Смотри, как хорошо говорит Златоуст: церковь — не стены, но собрание благочестивых людей, — чтобы не стали люди лишь церквями гордиться, делами же прогневлять Бога. Следует и угождать Богу благими делами, и создавать Божии церкви, и стоять в них со страхом и трепетом, и почитать Божественное с верой и любовью.    Почитая церковь, икону, святые мощи или Честной и Животворящий Крест и божественные вещи, ты почитаешь того, чья церковь, или икона, или мощи, а кроме того — почитаешь Самого Бога. Если же ты бесчестишь церковь, или икону, или святые мощи, ты бесчестишь Самого Бога и Его истинных служителей.    Ведь если кто обесчестит образ царский, подлежит усекновению главы. Тем более тот, кто обесчестит Небесного Царя, или образы Его святых, или церковь — какой муки он достоин? По Божественным правилам в этой жизни он должен быть казнен через усекновение главы и предан вечному проклятию, по смерти же осужден в огонь вечный, с диаволом и с распявшими Христа иудеями, сказавшими: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25).    А тот, кто с верой и любовью, со страхом и трепетом почитает всечестные и Божественные иконы, и Честной и Животворящий Крест, и святое Евангелие, и пречистые Божии Тайны, и освященные сосуды, в которых совершаются Божественные таинства, и всечестные мощи святых, и Божии церкви, и поклоняется им, — тот, как добронравный и благий раб, в нынешнем веке будет жить хорошо и благочестно, в будущем же услышит блаженный и сладкий глас: «Добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21). «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26), — будет молиться о всех нас преблагословенной Владычице нашей Богородице, всечестной иконе Которой мы с почестями поклоняемся, и всем святым, от века Богу угодившим, язвы которых и страдания за Христа мы, с любовью целуя их иконные изображения, почитаем, ради Христа Иисуса, Господа нашего, Которому подобает слава со Отцом и Пресвятым Духом, ныне, всегда и во веки веков.    Скажем и о том, как следует почитать друг друга, и как следует поклоняться или служить царю, или князю, или властелину, и как следует ныне поклоняться Господу Богу и Ему одному служить.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  Глава 1. О святой Церкви   Итак, вы уже не чужие и не пришельцы но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святую Церковь в Господе. (Еф. 2:19-21)   § 289. Под Церковью здесь подразумевается не храм Божий, как называют его особенно простые люди, хотя и храм Божий может назваться церковью, потому что в нем собираются верные на общую молитву, славословие Божие, благодарение, слушание Божия Слова, приобщение святых Таин, и т. д., но подразумевается Церковь – собрание верных, по всему миру живущих, в Бога и Христа, Сына Божия, право и истинно верующих, проповедью Божия Слова просвещаемых и святые Тайны право содержащих. Из греческого языка: «Екклизиа» – Церковь, т. е. «вызывание», потому что верные, в Церкви находящиеся, вызваны из сатанинской области в царство Христово, из тьмы – в чудный Его свет, как учит апостол: Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Петр. 2:9; Деян. 26:18). § 290. Святая Церковь имеет различные именования и уподобления, которые ей дает святое Божие Слово. 1) Святая Церковь называется духовным Христовым Телом, сыны ее святые – члены духовные, преблагословенную Главу – Христа – имеющие и признающие, и верой и любовью с этой Главой соединенные. Так именует ее святой апостол: Как в одном теле естественном у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно Тело во Христе, а порознь – один для другого члены (Рим. 12:4-5 см. еще: 1 Кор. 10:17; 12:27; Еф. 1:22-23; 4:12, 16; 5:23, 30; Кол. 1:18, 24). 2) Называется Церковь домом Божиим, ибо Он в ней, как в доме Своем, Кровью Христовой освященном, милостиво благоволит обитать и сохранять его: чтобы ты знал, как подобает в доме Божием жить, которые есть Церковь Бога Живого (1 Тим. 3:15 см. еще: Евр. 3:6; 1 Петр. 4:17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

