Предстоятель Русской Церкви подвел итоги Патриаршего служения за год Москва, 22 декабря 2010 г. 22 декабря 2010 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу ежегодного Епархиального собрания города Москвы, передаёт пресс-служба Патриарха Московскоо и всея Руси. Предстоятель Русской Церкви выступил с докладом, один из разделов которого был посвящен обзору деятельности Патриарха как епископа города Москвы в уходящем 2010 году. Святейший Патриарх Кирилл в 2010 году возглавил работу четырех заседаний Священного Синода: в Санкт-Петербурге (дважды), в Успенской Киево-Печерской лавре и Москве. Пятое в этом году заседание пройдет 26 декабря в Москве. В 2010 году состоялось два Архиерейских совещания. В работе первого совещания (2 февраля) приняли участие 155 архиереев. На втором совещании (16 июля), посвященном итогам реализации начального этапа эксперимента по преподаванию предмета «Основы православной культуры», присутствовали архиереи тех регионов, где проходила апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Святейшим Патриархом Кириллом были проведены три встречи с руководителями Синодальных учреждений, на которых обсуждались проблемы реформирования центрального аппарата Русской Православной Церкви. В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл возглавил два заседания президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви — консультативного органа, подготавливающего решения Архиерейских и Поместных Соборов по самому широкому кругу проблем. В течение года на рабочие заседания неоднократно собирались комиссии Межсоборного присутствия. За прошедший год Предстоятель провел ряд встреч с Президентом Российской Федерации, председателем Правительства Российской Федерации, с членами Правительства России, мэрами г. Москвы, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, с главами зарубежных государств и правительств. На встречах обсуждались насущные вопросы взаимоотношения Церкви и общества, Церкви и государства.

http://pravoslavie.ru/43663.html

В Киеве обсудили этические проблемы трансплантологии Киев, 22 декабря 2011 г. 21 декабря по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре под председательством епископа Макаровского Илария состоялось заседание Комитета по биоэтике и этическим вопросам при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. На заседании было продолжено рассмотрение этической проблематики развития трансплантологии.В частности, плодотворную дискуссию вызвали доклады профессора П. Музыченко о современном состоянии трансплантологии на Украине и доцента Р. Гревцовой о католической концепции восприятия и юридических аспектах трансплантологии. Также обсуждались отдельные положения украинского законодательства относительно трансплантации органов и биоматериалов и предлагаемые изменения к нему, содержащиеся, в частности, в резолюции V съезда трансплантологов Украины. В ходе заседания было отмечено, что с точки зрения православного вероучения и христианской этики в отношении донорства лиц должна действовать презумпция несогласия как безусловный принцип: донорство органов и биоматериалов возможно только при свободном осознанном волеизъявлении доноров, в основе которого — жертвенная любовь к ближнему ради спасения его жизни. Из этого следует, что донорство или изъятие органов и биоматериалов у детей, несовершеннолетних лиц, а также лиц, ограниченных в своей физической или правовой дееспособности, является в принципе неприемлемым как при жизни этих лиц, так и после их смерти. Недопустимыми также следует считать коммерциализацию трансплантологии и создание рынка трансплантологических услуг. Окончательные расширенные выводы Комитета будут обнародованы позже. В заседании приняли участие: председатель Синодального отдела УПЦ по вопросам здравоохранения и пастырского окормления медицинских учреждений епископ Дрогобычский Филарет; председатель Синодального отдела УПЦ по благотворительности и социальному служению архидиакон Сергий Косовский; главный редактор «Церковной православной газеты» игумен Лонгин (Чернуха); ректор Высших богословских курсов, представитель УПЦ при общественном совете Минздрава Украины протоиерей Владислав Софийчук; директор Института медицинского и фармацевтического права и биоэтики Академии адвокатуры Украины Радмила Гревцова; сотрудники синодальных отделов Украинской Православной Церкви и представители православной общественности.

