Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Александра Невского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Трапезный храм Поблизости от Троицкого и Преображенского соборов расположен одноэтажный трапезный храм во имя св. блгв. князя Александра Невского. О появлении на этом месте трапезы пророчески говорил дивеевским сестрам батюшка Серафим, хотя при его жизни здесь находилось сельское кладбище. Строилась эта каменная трапезная в 90-е годы XIX века при игумении Марии (Ушаковой). В храме служили в основном зимой. Обычно пищу разносили по корпусам, на общую трапезу сестры собирались только по праздникам. Трапезный зал вмещал одновременно до 1600 человек. В западной части здания находилась кухня. В советское время в здании располагались клуб, библиотека и кинотеатр. Возвращение трапезного корпуса монастырю растянулось с 1997 по 2000 год. 1 августа 2000 года в отреставрированном трапезном храме состоялась праздничная трапеза с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а 14/27 ноября 2000 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем. Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря На Соборную площадь монастыря выходят южный фасад Троицкого собора и главные фасады Преображенского собора и трапезного храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Новая каменная трапезная была построена при игумении Марии (Ушаковой) в 1895 году вместо сгоревшей 21 января 1890 года. Как многие храмы тогда в России, трапезный храм был посвящен небесному покровителю царя Александра III в память о чудесном избавлении Царской семьи во время крушения царского поезда 17 октября 1888 года около станции Борки. 1 августа 2000 года в отреставрированном трапезном храме состоялась праздничная трапеза с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 14/27 ноября 2000 года храм освятил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. В 2001–2002 годах храм был расписан Палехской иконописной мастерской «Лик». Площадь росписи – более 1200 кв.м. Основными сюжетами росписи являются: фреска «Успение Пресвятой Богородицы» на западной стене трапезной и две фрески на восточной стене, посвященные преподобным и священномученикам Дивеевским. На северной стене изображены Нерукотворный образ Спасителя и Архангелы Михаил и Гавриил, на южной – святой благоверный князь Александр Невский. Свод потолка расписан орнаментальной композицией, включающей в себя 25 поясных медальонов с изображениями святителей, преподобных и мучеников.

http://sobory.ru/article/?object=05362

Закрыть «Постараюсь подражать владыке Назарию» В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин 16:22 31.08.2023 866 Время на чтение 3 минуты Фото: иеромонах Лев (Чихирин) В среду, 30 августа, в Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин. В Свято-Троицком соборе его встретили епископ Кузнецкий и Никольский Назарий, братия, сотрудники и прихожане, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Епископ Вениамин приложился к главным святыням лавры - мощам благоверного великого князя Александра Невского и иконе Божией Матери «Невская Скоропослушница». Был отслужен молебен. «Я хочу здесь перед Богом, перед святыми мощами Александра Невского, перед святынями нашей лавры вручить вам главное сокровище - братию, - сказал владыка Назарий. - Собирать братию - самое трудное. Можно золотить, реставрировать, созидать, но если не будет братии, то монастырь - всего лишь архитектурный памятник. За двадцать семь лет, что я управляю лаврой, из восьми насельников, что я принял, число их выросло до шестидесяти восьми. Желаю вам не только сохранить, но и приумножить братию. Это одна из главных задач любого наместника. Управлять городским монастырем сложно. Если вдруг что-то будет непонятно - я всегда готов прийти на помощь. Прошу ваших с братией молитв. Я отправляюсь на новое послушание - управление епархией, имея сугубо монастырский опыт. Несмотря на то, что нас будут разделять почти полторы тысячи километров, я душой останусь с этой обителью. Верю твердо, что Пресвятая Богородица и благоверный князь Александр Невский не оставят вас своим покровительством». Епископ Вениамин поблагодарил владыку Назария за теплый прием, выразил надежду на молитвенную помощь и поддержку со стороны насельников и прихожан монастыря. «Благодаря вашему доброму, широкому сердцу я получил утешение и спокойно взошел на кафедру в Свято-Троицком соборе, - сказал он. - Конечно, для вас двери лавры всегда открыты, это ваш дом. Быть здесь столько времени, нести послушание, которое Церковь вам установила - это великий подвиг. Я буду стараться достигнуть этих высот и все ваши начинания и дела приумножить. Понимаю, что для всех вас я новый и в чем-то чужой человек. Я не из этой среды, но Господь судил мне это послушание - во всем есть промысл Божий. Я буду стараться с вами сродниться, надеюсь, что мы соединимся в едином теле, где есть глава Христос. Будем вместе с братией наши монашеские подвиги приумножать на благо нашего спасения. Знаю, как тяжело прощаться со своим пастырем. Я тоже прощался с паствой, было много слез и переживаний. Постараюсь подражать владыке Назарию. Дай Бог, чтобы мы стали единой семьей и наши сердца едино бились. Мы с вами единой веры и у нас один подвиг - достигнуть великого дара спасения. Надеюсь, мои дела будут полезны и братии, и людям, которые сюда приходят».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/31/po...

