Итак, на основании Писания мы убедились, что святые – это особые люди, которые исполнили в своей жизни призыв Христа следовать за Ним с полным самоотвержением и усердием. По словам Библии, за то Бог их и «прославил». Посмотрим теперь, какое отношение к святым должно быть у христиан; если Сам Бог их прославил, можно ли нам их прославлять, молиться и подражать им? Библия учит, что святые молятся за нас. Даже богач из притчи беспокоится о своих живых братьях ( Лк.16:29 ). Обратите на следующие очень важные для нашей темы слова апостола Петра: «скоро должен оставить храмину мою (земное тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2Пет,1:18)! Во-первых, здесь говорится, что Господь Иисус открыл Петру, что он оставит свое тело, или, проще говоря, умрет. Мы помним, что Спаситель открыл ему это после Своего воскресения («Сказал же это, давая разуметь, какою смертью [Петр] прославит Бога» – Ин.21:19 ). И что еще важно – апостол Петр верит в существование себя, своей души, после смерти тела! Для нас данное место очень важно знать и помнить. Во-вторых, Петр говорит, что он «будет стараться» после смерти помогать своим ученикам вспоминать об его учении. Как он будет стараться? Конечно, молиться после смерти за своих учеников! Это место особенно хорошо объясняет христианское вероучение о ходатайстве святых и о бессмертной душе. Святые знают дела, происходящие на земле: «души убиенных за слово Божие... возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:10 ). Ветхий Завет говорит: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам.3:7 ). Обратите внимание, что в притче о богаче и Лазаре Авраам знает о Моисее и пророках, хотя жил и умер гораздо раньше оных ( Лк.16:9 ). Если Господь открывал святым многое, неужели после смерти их Он что-то станет укрывать от них? Молитва праведников всегда была важна для людей: «и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас» ( 1Цар.12:23 ) – говорит людям Самуил.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

После происшедшего с ним чуда Дмитрий Александрович Шепелев стал глубоко верующим человеком. Никакие модные атеистические веяния уже не могли поколебать его приобретенную личным опытом веру в Бога и Святые Тайны. В подготовке к причащению укрепление веры имеет исключительную значимость. Принимая в уста Святые Дары, мы должны твердо веровать в то, что приемлем Пречистые Тело и Кровь Господа. Святые Дары остаются для наших чувств хлебом и вином только для того, чтобы не смущать нас видом и вкусом человеческой плоти. Господь может за каждой Евхаристией показывать людям истинный вид Святых Тайн, но Ему нужна не наша вера в Его чудеса, а наше доверие к Его словам:  «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя»  ( Ин.6:51 ). Господь во время Тайной вечери взял хлеб, благословил его, преломил и, раздавая ученикам, сказал:  «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов»  ( Мф.26:26–28 ). Когда мы готовимся к причащению, то должны погрузиться своим умом в созерцание того, что происходило на Тайной вечере. Нам необходимо запечатлеть в своем сознании слова Спасителя, сказанные Им Своим ученикам. Это нужно для того, чтобы укрепить свою веру. Ведь, участвуя в Евхаристии, мы сподобляемся принять те же Тело и Кровь Христовы, которые Он преподал тогда Своим апостолам. А чтобы получить божественную благодать, которую получили апостолы на Тайной вечере, мы должны иметь и такую же веру, какой обладали они. К сожалению, нашу слабую веру часто колеблют наветы лукавого. Более того, подчас среди верующих находятся люди, дерзающие приступать к Святым Дарам с весьма смутными представлениями о них и даже не пытающиеся позаботиться об укреплении своей веры. Слава Богу, вразумляющему и их, и нас Своими чудесами! В древности существовал обычай: хлеб и вино, необходимые для совершения Евхаристии, в храм приносили сами миряне. Надо сказать, что тогда христиане старались не загружать своих духовных пастырей хозяйственными заботами приходов. Так вот, однажды знатная римлянка, придя на литургию, которую служил святитель Григорий Двоеслов , подала в алтарь просфоры для совершения таинства. В конце богослужения она вместе с другими христианами приступила к святой чаше. Однако, когда очередь дошла до нее, она усмехнулась, услышав сказанные святителем слова: «Преподается животворящее Тело Господа нашего Иисуса Христа». Святитель Григорий спросил:

