Одна из наиболее чтимых святынь Русской Церкви — Почаевская икона Божией Матери посетит Москву. Ранним утром 4 ноября образ прибудет на Киевский вокзал в сопровождении делегации Украинской Православной Церкви. После торжественной встречи образ будет перенесен в Центральный выставочный зал «Манеж», где в этот день состоится торжественное открытие выставки-форума «Православная Русь». В 11.00 перед иконой будет отслужен молебен, состоится встреча Блаженнейшего митрополита Киевского и Всея Украины Владимира и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С 14.00 откроется свободный доступ к иконе. Поклониться святыне можно будет во все дни работы форума — с 4 по 8 ноября 2009 года. В день закрытия выставки чудотворная икона будет перенесена в Богоявленский кафедральный собор в Елохово, где останется до 15 ноября. Затем Почаевский образ возвратится на Украину в Свято-Успенскую Почаевскую лавру. Почаевская икона Божией Матери получила с воё название от села Почаева на западе Украины. По преданию, именно здесь, на Почаевской горе, где ныне находится Свято-Успенская Почаевская лавра , явилась двум монахам в огненном столпе Пресвятая Богородица. Царица Небесная оставила на поверхности камня след своей правой стопы. Это случилось около 1340 года. В 1595 году константинопольский митрополит Неофит, путешествовавший по России, в благодарность за оказанное ему гостеприимство помещицею Анною Гойскою, благословил её иконой Пресвятой Богородицы. Когда брат Анны Филипп Козинский, слепой от рождения, получил от иконы исцеление, она отдала святой образ на вечное хранение инокам Почаевской обители. Но вскоре гора Почаевская перешла в имение к лютеранину Андрею Фирлею. Он отнял у монахов землю, приказал сжигать кельи, запрещал народу приходить для поклонения чудотворной иконе и стопе Пресвятой Богородицы. В 1623 году он напал на монастырь, похитил церковные сокровища и саму чудотворную икону. Его жена, кощунственно надевшая церковные облачения и взявшая в руки святую чашу, была наказана судом Божиим: ею овладел злой дух и страшно мучил, пока Фирлей не возвратил чудотворную икону в Почаевскую обитель.

http://pravmir.ru/v-moskvu-pribyvaet-chu...

Географическое положение лавры помогло ей уйти от удара, сохраниться под защитой, хоть и не расположенной к православию, но все же достаточно веротерпимой Польской республики в то время, когда на территории коренной России, имевшей до революции больше тысячи монастырей, не осталось ни одной действующей монашеской обители. Война, начавшаяся против Советского Союза 22 нюня 1941 года, еще раз изменила судьбу страны, и Церкви, и Почаева. Сам монастырь немцы не трогали, богослужения продолжались, но жизнь вокруг него замерла. Приблизительно за год до освобождения Западной Украины и той территории, на которой находилась лавра, происходит внезапная перемена в отношении Советского государства к религии. Сталин в 1943 году круто меняет свою политику в отношении религии. После своей знаменитой встречи (4 сентября 1943 года) с тремя митрополитами Сергием, Алексием и Николаем, остававшимися еще на свободе, Сталин дает разрешение на созыв Поместного собора, на открытие прежде закрытых храмов и даже семинарий и академий, а в целях контроля и наблюдения создает Совет по делам Русской Православной Церкви. Когда Красная армия вошла на территорию Западной Украины и установила там свою администрацию, гонения на веру изменили свою форму. Церкви позволено было существовать. Почаев выжил, ибо непосредственной угрозы немедленного закрытия и разгона монахов над ним уже не было. Однако власти ни один монастырь не оставляли в покое. Как и вся Православная Церковь на территории Советского Союза, Почаевская лавра жила в кольце законов и всяких секретных инструкций, запрещающих все, что можно было запретить, за пределами храмовой или келейной молитвы. На лавру оказывалось особое давление. После смерти Сталина на смену одной эпохе пришла другая. Гонение на этот раз не было столь кровавым, как в довоенные времена, но не менее беспощадным и систематическим. Целью гонений было тотальное и планомерное искоренение религии, и монастыри стали первыми его мишенями. И все же лавра продержалась, выстояла. С 1988 году, когда в СССР прекратились гонения на церковь, часть лучшей братии лавры принимала участие в возрождении других монастырей. В 1991 году в обители открылась богословская школа для подготовки священнослужителей и псаломщиков в западно-украинские епархии (в 1994 году преобразована в Почаевскую Духовную семинарию). С 1996 года лавра имеет ставропигию и управляется через наместника, носящего сан архимандрита.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

