Древнее начертание креста в Зверинецкой пещерной церкви Духовный писатель Евгений Николаевич Поселянин (Погожев) по поводу открытия Зверинецких пещер писал: «Невозможно никакими словами передать то чувство какого-то покоя и каких-то совершенно неизведанных настроений, которые овладевают здесь, в глубине земли, в этой миниатюрной простой церкви, в полном отчуждении от всего земного и в соседстве с немыми останками братии неведомого монастыря!» Иван Михайлович Каманин восхищался природой вокруг пещерного монастыря: «Вся окрестность пещер производит чарующее впечатление. Стоя на высокой пещерной горе, пока ещё пустынной и открытой со всех сторон, с голубым небесным сводом над головой, и любуясь этой удивительной по красоте живой картиной, невольно испытываешь возвышенное настроение и близость к Богу; подавленная городской сутолокой душа чувствует себя свободной и облегченной, хотя на час, от мирских забот! Дивная природа!» Просьба о молитве Спустя 30 лет, уже 80-летняя, Феодосия Васильевна Матвиенко рассказывала Каманину, как тоже спустилась в пещеры, позвав с собой свою знакомую, чтобы было не так страшно. Рассказывала, что видела около 50 истлевших гробов в пещерках в каждой пещерке по два покойника головой к устью, всего наблюдательная Феодосия насчитала 99 черепов. Покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их Помимо монашеской братии, погребенной в пещерных кельях, были обнаружены останки мирских людей, которые, видимо, погибли, пытаясь укрыться в пещерах от преследования врагов. Они лежали беспорядочно вдоль пещерного прохода, что говорило о том, что над ними не был совершен обряд погребения. Феодосия Васильевна рассказывала также, что покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их. Благочестивая женщина смекнула, о какой пище они просят, и заказала в Ионинском монастыре панихиду по погибшим, после чего подобные сны прекратились. Честные главы в пещерах «Предоставленные сами себе» В день открытия пещер, ближе к вечеру, братия ближайшего Свято-Троицкого Ионинского монастыря, взяв свечи, тоже отправились на осмотр пещерной обители. Что-то из найденного они забрали на молитвенную память и это было хорошо, потому что затем к пещерам повалили любопытные.

http://pravoslavie.ru/109146.html

Епископ Иона (Черепанов), наместник Свято–Троицкого Ионинского монастыря (г. Киев): – Праздник Крещения Руси в наших реалиях – это день, когда православные люди могут объединиться, чтобы почтить память Крестителя Руси святого князя Владимира. Это сравнительно новый праздник, но он особо важен и актуален в наше время, когда возникло очень много разъединяющих факторов. А объединяющих, к сожалению, очень мало. И мы собрались сегодня, чтобы вознести общие молитвы о мире и единстве страны, показать миру, как нас много, как мы любим друг друга, показать, что мы – Церковь Христова, единая, неделимая, которая существует на территории нынешней Украины уже более тысячи лет. Андрей Шып, учащийся Полтавской духовной семинарии: – Для меня этот молебен и Крестный ход являются выражением духовного единения нашей Украинской Православной Церкви. Когда мы живем буднично по городам и весям, не замечаем, что в нашей стране есть такая великая Церковь. А вот в этот праздничный день памяти святого князя Владимира мы съезжаемся к нашему крестителю и видим, как нас много, как мы едины, и каждый сам по себе не одинок в этом бушующем житейском море.    Протоиерей Евгений Мелёшкин, настоятель храма свв. Космы и Дамиана при Национальном институте рака (г. Киев): – Мы молимся сегодня о том, чтобы Господь ниспослал мир на нашу землю, дал нам силы для нашего покаяния, служения, делания добра, чтоб мы могли принести Господу еще какие–то плоды, просим Божьего благословения через соборную молитву. И, конечно же, наши прихожане, волонтеры, духовенство будут молиться о всех пациентах нашей клиники, чтоб Господь дал им силы в преодолении тяжелого недуга.    Геннадий Еремин, прихожанин Свято–Никольского храма, что в Дарнице (г.Киев): – Сегодня нас всех собрала Божья Матерь, пришедшая на Владимирскую горку в чудотворных образах со всей Украины, и святой князь Владимир, покровитель Киева и всех славянских народов. Мы испытываем великую благодать, благодарим Господа за Его милости, молимся о мире в Украине, о прекращении противостояния на востоке страны, о вразумлении всех противоборствующих. Чтобы по молитвам Великого Князя, всех святых нашей земли многострадальная Украина наконец обрела мир, благополучие и процветание.

