С 15 лет Валентина стала заведующей молочно-товарной фермой: смышленую и ответственную девушку на эту должность избрали сельчане, сказав: «Валюша, мы тебе поможем!» Но, главное, ей, не утратившей веру, пришлось своим личным примером учить вере в Господа других людей. Свое церковное служение матушка начала в селе Дор Буйского района Костромской области. С шести лет она читала в храме Трисвятое и Апостол, для чего девочку ставили на стул. C 1940 года Валентина трудилась псаломщицей в разных храмах Костромской земли, в селе Княжеве, в Нерехте и в подмосковной Кашире, где она приняла монашеский постриг по благословению схиигумении Варвары (Трофимовой), настоятельницы Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря. Тем самым молодая монахиня, нареченная Ангелиной, исполнила волю своей матери Александры, которая всю свою жизнь сама думала о монашестве — если не для себя, то хотя бы для кого-нибудь из своих детей. В 1991 году дочь матушки монахиня Иннокентия из Пюхтицкого монастыря получает благословение на игуменское служение в Костроме. Вместе с матерью ей предстояло, казалось, невозможное — полное возрождение Богоявленско-Анастасииного Костромского женского монастыря. О необычайном благолепии храмов этой некогда славной обители говорил сам Иоанн Кронштадтский. Новоприбывшим монахиням было трудно. В воссозданной обители она занимала должность благочинной, а в созданном Успенском подворье в селе Домнине Сусанинского района — должность старшей сестры. В 1994 году монахиня едет в родные буйские боры — в Макариево-Писемский монастырь, куда еще в детстве приходила молиться. И опять перед ней встала непростая задача — воссоздать по воле священноначалия обитель. При этом не просто управлять монастырем, но попытаться вернуть ему утраченное значение одного из духовных центров края. Главный храм обители — Спасо-Преображенская церковь — один из немногих на Костромской земле, который действовал даже в военные годы. Многие приходили к мощам преподобного Макария помолиться о судьбе родных-фронтовиков. Однако и эту церковь не миновала общая печальная участь.

http://e-vestnik.ru/obituaries/shiigumen...

Автор статьи: Алексей Дедушкин,  um.mos.ru Николая, святителя, в Звонарях церковь (улица Рождественка, дом 15/8). В XVI веке на этом месте существовала церковь Николы Божедомского, стоявшая, вероятно на «Убогих домах», то есть братской могиле умерших неестественной смертью, скудельнице. В источниках она упоминается в 1619 г. как деревянная, но уже с 1657 г. – как каменная. Позже, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, где жили звонари колокольни «Иван Великий» и сторожи соборов и церквей Московского Кремля, храм Николы Божедомского переименовали, и с 1677 г. он стал называться «Никола в Звонарях». Проект ныне существующей церкви составил архитектор К.И. Бланк по заказу графа Ивана Илларионовича Воронцова, городская усадьба которого находилась во владении, которое в настоящее время занимает Московский архитектурный институт (МАРХИ). Строительство церкви начали в 1760 или в 1762 г. Так как его освятили лишь в 1781 г., можно предположить, что почти десятилетие продолжалась отделка внутреннего убранства, к сожалению, не дошедшая до наших дней. Церковь состояла из прямоугольного в плане двусветного четверика и возвышающегося над ним вытянутого восьмерика – изящного, декорированного пышными капителями на угловых пилястрах и крупными наличниками, украшенными головками серафимов. В начале XIX в. вместо старой трапезной к церкви пристроили новую двухпрестольную трапезную и колокольню. Упрощенная и плоскостная моделировка их деталей, выполненных в стиле классицизма, придают церкви более строгий вид. После пожара Москвы 1812 г. были полностью перестроены в 1818 г. ограда и два крыльца храма. В 1934 г. после закрытия Никольского храма его иконы удалось передать в действовавшую еще церковь преподобного Сергия в Пушкарях. А после закрытия Сергиевской церкви (позже разрушенной) некоторые иконы передали в ныне действующий Знаменский храм в Переяславской слободе. В середине 1960-х гг. здание храма передали МАРХИ, разместившему в нем кафедру рисунка. Волею случая икона из Никольского храма – Божией Матери «Взыскание погибших» попала в храм Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря в Эстонии. По просьбе его настоятельницы при храме Николы в Звонарях, переданном к тому времени Русской Православной Церкви, в 1993 г. было образовано подворье эстонской обители. В 1994 г. начались восстановительные работы. В декабре того же года состоялось первое богослужение. В 1995 г. из Пюхтицкого монастыря храму возвратили икону Божией Матери «Взыскание погибших». Также подворью передали двадцать пять отреставрированных икон XVIII–XIX веков, а на колокольню подняли семь колоколов. В 1999 г. был устроен мощевик со 137 частицами мощей святых угодников. В том же году храму передали большую часть соседнего жилого дома для устройства монастырских келий.