http://pravoslavie.ru/50552.html

Состоялось заседание Священного Синода УПЦ Москва, 12 ноября 2008 г. Во вторник 11 ноября в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Богослов.Ru . В начале заседания Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сообщил членам Священного Синода о поездке делегации Украинской Православной Церкви 11-12 октября нынешнего года в Стамбул для участия в собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Присутствуя на этой встрече, Предстоятель Украинской Православной Церкви вручил всем Главам и представителям Поместных Православных Церквей свое обращение, в котором содержалась просьба поддержать усилия Украинской Православной Церкви по восстановлению церковного единства в Украине и выработать единую позицию в отношении путей преодоления существующих церковных разделений. Заслушав сообщение Блаженнейшего Митрополита Владимира, Священный Синод поддержал инициативы, высказанные в обращении Предстоятеля к главам Поместных Церквей, и высказал надежду, что «благодаря совместным конструктивным усилиям Поместных Православных Церквей и при их молитвенной поддержке инициатив Украинской Православной Церкви, церковные расколы в Украине будут преодолены». Синод принял несколько важных решений, продолживших инициативы декабрьского (2007 года) Собора епископов УПЦ по осуждению так называемого «политического православия». Священный Синод заслушал информацию Управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана о порядке проведения Всеукраинских крестных ходов. Актуальность этого вопроса связана с многочисленными инициативами по организации подобных акций, которые не согласовывались со священноначалием УПЦ и порой проводились под политическими лозунгами. Священный Синод принял решение считать Всеукраинскими крестные ходы, «охватывающие территорию трех и более епархий и имеющих значение, актуальное в масштабах всей Украинской Православной Церкви». Всеукраинские крестные ходы отныне могут организовываться только по благословению Священного Синода УПЦ. Заявки на проведение таких ходов должны подаваться в Управление делами УПЦ не позднее, чем за месяц до начала проведения крестного хода. В заявке должна быть указана информация об организаторах и участниках хода, святынях, сопровождающих крестный ход, цель проведения мероприятия и источники его финансирования. После проведения Всеукраинских крестных ходов их организаторы должны представлять соответствующий отчет Управляющему делами УПЦ, который, в свою очередь, информирует об этом Священный Синод.

http://pravoslavie.ru/28235.html

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Везде нужно работать над тем, чтобы восстановить в сознании людей те ценности, которыми жила православная Россия на протяжении веков 4 августа 2011 г. 17:10 27 июля 2011 года в ходе состоявшегося в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре заседания Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об образовании Среднеазиатского митрополичьего округа . Главой округа был назначен архиепископ Екатеринбургский Викентий , возведенный указом Святейшего Патриарха Кирилла в сан митрополита. В преддверии отъезда к новому месту служения архипастырь встретился с уральскими журналистами. О «наследии» Мы все происходим из одного государства, которое называлось Советский Союз. Я был в нескольких епархиях: в Молдавии, Приднестровье, Гагаузии, Абакане, 12 лет на Среднем Урале… Везде, поверьте, одни и те же проблемы, которые создала советская власть. Думаю, что и в новом моем послушании будет такая же ситуация, ведь эти нынешние государства когда-то были республиками одной страны. Стало быть, они также пропитаны той идеологией. Везде нужно работать над тем, чтобы восстановить в сознании людей те ценности, которыми жила православная Россия на протяжении многих веков. К сожалению, мы увидели, что за 70 лет было перемолото то, что создавалось столетиями. Мы попали в непростую ситуацию, когда у русского народа была отнята вера, благочестие. В результате появились такие страшные явления, как наркомания, огульное пьянство, распутство… Что только не появилось! Наша с вами задача бороться с этим. Мы должны вместе прививать те ценности, которыми жила дореволюционная Россия: нравственность, духовность, понятия о смысле жизни, о том, для чего нужно делать добрые дела, для чего зарабатываются деньги и так далее. Знаете ведь, как бывает: человек зарабатывает деньги, а для чего — не знает. Накопил, а что делать, не знает. Впадает в уныние, отчаянье и… заканчивает жизнь самоубийством. Когда нет смысла жизни, можно выполнять работу, но толку от этого не будет никакого.

http://patriarchia.ru/db/text/1592289.ht...

