Заседание комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления состоялось в понедельник в Успенской Киево-Печерской лавре. 20 сентября. ПРАВМИР. Заседание комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления состоялось в понедельник в Успенской Киево-Печерской лавре. Его возглавил митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Председатель комиссии Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в связи с болезнью не мог присутствовать на заседании, но он направил участникам приветственное послание. В послании говорится, что он молится об успехе работы, главным фактором которой является «глубокое осознание ненормальности положения, когда верующие люди оказываются вне спасительной ограды Православной Церкви». По мнению митрополита Владимира, сообщает Патриархия.ру, причина раскола в охлаждении любви и в «духе века сего – духе разделения и гордыни». Только имея дух «единства, мира, долготерпения и всепрощающей любви Христовой» члены комиссии смогут «предложить на рассмотрение соборному разуму Русской Православной Церкви канонически верные и евангельские по духу способы и пути преодоления внутрицерковных разделений и расколов», — говорится в послании митрополита Владимира. Он напомнил также, что «молитва о сохранении единства Церкви и уврачевании разделений – обязанность каждого архиерея, священнослужителя и верующего православного христианина». Как сообщает пресс-служба Московского Патриархата, комиссия рассмотрела доработанный по итогам ранее состоявшегося обсуждения проект документа «О координации работы по укреплению церковного единства и предупреждению расколов» и после внесения поправок и дополнений одобрила его. Также обсуждался ход подготовки проекта документа «О мерах по преодолению последствий церковного разделения XVII века», работа над которым будет продолжена.

http://pravmir.ru/voprosy-protivodejstvi...

Острая словесная перестрелка произошла по поводу понятий «реставрация», «восстановление» и «евроремонт». «Мы были намерены реставрировать врата, чтобы сохранить их аутентичность. У нас был проект и разрешение Министерства культуры. Но верх арки обвалился, что изменило наши планы. Слава Богу, что обвал случился ночью, и никто не пострадал. Нужно было срочно решать эту проблему, ведь утром в лавру придут люди. И мы разобрали врата, — сказал владыка Павел. — Поэтому теперь сохранить аутентичность по не зависящим от нас причинам мы не можем. Это уже будет не реставрация, а восстановление. Кстати, это европейская практика сохранения памятника». Наместник лавры привел в качестве примера реставрации Михайловского и Успенского соборов, а также указал на неточности журналистов и сотрудников в датировании памятки. «Въездная арка не такая древняя, как говорят работники заповедника. Ее построил архитектор Середа в 1880 году, поскольку ее предшественница в 1840-1844 гг. была сильно повреждена. В послевоенные годы ХХ века врата были повторно отстроены. Как видите, кирпич — советских времен, а не ХХ в.». Работники Киево-Печерского заповедника обвинили насельников лавры в том, что они, пренебрегая рекомендациями научных работников, уничтожают памятники архитектуры и живописи, и далее весь разговор перешел исключительно на строительно-реставрационные работы в лавре, которые ведут, с одной стороны, монахи, с другой — многочисленные работники заповедника. Владыка Павел, в свою очередь, обвинил руководство заповедника в некачественной работе, подкрепляя свои обвинения документами и фактами недобросовестности научных работников заповедника, которые демонстрировались в зале на огромном табло. Ответы на вопросы журналистов наместник тоже подкреплял фактами: на экране постоянно демонстрировались фотографии зданий до передачи их Церкви и после, а также неутешительные результаты реставрации, которую годами ведут сотрудники заповедника. Владыка отметил, что сейчас на балансе у заповедника находятся свыше 20 объектов и ни один из них, как видно по нынешнему их состоянию, не будет отреставрирован в ближайшее время, а некоторых (что можно было увидеть на мониторе) может постигнуть печальная участь въездной арки — они просто обвалятся, не дождавшись обещанной реставрации. Указывая на практику огораживать все проблемные места красной лентой и вешать табличку «опасная зона», владыка Павел сказал, что в таком случае в скором времени придется всю лавру обтянуть лентой и повесить подобную табличку, поскольку работники заповедника ничего не делают. «Если бы мы работали вместе — могли бы горы перевернуть. Музей не реставрирует, а доламывает уцелевшее», — сказал владыка и призвал присутствующих на встрече журналистов правдиво и не ангажировано осветить то, что происходит в лавре.

http://patriarchia.ru/db/text/308194.htm...

