В 1922 г. монастырь лишился своей святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошёл по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры. С первых дней своего существования Александро-Невский монастырь должен был занять довольно высокое положение. Согласно Петровскому указу «две по Всероссийской Империи лавры, яко то Киево-Печерская и Троицкая Сергиевская, а также и Александро-Невский монастырь о своём первенстве имеют права. А что касается до безчестия оных двух лавр, так же и Александро-Невского монастыря властем, то оных должен положить в равном один против другого градусе». Настоятелем монастыря Пётр назначил Феодосия (Яновского), с 1708 г. выполняющего обязанности временного судьи и администратора духовных дел столицы и новозавоёванной области. С 1712 г. должность администратора становится постоянной, и при нём в Александро-Невском монастыре учреждается специальная канцелярия. Здесь же помещается и обер-инквизитор. В 1720 г. Феодосий был рукоположён в сан епископа Новгородского с оставлением его архимандритом Александро-Невского монастыря. С этого времени эти две должности были объединены, и Невский монастырь стал постоянной резиденцией Новгородского митрополита. Со времени учреждения епархии в 1724 г. должность архимандрита столичного монастыря должен занимать Петербургский епископ, впоследствии с 1783 г. — митрополит Петербургский и Новгородский. В 1797 г. именным указом Павла I монастырь был переименован в лавру. Александро-Невский монастырь был основан Петром как образцовый. Здесь он хотел претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру. Он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, лечебное и учебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, безумствующих, и устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки. Здесь же Пётр предполагал учредить " лечебно-исправительное заведение для лиц принудительного лечения и пьяниц. Осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества — молитва. По счастью, задачи так и не были осуществлены.

http://elitsy.ru/holy/1998/

В княжеском образе Александра Невского стали писать, начиная с эпохи Петра I. Петр считал себя продолжателем дела Александра Ярославича по защите северо-западных рубежей России. В1710 году в память о Невской битве он основал в Петербурге Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь (с 1797 года лавра), и в 1724 году перенес в него из Владимира святые мощи князя. В том же году Святейший Синод постановил: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ, во одеждах великокняжеских». Именно таким благоверный князь в основном и предстает на иконах с XVIII века. В нижнем храме Никольского собора, который освящен во имя св. благоверного князя Александра Невского, есть икона, написанная, судя по стилю, в начале XX века. На ней святой изображен в рост и в полном соответствии с постановлением Священного Синода — в княжеской одежде, красных сафьяновых сапогах и горностаевой мантии. Грудь его прикрывает кольчуга, но при этом у святого нет меча, а правая рука прижата к груди там, где висит крест, подчеркивающий принадлежность князя к христианству. Кажется, с первого взгляда, что он держит в руке крест, а так традиционно изображают мучеников. Горностаевая мантия имеет красный цвет, что также соответствует иконографии мучеников. Несомненно, эта ассоциации намеренно подсказана художником. Изображения Александра Невского с крестом в руке действительно встречаются в иконографии. В народе его нередко почитали как мученика, ведь после того как Александр, возвращаясь из очередной поездки в Орду, по дороге заболел и умер, распространился слух, что князь был отравлен в ставке хана. И многие историки соглашаются с тем, что эта версия имеет под собой определенные основания: Александр Невский был молод и обладал крепким здоровьем, когда отправлялся в Орду, а вернулся смертельно больным. Он умер довольно молодым, ему было всего 42 года. На иконе нижнего храма Александр Невский изображен погруженным в раздумья о судьбах Руси и о том непростом пути, который был уготован ему историей.

http://foma.ru/obraz-aleksandra-nevskogo...

Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 года, Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи святого благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь». Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освященную к этому событию монастырскую церковь святого Александра Невского. По окончании строительства главного монастырского храма – собора Святой Троицы, в него были торжественно перенесены мощи благоверного князя и положены в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 году по указу Елизаветы и украшенная надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни святого князя. В 1743 году Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа, по окончании литургии все столичное духовенство в белых одеждах, в сопровождении Епископа, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к обители где торжественно совершало молебен благоверному князю. В 1922 году монастырь лишился своей святыни. 12 мая 1922 года, в разгар «изъятия церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта рака с мощами святого Александра Невского. Рака была изъята и помещена в Государственный Эрмитаж, где находится и поныне. 20 ноября того же года были изъяты и мощи благоверного князя, которые долгое время находились в музее атеизма, и возвращены в собор лишь в 1989 году. 18 декабря 1797 года высочайшим указом Святейшему Синоду императора Павла I повелено Александро-Невский монастырь переименовать лаврой. Александро-Невская лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств царской фамилии. Здесь нередко совершались торжественные богослужения в присутствии августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