http://sobory.ru/article/?object=04845

С 1979 года отец Аркадий трудился и жил в разных монастырях: в Свято-Успенской Почаевской Лавре (с 1979 по 1982 гг.), в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре (с 1982 по 1986 гг.), в Свято-Духовском монастыре г. Вильнюса (с 1986 по 1991 гг.), а также в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре и других обителях. Везде отец Аркадий трудился в монастырских садах, ухаживая за розами. Были у него в монастырях и другие послушания. Рассказывая о Пюхтицкой обители, он говорил, что занимался там реставрацией икон (чистил их) под руководством отца Бориса. В Почаеве отец Аркадий пел. В то время там не было басов, и отец Аркадий пел в хоре вторым басом. Тогда там был отец Нестор, известный батюшка, который сидел за верность Церкви в тюрьме, и в Почаеве его тогда все знали. В Печорах, когда отец Аркадий приехал туда, наместником был архимандрит Гавриил. Здесь отец Аркадий занимался только розами. Он как-то обмолвился, что в Псково-Печерском монастыре у него было больше 5000 роз. Наместник очень любил розы и всегда осенью и весной посылал отца Аркадия в Ригу за этими цветами. С отцом Иоанном (Крестьянкиным) отец Аркадий жил по соседству, через стенку. Он вспоминал, что отец Иоанн каждый вечер приходил и помазывал его и всегда восхищался розами. Также он вспоминал об отце Тихоне: «Когда я был садовником в Псково-Печерском монастыре, его ко мне поставили сажать розы, я там тоже был садовником. И вот – даже стыдно говорить – я на него накричал, что он неправильно розы сажал. И он меня запомнил, а когда увидел меня в 1995 году, почему-то сказал: “Мне нужен садовник”, и я дал согласие». В Сретенский монастырь отец Аркадий поступил в 1996 году и стал нести послушание садовника в обители. 14 февраля 1999 года он был пострижен в иночество. В 2006 году его наградили Патриаршей грамотой. С октября 2010 года отец Аркадий перенес несколько инсультов. За ним ухаживали сотрудники и прихожане монастыря: Ирина Заславская, Галина Степанова и др. Несмотря на болезнь, раз или два в год он ездил в Ивано-Франковск. Там ему помогали Надежда Цыганкова (в течение более 20 лет), отец Владимир Болдин из храма великомученика Георгия под Ивано-Франковском, который причащал его в последний год жизни.