Вот как комментирует ситуацию в Лавре и на Старом Арсенале ученый – гидрогеолог, старший научный сотрудник Института геологии НАН Украины, кандидат геолого – минералогических наук Вадим Федорович Рыбин. Когда проводилось восстановление Успенского собора, для усиления существующих фундаментов рядом с ними было забито большое количество свай. Хотя и до сих пор некоторые специалистов считают, что не было необходимости это делать, так как старые фундаменты очень хорошо сохранились и были достаточно мощными, чтобы нести конструкции собора. Тем не менее, забили около 700 свай, - планировалось намного больше. Эти сваи пересекают водоносный горизонт и служат препятствием для свободного движения грунтовых вод. Таким образом, провоцируется их подъем примерно на 1 метр . Этот подъем может быть не опасен в случае, если грунтовые воды проходят глубоко (в Лавре на глубине 17 метров ). На Старом Арсенале грунтовые воды проходят на глубине 6- 8 метров от поверхности земли, и это может стать проблемой не только для Арсенала, но и для Лавры, которая находится ниже по склону. Первая крупная авария в Лавре произошла из-за утечек из новых, проложенных во время восстановления собора, водонесущих коммуникаций. Эти утечки долгое время не были заметны, так как новое покрытие площадки вокруг собора не давало возможности воде просачиваться на поверхность. Когда воды в грунте накопилось достаточно много, образовался огромная яма, в которую провалился трактор. Частично ситуацию спас дренажный колодец, который был неисправен, и насыщенный водой грунт, сдвинув кольца колодца, хлынул в открывшееся отверстие. Во время ликвидации аварии дренажный колодец был забетонирован. Но последствия этой аварии проявились, когда стало заметно значительное оседание видовой площадки с правой стороны от собора и частичное разрушение стены подпирающей эту площадку. Об опасном для памятников Лавры гидрогеологическом состоянии территории свидетельствует и обрушение сводов в пещерах. Под внутренним двором Старого Арсенала хотят построить три подземных этажа, общей глубиной до 15 метров . В этом случае возникнет барражный (барраж – плотина) эффект. Подземное сооружение перекроет путь воде, она обязательно поднимется, и будет искать для себя новые пути. Поэтому, прежде всего, для “Художественного Арсенала” должны быть проведены научно-исследовательсткие работы и разработан специальный проект водонесущих коммуникаций, который бы обеспечил минимальные утечки воды и возможность их контролировать. Второе: подземные сооружения должны находиться на 3- 4 метра выше грунтовых вод. Тогда это даст какую-то гарантию, что в Лавре не поднимется уровень грунтовых вод.