С открытием училища во временном помещении не кончились и не могли кончиться заботы о нем митрополита Арсения. Нужно было приискать и приготовить для него особое здание. Тогда преосвященный обратил внимание на дом, занимаемый прежде киевской гимназией, но после пожаров в нем бывший в запустении. Место под этим домом некогда принадлежало Киево-печерской лавре. Преосвященный Арсений, несмотря на противодействие местных властей, исходатайствовал возвращение его и построенного на нем дома снова в духовное ведомство; и в этом доме, находящемся в наиболее здоровой части Киева, поместительном и окруженном садовыми деревьями, устроено было девичье епархиальное училище. Желая прочнее утвердить существование его и возвысить значение, митрополит позаботился о том, чтобы оно принято было под высочайшее покровительство государыни императрицы. Удостоенное сего покровительства, оно выдвинулось из ряда других девичьих епархиальных училищ и стало на высшую степень в сравнении с ними. Благодаря сему обстоятельству, стали доступнее награды для служащих в училище. Последствием забот митрополита о нем было то, что дело воспитания и обучения в нем с первой же поры поставлено было твердо и хорошо; и воспитанницы, кончившие учение свое, выносили оттуда доброе направление христианское, способность к труду, скромность и благовоспитанность; в знании учебных предметов они не уступали гимназисткам и как учительницы в какой-либо сельской школе, или в семействах, вели свое дело с умением и в том направлении, какое желательно для первоначального женского образования. Благоустройство мужских духовно-учебных заведений и успешное преподавание наук тут были весьма вожделенны и дороги для преосвященного Арсения. И это понятно. В них воспитывались и приготовлялись будущие сотрудники его в деле служения церкви. Что же он делал для киевской семинарии и академии? В начале 1867 года по распоряжению его увеличены оклады содержания наставникам семинарии и подчиненных ей училищ на счет местных епархиальных средств, собственно на счет сумм софийского митрополитанского дома и достаточных монастырей киевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В IV главе Н. П. Кондаков рассматривает переход иконографических типов Б. М. из греко-итальянской иконописи в русскую; таковы иконы Б. М.: Страстной, Умиления, Взыграния Младенца, Сладкого лобзания, Корсунской – Умиления, Ватопедской, Никопейской и др. Всех типов – 20. Автор особенное внимание обращает на типы Умиления и Страстной Б. М. и старается установить генетическую связь между ними. Первый из этих типов, по нашему мнению, имеет свой прототип в искусстве древнейшем византийском. Название иконы «Умиление» означает умильную сцену, в которой Богоматерь с умилением смотрит на своего возлюбленного Сына-Младенца, Который в свою очередь прильнул щечкой к щеке Богоматери, обнимает её ручкой за шею, нежно смотрит ей в глаза; вдобавок – имеет оголенную пояску. К этому типу принадлежат наши иконы X–XI вв. Владимирская в Московском Успенском соборе, писанная по преданию Ев. Лукой, бывшая сперва в Киеве, потом в половине XII в. перенесенная из Киева во Владимир и наконец в начале XIV в. в Москву, Корсунская Игоревская в Киево-Печерской Лавре, Фёдоровская 1239 г. в Костроме. Все они, в порядке хронологическом, предшествуют появлению греко-итальянской школы и потому видеть в них какие-либо следы переработки, внесенные этой последней школой, по-видимому, нельзя. Тем не менее автор находит возможным уверить читателя, что тип этот сложился все-таки под влиянием греко-итальянским, хотя и признает, что корни его находятся в Византии. Чтобы подкрепить мысль об этом влиянии, автор заранее предваряет, что только путем самого молочного и точного сличения памятников можно было бы установить переход темы умиления из итальянской живописи в греческую иконопись; для русской иконописи, продолжает он, исторический анализ этой темы является особенно важным потому, что путем его можно было бы совершенно точно определить происхождение наших чудотворных икон Фёдоровской, Толгской и др. После этого предварении, мы в праве были бы ожидать, что автор именно на этом строго научном анализе и будет базировать свою мысль об итальянской переработке рассматриваемого типа. Между тем для этого анализа он берет не древнейшие русские памятники этого типа, а позднейшие копии их, например, вместо Фёдоровской иконы Костромской – Хилаидарскую копию её, считая последнюю точной копией Костромской, хотя это не подтверждается приведенными самим автором снимками; вместо Владимирской иконы Моск. Усп. собора он берет многочисленные копии её, даже отчасти поздние XVII в. (прориси Чирикова). Выходит, то, что автор разъясняет следы итало-греческих влияний не в основных чертах типов, а в их позднейших разновидностях. Но в таком случае ослабляется значение новизны в научных задачах автора, и он попадает в старое русло ученых, которые со времен Ровинского признавали итальянское влияние на русскую иконопись XVI–XVII вв., хотя и не знали достаточно живописи итало-критской, считая последнюю ветвью живописи венецианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Митрополит Бориспольский Антоний озвучил статистику по незаконным перерегистрациям уставов общин Украинской Православной Церкви 20 июня 2019 г. 10:29 19 июня 2019 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Успенской Киево-Печерской лавре состоялось собрание представителей епархиальных юридических отделов Украинской Православной Церкви . Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на  Синодальный юридический отдел УПЦ . Со вступительным словом к участникам собрания обратился управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , который поздравил присутствующих с прошедшими праздниками и пожелал, чтобы благодать Святого Духа всегда укрепляла в трудах. В своей речи митрополит Антоний отметил, что хотя с  прошлой встречи  и произошли изменения в общественной плоскости, однако неизменными остаются агрессия по отношению к духовенству и верующим нашей Украинской Православной Церкви, угрозы, рейдерство, поджоги, кражи и акты вандализма. «Показательно, что мы фиксируем более 80 рейдерских захватов наших храмов, еще большее количество нарушений прав верующих и духовенства, но надлежащей защиты нарушенных прав не получаем», — сказал владыка Антоний. Особое внимание управляющий делами Украинской Православной Церкви обратил на массовые перерегистрации уставов приходов областной государственной администрации, невнесение сведений об уголовных правонарушениях в Единый реестр досудебных расследований соответствующими должностными лицами, манипуляции на местах относительно членства в религиозной общине, бездействие полиции и поддержка рейдеров местными властями. Митрополит Антоний привел статистику незаконных перерегистраций чиновниками областных государственных администраций уставов религиозных общин УПЦ на «ПЦУ»: «В частности зафиксировано в: Волынской области — 67, Ровенской области — 48, Черновицкой области — 11, Житомирской области — 15, Хмельницкой области — 42, Тернопольской области — 27, Винницкой области — 2, Ивано-Франковской области — 2, Закарпатской области — 5, Полтавской области — 1, Кировоградской области — 1, Киевской области — 1». В целом незаконные перерегистрации затронули 222 религиозные общины Украинской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5457690.ht...