После этого проходит год и я покупаю частный дом с землей. И я так понимаю, что отец Амфилохий помог мне получить то, что для меня лучше. Считаю, что этот дом у меня появился благодаря заступничеству этого святого. Потому что я просила что-то сделать с моей спиной, и он сделал. Он дал мне место, где я могу трудиться физически – тут я делала ремонт, сажала сад, окучивала грядки. Вот такое у меня воспоминание о преподобном. Свято-Успенская Почаевская лавра Святой Амфилохий Почаевский для меня – это отец. Или дедушка – человек, который всегда поможет, заступится, помолится. Тепло чувствуешь от него. Сейчас я, в основном, к Господу обращаюсь – святые отошли несколько на задний план, остался Христос и Божия Матерь. Не знаю, может, это деградация духовной жизни, а может, наоборот – когда человек перестает хвататься за руки окружающих. Но святые всё равно есть, ты их чувствуешь, помнишь. И преподобный Амфилохий Почаевский – как дедушка, который может жить в деревне – ты о нем помнишь и иногда приезжаешь. Надеюсь, это не оскорбление святого, потому что для меня такое отношение – очень хорошо. В Почаев же всегда рвешься за каким-то духовным ответом. Ты или от людей хочешь его услышать, или от святых – место это такое. А на Светлой седмице ехали туда порадоваться и поторжествовать с нашими любимыми святыми. Свято-Успенская Почаевская лавра Денис Стародубец «На кладбище я почувствовал покой и тихую радость – как в детстве» Денис Стародубец, учитель музыки, впервые побывал в Почаевской лавре на Светлой седмице Почаевская лавра – благодатное место, без сомнения. Чувствуется особый дух, и не такой, к примеру, как в Оптиной пустыни или Киево-Печерской лавре. Это дух Почаева. Но суета всё равно навязывает свои правила – и это естественно, нормально. Потому что это – святое место, большой госпиталь. Люди приезжают из разных мест и хотят причаститься этой святой благодати. Освятиться этим всем. И я, конечно, ожидал встречи со святыми почаевскими, и что эта встреча будет благодатной – как минимум. А со святым Амфилохием Почаевским я встретился, как ни странно, не возле его мощей, которые в храме, а на кладбище. Там мне понравилось даже больше, чем в самой центральной Почаевской лавре – нет суеты, чувствуется другая атмосфера, где только ты и святой.

http://pravmir.ru/za-istseleniem-k-amfil...

Деятельность монастырей определяют: Правила Святых Апостол, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых отцов; Устав Русской Православной Церкви; решения Архиерейских Соборов и Священного Синода, касающиеся жизни монастырей и монашества; настоящее Положение; внутренний устав монастыря, регламентирующий его жизнь согласно церковному преданию и традициям монастыря с учетом современных условий; гражданский устав монастыря, регламентирующий его деятельность как религиозной организации согласно государственному законодательству. Монастыри Русской Православной Церкви подлежат регистрации как юридические лица. 3.3. Деление монастырей по типу подчинения По иерархическому подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные и приписные. 3.3.1. Ставропигиальные монастыри. Находятся под непосредственным каноническим управлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, который руководит монастырем через назначенного им и Священным Синодом наместника (в женских монастырях – через игумению). Ставропигиальные монастыри призваны быть образцом внутреннего благочиния и внешнего благолепия и являть пример для всех других обителей. 3.3.2. Епархиальные монастыри. Находятся под каноническим управлением епархиального архиерея. 3.3.3. Монастыри, приписные к ставропигиальным монастырям. Находятся в каноническом управлении Патриарха. Создаются при ставропигиальных монастырях, отличающихся особым благочинием и благоустроенной хозяйственной деятельностью. Ответственность за управление приписным монастырем несет наместник ставропигиального монастыря. Игумен приписного монастыря подчиняется Патриарху и наместнику ставропигиального монастыря и руководствуется их распоряжениями. 3.4. Лавры Ряду крупнейших монастырей, имевших особое значение в утверждении Православия на Руси и, как правило, отличавшихся обширностью территории или большим числом насельников, был присвоен статус Лавры. Первым таким монастырем стала Киево-Печерская Лавра. Впоследствии этот статус получили Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Александро-Невская Лавра, Почаевская Лавра и Успенская Святогорская Лавра. В настоящее время присвоение такого статуса является прерогативой Священного Синода. Лаврами могут именоваться как ставропигиальные, так и епархиальные монастыри. 3.5. Иерархическое руководство монастырем