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Смотри же, овца словесного стада, не презирай меня, пастыря: ты несравненно больше вредишь этим себе, чем мне, или, лучше: мне нисколько не вредишь, разве только скорбь причинишь моему сердцу о твоем же безумии и о твоей погибели. Ты недоумеваешь, как внимают нам с неба святые, когда мы молимся им. А как лучи солнечные с небес приклоняются к нам и всюду, по всей земле светят? Святые то же в духовном мире, что лучи солнечные в мире вещественном. Бог – вечное, животворящее Солнце, а святые – лучи умного Солнца. Как очи Господни постоянно призирают на землю и на земнородных, так и очи святых не могут не обращаться туда, куда обращен промыслительный взор Господа твари и где их сокровище (тело их, дела их, места священные, лица, им преданные). Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [ Мф. 6,21 ]. Тайны, Крест, Таинства своею Божественною, всемогущею силою действуют, а не твоею слабою, не твоею немощью: чего ж ты сомневаешься? Оскорбительно для Божия всемогущества, Божией святости и неизменяемости. Только не оскорбляй их неверием – они всегда свое дело в состоянии сделать сокровенной в них Божией силою, которая не оставит их до скончания мира: и се, Я с вами во все дни до скончания века [ Мф. 28,20 ]. Если бы тут твоя немощь действовала, тогда можно было бы сомневаться в том, что не будет ожидаемого действия, например, от креста; но когда тут Бог действует, то сомнение неуместно. Отчего связывают свою совесть незаконными прибытками? – Не могут преодолеть лести богатства, действующей в сердце. Рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами [слав.: часть его с неверными положит] [ Мф. 24,51 ]. О пьянстве. Сказать. Пополам рассечет, как дерево; две половины в человеке: одна – тело, а другая – душа. Вдруг Домувладыка пошлет Ангела немилостивого, как он и сам не был к себе милостив, и будет он немилосердо истязывать его душу: хочешь не хочешь – иди вон из грешного нечистого тела. Да куда иди – хотя бы на упокоение от мук пьянства при жизни: нет – на новые, ужасные муки с неверными. Часть его с неверными положит. Сомнение – ржа добрых дел человеческих, снедающая сердце и отнимающая много достоинства от дела. Например, ты подал милостыню нищему и потом усумнился, будет ли иметь какую цену в очах Божиих милостыня твоя; или пожалел, что много подал или подал тому, кому не следовало, – она уже у тебя потеряла много цены. Лицемер, большую ли долю твоего имущества составляет поданная тобою милостыня и, во всяком случае, велика ли жертва твоя Богу, что ты мучишься, злонравный и неблагодарный, сомнением и жалением? В деле добром необходима всегда твердая уверенность. Все, что не по вере, грех [ Рим. 14,23 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

13:22). И в этом случае Бог явился сначала в образе Человека, затем — в образе Ангела.    И много других подобных мест можно найти в Божественном Писании, свидетельствующих, что Бог может становиться Ангелом и называться Человеком.    Поэтому святые отцы наши и учители поступают хорошо и справедливо, когда пишут по-разному: иногда — о том, что Авраам сподобился принять Святую Троицу в свой шатер, иногда же — что Авраам принял Бога с двумя ангелами, а иногда — что патриарх угощал ангелов; и все это истинно. Если бы в действительности было иначе, разве осмелились бы святые отцы, знавшие Божественные тайны, противоречить Священному Писанию? Ведь в Писании сказано: явился Аврааму Бог, а они иногда пишут, что явились Аврааму ангелы, иногда — что явился Аврааму Бог с двумя ангелами, иногда же — что явилась Аврааму Святая Троица. Из этого ясно, что Бог и в образе Ангела показывается, и в образе Человека является. Ангел же не может назвать себя Богом.    Не удивляйся тому, что Сам Бог принимает то вид Человека, то образ Ангела и является благим и праведным людям. Не только благим и праведным, но и грешным и нечестивым Он многократно являлся, как свидетельствует книга Бытия: «Пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял... теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» (Быт. 20:3, 7). И еще сказано в Писании: «И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого» (Быт. 31:24). И в книге Исход сказано: «И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: ...встань, иди с этими людьми; но только делай то, что Я буду говорить тебе» (См. Чис. 22:20). И много подобных случаев приводится в Божественном Писании. Если Бог являлся грешным и нечестивым, то разве удивительно, что Он являлся также святым и праведным людям! Ведь Он — Владыка и Промыслитель всего, Вездесущий и все наполняющий!    Не думай, что все это сказано по необходимости, а не воистину, ведь Бог не только праведникам и грешникам многократно являлся, но и в терновый куст, и в облако, и в вихрь, и в дым входил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

