Первое слово в названии поста пишется с прописной буквы: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский (Филиппов) пост. Слово " Неделя " в значении " воскресенье " пишется с прописной буквы (во множественном числе тоже - чтобы отличить от седмиц): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о слепом, Неделя о самаряныне. Слово " седмица " всегда пишется со строчной буквы. В названиях седмиц только слова " Страстная " , " Светлая " и " Троицкая " пишутся с прописной буквы: седмица Страстная, седмица Светлая, седмица Пасхальная, седмица Троицкая, седмица Сырная. В названиях дней Страстной седмицы оба слова пишутся с прописной буквы: Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В названиях дней Светлой седмицы слово " Светлый " пишется с прописной, день недели - со строчной буквы: Светлый понедельник, Светлый вторник и т.д. В названиях некоторых суббот слово суббота пишется со строчной буквы, название - с прописной: суббота Троицкая, суббота Димитриевская, но: Суббота Акафиста, суббота родительская. Названия храмов и монастырей Если храм освящен во имя святого, то в его названии все слова, кроме имен собственных, пишутся со строчной буквы: храм во имя святителя Тримифунтского Спиридона. Если храм освящен в честь какого-либо праздника или иконы, то название праздника и иконы сохраняет прописную букву: храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм в честь Чуда Архистратига Михаила, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Если название храма дается в сокращенной форме, то оно также пишется с прописной буквы: Николаевский храм (или Никольский, в зависимости от местной традиции), Успенский храм. Примечание: имена святых в названиях храмов даются в славянской огласовке: Алексиевский храм (не Алексеевский), Михаиловский (не Михайловский), Димитриевский (не Дмитриевский). Некоторые храмы имеют собственные названия, единичные. Эти названия пишутся с прописной буквы: Кулич и Пасха, Никольский Морской собор, Князь-Владимирский собор (не Владимирский). Крестовый храм. Названия монастырей пишутся так же, как названия храмов. Если указано местоположение монастыря, то оно пишется с прописной буквы, так как название города, в котором расположена обитель, вошло в название: Московский Данилов монастырь, Одесский Успенский монастырь, Виленский Свято-Духов (не Духовский) монастырь. Слово " Лавра " всегда пишется с прописной буквы: Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Почаевская Успенская Лавра.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

Киево-Печерская Лавра призывает не распространять слухи о захвате обители 4 октября, 2018. Новостная служба Возможно, что такого рода провокации планируются в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 4 октября. ПРАВМИР. В Киево-Печерской лавре просят не распространять слухи о захвате обители. Верующие со всего мира беспокоятся о том, не атакуют ли Лавру радикалы, люди ежедневно пишут в обитель письма и звонят с вопросами. В связи с этим на официальном сайте Лавры появилась обращение с просьбой не верить слухам, а получать достоверные факты от священноначалия обители. Проверять информацию также можно на сайте УПЦ. «Священноначалие Киево-Печерской Лавры благодарит всех за беспокойство, но редакция сайта сообщает о том, что попытки захвата Лавры в настоящее время не предпринимались…Просим не распространять непроверенную информацию», – обращаются к верующим представители Лавры. Сейчас братия Лавры живет по установленному порядку, совершаются богослужения, требы, молебны, насельники несут свое послушание. При этом в обители не исключают попыток захвата. «Возможно, что такого рода провокации планируются в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября. – пишут в Лавре. – Но, по словам Наместника нашей святой обители митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, «Лавра находится под Омофором Пречистой Девы, и мы верим, что Господь не допустит поругания этой величайшей святыни, которая объединяет православных христиан не только нашей страны, но и всего православного христианского мира!» Наместник и братия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры призывают  верующих «молиться о сохранении в единстве Церкви Православной, о мире в Украине, о ее боголюбивом народе». 29 сентября наместник Почаевской Лавры призвал верующих быть готовыми защищать обитель. Митрополит Почаевский Владимир отметил, что  Лавра сообщит, когда ей может понадобиться помощь. По данным митрополита Бориспольского и Броварского Антония,  с 2014 года на Украине было  захвачено  более 50 храмов Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Он  опасается, что после получения автокефалии этот процесс продолжится и «в каждом селе, в каждом приходе найдутся люди, которые захотят захватить наши церкви». Митрополит Антоний заявил, что верующие УПЦ МП сами «будут защищать свои храмы, если у них не будет надежды на закон».

http://pravmir.ru/kievo-pecherskaya-lavr...