29 августа 1890 г. – кончина св. Стефана. Обрел упокоение близ алтаря Успенского храма. Сентябрь 1890 г. – официальное открытие (после 30 лет «неофициальной» истории) Александро-Невского монастыря на Филейке. В обители был принят и исполнялся Афонский устав, поэтому этот монастырь именовали " Вятским Афоном " . Церковь св.Александра Невского заложена в 1890 году в день официального открытия обители. До момента открытия монашеская жизнь на сем месте теплилась около трех десятилетий, т.к. еще в 60-е годы XIX века св. Стефан поставил уединенную келию на месте будущей обители и начал здесь свой молитвенный подвиг. Вскоре к нему стали стекаться люди, стремящиеся к спасению души и ищущие духовного руководства. Так возникла община - основа будущего монастыря. 1891 г. – в Филейский монастырь поступил Митрофан Швецов, духовный сын о.Стефана – будущий преп. Матфей Яранский чудотворец. 1891-1899 гг. – годы жительства и духовного возрастания преп. Матфея на Филейке. Преподобный Матфей Яранский родился во граде Вятке в 1861 году. В молодости работал в купеческой лавке, был духовным сыном преп. Стефана Филейского, в 1891 году поступил послушником в Александро-Невскую обитель. Прошел в ней путь от послушника до иеромонаха. Духовно окреп и вырос здесь, и в 1899 году был переведен в Яранский Пророчицкий монастырь, где стал духовником обители. Паломники начала XX в. описывают необычайную устроенность монастырского быта: «монастырь поражает деловитостью и хозяйственностью своих насельников. Кругом он обнесен каменною стеною в ограде 2 каменных корпуса и 2 храма. За оградой 2 громадные гостиницы, мельница, скотный двор. С западной стороны от ограды возвышается постройка нового собора. 30 августа 1904 г. началось строительство Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Автором проекта выступил архитектор И.А. Чарушин. Собор был в основном выстроен к 1917 году, но отделать собор изнутри и освятить его не успели. Собор по виду напоминает Александро-Невский собор в Вятке, но вместимостью больше его. Площадь, принадлежащая монастырю, покрыта строевым хвойным лесом. Над монастырем крутой лесистый обрыв (имеется ввиду лесистый склон у лесопарка близ нынешней Северной больницы, монастырь располагался от этого склона до нынешних гаражей, тянущихся вдоль трассы к новому мосту), с которого бегут источники холодной воды, распределенной по трубам в разных направлениях для надобности монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=32815

12 сентября 1957 года, в день перенесения мощей св. князя Александра Невского в Петербург, храм был торжественно освящен Митрополитом Елевферием в сослужении с Епископом Алексием и многочисленным духовенством. На следующий день был освящен боковой придел собора во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Реставрационные работы во храме велись в 1957–60 годах под руководством архитектора X. Д. Халтурина. Живопись восстанавливалась художником-реставратором Н. В. Перцевым. В этом году храм отметил свое 200-летие. 11 сентября вечером Святейший Патриарх Алексий возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком соборе в сослужении с Митрополитом Ленинградским и Ладожским Иоанном, Архиепископом Никоном, Архиепископом Пензенским и Саранским Серафимом, Епископом Тамбовским и Мичуринским Евгением, Епископом Новгородским и Старорусским Львом, Епископом Истринским Арсением; а 12 сентября – Божественную литургию в соборе. В июне 1990 года Свято-Троицкий собор стал центром торжеств, посвященных 750-летию Невской битвы. Свято-Троицкий собор – одна из старейших святынь нашего города, и ныне поражает своим великолепием. Мощный купол собора и две колокольни, примыкающие к западному фасаду храма, доминирует над Лаврой. С западной стороны храма устроена паперть со множеством колонн. Здесь три двери. Над центральными дверями два Ангела держат золоченый щит, на котором изображен орденский знак св. князя Александра Невского. На стенах храма, над входными северными и южными дверями с внешней стороны выполнены лепные горельефы на Ветхозаветные сюжеты. Главная святыня соборного храма и всей Лавры- мощи святого благоверного великого князя Александра Невского. Святые мощи почивают в кипарисовом ларце, в раке, устроенной под сенью за правым клиросом. В июне 1724 года святые мощи были по указанию Императора Петра Великого подъяты из Рождественского монастыря во Владимире-на-Клязьме и препровождены сухим путем до Новгорода и далее водою до С.-Петербурга. 30 августа (12 сентября/н. ст.) 1724 года св. мощи были встречены при устье реки Ижоры Императором Петром Первым и перенесены на особую галеру, на которой и были доставлены в С.-Петербург. Под колокольный звон и гром орудий при огромном стечении народа св. мощи были торжественно внесены в Александро-Невский монастырь, где и были поставлены первоначально в Благовещенской церкви, а затем (с 1790 г.) – в Свято-Троицком соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