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Из других храмов Почаевской лавры особенно замечательна теплая Свято-Троицкая церковь, сооруженная в напоминание старинной Свято-Троицкой церкви, над которой явилась Богоматерь с преподобным Иовом для избавления обители от нападения татар в 1675 году. Колокольня в Почаевской лавре с золотым верхом поднимается от плоскости Почаевской горы на 29 саженей. При лавре имеется второклассная школа с двухгодичными при ней курсами для подготовления к служению в должностях псалмщиков и диаконов и вместе с этим помощников священникам в преподавании закона Божия в начальных школах. При лавре также находится больница, странноприимница, древлехранилище, учебно-ремесленное заведение, иконописная мастерская и издавна существует типография, где печатаются богослужебные и другие книги и листки религиозно-нравственного содержания, а также книжная лавка. Почаевская лавра вносит не малую лепту в дело народного просвещения: своим торжественным богослужением, своими поучениями, назидательными картинами, типографией, иконной лавкой, изданием «Почаевского Листка» и раздачею его богомольцам в дни многолюдных собраний. Торжественное, благолепное богослужение, стройное, согласное пение в Почаевской лавре оставляют глубокий след в посетителях. Не только простой народ с умилением отзывается о почаевских обеднях, акафистах и молебнах и с нетерпением ждет возможности вторично побывать в Почаеве, но и интеллигентный люд, прослушав службу Божию в лавре, выносит отсюда самое отрадное впечатление. Вообще Почаевская лавра служит оплотом православия и русской народности в древне-русском крае. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Комплекс сооружений известен с середины XVI в. В XVII в. В нём, кроме многочисленных зданий культового назначения, имелись также каменные и деревянные оборонные сооружения (башни, стены, палисад и пр.). В 1771-1782 гг. сформировалось архитектурное ядро ансамбля, центром которого был Успенский собор (архит. Г. Гофман). В разработке детальной планировки зданий, в устройстве интерьера и организации строительных работ участвовали архитекторы Петр и Матвей Полеевские, Ксаверий Кульчицкий. Начиная с 30-х годов XIX в. реконструируются старые здания комплекса, строятся новые: надвратный корпус (1835 г.), колокольня (1871 г.), типография (1895-1896 гг.), Троицкий собор (1912 г.). Монастырь был крупным религиозным центром Правобережной Украины, играл важную роль в развитии украинской гравюры и книгопечатания.

http://sobory.ru/article/?object=07437

Собор Успения Пресвятой Богородицы («Великая церковь») — главный соборный храм Киево-Печерской Лавры, XI в., реконструкция      Худ. В.В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской Лавры» (1905 г.)      Владимирский Успенский собор, втор. пол. XII в., современный вид      Успенский собор Московского Кремля, втор. пол. XV в., современный вид      Успенский собор Елецко-Успенского монастыря в Чернигове, нач. XII в., современный вид      Успенский собор во Владимире-Волынском, сер. XII в., современный вид      Успенский собор в Ростове, современный вид      Успенский собор Зиимненского Святогоорского Успенского монастыря на Волыни, современный вид      Свято-Успенская Почаевская Лавра, современный вид      Свято-Успенская Святогорская Лавра на р. Северский Донец, современный вид      В. А. Мошин считает, что уже с XI века обитель русских святогорцев начинает «проявлять свою историческую миссию — нести со Святой Горы в Восточную Европу свет Византийского духовного просвещения» . Посланничество преподобного Антония на Русь как раз и является осуществлением этой миссии. Возможно, что миссионерство Антония не было единичным случаем. К этой мысли подводит нас Мошин, видевший в попине , постригшем преподобного Моисея Угрина в 1013 году, русского святогорца, выходца из монастыря Пресвятой Богородицы, осуществлявшего некую миссию в Польской земле. Известны предания нескольких древних обителей Руси, основание свое связывавших с иноками со Святой Горы Афон . С этой точки зрения, миссия преподобного Антония и основание им Киево-Печерской Лавры является осуществлением того грандиозного плана, который составил еще преподобный Афанасий Афонский. И действительно, Антониева Лавра на Руси стала тем же, чем являлась Лавра св. Афанасия на Афоне. Она задала образец для других русских монастырей и инициировала создание сети обителей, подобных ей по уставу и образу подвижнического жития. Иеромонах Алексий (Корсак), настоятель Подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Киеве Источник: «Русский Афон»