Опубликовано видеообращение верующих Украинской Православной Церкви к президенту Украины и Поместным Православным Церквам Киев, 10 марта 2021 г.      22 февраля 2021 года в Успенской Киево-Печерской лавре состоялся съезд представителей захваченных храмов Украинской Православной Церкви, в завершение которого духовенство и верующие записали видеообращение к президенту Украины с просьбой защитить их права, а также обратились к Поместным Православным Церквам с призывом о молитве и поддержке, сообщает Патриархия.ru . Настоятель прихода в селе Катериновка Кременецкого района Тернопольской области священник Сергий Гладун рассказал об истории жестокого захвата храма: «Люди были избиты, ограблены и оскорблены в своем государстве. Невиданное в XXI веке — нас ненавидят за православную веру, захватывают храмы, ломают двери и отбирают наши святыни». С 2014 года подобных случаев насчитывается более 130. «Рядом со мной стоят люди из 12 областей Украины, и каждый из них с историей боли и печали, а также своими жертвами за православную веру. Таких, как мы, — тысячи», — сказал Отец Сергий. Священник подчеркнул, что подобная антицерковная политика активно поддерживалась бывшим президентом П.А. Порошенко, и большинство верующих украинцев надеялись, что новый президент, за которого они голосовали, остановит притеснения со стороны властей по религиозному признаку и защитит права миллионов православных украинцев. «Но такого пока не произошло», — с сожалением констатировал отец Сергий. Представители других приходов, которые пострадали от рейдерства «ПЦУ», также обратились к президенту и рассказали о своих надеждах: «Ждем, что Вы защитите конституционные права каждого украинца и грека, русского и венгра, ожидали, что у вас не будет (разделения на) правильных и неправильных украинцев, как вы говорили». Верующие обратились к гаранту Конституции с требованием прекратить дискриминацию граждан Украины, а также отменить закон, который меняет название канонической Украинской Православной Церкви. «Уважаемый Владимир Александрович, вы можете все изменить, вернуть уважение к Конституции Украины, вернуть мир в Украине, показать, что права человека превыше всего», — говорится в обращении верующих.