5 . Но посмотри, что дальше. Сказано: «И сожег Иисус Гай и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня» ( Нав8:28 ). Ты видишь, что сказанное скорее несет в себе истину тайны, нежели являет историческое повествование, ибо навечно станет пустыней не столько участок земли, сколько владение демонов, когда никто не будет грешить и грех ни над кем не будет властен. Тогда дьявол и ангелы его будут преданы вечному огню, а Господь наш Иисус Христос воссядет, чтобы править и судить, и скажет победившим прежде и после: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). А другим скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ), пока Он не приложит лекарство каждой душе, которую Он знает, «и так весь Израиль спасется» ( Рим.11:26 ). 6 . Но вот что еще приходит мне в голову, когда я размышляю о бегстве Иисуса перед лицом воинства Гая (ср. Нав.8:15 ). Как ты думаешь, почему сказано, что Иисус бежит? Посмотрим, есть ли что-то, чего мы можем достичь бегом, и есть ли в беге какая-нибудь совершенная добродетель. Апостол Павел научает нас: «Бегайте блуда» ( 1Кор.6:18 ). Ты видишь, что есть некий «дух блуда» ( Ос.5:4 ), которого должны бегать все мы, кто хочет остаться целомудренным, благочестивым и скромным во Христе. Таким образом, бегство есть то, что ведет к спасению, такое бегство – сила, такое бегство приносит блаженство. И должно бегать не только духа блуда, но как сказано: «Бегайте блуда», так услышим и сказанное нам: «Бегайте гнева, бегайте алчности, бегайте жадности и зависти, бегайте злословия и клеветы». Я, впрочем, не знаю, может ли кто-нибудь убежать от них, не ведаю, может ли кто-то избежать их. Таково было войско Гая, от которого Иисус научил своих воинов бежать, и, возможно, поэтому Он наставлял своих учеников, говоря: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» ( Мф.10:23 ). Ибо Он хочет, чтобы мы убегали от таких неприятелей; Он хочет, чтобы мы были недосягаемы для такого рода зла; и если пока мы можем избавиться от заражения этим злом, убежав от него, то тогда, видя благочестие и намерения нашего сердца, святые силы – возможно, те, о которых апостол Павел говорит: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ) – которые, вероятно, суть святые ангелы, видя, что нас преследуют демоны, восстают против этих преследователей и, ударив по ним со спины, поражают их всех. Ведь Иисус скорее с теми, кого преследуют, чем с теми, кто нападает на преследующих с тыла. И это справедливо, потому что Иисус предпочитает быть с теми, кто бегает блуда, кто бегает гордости, кто бегает лукавства, кто бегает лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

6, 35.). Здесь мнимый ангел, а в действительности — Сын Божий, также говорит: “Я есмь хлеб жизни”. Далее в Писании говорится: сказал Маной жене своей: “О, жена, верно мы умрем, ибо видели мы Бога”(Суд. 13, 22.). И в этом случае Бог явился сначала в образе Человека, затем — в образе Ангела. И много других подобных мест можно найти в Божественном Писании, свидетельствующих, что Бог может становиться Ангелом и называться Человеком. Поэтому святые отцы наши и учители поступают хорошо и справедливо, когда пишут по-разному: иногда — о том, что Авраам сподобился принять Святую Троицу в свой шатер, иногда же — что Авраам принял Бога с двумя ангелами, а иногда — что патриарх угощал ангелов; и все это истинно. Если бы в действительности было иначе, разве осмелились бы святые отцы, знавшие Божественные тайны, противоречить Священному Писанию? Ведь в Писании сказано: явился Аврааму Бог, а они иногда пишут, что явились Аврааму ангелы, иногда — что явился Аврааму Бог с двумя ангелами, иногда же — что явилась Аврааму Святая Троица. Из этого ясно, что Бог и в образе Ангела показывается, и в образе Человека является. Ангел же не может назвать себя Богом. Не удивляйся тому, что Сам Бог принимает то вид Человека, то образ Ангела и является благим и праведным людям. Не только благим и праведным, но и грешным и нечестивым Он многократно являлся, как свидетельствует книга Бытия: “Пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял… теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив”(Быт. 20, 3, 7.). И еще сказано в Писании: “И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого”(Быт. 31, 24.). И в книге Исход сказано: “И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему:…встань, иди с этими людьми; но только делай то, что Я буду говорить тебе”(См. Чис. 22, 20.). И много подобных случаев приводится в Божественном Писании. Если Бог являлся грешным и нечестивым, то разве удивительно, что Он являлся также святым и праведным людям! Ведь Он — Владыка и Промыслитель всего, Вездесущий и все наполняющий!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