 -Отец Олег, это, наверное, все-таки вы должны советовать как священник. Я могу сказать, что, безусловно, каждый человек в церковь приносит свое понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. И, конечно, бывает ревность не по разуму. Мы видим, к сожалению, что бывают не только радикальные исламисты, но и радикальные православные, которые используют недопустимые вещи для вроде бы хороших дел. Для того, чтобы нести веру христову, учить добру. И это добро пропагандировать. Но, к сожалению, эта ревность не по разуму приводит к обратным результатам. Хотя я думаю, что они находят и среди отцов оправдание своим действиям. Часто приводится случай, когда Николай Угодник дал пощечину Арию и цитата Златоуста, что можно освятить десницу…Думаю, что они содержат эти слова в уме, когда творят какие-то такие странные вещи.  -Мне представляется, что святые отцы, когда они прибегали к каким-то радикальным средствам- это было проявление любви. Я думаю, что святитель Николай просто испытал ужас по поводу Ария, который начал богохульствовать. И не зная, как его остановить- человек просто погружался в преисподнюю, когда изрыгал эти богохульства-он просто ударил его. Как если бы ребенок тянул руку к электричеству, и его могло ударить сильным разрядом тока, родитель отшвырнет ребенка. И вот действия отцов иногда внешне могли выглядеть как такое слишком спонтанные, экспрессивные, но это связано с любовью. Потому что когда мы читаем первое послание Коринфянам, 13 глава, там сказано: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви - то я ничто. 3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. То- есть если ты не имеешь веры и любви, то какой толк от твоей догматической начитанности?  Здесь важно понять мотивацию. Почему человек ведет себя экспрессивно? Ведь Бог прежде всего судит наши намерения. Какие у нас намерения. А когда меня приглашают на какие-то мероприятия, я говорю, что я пойду только в том случае, если мне разрешат рассказать вот этим людям, которые протестуют, что они должны сделать, чтобы измениться. А просто идти и позорить людей, или поливать грязью- это не по- христиански. Потому что святые отцы нам заповедовали не подходить к человеку, если ты, видя его какие-то недостатки, не можешь ему предложить какой-то выход из этой ситуации. А ведь зачастую молодые люди ведут себя очень странно. Мне рассказали недавно случай: конгресс молодежи заграницей. Там один молодой человек из числа московских миссионеров, просто подсаживался к разным людям и поливал московских священников грязью как мог. Причем самым бесстыдным образом. Во всех этих случаях он ни разу не созванивался с этими священниками. Не высказал озабоченности по поводу тех обвинений, которые он предъявляет в их адрес.

http://radonezh.ru/text/pochemu-khristia...

