Некий старец пришел к одному из отцов, живших в Раифе, и сказал: – Авва, я очень переживаю, когда отпускаю кого-нибудь из братьев на послушание, особенно вечером. Тот сказал: – Я и сам, когда посылаю с поручением моего послушника, сижу у ворот и поджидаю его. И если помысел спрашивает меня: «Ну, когда же наконец придет брат?, – то отвечаю, – А если его опередит другой, а именно: восхищающий ко Господу ангел, тогда что?» Вот так каждый день смотрю на ворота, беспокоясь и оплакивая мои грехи, и говорю: «Какой брат придет раньше, нижний или вышний?» Так старец, получив великую пользу, удалился и держался впредь того же правила. У одного старца, жившего в Раифе, было такое делание: он все время сидел в своей келии, сосредоточенный и согнувшийся почти до земли. Он постоянно качал головой, тяжело вздыхал и говорил: – Что же будет ? Старец замолкал на некоторое время, потом повторял то же самое и качал головой. Так он проводил все дни своей жизни, не переставая думать о кончине. 21 И было слово Господне ко мне: Иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: Так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную ( Иер. 2:2 ). 22 Синай – большой горный массив Синайского полуострова в Египте, и горная гряда, включающая гору Хорив (в просторечии Синай, высота 2290 м), где Бог дал Моисею скрижали Завета. Самая высокая среди них – гора Екатерины (2641 м). Она названа в честь великомученица: Екатерины:, чье честное тело было взято ангелами и оставлено на вершине этой горы. В ее предгорьях на высоте 1530 м Юстиниан построил большой монастырь, сохранившийся до сих пор и ставший кафедрой архиепископа и игумена горы Синайской (подчиняется патриарху Иерусалимскому. Расположен в 500 км от Иерусалима). Читать далее Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 1. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Но да будет вам известно: если вы пришли в эту пустыню, чтобы здесь остаться, если хотите жить со мной на месте этом, если вы пришли служить Богу, приготовьтесь терпеть скорби, беды, печали, всевозможные несчастья, нужду, лишения, бедность и недосыпание. Если вы желаете служить Богу и для этого пришли, отныне предуготовьте ваши сердца не к пище, не к питью, не к покою, не к беспечности, но к терпению, чтобы претерпеть всякое искушение, беду и печаль. Приготовьтесь к тяготам, постам, духовным подвигам и ко многим скорбям: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14: 22); тесны врата и узок путь и скорбен, ведущие в жизнь вечную, и немногие находят их (Мф. 7: 13–14); Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12); много званых, а мало избранных (Мф. 20: 16). Мало спасающихся, поэтому мало избранное стадо Христово, о котором в Евангелии сказал Господь: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12: 32)». Когда Преподобный Сергий сказал им все это, они с радостью и с усердием обещали: «Все, что ты повелел, сделаем и ни в чем тебя не ослушаемся». Так составилась первая братия, и вот таким образом и зачался Сергиев монастырь – последующая и нынешняя – знаменитая Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Вначале собралось не очень много монахов – не больше двенадцати человек. Среди них был некий старец Василий, по прозванию Сухой, который одним из первых пришел с верховьев Дубны. Другой – по имени Иаков, по прозванию Якута, он был за посыльного, его всегда отправляли по делам, за особенно нужными вещами, без которых нельзя обойтись. Еще один, по имени Анисим, диакон с сыном Елисеем, земляки Сергиевы, из коих Анисим упоминается раньше в числе переселившихся с родителями Преподобного из Ростова в Радонеж. К числу первых же учеников Сергиевых должно отнести преподобных Сильвестра Обнорского, Мефодия Пешношского, Андроника и др. Жизнь уединенной обители Каждый из пришедших к Преподобному Сергию монахов построил для себя отдельную келью, причем иным из строившихся была оказана общая братская помощь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Писатель неканонической, но почитаемой Церковью, книги «Премудрости Соломоновой» в последних двух главах книги дает устрашающий образ абсолютной «египетской тьмы», поразившей Египет пред исходом оттуда иудеев, – это как бы символ той иной, «вечной тьмы». Для верующего же человека, для христианина, «свет во тьме светится, и тма его не объят». К приведенным выше словам Нагорной проповеди евангелист Лука присоединяет следующие слова Господа: «Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием » ( Лк.11:36 ). Вот, на таких светильниках веры стоит от начала своего бытия и утверждается единая, святая, кафолическая апостольская Церковь . 