Несмотря на суровую монастырскую жизнь, желающих стать монахами здесь не уменьшается. В Рождественский пост постриг приняли 10 человек. А в молитвенное правило теперь включены молитвы о том, чтобы Господь не допустил врагов попрать святыню. Со стороны, кажется, что лавра со своими длинными монастырскими службами и насыщенными работой днями живет обычной жизнью, но, конечно, на самом деле теперь все здесь пропитано ожиданием. 28 ноября прошлого года комиссия Министерства юстиции Украины аннулировала договор УПЦ МП на право пользования Успенским собором, Троицким собором, монастырскими кельями, колокольней, архиерейским домом и Святыми вратами Свято-Успенской Почаевской лавры. С тех пор формально братия лавры, на тот момент это 200 монахов и 50 послушников во главе с наместником митрополитом Владимиром (Морозом), занимают помещения без юридического основания. Об этом факте заявляли депутаты Тернопольской рады. А на днях Филарет (на Украине носит новый в церковной практике титул «почетного патриарха Православной церкви Украины», канонической церковью признан раскольником и подвергнут анафеме.— «О»), заявил, что Киевская и Почаевская лавры рано или поздно добровольно перейдут в так называемый Киевский патриархат.  Примерно тогда же монахи опубликовали заявление, что насельники обители расценивают действия властей как попытку «уничтожить монашество на территории Западной Украины». — Пока у нас все тихо,— рассказал «Огоньку» один из монахов Почаевской лавры,— в январе в Почаеве традиционно много паломников. Люди приезжают помолиться, встретить Рождество, послушать замечательные колядки, которые у нас исполняют несколько хоров со всей Украины. А вот после Богоявления, когда люди уедут, думаю, что-то начнется. Надо признать, что это не первая попытка сменить хозяина монастыря. За долгие годы существования, из-за своего приграничного расположения, Почаевская лавра несколько раз переходила во владение разных церковных юрисдикций. С 1713 года на протяжении более 100 лет монастырь находился под властью униатов. В 1915 году, во время Первой мировой войны, монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. В Свято-Успенском храме служились мессы, в трапезной работал кинозал, в Троицком находилась конюшня. В 1916 году, во время Брусиловского прорыва, обитель была освобождена русскими войсками.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

7 июня 1885 г. М. был назначен на самостоятельную Нижегородскую и Арзамасскую кафедру. Деятельность М., особенно напряженная и энергичная в первые годы, была направлена на преодоление раскола и уменьшение числа «небытчиков», т. е. не бывавших на исповеди и не приступавших к причастию. Комиссия, созданная в февр. 1886 г. и работавшая под руководством М., после рассмотрения рапортов из приходов выработала меры по улучшению религиозно-нравственной жизни в епархии, к-рая была признана неудовлетворительной. В дальнейшем раз в полугодие в каждом благочинии предлагалось проводить съезды духовенства и определять меры для ослабления старообрядчества. В поездках по епархии М. посещал и приходы, «зараженные расколом», отчеты архиерея регулярно помещались на страницах «Нижегородских епархиальных ведомостей», которые с 1886 г. стали выходить 2 отделениями: официальным и неофициальным. Совершал поездки не только летом, но и зимой. Так, в течение 1886 г. он посетил 61 село, 4 уездных города, 6 мон-рей, в т. ч. Островоезерский Свято-Троицкий на Ворсменском оз., Абабковский, Оранский Богородицкий. В янв. 1887 г. путешествовал по Заволжью, где посетил 25 приходов, в марте - 14 приходов Семёновского у., в мае в нескольких уездах - 71 приход. Результатом поездок по епархии и знакомства с паствой стало «Пастырское воззвание Модеста, епископа Нижегородского и Арзамасского возлюбленной о Христе пастве земли Низовския» [Н. Новгород, 1887] (Слова. Т. 1. С. 368-385). Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Портрет. Посл. треть XX в. (Успенская Почаевская лавра) Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Портрет. Посл. треть XX в. (Успенская Почаевская лавра) Изучал историю епархии, собирал церковно-исторические и археологические материалы для сборника в память 900-летия Крещения Руси. 29 янв. 1886 г. при Нижегородской ДС было основано церковное древлехранилище. По распоряжению М. в его канцелярию причтами присылались историко-статистические описания церквей (церковноприходские летописи).

