— Во время Вашей встречи с кардиналом Эчегераем в августе прошлого года Вы, среди прочего, упомянули многие инициативы, которые вот уже некоторое время совместно проводят в России православные и католики. Насколько этот практический экуменизм «снизу» помогает братским Церквям больше возлюбить друг друга, и может ли это помочь тем, кто вообще ничего не знает о Церкви? — Полагаю, что личное общение и совместные действия представителей наших Церквей много значат для построения подлинно широкого диалога, который не замыкается только на официальном уровне. Мы всячески стремимся к развитию многоразличных контактов с Католической Церковью. Пока должен констатировать, что наиболее активно диалог «снизу» развивается у нас с зарубежными католиками. Этому в немалой степени способствуют паломнические обмены, совместные культурные и издательские проекты. Мы высоко ценим ту огромную роль, которую Римско-Католическая Церковь играет в западном мире. Природа православно-католических контактов в России несколько иная. Здесь католики составляют очень небольшое меньшинство, во многом представленное иностранцами, особенно среди духовенства. Русская Православная Церковь, к которой принадлежит подавляющее большинство населения, принципиальным образом уважает право католиков на свою церковную жизнь в России, стремится к построению добрых, взаимоуважительных отношений с российской католической общиной. В этом плане диалог «снизу» становится просто незаменим. Если на то есть воля обеих сторон, то такой диалог должен помочь устранить последствия прежних недопониманий в наших отношениях и избегать новых. — Ваше Святейшество, поделитесь Вашими воспоминаниями о детских паломнических поездках в Валаамский монастырь на Ладожском озере. Чем они были для Вас? Не поделились бы Вы с нами некоторыми полезными воспоминаниями Вашей юности? Что Вы помните о Вашем духовном отце Иоанне Богоявленском, который впоследствии стал епископом Таллинским? — В конце 30-х годов вместе со своими родителями я дважды побывал в Свято-Преображенском Валаамском монастыре на Ладожском озере, что во многом определило мой духовный жизненный путь. Эти поездки, равно как и посещение Пюхтицкого Успенского женского монастыря и Псково-Печерского Успенского мужского монастыря, произвели на меня огромное впечатление. Неизгладимый след в моей детской душе оставили встречи с валаамскими иноками — людьми живой веры, носителями аскетического образа, хранившими традиции русского монашества. Я благодарен Богу за эти встречи, воспоминания о которых согревают мое сердце на протяжении всей жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/351003.htm...

Несомненно, были внесены изменения в конструктивное решение, в частности, заглушены несколько проемов нижнего яруса звона, что, очевидно требовалось для размещения лестницы более удачной конструкции. Значительно было проработано и декоративное решение, ставшее более строгим и выверенным. Монастырь был закрыт в 1918 году. С 1918 года новой властью предпринимались попытки отчуждения территории и зданий монастыря с целью их нового использования. В начале 1930-х годов была взорвана и затем разобрана колокольня, разобрана ограда, снесены купола Воскресенского собора. Сохранившиеся фотографии начала 1930-х гг., зафиксировавшие здание колокольни в процессе сноса, позволяют с высокой долей уверенности предполагать, что она была разобрана заподлицо с дневной поверхностью и возможно выявление его плановой конфигурации, толщины стен, мощности и состояния фундамента, оснований конструкций лестничных маршей, уровня и характера мощения воротного проезда в ходе археологического раскрытия остатков здания. http://новодевичий-колокольня.рф/istoria Домовый храм в честь прп. Серафима Вырицкого Храм устроен в игуменском корпусе Новодевичьего монастыря в 2012 году. 26 ноября протоиереи Константин (Смирнов), Андрей (Дьяконов) и Николай (Волков) совершили чин освящения храма и отслужили первую Божественную Литургию. В храме за богослужением молились благотворители и устроители церкви. Росписи домового храма прп. Серафима Вырицкого отражают основные события жизни преподобного, связанные с Новодевичьим монастырем, благодетелем которого он являлся во время своей мирской жизни. Все изображения написаны на лазурно-синем фоне. По левую сторону от иконостаса располагается композиция из трех сюжетов. Первый сюжет — преподобный Серафим благословляет отроковицу Валентину и дает ей большую просфору в знак будущего игуменства. Впоследствии Валентина стала игуменией Варварой, настоятельницей Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря и духовной матерью игумении Софии (Силиной). Рядом расположилась композиция, символически разделенная водным потоком Обводного канала—самого крупного канала Санкт-Петербурга — на две части. В левой части — совершение монашеского пострига преподобного Серафима (Василия Николаевича Муравьева). В правой — на фоне Воскресенского собора Новодевичьего монастыря совершается монашеский постриг супруги Василия Муравьева Ольги Ивановны Муравьевой. С преклоненной главой она подает ножницы священнослужителю для пострижения власов. Над ними Христос — Эммануил, держащий в обеих руках монашеские схимы в знак особого Божия благословения на новопостригаемых.