Свято-Троицкого Монастыря всегдашней ваш богомолец, архимандрит Тихон Писарев о вышеупомянутом монахе прошу слезно, припадая к ногам вашего благородия, Бога моля, челом бью. Богомолец ваш непотребный чернец, келарь Иосиф Бурцов раболепно челом бью и о вышеписанном монахе прошу 4173 . IV.Muлocmubый наш благотворитель Алексей Васильевич, десница Вышнего Бога сохранит здравее вашей милости на лета многа. По указу Царского Пресветлого Величества позвались в Санкт-Питербурх Троицкого Сергиева Монастыря монахи и со служители, в том числе посельской монах Алексей Логинов, на котором у нас во святой обители и в подмонастырных наших во многих вотчинах предлежано на него многая земляная пахота и хлебные припасы и всякое монастырское нужнейшее отправление черное, без которых нам нужд во обители пробыть во оное отправление такова другова монаха у нас во святой обители не обретается, и такого вышеуказанного многова отправления положить не на кого. Прошу вашие к себе, благотворитель Алексей Васильевич, милости, да не презриши о сем нашего прошения ради Всероссийского великого чудотворца Сергия, дабы оной Логинов твоим милостивым рассуждением и заступлением от Санкт-Питербурхские посылки овсе помилован и свобожден учинился. В чем я на снисходительную твою милость весьма благонадежен и о многолетном твоем здравии соборне и келейне должен молити Трисвятого Господа Бога всегда 4174 . Богомолец ваш и слуга, Свято-Троицкого Сергиева Монастыря архимандрит Тихон Писарев, земно кланяюсь и милости прошу, без которых нам не можно и самим пробыть людей, помилуй, государь, заступи своим милостивым к дому святому милосердием, ей, государь, многие дела остановились, а нарядить стало некого, слезно прошу, моя братья в других обителях выслуживали Великому Государю, прибыли великие чинят, а у меня ни в худые службы некого послать, пьяных дурачья много, а выбрать на сего монаха службу не из кого, прошу, помилуй, батька наш Алексей Васильевич, не презри нашего просьбы, Бога моля челом бью 4175 . V.Baшeмy высокопочтеннейшему благородно рабски доношу.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Отметка: Подано в 15 день февраля 1719-го и оной старен в Монастыре архимандриту явился 4177 . XIII. Справка по истории Александро-Невского Монастыря, 1761-го года. В Канцелярии Свято-Троицкого Александро-Невского Монастыря по справке. 1 . Оной Александро-Невской Монастырь строить велено по состоявшемуся в 1712-м году именному блаженный и вечной славы достойные памяти Государя Императора Петра Великого указу и как под оный Монастырь место избрано, так и имиемому быть во оном каменному зданию план, а протчему внутреннему и внешнему украшению рисунки опробованы Его ж Императорского Величества в 1716-м году и блаженные ж и вечной славы достойные памяти Государыней Императрицей Екатериною Алексеевной в 1726-м годах собственноручными подписаниями. 2 . На строение и содержание оного Троицкого Александро-Невского Монастыря именными Его Императорского Величества в 1711-м, 1713-м и 1714-м годах состоявшимися указами пожалованы были во владение оного Монастыря от Троицкой Ссргиевой Лавры, от Иверского и от прочих Монастырей и Пустынь 8.195 дворов, а в них по тогдашней генералитецкой переписи мужеска полу душ было 39.521, с которых вотчин (кроме хлеба и других столовых припасов) окладных и неокладных доходов собиралось более 17.000 рублей, при чем и показанной Иверской Монастырь со всеми вотчинами и Старорусскими 11-ю соляными варницами к тому ж Александро-Нсвскому Монастырю был приписан. 3 .   