http://pravoslavie.ru/105418.html

История города неразрывно связана с распространением Православия на уральской земле. Ведущие праздника рассказали гостям, что своим появлением Каменск-Уральский обязан монахам Свято-Успенского Долматовского монастыря, которым государь Федор Алексеевич жаловал грамотой лесные угодья с залежами железной руды возле речки Каменки, где они основали первое поселение и начали добывать железо. И вот это железо, от которого началась слава и благоденствие города, выкопанное, выстраданное, добытое из глубин земли железо, предстало здесь в совершенно другом, возвышенном, духовном свете. На колокольном фестивале железо обрело душу, оторвалось от земли, и громко, радостно и торжественно заговорило о Небе, о жизни с Богом и вечных непреходящих святынях Православия. Некоторые вроде меня, мало понимали, чем Знаменский звон отличаются от Златоустовского и Ионинского, но счастливый резвящийся на плечах молодого отца малыш рядом со мной, говорил, что в мире, пронизанном светом христовой любви, ее голос чувствуют и понимают все. Никакого православного междусобойчика, чего я так боялся, не было, а был красивый городской праздник, где было одинаково интересно и маленьким, и большим. Рядом на траве босиком танцевала молодая женщина в стильной соломенной шляпке и закатанных по колено джинсах. Бабушка с театральным биноклем в руке и двумя непоседливыми внучками, которые никак не хотели сидеть рядом, а постоянно норовили убежать поближе к сцене. Молодые ребята с рюкзачками и большими фотоаппаратами наперевес, которыми они непрестанно что-то щелкали вокруг. Кульминацией фестиваля стало освящение 300-пудового колокола, который будет установлен на колокольне Свято-Троицкого кафедрального собора. Чудо-колокол с иконами святой Троицы, святого князя Владимира – крестителя Руси, святого благоверного князя Александра Невского, апостола Андрея Первозванного и – впервые отлитая на колоколах икона великомученицы Елизаветы Федоровны, был изготовлен на заводе Николая Пяткова на деньги 16 благотворителей-горожан, чьи неизвестные собравшимся имена останутся на внутренней стороне колокола для потомков.

http://pravoslavie.ru/95348.html

Накануне Дня интронизации продолжить разговор на эту тему мы попросили викария Киевской Митрополии архиепископа Обуховского Иону, наместника Свято-Троицкого монастыря, известного церковного журналиста, главного редактора популярного молодежного журнала «Отрок» и поделиться своими чувствами и впечатлениями от общения и несения послушаний у Предстоятеля нашей Церкви. И вот, что он рассказал. - Блаженнейшего Митрополита Онуфрия знаю достаточно давно: ещё со времен, когда я был послушником в Киево-Печерской Лавре, а в Церкви происходили всем известные трагические события раскола 1992 года. Владыка Онуфрий был мне как-то особенно симпатичен — своей твёрдой позицией в отстаивании истины, тем, что он дезавуировал свою подпись в обращении тогдашнего митрополита Киевского Филарета к Патриарху Алексию с требованием предоставления автокефалии, не соответствовавшим чаяниям полноты Церкви. Будучи совсем молодым епископом, владыка Онуфрий уже тогда стал символом сопротивления раскольническим движениям и по сей день хранит такую же твердую православную позицию. Уже позже, когда я стал наместником Ионинского монастыря и достаточно часто общался с владыкой, узнал, насколько это простой и доступный человек. Насколько он проникнут любовью к каждому человеку— всегда готов всем служить и перед всеми смиряться. И при этом ему присуща железная твёрдость в отстаивании истины Божией, правды церковной. Не случайно наша Церковь именно его избрала сперва Местоблюстителем, а затем и Предстоятелем — потому что все архиереи, да и паства в своем большинстве, знали, что владыка Онуфрий никаким человеческим влияниям со стороны не подвержен и в угоду чьему-либо мнению своей позиции не изменит. Будучи викарием Киевской Митрополии я и сейчас вижу любвеобильное отношение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия ко всем людям — даже отпадшим от Церкви и тем, кто враждует против Церкви. Он никогда не скажет плохого слова о них даже там, где посторонние его не слышат, но всегда отзывается о них с большой скорбью и переживанием.