http://pravenc.ru/text/2563922.html

В Оптиной пустыни сохранялся дух Паисиевой обители, о чем свт. Игнатий (Брянчанинов) свидетельствовал в следующих словах: «Все скитяне составляли тогда одну духовную семью. Мир и любовь царствовали в ней. Все отличались глубоким смирением. Каждый старался превзойти другого в этом отношении. Даже взглядом боялись друг друга оскорбить, испрашивая прощение при малейшем оскорблении брата. Все сохраняли безмолвие... Новоначальных наставляли не столько словами, сколько примером своей жизни. ... Для откровения помыслов все братия ходили ежедневно к Старцу на пасеку после вечерней трапезы и у него же в келье выслушивали молитвы на сон грядущим. Больше всего поучал Старец смирению». 555 Протоиерей Серий Четвериков называет 107 российских монастырей, которые находились под непосредственным влиянием духовной традиции, переданной с Афона на Русь прп. Паисием, среди них: Александро-Невская лавра в Петербурге, Александро-Свирский монастырь Олонецкой области, Боровский Пафнутиев монастырь Калужской области, Валаамский монастырь, Виленский Свято-Духов монастырь, Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой Лавре, Глинская пустынь Курской епархии, Коломенский Голутвин монастырь, Киево-Печерская Лавра, Новоспасский монастырь в Москве, Николо-Угрешский монастырь Московской епархии, Новый Афон на Кавказе, Оптина Введенская пустынь, Параклитова пустынь Троице-Сергиевой Лавры, Почаевская Успенская лавра, Сретенский монастырь в Москве, Симонов монастырь в Москве, Соловецкий монастырь, Саровская пустынь Тамбовской епархии, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 556 Невозможно переоценить влияние, которое на русскую духовную жизнь в XIX веке имело и издание «Добротолюбия». Достаточно сказать, что оно было келейной книгой прп. Серафима Саровского , многие из наставлений и советов которого «взяты оттуда». 557 Позднее, в 1866–1877 гг. «Добротолюбие» было переведено с церковнославянского на русский язык святителем Феофаном Затворником . «Издание словено-русского «Добротолюбия» было событием не только в истории русского монашества, но и в истории русской культуры вообще» 558 . «Славянское “Добротолюбие” прп. Паисия, а позднее русское “Добротолюбие” свт. Феофана, выдержавшие несколько изданий, стали настольными книгами» русских подвижников XIX-XX вв„ послужили духовному просвещению простого народа и отчасти интеллигенции». 559 Ильинский скит