Как оной Александро-Невской Монастырь с 1717-го года действительно строением начался, а вышеозначенных доходов на исправление оного крайне недостаточно стало, то, по именному Его ж Императорского Величества в 1721-м году состоявшемуся указу, велено от вышеозначенных Старорусских к Невскому Монастырю приписанных соляных варниц из прибыльных кабинетных доходов давать на строение оного Монастыря в год до 10.000 рублей, кроме таможенных от кабацких прибыльных и лазаретных сборов, коих по именному Его Императорского Величества указу на вышеозначенное строение немалая сумма собиралась, а понеже оная сумма неокладная и не по равному в год числу собирана была, то о точности показать не можно, а например в тогдашнее время доходило от 8-и до 9-и тысяч рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Из журнала: " Московские Епархиальные ведомости " . 2019 и сайта: my-old-kupavna.ucoz.ru/История города Старая Купавна/Купавинский Свято-Троицкий храм В Троицком храме города Старая Купавна Богородского городского округа находится особо почитаемая верующими икона Владимирской Божией Матери. Купавинский список ценен тем, что является одним из немногих предметов храмового убранства, который удалось спасти от уничтожения в 1930-е годы. Старая Купавна связана с Владимиром также своим расположением вблизи дороги, ведущей из Москвы в этот древний город. По этой причине в 1724 году жители Старой Купавны стали свидетелями и участниками торжественной процессии перенесения гроба с мощами святого князя Александра Невского из Владимира на Клязьме через Москву в Санкт-Петербург. День церковной памяти Александра Невского, которого особо почитают в Троицком храме, отмечается 6 декабря по новому стилю. Горьковское шоссе – современная автомобильная трасса, ведущая из Москвы во Владимир – часто не совпадает с линией старинного Владимирского тракта. В районе Старой Купавны прежняя дорога пролегала примерно на километр южнее нынешней магистрали и совпадала с Большой Московской улицей. Таким образом, Троицкий храм был воздвигнут прямо на знаменитой «Владимирке». Тракт был известен тем, что по нему вплоть до середины XIX века гнали пешим этапом каторжных и ссыльных из Бутырского тюремного замка Москвы во Владимир, а затем в Сибирь. Каждые двадцать с лишним верст у Владимирки располагались этапные тюрьмы, где осужденные делали остановки. Условия перемещения каторжан были жуткими. Железные кандалы на руках и ногах больно врезались в тело, а изнурительный путь продолжался иногда больше двух лет. Больные и слабые нередко погибали в походе, не успев дойти до места своего заключения. Церкви в самом начале долгой дороги играли особую роль для этапируемых. Многие из них приступали здесь к церковным обрядам как в последний раз, не зная наперед, доживут ли они до конца пути. Впрочем, Владимирка была дорогой не только каторжников. Владимирский тракт был важным торговым и военным путем, а также знаковой дорогой в религиозной жизни страны. В 1724 году царь Петр I принял решение перенести гроб с мощами благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира, где они хранились с XIII века, в образованный в Санкт-Петербурге Александро-Невский монастырь. Маршрут торжественной процессии пролегал через Москву, а оттуда, минуя Клин, Тверь и Новгород, шел в новую столицу. Во всех селах и храмах, которые стояли вблизи Владимирского тракта, мощи святого князя встречали колокольным звоном и крестными ходами. Писатель И. Хитров в книге, посвященной событию перенесения святыни, указал, что 16-го августа гроб с мощами Александра Невского встретили верующие Старой Купавны. Процессия вышла из Владимира 11-го августа и достигла Москвы 17-го числа.