2 Так, например, в двухтомном курсе догматического богословия д-ра А. Санда: Синопсис догматического богословия, изд. первой четверти текущего века. Среди 800 страниц книги главе «Культ святых» отведено две страницы в отделе «О Небе», за нею «Культ останков святых» – одна страница. А далее идет отдел «О будущих судьбах мира», замыкающий весь курс. 3 Алала! равняется нашему «ура!» Также означает «бренчание». Ап. Павел умышленно приводит это последнее значение в заключение речи о «языках»: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или κμβαλον λαλζον» – «кимвал звякаяй» (слав.). 5 В подвижнических наставлениях иногда страсти и лукавые бесы почти отожествляются: духи, поселяющиеся в телах живых людей, являются возбудителями страстей; страсти становятся не только недугами телесными, но и душевными, и потому продолжают оставаться в душе приманками земных страстей даже и по смерти. Поэтому можно представить мытарства, как и внутреннюю личную борьбу в оголившейся от тела душе. 6 Глоссолалия, о которой читаем в 14-й главе послания ап. Павла I Кор., имела обратное свойство: ее не понимали даже в собрании общины церковной, прибегали к помощи истолкователя, если таковой находился. Читать далее Источник: Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори (Пс.113:11) : Апологетические очерки (1978-1982)/Протопресвитер Михаил Помазанский. - Джорданвилль : Свято-Троицкий монастырь (Тип. преп. Ioba Почаевского), 1985 (Тит. л. 1984). - 124 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Фельдшер Свияжского приемного покоя К. Мидлев. IV. Исцеление от болезни костоеда Крестьянка гор. Ардатова, Симб. губ., проживающая в гор. Алатыре, Варвара Андреева Палачева заявила: В 1901 году, когда она жила в гор. Казани, у 10-летней дочери её Марии образовалась на большом пальце левой руки небольшая шишечка, которая постепенно увеличивалась, так что ее стало больно. Затем открылось на этом месте рана, из которой шла материя. Мать, не зная, что с дочерью случилось, обратилась в гор. Казани к профессору Стефановскому, который хотя и дал лекарство, но сказал, что болезнь очень серьезная, необходимо сделать операцию, и болезнь признал костоедом. Дочь её Мария испугалась, поэтому операция была матерью отложена. Боль же её ежедневно увеличивалась; мать, не жалея своих средств, много пролечивала денег, но дочь облегчения никакого не получала. В 1902 году пришлось им из Казани переехать в гор. Алатырь, откуда тоже, не переставая, выписывали из Казани лекарства. Но видя, что боль все более усиливается, мать уговорила больную дочь свою опять ехать в Казань. Явились к профессору, и профессор объявил им, что нужно прижечь рану ляписом и сделать операцию, начала плакать и просить мать свою не решаться сделать операцию, а лучше ехать обратно в Алатырь. Приехавши в гор. Алатырь, в продолжение долгого времени лечили болезнь по рецепту профессора Стефановского. Затем мать её вздумала еще обратиться в гор. Алатыре к врачу Ивану Федоровичу Болдыреву, который и был приглашен на дом. Осмотрев больную, врач сказал, что эта болезнь очень продолжительная и серьезная и обязательно требует операции. После отъезда врача мать пришла в великую скорбь и предала болезнь дочери на волю Божию. Слыша, что многие получают исцеления по молитвам схимонаха Вассиана, и возымев горячую веру в помощь угодника Божия, мать дала обещание отслужить по нем панихиду на могиле его. На следующий день, после осмотра доктора, 1903 года 15 июля, придя в пещеру схимонаха Вассиана, дочь её Мария с бабушкой своей Пелагеей Петровой Татариновой попросили отслужить панихиду по схимонахе Вассиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

