыл святые мощи в пещере под главным алтарем храма и закрыл вход в нее. В 1814 г. мощи были вновь обнаружены при наместнике Свято-Духова мон-ря архим. Иоиле (Котовиче). По указу имп. Николая I была создана комиссия по освидетельствованию останков святых, в 1826 г. комиссия подтвердила аутентичность святых мощей, их открыто выставили для поклонения. В 1851 г. при митр. Виленском и Литовском Иосифе (Семашко) в храме Св. Духа была оборудована пещерная церковь, в 1852 г. в ней над мощами мучеников устроена рака. 25 сент. 1914 г., сделав в Вильне остановку по пути на фронт, храм посетил св. мч. имп. Николай II и приложился к мощам, от Литовского архиеп. свт. Тихона (Белавина) он принял как благословение икону Виленских святых. 9 авг. 1915 г. в связи с угрозой нем. наступления святые мощи по благословению свт. Тихона были перенесены в Москву в Донской иконы Божией Матери мон-рь . Рака с мощами мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в пещерной церкви мон-ря Сошествия Св. Духа в Вильнюсе Рака с мощами мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в пещерной церкви мон-ря Сошествия Св. Духа в Вильнюсе В июле 1920 г. советскими властями был устроен показательный «процесс виленских угодников». Дело слушалось в 1-м московском городском суде. Патриарх Тихон, выступая в качестве свидетеля, протестовал против вторжения гражданских властей во внутреннюю жизнь Церкви. Суд постановил: «Так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы, передать в музей древности. Брошюры «Страдания Виленских мучеников», конфискованные в Донском монастыре, уничтожить. Приговор окончательный». Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК М.

http://pravenc.ru/text/116066.html

В 1374 г. мученики были канонизированы к местному почитанию К-польским Патриархом Филофеем после принесения частиц их мощей в К-поль. Частицы мощей Виленских мучеников были помещены в кресте, подаренном Патриархом Филофеем прп. Сергию Радонежскому , о чем сообщает житие преподобного, а также запись на деревянном футляре XVII в., изготовленном специально для этого креста. По мнению В. А. Кучкина, привезти крест могло посольство Иоанна Докиана и Георгия Пердики зимой 1376/77 г. или скорее всего в нач. 1377 г. О почитании Виленских мучеников на Руси в нач. XV в. свидетельствует нахождение частиц их мощей в ковчежцах, принадлежавших нижегородским князьям: в ковчежце 1410 г. вел. кнг. Марии, супруги нижегородского кн. Даниила Борисовича (ГММК. 4615) и в ковчежце 1414 г. их сына кн. Ивана Даниловича (ГММК. 13366). Мощи мучеников оказались в Н. Новгороде не случайно: нижегородский кн. Борис Константинович (отец кн. Даниила) был женат на дочери лит. кн. Ольгерда Агриппине. Древнейшее изображение мучеников помещено на большом саккосе митр. Фотия (1410-1431). Собор 1549 г. подтвердил канонизацию 1374 г. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. помещены тропарь и кондак святым и указано совершать службу Мартина Исповедника и Виленских мучеников, память А., И. и Е. отмечена также в Уставах 1633 и 1641 гг. Под 14 апр. память Виленских мучеников отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: «Святых мученик Антония, Ивана, Евстафия, иж именуем Круглец, а Антоний и Иван братия ему, мучени быша в Вильне граде при нечестивом крале при Олгерде за Христову веру в лето 6850 и положены быша в церкви святаго Николы» (РГБ. МДА. 201. Л. 314 об.). В Уставах 1682 и 1695 гг. память мучеников уже отсутствует. А., И. и Е. упоминаются в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Первоначально останки мучеников А., И. и Е. почивали в виленской Никольской ц., затем в храме Св. Троицы, святые мощи были открыты для поклонения до 1596 г. После заключения Брестской унии Троицкий храм перешел к базилианам , к-рые поместили мощи святых мучеников в ц.

http://pravenc.ru/text/116066.html

Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса. Разгневанный князь вновь бросил святого Антония в темницу. Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, перестали общаться не только христиане, но и язычники. Иоанн осознал свой тяжкий грех и стал со слезами каяться в своем малодушии. Святой Антоний отметил, что братские отношения у них могут быть только в том случае, если он открыто начнет исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Чтобы исполнить волю брата, Иоанн искал удобного случая объявить себя христианином. В удобное время, когда князя окружала многочисленная толпа придворных, святой Иоанн громко объявил себя христианином. Это привело Ольгерда и всех присутствующих в такую ярость, что они тут же стали жестоко избивать исповедника, после чего, по приказанию князя, он был ввержен в ту же темницу, в которой томился его брат святой Антоний. Толпы людей приходили к темнице, чтобы увидеть бесстрашных исповедников. Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа в тяжких условиях заточения настолько поражали народ, что многие принимали Святое Крещение. Языческие жрецы стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа. Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от христианства. Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Утром 14 апреля 1317 года оба святых мученика причастились Святых Таин, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе. Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя Святителя Николая Чудотворца.