http://pravoslavie.ru/133386.html

Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей: общая длина здешних пещер превышает длину Ближних и Дальних пещер великой Киево-Печерской лавры, и здесь все ещё осталось до километра (а может, и больше) неизвестных, не открытых ходов. Как обнаружили подземный монастырь? Феодосия Васильевна Матвиенко, первая указавшая по сновидению местоположение Зверинецких пещер Заветные святыни могут долгое время таиться под спудом, в неизвестности, но когда Господь хочет тайное становится явным. Когда-то чудотворную Казанскую икону обрели благодаря маленькой девочке Матрене. А Зверинецкие пещеры были открыты благодаря благочестивой, в ту пору 50-летней, жительнице Киева Феодосии Васильевне Матвиенко, чей дом находился напротив горы с засыпанным входом в пещеры. Как-то весной 1882 года, на рассвете, она услышала гул провала земли и увидела светлую радугу, один конец которой падал на место провала, словно указывая на нечто чудесное. Феодосия Васильевна рассказала о случившемся соседям. В полдень этого же дня её сосед, художник Дмитрий Зайченко, со своим товарищем, возвращаясь со службы из расположенного рядом Свято-Троицкого Ионинского монастыря, наведались к открывшемуся провалу, захватив с собой свечи. Они расчистили отверстие и спустились в провал. Обнаружили там длинную пещеру со множеством человеческих останков и монашеские келии. Начертание имен Зверинецких игуменов в пещерной церкви Панагия из ниши игумена Климента Подвижники Зверинецких пещер Люди, которые покоились в пещерах, несомненно, были иноками: сохранились их кожаные монашеские пояса с изображениями двунадесятых праздников, четки, плетенные из тонких ремешков монашеские параманы, полуистлевшая кожаная и войлочная обувь, деревянные доски от гробов некоторые из них кипарисные, сохранившие особенный запах, обломки жерновов для растирания зерна. Схимнический параман, найденный при раскопках пещер Пещерная келья Исследователь пещер Иван Михайлович Каманин так описывал келии затворников Зверинецких пещер: «Затворнические келлии имеют внутри форму большой русской варистой печи; длина ея равна росту человека; в устье ея, иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек; посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ея, глубиной по колена человека; по сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки. Влезши в такую нишу келлию, подвижник имел возможность свободно сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на дне ровика, подвижник мог подыматься даже во весь рост. На противоположной лежанке могли помещаться иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по смерти могилой... Близость таких ниш к алтарю давала возможность подвижникам слышать богослужение...».

http://pravoslavie.ru/109146.html

Апостол Иоанн был особо любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. Не случайно иконографический знак евангелиста Иоанна орел – символ высокого парения его богословской мысли. Наименование Богослов Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю судеб Божиих. Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни. Он созерцает вечную истину и как видит, так и передает это своим возлюбленным чадам. Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. В изложении и раскрытии учения о домостроительстве спасения апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором небо сошло на землю и обновленная земля освещается светом небесной славы. Символично, что концерт проходил в день празднования памяти святого апостола. «Симфонические танцы» Рахманинов написал в 1940 году, когда уже началась Вторая мировая война, угрожавшая всему человечеству. Именно в тот переполненный противоречивыми чувствами для Рахманинова период, родилось произведение глубоко философское и автобиографичное. Ведь судьба композитора была очень непростой. В 1917 году он выехал из России и более 25 лет прожил в США. Сергей Рахманинов так и не смог приспособиться к тому миру, в котором ему пришлось жить в эмиграции. В отличие от многих русских деятелей культуры, которые благополучно нашли себя в мировом пространстве, он всю жизнь тосковал по Родине. Одна из важных составляющих концерта – глубокий рассказ о музыке и основах христианской любви, с которым в этот раз выступил перед слушателями известный киевский музыковед Николай Лысенко. Он профессиональный дирижер, художественный руководитель Государственного эстрадно-симфонического оркестра Украины, регент киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, режиссер и ведущий программ на радио «Эpa-FM». А также – правнук знаменитого украинского композитора Николая Витальевича Лысенко.