http://pravoslavie.ru/16743.html

К 1786 г. осталось по Киевской епархии таковых правлений только 17, и из них по представлению Преосвященного митрополита Самуила в том же году указом Св. Синода марта 13 утверждены только 9: в Козельце, Пирятине, Лубнах, Переяславле, Миргороде, Хороле, Золотоноше, Городище и Острее, но после введения в Киевской епархии духовных штатов по указу 1757 г. учреждено по числу епархиальных городов 11. Монастырское правление в Киевской епархии было двоякое: одно не зависимое ни от епархиальных архиереев, ни от митрополита, а прямо от патриарха, в ставропигиальных так называвшихся монастырях, каковым правом с 1159 г. г. пожалована от патриарха Константинопольского Сильвестра, а вероятнее Луки Хрисоверха, Киево-Печерская Лавра, с 1588 г. Львовский Успенский и Виленский Святодухов, с 1710 г. Межигорский, а с 1720 г. и Киевобратский монастыри. Некоторым монастырям и польские короли давали такое же право независимости ни от кого, кроме от себя 206 . В других монастырях правление зависело от епархиальных архиереев и митрополитов. В первых из сих монастырей начальствовали архимандриты или игумены, а во вторых только игумены. В Виленском они назывались старшими. Но с 17 и 18 столетий и в сих иногда определялись архимандриты по рассмотрению самих митрополитов Киевских, а в 1765 г. именным указом февраля 17 производство их без дозволения Св. Синода запрещено. Ставропигиальные и королевские монастыри имели право избирать себе вольными голосами братии и сторонних светских чиновников своего настоятеля, а избранные утверждались королевской грамотой, в последовавшие же времена и гетманом. Первые из сих монастырей имели под своим ведением многие другие мужские и женские монастыри, единственно от их управления зависевшие. Киево-Печерской Лавре подведомы были многие не только по Киевской, но и по другим епархиям, а Виленскому все литовские. Они сами избирали, определяли и сменяли в них настоятелей, или своих наместников и настоятельниц и в вотчинах своих таким же образом распоряжались даже белым духовенством, управляя им и самыми прихожанами ее в духовных делах посредством избранных ими же протопопов, а только для посвящения в чины относились к епископам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Отошел ко Господу многолетний регент Митрополичьего хора Украинской Православной Церкви Михаил Литвиненко 30 мая 2020 г. 17:41 30 мая 2020 года, на 94-м году жизни, отошел ко Господу М.С. Литвиненко — заслуженный деятель искусств Украины, дирижер и композитор, известный регент, который большую часть своей творческой деятельности — 33 года — руководил Митрополичьим хором Украинской Православной Церкви . Михаил Семенович Литвиненко родился 1 апреля 1927 года на хуторе Проскурин вблизи с. Кибинцы Миргородского района Полтавской области. С родными пережил раскулачивание, голод, немецкую оккупацию. Был гоним за веру и антисоветские взгляды. Пел на клиросе с детства, регентскую практику получил в церковных хорах Киева, Миргорода и Полтавы. Во время учебы в Киевской духовной семинарии (1948-1952) был обвинен в «антисоветской пропаганде и агитации с использованием националистических и религиозных предрассудков». Три с половиной года (1952-1955) отбывал наказание в Лукьяновской колонии и исправительном лагере на реке Унжа (ныне — Нижегородская область), где создал хор и оркестр. После освобождения нес послушание регента в Успенской Киево-Печерской лавре и Вознесенской церкви на Демиевке г. Киева. В 1956 году завершил обучение в Одесской духовной семинарии и служил помощником регента Успенского кафедрального собора г. Одессы. В связи с невозможностью получить прописку, за 20 лет сменил 14 мест жительства. В 1961 году заочно окончил теоретическое отделение Московского народного университета культуры, в 1971-м — Харьковский государственный институт культуры (класс дирижирования). В 1962-1968 годах руководил светскими хоровыми коллективами. Признание получил как регент Митрополичьего хора Украинской Православной Церкви — Владимирского кафедрального собора г. Киева (1975-1992) и Киево-Печерской лавры (1992-2008). После выхода на пенсию в 2009 году служил певчим в братском хоре обители. За выдающийся вклад в развитие хоровой культуры первым из церковных регентов на территории бывшего СССР удостоен почетного звания заслуженного деятеля искусств Украины (2002). Кавалер церковных наград. Автор около 20 богослужебных произведений. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Какой же из этих портретов преподобного Парфения, найденных нами в архивах и печатных изданиях, является истинным? Вскоре по выходе в свет «Сказания...» в 1856 году, Е. Посниковой были получены от Н. Мальцевой три экземпляра этого «Сказания...», с поручением передать один из них Мухановым. «Вчера я получила очень любезное письмо от госпожи Мальцевой, с приложением трех книг («Сказание о жизни о. Парфения») и вот что она пишет: «Вот 3 книги, из которых две для вас и вашей сестры, а третья для г-ж Мухановых, которые любили батюшку; Это, хорошо впрочем составленное жизнеописание дает только слабое представление о человеке Божием, так как надо видеть таких людей, чтобы знать их; без этого будет только несовершенное представление об этих возвышенных натурах, каждое дыхание которых есть дар Духа Святаго...» 148 . Если бы портрет, напечатанный в «Сказании...», не являлся бы очень похожим, в письмах было бы это отмечено. Поэтому можно считать, что этот портрет преподобного Парфения является истинным! Это литография Ж. Р. Ламерсье (см. рис. III). Истинность этого портрета подтверждается, конечно, и тем, что написание и выпуск этого «Сказания...» был непосредственно под наблюдением высокопреосвященного Филарета. В беседе архиепископ Вышгородский наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры высокопреосвященнейший Павел, сказал, смотря на литографию Парфения с его факсимиле, выполненную Ж.Р. Ламерсье (см. рис. III), что в Киево-Печерской Лавре хранится похожий портрет преподобного Парфения, но под ним чернилами написано преподобным Парфением: «Буди Благословен». Оказалось, что это литография Парфения (см. рис. I), выполненная В. Дарденгом (Лит. Ред. Русс. Боен. Хроники). По-видимому, это был первый прижизненный портрет старца и, конечно же, истинный, так как он поставил под ним подпись. Литография приводится в настоящем издании. Такая же литография. В. Дарленга хранится в изоотделе ГИМ и такая же литография (без указания автора) найдена в печатном издании ( И.К.Смолич . «Русское монашество». М. 1999) и приводится в настоящей книге (см. рис. 49). Это был первый прижизненный портрет старца Парфения.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