http://pravicon.com/info-2247

В нижнем ярусе часовни было семь икон большого размера (почти во всю вышину яруса), написанных петербургским художником академиком В.В. Васильевым на цинковых досках по золотому насыпанному фону. Иконы были расположены следующим образом: прямо напротив входа – Спаситель, по правую сторону – святой Александр Невский, святой Николай Чудотворец и святые Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. По левую сторону – святой Архистратиг Михаил, святой Георгий Победоносец и святые мученики Борис и Глеб. Перед иконами висели лампады из позолоченной бронзы в виде зданий старинных церквей и башен. http://www.vilnius.skynet.lt/hramy Часовня во имя святого Александра Невского в Вильне, построенная в память русских воинов, погибших во время Польского восстания 1863 года. Располагалась в небольшом сквере на Георгиевском проспекте (ныне проспект Гедимина) напротив зданий тогдашнего Реального училища и еврейского Учительского института (ныне площадь Винцо Кудиркос в Вильнюсе). Заложена 22 октября 1863 года в присутствии виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьёва. Автор проекта часовни архитектор профессор Императорской Академии художеств А. И. Резанов. Сооружалась под руководством виленского архитектора Н. М. Чагина на добровольные пожертвования разных городских обществ Северо-Западного края. 30 августа 1865 года часовня была освящена при генерал-губернаторе К. П. фон Кауфмане. В 1918 году часовню разрушили революционно настроенные рабочие. В 1928 году были убраны остатки фундамента часовни и на её месте был устроен бассейн фонтана, который, однако, не был пущен. После Второй мировой войны в 1945 году на этом месте был похоронен генерал И. Д. Черняховский, на могиле которого в 1950 году был установлен памятник работы скульптора Н. В. Томского (демонтирован в 1993 году). В 1992 году, хотя Черняховский предотвратил передачу Вильнюса и Виленского края Польше Армией Крайовой, против чего в 1944 году не возражал нуждавшийся в голосах польских избирателей Франклин Рузвельт, литовские власти считали его захоронение объектом коммунистической пропаганды, и прах дважды Героя Советского Союза Черняховского был перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Издание " Западная Русь " опубликовало список 436 солдат и офицеров русской армии, восстанавливавших порядок и законность в Северо-Западном крае Российской империи (ныне территории Белоруссии и Литвы) в период польского мятежа 1863 - 1864 гг.

http://sobory.ru/article/?object=35517

В русском искусстве второй половины XVII века довольно часто встречаются отдельные изображения князя Владимира без его сыновей, что прежде считалось скорее иконографической редкостью. Также в это время складывается традиция изображения Владимира, Бориса и Глеба вместе с другими святыми киевского периода. Яркий пример подобной идейной программы — пелена «Святые киевские и черниговские князья» (1660-е годы, Сольвычегодский музей) 6 , вложенная Григорием Строгановым в сольвычегодский Благовещенский собор. На ней в предстоянии Богоматери Знамение помимо крестителя Руси и его сыновей изображены также Михаил Черниговский, боярин Феодор, Николай Святоша. Этих святых объединяет принадлежность к древнейшему периоду русской истории и к региону, входившему в XVII веке в Киевскую митрополию. Так же, как и Борис с Глебом, князь Михаил Черниговский и боярин Феодор были мучениками, первыми пострадавшими в Орде русскими правителями. Николай Святоша — первый принявший монашество русский князь, ставший послушником Киево-Печерской лавры. Вместе изображения святых князей составляют образ идеального правителя — смиренного, но твердого в своей вере. Идея Вертограда: честное древо самого рая Другой пример развития киевской темы в иконографии святых кня­зей XVII века — уникальная икона 1660-х годов «Древо Киево-Печерских святых» (Угличский историко-художественный музей) 7 . В чашечках, которыми заканчиваются ветви, изображены полуфигуры связанных с Киево-Печерским монастырем святых. В центральном медальоне в предстоянии перед Т-образным крестом в молитвенных позах изображены Владимир и Ольга, за Владимиром — Борис и Глеб, Михаил Черниговский и мученики «из варяг» Федор и Иоанн, принявшие смерть во время мятежа в Киеве в 983 году (память 12 июля, Борис и Глеб — 24 июля). За Ольгой представлены: боярин Феодор Черниговский и три виленских мученика Антоний, Иоанн и Евстафий, пострадавших при князе Ольгерде в Вильне в 1347 году, память которых отмечается почти одновременно с поминовением Бориса, Глеба и Ольги — 26 июля 8 .

http://e-vestnik.ru/history/svyatoy_knya...