http://pravoslavie.ru/72844.html

В день престольного праздника по окончании Божественной литургии состоялся торжественный акт, начавшийся с приветственного  слова  митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, в котором правящий архиерей, в частности сказал: «В этом году духовная академия отмечает две знаменательные даты — 210 лет со дня торжественного открытия и 40-летие Регентского отделения. После реформы системы духовного образования в 1809 году учебное заведение, ранее именовавшееся Александро-Невской академией, было разделено на собственно академию, семинарию и духовное училище, введены ученые степени доктора, магистра и кандидата. Санкт-Петербургская духовная академия была и остается ведущим богословским учебным заведением в России и за рубежом, которая на высоком уровне готовит кадры для Церкви: боголюбивых пастырей, ученых-богослов, церковных тружеников». Поздравление  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 40-летием основания Регентского отделения зачитал архиепископ Верейский Амвросий. Также было также оглашено поздравление губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова. Председатель учебного комитета протоиерей Максим Козлов поздравил учащих и учащихся с праздником, пожелал учебному заведению процветания и преподнес в дар от  Синодальной библиотеки  два издания Евангелия на языках народов России. Епископ Петергофский Силуан вручил академические грамоты и медали. В торжествах приняли участие выпускники Регентского отделения Санкт-Петербургской (Ленинградской) духовной академии разных лет: настоятельница  Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря  игумения Рафаила (Хильчук), выпускница 1983 года; настоятельница Успенского Зимненского женского монастыря игумения Стефания (Бандура), выпускница 1985 года; регент и преподаватель  Киевской духовной академии  архимандрит Роман (Подлубняк), выпускник 2000 года; регент Покровского прихода в Финляндии монахиня Мария (Дыба), выпускница 1983 года; регент Покровского Киевского женского монастыря монахиня Епистимия (Воловик), выпуск 1985 года; насельница  Успенского Пюхтицкого ставропигиального монастыря  монахиня Серафима (Никитюк), выпускница 1983 года; регент Старобельского Скорбященского женского монастыря монахиня Нина (Осипова), выпускница 1986 года, и многие другие выпускники, несущие церковное послушание в России и других странах. В рамках торжественного акта состоялся концерт, в ходе которого академические хоры исполнили ряд духовных песнопений. Выпускники и выпускницы Регентского отделения разных лет выступили в качестве руководителей хоров, а также поделились своими воспоминаниями. 

http://patriarchia.ru/db/text/5511063.ht...

— Во время Вашей встречи с кардиналом Эчегераем в августе прошлого года Вы, среди прочего, упомянули многие инициативы, которые вот уже некоторое время совместно проводят в России православные и католики. Насколько этот практический экуменизм «снизу» помогает братским Церквям больше возлюбить друг друга, и может ли это помочь тем, кто вообще ничего не знает о Церкви? — Полагаю, что личное общение и совместные действия представителей наших Церквей много значат для построения подлинно широкого диалога, который не замыкается только на официальном уровне. Мы всячески стремимся к развитию многоразличных контактов с Католической Церковью. Пока должен констатировать, что наиболее активно диалог «снизу» развивается у нас с зарубежными католиками. Этому в немалой степени способствуют паломнические обмены, совместные культурные и издательские проекты. Мы высоко ценим ту огромную роль, которую Римско-Католическая Церковь играет в западном мире. Природа православно-католических контактов в России несколько иная. Здесь католики составляют очень небольшое меньшинство, во многом представленное иностранцами, особенно среди духовенства. Русская Православная Церковь, к которой принадлежит подавляющее большинство населения, принципиальным образом уважает право католиков на свою церковную жизнь в России, стремится к построению добрых, взаимоуважительных отношений с российской католической общиной. В этом плане диалог «снизу» становится просто незаменим. Если на то есть воля обеих сторон, то такой диалог должен помочь устранить последствия прежних недопониманий в наших отношениях и избегать новых. — Ваше Святейшество, поделитесь Вашими воспоминаниями о детских паломнических поездках в Валаамский монастырь на Ладожском озере. Чем они были для Вас? Не поделились бы Вы с нами некоторыми полезными воспоминаниями Вашей юности? Что Вы помните о Вашем духовном отце Иоанне Богоявленском, который впоследствии стал епископом Таллинским? — В конце 30-х годов вместе со своими родителями я дважды побывал в Свято-Преображенском Валаамском монастыре на Ладожском озере, что во многом определило мой духовный жизненный путь. Эти поездки, равно как и посещение Пюхтицкого Успенского женского монастыря и Псково-Печерского Успенского мужского монастыря, произвели на меня огромное впечатление. Неизгладимый след в моей детской душе оставили встречи с валаамскими иноками — людьми живой веры, носителями аскетического образа, хранившими традиции русского монашества. Я благодарен Богу за эти встречи, воспоминания о которых согревают мое сердце на протяжении всей жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/351003.htm...