А в последних словах сегодняшнего Евангелия слышим Спасителя, говорящего так: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк. 9, 1 ). Увидевшими в образе Царство Божие были святые апостолы Петр, Иоанн и Иаков, которые видели сияние славы Божией в Преображении на горе Фавор. Ибо тогда лицо Спасителя сияло как солнце, а одежды Его сделались как свет. А апостолы, будучи не в силах смотреть на эту сияющую и Божественную славу, пали на лица свои и очень испугались ( Мф. 17, 6 ). И истинно то, что на Фаворе показалось втайне Царство Божие (Христово), потому что не только славу Божественности Христа они увидели, но и глас Отца услышали с небес: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф. 17, 5 ). Возлюбленные верующие, слово наше начиналось со спасения души нашей, и мы разъяснили слова сегодняшнего Евангелия. Вначале мы показали, что такое спасение нашей души и что первый долг христианина – всегда думать о спасении своей души. Мы показали затем, по какой причине Бог требует от тех, что хочет следовать за Ним, отвергнуться себя. Мы показали, что самолюбие – самый большой и самый тяжкий грех, владычествующий над человеческим естеством, и что из этого греха проистекают все страсти душевные и телесные. Еще, словами святого Ефрема Сирина , мы показали многовидность этих страстей и то, что, кто отвергнется себя, по учению, данному Спасителем, тот воистину побеждает все страсти душевные и телесные, которые имеют своей злой матерью самолюбие. Мы показали затем, что посредством чистой исповеди у духовника и исполнения епитимии и оставления наших грехов мы можем приступить к Причащению Святых и Пречистых Таин Спасителя нашего Иисуса Христа, через которые мы воистину можем спасти свои души. Еще мы обратили внимание духовных отцов, словами святого и божественного отца Иоанна Златоуста , чтобы они не преподавали Святые и Пречистые Тайны слишком легко, но после подробного испытания. Еще показали, каковы те, кто действительно отвергся себя и последовал за Христом. Затем, словами святого Ефрема Сирина , мы показали, что такое жизнь эта и что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит, и как велика будет награда тем, кто последовал Христу и отвергся мира и зол его, и кто из апостолов видел в образе Царство Божие, пришедшее в силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Бери крест свой на каждый день, каждодневную твою жизнь отдавай с сердцем мученика Богу и людям. Наступает время, когда для того, чтобы противостоять сатанинским соблазнам и отказаться от принесения жертв новым идолам требуется мужество, равное тому, которое проявляли христиане во времена открытых гонений. Господь говорит: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей…» (Откр. 2, 13). Весь вопрос в том, как стяжать благодать умереть за Христа, Который умер за нас. Благодать умереть за Него, чтобы засвидетельствовать миру, что Он воскрес. Аминь. Божественная литургия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сорок мучеников, говорят святые отцы, освящают святую Четыредесятницу. Каждый день — мученичество, отдача своей жизни за Христа. Таков главный, предельный ориентир Великого поста. Потому в течение всего Поста Церковь обращается в своих молитвах в первую очередь к мученикам. Страданиями за Христа святые мученики Севастийские уподобились спасительной Страсти Христа. Страданиями за Христа приобщились Кресту Христову, которым победили диавола. Они прошли сквозь огонь и воду и вошли в Царство Небесное. Многими скорбями идет Церковь. Да будут для нас скорби спасением, потому что мы видим, что не все среди скорбей могут принести поклонение Кресту Христову — устоять в верности Господу. Так было с самого начала. И так будет до самого конца. Как от двенадцати апостолов отпал один, посвященный вместе с другими в сокровенные тайны Христовы, так и от сорока мучеников — не выдержавший испытания воин — в момент, когда венец славы уже был готов сойти на него. Но свято место пусто не бывает. Как апостол Матфий был избран на место отпавшего Иуды, как Савл из гонителя Церкви превратился в величайшего проповедника спасения, так было и с последним сороковым мучеником — внезапно обретшим веру исполнителем казни. Многие первые будут последними и многие последние — первыми. Многие из тех, кто начинает поздно и мало обещает в вере, иногда — Божиим благословением — достигают большего познания в благодати и большую приносят пользу Церкви, чем те, кто раньше вошли в нее и казались более обещающими.

http://moral.ru/слово-в-неделю-крестопок...