Так как скит расположен на крутой горе, то воду достать можно было только из реки Тускари. В осеннее и весеннее время года, вода стекая с гор, была очень плохая, да и носить воду было очень трудно, почему монахиня Феофания, которая была в то время смотрительницей скита, в 1909 году устроила артезианский колодец, благодаря пожертвованиям благотворителей и в особенности Евпраксии Феодоровны Реутовой, имя которой поминается в синодике монастырского скита. Колодец в настоящее время не сохранился. Заслуга в создании и строительстве скита св. блгв. кн. Александра Невского принадлежит Игумений Софии. В миру Стефанида Васильевна Ступина, дочь городничего г. Обояни, получила образование в Харьковском институте благородных девиц. Приняв монашество в 1843 г. с именем Софии в 1865 году посвящена в сан Игумений Высокопреосвященным Илиодором. Управляла монастырем 44 года. Умерла в 1909 году на 102-м году жизни. Ее могила была вновь обретена в 1999 году монахиней Серафимой Коноваленко, которая милостию Божией удостоена была с 1998 по 2003 г. восстанавливать Курский Свято-Троицкий женский монастырь. После революции 1917 года Скит св. блгв. кн. Александра Невского постигла участь всех монастырей Русской Православной Церкви. В докладе секретаря Губисполкома Казанского от 18/П 1925 года мы читаем: «На Ваше отношение 102734 сообщаем нижеследующее: 1) Всего закрытых монастырей в Курской губернии – 12; 2) Не закрытых – 3; 3) Особого внимания по количеству имущества заслуживают следующие монастыри: Монастыри Шуклинский Александро-Невский женский Курского уезда, Скит «Лог» Белгородского уезда и Коробкинский Льговского уезда еще функционируют, имущество их не учтено, хотя имеются казенные постройки и утварь. В рапорте инспектора Введенского читаем следующее: «Шуклинский Александро-Невский женский монастырь, числящийся закрытым с 1922 год фактически не закрыт и до сих пор. Те же самые монахини, жившие здесь ранее, а частью переселившиеся сюда, правда в незначительном количестве, из б. женского Курского монастыря, продолжают свою деятельность в Шуклинке, имея свою Игумению, казначейшу и прочих; нач. лиц. В пределах монастыря имеется 22 монашеских домика с келиями из которых в 20 живут монахини в числе до 60 человек и среди них 1 священник. Обследование монастыря с целью выявления Госфонда производимое путем тщательного осмотра каждой келий, при чем установленная наличность чисто монастырского имущества занесена в прилагаемый при сем акт. При выявлении имуществ в Госфонд никаких эксцессов со стороны монахинь не было».