http://sobory.ru/article/?object=00752

Архив Пн Члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству посетили монастыри Санкт-Петербургской митрополии 4 февраля 2023 г. 19:25 2 февраля 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумен Иоанн (Лудищев) и настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игумения Филарета (Калачева) посетили Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую мужскую пустынь поселка Стрельна г. Санкт-Петербурга. Монастырь был основан настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандритом Варлаамом (Высоцким). Строительство обители началось в 1734 году на участке рядом с побережьем Финского залива, который был подарен Лавре императрицей Анной Иоанновной. Расцвет пустыни связан со временем настоятельства архимандрита Игнатия (Брянчанинова), будущего святителя, который управлял обителью более 20 лет, начиная с 1834 года. Продолжателем его дела в последующие 40 лет стал бывший келейник владыки — архимандрит Игнатий (Малышев). Восстановление монастыря началось в 1993 году, первым его настоятелем после долгих лет запустения был архимандрит Николай (Парамонов), посвятивший обители более 20 лет своего служения. С 29 декабря 2022 года наместником обители стал ее насельник игумен Варлаам (Переверзев), бывший более 15 лет благочинным и трудившийся под началом отца Николая.  Знакомство с обителью началось с братского молебна, на котором были прочитаны утренние молитвы и служилась полунощница. После этого по монастырской традиции участники богослужения приложились к ракам архимандрита Варлаама (Высоцкого), схимонаха Михаила (Чихачева) — духовного друга и сподвижника святителя Игнатия (Брянчанинова), архимандрита Игнатия (Малышева), которые не прославлены, но благоговейно почитаются в монастыре. Затем игумен Варлаам (Переверзев) возглавил Божественную литургию. Далее члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству посетили храм преподобного Сергия Радонежского, сильно пострадавший в годы гонений, но все же уцелевший, с нижним храмом святой великомученицы Зинаиды, церковь святителя Григория Богослова, домовый храм мученика Валериана (в Зубовском корпусе), надвратный братский храм мученика Саввы Стратилата.

http://patriarchia.ru/db/text/6002197.ht...

     В этом твердо убеждена игумения Елисавета (Жегалова) – настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря. И более двадцати лет назад, когда только начиналось возрождение древней обители, матушка понимала, что выполнение богослужебного молитвенного устава должно быть на первом месте. И сегодня, когда число насельниц обители достигает почти 90 человек, а саму обитель не узнать (благолепные храмы; ухоженная территория, которую с любовью называют «кусочком Крыма»; современное подсобное хозяйство; детский приют), молитва по-прежнему остается стержнем монашеской жизни, ее незыблемым фундаментом. Времени у сестер хватает на все: и на ответственное выполнение послушаний, и на участие в богослужениях, и на келейное правило. А еще – на чтение духовной литературы, которая не пылится на полках большой монастырской библиотеки, а очень даже востребована. О многих проблемах современного монастыря и жизни монашествующих мы говорили с игуменией Елисаветой. Но первый вопрос был таким: – Матушка Елисавета, в честь какой святой вас нарекли в постриге? – Нарекли меня в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Постриг я принимала в Шамординской обители. Настоятельница монастыря, ныне покойная игумения Никона (Перетягина), спросила меня и другую сестру, какие имена мы бы хотели носить. До этого я десять лет подвизалась в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре, и вот однажды туда прислали из Джорданвилля книгу Любови Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна», прочитав которую я так прониклась любовью к Великой княгине, что ее имя стало для меня родным и близким. Но, поскольку у нас она еще не была канонизирована, я назвала матушке Никоне еще одно имя. И вдруг, кажется, за неделю до моего пострига Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил ее к лику святых новомучеников Российских! – Наверное, для вас это было как чудо. А повлияло ли каким-то образом имя небесной покровительницы на ваш монашеский путь?