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Почаеве рассказывают, что кончина о. Амфилохия была насильственной и вызванной отравлением. Не раз старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда», но когда люди, страдавшие от поведения одной из его «помощниц», просили его удалить ее от себя, батюшка только смиренно призывал их терпеть, поскольку и сам он терпит. У святых отцов в разных вариантах встречается мысль о том, что превозмочь диавола умом и хитростью невозможно. Зло коварно и могущественно, и победить его в мире можно только, взойдя на крест, через сознательное уподобление Христу. Но «проигравший» по счету лукавому, бесовскому, у Бога восстает в нетлении, венчается великой славою и имеет дерзновение молиться за многих. 1 Симеон Метафраст (Symeon Metaphrastes) (2-я половина 10 в.), византийский писатель. Составитель минология, сводного корпуса греческих житий святых (148 текстов), приспособленного к церковному календарю. 2 Ценнейшие исторические свидетельства об условиях содержания в одной из ее частей — Озерлаге принадлежат протоиерею Алексию Кибардину, состоявшему в духовнических отношениях с преп. Серафимом Вырицким. (См.: Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. С.-Пб., 2008. С. 306-317). 3 С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. 2. C. 62 4 Есть сведения о том, что его освободила тогда из больницы дочь Сталина, Светлана Аллилуева, в благодарность за то, что батюшка исцелил ее от душевного недуга. (Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен.//Свято-Успенская Почаевская лавра. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. 2. С. 63) Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература: 1. Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен .//Свято-Успенская Почаевская лавра./ 2. Преподобный Амфилохий Почаевский // 3. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. 2. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-amfiloxij-...

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 518-519, 620. 1295, 1296, 1504; Кн. 4. С. 721-722. 1276-1296; Турченко Ю. Я. Украïнський естамп. К., 1964; Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ, 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002; Свято-Успенская Почаевская лавра: Взгляд через века: Ист. повествование в словах и образах. Почаев, 2007; Свято-Успенская Почаевская лавра: Юбил. изд. Почаев, 2009. Я. Э. Зеленина, В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/578150.html

«Почаевской лаврой правит не Минкульт и не заповедник, а Матерь Божия» Беседа с наместником Свято-Успенской Почаевской лавры митрополитом Владимиром (Морозом) Сергей Герук Восход над Почаевом События вокруг Почаевской лавры разворачивались стремительно и, как говорится, «на всех фронтах». 19 ноября в Почаевском горсовете проходила депутатская сессия, на которой было принято решение отменить передачу земельных участков у братских корпусов лавры; затем 23 ноября Минюст Украины отменяет решение о государственной регистрации права пользования комплексом сооружений; и еще через 5 дней, 28 ноября, Кабинет Министров отменяет свое же решение 438 от 17 июля 2003 года «Об исключении из состава Кременец-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника сооружения Почаевской Свято-Успенской лавры». По сути, Почаевская лавра передается в распоряжение музея. Об этом – наш разговор с ее наместником, митрополитом Почаевским Владимиром (Морозом). Наместник Свято-Успенской Почаевской лавры митрополит Владимир (Мороз) Идет планомерное наступление на Православную Церковь на Украине – Ваше Высокопреосвященство, расскажите, как братия лавры реагирует на происходящее? – Мнение братии Почаевской лавры выражено в наших воззваниях и заявлениях, они размещены на официальных сайтах Украинской Православной Церкви и нашей обители. Прежде всего, замечу, что в лавре нет никакой паники и никаких эксцессов. Службы идут своим чередом, лавра молится, трудится, принимает паломников. По поводу решений Минюста и Кабинета Министров скажу следующее: идет планомерное наступление на каноническую Православную Церковь на Украине. Чиновники отрабатывают программу, спущенную им сверху определенными политическими силами. На всех украинских телеканалах, в Интернет-сети звучат выступления лидера раскольников, который заявляет, что все наши храмы и монастыри должны быть переданы так называемой ЕПЦ. Фактически это новая форма гонений. Подобная риторика звучит и с высоких политических трибун, средства массовой информации соревнуются в перекручивании фактов и всевозможных инсинуациях в адрес канонической Украинской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/117567.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по прибытии в Свято-Успенскую Почаевскую лавру 4 августа 2009 г. 21:14 4 августа 2009 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Успенскую Почаевскую лавру . Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыка митрополит Владимир, священноархимандрит сей Свято-Успенской Почаевской Лавры! Дорогие Владыки, всечестные отцы, братья и сестры. С духовным трепетом подошел я к Лавре — величайшей святыне земли нашей и всего нашего благочестивого народа, к великой святыне Святой Руси — для того, чтобы преклонить колена перед Стопой Богоматери, перед чудотворным Почаевским образом, 450-летие принесения которого в это место мы сегодня и завтра будем торжественно праздновать; чтобы вознести свою смиренную молитву о благочестивом народе нашем, о странах, в которых живет сегодня Святая Русь, о мире, благоденствии и процветании всех, кто является наследником купели Крещения днепровского. Действительно, история Лавры говорит нам о многом. Лавра является живой носительницей свидетельства о том, что Бог никогда не отступает от тех, кто с верой обращает к Нему свою молитву. Бог никогда не бывает поругаем. И те, кто старался разорить это святое место, изничтожить его, лишить верующих людей возможности прикасаться к святыням — где они? Их нет. А Лавра стоит, и благочестивые паломники во множестве собираются, и молитва к небу возносится, потому что Покров Пречистой Богородицы пребывает над этим святым местом и Господь слышит молитву всех, кто воздыхает к Нему с сей Святой горы. Чем же еще можно объяснить, что, несмотря на все исторические потрясения, Лавра, взметнувшаяся куполами и крестами к небу, остается видимым свидетельством Торжества Православия и силы Божией? Я буду молиться сегодня и завтра сугубо о всех вас, об Украине, которая сегодня особенно нуждается в мире и согласии; о том, чтобы прекратились политические столкновения и противоборства тех, кто по-разному понимает смысл церковного бытия. Я буду молиться о восстановлении единства всех православных людей Украины. Я буду молиться о том, чтобы Церковь Божия, которая даже в самые трудные годы испытаний ни на минуту не прекращала свое служение и свидетельство, с еще большей силой трудилась для духовного возрождения всего народа, для объединения всех на основе непреходящих вечных Божественных истин.