http://sobory.ru/article/?object=17423

В 1930-х годах в Симферополе, как и по всему Крыму стали закрываться храмы и другие культовые сооружения. В те годы были закрыты соседний собор Петра и Павла, а Александро-Невский кафедральный собор в ночь с 26 на 27 сентября 1930 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, был варварски взорван. Опасность нависла и над Свято-Троицким храмом. Из собора уже были изъяты церковное имущество и особо ценная утварь, а так же оклады из драгоценного металла и ризы с образов. Священники, в лице епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича)(возглавлял кафедру в 1931-1937 гг.) и протоиерея Николая (Мезенцева), вставшие на защиту собора и способствовавшие сокрытию церковных ценностей, были репрессированы. После подрыва Александро-Невского собора и закрытия Петропавловского собора, статус кафедрального перешёл к Свято-Троицкому храму. В 1933 году власти города хотели закрыть и его, переоборудовав под детский интернат, но греческая община города, в большинстве своём состоявшая из подданых Греции, ходатайствовала в Москву об отмене этого решения, и для храма сделали исключение, так как властям было крайне невыгодно вступать в конфликт с их государством. В результате Троицкая церковь через год вновь открыла свои двери для верующих. С 1946 года и до самой смерти в 1961 году здесь служил священник Лука (Войно-Ясенецкий), который впоследствии был причислен к лику святых. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в Керчи в 1877 году. Блестяще окончив Киевский медицинский университет, занимался научной деятельностью и мог бы стать всемирно известным медиком. Но Господь распорядился иначе. В 1921 году он принял сан диакона, а в 1923-м постригся в монахи с именем апостола и евангелиста Луки, одновременно получив от патриарха Тихона наказ не оставлять медицину. Три ареста, 11 лет тюрем и ссылок и Сталинская премия 1-й степени за монографию " Очерки гнойной хирургии " (1943), тяжелейшая работа госпитального хирурга и параллельное служение в храме - таковы вехи удивительной биографии святителя Луки. Скончался архиепископ Лука в 1961 году, а 22 ноября 1995 года, УПЦ причислила архиепископа Луку к лику местночтимых святых. 20 марта 1996 года мощи святителя были торжественно перенесены в Свято-Троицкий собор, а в 2000 году РПЦ причислила святителя к сонму новомучеников и исповедников. Так как Свято-Троицкий собор был кафедрой будущего исповедника святителя Луки, то с 20 марта 1996 года в храме пребывают его мощи. В 2002 году греческие священнослужители подарили монастырю серебряную раку для хранения мощей святителя Луки, от которых верующие люди до сих пор получают исцеления после молитв к святителю.

http://sobory.ru/article/?object=08801

В самом центре города находится Троицкий женский монастырь. Именно здесь, в Троицком соборе, покоятся мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который служил здесь с 1946 по 1961 год.«Каждый день, с утра до вечера, к святителю течет людская река помолиться об исцелении от болезней или поблагодарить за это исцеление. Паломники приезжают со всех концов России, стран СНГ, из Греции, где святителю посвящено более 40 храмов (в Крыму 11 храмов в честь святителя Луки. — Прим. авт.), а недавно приехала группа православных из Австралии. Мы стараемся записывать случаи чудесного исцеления, чтобы издать их отдельной книгой», — говорит клирик храма протодиакон Василий Марущак, автор одной из первых биографий святого. В Троицком соборе хранится также икона «Образ Пресвятой Богородицы “Скорбящая”» (такова надпись на ней), чудесным образом обновившаяся в 1998 году. Ее пожертвовала в храм одна из прихожанок. Очевидцы рассказывают, что на тот момент изображение было тусклым, темным, слабо различимым и обновилось в праздник Успения Богородицы. В 1999 году эта икона крестным ходом обошла весь полуостров, став поистине всекрымской святыней. В Троицком монастыре находится и музей Святителя Луки, а через дорогу стоит дом, где он жил. В 2001 году к дому пристроили ­часовню. В 10 минутах ходьбы от Троицкого монастыря высится шатровая колокольня Свято-Петропавловского кафедрального собора. Исторически сложилось так, что на небольшом пятачке в центре Симферополя собралось сразу несколько храмов, обойти которые можно в течение полутора часов. Это восстанавливаемый Александро-Невский собор, храм Трех святителей и, собственно, кафедральный Петропавловский собор. Внешне скромный, но богато украшенный и вместительный внутри, он был построен в 1870 году вместо небольшой деревянной церкви святой Екатерины, которая стояла здесь с 1806 года. В этом соборе раньше хранились мощи святителя Гурия (Карпова)1 архиепископа Таврического (см. справку), которые 7 июля 2016 года перенесли в Александро-Невский собор. Уже в наши дни к святителю Гурию обращаются за помощью в исцелении болезней.

http://e-vestnik.ru/church/krim_pravosla...