http://pravoslavie.ru/69614.html

Действительно, что может быть интереснее человека, и что может быть полезнее его выстраданного и правдиво переданного жизненного и духовного опыта? Поэтому и предложенная вниманию читателя переписка представляет, на наш взгляд, несомненный интерес. Конечно, она была делом двоих и не предназначалась для посторонних глаз. Но один из ее участников по прошествии многих лет и по соображениям общей пользы решился на ее публикацию. И от нас, читателей, зависит, чтобы наши глаза не были «посторонними» и чтобы мы с братской и сестринской любовью, с готовностью к пониманию, бережно и благодарно восприняли эту добровольную жертву, этот доверенный нам дар. Смиренную матушку Н. хотелось бы успокоить и утешить тем, что не имя ее важно в данном случае, а то, что ее письма несут в себе дух Пюхтицы, который восходит к той любви во Христе, о каковой вдохновенно говорил Апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...» (1 Кор. 13: 4 - 8). Отсвет описанной Апостолом христианской Любви можно увидеть и на других упомянутых в этой книге людях. Так, матушка Н. в каждом из своих писем неизменно, с глубочайшим уважением, передает поклон супруге А. Г. Ракова Валерии Михайловне -умной, спокойной, терпеливой, незаменимой помощнице мужа, необходимой ему, как воздух. Со своей стороны, Александр Григорьевич с великим почтением и бережной заботливостью упоминает имена знакомых насельниц Пюхтицкой обители. А в конце книги, словно венчая ее, он помещает интервью со старейшей монахиней Свято-Успенского монастыря матушкой Ионой, ныне почившей, и приснопамятной Игуменьей Варварой, которая, как пишет монахиня Н., являлась и, наверное, навсегда останется «Сердцем Обители». Хотелось бы отдать ей земной поклон и выразить удивительное впечатление о ее личности: матушка Игуменья была всем доступной - и в то же время совершенно недосягаемой, очень простой - и таинственно непостижимой. Каждого в отдельности и всех вместе она вместила в свое великое сердце. Она-то и завершает в своих мудрых ответах и словно доводит до вершины неспешный и нелегкий путь писем-откровений, пролегающий в заповедное Монашеское царство».

http://ruskline.ru/analitika/2015/11/09/...

У людей должна быть внутренняя потребность встретиться с Богом, услышать Его слово, прочитать Евангелие, в свете прочитанного подумать о своей жизни, принести покаяние, причаститься Святых Христовых Таин и выйти за пределы храма духовно укрепленными, освященными Божественной благодатью. Церковь должна сегодня уделять особое внимание молодежи. Эта категория людей наиболее подвержена влияниям извне – как положительным, так, к сожалению, и отрицательным. И для того чтобы эти отрицательные воздействия не разрушали личность молодых людей, необходимо вводить их в духовный мир, показывать его красоту, потому что ребенок, молодой человек сердцем воспринимает Божие присутствие сильнее, чем люди в возрасте. Именно поэтому Господь сказал: «Не мешайте детям приходить ко Мне», – потому что детское сердце чувствует Бога сильнее, чем наши обремененные грехами и жизненным опытом человеческие сердца. Из слова после молебна в Успенском соборе подворья Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря в г. Когалым 20 сентября 2013 г. Господь слышит наши молитвы Господь пожелал, чтобы мы выбирали Его свободно. Конечно, Он мог бы всех нас заставить верить в Него, Он мог бы совершать такие чудеса, которые поражали бы воображение и уже не оставляли бы никакого пространства для неверия. Однако Бог этого не делает, потому что каждый человек свободен, и Он Сам восхотел, чтобы люди были способны творить добро и не творить добра, верить в Него и не верить в Него… Почему мы собираемся в храмы? Почему мы храним веру православную две тысячи лет? Почему Церковь прошла через множество гонений, испытаний и осталась не просто как некий исторический феномен, а как реально существующая духовная сила?.. Потому что мы молимся Богу, и Бог нам отвечает… Мы приходим в храм, молимся и на протяжении двух тысяч лет сохраняем веру в Христа Спасителя, потому что Господь слышит наши молитвы. Не мгновенно отвечает Он, не громом, не молнией, не шумом, но легким дыханием Своей энергии Он прикасается к нам…