http://pravoslavie.ru/93621.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В СПбДА прошла IX студенческая научно-богословская конференция Исторического общества 01.06.2022 27 мая 2022 года в Санкт-Петербургской духовной академии прошла IX студенческая научно-богословская конференция, организатором которой выступило Историческое общество духовной школы Северной столицы. Открывая конференцию, к присутствующим обратился председатель Исторического общества, заведующий аспирантурой академии Д. А. Карпук и огласил технический регламент мероприятия. Первый доклад «Распространение христианства на территории Британии в I–IV вв.» прочитал студент 4-го курса бакалавриата СПбДА Илья Брусиловский. В своём выступлении он рассказал о первых проповедниках христианского вероучения на Британской земле, отметив, что изучение этого исторического процесса помогает понять последующие тенденции развития христианства в этом регионе. Особое внимание докладчик уделил рассказу о первых проповедниках: преподобном Иосифе Аримафейском, апостоле от 70-ти, Аристовуле Вританийском и мученике Албане Веруламском, оказавших большое влияние на обращение Британии в истинную веру. Далее с докладом на тему «Свято-Успенская Почаевская лавра в период межконфессионального противостояния в западнорусских епархиях Российской империи (1905–1909 гг.)» выступил аспирант второго года обучения Московской духовной академии Константин Бабак. Свой рассказ он посвятил теме защиты православия на Волынской земле, где Свято-Успенская Почаевская лавра являлась и является сердцем Православия. Молодой учёный также сделал экскурс в историю проблемы: напомнил слушателям, что Почаевская обитель была одним из форпостов по противодействию прозелитизму Католической Церкви и насильственному насаждению Брестской унии в западнорусском регионе на рубеже XVI–XVII веков. Проследив историю вопроса, докладчик обратил свой взор на деятельность таких знаковых личностей, как преподобный Иов Почаевский (Железо) и архиепископ Антоний (Храповицкий), которые трудились в разное время, но при этом вели полемику с католическим вероучением, противодействуя агрессивным шагам латинских ксёндзов в отношении православного вероисповедания в Волынской земле.

http://drevo-info.ru/news/28267.html

3.4. Лавры Ряду крупнейших монастырей, имевших особое значение в утверждении Православия на Руси и, как правило, отличавшихся обширностью территории или большим числомнасельников, был присвоен статус Лавры. Первым таким монастырем стала Киево-Печерская Лавра. Впоследствии этот статус получили Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Александро-Невская Лавра, Почаевская Лавра и Успенская Святогорская Лавра. В настоящее время присвоение такого статуса является прерогативой Священного Синода. Лаврами могут именоваться как ставропигиальные, так и епархиальные монастыри. 3.5. Иерархическое руководство монастырем 3.5.1. Святейший Патриарх и Священный Синод. В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха «осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью» . Полномочия Священного Синода в области управления монастырями определяются Уставом Русской Православной Церкви. Органом исполнительной власти Святейшего Патриарха и Священного Синода в вопросах, касающихся монастырей и монашества, является Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Основной задачей Отдела является содействие монастырям Русской Православной Церкви в устроении монашеской жизни. Полномочия Синодального отдела по монастырям и монашеству определяются его уставом, а также указаниями Святейшего Патриарха и Священного Синода. 3.5.2.Епархиальныйархиерей. В соответствии справилами Вселенских и Поместных Соборов монастыри находятся в ведении епархиального архиерея, который, по определению Устава Русской Православной Церкви, «имеет высшее начальственное наблюдение за входящими в его епархию монастырями» , на основе канонической, административной и финансовой подотчетности. Конкретные права и обязанности епархиального архиерея в области управления монастырями определяются Уставом Русской Православной Церкви, гражданскими и внутренними уставами монастырей. Епископ как отец и добрый пастырь монашествующих является попечителем всех подведомственных ему монастырей. Он - «неумолкающий благовестник, проповедующий заповеди Божии... образ Христа, взирая на который следующие за ним устраивают жизнь свою по-евангельски» - призван наблюдать, сохраняется ли в монастыре верность святоотеческому учению, канонический и литургический порядок, не уклоняются ли монахи от чистоты Православия, не оставляют ли духовные подвиги ради житейских попечений. «Монашествующие, в каждом граде и стране да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира» (4 правило IV Вселенского Собора). 3.5.3. Священноархимандрит монастыря.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/po...