http://pravoslavie.ru/32297.html

Так гласит предание. И икона, называемая «Троеручицей», которая хранится в Хиландарском афонском монастыре, считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн. Можно сказать, что и предание, и связь преподобного Иоанна с афонской иконой — вещь не бесспорная. У историков и искусствоведов здесь найдутся свои аргументы. Например, можно отметить, что афонская «Троеручица» никак не относится ко времени прп. Иоанна. Однако, по сути здесь нет противоречия. За всю христианскую историю зафиксировано множество чудесных исцелений по молитве перед той или иной иконой. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа. Обычай, конечно, не бесспорный, тем более, что точно такой же существовал в античном язычестве. И всё же, это многое объясняет. Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда гарантировало качественное исполнение. И вот, спустя какое-то время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. А далее не особо думающий богомаз обернул эту руку в богородичный мофорий. И этот вариант также бездумно распространился во множестве копий. Троеручица, современная икона Церковь пыталась бороться с таким нарушением канона, Синод издавал указы, но привычку и суеверие трудно искоренить. И даже сейчас, когда издано столько книг по христианской иконографии, бездумные богомазы продолжают тиражировать бессмысленную третью руку. Но радует, что на фоне этих поделок встречаются и прекрасные образцы современной иконописи. Читайте также: Сретение Владимирской иконы Божией Ма тери Троеручица, икона из Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Киев Вы прочитали статью Зачем Богородице третья рука? Икона «Троеручица». Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/zachem-bogorodice-tret...

– Столыпин говорил: «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде помрачает душу и парализует работу»... – Это был глобального плана человек, и его постулат верный. Если бы мы так строили свою жизнь, все было бы иначе. Но правители привыкли думать о личном благе, и убийство Столыпина в Оперном театре в Киеве последовало оттого, что слишком он был необычным человеком: мыслил не о себе, а о народе. Его девиз: мое сердце – для народа! Хутор инакомыслящих на Миргородщине Я родился на маленьком, глухом хуторе Проскурине, на Полтавщине, в Миргородском уезде. Мы жили в доме дедушки Дементия. Зажиточный был человек, имел 15 гектар земли, домик стоял под железом. Наш хутор обладал свойствами, присущими не всякому цивилизованному городу: был и свой оркестр народных инструментов, и хоровой коллектив. С хутора вышли учителя, летчики, капитаны дальнего плавания. Население всего человек 60–70, а столько талантов! У нас прятались инакомыслящие от большевистского режима. Да и сам дедушка называл себя «леворуций», то есть антиреволюционер. Родился я в один день с Николаем Васильевичем Гоголем (и всего в 25 км от его родины) – 1 апреля, как мама говорила, 19 марта по-старому. Я украинец. Мой родной язык – украинский. На нем говорили все наши родственники и знакомые. Полтавщина же эпицентр Украины! Русский я выучил позднее и очень его люблю. Есть речевые моменты, которые на русском языке выразить легче. А сама лексика нам сродни. Да и говорить на двух–трех языках я считаю для человека достоянием. «А ты, раба Божия, как жила, так и живи!» Прп. Иона Киевский Я уже в четыре года читал Евангелие, знал многие молитвы Народ жил на Полтавщине религиозный! И наша семья была глубоко верующей. Огромное влияние на меня оказали мамины родители – дед, Дементий Васильевич, и бабушка, Евдокия Алексеевна. Бабушка меня воспитала. Какой она была? Еще девушкой пришла она к отцу Ионе, основателю Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Преподобный Иона тогда принимал по тысяче человек в день. Святой, прозорливый человек... Каждому из приходивших давал краткие наставления. Когда же подошла моя бабушка, он посмотрел на нее: «А ты, раба Божия, как жила, так и живи!» – сказал.