ОВЦС считает необходимым вернуться к теме канонических и пастырских последствий унии на следующей пленарной сессии Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу 2 августа. ПРАВМИР. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата опубликовал официальное заявление о реакции руководства Украинской Греко-Католической Церкви на Всеукраинский крестный ход. 27 июля 2016 года в Киеве завершилось беспрецедентное по своему духовному и гражданскому значению событие — Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы за Украину, организованный по инициативе Украинской Православной Церкви. По разным оценкам более 80 тысяч православных верующих приняли участие в молитвенном шествии одновременно с запада, из Свято-Успенской Почаевской Лавры, и с востока, из Свято-Успенской Святогорской Лавры, чтобы в день празднования Крещения Руси и памяти святого равноапостольного князя Владимира соединиться с многочисленными киевлянами в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре за Божественной литургией. Преодолевая сотни и тысячи километров, встречая на своем пути трудности из-за продолжающегося гражданского конфликта в стране, верующие с молитвой шли навстречу друг другу, чтобы вместе просить Господа и Пресвятую Богородицу о прекращении междоусобной брани, о торжестве любви, мира, добра и межконфессионального согласия на многострадальной украинской земле. Однако даже такое благое дело, призванное преодолеть разделения в украинском обществе, встретило циничные нападки и несправедливые обвинения со стороны руководства Украинской Греко-Католической Церкви, которое воспользовалось этим событием как поводом для новых злобных и циничных обвинений в адрес канонической Украинской Православной Церкви. Верховный архиепископ УГКЦ Святослав Шевчук 24 июля дал интервью Департаменту информации УГКЦ, в котором заявил, что Всеукраинский крестный ход — это политическая пророссийская акция. «Московский Патриархат», по словам архиепископа, «часто использовался как инструмент в руках агрессора». Глава УГКЦ сравнил крестный ход с «живым щитом из гражданских лиц» и предупредил, что «если из среды участников этого крестного хода будут исходить антиукраинские лозунги и провокации, это станет концом Московского Патриархата на Украине». Не остановился архиепископ и перед утверждением, что среди духовенства Московского Патриархата «очень много фактов поведения, не совместимых со званием гражданина Украины, и Служба безопасности Украины должна ими заняться».

http://pravmir.ru/ovtss-uniya-napominaet...

Ситуация вокруг Почаевской лавры: верующие всех церквей должны хранить христианскую мудрость 26 февраля, 2014 Накануне из Успенской Почаевской лавры поступило сообщение о том, что несколько автобусов с людьми приехали в Почаев. Братия закрыла ворота Лавры. К воротам с молитвой вышли братия, семинаристы и все паломники, которые сейчас находятся в лавре. Ситуацию, которая происходит вокруг Почаевской лавры прокомментировал религиовед, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии Национального педагогического университета им. Драгоманова Юрий Черноморец. 24 февраля состоялось заседание Синода УПЦ МП. Избран местоблюститель. Сформирована профессиональная комиссия по диалогу с УПЦ КП и УАПЦ. В эту комиссию вошли те люди, которые будут действительно искать реальные пути к возможному объединению на основе канонического права. Эти люди прекрасно знают опыт других православных церквей в преодолении расколов, и комиссия действительно настроена на диалог. Конечно, любые инциденты вокруг лавры — то ли Почаевской, то ли Киево-Печерской означали бы срыв переговорного процесса еще до его начала. Между тем, условия для переговоров как никогда благоприятные. Настрой народа и политикума на необходимость единой соборной Украины не может не создавать давления на руководство Церквей — и тут главное, чтобы это закономерное давление истории не получило негативных форм, но было исключительно мирным. Ведь церковным переговорам можно только способствовать, но в них нельзя вмешиваться: такова и буква канонов, и буква закона. Местоблюстителем Киевского митрополичьего престола избран митрополит Онуфрий, который никогда не пойдет на нарушение канонов при возможных процессах объединения, и является гарантом их полной каноничности и легитимности. Сегодня протестующим, которые хотят преодоления раскола, возможно нужно пикетировать не лавры, а руководство УПЦ КП с требованиями, чтобы они предлагали реальные планы преодоления существующих разделений, а не утопические проекты. Если сказать прямо, то сегодня мяч на поле УПЦ КП. Пока что конкретных конструктивных и реалистичных предложений не было. Возможно надо пикетировать митрополита Мефодия из УАПЦ, потому что он вообще отказывается от переговоров!