монахов незаконным и присудил вернуть его василианам. Только вмешательство департамента Сената, куда обратился правосл. еп. Иоанникий, прекратило спор, к-рый длился долгое время: Сенат признал, что суд превысил свои полномочия. Троицкий мон-рь остался православным и был включен в штат первоклассных, что было подтверждено решением Синода в 1842 г. С 1806 г. настоятели были одновременно ректорами Подольской ДС. По штату от 1 янв. 1842 г. в К. м. разрешалось проживать наместнику, 8 иеромонахам, 4 иеродиаконам, 3 монахам и 5 послушникам. Настоятели служили в сане архимандрита, с 1806 г. они также являлись ректорами Подольской ДС. В этот период над средокрестием Троицкой ц. появился деревянный купол правосл. храма. В 1835 г. епархиальный архит. А. Островский разработал проект перестройки мон-ря со сносом старой Свято-Троицкой ц. и строительством на ее месте 4-столпного храма с большим центральным куполом и 4 угловыми главами-колокольнями в классицизирующем русско-визант. стиле с характерным куполом луковичной формы и такой же формы главами колоколен. По архитектуре и объемно-пространственному решению храм напоминал Десятинную ц. в Киеве (1828-1842; архит. В. П. Стасов). Проект реконструкции Троицкого мон-ря предусматривал перестройку келий и расширение обители на юг. Была присоединена соседняя усадьба с постройками, келии расположились в 2-этажном здании Г-образной формы. Но реконструкция не была проведена из-за недостатка средств, лишь на Свято-Троицкой ц. был возведен каменный купол на высоком барабане вместо деревянного. В 1838 г. в нижнем этаже монастырского корпуса была устроена теплая ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, к-рую в 60-х гг. XIX в. перенесли на 2-й этаж (Там же. С. 30). В те же годы вдоль вост. границы мон-ря, выходившей на Зарванскую ул., построили 2 одноэтажных флигеля, к-рые монахи сдавали в аренду под торговые лавки. Впосл. они были объединены в один корпус. К. м. возглавляли архимандриты: в 1796-1800 гг. Созонт (Сокольский), в 1800-1806 гг.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

Мать, услыхав это, дала обещание отслужить панихиду о схимонахе Вассиане, но уже после приезда от врача. В последних числах мая 1902 года мать и сын, ехавши к врачу на станцию Шихраны, повстречались с кондуктором Салюковым, который, видя страждущего мальчика, подойдя к матери его, спросил: «Наверное, в гор. Казань везете сына своего?» – Мать ответила, что они едут на станцию Шихраны за советом к врачу и рассказала о болезни сына своего. На это кондуктор ответил: «Я тоже хворал долгое время ногой, около 2-х лет лечился всевозможными лекарствами, но никакой пользы не получал. Но случайно мне попалась книга: «Описание о схимонахе Вассиане», я и прибегнул к его ходатайству пред Богом, и по его молитвам, не выходя из пещеры схимонаха Вассиана, я получил исцеление». В разговоре незаметно доехали до ст. Шихраны. Мать с сыном пошли к доктору Сосоеву, который хотя и дал им лекарства, но сказал, что надежды на выздоровление нет; опечаленные, они этим же днем вернулись домой в гор. Алатырь. Тогда только родители его поняли Божие указание, как в виденном сне, так и в разговоре с кондуктором, что нужно просить ходатайства и молитв пред Богом схимонаха Вассиана. По приезде от врача Сосоева, утром, мать привезла больного в пещеру, где служили пред гробом схимонаха Вассиана панихиду; взяв масла и песочку от могилки, больной стал пользоваться этим и вскоре начал ходить и поправляться здоровьем. Мать его отслужила панихиду по схимонахе Вассиане, и сын её стал совершенно здоров. Родители его, доктор и все знающие были в большом удивлении, так как видели его почти на смертном одре, даже запах был от него невыносимый; но теперь, после молитв у гроба схимонаха, все видят его в совершенном здравии, работающим с родителями на поле. В 1902 году исцеленный начал заниматься слесарной работой, а 1903 года, в марте месяце, при строгом освидетельствовании доктора, был принят в алатырские мастерские Московско-Казанской железной дороги, в слесаря. И теперь работает во славу Божию, благодарит угодника Его – схимонаха Вассиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Некрополь Мастеров искусств Александро-Невской ЛаврыВо время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда музей обеспечил охрану и укрытие памятников. От прямого попадания авиабомбы пострадало только одно надгробие - актрисы В.