http://sobory.ru/article/?object=07143

здесь возобновила свою деятельность Духовная академия. Троице-Сергиева лавра сегодня является крупнейшим православным мужским ставропигиальным монастырем РПЦ, куда стремятся тысячи паломников со всех концов нашего обширного Отечества, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Она по-прежнему сохраняет первенство одного из основных духовных центров в современной России. А уникальный архитектурный ансамбль лавры по праву входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Почетным статусом лавры в России обладает также Александро-Невский монастырь, ставший первой монашеской обителью в новой учрежденной столице Санкт-Петербурге. Из древнего Владимира сюда торжественно были перенесены, по указанию Петра Великого, святые мощи благоверного великого князя Александра Невского, особо почитаемого защитника Руси и отныне ставшего ангелом-покровителем новой империи. Один из старейших архитектурных ансамблей города был заложен Петром в 1710 г. на берегу Черной речки, где он указал «непременно быть монастырю». И было определено именовать монастырь «Живоначальныя Троицы и святого благоверного Великого князя Александра Невского» и расположить по правую сторону речки каменные монастырские строения, а по левую – деревянные партикулярные. Монастырь задумывался «преобразователем» Петром как новый тип учреждения, под влиянием модных тогда социальных учений, стремящихся придать монашеству утилитарное предназначение. Поэтому монастырь должен был стать образовательным, лечебным, благотворительным и исправительным заведением. Здесь предполагалось обустроить приют для увечных воинов и инвалидов Северной войны, создать госпиталь, в котором должны были нести послушание иноки, а также учредить заведение для лечения пьяниц. К счастью, идея подобного монастырского общественного служения не была реализована, ибо оно противоречило бы самой сущности монашеского духовного подвижничества. Александре-Невская лавра. Гравюра начала XIX b. Монастырь основывался на предполагаемом месте сражения Александра Ярославовича со шведами в 1240 г.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Свято-Серафимовский собор (Киров) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Серафима Саровского Свято-Серафимовский собор был заложен в 1904 г. по проекту И.А. Чарушина, освящен в 1907 г. Содержание История [ править править код ] Серафимовская церковь стала храмом единоверческой общины, была построена в плотной городской застройке. Рядом находились Александро-Невский собор и Донская Стефановская церковь, чуть поодаль располагались Успенский Трифонов монастырь, Троицкий кафедральный собор, Спасский собор. То есть изначально Серафимовский собор не входил в число главных храмов города. Это вполне объяснимо исторически. Еще в 1760-1770 х гг. сформировались два духовных центра Вятской епархии. Первый располагался в Троицком кафедральном соборе. В нем были Великорецкий образ святителя Николая и св. архангела Михаила, приделы, освященные в их честь. Также в соборе была еще одна святыня - чтимая верующими гробница архиепископа Ионы. Второй духовный центр был в Успенском соборе Успенского Трифонова монастыря (с находящимися под спудом мощами преп. Трифона и блаж. Прокопия). Но спустя 30 лет после освящения Серафимовской церкви ситуация как на Вятской земле, так и в целом по стране была диаметрально противоположной той, что была в начале ХХ в. 11 декабря 1937 г. были расстреляны архиепископ Киприан (Комаровский) и группа священнослужителей, после чего " Вятская кафедра фактически перестала существовать " . Это же подтверждают и данные о числе храмов: " Если в декабре 1936 года при создании Кировской области на ее территории продолжали действовать 310 из 554 существовавших здесь церквей, то к октябрю 1941 года действующими оставались всего 6 храмов в Оричевском, Малмыжской и Кикнурском районах " . Были уничтожены или закрыты все храмы областного центра, в Серафимовской церкви открыли антирелигиозный музей, причем, есть упоминание, что среди экспонатов были вериги и пелена преп. Трифона. Но начало Великой Отечественной войны в корне изменили ситуацию в отношении религии. В г. Кирове было принято решение открыть Серафимовскую церковь. Архиепископом Кировским и Слободским был назначен Вениамин (Тихоницкий), который занимал Вятскую кафедру в 1942-1957 гг. Первая служба в открытом соборе состоялась 9 июля 1942 г., в праздник Тихвинской иконы Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Серафимо...