7. Из аввы Исаии В час совершения Евхаристии отринь помыслы свои, и пусть твои чувства пребывают в страхе Божием. Только тогда ты будешь достоин Таинства, и Господь исцелит тебя. А если ты не смог оградить себя от помыслов, не подходи к Чаше чтобы не причащаться в суд и осуждение. Святое Причастие - это соединение с Богом. А если мы побеждены страстью, гневом, завистью, человекоугодничеством, тщеславием, ненавистью или еще какой-нибудь страстью, то удалились от Бога. Как в таком случае мы смеем говорить о соединении с Богом? 2. Тот же Авва Исайя сказал: «Горе мне, горе, если я причащаюсь, сохраняя общение с врагами Божьими, то как я приобщусь Богу? Только в суд себе. 3. Мы говорим: Святая святым. Святые Дары даются не отверженным, а святым. И если я свят, то что общего у врагов Божьих со мной? Горе мне, горе, я ношу Твое имя, называясь христианином, а сам пребываю в рабстве у врагов. 8. Из святого Варсонофия Брат спросил старца: - Если у меня ночью во сне были соблазнительные грезы, а наутро - Евхаристия, что мне делать? - Нужно подойти к чаше, - ответил святой, - чувствуя себя искалеченным, отринув презрительность и ощущая нужду во враче. Тогда исцелит нас Господь, исцеливший кровоточивую. Возлюбим Господа, чтобы Он и нам сказал: «Оставляются грехи ваши многие, ибо вы много возлюбили». И когда идешь причащаться, говори: «Да не будут мне, Владыко, святые Дары сии во осуждение, но во освящение души и тела» - и тогда только подходи со страхом, и сотворит Бог милость Свою на нас». Глава 34: О том, что причащаться на каждой Литургии весьма полезно, а причащаться от случая к случаю – вредно и опасно 1. Из Палладия У пятисот братьев, живших вместе с великим Аполлом, было правилом причащаться Святых и Непорочных Тайн каждый день в девятом часу, а потом во время трапезы слушать поучения старца о божественных заповедях перед кратким сном. Авва говорил им, что нужно мысленно очищаться и готовиться каждый день, чтобы постоянно быть достойным принять божественные Тайны в воспоминание спасительной Страсти и благодаря причащению удостаиваться отпущения грехов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

   Бог наш, слушатели, как непостижим, так и невместим есть. И поэтому не только какое-нибудь малое место, какой-нибудь малый храм, но и весь мир, какой он ни есть, небо и земля, восток и запад, север и юг, величества Бога нашего вместить не может. Ибо, как учат священные богословы, Бог везде и на всяком месте есть. На небо пойдешь? Там Бог. В концы вселенной пойдешь? Там Бог. В одну минуту на небе, на земле и в преисподней земли один и тот же неотлучно Бог. Изобразил это пророк Его святой и Царь Израилев Давид, говоря: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Если взойду на небо, Ты там; если сойду во ад, Ты там; если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс 138:7—10).    И так везде и на всяком месте Господь наш. Однако есть некие места, в которых некоторым образом особенно обитает невместимый Бог наш, как-то: обитает на небе, являя там особенный неизреченной славы Своей свет, наслаждая блаженных духов ненасытным видением Лица Своего, даруя радость душам праведных. Обитает и в душах верных Своих, подавая им благодать Свою, возбуждая их к творению добрых дел, оберегая их от козней дьявольских, от навета вражеского. Так учит и Спаситель наш: «Кто, — сказал Он, — любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14:23). И еще святой ученик Христов верных людей храмом Божиим называет, говоря: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор 3:16)?    Итак, слушатели, всякое место, о котором говорится, что в нем обитает Бог, домом Божиим назваться может, ибо дом есть место обитания. Однако молитвенные храмы, старанием боголюбивых людей построенные, особенно домом Божиим называются. Ибо только в них служения, единому Богу подобающие, отправляются; для того они строятся и освещаются. В них священнодействие совершается, Святые Тайны совершаются, пение совершается, славословие совершается. В них непостижимая та, в которую и «Ангелы желают проникнуть» (1 Пет. 1:12), Небесному Отцу во все дни Бескровная приносится Жертва. В них Сам Спаситель наш, Христос Господь, в священной Евхаристии, под видом хлеба и вина, присутствует. В них Дух Святой на предложенные Святые Дары снисходит, священнодействие совершает, молящихся освещает. В них глас евангельский, вещания апостольские слышатся, слово Божие проповедуется. В них молитвы Своих верных рабов слышит Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   никакого понятия о том, что превосходит чувственный мир. Справедливо благодать Пресвятого Духа восстановила силы тех, кто не впал намеренно в заблуждение всем сердцем, но отрешился от материального мира. Таким образом, вновь приняв чистоту через благодать, они сначала искали и исследовали, а потом искали с усердием и исследовали с особой тщательностью Божественные тайны посредством той же благодати Господа. Поэтому не позволительно говорить, что в познании священных тайн действует одна только благодать, без участия сил, которые получают познание через разум. Ибо предположим, что святые пророки не понимали откровений, сообщаемых им Пресвятым Духом. Но тогда как бы могло оказаться истинным слово Писания: «Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его» (Притч. 