http://pravoslavie.ru/119266.html

Сегодня на молодежные чаепития в Ионинском монастыре собирается, наверное, добрая половина активной православной молодежи Киева, иногда более трехсот человек — школьники, студенты, молодые специалисты. На вопрос, что их сюда привлекает, большинство рассказывает одну и ту же историю. Однажды в храме появилась странного вида девушка: одета в военную шинель, вся в пирсинге, обритая наголо, без платка. Когда отец Иона, проходя мимо, посмотрел на лысую прихожанку, та приготовилась выслушать внушение или выговор. Но, к всеобщему удивлению, отец настоятель сказал девице только: «О, какая у тебя прическа! Тебе теперь и платок носить не обязательно. Ведь женщина платок носит, чтобы покрывать волосы, а у тебя волос нет». В монастыре не смотрят косо на тех, кто выглядит не как все. И это подкупает. «Сейчас девочка стала нашей постоянной прихожанкой, отпустила шевелюру, — улыбается архимандрит. — Она и сейчас выглядит довольно “нестандартно”, но того прежнего вызова уже нет. И я считаю, что это прогресс, ведь весь этот внешний эпатаж бывает от каких-то внутренних проблем». «Как правило, у воцерковленных детей лет в пятнадцать-шестнадцать наступает кризис. Если они и продолжают ходить в храм, то делают это на автомате, — признается Владимир, активист Ионинского прихода, координатор волонтеров Ионинского монастыря. — Подростков занимают совсем другие вещи. То же самое было и со мной. Но молодежка помогла мне и еще очень многим остаться в Церкви, ведь тут можно пообщаться, тут интересно». Владимир и его «соратники» опекают детское отделение Института онкологии — ведут изостудию и воскресную школу для больных детишек, а еще посещают дом малютки, дом ветеранов, два детских дома. При братстве действуют программы донорства, реставрации храмов, проводятся специализированные тренинги и семинары для волонтеров. Их методы Каждое воскресенье поздняя литургия в Свято-Троицком храме Ионинского монастыря   собирает около 30 слабослышащих — это единственное место в Киеве, где православная литургия сопровождается сурдопереводом. Для таких прихожан отведено специальное место в храме, откуда удобно следить за ходом богослужения. На литургии чтец синхронно жестами переводит текст. «Ребята с молодежки сами предложили организовать такие службы. У меня в семье были глухие родственники, и поэтому я с радостью поддержал идею», — объясняет отец Иона. После литургии глухие встречаются в трапезной — общаются, слушают катехизаторские беседы.

http://pravmir.ru/molodezhnyj-zverinec/

Настоящее христианское дело «Молодости свойственна жертвенность, стремление послужить», и «такой потенциал нельзя терять», — убежден архиепископ Обуховский Иона , викарий Киевской епархии , наместник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, председатель Синодального отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви . Только «энергию, которая бьет ключом, нужно направить в нужное русло». Протоиерей Димитрий Смирнов († 2020), настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, рассказывал, что видел где-то на Западе, как прямо в храме организовали площадку для игры в гандбол. «Но если ребята играют в гандбол в храме — это не вовлечение в церковную жизнь. Это вовлечение в гандбол на бывшей церковной территории, — говорит отец Димитрий. — Вовлечение в церковную жизнь — это показать всю сладость того, чем для души является служение Христу». Один из самых лучших и спасительных для души молодого человека способов решить эту задачу — привлечь его к делам милосердия, продолжает владыка Иона. Его опыт свидетельствует, что ребята с радостью откликаются на возможность послужить ближнему. Участники волонтерского движения «Молодость не равнодушна»  при общине Свято-Троицкого Ионинского монастыря ухаживают за детьми, больными раком, организуют сдачу крови для них, ходят в больницы с миссионерскими беседами. Также они активные участники поездок в детские дома — ­помогают сиротам учиться общению с внешним миром, посещают дома престарелых, участвуют в реставрации разрушенных храмов и монастырей. «Наши ребята находят общины, которым нужна физическая помощь — кирпичи перенести, канаву выкопать и так далее, и отправляются туда. Это работа, которая не требует квалификации и специальных навыков», — делится архипастырь опытом волонтерской активности. Почему такая «социальная», как ее принято называть, деятельность находит отклик в душах молодых людей? Во-первых, потому, что здесь они чувствуют себя по-настоящему нужными, состоявшимися личностями, рассуждает владыка Иона. Во-вторых, видят, какова она, реальная жизнь, а это важно в нынешнюю виртуальную эпоху с ее «искусственными ценностями, искусственными интересами, искусственным искусством». В-третьих, не секрет, что молодые люди склонны к депрессиям и унынию: «Несданный экзамен, неприятный разговор с родителями, размолвка с девушкой — события вселенского масштаба, человек готов заливать их алкоголем и чуть ли не в петлю лезть». Но «если он хоть раз съездит в онкоинститут к деткам, в которых еле-еле душа держится, или к инвалидам детства, для кого каждый прожитый день — подвиг, то поймет, насколько все его проблемы — мелочь и чепуха. Он поймет, что есть люди, которым намного тяжелее, и он может им помочь».

http://e-vestnik.ru/society/molodezh_tse...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010