В Джорданвилле отпраздновали тезоименитство Митрополита Лавра и 75-летний юбилей Свято-Троицкого монастыря Джорданвилль, 13 сентября 2005 г. В среду 31 августа, в день своего тезоименитства, Митрополит Лавр совершил Божественную литургию в соборном храме Свято-Троицкой обители в сослужении епископа Штуттгартского Агапита, монастырского и приезжего духовенства, сообщает " Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей " . По окончании торжественного богослужения епископ Агапит приветствовал Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви и пожелал, чтобы молитвы святого мученика Лавра всегда сопутствовали самоотверженным трудам Его Высокопреосвященства. В своем приветственном слове от лица братии архимандрит Лука подчеркнул, что празднованием тезоименитства Высокопреосвященнейшего Владыки открываются торжества, посвященные 75-летию святой обители в Джорданвилле, этого уголка Святой Руси на американской земле. В субботу 3 сентября в три часа пополудни величественный крестный ход торжественно направился к кладбищенской Успенской церкви, стоящей на возвышении, к северу от монастырского собора. Окруженная чтимыми могилками, эта белокаменная церковка сияет серебряной чешуей своих куполов и крестов. Торжества происходили в период попразднества Успения Пресвятой Богородицы и песнопения на крестном ходе пелись празднику Успения. В Успенской церкви священнослужители приняли чтимый список Почаевской Божией Матери и крестный ход направился с песнопениями в обратный путь к Свято-Троицкому собору. Почаевская икона поместилась рядом с Коренно-Курской иконой Божией Матери и большой иконой преподобного Иова Почаевского в середине храма. Копия чудотворного образа Почаевской Божией Матери прислана в 1934 г. из Почаевской Лавры «благословение Американской Руси». Служение акафиста преподобному и богоносному Иову, игумену и чудотворцу Почаевскому, совершалось соборно во главе с епископом Штуттгартским Агапитом. После правила для говеющих и служащих состоялся небольшой перерыв с вечерней трапезой при уставном чтении из житий святых.

http://pravoslavie.ru/14501.html

Несмотря на свою стойкость в борьбе, Почаевская лавра с 1713 по 1831 годы находилась под властью униатов. Как-то в 1759 году лошади ехавшего мимо Почаева графа-католика Николая Потоцкого перевернули коляску. В ярости граф выхватил пистолет, чтобы убить не справившегося с управлением кучера. Поняв, что настал последний миг, тот повернулся в сторону видневшейся обители с молитвой к Божией Матери. Пистолет трижды дал осечку. Ошарашенный Потоцкий заметил в глазах кучера огонек какой-то безумной надежды и, выяснив, в чем дело, немедля отправился в монастырь. Увидев образ, который молитвенно вспоминал кучер, граф принес покаяние и все свои материальные средства направил на благоустройство обители и прославление Почаевской иконы (добился признания ее в 1773 году католической церковью чудотворной с возложением на изображение Божией Матери корон). Соборный храм Успения Божией Матери – главное украшение Почаевской лавры – построен этим благотворителем обители, графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Богоматери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского . Святыней лавры была Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе). Чудотворный источник, огражденный железной решеткой и покрытый ковчегом, находится внутри церкви Успения Пресвятой Богородицы. Внутри скалы, под стопой, находится пещера, в которой вода стекает по каплям в сосуды и раздается богомольцам. Наверху ковчега находится изображение Стопы. В 1831 году монастырь вернулся в лоно православия. В 1834 году обитель «по многочисленности стекающихся в оную богомольцев, по великолепию ее церквей, обширности и огромности зданий» четвертой по счету среди русских монастырей получила титул лавры. Название это утвердилось еще при униатах и, вероятнее всего, издавна бытовало среди людей, считавших Почаевскую обитель лаврой по важности ее святынь. Во второй половине XIX b. лавра стала крупным религиозно-просветительным центром. Важное значение в этом отношении имели издания здешней типографии.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010