Мне радостно, что сегодня здесь вместе с нами владыка митрополит Агапит, который был келейником отца Никиты. С ним мы разделяли послушнические труды в этой обители, вместе ездили в Польшу, сопровождая отца Никиту в год 1000-летия Крещения Руси. Много добрых воспоминаний у меня связано с этим общением и этими поездками. Я очень рад приветствовать владыку Филарета, который впервые в этой святой обители, но признался мне, что давно мечтал ее посетить. И, конечно, я благодарен митрополиту Иннокентию, архипастырю этой епархии, который оказал всем нам сегодня гостеприимство. Владыка нас пригласил, благословил совершить Божественную литургию у мощей святых мучеников и помолиться за нашу святую Церковь, а также совершить молитву о тех усопших братьях, которых мы помним, любим и храним в своем сердце. Прошло 30 лет, но по крайней мере половину из сослуживших мне за Литургией пресвитеров я знаю по имени и помню по нашей молодости, хотя многие изменились внешне. Радостно, что хотя сегодня и жатвы много, и делателей много, но те делатели, которые на жатву вступили тогда, три десятилетия назад, и сегодня ревностно трудятся, заботятся о благолепии храмов и о своей пастве. В течение этих лет совершенно особым образом я чувствовал молитвенное предстательство святых Виленских мучеников. У их мощей совершался мой постриг, и у их мощей я начинал монашескую жизнь. Тогда, как и теперь, каждый день в этой святой обители начинался с братского молебна у мощей святых мучеников, и всякий день мы испрашивали их благословения на предстоящие труды. Святые мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий обладают особой силой, и все, кто обращался к ним, знают, как быстро они откликаются на молитву. В этот день мне особенно хотелось бы поблагодарить тех, кто уже перешел в мир иной. Приснопамятного владыку архиепископа Викторина, который для меня был образом архиерея, потому что он всегда с большим благоговением совершал Божественную литургию. Он был очень глубоко укоренен в молитвенной жизни Церкви, прекрасно знал церковный устав, следил за благолепием церковного пения. И ко мне, еще школьнику, а потом молодому человеку, он отнесся с искренней отеческой любовью. Я, когда в школьные годы приезжал сюда почти на каждые каникулы — летние, зимние, весенние, осенние, — всегда иподьяконствовал владыке. Он меня брал в свои поездки по приходам.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4939319...

С точки зрения православных обычаев, борода — деталь образа Божия. Бритье бороды (брадобритие) - по православному учению один из серьезных грехов. В Православии оно всегда было законопреступным, т.е. нарушающим Закон Божий и установления Церкви. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4); запрещено оно и правилами VI Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион), и многими святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду выражает недовольство своим внешним обликом, который дан ему от Творца, пытается «редактировать» Божественные установления. О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем «об остризании брад». Постановления святых Апостол: «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему». В городе Вильно (ныне Вильнюс) языческими воинами в 1347 году были замучены три православных христианина Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ подвергнуться брадобритию. Мучевший их князь Ольгерд после многих истязаний предложил им лишь одно, чтобы они сбрили свои бороды и если они это сделают, то он отпустит их. Но мученики не согласились и были повешены на дубе. Церковь причислила виленских (или литовских) мучеников к лику святых Божиих угодников, считая, что они пострадали за Самого Христа и за веру Православную. Память их совершается 27 апреля н.с. Во время Великой схизмы в 1054 г. патриарх константинопольский Михаил Керулларий в послании к патриарху антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они " остризают браду " . То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в «Слове о вере христианской и латинской».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/13/so...