Н. Асенковой. Перезахоронения продолжались до середины 1950-х гг. В это же время в Некрополе мастеров искусств, получившем статус своеобразного городского Пантеона, нашли упокоение некоторые выдающиеся современники: ученые С.В. Лебедев, В.Г. Хлопин, художник М.И. Авилов, актеры Ю.М. Юрьев, П.З. Андреев, Н.К. Черкасов и др. Проект реконструкции кладбища предполагал сосредоточение представителей каждого вида искусств в одном месте. Так, композиторы и музыкальные деятели были перезахоронены в основном на Композиторской дорожке у северной ограды некрополя. Туда же перенесли памятники, находившиеся в других частях старого Тихвинского кладбища: М.И. Глинки, А.С. Аренского, М.А. Балакирева. Артистов перезахоронили в центральной части некрополя, художников и скульпторов в западной части, где почти не сохранилось старых памятников. Перезахоронения, связанные с памятью А.С. Пушкина, осуществлялись в восточной части, у входа в некрополь, где большинство составляют сохранённые памятники начала XIX в., то есть памятники современникам поэта. Среди них выделяется своим обликом величественный мраморный портик надгробия откупщика А.И. Косиковского, сооруженный в 1840 г. Несколько старых памятников Тихвинского кладбища были использованы как декоративные украшения, создающие «колорит» старого петербургского кладбища эпохи классицизма: колонны и пилоны на площадках у пересечения аллей. Перечень утраченных памятников Тихвинского кладбища огромен. Утрата богатого аристократического петербургского некрополя, имевшего свой неповторимый художественный облик, безусловно заслуживает сожаления. Однако, помня о трагических обстоятельствах нашей истории, когда многое было утрачено навсегда, надо признать, что созданием Некрополя мастеров искусств удалось сохранить уникальный мемориал отечественной культуры.

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинское_кла...

Из Нижнего Новгорода с 8:00 до 22:00 каждый час отправляются автобусы в Дивеево от парковки торгово-развлекательного комплекса " Небо " (ул. Б. Покровская, 82; рядом с площадью Лядова). Первые и последние рейсы автобусы совершают от ж/д вокзала (посадка под метромостом). Необходимо предварительное бронирование по телефонам перевозчика: «Пассажир» – 8-987-559-22-22, «Попутчик» – 8-920-020-04-88. Пассажиры прибывают в Нижний Новгород на речной вокзал, который находится в исторической части города. От вокзала городским транспортом нужно добраться до торгово-развлекательного комплекса " Небо " (ул. Б. Покровская 82; рядом с площадью Лядова), откуда с 8:00 до 22:00 каждый час отправляются автобусы в Дивеево. Первые и последние рейсы автобусы совершают от ж/д вокзала (посадка под метромостом). Необходимо предварительное бронирование по телефонам перевозчика: «Пассажир» – 8-987-559-22-22, «Попутчик» – 8-920-020-04-88. Самый ближний к Дивееву ж/д вокзал находится в Арзамасе (Арзамас-1 и Арзамас-2). ОАО «РЖД» производит продажу билетов по схеме «поезд+автобус». Пассажиры поездов 112 Москва – Круглое поле, 142 Москва – Чебоксары смогут пересесть на автобусы отправлением от ст. Арзамас-2 в 07:30. Из Дивеева автобусы отправляются в 20:00. Время в пути на автобусе составляет 1,5 часа, стоимость – 250 рублей. Можно доехать до станций Мухтолово, Нижний Новгород, но этот маршрут будет длиннее, придется сделать несколько пересадок. От Нижнего Новгорода дорога займет около четырех часов. Автобусы из Арзамаса от междугородной автостанции (ул. 50 лет ВЛКСМ, 16, телефон для справок: 8 (83147) 4-16-09) ходят довольно часто – почти каждый час; первый автобус отправляется в 5:30, последний в 17:10. Около арзамасского торгового центра «Метро» каждый час останавливаются автобусы транспортных компаний «Пассажир» и «Попутчик». На них можно добраться до Дивеева. Первый автобус отходит в 5:30, последний –около 23:30. Бронировать места надо заранее по телефонам: «Пассажир» – 8-987-559-22-22, «Попутчик» – 8-920-020-04-88.