В Федоровском монастыре часто бывал и большой почитатель Ивана Грозного Петр Первый. Здесь на Плещеевом озере юный император создавал свой потешный флот, который стал колыбелью российский флота. В 1913 году в Федоровском монастыре торжественно встречали святого страстотерпца российского государя Николая Второго с его царственным семейством. Перед революцией 1917 года прихожанином Федоровского монастыря являлся местный земский врач Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий - будущий русский святой архиепископ Лука. Несколько лет назад в Федоровском женском монастыре довелось служить и автору этих строк, но тогда Федоровский собор еще только восстанавливался, а сегодня в нем уже совершаются богослужения. Здесь же на территории Федоровской обители разместилось сегодня управление новообразованной Переславской и Угличской епархии, которую возглавляет молодой очень деятельный епископ Федор Казанов, уроженец здешних мест. Неподалеку от Федоровского монастыря возвышается другая белокаменная обитель, история которой неразрывно связана с именами первого русского царя Ивана Васильевича Грозного и его отца - Василия Ивановича Третьего. Великий московский князь Василий Иванович основал этот монастырь вместе с местным игуменом преподобным Даниилом Переславским, а когда у великого князя и его супруги великой княгини Елены Глинской в 1530 году родился будущий русский государь Иван Васильевич, то великокняжеская чета построила здесь каменный храм в честь Святой Троицы. Так они благодарили Бога за рождение долгожданного сына, крестным отцом которого был преподобный Даниил. В Троицком соборе почивают мощи Даниила Переславского. Недавно в Свято-Троице-Даниловом монастыре случилась трагедия - в праздник Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна был убит наместник этой обители игумен Даниил Соколов. Молился Иван Грозный и в Преображенском соборе. Собор находится в самом центре Переславля на Красной площади. Это самое древнее церковное здание в Ярославской области. Собор начал строиться в 1152 году Юрием Долгоруким, а достроен был его сыном святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским в 1157 году. Здесь возле собора находился княжеский терем, в котором 30 мая 1220 года родился великий русский полководец святой благоверный великий князь Александр Невский. Здесь в Преображенском соборе Александр Невский был крещен.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/28/...

Основная идея заключается в том, чтобы люди смогли посетить три обители нашего северного края (причем довольно-таки отдаленные!) в течение одного дня. Вот каков план: комфортабельный автобус рано утром отправляется из Санкт-Петербурга (забирая паломников с двух станций метро) и приезжает к нам в Старую Ладогу, где паломники с первых минут погружаются в удивительную атмосферу древности, которая царила несколько столетий назад. Почувствовать живое дыхание истории и одновременно увидеть труды братии и сестер по возрождению святынь и налаживанию монастырской жизни они смогут в двух Староладожских монастырях. В нашем Никольском и в Свято-Успенском девичьем монастыре, на территории которого находится настоящая жемчужина Северо-Запада – храм Успения Пресвятой Богородицы XII века с сохранившимися фресками. То есть это храм домонгольского времени! Запланировано в новом паломническом маршруте и посещение остатков древнего Иоанно-Предтеченского монастыря на Малышевой горе, сегодня представленного старинной действующей – приписанной к нашей обители – церковью Рождества Иоанна Предтечи (XVII век). Далее гостям предстоит спуститься к источнику святой великомученицы Параскевы Пятницы, датируемому IX веком. Кто захочет, может окунуться. И заключительным аккордом, конечной точкой в этом путешествии будет Зеленецкий Свято-Троицкий мужской монастырь (или Мартириева Зеленая пустынь), где покоятся мощи основателя обители преподобного Мартирия. Я бесконечно благодарен игумении Ангелине (Васильевой) и архимандриту Пахомию (Трегулову), что они согласились участвовать в столь нужном благом деле. Иеромонах Иоанн (Семин) с паломниками у раки преподобного Мартирия Зеленецкого      Помнится, Вы с такой теплотой Вы говорили о матушке Ангелине, поздравляя ее в прошлом году с 76-летием! Рассказывали и о том, как важны для Вас в начале игуменского пути советы другого человека, имеющего немалый опыт в деле возрождения обители, тоже очень древней. Если быть точным, то еще более древней, чем наш Староладожский Никольский монастырь, основателем которого, согласно преданию, является святой благоверный князь Александр Невский.

http://pravoslavie.ru/146221.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010