В Богочеловеческом, апостольском Предании содержится Богочеловеческое учение и Богочеловеческое управление Церковью. И действительно, в Церкви — всё и вся от Богочеловека, от Владыки Христа, ибо она — воплощенный Бог Слово; она — Им Истина, Им «столп и утверждение Истины» (Ин.14:6, 1:17; 1Тим.3:15; Еф.4:21). И в ней — устная и письменная Библия и все святые Богочеловеческие тайны всех миров.    Вся непобедимость и [вся] всепобедность святых Апостолов — от Господа Иисуса Христа; вся их чудодейственность и всемогущество — тоже от Него (см. Мф.10:1-42). Он дает им «власть над всеми бесами» и силу «исцелять всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Лк.9:1; Мф.4:23). Превеликий Апостол благовествует: через Владыку Христа — «мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (Рим.1:5). Апостольство святых Апостолов — это всегда «апостольство в Господе» (1Кор.9:2). Один и Тот же Господь Иисус Христос действует во всех Апостолах и через всех Апостолов (см. Гал.2:8). Двенадцать Своих учеников Господь «наименовал Апостолами», ибо всё в них — от Него (Лк.6:13). Поэтому жизнь в Церкви есть не что иное, как «постоянное пребывание в учении Апостолов» (ср.: Деян.2:42). Бессмертно благовестие и истина: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор.12:28). Святые Апостолы неусыпно свидетельствуют, что они «призваны к апостольству» и «посланы» (Рим.1:1; 1Кор.1:1), что они — «Апостолы, Иисуса Христа» (2Кор.1:1; 1Пет.1:1; 2Пет.1:1). Чудоносна и чудодейственна сила Владыки Христа: людское ничтожество преобразует Он во всемогущее Богочеловеческое апостольство (ср.: 2Кор.12:9-10; Флп.4:13; 1Тим.1:12; Кол.1:29). Чудесным образом призванный в апостольство Самим Господом Иисусом Христом, святой апостол Павел раскрывает благовестие: «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом» (Гал.1:1). Ко всем Апостолам относится следующая истина: тайна Христова открылась Духом Святым Его святым Апостолам, а через них — и всем их преемникам и последователям (ср.: Еф.3:5-10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Да постыдятся еретики и сектанты, не почитающие святых и не возносящие им молитв. Священное Писание обличит их ложь. Святой Иоанн-тайнозритель обличит их ложь, ибо он созерцал живых святых Божиих, видел, как они молятся Богу за грешный мир. Видел Ангелов Божиих, которые освящают молитвы святых множеством фимиама. Видел, как молитвы всех святых возносятся к пречистому престолу Всевышнего. Кому поверим, если Богу не поверим? Кто кроме Самого Бога откроет нам тайны Божии? Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы нам можно было сказать: «правда»? Но никто не сказал, никто не возвестил, никто не слыхал слов ваших ( Ис.41:26 ) – так говорит пророк о людях и тщетности человеческой. Только Бог откроет истину, и Бог открыл истину через пророков Своих и через евангелистов и апостолов. А еретики и сектанты свои измышления выдают за Божию истину. Да возрадуются и возвеселятся все православные, возрадуются от истины, которая хранится неповрежденной в Церкви православной. Да возрадуются от святого Иоанна, евангелиста и тайнозрителя, который удостоился видеть истину Божию на небесах и открыть ее людям. Да возрадуются от всех святых Божиих на небесах, которые день и ночь приносят свои молитвы за нас, грешных, Господу Богу. Да возрадуются от Ангелов Божиих, которые помогают святым молиться Богу за нас, грешных. Жив Господь Бог наш, и Он видит и слышит. Живы все святые небеса Божии и все спасенные народы, и видят и слышат. В наше время человеческий разум изобрел машины и приборы, с помощью которых человек может слышать и видеть другого человека на большом расстоянии. Как же тогда Создатель разума не может видеть все и все слышать? И как первые служители Царя Небесного не могут видеть и слышать с небес все, что происходит на земле? И поэтому, братья, с великим упованием принесем молитвы свои Божиим святым и с великим упованием будем ждать, что святые Божии примут молитвы и к нашим молитвам присоединят свои. И что Ангел молитвы с золотой кадильницей и множеством фимиама освятит наши молитвы и молитвы всех святых и вознесет их к пречистому престолу Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Для того, чтобы яснее представить положение нагорной страны, необходимо иметь в виду то, что Палестина во дни земной жизни Иисуса Христа разделялась на четыре части: на севере была Галилея, откуда вышла Пресвятая Дева, на юге находилась Иудея, посередине между ними располагалась Самария, на востоке же лежала Перея или, иначе, Заиорданская страна. Иудея же, в свою очередь, разделялась горным хребтом с севера на юг и состояла, таким образом, из двух частей: горной и равнинной. Горная часть и была тем местом, где находился город Иудин, под которым Святые Отцы разумели город Хеврон, старый священнический город, в котором проживали праведные Захария и Елисавета. Когда Пресвятая Дева вошла в дом Захарии, то с радостью приветствовала Елисавету. Это приветствие у иудеев выражалось словами мир тебе, но в устах Пресвятой эти слова имели особенную, необыкновенную силу. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1, 41). Как только она услышала приветственные слова, тотчас взыграл младенец во чреве ее . Под словом взыграл Святые Отцы понимают необыкновенно радостное движение младенца во чреве, которое последовало от воздействия Духа Святаго, Которого праведная Елисавета в то время исполнилась. По действию Святаго Духа узнала она в Пречистой Деве Матерь Божию. И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк. 1, 42-44). Праведная Елисавета по вдохновению Святаго Духа приветствует Пресвятую Деву не как бедную девицу, которую она знала, но как истинно Матерь Божию. Называя Ее благословенною в женах, она тем самым повторяет слова святого Архангела Гавриила, что не могло не удивить Деву Марию. Когда же она сказала: благословен плод чрева Твоего , то тем более удивила Пресвятую Деву, потому что никто кроме Нее не знал этой тайны, возвещенной Ей Архангелом. Ликуя, в чувстве радости, праведная родственница вопрошает Ее, за какие же это заслуги или добрые дела удостоилась она такой милости, что к ней пришла Матерь Господа?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