Епископ Назарий указал на некоторое внешнее сходство митрополита Иоанна (Снычева) и святого праведного Иоанна Кронштадтского, выражающееся в ореоле любви и света, распространяемом этими людьми. Он напомнил, что, когда митрополит Иоанн взошел на Санкт-Петербургскую кафедру, многие думали, что этот скромный, небольшого росточка, тихий с виду провинциальный архиерей и управлять будет так же тихо и незаметно, но оказалось, что Бог в лице владыки явил настоящего великого святителя, а время его управления епархией стало самым благодатным и созидательным для Церкви. Настоятель Свято-Троицкого Мартирие-Зеленецкого мужского монастыря игумен Пахомий (Трегулов), поведал, что ему выпала честь быть рядом с владыкой Иоанном на протяжении всего его архипастырского служения на Санкт-Петербургской кафедре. Он привел два примера, когда митрополит Иоанн проявился как «алмаз веры», бескомпромиссный, твердый и мощный в своем стремлении отстоять храмы Божии и сохранить их в благочестии. Из Уфимской епархии на встречу приехала Игуменья Иоанна (Смолкина), настоятельница Богородице-Табынского женского монастыря, которая в 1979-1999 годах была насельницей Пюхтицкой Свято-Успенской женской обители и знала владыку Иоанна, когда тот еще занимал Уфимскую кафедру. Мать Иоанна вспоминала, какой горькой утратой стала для нее смерть владыки, который « был для своих духовных детей всем: и врачом, и пастырем, и мамой и папой ». Увидев его во сне, она спросила: « Владыка, почему Вы нас так рано оставили? » И архипастырь ответил: « Я не оставил вас, а наоборот. Ты хочешь видеть меня на земле, но ты должна духовными очами созерцать мое отшествие ». Забота владыки о своих духовных чадах была безгранична, и ей не стала помехой его физическая смерть. Игуменья рассказала, как после похорон митрополита Иоанна она с сестрами получила весточки от него - письма, которые были заблаговременно написаны их духовным отцом и переданы в утешение уже после его гибели. Сердечные слова в адрес митрополита Иоанна сказал член партии «Единая Россия», депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Валентинович Милонов : « Я искренне преклоняюсь перед духовным наследием, оставленным владыкой Иоанном в его трудах, перед его видением будущего, в котором мы живем сейчас, а он созерцал его еще 20 лет назад. Он предупреждал, что грех - путь в бездну, куда мы свалимся, если последуем призывам «демократического» Запада. Мы тогда обольщались надеждой, что обретем спасение в «свободной» Европе, а оказались на пороге гибели, так как, где нет Духа Божия, там нет жизни ».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/03/ge...