16:23). С другой стороны, они не могли получить истинного познания вещей, стараясь постичь их лишь силою своего разума, без благодати Святого Духа. Ибо в таком случае оказалось бы излишним пребывание в святых Духа, не просвещающего их к познанию истины. И как тогда сбылось бы слово, гласящее: «Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, исходящий от Тебя, Отца светов» (Иак. 1:17) или «каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». (1 Кор. 12:7—11). Продолжая, св. Максим несколько ниже уточняет: «Следовательно, благодать Святого Духа не дает мудрости святым без участия ума, который ее принимает, ни познания без разума, способного воспринять его, ни веры без убеждения ума и разума в том, что будет, но до времени скрыто, ни дара исцеления без любви к людям, никакой иной дар, если нет способности принять его. Но и перечисленное выше не может получить человек только посредством собственных усилий, без силы Божией, которая дает эти дары». После ряда примеров из ветхозаветной истории св. Максим делает вывод: «Из этого ясно видно, что все святые, с одной стороны, получили от Святого Духа откровение, а с другой стороны, просили просветить разум их к постижению смысла откровения. Таким же образом благодать Духа никак не упраздняет силу разума, но скорее возвышает его к разумению Божественного».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2793...

   С Богочеловеческим правом богомудрый Апостол благовествует: Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1Кор.2:11). Человек — это замкнутый мир, заключенная в себе вселенная. Таким делает его свойственное ему самоощущение и самосознание. Без его на то позволения, в них не может проникнуть никто, кроме всеведущего и вездесущего Господа. Это его исключительная и неотъемлемая собственность. Вообще говоря, только этим он и обладает. Ведь осознаёт он себя и знает посредством самоощущения и самосознания. Но что такое, в сущности, самоощущение и самосознание — этого не ведает и он сам. Тайна их сокрыта в Боге Слове. Как и вся тайна человеческого существа. Лишь воплощенный, вочеловечившийся Бог Слово, Богочеловек Христос, открыл не только тайну Бога, но и тайну человека. Поэтому Богочеловеком лучше всего и совершеннее всего познаётся человек. Если человек верою принадлежит Богочеловеку, то будет знать о себе всё бессмертное и вечное, то есть что и надлежит ему знать на этом и на том свете. Если человек живет Богочеловеком, то его знание и о Боге, и о человеке преуспевает в Богочеловеческом совершенстве. Дух человеческий — это источник всего человеческого самопознания и ведения, самоощущения и чувства. Он один только знает, что в человеке — τα το νθρπου, и от него зависит, обнаружится ли то или нет. Так и что в Боге никто не знает, кроме Духа Божиего. Он единственный знает, что в Богочеловеке Христе. Человек же лишь своим личным освящением, облекаясь в Духа Святого, входит в эти тайны Духа. Прививаясь святой жизнью к Духу Святому, человек по мере своего освящения приобретает и знание о том, что в Боге, равно как и знание о том, что в человеке. Поэтому лишь святые духоносцы ведают как Бога и что в Боге, так и человека и что в человеке.    В Богочеловеческом Теле Церкви Духом Святым христианам дарованы все Богочеловеческие миры и все их богатства. Святой Апостол благовествует: Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога (1Кор.2:12). — Вот тайна христианского богопознания, познания Христа. Дух Святой подает силы нашему духу, дабы мы могли познать дарованное нам от Бога. Божие познаётся Божиим. Бог познаётся Богом — вот апостольское и святоотеческое правило христианской теории познания, гносеологии. Чем обильнее имеет человек в себе Духа Божия, тем лучше ведает он Бога и Божие. Лишь духоносцы ведают в полноте, что во Христе Богочеловеке даровано нам от Бога: какие богатства, какие совершенства, какие святыни. Как святые Апостолы лишь Духом Святым познали это совершенно и ясно, так и каждый христианин. Это закон, действующий для всех человеческих существ. Поэтому духоносные Отцы суть наилучшие Христо-ведцы и богодухновенные истолкователи Святого Евангелия, ибо изъясняют они его Духом Святым, открывающим им и глубины Божии (1Кор.2– Примеч. ред.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010