И, думаю, многие из нас могли бы о духовном общении с ними сказать примерно то же, что сказала моя собеседница о своей тете Луше. И не только многие из нас, христиан: мысль о связи с нашими усопшими всегда была жива в народе, даже и в отошедшем от церковности, вспомните песню Высоцкого: Наши мертвые нас не оставят в беде, Наши павшие – как часовые… Фото: znamenietomsk.prihod.ru В святых – избыток жизни и действие Духа Нет, моя собеседница была вовсе не из тех, кто стремится творить церковное самочиние, искажать или отвергать обычаи и правила православной молитвы и поминовения усопших. Она лишь поделилась опытом своей личной жизни. Я думаю о том, что да, из предания Церкви (точнее, из того немногого, что это предание говорит о посмертии, области все-таки для нас, ныне живущих, не до конца ясной) нам известно, что душа, после смерти расставшись с телом, попадает в такие условия, которые точнее всего передать словом «сон», «успение». Но ведь святые-то – бодрствуют! И это не «исключение из правил», это закон мира – не испорченного падением, но созданного Богом, закон, подтвержденный Христом и Его воскресением: в святых преизбыточествует жизнь, не сон и забытье, но творческое действие Духа Святого. Она дана им Богом, эта способность бодрствовать. Но дана ведь не по принципу лотереи, не по принципу необъяснимой прихоти Вседержителя: есть нечто в самом устроении личности святых, в их вере, в их любви, в их жизненном творчестве такое, что закономерно привело их к принятию этого дара. Что такое «слава», в которой мы воскреснем В Первом послании апостола Павла к коринфянам есть знаменитое место, в котором он касается тайны всеобщего воскресения: «Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

http://pravmir.ru/svyatyie-bodrstvuyut-a...

Император, действуя в интересах Греции за счет соседей, не мог отказать в этой неважной уступке, не имеющей, по-видимому, для империи никакого значения. Зная все это, император Юстиниан без всякого сопротивления, напротив, сам способствовал их желанию и приведению его в исполнение; подобным поступком Юстиниан увеличил свое влияние на Грузию. Эта последняя же в свою очередь, как бы в благодарность, принимала со стороны Византии всевозможные поручения относительно обороны или защиты границ империи даже в ущерб своим собственным интересам. После смерти последнего католикоса из греков Чирмага место его занял теперь по избранию собора грузинских отцов Савва, уроженец грузинский. Но Савве не долго пришлось управлять вверенной ему Церковью, он умер после пятилетнего правления в 550 году. Парсман по выбору того же местного собора, составленного для этого нарочно в Мцхете из грузинского духовенства, на католикосский престол возвел Евлавия. Святая Церковь едина, поскольку один есть Бог Отец, Сын и Святой Дух, Которому Церковь верует, служит, поклоняется и Которого почитает. Одно основание Церкви – Иисус Христос . Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). Одно учение слова Божия, которым Церковь наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. Одна вера, которую она имеет в Единого Триипостасного Бога. Одни Святые Тайны, которыми она спасается. Одно духовное и таинственное Тело, Глава которого – Христос. Один Дух, Которым оживотворяется, водится и освящается. Одна надежда воскресения мертвых и жизни будущего века. Обо всем этом кратко сказал святой апостол: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). Поэтому если и рассеяны верные и святые Божии по лицу всей земли, однако составляют одно благословенное общество. Святитель Тихон Задонский Глава VIII. Прибытие в Грузию сирийских святых отцов и окончательное искоренение с их помощью огнепоклонничества

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010