http://pravoslavie.ru/137886.html

С приветственным словом к присутствовавшим обратился председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Антоний. Архиерей передал приветствие и благопожелания от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, являющегося председателем Комитета почетных членов Императорского православного палестинского общества. Владыка Антоний подчеркнул, что Святейший Патриарх придает большое значение работе, которую проводит ИППО во многих направлениях. Иерарх высоко оценил исторически сложившийся конструктивный и плодотворный уровень взаимодействия между Русской Православной Церковью и ИППО. Как председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Антоний отметил высокий уровень проводимой ИППО работы за рубежом и выразил надежду, что многогранные труды Общества будут продолжаться и впредь, в том числе содействуя всестороннему укреплению духовных связей России со Святой Землей. В своем докладе Сергей Степашин подвел основные итоги деятельности ИППО за отчетный период, отметив наиболее значимые инициативы. Среди них — оказание гуманитарной помощи, в том числе на Донбассе и в пострадавшей от недавнего разрушительного землетрясения Сирии. Он указал на то, что проводимая ИППО гуманитарная деятельность в сегодняшних непростых условиях — продолжение исторических традиций ИППО. В выступлении также была отмечена активная работа региональных отделений ИППО. Ключевым аспектом работы ИППО является международная деятельность. Председатель ИППО подчеркнул, что на сегодняшний день ведут активную работу 34 представительства за рубежом. В завершающей стадии находится деятельность по организационному оформлению Египетского представительства. В 2023 году старейшая международная общественная организация достигла исторического максимума по числу зарубежных представительств за всю историю. Сергей Степашин подчеркнул, что перед ИППО стоят задачи по расширению своего присутствия в странах Северной Африки. Говоря о непростой международной обстановке, Сергей Степашин обратил внимание присутствующих на тот факт, что старейшая международная общественная организация дала серьезную оценку происходящим в Успенской Киево-Печерской лавре событиям.

http://patriarchia.ru/db/text/6021266.ht...

25. Ковнировский корпус. Сооружен в XVII-XVIII в.в. Состоит из двух объемов, построенных в разное время. Пекарни с пристройкой, возведенной в XVII в., и книжной лавки, построенной мастером С.Д. Ковниром в 1721-1727 г.г. После пожара в 1744-1746 г.г. С.Д. Ковнир восстанавливает оба здания и подводит их под общую крышу. Пекарня представляла собой однокамерное сооружение в плане в виде параллелепипеда со стенами, сложенными из чередующихся рядов кирпича и валунов, перекрытое сводами. К пекарне с северной стороны делают пристройку с порталом, поребриками из кирпича и двумя полуколоннами (возможно архит. Д.В. Аксамитов). Книжная лавка - одноэтажное трехкамерное сооружение, с двумя тамбурами, перекрытое сводами и с высокой крышей. В 1772 г. в чердачных помещениях устроен второй этаж. Корпус в стиле барокко кирпичный оштукатуренный двухэтажный с подвалом сложной конфигурации в плане. 26. Ворота между Экономическим и Ковнировским корпусами. Устроены как ворота, ведущие на экономический двор при перестройке Ковнировского корпуса в 1744-1746 г.г. 27. Просфорня. Трехэтажное кирпичное здание сооружено с тыльной стороны Ковнировского корпуса в 1913 г. по проекту Е.Ф. Ермакова. Пристроено к административному корпусу. 28. Административный корпус, является составной частью здания Лаврской типографии. В современном виде сооружен в 1828 г. при перестройке основного корпуса типографии. 29. Типография. Сооружена в XVIII-XIX в.в. Первая в Киеве типография была основана в 1615 г. и размещалась в небольшом деревянном доме в Лавре. В 1701 г. на его месте был возведен кирпичный одноэтажный корпус. Планировка нового здания была секционной асимметричной. После пожара в 1718 г. была восстановлена в 1721-1727 г.г., при этом использованы сохранившиеся старые стены. В 1772-1773 г.г. архитектор Шарль де Шардон над зданием строит второй деревянный этаж. Тогда же для укрепления южной стены было установлено три аркбутана, пятами поставленные на террасу корпуса 30. В 1828 г. к основному объему сооружения с севера и востока сделаны пристройки. В 1864 г. установлен четвертый аркбутан. В 1863 г. между зданием типографии и построенной Словолитной мастерской установлены ворота, ведущие в Экономический двор.

http://sobory.ru/article/?object=00330

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010