http://pravmir.ru/situaciya-vokrug-pocha...

Священный Синод высказался за принятие конкретных мер, предотвращающих притеснение христиан и агрессивное игнорирование общественной значимости религиозного миропонимания 26 июля 2010 г. 20:05 На состоявшемся 26 июля 2010 года в Успенской Киево-Печерской лавре заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан рапорт протоиерея Всеволода Чаплина , председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества , об обсуждении проблемы нетерпимости и дискриминации в отношении христиан, имевшем место на Конференции высокого уровня ОБСЕ по толерантности и недискриминации, которая прошла 29-30 июня 2010 года в Астане . На конференции, в частности, обсуждались исламофобия, антисемитизм, преступления на почве ненависти, а также роль системы образования и средств массовой информации в преодолении этих негативных явлений. Специальная сессия форума была посвящена борьбе с расизмом, ксенофобией и дискриминацией, а также проблеме нетерпимости и дискриминации в отношении христиан и верующих других религий. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла модератором этой сессии в качестве члена Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии или убеждений выступил протоиерей Всеволод Чаплин. Во вступительном слове председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества напомнил, что в современном мире становятся все более частыми случаи осквернения христианских и иных культовых зданий, высказывания и действия, оскорбляющие чувства христиан и верующих других религий. «Существует и проблема негативного отношения к религиозному мировоззрению в целом, — подчеркнул протоиерей Всеволод Чаплин. — Подчас отрицается сама возможность манифестации религии и ее символов в общественном пространстве, а также религиозной мотивации в общественной жизни». На сессии были, в частности, подвергнуты критике попытки изъять христианские символы из школ, подвергнуть репрессиям тех, кто проповедует библейское мировоззрение, лишить родителей права на несогласие с преподаванием их детям взглядов, расходящихся с принятым в семье вероучением. Заслушав рапорт отца Всеволода, участники заседания Священного Синода выразили удовлетворение тем, что в последнее время нетерпимость и дискриминация в отношении христиан все чаще становятся предметом обсуждения в международных организациях ( журнал 74 ). Священный Синод высказался за дальнейшее развитие такого обсуждения с участием христианских Церквей и общин, а также принятие конкретных мер, предотвращающих притеснение христиан, агрессивное игнорирование общественной значимости религиозного миропонимания и попрание права его приверженцев на участие в общественных процессах. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1231053.ht...

Синод Украинской Церкви подготовил проекты документов для выборов Предстоятеля 12 августа, 2014. Новостная служба Синод также постановил представить на рассмотрение Собора епископов кандидатуру Секретаря Собора, а также состав мандатной, редакционной и счетной комиссий. 12 августа. ПРАВМИР. Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры Высокопреосвященнейшего митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия 12 августа подготовил для подачи на рассмотрение Собора епископов УПЦ проекты документов для выборов Предстоятеля. Об этом сообщается на сайте Синода . В частности, члены Синода постановили представить на рассмотрение Собора епископов Украинской Православной Церкви, который пройдет 13 августа 2014 в  Киеве, проекты Программы, Повестки дня и Регламента Собора, а также проект Процедуры избрания Митрополита Киевского и всея Украины (Журнал 36). Синод также постановил представить на рассмотрение Собора епископов кандидатуру Секретаря Собора, а также состав мандатной, редакционной и счетной комиссий (Журнал 37). Интронизацию новоизбранного митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви члены Собора постановили совершить 17 августа 2014 в городе Киеве в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре (Журнал 38). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 апреля, 2019 3 апреля, 2019 7 декабря, 2018 13 ноября, 2018 27 сентября, 2018 25 сентября, 2018 25 сентября, 2018 25 мая, 2018 14 марта, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/sinod-ukrainskoy-tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010