http://patriarchia.ru/db/text/713421.htm...

Библиография Творения святых Отцов и другие источники 1 . Деяния Вселенских Соборов в 4-х т. Спб., 1996. 2 . Добротолюбие/в русском переводе в 5-ти т. Репринт. Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 1996. 3 . Афанасий Великий , св. Творения в 4-х т. Репринт. М., 1994. 4 . Василий Великий , св. Творения в 5-ти т. Репринт М., 1993. 5 . Василий Великий , св. Письма. Минск, 2003. 6 . Григорий Богослов , св. Собрание творений в 2-х т. Минск – Москва, 2000. 7 . Григорий Нисский , св. «Большое Огласительное Слово». Киев, 2003. 8 . Григорий Нисский , св. «Об устроении человека»./Восточные отцы и учители Церкви IV Века. Антология. М.,1999. 9 . Диадох Фотики йский , св. «Слово аскетическое». В переводе К. Попова . Киев, 1903. 10 . Диадох Фотики йский , св. «Подвижническое слово». Добротолюбие т. III. 11 . Иоанн Златоуст , св. Полное собрание творений. Репринт М., 1993. 12 . Иоанн Златоуст , св. Творения в 12-ти т. СвятоУспенская Почаевская Лавра, 2005. 13 . Иоанн Златоуст , св. «Беседы на послание к Римлянам». Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. 14 . Иоанн Златоуст , св. «Беседы на книгу Бытия». Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. 15 . Исидор Пелусиот , св. Письма в 2-х т. М., 2000. 16 . Исихий Иерусалимский , св. Добротолюбие. 2 т. Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 17. Жития святых святителя Димитрия Ростовского . Месяц ноябрь. М., 1997. 18 . Кирилл Александрийский , св.«О поклонении и служении в духе и истине»/Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. VIII. М., 2000.19. Кирилл Александрийский св. «Γлафира, или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея»/Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. IX. М., 2001. 20 . Кирилл Александрийский , св. «Толкование на Евангелие от Иоанна». Часть I/Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. IX. М., 2001. 21 . Кирилл Александрийский , св. «Толкование на Евангелие от Иоанна». Часть II/Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. X. М., 2002. 22 . Кирилл Александрийский св. «Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе Кириллом, архиепископом Александрийским, когда святой собор потребовал яснейшего изложения их».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010