В 1374 году Константинопольский патриарх святой Филофей, при содействии своего ученика святого Киприана, будущего митрополита Киевского, перевез частицу их мощей из Вильно в Константинополь. Там от них совершилось множество чудес, поэтому патриарх официально утвердил почитание этих святых. В Русской Церкви оно получило распространение в XVI веке . Во время Первой мировой войны чудотворные мощи были перевезены в Москву. В 1946 году святыня вернулась в Вильнюс, в монастырь Святого Духа. Совр. Вильнюс. Их почитание было признано на Руси после Московского Собора 1549 г. 27 апреля 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Валерия 27 апреля 2023, 10:37 Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, молите Бога о нас грешных. Ирина 10 января 2020, 11:12 Святые Божьи угодники мученики Антоний, Евстафий и Иоанн Виленские молите Бога обо мне.Прошу вас здравия душевного и телесного. Ольга 27 апреля 2018, 17:17 Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий! Молите Бога о нас! Ольга 27 апреля 2017, 19:06 Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий! Молите Бога о даровании нам Царствия Божьего! Фаина 26 апреля 2016, 10:32 Святые мученики, Антоний, Иоанн и Евстафий! Молюсь вам о ребенке моем Андрее, прошу вас быть заступниками перед Господом за него! Помогите ему в ученье на пользу Господу и ближним, испросите ему здравия душевного и телесного, пусть Ангел Господень пребывает с ним всегда и Пресвятая Богородица покрывает его своим Омофором. Святые мученики! Вы своей смертью заслужили право общения с Господом и помощи нам грешным людям! Помогите ребенку моему Андрею! Аминь! Ольга Фролова 19 мая 2014, 09:39 На светлой седмице, в день памяти свв. мучеников, помог Господь доехать до Вильнюса и поклониться их святым мощам. Какая благодать от них исходит! Св.мученик Ефстафий был умучен с особой жестокостью, кости его ног перебиты. Мы в честь праздника прикладывались к открытым мощам. Такой чувство, как будто свв. мученики - живые. millie toll 30 апреля 2013, 00:16 Святые мученики Христовы Антоний Иоанн Евстафий Виленские

http://pravoslavie.ru/61114.html

Но язычники сначала сделали неудачную попытку соблазнить Иоанна, и 24 апреля Иоанн был повешен на том же дереве. Верующие с честью погребли их тела. 13 декабря того же года пострадал их юный родственник Евстафий. Однажды, когда князь занимался государственными делами, а Евстафий по должности своей присутствовал, князь заметил, что у него волосы длиннее, чем принято было у язычников, и спросил, не христианин ли он. Евстафий отвечал утвердительно. Князь приказал ему есть мясо, а была пятница и Рождественский пост. Евстафий отказался. Раздраженный князь приказал бить его железными палками, лить ему в уста ледяную воду, а стояла лютая зима, и св. мученик посинел от холода. Истязания стали возрастать с невероятной жестокостью: ему перебили на ногах кости, содрали кожу с головы, отрезали нос и уши. Но св. мученик не только не издал ни одного стона, но еще ободрял и утешал христиан, с ужасом смотревших на его страдания. Наконец его еле живого повели к дубу, на котором были повешены свв. Антоний и Иоанн. Св. Евстафий шел к месту казни быстро и бодро, несмотря на перебитые ноги. Его также повесили на дубе, а святое тело его верующие погребли недалеко от свв. Антония и Иоанна. Замечательно, что после этого преступников перестали вешать на этом дереве, а через некоторое время христиане выпросили у князя это место, воздвигли на нем храм (впоследствии монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы) и положили в нем нетленные мощи свв. мучеников, а святой престол поставили на месте срубленного ими дуба. Впоследствии святые мощи мучеников Виленских были перенесены в соседний Свято-Духов монастырь, где они почивают в открытой раке. • Великий князь литовский Ольгерд был женат на православной витебской княжне Марии Ярославне (+ 1346), при нем построены два православных храма в Витебске и один в Вильно (совр. Вильнюс — столица Литвы). После смерти супруги Ольгерд под влиянием языческих жрецов от христианства отказался, и при нем пострадали свв. мученики Литовские. Подвиг трех мучеников Литовских, Виленских, имел большое значение для Литвы. Впоследствии князь Ольгерд и его 12 сыновей вернулись в лоно христианской Церкви. • По просьбе православных литовцев свт. Алексий, митрополит Московский (память его 12 янв), обратился к Патриарху Константинопольскому Филофею, чтобы тот благословил причислить свв. мучеников к лику святых. О том, что Патриарх исполнил просьбу русских, говорит факт, что в 1364 г. прп. Сергию Радонежскому (память его 25 сент.) был прислан крест с мощами свв. мучеников Литовских. • Святые мощи до 1915 г. находились в Вильно, в 1915 г. при наступлении немцев эти святыни были перевезены в Москву, вернулись они в Вильнюс только в 1946 г. и помещены в Виленском Свято-Духовом монастыре. Монастырь находится в центре совр. Вильнюса. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437081/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010