http://pravoslavie.ru/64295.html

«Они очень любили Родину», Виктор Саулкин, «Русская народная линия» 14.01.2013 18:26:39 Виктор Саулкин Памяти монахини Адрианы (Малышевой)   4 февраля отошла ко Господу монахиня Адриана, в миру Наталья Владимировна Малышева. Передачи, в которых матушка Адриана беседовала с корреспондентом радио «Радонеж» Тамарой Москвичевой вошли в золотой фонд нашей радиостанции. Для тех, кто не слушает радио «Радонеж», мне хотелось бы, хотя бы немного, рассказать о монахине Адриане и попросить молитв читателей «Русской народной линии» о новопреставленной монахине Адриане. В храме св. Николая в Звонарях на подворье Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря в Москве 6 февраля состоялось отпевание монахини Адрианы (Малышевой). Совсем недавно мы поздравляли матушку Адриану с 90-летием. И с 70-летием разгрома немецко-фашистских войск в битве под Москвой. 16 октября 1941-го года в Москве началась паника. Германские войска успешно начали операцию «Тайфун», которая должна была завершиться падением Москвы. Удар немецких танковых клиньев был сокрушительным. Под Вязьмой произошла настоящая катастрофа – попали в окружение армии Центрального и Западного фронтов. Путь на Москву был открыт и танковые группы Гота и Гудериана ринулись к беззащитной столице. Часть партийного начальства бросилась бежать из Москвы, рабочие переворачивали их машины, в учреждениях рвали документы и белые листы, вылетая из окон, падали на тротуары, в некоторых районах города открывали настежь двери магазинов, чтобы люди разбирая продукты – казалось со дня на день враг войдет в город. И в этот день, когда охваченные паникой люди считали, что падение столицы неизбежно, 20-летняя студентка Московского авиастроительного института Наталья Малышева пришла в военкомат, чтобы записаться добровольцем в московскую дивизию народного ополчения. В ополчение в те дни записывались москвичи от 16 до 60 лет. Московский авиастроительный институт в это время эвакуировали в Алма-Ату. Матушка Адриана вспоминала: «Тело мое противилось, оно мне говорило – в Алма-Ате тепло, солнечно, безопасно. А душа говорила – надо защищать Москву, защищать Родину». Матушка благодарила Бога за то, что укрепил ее в решении именно в те, самые тяжелые и страшные для Родины дни, встать в ряды защитников Москвы.

http://radonezh.ru/monitoring/oni-ochen-...

У проходить виставка до Неба», присвячена преподобному Серафиму 6 грудня 2011 р. 11:03 1 декабря 2011 года, в рамках торжеств по случаю празднования Собора святых Эстонской земли, в Центре русской культуры г. Таллина состоялись презентация новой книги митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия и открытие двух выставок: «От земли к Небу», посвященной преподобному Серафиму Вырицкому, и выставки фоторабот настоятельницы Пюхтицкого Успенского монастыря игумении Филареты (Калачевой). Выставка «От земли к Небу» организована по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира при поддержке Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Свято-Троицкую Александро-Невской лавры . Ранее она уже экспонировалась в Будапеште , Братиславе, Праге и Вене . В 2012 году выставка будет представлена в Хельсинки. В экспозиции представлены оригинальные фотографии из семейного архива преподобного Серафима Вырицкого, разделенные на три тематические группы: жизнь в миру, в Александро-Невской лавре, в Вырице. Немалое место также уделено работам фотографа Юрия Костыгова, отражающим жизнь Александро-Невской лавры. Экспозиция насчитывает около 100 фотографий. Посетители также могут увидеть документальный фильм о преподобном Серафиме Вырицком из цикла «Российские исповедники». По заявлению организаторов, выставка призвана способствовать укреплению связей между соотечественниками, живущими за рубежом, повышению интереса к жизни преподобного Серафима Вырицкого, к русской культуре и Православию. В столице Эстонии выставка продлится до 27 декабря 2011 года. В день открытия выставки, посвященной прп. Серафиму Вырицкому, наместник Александро-Невской лавры епископ Выборгский Назарий , прибывший в Таллин для участия в торжествах по случаю празднования Собора Эстонских святых, посетил храм святителя Николая Чудотворца в старой части Таллина. В дар старейшему православному приходу эстонской столицы владыка передал икону прп. Серафима Вырицкого. В сослужении настоятеля прихода протоиерея Олег Вроны епископ Назарий совершил молебен. Как отметил владыка в слове после богослужения, он с радостью передал эту икону в дар Никольскому храму, среди прихожан которого есть родственники преподобного Серафима Вырицкого. Епископ Назарий выразил надежду, что, учитывая давние связи Санкт-Петербургской епархии с православными верующими Эстонии, делегация Никольского прихода г. Таллина посетит Александро-Невскую лавру, которая в 2013 году будет праздновать свое 300-летие Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1803959...