http://azbyka.ru/palomnik/Дивеево

В связи с приближавшейся 100-летней годовщиной со дня смерти А.С. Пушкина, было решено превратить Тихвинское кладбище в «Некрополь мастеров искусств и современников А.С. Пушкина». Внешний облик этого некрополя, освобожденного от «обывательских» могил, не должен был походить на облик традиционного кладбища. Исходя из этой задачи, архитектурно-планировочный отдел Ленсовета начал разработку проекта мемориального парка. Его авторами стали Е.Н. Сандлер и Е.К. Реймерс, при участии главного архитектора города Л.А. Ильина. Работы по реконструкции были начаты в 1935 г. и планировались к завершению на 15 августа следующего года. Это привело к крайней спешке и небрежности. Реконструкцию осуществлял трест «Похоронное дело», не заинтересованный в сохранении памятников выдающегося исторического и художественного значения. Снос памятников принял спешный и несистематический характер. Несмотря на спешку, основные работы по созданию парка-некрополя были окончены лишь к августу 1937 г. Доделки продолжались еще многие годы. В результате реконструкции Тихвинское кладбище перестало существовать. Из множества его памятников, в мемориальном парке сохранилось менее ста надгробий. Ряд памятников был перенесён в соседний «Некрополь XVIII века». По-видимому, причиной этого было их несоответствие тематике создаваемого некрополя. Прах некоторых деятелей науки перенесли с Тихвинского кладбища в музейный некрополь «Литераторские мостки» на Волковском кладбище (А.Д. Градовский, А.Ф. Кони, В.В. Пашутин и др.). В соответствии с названием создаваемого некрополя, здесь осуществлялись перезахоронения выдающихся артистов, художников, скульпторов, композиторов и музыкальных деятелей. К ним прибавились лицейские друзья Пушкина: А.А. Дельвиг, Ф.Ф. Матюшкин, К.К. Данзас. Перезахоронения осуществлялись как с кладбищ, обреченных на уничтожение (Митрофаниевское, Фарфоровское, Выборгское католическое и др.), так и с сохранившихся (Смоленских, Волковских, Новодевичьего, Никольского). Некрополь создавался во времена воинствующего атеизма, поэтому памятники с религиозной символикой часто заменялись надгробиями, изготовленными музеем.

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинское_кла...

Кирилловский собор. План и вид с юго-запада. Реконструкция Н. В. Холостенко Кирилловский собор. План и вид с юго-запада. Реконструкция Н. В. Холостенко Древнее кровельное свинцовое покрытие было разграблено войсками хана Батыя в 1240 г., что привело к разрушению сводов и перекрытий. От XII в. сохранились подпружные арки, все конхи, арки и свод под хорами. Исследования 60-х гг. ХХ в. позволили реконструировать покрытие: над крестовыми сводами нижнего яруса были устроены полуциркульные своды. На месте пересечения сводов был возведен мощный четверик с высоким цилиндрическим световым барабаном. Венчал сооружение полусферический купол. Сводам храма на фасадах соответствовали полукружия закомар, их нижняя часть сохранилась под карнизом XVIII в. Форма и пропорции закомар напоминают абрис апсид на плане храма, что особенно хорошо заметно на его западном фасаде. Плоскость стен была расчленена полуколоннами. Простоту и лаконизм здания подчеркивал скромный декор из аркатурного пояса, проходившего в верхней части по периметру стен и барабана. Самым ранним свидетельством восстановительных работ являются находки витражного стекла XV в., однако первые документальные сведения о ремонте относятся к нач. XVII в., когда обвалившиеся своды были переложены и сделаны коробовыми. В юж. части нартекса была расположена крещальня, разобранная, вероятно, в XVII в. при игум. Василии (Красовском), во время ремонтно-реставрационных работ. В кон. XVII на «строение церковное» «верхов или кровель» пошли доходы от 4 мельниц, переданных игум. Иннокентию (Монастырскому) Мазепой, который пожертвовал на ремонт 10 тыс. золотых ( Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 239). Были достроены 4 боковых купола, древнее позакомарное перекрытие переделано в 4-скатную крышу, окна в центральной и сев. апсидах частично заложены, а верхние окна на сев. и юж. стенах трансепта и зап. фасаде замурованы. Круглые полуколонны на фасадах были сбиты, на зап. фасаде их заменили массивными прямоугольными, ликвидирована аркатура на стенах и барабане купола, стесаны полуколонки между окнами барабана, тесовая кровля заменена железной, вместо закомарного завершения устроен антаблемент с развитым карнизом. В 1720-1730 гг. был заново выложен кирпичный пол.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010