В частности, к Ней могут обращаться с просьбами и богатые, и бедные, ибо Возлюбленный Единородный Сын Её, как Царь земли и неба, Владыка вселенной, имеет в своей власти все блага земные и небесные, и каждому, по силе его во время благопотребное отверзает щедрую руку Свою и исполняет благоволения. Обратятся ли к Ней бедные, Она и их услышит, ибо кому, как не Ей, рождённой и воспитанной в бедности и труде, более известны и близки нужды бедных? Обратятся ли к Ней родители о своих детях, Она и им поможет, так как и Сама была пречистой Матерью Сына Своего, и потому хорошо знает скорби и нужды родителей, и никогда не откажет им в помощи. Прибегнут ли к Её помощи дети и юноши, Она и им поможет сохранить в чистоте и целомудрии своё девство, потому что и Сама была юной отроковицей и пребыла, и пребывает Приснодевой. Прибегнут ли к Её помощи воины и миряне, и они будут услышаны Ею: не напрасно св. православная Церковь прославляет Её в своих священных песнопениях, как Избранную Воеводу, поборающую врагов. Сколько раз Она поборала за наше христолюбивое воинство, предшествуя и сопровождая его в бранях Своими чудотворными иконами?!... Обратятся ли к Ней сироты и притесняемые, Она и их примет под Свой покров и заступление, ибо и Сама Она, с самого детства Своего, жила и воспитывалась в сиротстве, и потому лучше других знает нужды и скорби сирот и угнетаемых, и не может не помочь им; прибегнут ли к Ней грешные и хотящие жить свято, Она и им всем поможет: грешникам, кающимся во грехах своих, поможет умилостивить Господа Своими молитвенным предстательством, а хотящим жить свято – поможет избавиться от греховных искушений и достигнуть большой степени нравственного совершенства. Обратятся ли к Ней со своими нуждами земледельцы и ремесленники, Она и их не оставит Своей помощью: кому, как не Ей, более известны нужды их?!.. Сама Она, родившись и воспитавшись в бедности и нужде, обручена была так же бедному старцу Иосифу–древоделу. Наконец, прибегнут ли к Ней с молитвой, на закате дней своей земной жизни, старые и умирающие, Она, Своим блаженным успением, подаёт им назидательный пример христианской кончины безболезненной, непостыдной и мирной, и не оставит их Своим ходатайством и предстательством перед престолом Небесного Судьи, когда предстанут они на страшном суде Христовом. Воистину, счастлив христианский род и мы, что имеем в лице Божьей Матери такую усердную заступницу, ходатаицу и заступницу за нас грешных. Будем же молиться Ей усердно, чтобы Она не оставила нас Своим предстательством и заступлением здесь – в этой жизни, и там – на суде Христовом, по смерти нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Хронология строительства Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря согласно «Летописи Пюхтицкой обители»: Источник информации: «Обитель Божией Матери», Куремяэ, Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь, 2016. В 1892 году адъюнкт-профессор Петербургской академии художеств, академик Михаил Тимофеевич Преображенский предложил генеральный план застройки монастыря, в основу которого была положена простая и ясная идея: церковь, находящаяся в центре обители, как бы собирает вокруг себя деревянные дома с келиями и Святые ворота со звонницей. Архитектурно-строительными работами руководил уроженец Сааремаа архитектор Александр Артемьевич Полещук. В том же году возводятся первые бревенчатые домики для келий, детского приюта. Закладываются главные Святые врата из гранита и кирпича с деревянной колокольней над ними. На средства Иеввенского Отделения Православного Прибалтийского братства приобретаются первые колокола: Большой весом 2648 кг, Полиелейный – 1326,8 кг и Малый – 350 кг, отлитые военным ведомством из Усть-Двинской крепостной артиллерии специально для первого в Эстляндии монастыря. 16 августа 1892 г. Высокопреосвященный Арсений, архиепископ Рижский и Митавский, освятил первый каменный соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1895 году был возведен трапезный корпус с церковью во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Число насельниц быстро росло. В обители был в полном объеме введен монастырский богослужебный круг, созданы два хора – один для пения на славянском, другой – на эстонском языке. Проповеди также читались на двух языках, что способствало популярности монастыря. Важное значение для местного населения приобрела благотворительная деятельность обители. В приюте для бедных детей воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам по программе церковноприходских школ, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству. В монастырской лечебнице больные бесплатно пользовались лекарствами и медицинским обслуживанием.