Рижскую кафедру занимали многие выдающиеся иерархи Русской Церкви, в том числе архиепископ Агафангел (Преображенский, в Риге с 1897 по 1910 гг.), умерший в сане митрополита Ярославского и ныне прославленный в лике святых. В годы первой мировой войны, нанесший сеьезнейший ущерб прибалтийскому православию, значительная часть церковного имущества, включая почти все колокола, была эвакуирована во внутренние районы России, откда уже не вернулась. Часть храмов была разрушена. После приобретения страной независимости в 1918 году некоторые храмы и часть церковной собственности были отобраны у православных. Возрождать Церковь и церковную жизнь пришлось одному из наиболее замечательных святителей прошлогшо столетия - архиепископу Иоанну (Померу). Он занимал рижскую кафедру с 1921-го по 1934 год и пользовался безусловных авторитетом во всех слоях латвийского общества. Архиепископ Иоанн был злодейски замучен неизвестными преступниками 12 октября 1934 года. В годы войны Православная Церковь Балтийского края находилась под архипастырским попечением митрополита Сергия (Воскрессенского), создателя знаменитой Псковской миссии Владыка возрождал церковную жизнь на оккупированных территориях. Он был зверски убит в апреле 1944 года. После Великой Отечественной войны сногие латвийские православные храмы были зактрыты или разрушены. Среди последних - Александро-Невский собор в Даугавпилсе. Был закрыт и превращен в планетарий и кафедральный Свято-Рождественский собор в Риге. Многие священнослужители оказались репресированы. Тем не менее в годы советской власти в Латвии действовали 90 православных храмов, сохранился и рижский Свято-Троицкий женский монастырь, который на сегодняшний день дал Русской Церкви 19 матушек-игумений, несущих труды по возрождению иноческой жизни по всей России и за ее пределами. В конце 1980-х годов начинается новый этап в истории праовславия в Латвии. Ныне ЛПЦ является автономной Церковью под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. С 1990 года ее Предстоятелем является митрополит Рижский и всея Латвии Александр. Православные христиане составляют примерно четвертую часть населения страны. В Латвии сегодня действуют около 120 приходов, два монастыря, существует духовная семинария, открыты воскресные школы, издаются две православные газеты, календари, учебная литература. Латвийские православные добились возможности в определенных рамках обучасть своих детей Закону Божию в общеобразовательных школах сообразно собственному вероисповеданияю.

http://patriarchia.ru/db/text/116242.htm...