В Таллине проходит выставка «От земли к Небу», посвященная преподобному Серафиму Вырицкому 6 декабря 2011 г. 11:03 1 декабря 2011 года, в рамках торжеств по случаю празднования Собора святых Эстонской земли, в Центре русской культуры г. Таллина состоялись презентация новой книги митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия  и открытие двух выставок: «От земли к Небу», посвященной преподобному Серафиму Вырицкому, и выставки фоторабот настоятельницы Пюхтицкого Успенского монастыря  игумении Филареты (Калачевой). Выставка «От земли к Небу» организована по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира при поддержке Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Свято-Троицкую Александро-Невской лавры . Ранее она уже экспонировалась в Будапеште , Братиславе, Праге и Вене . В 2012 году выставка будет представлена в Хельсинки. В экспозиции представлены оригинальные фотографии из семейного архива преподобного Серафима Вырицкого, разделенные на три тематические группы: жизнь в миру, в Александро-Невской лавре, в Вырице. Немалое место также уделено работам фотографа Юрия Костыгова, отражающим жизнь Александро-Невской лавры. Экспозиция насчитывает около 100 фотографий. Посетители также могут увидеть документальный фильм о преподобном Серафиме Вырицком из цикла «Российские исповедники». По заявлению организаторов, выставка призвана способствовать укреплению связей между соотечественниками, живущими за рубежом, повышению интереса к жизни преподобного Серафима Вырицкого, к русской культуре и Православию. В столице Эстонии выставка продлится до 27 декабря 2011 года. В день открытия выставки, посвященной прп. Серафиму Вырицкому, наместник Александро-Невской лавры епископ Выборгский Назарий , прибывший в Таллин для участия в торжествах по случаю празднования Собора Эстонских святых, посетил храм святителя Николая Чудотворца в старой части Таллина. В дар старейшему православному приходу эстонской столицы владыка передал икону прп. Серафима Вырицкого. В сослужении настоятеля прихода протоиерея Олег Вроны епископ Назарий совершил молебен. Как отметил владыка в слове после богослужения, он с радостью передал эту икону в дар Никольскому храму, среди прихожан которого есть родственники преподобного Серафима Вырицкого. Епископ Назарий выразил надежду, что, учитывая давние связи Санкт-Петербургской епархии  с православными верующими Эстонии, делегация Никольского прихода г. Таллина посетит Александро-Невскую лавру, которая в 2013 году будет праздновать свое 300-летие Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1803930.ht...

Члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству посетили монастыри Воронежской епархии 21 января 2020 г. 17:13 15-17 января 2020 года члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству  совершили инспекционную поездку по монастырям Воронежской епархии . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству регулярно посещают епархиальные монастыри с целью ознакомления с внутренней монашеской жизнью, образовательным уровнем монашествующих, а также социальной деятельностью обителей. В состав коллегии вошли наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры   епископ Кронштадтский Назарий и настоятельница Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря   игумения Филарета (Калачева) . Первым местом, которое посетили члены коллегии, стал Алексиево-Акатов женский монастырь Воронежа. Епископ Кронштадтский Назарий и игумения Филарета (Калачева) выслушали подробный рассказ настоятельницы обители игумении Варвары (Сажневой), а затем побеседовали с монашествующими сестрами. На территории обители владыка Назарий с сопровождавшими лицами посетил монастырский некрополь, где покоятся честные мощи священномученика Тихона (Никанорова), 100 лет со дня мученической кончины которого отмечалось 9 января, а также почитаемой в народе старицы Феоктисты Михайловны (Шульгиной) — в 2020 году исполняется 80 лет со дня ее преставления. Затем члены коллегии прибыли в Спасо-Преображенский Толшевский женский монастырь, в котором обязанности настоятельницы исполняет монахиня Тихона (Нефедченко). После ознакомления с жизнью обители, расположенной на территории Воронежского биосферного заповедника, для гостей была организована экскурсия в соседствующий с обителью экспериментальный бобровый питомник Воронежского заповедника. Епископ Назарий и игумения Филарета (Калачева) также посетили Успенский Дивногорский монастырь, священноархимандритом которого является митрополит Воронежский и Лискинский Сергий .

http://patriarchia.ru/db/text/5578764.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010