http://sobory.ru/article/?object=00142

Сретенский монастырь был устроен по почину частных лиц в память известного события и не располагал различными угодьями. В 1725 г. Сретенская Владимирская пустынь была присоединена к Троицкому мужскому монастырю. В 1898 г. на должность игумении Козьмодемьянского женского монастыря была назначена бывшая игумения Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря Варвара, в миру Елизавета Дмитриевна Блохина, дочь купца 1 гильдии. Она обратила внимание на Владимирскую пустынь и ходатайствовала пред епархиальным начальством об открытии в названной пустыне женской общины. Указом Святейшего Правительствующего Синода от 20 мая 1899 г. было определено: «Упраздненную Владимирскую мужскую пустынь, Чебоксарского уезда, обратить в женскую того же наименования чувашскую общину, с таким числом сестер, какое община будет в состоянии содержать на свои средства, с причислением её к Козьмодемьянскому женскому монастырю. По получении этого указа Высокопреосвященнейший Арсений сделал распоряжение, чтобы настоятельница Козьмодемьянского женского монастыря позаботилась о приспособлении Владимирской Чебоксарской пустыни к открытию в ней женской общины. В начале сентября работы к открытию женской общины были закончены. Главный придел был назван в честь Владимирской Божией Матери, правый - в честь преподобного Арсения Великого. Левый придел был освящен в 1862 г. уже Высокопреосвященнейшим Афанасием, архиепископом Казанским во имя Сретения Господня. Заведывала общиной монахиня Арсения. При общине в 1900г. открылась церковно-приходская школа для девочек-сирот. К 1914 г. в общине кроме трехпрестольного храма имелся деревянный больничный храм в больничном корпусе. Были построены просфорная, живописная, чеканная, золотошвейная, где монахини шили церковные облачения. Монастырь представлял собой хорошо организованное и налаженное хозяйство. В 1924 г. Владимирская женская община получила статус самотоятельного женского монастыря. Викарий Казанской епархии епископ Чебоксарский Афанасий назначает настоятельницей и возводит в сан игумении монахиню Тамару (Сатси).

http://sobory.ru/article/?object=05007

В житии преподобной Афанасии, Эгинской игумении, некоторые моменты поражают, скажем, совершенно неожиданными поворотами. Например, два ее замужества. Девочка в семь лет выучила Псалтирь, потом читала псалмы постоянно, с умилением. После чудесного случая, воспринятого ею как особый знак милости Божией, отроковица твердо решила идти в монастырь. И… в 16 лет вышла замуж. Повиновалась родителям, хотя, казалось бы, могла возроптать. Нет же, она проявила послушание, не затаив обиды на отца и мать. Скоро ее муж был убит на войне, и дальше та, которая с отрочества стремилась к монашеству, вышла замуж во второй раз! Как так, почему? Появился указ императора Михаила Косноязычного, согласно которому молодые вдовы должны были вступать в брак с молодыми воинами. Значит, снова повиновалась… Чтение жития святых угодников Божиих считается самым назидательным духовным чтением, а какое назидание, поучение мы можем отсюда вынести? Думается, такое, что смиренных Бог не оставит без награды даже в короткой земной жизни, исчисляемой не сотнями, а десятками лет. Видя сердечное намерение человека, Спаситель рано или поздно поможет исполнить его – воздаст сполна. Как воздал Он боголюбивой Афанасии, сумевшей своей добродетельной жизнью снискать любовь и уважение близких и соседей. Кто как не Господь помог ей найти столь убедительные доводы для своего мужа, чтобы тот отрекся от мира с его соблазнами, ушел в монастырь, дав при этом жене разрешение на постриг? Архимандрит Феофан (Молявко) …По благословению архимандрита Феофана (Молявко) – насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря – уроженка Московской области Раиса Грошева стала послушницей Пюхтицкой обители в 35 лет. И прошла такие удивительные этапы жизни, что они заняли достойное место в летописи российской церковной истории. Последняя игумения Московского Ивановского монастыря? На старом кладбище бывшего монастырского хутора Чернецово в Подмосковье сохранились могилки насельниц Ивановского монастыря, переехавших на хутор после закрытия родной обители большевиками.

http://pravoslavie.ru/130471.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010