1889 г. – освящение Успенского храма во обители св. Стефана. Ноябрь 1889 – апрель 1890 гг. - указы св.Синода об учреждении монастыря в честь св. Александра Невского на Филейке. 29 августа 1890 г. – кончина св. Стефана. Обрел упокоение близ алтаря Успенского храма. Сентябрь 1890 г. – официальное открытие (после 30 лет «неофициальной» истории) Александро-Невского монастыря на Филейке. В обители был принят и исполнялся Афонский устав, поэтому этот монастырь именовали " Вятским Афоном " . Церковь св.Александра Невского заложена в 1890 году в день официального открытия обители. До момента открытия монашеская жизнь на сем месте теплилась около трех десятилетий, т.к. еще в 60-е годы XIX века св. Стефан поставил уединенную келию на месте будущей обители и начал здесь свой молитвенный подвиг. Вскоре к нему стали стекаться люди, стремящиеся к спасению души и ищущие духовного руководства. Так возникла община - основа будущего монастыря. 1891 г. – в Филейский монастырь поступил Митрофан Швецов, духовный сын о.Стефана – будущий преп. Матфей Яранский чудотворец. 1891-1899 гг. – годы жительства и духовного возрастания преп. Матфея на Филейке. Преподобный Матфей Яранский родился во граде Вятке в 1861 году. В молодости работал в купеческой лавке, был духовным сыном преп. Стефана Филейского, в 1891 году поступил послушником в Александро-Невскую обитель. Прошел в ней путь от послушника до иеромонаха. Духовно окреп и вырос здесь, и в 1899 году был переведен в Яранский Пророчицкий монастырь, где стал духовником обители. Паломники начала XX в. описывают необычайную устроенность монастырского быта: «монастырь поражает деловитостью и хозяйственностью своих насельников. Кругом он обнесен каменною стеною в ограде 2 каменных корпуса и 2 храма. За оградой 2 громадные гостиницы, мельница, скотный двор. С западной стороны от ограды возвышается постройка нового собора. 30 августа 1904 г. началось строительство Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Автором проекта выступил архитектор И.А. Чарушин. Собор был в основном выстроен к 1917 году, но отделать собор изнутри и освятить его не успели.

http://sobory.ru/article/?object=32815

Особенности путешествия Два раза в день из Пскова до деревни Большая Толба ходит автобус. Оттуда до островов добираются водным путем (на лодке или катере), по предварительной договоренности с отцом Сергием по электронной почте: denmikbox@mail.ru . Подробнее... Святыни Псковской области [ править править код ] ПСКОВ. Кафедральный Троицкий собор: мощи благ. кн. Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил Псковские, прмч. Иоасаф Снетогорский, блаж. Николай Саллос (части мощей в общей раке), оригиналы «Чирской» («Псковской») и «Псково-Покровской» икон Божией Матери, икона муч. Пантелеимона Целителя. Александро-Невский храм: «Сурдегская» икона Божией Матери. Д. ОЗЕРА, Гдовского района. Покровский храм: мощи преп. Иларион Гдовский (XV в.). С. ЕЛИЗАРОВО, Псковского района. Спасо-Елеазаров женский монастырь: икона «Спас Елеазаровский», «Феодоровская» икона Божией Матери. Д. ОСТРОВ ЗАЛИТ (о. Залит (Талабск) на Псковском озере). Кладбище: чтимая могила прот. Николая Гурьянова. Д. ОСТРОВ ИМ. БЕЛОВА (о. им. Белова (Верхний) на Псковском озере). Петропавловский храм: мощи преп. Досифей Верхнеостровский (XV в.). КРЫПЕЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Псковский район; к востоку от д. Тупицы): мощи преп. Савва (XV в.) и Корнилий (XIX в.) Крыпецкие. П. ИЗБОРСК, Печорского района. Храм Рождества Богородицы: мощи преп. Серапион Изборский (XVI в.) (мощи под алтарем). Никольский храм: «Корсунская» икона Божией Матери. Д. МАЛЫ, Печорского района. Рождественский храм: мощи преп. Онуфрий Мальский (XVI в.) (мощи под алтарем), блаж. Матфей (не канонизирован; чтимая могила около храма). ПЕЧОРЫ. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: мощи преп. Марк, Иона, Васса (XV в.), Корнилий (XVI в.), Лазарь (XIX в.) и Симеон (ХХ в.) Псково-Печерские, мц. Татиана (десница), иконы Божией Матери «Успение Пресвятой Богородицы – Псково-Печерская» и «Умиление-Псково-Печерская» (в алтаре), в пещерах – чтимые могилы митр. Вениамина (Федченкова) , архим. Алипия (Воронова) и Иоанна (Крестьянкина) , схииг. Саввы (Остапенко), иеросхимон. Михаила (Питкевича) и др. старцев.

http://azbyka.ru/palomnik/Псковская_обла...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010